Шахматы 1-4 класс
рабочая программа
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Шахматы» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов.
Цель:
- способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей,
- реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Задачи:
- совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
- умение осознанно решать творческие задачи; стремиться к самореализации
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Общая характеристика учебного курса
Обучение игре в шахматы во внеурочной деятельности выстроено на основе программы факультативного курса «Шахматы – школе» автора И.Г. Сухина, имеющей гриф «Рекомендовано Министерства образования российской Федерации».
Программой первого года обучения предусматривается 66 шахматных занятия (два занятие в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Программа второго года обучения предназначена для вторых классов начальной школы. Программа предусматривает 68 учебных занятия, по два уроку в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение детей ставить мат. Учебный курс включает в себя шесть тем: “Краткая история шахмат”, “Шахматная нотация”, “Ценность шахматных фигур”, “Техника матования одинокого короля”, “Достижение мата без жертвы материала”, “Шахматная комбинация”. В программе дается перечень дидактических игр и заданий с небольшими пояснениями к ним, приводится вариант поурочного распределения программного материала, а также список оригинальных учебников и пособий в помощь обучающим шахматной игре.
Программа третьего и четвертого года обучения предназначена для начальной школы. Материал выстроен на основе ранее приобретенных знаний и умений, где ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал. Учебный курс включает в себя три большие темы: “Основы дебюта”, “Основы миттельшпиля” и “Основы эндшпиля”. В программе приводится перечень дидактических заданий с небольшими пояснениями к ним, дается вариант поурочного распределения программного материала, а также список учебников и пособий в помощь обучающим шахматной игре.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года обучения (270 часов). На реализацию курса в каждом классе занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Режим занятий обусловлен нормативно-правовой общеобразовательной базой.
Краткая характеристика условий организации образовательного процесса
В МБОУ «Адамовская ООШ» учатся дети из 4 сел. Школа для детей является главным социальным центром.
На качество обучения влияют различные факторы:
- в данном классе есть дети из малообеспеченных и многодетных семей.
- учащиеся подвозятся из сел (Макаринино-16 км., Журавлиха-7 км.) на школьном автобусе.
- неблагоприятные погодные условия (грунтовое покрытие дороги: осенняя и весенняя распутица, обильные снегопады, заносы в зимний период).
Все выше изложенные факторы негативно влияют на физическое, психическое и эмоциональное состояние, что, конечно же, наносит огромный урон усвоению программного материала и влияет на качество знаний. Однако, малочисленный состав позволяет применять личностно-ориентированный подход к обучению, а также ежедневно отслеживать усвоение преподаваемого материала.
Учебно-методический комплект по Шахматам автора В.А. Горского позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения в области шахмат.
Материально-техническое обеспечение программы составляет:
Компьютеры, интерактивная доска, классная доска, ноутбук, таблицы, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудования.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
- оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла,
- соотнесение целей с возможностями
- определение временных рамок определение шагов решения задачи
- видение итогового результата
- распределение функций между участниками группы
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение задавать вопросы
- умение получать помощь
- умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами
- умение читать диаграммы, составлять шахматные задачи
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании)
- способность принять другую точку зрения, отличную от своей;
- способность работать в команде;
- выслушивание собеседника и ведение диалога.
Предметные результаты
- Познакомить с шахматными терминами и шахматным кодексом.
- Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
- Сформировать умение ставить мат с разных позиций.
- Сформировать умение решать задачи на мат в несколько ходов.
- Сформировать умение записывать шахматную партию.
- Сформировать умение проводить комбинации.
- Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Содержание учебного курса
1 год обучения
№ п/п | Название раздела (главы) | Кол-во часов | Содержание учебного раздела (основные изучаемые вопросы) |
1 | Шахматная доска | 8 | Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. |
2 | Шахматные фигуры | 4 | Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. |
3 | Начальная расстановка фигур | 2 | Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. |
4 | Ходы и взятие фигур | 34 | Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. |
5 | Цель шахматной партии | 12 | Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. |
6 | Игра всеми фигурами из начального положения | 6 | Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. |
Итого | 66 |
2 год обучения
№ п/п | Название раздела (главы) | Кол-во часов | Содержание учебного раздела (основные изучаемые вопросы) |
1 | Краткая история шахмат | 10 | Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. |
2 | Шахматная нотация | 14 | Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. |
3 | Ценность шахматных фигур | 14 | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. |
4 | Техника матования одинокого короля | 10 | Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. |
5 | Достижение мата без жертвы материала | 10 | Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. |
6 | Шахматная комбинация | 10 | Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.). |
Итого | 68 |
3 год обучения
№ п/п | Название раздела (главы) | Кол-во часов | Содержание учебного раздела (основные изучаемые вопросы) |
1 | Шахматная партия | 10 | Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода». |
2 | Три стадии шахматной партии | 6 | Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. |
3 | Основы дебюта | 26 | Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах. |
4 | Основы миттельшпиля | 10 | Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей. |
5 | Основы эндшпиля | 16 | Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. |
Итого | 68 |
4 год обучения
№ п/п | Название раздела (главы) | Кол-во часов | Содержание учебного раздела (основные изучаемые вопросы) |
1 | Шахматная партия | 6 | |
2 | Оценка и анализ позиции | 8 | |
3 | Шахматная комбинация | 48 | |
4 | Обобщение | 6 | |
Итого | 68 |
Формы организации и виды деятельности
Общеклассные тематические занятия, беседы.
Групповые: групповая работа на занятиях, групповые задания, совместная деятельность.
Индивидуальные: выполнение индивидуальных заданий.
- Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№ п/п | Тема | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) | |
Раздел «Шахматная доска» - 8 ч. | ||||
1/1 | Первое знакомство с шахматным королевством.. | |||
2/2 | Шахматная доска. Белые и черные поля. | |||
3/3 | Линии на шахматной доске. | |||
4/4 | Горизонтали и вертикали. | |||
5/5 | Линии на шахматной доске. | |||
6/6 | Диагонали. | |||
7-8/7-8 | Центр шахматной доски. | |||
Раздел «Шахматные фигуры» - 4 ч. | ||||
9/1 | Шахматные фигуры. Белые и черные фигуры. | |||
10/2 | Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. | |||
11/3 | Сравнительная сила фигур. | |||
12/4 | Ценность шахматных фигур. | |||
Раздел «Начальная расстановка фигур» - 2ч. | ||||
13/1 | Начальная позиция | |||
14/2 | Расстановка фигур перед шахматной партией. | |||
Раздел «Ходы и взятие фигур» - 34 ч. | ||||
15-16/1-2 | Ладья. Место ладьи в начальном положении. | |||
17-18/3-4 | Ход ладьи. Взятие. | |||
19/5 | Слон. Место слона в начальном положении. | |||
20/6 | Ход слона. Взятие. | |||
21/7 | Слон. Белопольные и чернопольные слоны. | |||
22/8 | Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. | |||
23-24/9-10 | Ладья против слона. | |||
25/11 | Ферзь. Место ферзя в начальном положении. | |||
26/12 | Ход ферзя. Взятие. | |||
27-28/13-14 | Ферзь. Ферзь – тяжелая фигура. | |||
29-30/15-16 | Ферзь против ладьи и слона. | |||
31-32/17-18 | Конь. Место коня в начальном положении. | |||
33/19 | Ход коня. Взятие. | |||
34-35/20-21 | Конь. Конь – легкая фигура. | |||
36-37/22-23 | Конь против ферзя, ладьи, слона. | |||
38/24 | Пешка. Место пешек в начальном положении. | |||
39/25 | Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие | |||
40/26 | Пешка. Взятие на проходе. | |||
41-42/27-28 | Превращение пешки. | |||
43-44/29-30 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | |||
45/31 | Король. Место короля в начальном положении. | |||
46/32 | Ход короля. Взятие. | |||
47-48/33-34 | Король против других фигур. | |||
Раздел «Цель шахматной партии» - 12 ч. | ||||
49-50/1-2 | Шах. Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. | |||
51-52/3-4 | Защита от шаха. | |||
53/5 | Мат. Мат – цель игры. | |||
54/6 | Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. | |||
55-56/7-8 | Мат. Мат в один ход. | |||
57/9 | Ничья. Пат. Отличие пата от мата. | |||
58/10 | Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций. | |||
59/11 | Рокировка. | |||
60/12 | Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. | |||
Раздел «Игра всеми фигурами из начального положения» 6 ч. | ||||
1-2-3/1-2-3 | Шахматная партия | |||
4/4 | Начало шахматной партии | |||
5/5 | Представление о том, как начинать шахматную партию | |||
6/6 | Короткие шахматные партии |
2 год обучения
№ п/п | Тема | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) | |
Раздел «Краткая история шахмат» - 10 ч. | ||||
1/1 | Повторение пройденного материала изученного за год. Рождение шахмат. Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. | |||
2/2 | Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. | |||
3/3 | Повторение пройденного материала. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. | |||
4/4 | Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. | |||
5/5 | Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. | |||
6/6 | Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. | |||
7-8/7-8 | Выдающиеся шахматисты нашего времени. | |||
9-10/9-10 | Шахматные правила. Этика шахматной борьбы. | |||
Раздел «Шахматная нотация» - 14 ч. | ||||
11-12/1-2 | Шахматная нотация. | |||
13-14-15/3-4-5 | Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур. | |||
16-17-18/6-7-8 | Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. | |||
19-20/9-10 | Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. | |||
21-22/11-12 | Шахматная нотация. Краткая и полная шахматная нотация. | |||
23-24/13-14 | Шахматная нотация. Запись шахматной партии | |||
Раздел «Ценность шахматных фигур» - 14 ч. | ||||
25-26/1-2 | Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. | |||
27-28/3-4 | Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | |||
29-30/5-6 | Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | |||
31-32/7-8 | Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | |||
33-34/9-10 | Ценность шахматных фигур. Способы защиты. | |||
35-36/11-12 | Ценность шахматных фигур. Способы защиты. | |||
37-38/13-14 | Способы защиты. Игровая практика. | |||
Раздел «Техника матования одинокого короля» - 10 ч. | ||||
39-40/1-2 | Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля, «линейный» мат. | |||
41-42/3-4 | Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. | |||
43-44/5-6 | Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. | |||
45-46/7-8 | Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. | |||
47-48/9-10 | Техника матования одинокого короля. Решение заданий. | |||
49-50/11-12 | Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля, «линейный» мат. | |||
51-52/13-14 | Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. | |||
53-54/15-16 | Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. | |||
55-56/17-18 | Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. | |||
57-58/19-20 | Техника матования одинокого короля. Решение заданий. | |||
Раздел «Достижение мата без жертвы материала» - 10 ч. | ||||
59-60/1-2 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. | |||
61-62/3-4 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата. | |||
63-64/5-6 | Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле. | |||
65-66/7-8 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | |||
67-68/9-10 | Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода. |
3 год обучения
№ п/п | Тема | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) | |||
Раздел «Шахматная партия» - 10 ч. | ||||||
1-2/1-2 | Повторение пройденного материала. Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. | |||||
3-4/3-4 | Повторение пройденного материала. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. | |||||
5-6/5-6 | Повторение пройденного материала. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. | |||||
7-8/7-8 | Повторение пройденного материала. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, диагоналей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. | |||||
9-10/9-10 | Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. | |||||
Раздел «Три стадии шахматной партии» - 6 ч. | ||||||
11/1 | Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. | |||||
12/2 | Двух – и трехходовые партии. | |||||
13/3 | Стадия дебют | |||||
14/4 | Стадия миттельшпиль | |||||
15/5 | Стадия эндшпиль | |||||
16/6 | Повторение | |||||
Раздел «Основы дебюта» - 26 ч. | ||||||
17-18/1-2 | Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. | |||||
19-20/3-4 | Основы дебюта. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. | |||||
21-22/5-6 | Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. | |||||
23-24/7-8 | Основы дебюта. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. | |||||
25-26/9-10 | Основы дебюта. «Повторюшка-хрюшка» (черные копируют ходы белых). Наказание «повторюшек». | |||||
27-28/11-12 | Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур. Темпы. Гамбиты. | |||||
29-30/13-14 | Основы дебюта. Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. «Пешкоедство». Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). | |||||
31-32/15-16 | Основы дебюта. Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. | |||||
33-34/17-18 | Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. Правила рокировки. | |||||
35-36/19-20 | Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки? | |||||
37-38/21-22 | Основы дебюта. Связка в дебюте. Полная и неполная связка. | |||||
39-40/23-24 | Основы дебюта. Классификация дебютов. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. | |||||
41-42/25-26 | Как изучать дебюты. Тренировка в разыгрывании дебюта. | |||||
Раздел «Основы миттельшпиля» - 10 ч. | ||||||
43-44/1-2 | Основы миттельшпиля. Правила миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. | |||||
45-46/3-4 | Основы миттельшпиля. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. | |||||
47-48/5-6 | Основы миттельшпиля. Тактические приемы. Двойной удар. | |||||
49-50/7-8 | Основы миттельшпиля. Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах. | |||||
51-52-/9-10 | Основы миттельшпиля. Классическое наследие. «Бессмертная» партия. «Вечнозеленая» партия. | |||||
Раздел «Основы эндшпиля» - 16 ч. | ||||||
53-54/1-2 | Основы эндшпиля. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). | |||||
55-56/3-4 | Основы эндшпиля. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). | |||||
57-58/5-6 | Основы эндшпиля. Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). | |||||
59-60/7-8 | Основы эндшпиля. Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». | |||||
61-62/9-10 | Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали. Король помогает своей пешке. Оппозиция. | |||||
63-64/11-12 | Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой. | |||||
65-66/13-14 | Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей и четвертой горизонтали. Ключевые поля. | |||||
67-68/15-16 | Основы эндшпиля. Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля. |
4 год обучения
№ п/п | Тема | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) | |
Раздел «Шахматная партия» - 6 ч. | ||||
1-2/1-2 | Повторение пройденного материала. Еще о трех стадиях шахматной партии. | |||
3-4/3-4 | Виды преимущества в шахматах. | |||
5-6/5-6 | Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени. | |||
Раздел «Оценка и анализ позиции» - 8 ч. | ||||
7-8/1-2 | Правила игры в миттельшпиле. | |||
9-10/3-4 | Анализ и оценка позиции. Элементы оценки позиции. | |||
11-12/5-6 | Анализ и оценка позиции. Практическое занятие. Решение задач | |||
13-14/7-8 | Анализ и оценка позиции. Практическое занятие. | |||
Раздел «Шахматная комбинация» - 48 ч. | ||||
15-16/1-2 | Понятие о шахматной комбинации. | |||
17-18/3-4 | Шахматная комбинация. Пути поиска комбинации. | |||
19-20/5-6 | Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема отвлечения. | |||
21-22/7-8 | Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема завлечения. | |||
23-24/9-10 | Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема блокировки. | |||
25-26/11-12 | Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема связки. | |||
27-28/13-14 | Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. | |||
29-30/15-16 | Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. | |||
31-32/17-18 | Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема перекрытия. | |||
33-34/19-20 | Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема уничтожения защиты. | |||
35-36/21-22 | Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема «рентгена». Тема «батареи». | |||
37-38/23-24 | Шахматная комбинация. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. | |||
39-40/25-26 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. | |||
41-42/27-28 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема завлечения. | |||
43-44/29-30 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. | |||
45-46/31-32 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема связки. | |||
47-48/33-34 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема перекрытия. | |||
49-50/35-36 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. | |||
51-52/37-38 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. | |||
53-54/39-40 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. | |||
55-56/41-42 | Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации. | |||
57-58/43-44 | Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Комбинации на «вечный» шах. | |||
59-60/45-46 | Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте. | |||
61-62/47-48 | Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). | |||
Раздел «Обобщение» - 6 ч. | ||||
63-64/1-2 | Повторение основных вопросов курса. Практическая игра. | |||
65-66/3-4 | Повторение основных вопросов курса. Практическая игра. | |||
67-68/5-6 | Повторение основных вопросов курса. Практическая игра. |
- Список литературы
- Сухин И.Г. Программа курса «Шахматы - школе» для начальных классов общеобразовательных учреждений. Обнинск: духовное возрождение, 2010
- Сухин И.Г. Шахматы, первый год, второй год, третий год или Учусь и учу -Обнинск: духовное возрождение, 2008.
- Сухин И.Г. - Обнинск: духовное возрождение, 2008.
- Сухин И.Г. - Обнинск: духовное возрождение, 2010.
- http://chess.cs.msu.su.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 класс
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматная школа” может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего в...
Курс "Шахматы - школе" 1 класс
Пояснительная запискаПрограмма внеурочной деятельности «Шахматы» адресована учащимся 1 классов и соответствует требованиям: Федерального государственного образовательного стандарта начальн...
Рабочая программа по шахматам. 1-4 класс
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расш...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" для 6 класса
Рабочая прогамма внеурочной деятельности "Шахматы"...
Рабочая программа на 2022-2023 учебный год_Кружок "Шахматы" для 5 классов
Рабочая программа на 202202023 учебный год_Кружок "Шахматы" для 5 классов...
Открытый урок по шахматам в 1 классе
Урок - путешествие...
Рабочая программа "Шахматы" 1-4 классы, 5-9 классы
В программе изложен материал для обучения игре в шахматы, ознакомления с историей развития игры, а так же, обучение тактике игры....