Элективный курс "Конституционное право"
элективный курс (9 класс)

Кишуева Амина Валерьевна

Программа по конституционному праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор форм  деятельности, выполняемых обучающимися

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_k_elektivnomu_kursu.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Министерство образования  науки КБР

Управление образования Чегемского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Инала Пшибиева» с. Нартан

                                                       

                                                             Учитель истории и                  

                                                           обществознания

                     Кишуева А. В.

Пояснительная  записка.

Программа по конституционному праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

   Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор форм  деятельности, выполняемых обучающимися.

   Программа выполняет две основные функции:

  Информационно- методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, правовом содержании, общей стратегии правового обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета.

  Организационно- планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения  праву, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

   Программа может явиться ориентиром для составления авторских рабочих учебных программ по конституционному праву, стать основой при составлении учителем тематического планирования по курсу конституционного права в условиях профильного правового обучения. Это будет  содействовать сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляя широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

   Создание на основе программы авторские программы должны соблюдать строгую преемственность с правовым содержанием курсов основной школы, а также учитывать межпредметные и внутрикурсовые связи и  содержание учебного предмета обществоведение в  старшей школе. Кроме того, предполагается обязательное включение в учебные программы тем, способствующих профессиональной ориентации и самореализации школьников.

    Структура документа

 Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

 Общая характеристика учебного предмета

 Конституционное право как профильный учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и  предусматривает дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности.  Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ  по интересам. Правовое  профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, предоставленная в содержании программы расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

  Конституционное право обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным  образование, основными профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем.

  Профильное обучение конституционному праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение права на профильном уровне в старшей школе  позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценивать общественные события и явления, действия людей с точки зрения их  соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении  исследований по правовым темам в учебных целях; предоставлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.

    В старшей школе конституционное  право, будучи важным компонентом социально- гуманитарного образования личности, относится к числу  приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско- правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе.

Цели: воспитание гражданина демократического общества посредством формирования представления о мире, государстве, о социальных отношениях между людьми.

Задачи:

1.Систематизировать знания учащихся в сфере права.

2. Способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства.

3. Дать учащимся представление о том, что Конституция является основным ориентиром по политико- правовым проблемам в реальном российском обществе.

4. Донести до учащихся, что ныне действующая Конституция полностью согласуется с международными нормами в области прав человека.

5. Углубить знания учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений.

 Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета конституционное право на этапе среднего общего образования в области познавательной деятельности являются: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; участие в проектной деятельности , в организации и проведении учебно- исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования. В области информационно- коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности информации, передача  содержания информации адекватно поставленной цели; умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений. В области рефлексной  деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать  свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Правовое образование в старшей школе на базовом уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариуса, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

   Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм права с точки зрения конкретных условий их реализации.

                                              Учебно-тематический план

                                                        Тема

Кол- во часов

1.

История появления конституции

1

2.

Истоки конституционализма

1

3.

Конституция зарубежных стран

1

4.

История становления и развития Конституции РФ

1

5.

Советские конституции. Конституция РФ.

1

6.

Конституционный строй

1

7.

Основы правового статуса личности

1

8.

Гражданство

1

9.

Конституционные права и свободы

1

10.

Конституционно- правовой статус РФ

1

11.

Субъекты Федерации

1

12.

Разделение властей и условия их взаимодействия

1

13.

Органы власти Российской Федерации

1

14.

Избирательная система РФ

1

15.

Уполномоченный по правам человека

1

16.

Президент РФ. Правительство РФ.

1

17.

Федеральное собрание ( Совет Федерации, Государственная Дума)

1

18

Судебная власть в РФ. Конституционный суд.

1

19

Резерв ( семинары, круглые столы, зачеты)

2

Основное содержание 18 часов

История появления конституции (1 час)

Понятие и юридические свойства конституции. Сущность конституции.

Истоки конституционализма (1 час)

 Конституционализм. Происхождение слова «конституция». Великая хартия  вольностей и Декларация независимости.

Конституция зарубежных стран ( 1 час)

Конституция Великобритании. Конституция Франции. Конституция Германии. Конституция Италии.

История становления и развития Конституции РФ (1 час)

Первые попытки введения конституции. Советские конституции.

Советские конституции .Конституция РФ ( 1 час).

Конституция 1918г. Конституция 1924 г. Конституция 1936 г.Конституция 1977 г.

Причины принятия Конституции РФ. Достоинства и недостатки Конституции. Основные черты Конституции РФ.

Конституционный строй ( 1 час).

Понятие конституционного строя. Закрепление конституционного строя в Конституции РФ.

Основы правового статуса личности (1 час)

Правовой статус личности. Принципы правового статуса личности. Права и  свободы человека и гражданина и их характеристика.

Гражданство  РФ (1 час)

Понятие гражданства. Развитие законодательства о гражданстве. Принципы гражданства РФ. Основная и порядок приобретения гражданства РФ. Прекращение гражданства РФ. Порядок изменения гражданства детей. Порядок решения дел о гражданстве РФ.

Конституционные права и свободы (1час).

Понятие  и классификация конституционных прав и свобод. Личные права и свободы. Политические права и свободы. Социально- экономические права и  свободы. Основные обязанности.

Конституционно- правовой статус РФ (1 час).

Становление и развитие Российской Федерации. Конституционно- правовой статус Российской Федерации.

Субъекты Федерации (1 час).

Разновидности субъектов Федерации. Конституционно- правовой статус субъектов РФ.

Разделение властей и условия их взаимодействия (1 час).

Почему необходимо разделение властей. Принципы разделения властей.

Органы власти Российской Федерации (1час)

Понятие государственного органа Российской Федерации. Система государственных органов РФ.

Избирательная система РФ  (1 час).

Избирательная система. Принципы избирательного права. Виды избирательных систем. Избирательный процесс.

Уполномоченный по правам человека ( 1 час)

Из истории появления омбудсменов. Правовой статус уполномоченного. Правомочия уполномоченного.

Президент РФ. Правительство РФ. (1 час).

Становление института Президента в РФ. Порядок выборов и вступление в должность. Правовой статус Президента. Полномочия Президента. Правовые акты Президента. Основания досрочного прекращения полномочий Президента. Правительство РФ. Полномочия  Правительства РФ.

Федеральное собрание ( Совет Федерации, Государственная Дума) (1 час).

Федеральное собрание и его место в системе органов государства. Состав и порядок формирования Совета Федерации. Полномочия Совета Федерации. Компетенция Государственной  Думы. Законодательный процесс.

Судебная власть в РФ. Конституционный суд (1 час).

Конституционные принципы осуществления судебной власти. Порядок образования Конституционного суда. Полномочия Конституционного суда. Деятельность Конституционного суда.

    Технология учебно- познавательной работы при изучении курса направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных  черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.

Содержание программы предоставляет возможность  помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

- анализ  и сопоставление фактов;

-оформление письменных сообщений;

-анализ документов;

- поиск идей, оценка которых откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися;

- поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке; поиск признания найденного решения окружающими;

-выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;

- умение использовать свой собственный опыт ( рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).

Методика работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы:

- исследовательская работа ( выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, выяснение неясных вопросов, формулирование гипотезы), планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением, переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключение;

- лекции с последующим опросом;

- лекции с обсуждением документов;

-беседы;

- семинары;

- практические занятия;

- конференции;

-заседания круглых столов;

- «мозговой штурм»;

-анализ альтернативных ситуаций;

-работа в группах, парах, индивидуально;

-выполнение работы по заданному алгоритму;

-творческие работы;

-защита проектов;

Все эти формы и методы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков, таких как:

-уметь сформулировать проблему;

-уметь выдвинуть гипотезу;

-уметь составить план решения проблемы, задачи;

-уметь делать обобщения и выводы;

- уметь анализировать свою деятельность;

-уметь оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;

- уметь использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.

                                                                      Литература:

1.Конституция РФ. М., 2004 г.

2.Алиасберг Н. И. Права человека в свободной стране: учебное пособие по правоведению для 8-9  классов. – СПб: Специальная литература, 1998. с. 480

3.Варывдин В. А. Учебно- методический комплекс. Основы права: альбом схем, таблиц и определений. – М., 1999 г.

4.Ищенко В. М. Изучаем Конституцию РФ учебно- методич. пособие для        

 преподавателей обществ. Дисциплин, учащихся старших классов,  студентов высших и средних спец. Учебных заведений. – Чебоксары. 1997 г.

 5. Любимов А. П. Конституция РФ: альбом таблиц и схем. М., 1998 г.

 6. Основы государства и права: учебное пособие для поступающих в  вузы / под. Ред акад. О. Е. Кутафина. М., 1996 г.

 7. Мы, народ…Российская Конституция: курс для старших классов средней школы: планы уроков / Н. М. Воскресенская, А. Н. Иоффе, А.  Ф. Никитин/ под ред. Л. В. Волошиной, П. Г. Положевца. М., 1998г.

8. Пронькин В. Н., Гутников А. Б. Живое право. Занимательная  энциклопедия практического права: книга для ученика. Т. 1: учеб.   Пособие для 8- 11 кл.- СПб: Изд- во Санкт- Петербургского института права им. Принца П. Г.. Ольденбургского, 2000. – с.512


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Права и оязанности детей в англо - язычных странах"

Данный курс не ограничивается только тем, чтобы обучающиеся выучили свои права, главное – он предлагает организовать общение обучающихся так, чтобы в их жизнь вошли понятия толерантности, равенс...

Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов

Содержание данного курса представляет собой комплекс знаний о роли права в условиях рыночной экономики. Актуальность проблем, связанных с изучением основ экономики в школе, обусловлена с радикальными ...

Элективный курс Право 11 класс

Углубленное изучение курса по праву, хорошее подспорье при подготовке к ЕГЭ...

Элективный курс "Права человека и их защита"

Элективный курс "Права человека и их защита" для 10-11 классов...

Представление программы элективного курса "Право"

презентация к предпрофильному курсу...

Рабочая программа элективного курса «Право и экономика».

Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических ...

Рабочая программа элективного курса "Право и правовая культура"

Элективный курс разработан для обучающихся 9 классов....