ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ШАХМАТЫ
материал
В работе рассмотрено место шахмат в воспитательном процессе для детей разного возраста. Дана краткая характеристика процесса воспитания. Показано, что занятия шахматами являются хорошей возможностью реализовать задачи воспитания, особенно для тех детей, которые с дошкольного возраста по-настоящему заинтересуются этой игрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
socialization220421.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ШАХМАТЫ
Введение.
Воспитание можно представить в виде двух больших блоков — формирование навыков целенаправленной деятельности и социализация личности. Стандартный метод формирования у ребенка гармонирующей с Обществом манеры поведения — метод «кнута и пряника», причем «кнут» в этом процессе, очевидно, необходим. Как-то член президиума федерации шахмат России Александр Федорович Трофимов сказал, что человеческому социуму для счастья всегда нужен Пастух со всеми его атрибутами. Я тогда про себя возмутился, но с возрастом всё больше принимаю эту мысль. Особенно она важна в процессе воспитания.
«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его». Это — известные слова из притч Соломона. Существует мнение, что и ребёнок по-настоящему любит только тех, кто его справедливо наказывает.
Здесь важный вопрос — за какие поступки наказывать и насколько серьезно. Обычно наказание следует за несоблюдение одного или нескольких жизненных Правил, но тут надо вспомнить христианскую истину: «не судите и не судимы будете»: никто кроме Творца не может знать, надо ли в каждом конкретном случае сделать исключение из Правила или не надо. С другой стороны, существует Главный жизненный принцип: «не пожелай и не сделай другому того, что ты бы не хотел, чтобы пожелали или сделали тебе», и при нарушении этого принципа, на мой взгляд, необходимо поработать «кнутом».
Таким образом, успех воспитательного процесса непосредственно связан с адекватностью механизмов наказания. Основное школьное образование — необходимость, то есть, принуждение, оно обычно реализуется через страх ребенка за своё будущее и через страх родителей за будущее своего ребенка, а страх — плохой советчик на пути к Счастью. Поэтому в воспитании очень велика роль дополнительного образования, в котором движущей силой должно стать стремление к творческому росту. Здесь шахматы — почти идеальный вид деятельности, особенно, для дошкольников и младших школьников. Главная проблема — заинтересовать ребенка Предметом как таковым, а не перспективой возможных результатов.
Постановка задачи воспитания через шахматы.
Почему шахматы — эффективный в воспитательном процессе вид деятельности детей?
Во-первых, шахматы воспитывают важные черты характера: рамочность поведения, самокритичность, интеллектуальную выносливость, веру в свои возможности и многие другие полезные для будущей жизни качества. Непобежденный чемпион мира Александр Алехин в своё время сказал: «Посредством шахмат я воспитал свой характер».
Во-вторых, сам процесс шахматного творчества и шахматных соревнований включает в себя непрерывное мягкое использование наказаний за совершенные ошибки, причем наказания реализуются в форме проигрышей, и шахматист привыкает анализировать свои жизненные неудачи, чтобы не повторять их впоследствии.
В-третьих, в шахматах более сильный спортивный элемент, чем в большинстве видов детской интеллектуальной и иной творческой деятельности, что является дополнительной мотивацией для многих детей-шахматистов. Однако, чем старше становится ребенок и чем больших успехов он достигает в шахматах, тем меньше внимания он, по мнению Автора, должен уделять шахматам.
Есть ли другие, альтернативные виды интеллектуальной деятельности, конкурентные шахматам по воспитательному воздействию? Конечно, есть — это, в том числе, занятия музыкой или иностранными языками. Но шахматам можно начинать учиться уже с четырех лет, чего не скажешь, например, о музыке (при игре на пианино руку надо ставить в более позднем возрасте), и ребенок при развитии через шахматы получает запас времени.
Ремарки по решению задачи воспитания.
По теме воспитания характера отмечу два плюса, обеспечиваемых шахматами: развитие навыков методологии интеллектуального обучения и увеличение интеллектуального потенциала ребенка. По первому пункту — эффективные методики обучения шахматам и освоения той же математики, как правило, совпадают и ребенок уже в младшем возрасте, как бы, частично привыкает к школьной учебе. По второму пункту — из медицины и психологии известно, что возраст до пяти лет - «решающий временной промежуток, в течение которого можно «запрограммировать» выдающиеся умственные способности детей, дав им таким образом ни с чем не сравнимое изначальное преимущество» [(1), глава «Всё начинается с детства»], а информация, усваиваемая через шахматы, очень значительна.
По теме «кнута и пряника» отмечу, что, если Ребенок не принял для себя манеру шахматного поведения, соблюдающую этические нормы, то он — не жилец в мире шахмат, а если он соблюдает нормы поведения шахматиста, прописанные в Правилах игры, то наиболее эффективно для него со стороны педагога использовать не «кнут», а «пряник», одобряя его успехи и создавая условия для их развития. В этом случае ощущения воспитанника будут позитивными, а ошибки он постепенно искоренит на своем пути к очередным удачам.
По теме спортивности в шахматах: только через участие в соревнованиях можно получить существенные преимущества от занятий этим видом деятельности. Как показывает опыт преподавания шахмат Автором в рамках внеурочной деятельности в первых классах, лишь половина школьников обладают спортивным азартом, способным увлечь их в атмосферу шахматных соревнований, а остальным стоит попробовать себя в иных видах творческой деятельности. Это разделение легко обнаруживается уже на первом году обучения.
Вывод
Занятия шахматами — эффективное средство воспитания Личности ребенка, начиная с четырех-пятилетнего возраста, если, конечно, удастся увлечь его этим занятием по-настоящему.
Литература:
В.Венгар, Р.Поу. Неужели я гений? Спб: изд.«Питер», 1997.
Автор: П.В.Кушнир, 22-04-2021.