Семинар "«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»
презентация к уроку

Майсюк  Альвина   Мунировна

«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_zrr_30.03.21.pptx914.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КУ ХМАО – ЮГРЫ « Урайский специализированный Дом ребенка» « ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ» Подготовил учитель – дефектолог: Майсюк А.М. г . Урай , 2021 г.

Слайд 2

Р Е Ч Ь Э то сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов! Большую роль здесь играет влияние окружающих, ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь. Следовательно , оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.

Слайд 3

Задержка речевого развития Э то замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка. У детей уровень развития речи характеризуется очень нечетким и нестабильным звуковым оформлением. Такие дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют все остальные. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру . Как правило, это неговорящие дети . Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней (« ма » вместо мама, «па» вместо папа, « ав » - собака, « би-би » - машина и т.д.) У неговорящих детей обычно еще нет потребности подражать слову взрослого, а если есть речевая подражательная деятельность, то она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех плохо артикулируемых звуков : «согласный + гласный» или, наоборот, «гласный + согласный ». В активном словаре неговорящих детей насчитывается от 5-10 до 25-27 слов. Наличие вышеуказанной проблемы у многих детей можно диагностировать уже в раннем возрасте – в 1,5-3 года.

Слайд 4

П о с л е д с т в и я Если своевременно не обратиться к специалисту, это может привести в дальнейшем к появлению вторичных нарушений в развитии: задержка психического развития, несформированность коммуникативных навыков, негативные изменения в развитии личности, формирование замкнутости и закомплексованности.

Слайд 5

Выделяют три фактора в основе формирования речи Первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и всей деятельности ребенка. Второй фактор – установление частого эмоционально-положительного контакта. Третий фактор – создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности. Коррекционно – развивающая работа по развитию речи должна опираться на все эти факторы.

Слайд 6

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА Коррекционная работа с детьми с задержкой речевого развития должна стимулировать: моторное , сенсорное, перцептивное , речевое развитие ребенка , должна позволить постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.

Слайд 7

Основная задача коррекционного воздействия: Корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях: а) совершенствование моторных функций ( общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики ); б) воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия

Слайд 8

Основные направления коррекционной работы: 1. Развитие импрессивной речи. 2. Развитие экспрессивной речи. 3. Развитие общей моторики . 4. Развитие мелкой моторики . 5. Развитие слухового восприятия. 6. Формирование навыков артикуляционной моторики. 7. Развитие зрительного восприятия. 8. Формирование просодических компонентов речи.

Слайд 9

1. Развитие импрессивной речи. Основным средством развития импрессивной речи является называние предметов, явлений окружающего мира, их изображений. С неговорящими детьми, которые плохо понимают обращенную к ним речь, нужно начинать с подробного проговаривания, используя различные ситуации в игре, на прогулках и т.п., называют предметы, которые берет ребенок, действия, совершаемые ребенком с этим предметом, и ощущения, которые испытывает ребенок (тепло, холодно, мягко, вкусно и т.д.) . Пополняя пассивный словарь новым словом, желательно, чтобы ребенок исследовал предмет, используя все пять органов чувств. При этом необходимо, чтобы он взаимодействовал с этим предметом. На первых этапах развития понимания речи не следует требовать от детей точности понимания отдельных слов : там – тут, открой – закрой . Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога, в беседах, направленных на выявление понимания слов, предложений должны содержать подсказывающие слова: « положи книгу на стол», «возьми книгу с полки». Желательно использовать предметные и сюжетные картинки. Вначале изучаются глаголы, обозначающие действия людей или животных с называнием того, кто совершает действия. «Покажи, где девочка рисует, где скачет лошадка, где спит малыш ?» Затем изучаются действия, совершаемые одним лицом. «Покажи, где мальчик бежит, где мальчик стоит, где мальчик рисует?» Или определяется объект действия : «Покажи, кто здесь рисует? Кто катается? Кто читает? Кто танцует? Кто умывается?»… и т.д.

Слайд 10

2. Развитие экспрессивной речи. Следует создавать условия, при которых ребенку хотелось бы произносить одни и те же словосочетания повторно. Стимуляция речевых подражаний тесно связана с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией ). Именно в игре развивается речь ребенка. Это и сюжетные игры ( Например «Позовем гостей», “Айболит”, «Паровозик ») Можно поиграть с куклами би -ба- бо и показать «кукольный театр», где перед ребёнком разыгрываются сюжеты с несколькими действующими лицами. Такого рода спектакли, как правило, вызывают у малышей речевые реакции, связанные с эмоциональной вовлечённостью в игровой процесс (Например: сказки «Теремок», «Лиса и Заяц») Используется сюрпризный момент: из-за ширмы, из “чудесного” мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждая ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с ней.

Слайд 11

3. Развитие общей моторики . Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь . Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Коррекцию речевых нарушений целесообразно начинать с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. С помощью простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища, учим ребёнка выслушивать и запоминать задания, а затем выполнять их. Игры: “Мишка косолапый”, “Дерево на ветру”, “Зайка серенький сидит” Наблюдая за животными и птицам, можно предложить малышу повторить их движения - как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка, лягушка, летают птички. Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным ) является мощным, а главное, естественным средством формирования речевых функций.

Слайд 12

4. Развитие мелкой моторики . Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка. Например , использование: Пальчиковая гимнастика . С помощью стихотворного ритма совершенствовать произношение, отрабатывать определенный темп речи, развивать речевой слух: “Сорока-ворона”, “Ладушки”, “Этот пальчик дедушка ” П альчиковых игр с музыкальным сопровождением: “Стульчик”, “Зайка”, “Солнышко»; И гр с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, закрепление на липучках, застегивание пуговиц, подушка с пуговицами. Игры : с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, тестом, пластилином, “Пальчиковый бассейн”, “Пальчиковый театр”, “Шнуровки”, складывание матрешек. Для развития мелкой моторики: память руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики, резиновые мячики, пищащие игрушки.

Слайд 13

5. Развитие слухового восприятия. При работе с неговорящими детьми вначале используется слухо -зрительное восприятие, т. е. каждое слово произносится с несколько утрированной артикуляцией. Внимание ребенка привлекается к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова. Далее постепенно переходят к нормальному произнесению слов Далее рот прикрывается экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению органов артикуляционного аппарата. Проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха. У пражнения с музыкальными инструментами : бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан (“ Что звучит ?”, “ Угадай, на чем играю?”) Игры со “звуковыми коробочками ”, наполненными различным содержимым (крупой, горохом, фасолью и т. д.).

Слайд 14

6. Формирование навыков артикуляционной моторики . Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих. Поэтому игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения - важная часть коррекционной работы с неговорящими детьми. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок , увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее. Выполнять их следует перед зеркалом. Лучше сопровождать такие упражнения стихотворным текстом . Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий. Заканчивать игры необходимо до того, когда ребенок захотел бы этого сам.

Слайд 15

7. Развитие зрительного восприятия . Зрение – это основной канал информации об окружающем мире. Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение : цвет , форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная ). В ыделить объекты восприятия, установить связь между ними . У ребенка с речевым недоразвитием затруднена именно эта способность обработки зрительной информации. Его необходимо научить «смотреть и видеть» . Работа ведется по принципу от конкретного предмета – к изображению этого предмета на картинке, силуэтному изображению, восприятию замутненного силуэта и пиктограмме.

Слайд 16

8. Формирование просодических компонентов речи. Просодия – общее название для свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Поэтому развитию просодических компонентов речи в коррекционной работе с детьми с ЗРР следует уделять особенное внимание. Игры и задания для решения этой задачи естественно вплетаются в канву занятия и соответствуют игровой ситуации, предложенной детям.

Слайд 17

Рекомендуемые методы В работе с детьми с ЗРР так – же можно использовать А рттерапия М узыкотерапия Су- д жок терапия Пескотерапия Акварапия Но какие бы методы мы не использовали очень важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

Слайд 18

Заключение В завершение хотелось сказать, что значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи . Своевременное выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция, способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития

Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития...

Игры и игровые упражнения для детей с задержкой речевого развития 3- 4 лет. Из опыта работы

представлены игры и способы общения с неговорящими детьми...

Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития

Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития...

Профилактика задержки речевого развития. Использование Монтессори - материалов для профилактики задержки речевого развития.

В данной статье рассматривается актуальный вопрос:  задержка речевого развития и способы ее профилактики. Приводится ряд эффективных способов, способствующих развитию слухового внимания, слуховой...

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с детьми с задержкой речевого развития

Материал будет интересен логопедам, которые работают с детьми младшего дошкольного возраста с ЗРР....

Направления в работе логопеда при преодолении задержки речевого развития

Методические рекомендации для педагогов и родителей....