Урок памяти, посвященный Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год)
материал (6 класс)
Урок памяти, посвященный Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pamyati.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок памяти, посвященный Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год)
I. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, дорогие ребята. « Великая Отечественная» - так называем мы ту войну, в которой наш народ победил фашизм. Это была война за право жить, за право дышать, за право называться человеком. Поэтому против фашизма поднялись все - не только солдаты, партизаны, но и старики, женщины, дети. На фронте и в тылу всем миром приближали Великую Победу.
27 января наша страна отмечает великое событие. Ребята, назовите, какой праздник отмечается в нашей стране 27 января? 27 января отмечается День воинской славы России — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год).
Знакомы ли вы с такими понятиями как «блокада», «освобождение»? Давайте обратимся за помощью к словарю.
Ответы детей:
Блокада- действия, направленные на изоляцию неприятельского (вражеского) объекта путём пресечения его внешних связей. Военная блокада призвана не допустить или свести к минимуму переброску подкреплений, доставку военной техники и средств материально-технического обеспечения, эвакуацию ценностей.
Освобождение. Освобождение человека — это обретение им личной свободы. Освобождение какой-то территории или живущих на ней людей — это изгнание врага с захваченной им земли и избавление её жителей от порабощения.
II. Исторические данные.
Блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) в ходе Великой Отечественной войны (1941-1945) проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года с целью сломить сопротивление защитников города и овладеть им. Захвату города германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение. Почти 900 дней сообщение с Ленинградом поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху. Противник вел непрерывные бомбардировки и артиллерийские обстрелы города, предпринимал многочисленные попытки захватить его. За время блокады Ленинграда от голода и обстрелов погибло свыше 641 тысячи жителей (по другим данным, не менее одного миллиона человек). В условиях блокады ленинградцы трудились на оборонных предприятиях, воевали в дивизиях народного ополчения.
(Видеохроника Блокада)
Ребята, посмотрите на этот маленький кусочек чёрного хлеба. Единственным продуктом питания был вот такой кусочек черного хлеба, который выдавали по карточкам, он был слаще и вкусней любой конфеты. Норма хлеба на человека в день была -125грамм. И всё, только вода и хлеб……… (воспитатель показывает детям кусочек хлеба)
– Как вы думаете, можно наесться таким кусочком хлеба?
(Видеохроника хлеб)
Стихи
Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года в ходе стратегической наступательной операции войск Ленинградского и Волховского фронтов во взаимодействии с Балтийским флотом и Ладожской военной флотилией. Операция была проведена 12-30 января 1943 года с целью восстановить сухопутные коммуникации, связывавшие город со страной. Наступление осуществлялось на Шлиссельбургско-Синявинском выступе (между городом Мга и Ладожским озером), который противник превратил в мощный полевой укрепленный район (до пяти полностью укомплектованных дивизий и четырех дивизий в оперативном резерве). Для его прорыва советское командование создало две мощные ударные группировки, которые встречными ударами прорвали оборону противника и образовали вдоль берега Ладожского озера коридор шириной 8-11 километров, восстановив сухопутную связь Ленинграда со страной. Дальнейшее наступление советских войск на юг развития не получило, но прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград.
III. Рассказ Галины Ивановны Николаевой
Когда война началась, мне было 10 лет. Летом 41-го наша семья была на даче, а в тот день мы с мамой почему-то приехали в город. Идем по Невскому — что такое, тучи народа у репродукторов, слышим, что объявили войну. Для нас, детей, это было пока непонятно
Детские сады, школы стали эвакуировать. Мы, девчонки, радовались: все вместе, вкупе. Увезли нас в Малую Вишеру под Ленинградом. Сначала было ничего, потом все начали страдать по своим родителям, по дому. Некоторые девочки писали домой, чтобы их забрали. Моя мама приехала и меня увезла. Когда мы вернулись в город, уже шли бомбежки сильнейшие, вокзалы были разрушены, поезда по расписанию не ходили.
Осенью 41-го еще было терпимо, давали пайки, нашей семье хватало. В это время детей постарше призвали в дружину, выдали противогазы, дали наставления. И мы дежурили на лестницах: гасили фугаски, если они падали, провожали жителей в бомбоубежище. Когда разбомбили Бадаевские склады, с продуктами стало плохо. К зиме стало еще хуже, просто ужасно. В домах не было ни электричества, ни воды, ни отопления. За водой сначала ходили в прачечную, потом пришлось ходить и дальше, т.к. в прачечной замерзало все, к кранам было не подойти — кругом лед.
К бомбежкам постепенно привыкали, в бомбоубежище не хотелось спускаться. Один раз родителей не было дома, я осталась с племянником. Вдруг — тревога, он не пошел в убежище, сказал, спать хочу. В ту бомбежку у нас вылетели все стекла.
Хлеба стали давать мало — 125 граммов. В домах появились буржуйки, трубы от которых выводили в форточку. Эти 125 граммов резали на маленькие кусочки и сушили в буржуйках сухарики.
Мы с племянником часто бегали в кинотеатр «Художественный», смотрели фильм «Фронтовые подруги». В один из дней мы возвращались из кино и зашли в спортивный магазинчик около кинотеатра «Колизей». Племянник нашел там бумажник. Дома мама посмотрела: там паспорт, все карточки от начала месяца. Какой-то юный мальчик все это потерял там, в спортивном магазине. Наша семья всегда была верующей, мама сказала: дети, какое счастье, что тут есть паспорт и адрес, мы должны это вернуть. Мы все — моя сестра, племянник, я — пошли пешком через Неву, по адресу к Финляндскому вокзалу. Это было суровое время, зима. Молодого человека дома не оказалось, мы оставили свой адрес. Он пришел к нам потом, и мы вернули ему все эти карточки.
В апреле 1942-го у нас мама умерла. Мы с ней ходили на Васильевский остров проведать ее брата, думали, что-то он нас не навещает, весточки никакой не дает. Когда пришли, нам сказали, что он умер, жена его тоже умерла, детей увезли в детский дом. Мама, конечно, была очень расстроена. Мы вернулись домой, и она слегла, а через десять дней умерла. В домах было холодно, мы маму долго не хоронили. Нам было жалко ее. После смерти мамы нас осталось трое: моя сестра двадцати двух лет, мой племянник и я.
Люди поддерживали друг друга во время блокады, помогали чем могли. Когда мама ослабла, а я была более менее, я возила ее на работу на саночках. И многие своих родных возили на работу на саночках.
В блокаду люди были очень добрые, старались поддержать, помочь друг другу. Правда, у меня несколько раз отнимали хлеб. Вырывали и сразу в рот, чтобы тут же съесть. Когда с продуктами стало плохо, сестра как-то раз дежурила в очереди. За ней стояла женщина, пианистка, как потом выяснилось. И вдруг эта женщина говорит: пойду маму проведаю дома, не умерла ли она там. Женщина ушла, а когда вернулась, продукты закончились. Женщина расплакалась: мама совсем голодная, ее надо поддержать. Сестра успела получить продукты. Она отрезала долю пайка этой женщине, талоны не взяла. Когда мы вернулись в город после войны, наша квартира была занята. В нее въехал какой-то военный, много мебели ввез туда, ковры. А нас в квартиру не пустил. Через полгода его выселили в 24 часа из нашей квартиры, и мы вернулись в свой дом. У нас все было украдено, ничего не осталось. Эта пианистка принесла сундук, который у нас был вместо комода.
В 1942 году была хорошая теплая весна, город начали убирать, он сделался чистым.
Как-то нас позвали за грибами, и мы поехали. Не понимая ничего в грибах, мы набрали мухоморов, посолили их и наелись. И всех нас увезли в больницу. Сестра была в очень тяжелом состоянии, племянник и я — полегче. Врачи спасали нас, как только могли. Когда мы вышли из больницы, сестре сказали или сдать меня в детский дом, или эвакуироваться с двумя детьми. И в августе 1942-го нас эвакуировали по Ладоге, по дороге жизни, на баржах. На этих баржах очень много погибало людей, перед нами разбомбили несколько барж. Когда нас встретили на берегу, все очень радовались, что мы живы и баржа наша уцелела. Много было всего.
Потом нас повезли в Сибирь, многие умерли от голода по дороге.
В поезде была одна женщина, жена какого-то большого военного чина. Мы ей понравились, и она сообщила, что нас везут в Сибирь, но если мы ей доверимся, она заберет нас в Ярославскую область, а по дороге будет о нас заботиться. Она действительно о нас очень заботилась, в эвакопунктах получала на нас провизию. Остаток войны мы пробыли в Ярославской области, в городе Рыбинске. Нас взяла одна женщина к себе в дом, и мы у нее жили. Сестра работала в Рыбинском ремесленном училище, часто приходилось работать ночами. Там была девочка, одна без родителей. Сестра взяла ее к нам. Еще она подобрала у булочной бабушку, которую выгнали на улицу. Вот мы и жили все вместе. Когда закончилась война, за нами приехал муж моей сестры. И мы оказались в Ленинграде уже после войны.
Окончательный разгром немецко-фашистских войск под Ленинградом и полное снятие блокады города произошло в ходе Ленинградско-Новгородской операции, проведенной 14 января — 1 марта 1944 года войсками Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов совместно с Балтийским флотом. Одновременно ударами по фланговым группировкам немецкой 18-й армии под Ленинградом и Новгородом советские войска разгромили ее главные силы, затем, наступая на нарвском и московском направлениях, нанесли поражение 16-й армии противника.
В ходе наступления 20 января был освобожден Новгород, к концу января — города Пушкин, Красногвардейск, Тосно, была очищена от противника Октябрьская железная дорога, связывающая Москву с Ленинградом.
27 января 1944 года блокада Ленинграда была полностью ликвидирована.
Левитан музыка
В этот день в Ленинграде был дан артиллерийский салют и фейерверк (единственное исключение в ходе Великой Отечественной войны, прочие салюты производились в Москве). Вечером 27 января по ленинградскому радио был передан текст приказа войскам Ленинградского фронта с сообщением о полном снятии блокады. Десятки тысяч жителей города вышли на улицы, площади, набережные реки Невы. Салют начался в 20 часов: прозвучали 24 залпа артиллерийских орудий, сопровождавшиеся фейерверком и подсветкой зенитными прожекторами.
IV. Заключительное слово.
И в завершении урока давайте посмотрим мастер-класс и сделаем светлячок памяти. (Мастер-класс видео)
Почтим память погибших в ВОВ минутой молчания.
Какое впечатление оставили у вас приведенные факты? Что вам известно о блокаде?
«Можно победить любое оружие, кроме оружия духа», - говорил Наполеон. И это еще раз доказали защитники Ленинграда. Для нашего народа война 1941 -1945 гг. поистине была Великой Отечественной. И блокада Ленинграда показала, что только единство народа, его духовная крепость могут привести к Победе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий радиолинейки, посвященной Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Патриотическое воспитание школьников....
Сценарий концерта, посвященного Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской Блокады
Памятное мероприятие в школе...
Учебно-методическая разработка "Литературно-музыкальная композиция посвященная полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады (27 января 1944 года)."
Данная разработка предназначена для внеклассной работы....
Беседа: «Памяти непокоренных» (посвящается годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады)
Блокада Ленинграда - наиболее трагический период в истории города. Для каждого, кто живет в Петербурге, блокада Ленинграда - ключевое событие. Для старшего поколения, которое носит в себе эти воспомин...
Воспитательное мероприятие "Акция «Лента Памяти», посвящённая Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады"
В процессе обучения современных подростков, воспитательное мероприятие играет большую роль и несёт смысловую ответственность. Именно воспитательные мероприятия позволяют сформировать у обучающихся опр...
Классный час "Блокадный хлеб", посвященный дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Цель: Сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда через интерактивные символы памяти...
Всероссийская акция , посвященная Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
В этом разделе размещены сертификаты участия в мероприятиях военно- патриотического воспитания школьников РДШ...