Эссе "Я-учитель"
материал

Канакина Ксения Владимировна

Конкурсное эссе ("Учитель года")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._esse_ya_-_uchitel_kanakina.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап конкурса «Учитель года – 2022»

Эссе

Я – учитель

Канакиной Ксении Владимировны,

учителя русского языка и литературы 1 КК

МАОУ ПГО «СОШ №8»

Сегодня модно что-нибудь коллекционировать. Кто-то собирает билеты с концертов, старинные книги, монеты. Кто-то – сапоги, автомобили, лайки под своими фотографиями в социальных сетях. У кого-то на полках выстроились стада оленят, у кого-то – целый выводок фарфоровых уточек. А я коллекционирую «запоминалки», помогающие правила русского языка сделать простыми и понятными, фото- и видеоматериалы из истории школы № 8 и … божьих коровок. Почему? Трудно ответить.

У нас  в России  испокон веков любят божьих коровок. В детстве, если божья коровка садилась, на руку, мы рассказывали ей стишок:

«Божья коровка, лети на небо,
Принеси нам хлеба,
Чёрного, белого,
Только не горелого».

Она слушала внимательно, и мы ее подбрасывали на небо.
«Божья коровка,
Лети на небо –
Дам тебе хлеба!
Божья коровка,
Лети на небо,
Там твои детки
Кушают конфетки –
Всем по одной,
А тебе ни одной!»

«Всем по одной, а тебе…» В  детстве  я часто бывала в детском саду, где моя бабушка Мащенко Людмила Николаевна много лет работала воспитателем, заведующей.  Мне было удивительно наблюдать, как она умеет, переживая за каждого, найти подход ко всем  детям. Помню, что несколько раз нас просили нарисовать, кем мы хотим стать, и я всегда рисовала врача. Однажды воспитатель сказала: «Почему ты  рисуешь только  врача? Попробуй нарисовать что-нибудь другое». И я нарисовала учителя. Наверное, этот случай и стал той отправной точкой в моем выборе профессии.

«Лети на небо – дам тебе хлеба!» В школьной жизни нас окружали, окрыляли, окормляли  неравнодушные учителя: Валентина Васильевна Возовик, Владимир Леонидович Охлупин, Оксана Сергеевна Петрова. Эти люди горели и зажигали, согревали и освещали. Очень не хотелось уходить из школы, поэтому решила вернуться. И не задумываясь, после окончания школы я подала документы только в педагогические учебные заведения. Не видела себя больше нигде. На выбор специальности повлияла Петрова Оксана Сергеевна, моя учительница литературы. У нее получилось сделать для нас сложный русский язык простым, а классическую литературу – интересной и притягательной.

«Божья коровка, лети на небо, там твои детки…» Мои первые ученики! После окончания колледжа уютная небольшая школа села Курганово приняла меня в свою семью. Шесть лет осваивала азы профессии, пробовала, ошибалась, училась, набиралась опыта. Многие мои однокурсницы сбежали из профессии через пару лет. А я благодарна Кургановской школе, где встретили меня так, что захотелось остаться и продолжать свой педагогический путь. Идеальные условия работы: свой кабинет, мультимедийный проектор (тогда еще мало кто мог этим похвастаться!), малая наполняемость классов, доброжелательные коллеги – все эти «тепличные» условия помогли закрепиться  в профессии.

«Там твои детки кушают конфетки» В 2011 году перешла в родную «восьмую». Городская, большая, шумная, многолюдная школа, конечно, очень отличалась от сельской. Водоворот событий закружил сразу, не давая  опомниться. Уроки, отчеты, классные часы, походы, фестивали танцев и битвы хоров, дни самоуправления – это лишь малая часть того, что меня ожидало в родной школе. «Дома и стены помогают»,- вспоминается известная русская поговорка. С уверенностью скажу, что это действительно так. Восьмая, наша бесконечная школа дала мне простор для творчества и расширила горизонты профессионального роста. Именно здесь пришло осознание того, что учитель – это нечто большее, чем просто «урокодатель».

Чехи верят, что найденная божья  коровка принесет удачу. Сегодня в нашем так быстро меняющемся мире найти себя – большая удача. Не потерять себя – удача вдвойне. Школа – это целый мир, который постоянно находится в броуновском движении, поэтому и учитель должен быть  подвижным,  гибким, мобильным, чтобы понимать детей нового поколения, что говорить с ними на одном языке, чтобы быть услышанным ими. Но каким бы изменчивым ни был мир, я уверена, что неизменным в школе должны остаться «3 кита, 3 краеугольных камня»: любовь к детям и уважение к учителям, доброжелательные отношения в коллективе, вечные ценности, которые передают наставники и понимают и принимают ученики.

В Дании дети передают с божьей коровкой просьбу Богу о хорошей погоде. Звенит звонок, я вхожу в класс и все, происходящее за пределами школы, класса, становится неважным. Только от меня зависит погода в классе, зависит то, с чем и какими с урока выйдут мои ученики.  Важно только то, что сейчас 25 пар глаз смотрят на меня в ожидании чего-то нового, интересного, важного.… И я стараюсь дать им все это, расположив к себе детей добрым отношением, пониманием. Умение чувствовать ребенка, уважать его, уважать мнение детского коллектива, строить свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку, опору, заботу – основа профессионализма  учителя.  Я  радуюсь, когда  на  моих  уроках  происходит  СО-творчество,

СО-трудничество, СО-единение, ведь только вместе двигаясь к единой цели, дети и учитель смогут воплотить все задуманное. А какое счастье испытываешь, когда видишь искреннее удивление в глазах детей, когда они с твоей помощью совершают открытия в сложных правилах русского языка или витиеватых поэтических текстах; когда для ребят  литературный герой становиться близким, понятным, и они ему СО-чувствуют, проживают вместе с ним все сложности сюжетных перипетий. Сразу вспоминаются слова Плутарха: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь. А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит». Я очень надеюсь, что у меня это получается.

   «Французы считают, что амулет с ее изображением охраняет детей от несчастья, предупреждает об опасности».  Современный учитель помогает ребёнку творить, раскрывать свои способности, и я уверена, что все дети в чем-то талантливы, им только надо помочь поверить в себя, в свои силы. Главное - верить в каждого: в отличника и ударника, в тех, у кого не все получается, в тех, кто иногда совсем не хочет учиться. Дети всегда чувствуют эту заинтересованность, эту веру в них и благодарны за нее: самые «сложные» дети после выпускного вечера чаще приходят в школу, при встрече здороваются и интересуются моими делами. Мне кажется, что не самое страшное, если имея в руках аттестат, выпускник путается в постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении (Google ему в помощь!) Главное, чтобы они хорошо усвоили, что такое доброта, человечность, отзывчивость, благодарность.  

Норвежцы просят у нее помощи в поиске судьбы:
«Золотая коровка, лети на восток, лети на запад, лети на север, лети на юг, найди мою судьбу».
17 лет мой педагогический стаж! А, кажется, совсем недавно пришла в школу, выбрав раз и навсегда эту профессию, выбрав судьбу…  Сегодня в  Кургановской школе учит ребят русскому языку и литературе моя ученица Сайфутдинова (Фалалеева) Татьяна Валерьевна. Десятиклассница Светлана Бибик уже определилась с выбором профессии и сейчас работает над проектом «Профессия учителя: вчера, сегодня, завтра». Я верю, что у девчонок все получится, что они, как и я, не разочаруются в такой важной, интересной и сложной профессии учителя.

«Чёрного, белого, только не горелого»  Я - учитель. И  точно знаю, что в моей профессии самое сложное. Зажигать других и - не гаснуть самому. Гореть, но  не выгорать. Постараюсь, попытаюсь, попробую! Ведь у меня есть 43 Божьих коровки.