План работы старшей вожатой
материал
1.Создание оптимальных условий для развития каждого школьника, с учётом его индивидуальных способностей и потребностей.
2. Развитие у учащихся патриотических, гражданских, нравственных и эстетических чувств, чувства долга, ответственности.
3.Приобщение учащихся к творчеству, обеспечение условий для самореализации творческих способностей и потребностей каждого школьника.
4.Способствование формированию здорового образа жизни, системы общечеловеческих и социальных ценностей.
5.Воспитание культуры поведения, формирование коммуникативных навыков, гражданских и нравственных качеств, развитие творческого мышления, необходимого для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
21-22_plan_starshey_vozhatoy.doc | 172.5 КБ |
programma_razvitiya_uchenicheskogo_samoupravleniya.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МБОУ ОЦ №1
__________Ярков Д.П.
28.08.2021года
План работы старшей вожатой
МБОУ «ОЦ № 1 Майкопского района»
на 2021-2022 учебный год
Цель:
Создание условий для самоопределения, саморазвития, самосовершенствования и самореализации детей и подростков через организацию активной, насыщенной интересными и полезными делами жизни детского коллектива, укрепление нравственного климата в нём и гуманных отношений.
Задачи:
1.Создание оптимальных условий для развития каждого школьника, с учётом его индивидуальных способностей и потребностей.
2. Развитие у учащихся патриотических, гражданских, нравственных и эстетических чувств, чувства долга, ответственности.
3.Приобщение учащихся к творчеству, обеспечение условий для самореализации творческих способностей и потребностей каждого школьника.
4.Способствование формированию здорового образа жизни, системы общечеловеческих и социальных ценностей.
5.Воспитание культуры поведения, формирование коммуникативных навыков, гражданских и нравственных качеств, развитие творческого мышления, необходимого для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.
НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ И ИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.
- Личностное развитие
Нравственное воспитание:
- воспитание добросовестности, старательности, настойчивости, самостоятельности;
-восприятия понятия «культурный человек»;
-воспитание понимания жизненного целенаправления;
-воспитание способности сделать правильный нравственный выбор.
Эстетическое воспитание:
- формирование эстетического кругозора и вкуса
- развитие творческого начала: умение рисовать, петь, танцевать;
- воспитание чувства эстетической меры;
- формирование умения отличать прекрасное и безобразное в природе, искусстве, жизни, труде, общении, учении.
Здоровый образ жизни:
- воспитание потребности отношения к своему здоровью как важной личной и общественной ценности;
- изучение механизмов и способов поддержания здоровья;
- физическое развитие;
- стремление к физическому совершенствованию;
- обучение приемам и способам оздоровления своего организма.
Трудовое воспитание:
- воспитание добросовестного отношения к труду своему и других людей;
- формирование потребности творческого подхода к работе;
- вооружение учащихся основными трудовыми умениями и навыками;
- помощь учащимся в выборе будущих профессий на уровне социально - психологических консультаций.
- Гражданская активность
-воспитание мировоззренческой толерантности;
-воспитание чувства гордости за Отчизну и желание ее процветания;
-формирование навыков жизненного социального оптимизма;
-воспитание правовой и политической культуры.
Экологическое воспитание:
- формирование экологической и природоохранной культуры со всеми главными составляющими:
1. рациональное (личное) использование;
2. готовность охранять и защищать природу (флору и фауну);
3. не вредить окружающей среде;
4. воплощение в своей практической жизни идеи (долга) заниматься возобновлением природы.
Работа с родителями.
- сотрудничество и расширение поля общения;
- реализации планов по организации совместных дел;
- обмен опытом воспитания;
- активизация работы родительских комитетов в классах
- привлечение родителей к решению проблем жизни коллектива;
- повышение культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей.
- «Военно-патриотическое»
- нормативно-правовое обеспечение деятельности в области военно-патриотического воспитания;
-создание и вовлечение учащихся в работу военно-патриотического клуба;
- повышение интереса у детей к службе в силовых подразделениях, военных сборах, военно-спортивных игр, соревнований, акций;
- проведение встреч с интересными людьми, Героями нашего государства и ветеранами;
- «Информационно - медийное»
- разработать и реализовать модели многофункциональной системы информационно - медийного взаимодействия участников РДШ;
- создание информационно-медийного центра (ИМЦ) для реализации системы информационно-медийного взаимодействия участников РДШ;
- апробирование индикаторов и критерий оценки деятельности информационно-медийного направления РДШ
Организационная работа
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственные |
1. | Анализ и планирование работы органов ученического самоуправление | Сентябрь | Зам. директора по ВР Старшая вожатая |
2 | Собрание ОСО детской общественной организации «Феникс» | Один раз в четверть | Старшая вожатая |
3 | Знакомство с деятельностью Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» | В течение учебного года | Старшая вожатая |
4 | Организация актива по направлениям | В течение учебного года | Старшая вожатая |
6 | Оформление стендов на различные тематики | В течение учебного года | Старшая вожатая |
7 | Ведение и оформление необходимой документации | В течение учебного года | Старшая вожатая |
8 | Участие в планерках, педсоветах | В течение учебного года | Старшая вожатая |
9 | Посещение семинаров и совещаний | В течение учебного года | Старшая вожатая |
Инструктивно - методическая работа
№ п.п | Содержание | Сроки |
1 | Знакомство с нормативными документами | систематически |
2 | Формирование банка данных нормативно-правовых документов и методических материалов | В течение учебного года |
3 | Проведение инструктажа по ТБ перед проведением мероприятий | В соответствии с планом работы |
4 | Обзор педагогической и методической литературы | В течение учебного года |
5 | Создание банка разработок к традиционным мероприятиям школы | В течение учебного года |
6 | Оформление информационного стенда | 1 раз в месяц |
7 | Обмен информацией и опытом со школами района | В течение учебного года |
8 | Проведение консультаций со школьниками и классными руководителями по подготовке к мероприятиям | В течение учебного года |
9 | Участие в совместных семинарах-совещаниях старших вожатых и заместителей директоров по воспитательной работе школ района | В течение учебного года |
10 | Оказание организационной помощи в деятельности органов школьного самоуправления | В течение учебного года |
11 | Участие в заседаниях школьных методических объединений учителей | В течение учебного года |
12 | Составление плана работы на неделю | Каждую неделю |
13 | Работа над изучением передового опыта | В течение учебного года |
14 | Участие на заседаниях методических объединений классных руководителей | Каждую четверть |
15 | Оказание методической помощи учителям в проведении общих дел | В течение учебного года |
Работа с детским активом
№ п/п | Содержание | Сроки |
1 | Выборы активов школы среди основного звена (5-11 классы) | Сентябрь |
2 | Выборы активов школы среди начального звена (1-4 классы) | Сентябрь |
3 | Обсуждение и принятие плана работы на год детского актива среди обучающихся 1-4, 5-11 классов | Сентябрь |
4 | Принятие плана работы детского актива на месяц | Последняя неделя каждого месяца |
5 | Проведение сборов детского актива по различным вопросам | По необходимости |
6 | Составление сценариев, обсуждение и репетиции | В течение учебного года |
7 | Обновление стендов по Волонтерскому отряду, участникам РДШ детской организации «Феникс» | В течение учебного года |
8 | Организация шефской помощи | В течение учебного года |
9 | Обучение лидеров детского актива (семинары по отдельным вопросам работы актива, практические занятия) | В течение учебного года |
10 | Участие в районных и республиканских конкурсах и мероприятиях (по плану РДШ, ЦДЮТ и др.) | В течение учебного года |
11 | Трудовые десанты | В течение учебного года |
12 | Оказание помощи в ремонте книг «Книжника больница» | Систематически |
13 | Подведение итогов работы детского актива | Декабрь, май |
№ п/п | Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Класс | Ответственные | Отметка о выполнении | ||
Сентябрь | |||||||
1 | Культуротворческое Художественное и эстетическое | 1 сентября «День знаний» | 1,9,11кл | Заместитель, кл. руководители 1,9,11-х ст. вожатая, активисты, рук.физкультуры | |||
2 | Правовое воспитание | Выборы активов. Заседание детской организации. Составление и утверждение плана работы на 2021-2022 уч. год | 5- 8кл. | Ст.вожатая, участники РДШ | |||
3 | Нравственно - духовное | Конкурс рисунков «Последние краски лета» | 4 – 6 | ст. вожатая | |||
4 | Гражданско - патриотическое | Посвящение первоклассников в пешеходы | Отряд ЮИД | ст. вожатая, руководитель отряда ЮИД | |||
5 | Воспитание положительного отношения к труду | Экологический десант «Чистый школьный двор» | 1 – 11 кл. | Зам. директора, старшая вожатая, классные руководители, волонтерский отряд, участники РДШ | |||
Октябрь | |||||||
1 | Нравственно - духовное | Конкурс на самое оригинальное поздравление учителя | 1 - 11 кл. | Ст.вожатая, участники | |||
2 | Гражданско – патриотическое | Акция «Поздравь ветеранов педагогического труда» | 5-11 | Классные руководители | |||
3 | Нравственно - духовное | Конкурс Осенней поделки | 2 – 7 кл. | Зам. директора ВР, старшая вожатая, кл. руководители | |||
4 | Воспитание семейных ценностей | День пожилого человека Акция «Согрей теплом своей души». | 6 -8 кл. | Волонтерский отряд, участники РДШ, ст.вожатая, кл.руководители | |||
5 | Интеллектуально- познавательное | Животные красной книги | 6- 8 кл | ст. вожатая, педагог-библиотекарь | |||
6 | Социокультурное | Участие во Всероссийской акции «С Днем рождения, РДШ!» | Участники РДШ | ст. вожатая | |||
7 | Экологическое | Конкурс плакатов «Мы за чистоту Родного края» | 5-7 класс | ст. вожатая | |||
Ноябрь | |||||||
1 | Воспитание семейных ценностей | Акция «Сердце отдаю матери» (поздравление, конкурс рисунков ко Дню Матери) | 2-8 | Зам. директора по ВР, старшая вожатая,кл.руководители | |||
2 | Здоровьесберегающее | День здоровья «Вперёд за здоровьем» | 5 - 11 к л . | Зам.директора, рук.физкультуры, ст. вожатая, активисты | |||
3 | Гражданско – патриотическое | Викторина- беседа «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОЮ СТРАНУ?» | 5- 7кл. | ст. вожатая, Волонтерский отряд Шанс | |||
4 | Трудовое | «Твори добро» | 5- 7кл. | ст. вожатая, активисты, педагог-психолог | |||
5 | Правовое воспитание | «Стоп мошенник» минутка безопасности | 5- 7кл. | ст. вожатая, Волонтерский отряд Шанс, социальный педагог | |||
6 | Здоровьесберегающее | Акция «Спорт – альтернатива Пагубным привычкам» Коллаж на тему «Вредные привычки» | 5- 7кл. | ст. вожатая, активисты, социальный педагог | |||
Декабрь | |||||||
1 | Нравственно - духовное | Поздравление с Новым годом и Рождеством | 5-8 кл. | Зам.директора, ст. вожатая, кл.руководители | |||
2 | Познавательное | Конкурс рисунков «Новогодние каникулы» | 1-7 кл. | ст. вожатая, кл. руководители | |||
3 | Воспитание положительного отношения к труду | Мастерская Деда Мороза «Новогодние игрушки» «Новогоднее украшение» | 1-11 кл. | ст. вожатая, кл.рук. | |||
4 | Гражданско- патриотическое | Помощь пожилым людям в уборке снега | 10 кл. | ст. вожатая, Волонтерский отряд | |||
5 | Гражданско- патриотическое | День героев Отечества | 5-8 | Ст. вожатая, активисты | |||
6 | Гражданско- патриотическое | День Конституции России Спортивный квест по статьям Конституции | 5-8 | ст. вожатая, учителя физкультуры | |||
7 | Экологическое воспитание | «Покормите птиц зимой» Акция | 1-4 класс | ст. вожатая, участники РДШ, кл.рук. | |||
Январь | |||||||
1 | Познавательное | Школьный Ералаш | 1-4кл | Ст.вожатая, активисты | |||
2 | Познавательное | Турнир смекалистых | 6-7 | Ст.вожатая, активисты | |||
Февраль | |||||||
1 | Информационное | Выпуск стенгазет ко «Дню Защитника Отечества» | 5 - 11 кл. | ст. вожатая участники РДШ | |||
2 | Гражданская активность | Акция «Подари книгу» | 2-4кл. | Ст.вожатая, Волонтерский отряд Шанс | |||
3 | Здоровьесберегающая | А ну-ка мальчики! Спортивные состязания | 1-11 кл. | ст. вожатая, учителя физкультуры | |||
4 | Культуротворческое Художественное и эстетическое | Масленица | 1-11кл. | Ст.вожатая,кл.рук-ли,активисты | |||
Март | |||||||
1 | Художественно- эстетическая | Неделя детской книги | 1-4 кл. | ст. вожатая, педагог-библиотекарь | |||
2 | Художественно- эстетическая | «А ну-ка, девочки!», конкурс рисунков и плакатов, поздравительные открытки ко Дню 8 марта | 1 - 11 к л . | Зам. директора по ВР, старшая вожатая, Классные руководители | |||
3 | Здоровьесберегающее | «Веселые старты» | 5 - 11 кл | ст. вожатая, кл.рук, учителя физ-ры | |||
4 | Художественно- эстетическое | Выставка поделок «Весенние фантазии» | 5 - 7 | ст. вожатая, кл.руководители | |||
5 | Экологическое воспитание | Акция «Мы за чистую планету» | 2 - 11 | ст. вожатая, Волонтерский отряд | |||
6 | Участие в акциях и проектах РДШ | Проекты «Территория самоуправления», «Здоровье с РДШ» | 2-11 | ст. вожатая, кл.руководители, участники РДШ | |||
Апрель | |||||||
1 | Спортивно- оздоровительное | День здоровья «Мы любим спорт» | 1 - 11 | ст. вожатая | |||
2 | Познавательная | Конкурс «Полет в космос» | 5-11 | ст. вожатая |
3 | Художественно- эстетическое | Конкурс рисунков «Весенняя капель» | 5 - 7кл | ст. вожатая, кл.рук | |
4 | Художественно-эстетическое | Школьная юморина «С улыбкой по жизни» | 5 - 7кл | ст. вожатая, кл.рук | |
5 | Информационное | Выпуск школьной газеты «Мы против наркотиков» | 5 - 11 | ст. вожатая, редколлегия, соц.педагог | |
6 | Трудовое воспитание | Наш школьный двор | 5 - 11 | ст.вожатая, Волонтерский отряд | |
Май | |||||
1 | Познавательное | Уроки Мужества «Скажем: - НЕТ войне» | 5 - 11 | Зам. директора по ВР, старшая вожатая, классные руководители, участники РДШ | |
2 | Гражданско- патриотическое | Акции «Георгиевская ленточка» | 1-11 | Зам. директора по ВР, старшая вожатая, кл.рук., активисты, Волонтерский отряд | |
3 | Познавательное | Кругосветка «День герба и флага РФ» | 5-8кл. | ст. вожатая, кл.рук. | |
4 | За здоровый образ жизни | День здоровья «Дорогами войны» | 1-11 | ст.вожатая, учитель ОБЖ, Юнармия |
Старшие вожатые: Кияшкина А.Г.
Зелинская Е.В.
Предварительный просмотр:
Программа развития
ученического самоуправления
на 2021-2025 гг.
МБОУ ОЦ №1
п. Тульский
Введение
Изменения в системе образования в последнее десятилетие непосредственно связаны с процессом демократизации. Многие проблемы, которые приходится решать в этот период, требуют пристального внимания педагогической общественности и органов управления образованием.
Еще четверть века тому назад каждый педагог знал, что формирование активной позиции ученика возможно через вовлечение его в деятельность пионерской или комсомольской организации, имеющих четкую структуру, свои законы и традиции. Время неузнаваемо изменило общество, которое в свою очередь, предъявляет новые требования к учреждениям образования.
В связи с демократизацией общества возродилась идея детского самоуправления. Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Развитие самостоятельности подразумевает поэтапную передачу детям прав и обязанностей по мере развития детского коллектива и формирования готовности лидеров-организаторов из числа детей к организации своих товарищей.
Самоуправление тесно связано с таким явлением, как лидерство в детской среде. Ведь от того, кто оказывает влияние на группу детей, кто выступает в роли организации, зависит успешность решения организаторских задач.
Активизировать деятельность всех сразу невозможно. Грань между «пассивом» и «активом» будет стираться постепенно. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. В детских организациях проблеме воспитания «лидерства» всегда уделялось большое внимание. Ведь от того, насколько активны «вожаки», зависит успешность реализации всех планов объединений детей.
Данная программа предназначена для обучения ученического актива МБОУ ОЦ №1 п. Тульский.
Разделы
Концептуальные основы программы
Структура школьных органов самоуправления
Совет по культуре и творчеству
Концептуальные основы программы
Ученическое самоуправление (УС) – это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся.
Цель программы: создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.
Задача программы:
- направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобрены и социально признаны.
– обучение детей эффективным способам взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
– развитие потребности в дальнейшем саморазвитии и реализации личностного потенциала;
– воспитание необходимых для личности качеств: инициатива, самодеятельность, творчество.
Через самоуправление решаются задачи:
- формирование знаний, умений и опыта организационной и
управленческой деятельности;
- развитие, сплочение и координация ученического коллектива;
- формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;
- умение решать проблемы, развитие самостоятельности учащихся по решению школьных вопросов;
- самораскрытие и самореализация личности;
- принцип равноправия в совместной деятельности;
- умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда;
- повышение требовательности к себе и товарищам;
- воспитание нетерпимого отношения к нарушителям трудовой дисциплины;
- адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям;
- разно уровневый подход в организации самоуправления с учетом личностных потребностей школьников, определяющих их цели и профессиональную ориентацию;
- формирование готовности участвовать в различных социальных проектах.
- сохранение школьных традиций.
Реализация цели – создание организационно-педагогических условий для функционирования органов ученического самоуправления -предполагает:
– Формирование демократической культуры отношений педагогов и учащихся. Каждый учащийся, учитель должен четко осознавать комплекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения. Отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений.
– Предоставление учащимся согласно Закону РФ «Об образовании» права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений осуществлении деятельности, определяющей динамику позитивного развития школы, улучшение состояния учебно-воспитательного процесса.
– Повышение уровня психолого-педагогических знаний и умений педагогов через МО, совещания, семинары, консультации, самообразование.
– Изменение позиции учащегося и учителя в учебно - воспитательном пространстве от пассивной к активной.
– Создание в воспитательной практике ситуаций успеха, благоприятных для свободного проявления личности учащегося и преодоления его пассивности.
– Создание и развитие методической базы по вопросам воспитания и развития личности подростка.
Предполагаемые результаты
В результате реализации программы предполагается следующее:
-наличие сформированного ученического коллектива, управляющего делами классов и школы;
– повышение активности и заинтересованности учащихся в деятельности ученического самоуправления;
-самостоятельное выполнение поручений;
-самостоятельная разработка бесед, мероприятий;
– активное участие в общешкольных и районных мероприятиях;
-овладение детьми элементов самоанализа и самооценки.
Базовые подходы
Гуманистический подход. Гуманистическое воспитание направлено на создание в школе обстановки социальной защищенности ребенка и отношений содружества в школьном коллективе. В практической деятельности педагогов гуманистический подход отражается в следующих правилах:
– Опора на активную позицию учащихся, их самостоятельность и инициативу.
– В общении с учащимися должно доминировать уважительное отношение.
– Педагог должен защищать интересы учащихся и помогать им в решении актуальных проблем.
– Защита учащихся должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности.
– В школе педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не позволяют унижать достоинства учащихся.
Деятельный подход. Учащиеся в школе не готовятся к будущей жизни – они уже живут реальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая. Наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия учащихся в общественной деятельности являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность.
Этапы реализации программы
I этап- 2020-2021 г.г.(диагностический) – изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления и пути её разработки; диагностирование внутришкольного пространства отношений.
II этап-2021-2022 г.г. (проектный) – разработка (совершенствование) модели самоуправления с учётом предложений членов школьного коллектива;
III этап-2022-2023 г.г. (этап поддержки) – утверждение, оценка разработанной модели и формирование на её основе органов ученического самоуправления;
IV этап-2023-2024 г.г. (практический) – подготовка актива к реализации и совершенствованию модели ученического самоуправления в школе.
V этап – 2024-2025 г.г. (обобщающий) – обработка и интерпретация данных за 5 лет; соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами; разработка рекомендаций «Проблемы и перспективы деятельности ученического самоуправления в современной школе»
Первый этап предполагает:
1) Постановку вопросов об ученическом самоуправлении на заседаниях методических объединений педагогов школы, педагогических советах, совещаниях классных руководителей, учителей-предметников, родительских и ученических собраниях.
2) Подготовка специальных методических выставок по проблеме ученического самоуправления.
3) Изучение передового опыта по самоуправлению.
4) Использование различных форм изучения общественного мнения педагогов, учащихся, родителей по разработке модели или путей совершенствования ученического самоуправления: дискуссий, проблемных столов, деловых игр, конкурсов на лучшее предложение, анкетирование.
Второй этап:
1) Анализ и обобщение собранных предложений в ходе изучения общественного мнения.
2) Формирование творческой группы для разработки конкретных документов, определяющих структуру и содержание деятельности органов ученического самоуправления в школе.
3) Включение в разработку конкретных документов учащихся, родителей, педагогов.
На втором этапе работы были собраны, проанализированы и обобщены все предложения по созданию органов ученического самоуправления. Затем была сформирована творческая группа, которая занялась разработкой конкретных документов, определяющих структуру и содержание деятельности органов ученического самоуправления в нашей школе. В эту группу вошли не только члены педагогического коллектива, но и родители, учащиеся, а также представители общественности. На этом этапе были разработаны:
– Положение об объединенном совете обучающихся (ОСО)
– Модель объединенного совета обучающихся
– Корпоративный кодекс ОСО
- План работы ученического самоуправления
- Работа с потенциальными членами ОСО
Третий этап:
1) Обсуждение разработанной модели ученического самоуправления и документов, определяющее содержание их деятельности в педагогическом, родительском и ученическом коллективах.
2) Сбор творческой группой предложений и практических замечаний по совершенствованию разработанных документов.
3) Организация экспертной оценки разработанных документов.
4) Выборы органов ученического самоуправления.
Прошло обсуждение модели самоуправления во всех коллективах нашей школы: педагогическом, родительском и ученическом.
Четвёртый этап:
1) Подготовка выборного ученического актива к организаторской работе в органах самоуправления.
2) Проведения школ актива.
3) Составление памяток работы актива и подразделений органов ученического самоуправления.
3) Проведение членами творческой группы консультаций для актива.
4)Вооружение актива методикой самообразовательной деятельности.
Пятый этап:
1) Обобщается опыт работы ученического самоуправления,
2) Разрабатываются рекомендации, проводятся научно-практические конференции,
3) Оформляется и описывается опыт работы по формированию органов самоуправления в школе.
Условия создания целостной и непрерывной системы
ученического самоуправления:
- организационное единство школьной системы ученического самоуправления и самоуправления школьников района;
- включение ученического самоуправления в воспитательную систему школы;
- общая информация, гласность общественной жизни;
- стимулирование активной жизненной позиции учащихся
(участие органов ученического самоуправления в осуществлении социально значимых проектов, направленных на позитивные изменения в жизни общества).
Этапы развития детской активности
В результате включения детей в организационно-управленческую деятельность в школе наблюдаем развитие личности ученика в системе школьного самоуправления.
1-й этап развития активности:
Деятельность личности по добросовестному выполнению поручения формирует добросовестность к порученному делу.
2-й этап развития активности:
Выполнение общественных поручений, при которых он сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе.
Высший этап развития активности:
Ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения; характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.
Методы для реализации программы
- Беседы.
- Дискуссия, обсуждение.
- Работа в парах.
- Ролевые игры.
- Работа в малых группах.
- Практические задания.
- Мозговой штурм.
Направление работы
1. диагностика, коррекция и развитие учащихся;
2 формирование знаний по самоуправлению: учащихся, родителей;
3. совершенствование системы работы детского самоуправления;
4. отработка механизмов совместной работы учащихся, родителей, классного руководителя.
Модель ученического самоуправления
включает в себя 5 блоков:
- Позиционный блок
- Организационный блок
- Нормативно-правовой блок
- Содержательный блок
- Управленческий блок
Позиционный блок
Самоуправление базируется на следующих принципиальных позициях:
1. Равноправие – все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
2. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.
3. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления открыта для всех учащихся.
4. Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.
5. Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
6. Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах (ребенок-личность).
7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.
8. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.
9.Актуальность – деятельность ориентирована на решение значимых проблем воспитания;
10.Индивидуальность – учитываются психологические особенности детей;
11.Последовательности – от простого к сложному;
12. Вариативность – разделы содержания могут изменяться, добавляться в связи с требованиями времени и модернизацией образования;
13. Добровольность – ученик по собственному желанию, а не по принуждению участвует в делах класса и школы, входит в советы.
Организационный блок
Структура самоуправления в нашей школе двухуровневая.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ
Педагогическое сопровождение развития ученического самоуправления в классах.
Основным структурным элементом самоуправления является класс. Истинное самоуправление рождается снизу. Общешкольные органы самоуправления обобщают то, что сформировано в первичных коллективах. При участии классного руководителя учащиеся сами планируют свою деятельность, организуют ее выполнение, анализируют свои результаты. Затем учащиеся объединяются по интересам.
Самоуправление в классах
Самоуправление класса, как любого другого первичного коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между определенными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы учащихся.
Общее классное собрание выбирает старосту класса. Староста класса руководит делами класса, информирует, представляет его интересы в других органах самоуправления, контролирует организационные моменты и творческий процесс, следит за дисциплиной и посещаемостью.
На общем собрании выбирается также актив класса, распределяются общественные поручения среди учащихся.
Перечень основных общественных поручений:
– Командир (староста) класса, заместитель командира (старосты).
– ответственный за личностное развитие
- ответственный за гражданскую активность
- ответственный за военно-патриотическое направление
- ответственный за информационно-медийное направление
Актив класса непосредственно работает под руководством ученического самоуправления, классного руководителя, родительского комитета, заместителя по Воспитательной работе
Ответственный за личностное развитие:
А) за учебу и дисциплину
Цели:
– Обеспечивает соблюдение и выполнение каждым учащимся правил внутреннего распорядка, заложенных в уставе школы.
– Способствует сознательному отношению школьников к учебной деятельности.
– Решает вопросы, связанные с повышением качества знаний учащихся (через систему факультативов, консультаций, олимпиад, предметных недель).
Б) за культмассовые мероприятия
Цели:
– Создание условий для самореализации творческого потенциала каждой личности через систему КТД.
– Расширение форм досуга подростков.
– Развитие художественно - эстетического вкуса и расширение кругозора учащихся.
Функции и дела.
Занимается организацией общешкольных праздников и вечеров, распределяет между учащимися поручения по подготовке мероприятий; организует оформление праздников, конкурсов, вечеров и т. д.; принимает заявки и пожелания классов, отдельных учащихся о культпоходах и экскурсиях.
В) за ЗОЖ
Цели, функции и дела:
– Способствует физическому развитию и самосовершенствованию учащихся.
– Создание условий для формирования здорового образа жизни.
– Организует и проводит спортивные мероприятия, спартакиады здоровья, спортивные праздники, походы, спортивные игры.
– Вовлекает учащихся в спортивные секции и кружки.
Ответственный за информационно-медийное
Цели:
– Овладение навыками журналистского мастерства.
– Создание условий для самореализации творческих возможностей учащихся.
Организует:
– Выпуск газет.
– Смотры - конкурсы плакатов, рисунков.
– Информационные линейки.
– Размещение статей учащихся в газетах.
– Участие школьников в оформлении проводимых мероприятий.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
Структура школьных органов самоуправления
Самоуправление в школе находится в состоянии непрерывного развития, которое связано с изменениями, происходящими в обществе в целом и в школе. В школе сложилась определенная структура управления детским коллективом.
Главным координирующим органом УС является ОСО, который уполномочен:
– представлять коллектив учащихся на педсоветах, Совете школы, в других общественных организациях;
– координировать деятельность первичных коллективов;
– принимать решения по вопросам общественной жизни учащихся школы.
Функциональные обязанности советов по направлениям:
Направление «Личностное развитие»
- координирует работы всех классных коллективов, планирует и организует внеклассную и учебную работу.
- организация и проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся школы.
- участие в различных соревнованиях.
Направление «Информационно-медийное»
- занимается информированием учеников, учителей и администрацию школы;
- размещение медиа - материалов в социальных сетях;
- активная работа с обратной связью.
Направление «Гражданская активность»
- проведением агитбригад,
- социальным патронажем детского дома «Очаг», ветеранов и пожилых людей;
- активно работает с комплексным центром по обслуживанию населения.
Направление «Военно-патриотическое»
- гражданско-патриотическое воспитание учеников;
- активная работа с Тульским советом ветеранов;
- региональным отделением ВВК 70-летия Великой Победы и другими организациями.
Содержательный блок
Основные функции органов ученического самоуправления:
Заседание ОСО:
– планирует деятельность органов самоуправления;
– формирует органы самоуправления в школе;
– вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
– рассматривает и утверждает памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;
-реализовывает план деятельности органов самоуправления;
– заслушивает отчеты, информации, оценивает результаты деятельности органов управления.
ОСО:
– участвует в координировании деятельности всех органов и объединений учащихся, планировании и организации внешкольной и внеклассной работы;
– организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;
– устанавливает шефство учащихся над малышами;
– организует выпуск школьной газеты;
– участвует в обсуждении планов подготовки важнейших мероприятий;
– решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;
– организует соревнования между классами, подводит итоги.
Советы
Участвуют в планировании и организации деятельности учащихся по конкретному направлению, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся в общественно-полезной и досуговой деятельности.
Классное ученическое собрание
Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения.
Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива.
Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению.
Главное и основное в работе классных собраний – это обсуждение и
принятие важных решений о деятельности классного коллектива,
рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками.
Нормативно-правовой блок
Самоуправление основывается на следующих нормативных документах:
1. Федеральный закон «Об образовании»
2.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№124-ФЗ о 24 июля 1998г.)
4.Конвенция о правах ребёнка
5. Устав МБОУ ОЦ №1 п.Тульский
6. Модель ОСО
7. Положение о детской организации
8. Положения об ОСО
9. Корпоративный кодекс
В качестве законных общественных прав детским коллективам, лидерам этих коллективов, необходимо:
- дать возможность самим планировать свою работу;
- проводить свои дела, особенно традиционные;
- давать возможность регулярно обсуждать свои дела, анализировать проделанную работу;
- все соревнования, конкурсы, организованные лидерами, оценивать самими учащимися, дать возможность детям самим выносить решение;
- надо сделать нормой заботу старших о младших.
Управленческий блок
Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять. Функцию управления выполняет заместитель директора по воспитательной работе и старшая вожатая.
Управление включает в себя контроль, анализ, планирование, организацию деятельности детского самоуправления, при необходимости – регулирование и коррекцию.
Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседа, изучение работ учащихся.
Регулирование и коррекции – внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через самих учащихся, при помощи педагогов-консультантов.
Анализ осуществляется на всех уровнях самоуправления. На первом уровне – в классных коллективах анализируется деятельность каждого члена коллектива.
На втором уровне – проводится вертикальный уровень анализа,
то есть анализ по каждому направлению деятельности в отдельности.
Анализ дополняется самоанализом и наоборот.
При планировании и организации деятельности педагог занимает позицию методиста-консультанта, оказывающего всестороннюю поддержку и мотивирующего участников самоуправления на успех.
Заключение
- Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания.
- Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.
- Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
- Наиболее успешным является разно уровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.
- Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны.
- Самоуправление формирует готовность участвовать в различных проектах.
Учащиеся осуществляют:
- дежурство в школе и по классам;
- исследовательскую работу;
- организацию досуга (вечера, дискотеки, концерты и т.д.);
- проведение акций;
- организацию и проведение работу в отрядах пришкольного лагеря в роли вожатых;
- проведение тематических конкурсов (рисунка, творческих работ, театральных постановок и т. д.)
- шефство.
Учащиеся считают, что развитие самоуправления в школе помогло:
- приобрести навыки общения в режиме реального времени;
- выработать личную ответственность, требовательность к себе;
- неформально сформировать и сплотить ученические коллективы;
- скоординировать действия ученических коллективов;
- научило культуре деловых отношений;
- научило ведению официальной документации;
- сформировало ответственность за собственное развитие (патриотическое, духовное, нравственное, интеллектуальное, физическое);
- обеспечило защиту от негативных явлений (наркомании, алкоголизма, безнадзорности);
- воспитало нетерпимое отношение к нарушителям дисциплины;
- оказало помощь в выборе профессии;
- позволило выявить свои возможности и реализовать их;
- способствовало выявлению лидеров;
- научило самостоятельно решать возникшие проблемы, планировать свою деятельность;
- повысило уровень воспитанности ребят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ СТАРШЕЙ ВОЖАТОЙ
Программа деятельности детской организации ....
перспективный план работы старшей вожатой
план работы старшей вожатой...
План работы старшей вожатой
План работы старшей вожатой в школе...
План работы старшей вожатой МКОУ СОШ №3 с. Дивное на 2020-2021 учебный год.
план воспитательной работы...
План работы старшей вожатой
План работы старшей вожатой...
План работы старшей вожатой на 2016-2017 учебный год.
План работы старшей вожатой....
план работы старшей вожатой на 2017-2018 учебный год
Цель:Создание условий для самоопределения, саморазвития, самосовершенствования и самореализации детей и подростков через организацию активной, насыщенной интересными ...