Сценарий классного часа "Поговорим о толерантности"
классный час (8 класс)
Толератность - слово современное и часто нами употрбляемое. А как понимают его подростки? Какой смысл в него вкладывают? Классный час в форме круглого стола призван помочь учащимся разобраться в этом понятии, дать характеристику толерантной и интолерантной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий классного часа
«Поговорим о толерантности»
Цель мероприятия: формирование у обучающихся понятий о гуманности, толерантности.
Задачи мероприятия:
- Формировать понятие о толерантности
- Дать понятие о толерантной и интолерантной личности
- Воспитывать уважительное отношение ко всем людям, независимо от пола, национальности, рода деятельности и т.д.
Педагог. Здравствуйте! И я хочу пожелать доброго дня каждому из вас, каждому, кто меня слышит, видит, общается со мной. Пусть у каждого из присутствующих в душе останется крупинка добра, радости, хорошего отношения друг к другу. И, несмотря на то, что вы уже взрослые молодые люди, я расскажу вам небольшую сказку.
(Восточная притча о гвоздях)
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Педагог. Как вы думаете, о чем эта притча? Чему она учит?
Ответы учащихся.
Педагог. Сегодняшняя наша встреча посвящена тому, чтобы научиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга. В нашем обиходе мы часто слышим слово «толерантность». А что же оно обозначает? Давайте посмотрим на экран.
На экране изображен круг.
Педагог. Посмотрите, на экране вы видите круг. Но это не просто круг, а солнце. У него отсутствует самое главное, что дает нам тепло, радость, хорошее настроение – его лучи. И это не просто лучи, а лучи добра. Я прошу вас дать название лучам, которые дарят нам хорошее настроение. Например, луч «доброжелательность» и т.п.
Ответы учащихся. Солнце постепенно заполняется лучами.
Педагог. Молодцы. В переводе с латинского «толерантность» означает «терпение, терпимость». Неслучайно это понятие признано международным, так как во многих языках есть такое слово:
в английском языке — готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;
во французском — уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов;
в китайском — проявление великодушия по отношению к другим;
в арабском — прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в персидском — терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению.
В «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО, 1995 г.) дано такое определение: «Толерантность — не терпимое отношение к несправедливости (в смысле внутреннего сопротивления), не отказ от своих убеждений или уступка чужим, не снисхождение или потворство, а активное отношение, признание и уважение прав и свобод человека. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим: свобода придерживаться своих убеждений и предоставление этого права другим, отказ от догм и абсолютных истин, признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, права жить в мире, сохраняя свою индивидуальность — вот принципы толерантности. В результате расширяются возможности для достижения согласия между людьми за счет обогащения собственного опыта и вариативности коммуникации с другими, отличными от нас».
Педагог. Предлагаю вам сыграть в игру «Комплименты». Сейчас мы по цепочке будем поворачиваться друг к другу и называть самое хорошее качество, которым обладает, по вашему мнению, сидящий напротив человек. Если вы не против, я начну. Кирилл, ты очень отзывчивый.
Дети по цепочке продолжают.
Педагог. Посмотрите, какую добрую атмосферу мы создали, говоря друг другу приятное!
Послушайте одну очень известную легенду.
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал :
- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:
- Посмотри, как красив твой черный брат. Он черный как южная ночь, и в ней подобно звездам, сияют глаза его…
Затем мудрец обратился к чернокожему :
- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца..
Негр и белый устыдились своего спора и помирились.
А мудрец думал о будущем. И представилась им такая картина … Кружатся в веселом хороводе , танцую и распевая песни, белые, черные и желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга и перекрывают звуки музыки и песен чей то молодой голос:
Как хорошо, что мы все разные! А то жить было бы скучно!
Педагог. Если вы задумаетесь, то вспомните, что в нашей школе учатся дети, разные не только по характеру, но и других национальностей. Ценность наших отношений заключается в том, что мы никогда не выделяем их, не ставим кого-то выше другого.
А ведь наша страна, самая большая по занимаемой площади в мире, населена народами различных вероисповеданий и национальностей. И никто не заставляет нас принимать чужую веру, следовать принципам других людей, равно как и мы не навязываем свою точку зрения. Вот в этом и заключается главное свойство толерантного отношения – понимать и уважать.
Педагог. Предлагаю вам разделиться на две группы. Заданием одной группы будет описание черт, присущих толерантной личности, а второй группы – интолерантной, т.е. совершенно противоположной. На каждую черту, названную одной группой, вторая группа должна будут назвать противоположную, контрастную черту личности.
Практическая работа в группах, ответы учащихся.
Педагог. Итак, теперь мы можем сделать вывод, что быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Все – мы разные, все мы – равные!
Очень часто мы рассуждаем и говорим о том, что, если бы была возможность, то я изменил что-то в этом мире. Это желание, конечно, похвальное, но очень глобальное. А что сделать в наших силах прямо здесь и сейчас?
Ответы детей.
Педагог. Самое простое и реальное, что можно сделать – это изменить что-то в себе самом. Ведь не зря говорят: «Хочешь изменить мир – начни с себя». Стань добрее – и так же будут относиться к тебе; стань терпимее – и к твоим жизненным принципам станут относиться так же, и так далее. Я желаю вам начать менять мир со своего класса, со своей маленькой семьи. Пусть в ней всегда царит мир, взаимоуважение и взаимопонимание. Спасибо вам за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Толерантность"
Методическая разработка классного часа на тему "Толерантность" + презентация для студентов 2-3 курсов колледжа....

Сценарий классного часа "Толерантность и мы"
Развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоение стандартных приемов этических форм общения и творческого их использования с учетом обстановки, эмоциональн...

Сценарий классного часа "Уроки толерантности"
Представленные материалы решают актуальные вопросы взаимоуважения, принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления чело...
Сценарий классного часа "Что такое толерантность"
Сценарий классного часа содержит проблемные вопросы по теме "Толерантность"...
сценарий классного часа по теме толерантность
разработка сценария классного часа...

Сценарий классного часа "Быть современным, значит быть толерантным!"
Классный час "Быть ссовременным, значит быть толерантным!" , приурочен к Всемирному дню толерантности, ориетирован на обучающихся 9 -х классов....