Бал 1903г. в МОУ Ивановская СОШ
статья
Предварительный просмотр:
Бал 1903г. в МОУ Ивановская СОШ
В Ивановской на Лехте школы, вот уже 20 лет, осуществляется проект «Русские балы». Это не просто развлекательное мероприятие, хоть оно и является альтернативой досуга подрастающего поколения и молодежи. Это огромное воспитательное мероприятие. Один из последних проведенных балов был посвящен Балу 1903года. Опираясь на материалы воспоминаний из альбома и особенно газет того времени, я решила взять собирательный образ всего этого действа состоящего из трех дней. Ребята тщательно готовились: шили национальные костюмы, а мы взяли не только русские костюмы, нами в костюмах и частично танцах была представлена вся многонациональная Российская Империя того времени. Здесь были народные танцы: украинский, белорусский, татарский, грузинский, казачий, польский. Ребята исполняли народные песни, ставили народные сказки. Также был устроен в перерыве роскошный ужин в русском стиле, где в классных комнатах оформленных также в народном духе, столы ломились от разных блюд народной кухни. Конечно же, были и бальные танцы, зал был оформлен множеством снимков с бала 1903г. Были также исполнены и три русских танца. Опираясь на описания участников бала, найденных документов и сборников с описанием русской пляски, па русской пляски и Камаринской я попыталась отчасти хоть немного воссоздать образ этих танцев. Музыку к русским танцам старались подобрать близкой к той, что могла звучать на балу 1903года. Во первых оркестровое исполнение, на балу играл оркестр и непременно русские старинные мелодии, как вспоминала Варвара Долгорукая. К сожалению не смотря на огромную работу в архивах, интернете и других источниках, найти реконструкцию или подробное описание этих танцев пока так и не удалось. Наверное, все это еще впереди. Работа эта очень интересная и хочется все-таки добраться до истины, но все это лежит очень глубоко в архивах.
Бал получился замечательный, такого еще не бывало, ребята были вдохновлены народной культурой, повсюду царил небывалый подъем (как и на балу 1903г.) и ощущение необыкновенного праздника. Все ощущали гордость за свою страну, ее великое прошлое и что ты родился и живешь в этой великой стране. Весь бал ребята находились в народных костюмах, что создавало еще большую праздничную атмосферу, народные танцы по требованию публики были повторены по нескольку раз. В итоге, удивительно, полное совпадение по настроению, ощущению, восприятию русской народной культуры у участников бала 1903года и участников и гостей нашего бала.
Десятый год я работаю в Ивановской школе, как учитель музыки и хореографии, а также седьмой год заместителем директора по воспитательной работе. Раз в неделю у ребят по расписанию стоит урок хореографии – 40 минут. До моего прихода ребята занимались большей частью бальными танцами. В начальной школе сейчас программа ритмика и танец, где мы играем, импровизируем под разную музыку, разучиваем несложные детские танцы и танцевальные игры. В среднем звене 5-7 класс, ребята знакомятся с азами народного танца и бальной хореографии. В 8-11 классах ребята изучают историко-бытовой, бальный и сейчас я стала вводить народный танец на уже более сложном уровне, так как старшие ребята более осознано подходят к уроку. Конечно, много сложностей и добиться хорошего результата очень сложно. Ребята разного уровня развития и способностей, кто-то может да не хочет, другой хочет да не может. В школу ребята поступают в разном возрасте и, учитывая кадетский корпус при школе в разные классы, иногда приходят в 10й и 11й классы. Естественно безо всякой подготовки, но все же желание делает иногда настоящие чудеса и ученик за один-два года может сделать то, что другой не сделает и за пять лет. В начальной школе и среднем звене сложности возникают и с дисциплиной, маленькие очень быстро устают, носиться они могут сколько угодно, а вот осознанно сделать движение и подумать головой это невероятно сложно. Вот и приходится в начальной школе проводить больше танцевальных игр и инсценировок. Еще в этом возрасте сложно с мотивацией, хотя и в старших классах бывают ребята, которые говорят, зачем мене это надо. Но в основном к 11 классу ребята выравниваются, а на последнем звонке непременно всем нужно танцевать, даже тем, кто отлынивал. Специального помещения для занятий нет и мы занимаемся в нашем школьном коридоре, который превращается во что угодно, и в спортивный зал и в литературную гостиную и в концертный зал или в бальную залу какой-либо эпохи с ее неповторимым интерьером, оформленным руками детей. Жизнь учеников нашей школы очень насыщенная, учитывая еще занятия в кадетском корпусе и других кружках, музыкальных и т.д., и после уроков очень сложно найти время для каких-либо репетиций и все же к балу стараемся готовиться тщательнейшим образом. На уроке мы постарались собрать ранее разученные элементы трех русских танцев к балу. Сначала, конечно же, русский поклон, объяснение ребятам цели и задачи нашего урока, разминка с подготовительными элементами движений к разучиваемым танцам, повтор некоторых сложных элементов и сольных фрагментов. И в итоге попробовали собрать все три танца к балу. С большим трудом, конечно ребятам даются основы народного танца. Говорили о манере исполнения: кто исполнял эти танцы, что это были за люди, как они могли танцевать, какие были костюмы, и как в них можно было двигаться, читали воспоминания. Конечно же, еще очень много работы, но самое главное, что ребята работают с огромным интересом и в дальнейшем хотят ближе и глубже познакомиться с народной танцевальной культурой.
Бальная эпоха в России началась отказом от прошлого, а завершилась возвращением к традициям допетровских церемоний. Зачастую воспоминания о минувшем дают силы для жизни в настоящем, укрепляют веру в будущее.
Ребята познакомились с целым пластом русской культуры. С народной танцевальной культурой. Стали больше осознавать себя русскими людьми с великим прошлым. Возник глубокий устойчивый интерес к народной танцевальной и музыкальной культуре, народным песням. Появилось большое желание изучать более глубоко и серьезно народную танцевальную культуру. Хочется надеется, что эти мероприятия оставят глубокий след в душах ребят, где так важно сильное впечатление и они пронесут любовь к народной культуре и своему народу через всю жизнь и станут достойными сынами и дочерями своего Отечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ивановская область" презентация к уроку
презентация к уроку с использованием краеведческого материала...
Программа элективного курса "Краеведение. Топонимика Ивановской области"
Курс обучения "Краеведение. Топонимика Ивановской области" предназначен в качестве элективного курса для учащихся 7 класса....
Конспект занятия "Рекреационные ресурсы Ивановского района Ивановской области"
Урок-исследование....
СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Государственная политика в области традиционной художественной культуры, к сожалению, пока не дает основания говорить, что этот уникальный вид культурной деятельности имеет устойчивую и эффективную за...
Патриотическое воспитание детей в условиях дополнительного образования в Ивановской области.
В настоящее время в России работает и совершенствуется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», которая является продолжением государственн...
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ по охране труда преподавателя химии МКОУ «Ивановская СОШ»
Преподаватель химии:1.1. Руководствуется в своей работе Правилами по технике безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ.1.2. Обеспечивает здоровые и безопасные условия тру...
Методические разработки уроков к учебному пособию по историческому краеведению для учащихся 9 класса. "Ивановский край в истории Отечества"/ К.Е.Балдин, Б.Г.Барвенко, Г.В.Иванов., Иваново 2007г.
Разработка включает следующие разделы: введение, пояснительную записку, распределение учебных часов по темам курса « Ивановский край в истории Отечества» с кратким содержанием,...