В ГОРОДЕ БОГИНИ АФИНЫ
методическая разработка (5 класс)
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие по истории в 5 классе
«В городе богини Афины»
Автор-составитель
Учитель истории
Гусейинова Н.Д
Пояснительная записка к уроку по истории Древнего мира в 5 классе на тему «В городе богини Афины»
Описание ресурса: | Разработка урока/внеурочного занятия |
Название программы, УМК | История Древнего мира. 5 класс. А.А. Вигасин, Г.И. Годер |
Тема работы: | В городе богини Афины. |
Класс или возраст уч-ся | 5 класс, 11-12 лет |
Учитель: | Гусейинова Н.Д |
Город (село): | Х.Тихонов |
Образовательное учреждение | МБОУ «Краснобашненская СОШ №9» |
Материально-техническое обеспечение урока | Учебник. Карта «Древняя Греция». Презентация «В городе богини Афины». Учебные картины: Чернофигурный и краснофигурный сосуды», «В гончарной мастерской», «Храм Гефеста и правительственные здания на афинской Агоре», «Праздничное шествие на Акрополь», «Статуя Афины в Парфеноне», «Эрехтейон». |
Место темы в курсе «История Древнего мира»
Данная тема относится к разделу «Древняя Греция», к главе 9 «Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии», в которой рассматривается развитие данного полиса после греко-персидских войн.
Формируемые УУД
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | планирование и осуществление сотрудничества с учителем и классом | ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно |
поиск и выделение необходимой информации | умения с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения | |
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | формирование умения работать в малых группах | осуществлять контроль, соотносить выполненное задание с образцом, с учетом работы других групп |
Ожидаемые результаты
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
внутренняя позиция школьника | развитие готовности решать учебные и познавательные задачи | организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками | способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию |
адекватно передавать информацию | контролировать и оценивать свои действия |
Тип урока: урок изучения нового материала.
Фрма урока: заочное путешествие
Цель урока: дать представление о городе Афины как о центре греческой культуры; показать значение демократии в афинском государстве; учить правильно употреблять и объяснять исторические термины понятия, связанные с описанием памятников культуры Афин, бытом и праздниками афинян; особое внимание уделить духовной культуре афинян и роли античного наследия в современном мире; помочь учащимся составить первоначальные представления об общегреческих ценностях.
Задачи: познакомить учащихся с частью достопримечательностей Древних Афин,выяснить особенности древнегреческой архитектуры, а также правила градостроительства в Древней Греции; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, проводить самоанализ, работать в группе, умения слушать друг друга.
Оборудование: проектор; мультимедийная презентация; карта древней Греции; краснофигурные и чернофигурные вазы, учебные картины по истории Древней Греции: «Вид Акрополя», « На Агоре», «Парфенон», «Статуя богини Афины в Парфеноне». Учебник по истории древнего мир, автора: А. А. Вигасин, Г. И.Годер.
Планируемые результаты:
предметные: описывать памятники истории и культуры Афин; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия значения древнегреческой культуры; сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя черты их сходства и различия по предложенным вопросам; формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
метапредметные УУД : самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою собственную точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляя в ходе исследования учебного материала;
личностные УУД:
обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих
Основное содержание темы:
Ремесло. Район гончарных мастерских – Керамик. Чернофигурные и краснофигурные вазы, пифосы, амфоры. Агора, портики, смотрители рынка, Совет пятисот. Культура Древней Греции. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Древнегреческая скульптура. Творения Фидия: статуя Афины Девы. Быт и досуг древних греков. Акрополь, Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон. Древнегреческая архитектура. Колонна, кариатида, фронтон.
Основные понятия и термины: Чернофигурные и краснофигурные вазы, пифосы, амфоры. Агора, портики, смотрители рынка, Акрополь, Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон, колонна, кариатида, фронтон.
Образовательные ресурсы: Учебник. Карта «Древняя Греция». Презентация «В городе богини Афины». Учебные картины: Чернофигурный и краснофигурный сосуды», «В гончарной мастерской», «Храм Гефеста и правительственные здания на афинской Агоре», «Праздничное шествие на Акрополь», «Статуя Афины в Парфеноне», «Эрехтейон».
Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему «В городе богини Афины»
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Характеристика основных видов деятельности | Формируемые УУД | |||
1. Мотивация к учебной деятельности | Фронтальная беседа, словесный, слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку, отсутствующих. Здравствуйте, дорогие ребята! Занятие у нас с вами сегодня не совсем обычное. Я предлагаю вам отправиться в удивительное путешествие, в котором вы еще не бывали. Вы уже догадались, куда я предлагаю вам отправится? | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, доклад дежурного Отвечают: «В Афины». | Быстрое включение в деловой ритм |
2.Стадия вызова. а)целепологание б) постановка проблемы | Фронтальная беседа, словесный, слово учителя | Я смотрю на ваши открытые лица, в добрые и умные глаза и надеюсь, что мы сумеем решить поставленные задачи. Согласны?
А как вы думаете, с какой целью мы едем в Афины? Мы должны познакомиться с достопримечательностями Древних Афин, бытом его жителей, окунуться в мир гармонии и красоты древнегреческой архитектуры. Афиняне очень гордились своим городом. « Если ты был в Афинах и не восторгался ими,- говорили они,- то ты осел!» Очень категорично , не так ли? Насколько справедливы эти слова, узнаем на нашем уроке. На предыдущих уроках мы с вами говорили о расцвете греческих полисов после греко- персидских войн, о населении полисов, о духовном мире античного гражданина. О политическом и государственном устройстве Афин. Много воды утекло со времени заката античной цивилизации. На Балканах, на Севере от Греции, расселились другие народы, не называвшие себя эллинами. Исчезли многие города. Погибли храмы и памятники. Но муза истории Клио уберегла для нас многое. И это дало возможность русскому писателю 19 века В. Г. Белинскому произнести слова, которые я записала на доске. На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество. Каждый народ имеет свою культуру и историю. Он слагает мифы, легенды, сказки, возводит храмы и памятники, сочиняет поэмы и песни, и все это достояние мировой цивилизации. Софокл утверждал: « Много есть чудес на свете, человек их всех чудесней». Для того чтобы подтвердить правильность этого суждения, мы совершим с вами путешествие в далекое прошлое. Отправимся в 5 в. до н. э., в центр духовной и творческой жизни Эллады –Афины. Тема урока: « В городе богини Афины» (слайд 1). Это будет воображаемая экскурсия . Ее маршрут совпадает с планом нашего урока давайте познакомимся План урока (слайд 2).
Совершив воображаемую экскурсию мы с вами должны ответить на проблемный вопрос: «Почему Афины называли «СЕРДЦЕМ ГРЕЦИИ?» (слайд 3). Вы должны быть не просто туристами, а внимательными исследователями, чтобы выполнить все предложенные по ходу урока задания Итак, вы готовы к отправлению? | Отвечают: « Да». Пытаются сформулировать цель урока. Отвечают и проверяют свой «багаж»: учебники, тетради, ручки, дневники. | Регулятивные: вместе с учителем формулируют и принимают учебную задачу Познавательные: используют знаково- символические средства Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушают и понимают речь учителя |
3. Начало заочной экскурсии: а) снятие первоначального напряжения | Групповая. Словесный, наглядный. Работа с текстом, картиной, схемой, беседа, рассказ. | Наш белый теплоход отправляется в путь. Закройте на минутку глаза и представьте себя в уютной каюте. Устройтесь поудобнее. За бортом шумит море, кричат чайки, а мы бороздим просторы Черного, Мраморного и Эгейского морей (слайд 4). А вот уже видны и великолепные Афины. С чего начинается знакомство с любым городом, краем? Конечно, с изучения истории его названия? -Кто из вас помнит, почему город Афины имеет такое название?
| Ученики вспоминают содержание мифа о рождении богини Афины. Ответ ученика Рождение этой богини было необычным. У верховного бога Олимпа Зевса разболелась голова, и Гефест, бог кузнечного дела, по его прогьбе разрубил ему голову. Едва он нанес удар, как из отверстия вылетела блистающая доспехами статная богиня, которую Зевс полюбил больше всех своих детей. Это была богиня-воительница, суровая, но мудрая Афина. Она стала воплощением мысли Зевса. Ей он доверял защищать героев, покровительствовать городам, заботиться о мудрых законах, ремеслах и науках. Ее называли по-разному: Афина Парфенос (Дева), Афина Промахос (Воительница) и др. | Регулятивные: принимают способы деятельности; планируют способы достижения поставленной цели Познавательные: овладение навыками смыслового чтения; определяют основную и второстепенную информацию; используют знаково-символические средства Коммуникативные: умеют работать в группе |
б) путешествие по Пиррею. Рассказ экскурсовода с элементами беседы. в) путешествие по Афинам. Посещение района керамик. Рассказ с элементами беседы. Физминутка. г) путешествие по Агоре. Рассказ с элементами беседы. д)путешествие по Акрополю. Рассказ с элементами беседы. | Фронтальная, групповая. Словесный, наглядный. Рассказ, беседа | И так, я напоминаю, мы с вами совершаем экскурсию в город- музей под открытым небом и познакомимся с его достопримечательностями. Перед вами открывается вид на большой порт. Как он называется? (Пирей) (слайд 5). Учитель в роли экскурсовода Ребята, откуда вы прибыли к нам? Да издалека! Правильно что приехали и не побоялись совершить такое дальние путешествие. Вы прибыли в порт Пирей. (слайд 6). В 5 в. до н. э. главным портом Афинского государства стал именно Пирей , расположенный в 5- 6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пирем,возвели на случай войны Длинные стены. Как вы поняли, дорога идет между двух стен, которые соединяют Афины с Пирем. Я хочу вам рассказать следующую историю: «После изгнания персов соперником Афин стала Спарта. В случае возможного столкновения наш город оказался бы беззащитным, так как персы разрушили городские стены. Спарта под разными предлогами запрещала нам восстанавливать укрепления. Тогда Фемистокл пошел на хитрость. Он начал строительство стен и одновременно пригласил спартанских наблюдателей прибыть в Афины, чтобы увидеть своими глазами, что стены не строятся. Когда те прибыли, Фемистокл арестовал их и продолжал возводить стены. Когда они были восстановлены, Фемистокл сам отправился в Спарту для переговоров. Он не боялся за свою жизнь, так как спартанские наблюдатели оставались в нашем городе заложниками. Как ни сердились спартанцы, они вынуждены были примириться с постройкой стен». Ребята , а давайте-ка и сами немного вспомни то что мы уже знаем о Пирее. У вас отличные знания о нашем порте. Я прощаюсь с вами и советую вам посетить следующий пункт вашего путешествия это сам город Афины и конечно не забудьте заглянуть в район керамик. (слайд 10). Афины — это шумный город с узкими улочками. Одноэтажные дома, как близнецы, похожи один на другой. Идем по улицам, которые, однако, не кажутся нам привлекательными: они узкие и кривые, не имеют мостовых, и поэтому в это жаркое утро на них пыльно и душно. С двух сторон видны дома ремесленников — оружейников, каменщиков, сапожников, кузнецов. Не удивляйтесь пожалуйста дома богатых греков тоже тоже скромны. (слайд 11). В то же время театры, храмы и стадионы большие и красивые, из мрамора, украшенные колоннами и статуями. Дело в том, что большую часть времени мы проводим вне дома — на Агоре, в Народном собрании, близ храмов, в театрах, на спортивных площадках, поэтому украшены именно эти места в городе. Раз Афина являлась защитницей ремесленников, я предлагаю вам заглянуть в район, где они живут (слайд 12). Среди жителей Афин есть кузнецы, кожевники, каменщики, башмачники, ткачи. Особенно много гончаров. Они живут на северо-западе от Акрополя, в районе Керамик, название которого происходит от слова керамос, что в переводе на русский означает глина (слайд 13). В Керамике располагаются десятки гончарных мастерских, где из глины делали всевозможные изделия. И вот мы приблизились к району Керамик. Название его не случайно. Может кто-то из вас попробует догадаться и пояснить товарищам почему район получил такое название. Давайте заглянем в одну из таких мастерских (слайд 14). Одним из изделий были вазы. Вазы украшали чернофигурным рисунком (слайд 15): по красноватой глине художник наносил фигуры черным лаком. Позже стали поступать наоборот (слайд 16): для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а черным лаком покрывали остальную поверхность вазы. Поэтому такие вазы называют краснофигурными. Лак блестел на солнце и не тускнел от времени. А теперь мне хочется узнать понятно ли я объяснила. Разрешите мне дать вам задание (слайд 17). Наряду с дорогими вазами в керамике изготовляли и более дешевую посуду: пифосы-громадные глиняные бочки для хранения зерна, амфоры-сосуды с двумя ручками для вина и масла, кувшины для воды, чаши (слайд 18). Владелец мастерской имеет несколько рабов, которым он поручает однообразную и грубую работу. Они вымешивают глину, подносят топливо к печи, железным стержнем ворошат пылающие угли (слайд 19). Но работу творческую, требующую выдумки и заинтересованности, например, роспись ваз, выполняют граждане, переселенцы или вольноотпущиники (слайд 20). Мы покидаем удивительный район Керамик.Чем он вас поразил? Ну а мы продолжаем экскурсию и как вы догадались мы приближаемся к району Агора (слайд 22). Агора — это рыночная площадь (слайд 23). Ее называют главной площадью Афин или ее сердцем. На ней всегда шумно и многолюдно, так как здесь бойко идет торговля. (слайд 24)Проводятся тут и петушиные бои, выступления заклинателей змей, фокусников, глотателей кинжалов. Сюда приезжают со всех концов Аттики и из других областей Греции. Сотни людей заняты покупкой и продажей товаров. За порядком следят смотрители рынка. На эту должность граждан избирают по жребию. Им подчиняется рыночная стража, которая состоит из купленных Афинским государством рабов-скифов. Окончив дела и отослав слуг с покупками домой, афиняне проводят время с друзьями. (слайд 25) Местами встреч являются спасавшие от палящих солнечных лучей портики и лавки . (слайд 26) Я хочу обратить ваше внимание, что в другой части Агоры на холме находится обнесенный храм бога-кузнеца Гефеста (слайд 27). Левее храма в прямоугольном здании почти ежедневно собирается Совет пятисот, который избирается по жребию из афинских граждан (слайд 28). Совет пятисот следит за пополнением казны, ведает строительством боевых кораблей, храмов (слайд 29). Дежурные члены совета в случае военной угрозы находятся здесь круглосуточно. Афиняне не представляют своей жизни без каждодневных посещений Агоры (слайд 30). Мы покидаем Агору и приближаемся к Акрополю (слайд 31) -высокому холму в центре города. Обычно вы слышите такие слова (слайд 32) « Если ты был в Афинах и не восторгался ими,- то ты осел!» но я хочу вам сказать их более правильно и точно « Если ты не был в Афинах, ты чурбан; если был и не восхищался ими, ты-осел, а если ты покинул их по своей воле, ты-верблюд» . Так вот посещение Акрополя докажет истинность моих слов. Знаете, ребята, Греки гордились и сегодня гордятся своим городом. Они стараются активно участвовать в строительстве памятников и храмов. Для своей богини-покровительницы они построили самые великолепные храмы и проводят в честь нее самые пышные празднества на Акрополе. Слово акрополь в переводе с древнегреческого означает верхний город. Большинство сооружений «афинского чуда» были перестроены или построены заново при Перикле. Работами руководит выдающийся греческий скульптор и архитектор Фидий, который также прославился созданием огромной статуи Зевса для храма в Олимпии. Как вы уже поняли (слайд 33) Акрополь –холм с крытыми и обрывистыми склонами. Его вершину украшает бронзовая статуя Афины, (слайд 34) которую создал гениальный скульптор Фидий (слайд 35).Она и сегодня украшает Акрополь и восхищает туристов своим великолепием. Моряки, подплывая к Пирею, видят как блестят на солнце ее позолоченный шлем и наконечник копья. Только одна дорога ведет на Акрополь. В дни празднеств по ней поднимается нарядная толпа афинян (слайд 36). По сути, они любуются стоявшими справа на уступе скалы небольшим храмом. Это есть храм богини победы Ники (слайд 37). Обычно Нику изображали крылатой девушкой. Однако, победив персов, афиняне дерзко пожелали навсегда оставить богиню у себя и не дать ей улететь (слайд 38). Поэтому они воздвигли храм в честь Ники Бескрылой. Через мраморные портики, минуя, храм богини Ники участники празднества вступают на вершину Акрополя. Перед ними открывался вид на храм богини Афины –Парфенон (слайд 39). Это самое прекрасное творение греческих строителей! Парфенон, сооруженный из мрамора, окруженный колоннами, вызывет всеобщее восхищение (слайд 40). Его фронтоны (треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом (слайд 41) ) заполняют статуи .На одном фронтоне был изображен спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой, на другом -рождение Афины из головы Зевса (слайд 42). Мы входим внутрь храма и останавливаемся в изумлении, будто богиня Афина сошла с небес и встречает нас (слайд 43). Статуя Афины поражает нас. Фидию удалось сделать Афину похожей на живую женщину. Основа статуи деревянная. Одежда, Щит, шлем из золота, лицо, шея, и руки- из пластинок слоновой кости под цвет человеческого тела, глаза из драгоценных камней. В паровой руке Афина держит крылатую Нику, левой опирается на щит, внутри которого виден священный змей. Слева от Парфенона мы видим небольшой храм Эрехтейон (слайд 44), посвященный Посейдону и Афине в память об их споре за обладание городом. В одном из его портиков вместо обычных колонн стояли кариатиды (слайд 45) –каменные фигуры юных девушек. | Ответ учащегося:« Пирей». Учащиеся: «Россия Республика Чувашия, Урмары». Ученики: «В Пирее находились две военные и одна торговая гавань (слайд 7). Располагавшийся в гаванях афинский флот был самым сильным и насчитывал 400 триер (слайд 8). На военных кораблях служили только афинские граждане. В гаванях работали бедные граждане, которые пришли сюда на заработки. Они на верфях чинили старые и строили новые корабли. Но можно было увидеть и богача, который пришел выполнить почетную миссию за свой счет снарядить корабль В торговой гавани много было кораблей из разных стран и городов (слайд 9). Привозили в Афины папирус, слоновую кость, зерно, соленую рыбу, рабов. А вот вывозили за море афинские купцы сосуды из обожженной глины, мраморные статуи, серебряные браслеты, серьги, кубки, вино, оливковое масло». Ответы учащихся: « Этот район получил такое название, потому что там делали из глины посуду». Ответы учащихся. | Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне небольшого текста); слушают и понимают речь других. |
4.Стадия рефлексии. | Фронтальная. | А теперь давайте вернемся к вопросу, поставленному в начале урока, и попробуем ответить на него. Вот и закончилась наша экскурсия по древним Афинам. Если кому-то повезет, вы сможете посетить современные Афины-столицу Греции. Давайте посмотрим, сможете ли вы блеснуть перед греками знаниями Афин (слайд 46,47). | Отвечают на поставленный вопрос. Отвечают на вопросы (слайд 47). | Коммуникативные: принимают участие в работе; контролируют действия друг друга. |
5.Итог урока. | Словесный. Беседа. | По результатам я вижу, что мы славно потрудились. Вы хорошо усвоили материал, заинтересовались данной темой, у нас появилось желание расширить свои знания. Молодцы ребята спасибо за урок. | ||
6.Домашнее задание. | Запишите в дневнике: параграф, вопросы 1-2, термины выучить; на «5»- к вышеуказанному обязательно выполнить задание № 3 из вопросов параграфа 37, письменно. | Воспринимают задание, уточняют, задают вопросы | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения д/з. | |
7. Эмоциональный итог урока | Я хочу, чтобы, уходя с урока, показали, с каким настроением вы покидаете класс. Около меня лежат «солнышки» и «тучки». Если вам понравился урок и у вас хорошее настроение, возьмите « солнышко», если не понравился и настроение упало, возьмите « тучку». Урок окончен. Спасибо за внимание. | Оценивают свою работу, эмоциональное состояние, общее впечатление | Регулятивные: самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока "В городе богини Афины " (5 класс)
Урок - заочное путешестие, в ходе которого учащиеся погружаются в мир культуры Древней Греции....
Урок-путешествие "В городе богини Афины" 5 класс
Разработка урока и презентация к нему....
Презентация "Древнегреческая керамика" к уроку "В городе богини Афины"
Презентацию можно использовать на уроке истории в 5 классе "В городе богини Афины", когда изучается район Керамик....
В городе богини Афины. Урок истории в 5 классе с использованием элементов технологии критического мышления
Критическое мышление есть мышление самостоятельное, социальное., позволяет перейти от обучения " по программе" к педагогике прогрессивнойц. удовлетворяющей потребностям учеников. Она позволяет вырабат...
Презентация "В городе богини Афины"
Данная презентация используется на уроке в 5 классе. Презентация имеет анимационную часть, которая может быть использована как для закрепления изученного материала, так и для проверки на следующем уро...
Презентация по истории Древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "В городе богини Афины"
Тема урока: В городе богини Афины.Тип урока: урок изучения нового материала.Форма урока: заочное путешествие.Цель урока: Сформировать представление о том, что V-VI вв. до н.э. время не только развития...
разработка урока "В городе богини Афины"
Разработка урока для учащихся 5 класса, требующая от учащихся не только знание содержание параграфов, но и умения работать с картой, рассуждать и предлагать творческие решения при решении учебных зада...