Одаренные дети
материал
Заявка организации-соискателя на присвоение статуса "Региональная инновационная площадка" в рамках реализации региональной программы по работе с одареными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zayavka._podporozhe.docx | 100.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАЯВКА
ОРГАНИЗАЦИИ – СОИСКАТЕЛЯ
на присвоение статуса "РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА" в рамках реализации региональной программы "Поддержка школ со стабильно высокими образовательными результатами" Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области
I. СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ-СОИСКАТЕЛЕ, НАИМЕНОВАНИЕ И МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ– СОИСКАТЕЛЯ
Наименование (полное и краткое): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Подпорожская средняя общеобразовательная школа №8» (МБОУ «Подпорожская СОШ №8»
Юридический адрес: 187780, Российская Федерация, Ленинградская область, город Подпорожье, улица Строителей, дом 2.
Учредитель: АМО Подпорожский муниципальный район Ленинградской области
ФИО И КОНТАКТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - СОИСКАТЕЛЯ
Руководитель ОО:
Контакты:
Телефон: 8 (81365)
E-mail: podsskola8@yandex.ru
ФИО И КОНТАКТЫ КООРДИНАТОРА ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ - СОИСКАТЕЛЯ
Координатор проекта: Ермолова Любовь Николаевна
Контакты:
Телефон: 8-921-
E-mail: ermolowa.lyubow@yandex.ru
II. АННОТАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
ОРГАНИЗАЦИИ - СОИСКАТЕЛЯ
II.1.ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
- Наименование инновационного образовательного проекта организации- соискателя
Учебные сессии по предметам гуманитарного и научно-естественного циклов для подготовки к КОД мотивированных детей 4 – 8 классов
- Обоснование актуальности выполнения инновационного образовательного проекта
В современном обществе возрастает потребность в творческих, креативных людях, способных ставить перспективные цели и решать поставленные задачи. Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является выявление и поддержка одаренных детей. Поэтому выявление таких людей должно начинаться уже в начальной школе.
Национальной образовательной стратегией – инициативой «Наша новая школа» одновременно с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта и в тесной связи с ним предусмотрено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Создание целостной системы работы с талантливыми детьми все более актуальной становится и в Ленинградской области. Государственная Программа «Современное образование Ленинградской области», областной закон «О мерах государственной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи в Ленинградской области», региональная программа «Поддержка школ со стабильно высокими образовательными результатами» Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области предусматривают возможность развития и поддержки наиболее способных школьников, расширения их познавательных интересов и интеллектуальных умений.
Работа с одаренными детьми является частью Программы развития МБОУ «Подпорожская СОШ №8» и предусматривает возможность развития наиболее способных школьников, расширение базы их познавательных интересов и интеллектуальных умений. Раннее выявление, обучение одаренных детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми обучающимися становится всё более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.
Актуальность проекта «Учебные сессии гуманитарного и научно-естественного циклов для мотивированных детей 4 – 8 классов» состоит в том, что он создает благоприятные условия для личностного развития обучающихся, способствует формированию положительной мотивации личности к творчеству, развитию.
Анализ участия учащихся школы в различных конкурсах, смотрах, муниципальных и региональных этапах олимпиад показывает, что в педагогическом коллективе МБОУ «Подпорожская СОШ №8» есть категория мотивированных на успех детей. Вместе с тем, возможности и способности творческого обучения не всегда в полной мере можно реализовать.
Целенаправленная и систематическая работа с одаренными детьми позволяет более эффективно управлять формированием комплексных характеристик, активизировать работоспособность и познавательную деятельность учащихся.
Данный курс направлен на мотивированных детей учащихся 4 – 8 классов и ориентирован на приобретение ими необходимых знаний.
Новизна проекта:
- на уровне ОО: организация учебных сессий, разработаны дополнительные рабочие программы по организации работы с мотивированными детьми
- на уровне района: предоставлена возможность сетевого взаимодействия других образовательных организаций (Центр детского творчества, Политехнический техникум) и школы.
Чем сильна наша школа? В школе высокий творческий потенциал коллектива и дети, мотивированные на успех, результативность работы педагогического коллектива с мотивированными детьми (учащиеся школы становятся победителями и призерами муниципального этапа олимпиады школьников, различных конкурсов, смотров). Устойчивые традиции школы позволяют развивать творческие, интеллектуальные способности детей. У нас есть опыт работы в муниципальных сессиях («погружениях») в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку, математике, биологии, обществознанию, истории.
Работая на учебных сессиях, педагоги приобретают опыт работы с одаренными детьми, появляется необходимость анализа и обобщения опыта работы, конструирования педагогических средств, применение которых позволит эффективно и действенно организовать работу с мотивированными детьми. Осуществление данного проекта дает возможность коллективу заявить о себе и своем творческом потенциале на уровне района.
Позволяет заявить о себе и потенциале образовательной организации через формирование традиций, через участие большого количества детей в традиционных мероприятиях, которые позволяют развивать творческие, интеллектуальные способности детей.
Тем не менее, при всех сильных сторонах образовательного учреждения проблемным полем нашей деятельности остается отсутствие высоких результатов на региональном уровне при наличии творческого педагогического коллектива и мотивированных учащихся.
Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива школы, родителей учащихся и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности школы. Реализация данного проекта позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.
3. Содержание инновационно - образовательного (научно-прикладного) проекта (далее - проекта)
3.1. Объект инновационного образовательного проекта (исследования):
Деятельность педагогического коллектива по подготовке мотивированных детей к участию в конкурсно-олимпиадном движении
3.2. Предмет инновационного образовательного проекта (исследования):
Программа подготовки мотивированных учащихся к участию в КОД
3.3. Основные теоретические положения и научный задел МБОУ «Подпорожская СОШ № 8» по данной теме.
Теоретическую основу научно-прикладного проекта составляют труды психологов по проблеме одаренности детей и программы учителей-предметников по подготовке мотивированных детей к участию в конкурсно-олимпиадном движении.
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные дети, обстоятельствами поставленные в одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию «способности». Что же такое способности?
Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если их суммировать, то это будет выглядеть следующим образом:
1. Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность возможных психических процессов и состояний.
2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.
3. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет
(обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Интерес ученых к проблеме способностей и одаренности не ограничивался теоретическим поиском фундаментальных основ одаренности. Большое внимание уделялось и практическим вопросам диагностики, развития способностей детей в условиях школьного обучения и в семье.
В конце 90-х годов В.Н.Дружинин входил в состав Координационного совета при федеральной программе «Одаренные дети», участвовал в подготовке сборника «Основные современные концепции творчества и одаренности» (1997), разработке «Рабочей концепции одаренности» (1998), был одним из авторов книги «Психология одаренности: от теории к практике» (1999).
Какие же факторы влияют на развитие одаренности?
Было выявлено, что для развития креативности большое значение имеет наличие образца креативного поведения в микросреде ребенка, а также такие характеристики микросреды как нерегламентированность поведения и предметно-информационная обогащенность.
Ученый подчеркивал, что стиль семейного воспитания, особенности структуры семейных отношений оказывают огромное воздействие на развитие способностей детей.
Изучение ряда трудов ученых позволяет не только представить подход и направления творческого поиска, но и дает стимул для переосмысления проблемы детской одаренности и выделения новых перспектив ее решения с учетом особенностей современной действительности.
Основной задел образовательной организации МБОУ «Подпорожская СОШ № 8» по данной проблеме составляют научно-методические и практико-ориентированные разработки педагогов школы: «Создание ситуации успеха для учащихся» (Григорьева О.И., учитель начальных классов), «Развитие способностей на уроках математики в начальной школе. Формы и методы работы» (Боженкова Н.М., учитель начальных классов), «Организация и руководство индивидуальным проектом учащегося при реализации ФГОС» (Макарьева И.Л., учитель информатики), «Информационно-коммуникационное сопровождение обучения математике» (Майорова Н.В., учитель математики). Выступления на заседании районного методического объединения учителей русского языка и литературы «Опыт работы по подготовке учащихся к олимпиадам» (Ермолова Л.Н., учитель русского языка и литературы), РМО учителей английского языка (Мещерякова Н.А., учитель английского языка).
3.4. Цель и задачи инновационного образовательного проекта
Цель проекта:
Разработка и внедрение системы учебных сессий по предметам гуманитарного и научно-естественного циклов для подготовки к КОД мотивированных детей 4 – 8 классов
Задача (и) проекта:
- Создать организационно управленческие условия деятельности педагогического коллектива по разработке и реализации проекта, в том числе разработать пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование педагогов – участников проекта
- Разработать перспективный план работы по внедрению проекта в образовательный процесс школы, циклограммы основных мероприятий по реализации проекта.
- Сформировать пакет разработок по методике подготовки и проведения различных мероприятий, развивающих познавательную деятельность учащихся.
- Изучить возрастные и психологические особенности детей, мотивированных для участия в КОД.
- Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов, участвующих в проекте, по вопросам возрастных и психологических особенностей детей, мотивированных для участия в КОД.
- Апробировать и внедрить в образовательный процесс школы предметные сессии для мотивированных детей
- Разработать программы учебных сессий по предметам гуманитарного и научно-естественного циклов для подготовки к КОД мотивированных детей 4 – 8 классов в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
- Обобщить опыт инновационной деятельности по теме проекта и представить его на муниципальном и региональном уровнях.
3.5. Ключевая идея (идеи) инновационного образовательного проекта
Идея: создание условий для непрерывной успешной подготовки мотивированных детей к участию в конкурсно - олимпиадном движении посредством организации и проведения учебных сессий.
Как возникла эта идея? Анализ участия школьников в конкурсно-олимпиадном движении дает понять, что в школе есть мотивированные на успех дети, они показывают хорошие и даже отличные результаты участия в олимпиадах на муниципальном уровне. В организации есть творчески работающие педагоги, которые уделяют достаточно много внимания подготовке обучающихся к участию в КОД в рамках учебных часов и через самостоятельную подготовку учащихся. Но мы видим, что эта работа не всегда дает положительный результат. Значит, необходимо в рамках внеурочной деятельности организовать занятия для мотивированных детей. Но проводить их в течение учебного года сложно, т.к. это приведет к перегрузке и ученика и учителя. Так возникла идея учебных сессий, в рамках которых будут проводиться занятия по подготовке мотивированных на успех учащихся.
Чем интересна эта идея? Во-первых, занятия на растянуты на весь учебный год, они могут проходить в течение 2-3 месяцев, 1 раз в неделю или один раз в две недели. Во-вторых, занятия с детьми проводит не только тот учитель-предметник, который у них работает, но и другие педагоги. При этом, в начальной школе кроме учителя начальной школы занятия может проводить учитель-предметник из основной школы. В-третьих, мы думаем, что подготовку к участию в КОД лучше начинать с начальной школы. Это и преемственность между начальной и основной школой, да и дети этого возраста наиболее восприимчивы ко всему новому, у них ещё есть интерес.
Новизна предлагаемых решений инновационного образовательного проекта «Учебные сессии по предметам гуманитарного и научно-естественного циклов для подготовки к КОД мотивированных детей 4 – 8 классов» заключается в том, что будет разработана и внедрена в практику система непрерывной подготовки мотивированных детей к конкурсно - олимпиадному движению, разработаны дополнительные рабочие программы по организации работы с мотивированными детьми. Учащимся предоставлена возможность сетевого взаимодействия других образовательных организаций (Центр детского творчества, Политехнический техникум) и школы.
Специфика инновационной деятельности состоит в том, что инновационный образовательный проект реализуется не ради инновации. Необходимо учитывать ценности, которые формируются в результате внедрения данного образовательного проекта, каковы цели, насколько они достижимы. Действительно ли данный проект будет инновационным, т.е. иметь новизну и социальную значимость.
Структура проекта. Основные направления:
- научное - выявление признаков детской одаренности;
- нормативно-правовое – создание нормативной базы, обеспечение прав одаренных детей и педагогов
- организационно-педагогическое – диагностическая, прогностическая и мониторинговая деятельность;
- методическое – внедрение инноваций в практику, система повышения квалификации педагогов.
Для стадии возникновения характерно переосмысление накопленного опыта по подготовке обучающихся к конкурсно-олимпиадному движению.
Стадия роста включает в себя разработку проекта, который будет иметь инновационность, разработка содержания и технологий реализации данного проекта. Необходимо создать команду единомышленников, ориентированных на совместное решение данного вопроса.
3.6. Глоссарий.
Способности – это психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков.
Одаренность –это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей действительности
Талант – это высшая степень развития способностей личности к определенной деятельности, ее одаренности, когда они достигают черт характера.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития.
Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент в силу их функциональной недостаточности.
Стратегия обогащения – это обучение одаренных детей при котором учитываются их потребность в общении со сверстниками, эмоциональное развитие ребенка.
Стратегия ускорения – это обучение одаренных детей, которое связано, в первую очередь, с изменением скорости обучения, а не содержания материала.
Учебные сессии – это период проведения учебных занятий для мотивированных детей.
4. Этапы реализации проекта, сроки
1. Подготовительный этап (сроки) – август 2020 – октябрь 2020
2. Основной этап (сроки) – ноябрь 2020-май 2021
3. Заключительный этап (сроки) – июнь-декабрь 2021
4. Этап обобщения и распространения опыта инновационной деятельности – январь 2022 – декабрь 2023
5. Новизна, инновационность предлагаемых решений
Новизна проекта:
- на уровне ОО: организация учебных сессий, разработаны дополнительные рабочие программы по организации работы с мотивированными детьми
- на уровне района: предоставлена возможность сетевого взаимодействия других образовательных организаций (Центр детского творчества, Политехнический техникум) и школы.
Особенности и инновационные составляющие проекта заключаются
- в организации учебных сессий для мотивированных детей
- занятия по подготовке к КОД проводятся с учащимися 4 – 8 классов
- разработаны программы по работе с мотивированными детьми
- с детьми занимаются другие учителя-предметники
6. Прогнозируемые результаты реализации инновационного проекта (не менее трех):
1. Организация и проведение учебных сессий для мотивированных детей 4 – 8 классов
2. Разработка и апробация рабочих программ
3. Сетевое взаимодействие школы и образовательных организаций города
7. Планируемое ресурсное обеспечение инновационной образовательной деятельности организации-соискателя (в рамках проекта)
7.1. Кадровое обеспечение организации-соискателя при реализации инновационного образовательного проекта
№ п\п | ФИО специалиста | Место работы, должность, ученая степень, ученое звание специалиста (при наличии) | Опыт работы специалиста в международных, федеральных и региональных проектах в сфере образования за последние 5 лет (при наличии) | Функции специалиста в рамках реализации инновационного образовательного проекта |
1 | Ермолова Л.Н. | школа №8, учитель русского языка и литературы | координатор проекта | |
2 | Богомолова В.С. | школа №8, учитель истории и обществознания | Член рабочей группы по разработке проекта; преподаватель курса «Занимательное обществознание» | |
3 | Макарьева И.Л. | учитель информатики | Член рабочей группы по разработке проекта; преподаватель курса «Инфознайка» | |
4 | Шлендик А.Ю. | учитель информатики | Член рабочей группы по разработке проекта; преподаватель курса «Алгоритмы и их исполнители» | |
5 | Лукина И.С. | учитель нач. классов | Преподаватель курса «Тайны и секреты русского языка» | |
6 | Онькина Ю.Н. | учитель нач. классов | Преподаватель курса «Занимательная математика» | |
7 | Цветкова Н.А. | учитель нач. классов | Преподаватель курса «Занимательная математика» | |
8 | Григорьева О.И. | учитель нач. классов | Преподаватель курса «Тайны и секреты русского языка» | |
8 | Мещерякова Н.А. | учитель английского языка | Преподаватель курса «Британский клуб» | |
9 | Пузикова О.Н. | учитель немецкого языка | Преподаватель курса Deutsch mit Hans Hase | |
10 | Ольшина Е.В. | учитель математики | Преподаватель курса «Шаг в математику» | |
11 | Майорова Н.В. | учитель математики | Преподаватель курса «Шаг в математику» | |
12 | Мартынова Н.А. | МБОУ ДО «Центр детского творчества», зам. директора, преподаватель биологии | Преподаватель курса «Загадочный микромир» | |
13 | Ольшина Н.А. | Педагог-психолог | Психологическое сопровождение проекта | |
14 | Аристарова С.М. | Зав. школьной библиотекой | Обзор научной, познавательной и справочной литературы |
7.2. Нормативно - правовое обеспечение реализации инновационного образовательного проекта
№ п/п | Наименование нормативно правового акта | Краткое обоснование применения нормативно-правового акта в рамках реализации инновационного образовательного проекта организации-соискателя |
1 | Федеральный закон «об образовании Российской Федерации» от 29.12.2912 № 273-ФЗ | Регламентирует деятельность в сфере образования |
2 | Национальный проект «Образование» | Обеспечение конкурентноспособности российского образования |
3 | Федеральный проект «Успех каждого ребенка» | Система выявления и поддержки способностей и талантов у детей |
4 | Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» | Высокое качество образования |
5 | Федеральный проект «Социальная активность» | Развитие системы наставничества |
6 | Историко-культурный стандарт РФ | Организация внеурочной деятельности |
7 | Государственная программа Ленинградской области «Современное образование Ленинградской области» | Построение образовательной деятельности на основе индивидуальной особенности; организация инновационной деятельности. |
7.3. Финансовое обеспечение реализации инновационного образовательного проекта организации-соискателя, тыс. рублей
№ п/п | Источник финансирования реализации инновационного образовательного проекта | Планируемые статьи расходов при реализации инновационного образовательного проекта |
1. | Собственные средства образовательного учреждения | Статья 310. |
7.4 Организации-соисполнители инновационного образовательного проекта (организации-партнеры при реализации инновационного образовательного проекта)
№ п\п | Наименование организации-соисполнителя инновационного образовательного проекта (организации-партнера при реализации инновационного образовательного проекта) | Основные функции организации - соисполнителя инновационного образовательного проекта (организации-партнера при реализации инновационного образовательного проекта) |
1 | ГБУДО «Центр «Ладога» | Помощь в проведении занятий в рамках учебных сессий для мотивированных детей школы (курс «Журналистика») |
2 | ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» | Курсы повышения квалификации; семинары по подготовке к олимпиадам, конкурсам («Дарование», «Шаг в науку» и т.д.) |
3 | ГБПОУ ЛО «Подпорожский политехнический техникум» | Проведение преподавателями техникума занятий для мотивированных учащихся школы на базе компьютерного класса техникума в рамках программы Worldskills Russia/ Ленинградская область |
4 | МБОУ ДО «Центр детского творчества» г. Подпорожье | Организация и проведение занятий по биологии для мотивированных учащихся школы на базе лаборатории ЦДТ |
5 | МБОУ «Центральная районная библиотека» г. Подпорожье | Расширение читательского кругозора на основе тематического разнообразия, культуры чтения мотивированных детей |
II.2 ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ-СОИСКАТЕЛЕМ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
8. Дорожная карта мероприятий в рамках реализации инновационного образовательного проекта организацией-соискателем (тематическое планирование по задачам проекта)
№ п/п | Мероприятие дорожной карты (в соответствии с задачами проекта) | Сроки и ответственные | Основные результаты реализации мероприятий программы | Ожидаемые продукты инновационной деятельности ИНДИКАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ |
2020 г. | ||||
1.1. | Ознакомление педагогов школы с региональной Программой «Поддержка школ со стабильно высокими образовательными результатами» Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области | Сентябрь, администрация школы | Информированность педагогов школы о региональной программе | |
1.2. | Формирование нормативно-правовой базы по работе с мотивированными детьми | Сентябрь, администрация школы, | Распоряжения, приказы, положение | |
1.3 | Формирование координационного (рабочего) органа по работе с одаренными детьми | Сентябрь. Администрация школы | Создание координационного органа | |
1.4 | Система проведения семинаров для педагогов | В течение года; зам. директора по УВР; педагог-психолог; координатор учебного проекта; руководители ШМО | Команда методически подготовленных, информированных педагогов-единомышленников | |
1.5 | Разработка перспективного плана работы по внедрению учебного проекта в образовательного процесс школы, основных мероприятий по реализации проекта | Сентябрь-октябрь. Координационный совет. Методический совет школы | План работы по внедрению учебного проекта в образовательный процесс школы | |
1.6 | Диагностические мероприятия учащихся 4 классов и основной школы (5 – 8 классы) с целью определения уровня подготовленности и выявления их предметных предпочтений | Сентябрь - октябрь. Педагог-психолог, | База данных обучающихся | |
1.7 | Проведение пробных сессий по предметам для мотивированных детей | Сентябрь – декабрь. Учителя начальных классов, учителя-предметники | Учебные занятия в рамках учебных сессий | |
1.8 | Проведение лектория для родителей по теме «Развитие и формирование одарённости в процессе обучения, воспитания и общения» | Октябрь – ноябрь. Координатор проекта, педагог-психолог | Включённость родителей в образовательный процесс школы | |
Создание образовательной среды, способствующей развитию одаренности ребенка | ||||
2021 год | ||||
2.1. | Мониторинг результативности участия школьников в олимпиадах и конкурсах различного уровня | Март – апрель. Зам. директора по УВР | Рейтинг детей по уровням | |
2.2. | Взаимодействие с образовательными организациями и организациями дополнительного образования с целью реализации учебного проекта | В течение года. Администрация школы, координатор проекта. | Действенная помощь в разработке и реализации учебного проекта | |
2.3. | Корректировка рабочих программ учебных сессий по работе с мотивированными детьми | Май. Зам. директора по УВР. Учителя, работающие на учебных сессиях | Программа учебных сессий | |
2.4. | Обобщение опыта работы с мотивированными детьми на уровне района (методический совет, районные методические объединения) | Сентябрь – октябрь. Зам директора по УВР. Руководители методических объединений | Формирование умений и навыков педагогов в области дидактики и методики обучения одаренных детей | |
2.5. | Проведение учебных сессий для мотивированных учащихся школ района | По расписанию. Координатор проекта | Учебные сессии | |
2.6. | Проектирование перспективной траектории развития школы (отбор и дальнейшее развитие одаренных детей) | Сентябрь. Председатель методического совета. Координатор проекта | План работы школы с мотивированными детьми | |
2.7. | Подведение итогов участия школьников в мероприятиях КОД | Май. Администрация школы | Награждение учащихся на школьном и муниципальном мероприятии «Парад звезд» | |
2.8 | Работа над выпусками школьной газеты «МиР» | 2 раза в месяц. Зам. директора по ВР | Выпуск экземпляров школьной газеты | |
2.9 | Работа над созданием портфолио мотивированных детей | Зам. директора по УВР | Портфолио учащихся | |
2.10 | Организация работы научного общества учащихся «Спектр» | Зам. директора по УВР | Конференции, выступления учащихся | |
2022 год | ||||
3.1. | Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, обучение специалистов-психологов и педагогов новым образовательным технологиям и методикам обучения, использованию диагностического инструментария в работе с одаренными детьми, включая дистанционные | По расписанию ЛОИРО. Зам. директора по УВР | Повышение профессионализма и социального статуса педагогов. Формирование конкурентноспособного кадрового потенциала | |
3.2. | Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по направлению «Одаренные дети» | Февраль. Председатель методического совета. | Приобретение опыта по работе с мотивированными детьми | |
3.3. | Подготовка и обновление сайта "Одаренные дети" | По необходимости. Зам. директора по ВР | Школьный сайт | |
3.4. | Расширение сети курсов по выбору с учетом способностей и запросов учащихся | Сентябрь. Зам. директора по УВР. | Курсы по запросам учащихся | |
3.5. | Проведение школьных интеллектуальных конкурсов для выявления способных мотивированных детей. | В течение года. Зам. директора по УВР, ВР | Школьные интеллектуальные конкурсы | |
3.6. | Создание модели мониторинга достижений обучающихся, направленной на выявление и развитие склонностей, способностей и талантов обучающихся, определение критериев эффективности педагогической работы с учащимися с высокими интеллектуальными способностями | Ноябрь – декабрь. Зам. директора по УВР | Модель мониторинга достижений учащихся | |
3.7 | Работа научного общества учащихся «Спектр» | В течение года. Руководитель методического совета | Участие в районных научно-практических конференциях | |
2023 год | ||||
4.1 | Организация и проведение учебных сессий для мотивированных детей школ района | Октябрь – декабрь. Зам. директора по УВР | Учебные сессии для мотивированных детей | |
4.2 | Взаимодействие с образовательными организациями и организациями дополнительного образования с целью реализации учебного проекта | Договор о взаимодействии | ||
4.3 | Расширение сети курсов по выбору с учетом способностей и запросов мотивированных учащихся для участия в КОД | Февраль – март. Зам. директора по УВР | Курсы по выбору для мотивированных детей | |
4.4. | Создание сборника творческих работ победителей конкурсов (юных исследователей, поэтов и т.д.) | Май – июнь. Зам директора по УВР, координатор проекта | Сборник творческих работ | |
4.5 | Практика проведения учебных сессий учащимися – победителями и призёрами муниципального этапа ВсОШ | По расписанию занятий. Зам. директора по УВР | Учебные сессии | |
4.6 | Информационно - разъяснительная работа по вовлечению мотивированных учащихся в различные дополнительные образовательные учреждения, участия в онлайн интеллектуальных, предметных мероприятиях | Сентябрь – октябрь. Зам. директора по УВР. Учителя, работающие на сессиях по подготовке к участию в КОД | Создание групп мотивированных детей для занятий |
9. Календарный план реализации мероприятий в рамках инновационного образовательного проекта организацией-соискателем (на 2020 и 2021 год, подготовительный и основной этапы...)
№ п/п | Наименование мероприятия Пузиков С.Н. | Дата начала | Дата завершения | Ответственный (Ф.И.О. должность) | Планируемый продукт |
Август 2020 года | |||||
1. | Распоряжение Комитета общего и профессионально образования Ленинградской области | 7.08 | 30.08 | Пузиков С.Н., ИО директора школы | Получение информации |
2. | Вебинар о результатах анкетирования | 25.08 | Пузиков С.Н., ИО директора школы | Получение информации | |
Сентябрь 2020 года | |||||
1. | Установочная сессия для школьных проектных команд | 2.09 | Координатор проекта | Информация о работе над школьным проектом | |
2. | Интенсивы проектных сессий для школьных команд | 4.09 | 5.09 | Ермолова Л.Н. | Практическая работа по созданию школьного проекта |
3. | Формирование нормативно-правовой базы учреждения по работе с мотивированными детьми | 14.09 | 29.09 | Пузиков С.Н., и.о. директора школы Ермолова Л.Н., координатор проекта, Лукина И.С., зам. директора по УВР (нач. школа), | 1.Положение о работе творческой группы 2.Рабочие программы по работе с мотивированными детьми 3.Внесение изменений в Положение о стимулирующих выплатах для педагогов, занимающихся с мотивированными детьми 4.Утверждение расписания курсов по выбору, нацеленных на развитие интеллектуальных способностей ребенка |
4. | Совещание с педагогами школы об организации и проведении учебных сессий с мотивированными детьми | 17.09 | Ермолова Л.Н., координатор проекта | Информационная справка | |
5. | Диагностическое тестирование учащихся начальной и основной школы | 10.09 | 16.09 | Ольшина Н.А., педагог-психолог | Формирование групп мотивированных учащихся для участия в сессиях. Ознакомление педагогов с результатами диагностирования |
6. | Консультации (по необходимости) для педагогов, участвующих в работе с мотивированными детьми | В течение месяца | Председатель методического совета, координатор проекта | Информация по проблемным вопросам | |
7. | Консультации для проектных команд | 22.09 | Разработчики проекта | Информация о работе над созданием проекта. | |
октябрь 2020 года | |||||
1. | Работа с родителями. Проведение лектория для родителей по теме «Развитие и формирование одарённости в процессе обучения, воспитания и общения» | 10.10 | 17.10 | Лукина И.С., зам. директора по УВР (начальная школа), Ольшина Н.А., педагог-психолог | Вовлечение родителей в образовательный процесс школы |
2. | Вебинар «Психолого-педагогические основы развития познавательных устремлений и творческой активности обучающихся» | 19.10 | 19.10 | Разработчики проекта | Информация для учителей и школьного психолога по развитию познавательных устремлений и творческой активности |
3 | Вебинар «Подготовка обучающихся к региональному этапу ВсОШ: методы и приемы решения олимпиадных задач по физике». | 20.10 | 20.10 | Рекомендации по организации подготовки к олимпиаде по физике | |
4. | Проведение пробных учебных сессий для мотивированных детей | По расписанию в течение месяца | Ермолова Л.Н. координатор проекта Лукина И.С., зам. директора по УВР (начальная школа) | Учебные сессии | |
5. | Мониторинг результатов участия учащихся в школьном этапе олимпиад | 29.10 | 30.10 | Шлендик А.Ю., учитель информатики | Информационная справка о результатах участия |
6. | Вебинар «Сетевое взаимодействие и социальное партнерство; нормативно-правовые и организационно-методические аспекты» | 26.10 | Информация о сетевом взаимодействии | ||
7. | Вебинар «Включенность в конкурсно-олимпиадное движение: от рефлексии к смыслу» | 27.10 | Разработчики проекта | Информация | |
8. | Вебинары Международной научно-практической конференции «Дружининские чтения: психология способностей, ментальных ресурсов и одаренности». | 30.10 | 31.10 | Разработчики проекта | Информация |
Ноябрь – декабрь 2020 года | |||||
1 | Проведение пробных учебных сессий для мотивированных детей | По расписанию | Ермолова Л.Н., координатор проекта | Учебные сессии | |
2 | Вебинар «Современные представления об одаренности и условия ее развития в школьном возрасте» | 2.11 | Информация о современных представлениях об одаренности | ||
3 | Семинар «Технические требования к оформлению, представлению и защите школьных проектов развития конкурсно-олимпиадного движения» | 3.11 | 3.11 | Оформление заявки на участие в конкурсе | |
4 | Участие школьников в научно-практических конференциях различного уровня | По расписанию | Учителя-предметники | Результаты участия в мероприятиях | |
5 | Вебинар «Психологическое сопровождение реализации школьных проектов развития конкурсно-олимпиадного движения» | 6.11 | Информация о психологическом сопровождении | ||
6 | Консультация по оформлению заявки | 9.11 | 9.11 | Ермолова Л.Н., координатор проекта | Помощь в оформлении заявки |
7 | Вебинар « Решение олимпиадных заданий по физической культуре регионального и заключительного этапов ВсОШ обучающихся 8-11 классов» | 9.11 | Методические рекомендации по организации подготовки к олимпиаде по физической культуре | ||
8 | Вебинар « Решение олимпиадных заданий по биологии регионального и заключительного этапов ВсОШ обучающихся 8-11 классов» | 10.11 | Методические рекомендации по организации подготовки к олимпиаде по биологии | ||
9 | Участие учащихся в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников | 10.11 | 20.12 | Шлендик А.Ю., учитель информатики | Результаты участия |
10 | Разработка системы поощрений победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов | 20.11 | 25.11 | Меркулова Н.В., зам. директора по ВР; Ермолова Л.Н., координатор проекта, Лукина И.С., зам. директора по УВР | Положение о системе поощрений победителей и призеров |
11 | Информационное совещание для координаторов школьных проектных команд | 10.11 | Информация о работе над проектом | ||
12 | Вебинар « Решение олимпиадных заданий по литературе регионального и заключительного этапов ВсОШ обучающихся 9 -11 классов» | 16.11 | Рекомендации для учителей литературы по подготовке учащихся к олимпиадам по литературе | ||
13 | Вебинар « Решение олимпиадных заданий по математике регионального и заключительного этапов ВсОШ обучающихся 8-11 классов» | 23.11 | Рекомендации для учителей литературы по подготовке учащихся к олимпиадам по математике | ||
Январь – февраль 2021 года | |||||
1 | Обмен опытом по работе с мотивированными детьми с другими учителями – предметниками школы | 16.01 | Ермолова Л.Н., координатор проекта Лукина И.С., зам. директора по УВР (нач. школа) | Информационная справка. | |
2 | Мониторинг результатов участия учащихся в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников | февраль | Ермолова Л.Н., координатор проекта | Результативное представление о потенциале школы. | |
3 | Участие школьников в научно-практических конференциях различного уровня (муниципальный, региональный). | По расписанию организаторов конференций | Ермолова Л.Н., координатор проекта Лукина И.С., зам. директора по УВР | Результаты участия | |
4 | Участие школьников в конкурсах различного уровня («Инфознайка», «Кенгуру», «Золотое руно», «Английский бульдог») | По расписанию организаторов конкурсов | Лукина И.С., зам. директора по УВР | Результаты участия | |
Март – май 2021 года | |||||
1. | Обмен опытом по работе с мотивированными детьми с другими учителями – предметниками на заседаниях районных методических объединений | 15.04 | 24.04 | Ермолова Л.Н., координатор проекта, Майорова Н.В., руководитель МО физико-математического цикла, Богомолова В.С., руководитель МО учителей истории и обществознания, Мещерякова Н.А., учитель английского языка, Онькина Ю.Н., учитель начальных классов | Информационная справка |
2. | Участие учащихся в школьном и муниципальном конкурсе «Ученик года» | 15.04 | 15.05 | Меркулова Н.В., зам. директора по ВР | Результаты участия |
3. | Проектирование перспективной траектории развития школы (отбор и дальнейшее развитие одаренных детей) | 20.04 | 27.04 | Ольшина Н.А., педагог-психолог; Ермолова Л.Н., координатор проекта; Лукина И.С., зам.директора по УВР (начальная школа) | Информационная проекта |
4. | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с мотивированными детьми | 15.06 | 28.08 | Аристарова С.М., библиотекарь, Клинова Т.В., зам. директора по АХЧ | Учебная , справочная литература; компьютерные программы |
5. | Активизация разъяснительной работы среди мотивированных детей и педагогов по вовлечению способных учащихся в КОД | 15.05 | 25.05 | Учителя - предметники | Предварительный набор учащихся |
6. | Разработка сценария и проведение интеллектуальной игры для мотивированных детей «Самый, самый…» | 15.04 | 11.05 | Ермолова Л.Н., координатор проекта, Меркулова Н.В., зам. директора по УВР | Сценарий мероприятия. Результаты игры |
Сентябрь – октябрь 2021 года | |||||
1. | Организация и проведение учебных сессий для мотивированных детей 4 – 8 классов | 10.09 | 15.12 | Ермолова Л.Н., координатор проекта; Лукина И.С., зам. директора по УВР | Учебные сессии |
2. | Работа с родителями. Проведение лектория для родителей по теме «Развитие и формирование одарённости в процессе обучения, воспитания и общения» | 15.09 | 28.09 | Ольшина Н.А., педагог-психолог | Информационная справка |
3. | Круглый стол для педагогов школы «Особенности работы с мотивированными детьми» | 25.10 | Ермолова Л.Н., координатор проекта; Лукина И.С., зам.директора по УВР; Богомолова В.С., руководитель ШМО учителей истории | Информационная справка | |
4. | Взаимодействие с организациями дополнительного образования | По расписанию сессий | Мартынова Н.А., преподаватель биологии, Ермолова Л.Н., руководитель проекта, Шилина Н.Л., преподаватель курса «Журналистика» | Учебные занятия на базе ЦДТ, политехнического техникума | |
Ноябрь – декабрь 2021 года | |||||
1. | Участие в проведении учебных сессий учащихся старшей школы (победителей и призеров муниципального этапа олимпиады школьников) | По расписанию | Учебные сессии | ||
2. | Участие в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников | 5.11 | 15.12 | Шлендик А.Ю., учитель информатики | Результаты участия |
3. | Участие в районных интеллектуальных мероприятиях (конкурсы, научно-практические конференции) | По расписанию ИМС | Богомолова В.С., учитель истории; Григорьева О.И., руководитель ШМО учителей начальной школы | Результаты участия (грамоты, дипломы) | |
4. | Онлайн-конференция «Анализ работы педагогов школы с мотивированными детьми» (для педагогов района) | 24.12 | Ермолова Л.Н., координатор проекта | Информационная справка |
10. Перспективы внедрения результатов инновационного образовательного проекта
10.1. Перспективы внедрения результатов инновационного образовательного проекта на муниципальном уровне
Наименование | Описание |
Выступление на заседании районного методического совета Семинар «Учебные сессии для мотивированных детей. Из опыта работы». | Распространение опыта инновационной деятельности по апробации и разработке проекта (нормативно-правовая база, рабочие программы, психологические сопровождение, сетевое взаимодействие) |
10.2. Перспективы внедрения результатов инновационного образовательного проекта на региональном уровне
Наименование | Описание |
Участие в Ярмарке инноваций с презентацией опыта работы по теме «Учебные сессии по предметам гуманитарного и научно-естественного циклов для подготовки к КОД мотивированных детей» | Распространение опыта инновационной деятельности по апробации и разработке проекта (нормативно-правовая база, рабочие программы, психологические сопровождение, сетевое взаимодействие) |
10.3. Подготовка публикаций по теме проекта
Статья об организации работы с мотивированными детьми. «Трудности и пути решения при организации и проведений учебных сессий с мотивированными детьми 4 – 8 классов».
10.4 Предложения по включению материалов научно-прикладного проекта в реализуемые в ЛОИРО образовательные программы повышения квалификации и переподготовки работников образования.
ЛОИРО. Кафедра филологического образования.
« Организация и проведение учебных сессий по предметам гуманитарного цикла для подготовки к участию в КОД. Из опыта работы»
11. Способы апробации и распространения результатов (при необходимости)
Наименование | Описание |
12 Мониторинг качества реализации инновационного образовательного проекта организацией-соискателем (механизмы внутренней оценки эффективности).
(каким образом, механизмы, критерии - показатели)
Критерии | Показатели |
Разработка и реализация программ поддержки и развития одаренных детей | Программа психолого-педагогической поддержки одаренных детей и педагогов |
Конкурентоспособность одаренных учащихся | Увеличение числа учащихся, участвующих в школьных этапах олимпиад |
Создание банка данных «Одаренные дети» | Наличие списков учащихся с различными типами одаренности по результатам психологического тестирования и педагогических наблюдений учителей |
Создание портфолио | Повышение активности участия учащихся в различных конкурсах и, как результат, увеличение количества наград |
Механизм наставничества – помощь в организации и проведении занятий, психологическая помощь
Мониторинг индивидуальных показателей мотивированных детей – наличие результатов тестирования и срезов уровня знаний мотивированных детей
Мониторинг методической деятельности преподавателей – профессиональные и личностные достижения педагогов
13. Возможные риски при реализации инновационного образовательного проекта и предложения организации-соискателя по способам их преодоления
Наименование | Описание |
Уменьшение количества мотивированных детей | Увеличение количества мотивированных детей через создание ситуации успеха, использование новых технологий, участие в сессиях, в конкурсах, конференциях |
Отсутствие в образовательном учреждении профилей, необходимых для большого количества детей | Повышение уровня квалификации педагогов, их компетентности, мотивации и творческой активности |
14. Практическая значимость инновационных решений в рамках реализации инновационного образовательного проекта (планируемая)
Повышение конкурентоспособности образовательного учреждения
Выявление наиболее одаренных и талантливых учащихся, реализация их творческого потенциала
Повышение мотивации и творческой активности педагогических работников в рамках реализации проекта, стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогов, их методологической культуры
15. Ожидаемые внешние эффекты от реализации инновационного образовательного проекта
Наименование | Описание |
Родительская общественность | 1. Повышение удовлетворенности родителей качеством предоставленных образовательных услуг, расширением спектра образовательных услуг 2. Увеличение мотивации родителей в повышении уровня обученности, формирование убеждения о необходимости участия мотивированных детей в учебных сессиях и КОД. 3. Укрепление репутации, имиджа школы в глазах общественности. Рост авторитета педагогов 4. Повышение статуса школы, выраженного в количественных и качественных показателях позиционирования образовательной организации в КОД |
Муниципальная система образования | 1. Появление инновационных практик проведения учебных сессий для мотивированных детей в рамках подготовки к КОД. 2. Рост профессиональной компетентности педагогических кадров 3. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений города и района |
16. Перспективы развития проекта после завершения срока реализации
Всё, созданное и достигнутое при реализации данного проекта, будет приведено в систему для активного использования в образовательном процессе МБОУ «Подпорожская СОШ № 8».
Для полной реализации проекта необходимо провести ещё ряд мероприятий, которые требуют в свою очередь и финансовых затрат:
- создание условий для дальнейшей работы;
- поиск использования новых форм, методов, средств работы с мотивированными детьми;
- привлечение обучающихся 3 классов к занятиям в учебных сессиях;
- создание творческой группы (команды школьников), готовящихся к олимпиадам, которая позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей
Слово "одаренность" происходит от слова "дар". Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...
Психолог-педагогическая поддержка одаренных детей. Проблемы и возможности одаренных детей
Проблемы и возможности одаренных детей...
Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).
Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...
Одаренных дети: специфика детской одаренности, виды, проблемы и формы работы с детской одаренностью.
Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных во...
Проект «Одаренные дети» (география). Проект «Одаренные дети» (география)
Пояснительная записка Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, ис...
Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...
Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»
Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...