Гигиенические принципы организации учебно-воспитательного процесса
статья

Гигиенические принципы организации учебно-воспитательного процесса

Гигиеническое нормирование объема учебной нагрузки исходит из двух противоположных, на первый взгляд, тенденций: нагрузка не должна быть слишком велика с тем, чтобы она не превышала возможности ребенка, и слишком мала, иначе утратит свою развивающую тренирующую роль.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гигиенические принципы организации учебно-воспитательного процесса

Гигиеническое нормирование объема учебной нагрузки исходит из двух противоположных, на первый взгляд, тенденций: нагрузка не должна быть слишком велика с тем, чтобы она не превышала возможности ребенка, и слишком мала, иначе утратит свою развивающую тренирующую роль.

В связи с этим основным принципом гигиенического нормирования учебной нагрузки является ее соответствие функциональным возможностям организма ребенка и подростка, что увеличивает период работоспособности, отодвигает развитие утомления и предотвращает переутомление.

В процессе занятий у учащихся постепенно развивается утомление. Утомление нарастает к концу учебного дня, учебной недели и учебного года и оно характеризуется снижением гемодинамических показателей, снижением функции зрительного и слухового анализатора, уровня насыщения крови кислородом, повышением отвлечения от восприятия информации и т. д. На фоне данных изменений возникают так называемые «школьные заболевания». Правильно организованное обучение способствует благоприятному росту и развитию учащихся, а также укреплению их здоровья.

Гигиенические принципы организации обучения детей в школе:

  • соответствие учебных нагрузок возрасту школьника;
  • соответствие учебных нагрузок индивидуальным особенностям ребенка;
  • соответствие учебных нагрузок состоянию здоровья ребенка.

В процессе учебы ребенок переходит от урока к уроку в соответствии с расписанием занятий. Оптимальная работоспособность учащихся обеспечивается гигиенически рационально составленным расписанием учебных занятий.

Основные требования к составлению расписания уроков

При составлении расписания уроков учитывается динамика изменения работоспособности в течение учебного дня и недели и необходимость чередования различных видов деятельности.

Требования к организации урока

Основным звеном в системе учебного процесса является урок, и от того, насколько гигиенически рационально он построен, зависит работоспособность учащихся, а, следовательно, их успеваемость и состояние здоровья.

1. Продолжительность урока (кроме 1 класса) не должна превышать 45 минут. В первом классе продолжительность составляет 35 минут.

2. Профилактика переутомления может быть достигнута не только регламентированием длительности урока, но и его элементов, поэтому урок должен быть построен на чередовании различных видов деятельности (письмо, чтение, устная работа, творческая деятельность). Отдельные виды учебной деятельности на уроке по основным предметам (письму, чтению, математике) значительно влияют на функциональное состояние организма и работоспособность детей. Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах – 10-15 минут. Плотность урока должна быть 80%.

3. Учитель начальных классов должен на уроках организовывать физкультурные минутки для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Обязательное проведение двух физкультминуток на каждом уроке. Физкультминутку необходимо провести в фазу спада работоспособности, так как это препятствует дальнейшему развитию как умственного, так и мышечного утомления. Ее продолжительность должна составлять 2-3 минуты, что временно снижает нагрузку зрительного анализатора и позвоночника, оптимизирует состояние мозгового кровообращения и эмоциональный тонус школьника. На уроках письма физкультминутки должны проводиться на 15 и 25 минуте. Комплексы упражнений должны меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности. Позитивный эффект физкультминутки проявляется в том случае, если она проводится в положении стоя при открытых в классе фрамугах.

Желательно, чтобы за исключением уроков, характеризующихся значительной нагрузкой на голосовой аппарат, дети сопровождали движения речевками. Они способствуют установлению более правильной ритмики дыхания, а также улучшению осанки, поскольку качественное звукопроизношение нуждается в ее оптимальной организации.

Окончание регламентированной работы с компьютерами, обучения письму, чтению, математике, должно сопровождаться выполнением специального комплекса упражнений для наружных мышц глазного яблока и его аккомодационного аппарата.

4. Использование технических средств обучения. Технические средства обучения (телевидение, видео-, кино-, и диафильмы, звукозаписи) в учебном процессе снимают монотонность урока, придают занятиям эмоциональность и способствуют повышению работоспособности и успеваемости учащихся, но их применение отрицательно влияет на ЦНС, зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому регламентируется оптимальная длительность просмотров диафильмов, кинофильмов и телепередач на уроках в разных классах (табл. № 7).

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках

Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

1-2

10

15

15

15

20

10

3-4

15

20

20

15

20

15

5-7

20

25

25

20

25

20

8-11

25

30

30

25

25

25

5. Для детей младшего школьного возраста используется методика преподавания с опорой на наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления, предполагающая активное включение игры в учебный процесс.

Требования к составлению расписания в течение учебного дня

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. При составлении учебного расписания необходимо учитывать, что учебные предметы различаются по характеру деятельности, трудности, степени нагрузки первой или второй сигнальной системы, по преобладанию статического и динамического компонентов.

В связи с вышеуказанными факторами на начало учебного дня, когда еще высока работоспособность учащихся, следует ставить предметы, основанные на вербальном, словесном преподавании, т.е. нагружающими вторую сигнальную систему (русский язык, математику). В часы врабатывания (1 урок) и в период снижения работоспособности (последний урок), в расписание включаются те предметы, которые основаны на предметном, образном восприятии, что существенно легче, чем восприятие речи (пение, рисование), а также занятия, характеризующиеся выраженным динамическим компонентом (физкультура, труды, ритмика). После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы. Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2- 4 классов - 2-3 уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4 уроках.

При составлении расписания необходимо чередовать для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами. Не рекомендуется сочетание двух или трех трудных уроков подряд (физика, математика, иностранный язык), необходимо чередовать их с менее трудными предметами (история, география).

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся, так как это приводит к быстрому утомлению школьников. Для обучающихся в 5-9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).

Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5-9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

При составлении расписания не рекомендуется ставить в один и тот же день уроки по предметам, требующим большой затраты времени на подготовку домашних заданий.

Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день не должно быть более 5 в начальных классах (кроме первого класса) и более 6 уроков - в 5-11 классах.

С целью уменьшения неблагоприятного влияния умственных и статических нагрузок на функциональное состояние организма школьников, между уроками следует предусмотреть перерывы (перемены), обеспечив одновременно их физиологически целесообразную продолжительность и организацию. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) – 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы продолжительность большой перемены увеличивают до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно активных видов деятельности учащихся, проводимых на пришкольной территории, в спортивном зале или рекреационных помещениях. Во время перемен необходимо проветривать учебные помещения. Активные игры необходимо прекращать за 1,5 - 2 мин до очередного урока. Длительность перемен, к которым приурочен прием пищи должен составлять 20-30 минут.

Требования к составлению расписания в течение учебной недели

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки (табл. № 8).

Таблица № 8

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах

При 6-дневной неделе, не более

При 5-дневной неделе, не более

1

-

21

2-4

26

23

5

32

29

6

33

30

7

35

32

8-9

36

33

10-11

37

34

Умственная работоспособность обучающихся неодинакова в разные дни учебной недели. В понедельник происходит постепенное включение школьника в учебную деятельность, поэтому работоспособность в этот день не достигает оптимальных значений. Ее уровень нарастает к середине недели, в связи с этим наиболее продуктивны для учащихся вторник и среда. С четверга постепенно накапливается утомление, нарастающее к пятнице и субботе.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. В эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности, либо со средним и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели облегченный учебный день в четверг. Облегченный день создается за счет уменьшения длительности и количества уроков, а также планированием на этот день двух, трех уроков по изучению легких предметов (рисование, физкультура, трудовое обучение, музыка, рисование).

В связи с низкими показателями работоспособности в понедельник и пятницу недопустимо проводить контрольные работы, контрольный опрос, связанные со значительным нервным напряжением школьников; нецелесообразно также объяснение нового сложного материала. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться ранговые шкалы трудности предметов (табл. № 9-11), в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах. При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Таблица № 9

Шкала трудности предметов для 1-4 классов

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Математика

8

Русский (национальный, иностранный язык)

7

Природоведение, информатика

6

Русская (национальная) литература

5

История (4 классов)

4

Рисование и музыка

3

Труд

2

Физическая культура

1

Таблица № 10

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1

2

3

4

5

6

Химия

-

-

13

10

12

Геометрия

-

-

12

10

8

Физика

-

-

8

9

13

1

2

3

4

5

6

Алгебра

-

-

10

9

7

Экономика

-

-

-

-

11

Черчение

-

-

-

5

4

Мировая художественная культура (МХК)

-

-

8

5

5

Биология

10

8

7

7

7

Математика

10

13

-

-

-

Иностранный язык

9

11

10

8

9

Русский язык

8

12

11

7

6

Краеведение

7

9

5

5

-

Природоведение

7

8

-

-

-

География

-

7

6

6

5

Граждановедение

6

9

9

5

-

История

5

8

6

8

10

Ритмика

4

4

-

-

-

Труд

4

3

2

1

4

Литература

4

6

4

4

7

ИЗО

3

3

1

3

-

Физическая культура

3

4

2

2

2

Экология

3

3

3

6

1

Музыка

2

1

1

1

-

Информатика

4

10

4

7

7

ОБЖ

1

2

3

3

3

Таблица № 11

Шкала трудности учебных предметов изучаемых в 10-11 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Физика

12

Информатика, Экономика

6

Геометрия, химия

11

История, Обществознание, МХК

5

Алгебра

10

Астрономия

4

Русский язык

9

География, Экология

3

Литература, иностранный язык

8

ОБЖ, Краеведение

2

Биология

7

Физическая культура

1

Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в 1 классе

Хотя острый период адаптации к учебной нагрузке у большинства первоклассников занимает пять-шесть недель, весь первый школьный год принято считать периодом неустойчивого и напряженного функционирования основных систем организма, требующим максимального ограничения воздействия стрессогенных факторов и ситуаций.

Требования к обучению:

1. учебные занятия проводятся только в первую смену;

2. 5-дневная учебная неделя;

3. организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

4. функциональным возможностям детей отвечает «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии - это постепенное увеличение учебной нагрузки:

- сентябрь, октябрь – 3 урока по 35 мин каждый;

- ноябрь, декабрь – 4 урока по 35 мин каждый;

- январь – май – 4 урока по 45 минут каждый.

5. начиная со второго полугодия, объем учебной нагрузки первоклассника должен соответствовать 20 часам при пятидневном обучении.

6. организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40;

7. обучение без домашних заданий и балльной оценки знаний обучающихся;

8. дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении;

9. для посещающих группу продленного дня, необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-х разового питания и прогулок.

В начальных классах плотность учебной работы обучающихся по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"

Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...

Родительское собрание как активная форма организации учебно-воспитательного процесса.

Мастер-класс по проведению родительского собрания на заседании методического совета ГОУ НПО ПУ №16 г. Строитель Белгородской области....

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

Роль куратора в организации учебно – воспитательного процесса по индивидуальным учебным планам в старшей школе.

Выступление на окружном семинаре из опыта работы куратором в 10 классе по индивидуальным учебным планам с компьютерной презентацией....

Родительское собрание "Организация учебно-воспитательного процесса в 2017-2018 учебном году. Особенности обучения в 5 классе".

Повестка собрания: 1.Итоги 2016-2017  учебного года (кратко о положительных/отрицательных моментах, перспектива на новый учебный год).2. Организация питания (режим, сумма, ответственность за свое...