ДЦП текст к презинтации
презентация к уроку

Майсюк  Альвина   Мунировна

Дети с детским церебральным параличом (ДЦП), имеющие глубокую умственную отсталость, вследствие сочетания недостатков двигательной сферы и познавательной деятельности нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.

·        К детям с нарушением опорно-двигательного аппарата  обычно относят детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

·        Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

·        Основная особенность при ДЦП - существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями.

Из – за имеющихся у ребенка двигательных нарушений различной степени он с рождения оказывается полностью зависим от взрослых. Это отрицательно влияет на эмоциональную 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dtsp_material_k_seminaru.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗАТЬ В НАЧАЛЕ!!!!

ОПИСАНИЕ: Рекомендации педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с ДЦП). Физиологические, эмоционально-волевые, моторные особенности таких детей.
ЦЕЛЬ:
Помощь педагогам при работе с детьми с детским церебральным параличом.

На занятиях необходимо соблюдение двигательного режима:


- фиксация в специальном стуле, удерживающем вертикальное положение ребенка сидя или стоя;
- применение утяжелителей для детей с размашистыми гиперкинезами (насильственными движениями), осложняющими захват предмета (ручки, книги или др.) или другую учебную деятельность (например,
- чтение, т.к. гиперкинезы мешают фиксации взгляда и прослеживанию строки);
- перерыв в занятии на физкультминутку.
В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.).


Для детей с усиленным слюнотечением (саливацией) требуется контролирующая помощь со стороны взрослого с напоминанием проглотить слюну для формирования у ребенка устойчивой привычки – контроля за слюнотечением.


Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания или попытке его выполнить).


Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжелым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.


На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.

 

 

    Независимо от степени двигательных дефектов у детей с д.ц.п. встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта.

Это проявляется в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям, пугливости. У одних детей наблюдаются беспокойство, суетливость, у других – вялость, пассивность, заторможенность.

В связи с ограниченной подвижностью мышц языка и губ, насильственными движениями в дыхательной и артикуляционной мускулатуре (в мышцах лица, языка) часто нарушается звукопроизношение.

 

- Формирование действий с предметами

    Вначале учим ребенка лежать на животе, для правильной опоры руки должны быть под грудью. После закрепления данного положения переходим к упражнению: поочередно выпрямляем то одну, то другую руку и направляем ее к игрушке. Когда ребенок лежит на спине, помогаем ему направлять руку к видимому предмету, отталкивать его, брать. Учим ребенка ощупывать свои руки, ноги, а также одеяло, игрушки. Все движения, которые возможны (дотянуться до игрушки, оттолкнуть ее, взять, выпустить, отбросить, переложить из руки в руку, постучать, помахать) формируем даже в том случае, если ребенок еще не сидит.

Формирование целенаправленных движений рук начинаем с обучения простейшим играм: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Щелчки».

Эти игры предполагают выполнение определенных действий: погрозить пальцем, указать пальцем предмет, направление, подозвать к себе пальцем, помахать рукой, погладить куклу по голове, постучать в дверь одним пальцем, по очереди несколькими пальцами («игра на пианино», «дождь идет»).

Используем имитационные движения («петушок машет крыльями», «дровосек колет дрова», «плотник стучит молотком»).

    При обучении движениям рук и действиям с предметами каждое новое движение показывается рукой ребенка, затем он выполняет его самостоятельно (при необходимости помогаем).

Проводим подготовительные упражнения с карандашом: садимся справа от ребенка, показываем, как нужно правильно держать карандаш (устанавливаем руку в нужном положении, вкладываем карандаш в руку ребенка и помогаем ему его удержать). Затем ребенок выполняет то же самостоятельно, поправляем ему руку и пальцы, затем данная поза пальцев воспроизводится без карандаша. Ребенок берет карандаш и крепко его удерживает, тянем его вверх, вниз, в стороны. Далее ребенок держит карандаш, как при письме, тремя пальцами. Удерживаем нижний конец карандаша, а ребенок вырывает его, сгибая только пальцы. На поверхности стола натягиваем резинку. Ребенок, сгибая пальцы, старается оттянуть ее карандашом.

При повышении тонуса в сгибательных группах мышц кисти работу для развития движений пальцев начинаем после расслабления кисти руки: плавными движениями потряхиваем руку ребенка, начиная от плеча.

    Учим ребенка ставить на бумаге точки на различном расстоянии, вертикальные, горизонтальные, косые линии. Затем овалы, круги, полукруги контрастных размеров, рисуем «улитку», начиная с большого витка, не отрывая карандаша, чертим все меньше и меньше витков и заканчиваем точкой.

    - Сенсорное воспитание включает развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия (восприятия движений).

Зрительное восприятие у детей с д.ц.п. может быть нарушено за счет ограниченного движения глаз, нарушений фиксаций взора, снижения острот зрения. Для развития зрительного восприятия в поле зрения ребенка медленно перемещаем яркую игрушку: вначале по горизонтали, затем по вертикали и диагонали, добиваясь плавного движения глаз. Позже эти же движения ребенок выполняет по словесной инструкции, например, просим найти глазами в комнате окно, дверь, часы.

    Учим различать цвета предметов и понимать их названия, подбирать одинаковые по цвету предметы, группировать их.

    Для узнавания геометрических фигур используем ящики и доски с прорезями различной формы, в которые ребенок опускает фигуры.

    Различаем и закрепляем понятия «большой», «маленький» в играх с пирамидками, матрешками, строительным материалом.

    У многих детей с церебральным параличом может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от касания предметов кончиками пальцев таких детей сравнимы с теми, когда мы берем предмет в плотных перчатках. Развиваем тактильные ощущения, например, в игре «Чудесный мешочек». В мешочек из ткани помещаем разные предметы, ребенок опускает руку и достает нужный предмет, например, мягкий или круглый.

При формировании пространственных представлений

на первом этапе формируем представление о схеме тела, перемещении его в пространстве, ориентации в пространстве. На втором этапе – формируем пространственные представления в игровой, предметно-практической и конструктивной деятельности.

    Упражнения для развития представлений о схеме тела. Сажаем ребенка лицом к зеркалу и просим потрогать глаза, нос, лоб, уши, плечи.

    При тяжелой двигательной патологии упражнения проводятся с помощью взрослого (он дотрагивается рукой до указанных частей тела). Затем все эти упражнения на себе проводятся с закрытыми глазами. Ребенок называет ту часть тела, которую трогает. Далее упражнения проводятся на кукле, потом на картинках. Сажаем ребенка лицом к зеркалу, он обводит пальцем контур лица, глаз, носа, рта, затем пальцем обводит контур изображения лица на кукле, картинке.

    Для развития ориентировки в пространстве выполняем упражнения с мячом, флажком или другими предметами перед зеркалом, каждый раз называя свои действия: «Мяч влево, вправо, вверх, вниз». Ребенок копирует движения и тоже проговаривает их. Затем взрослый проделывает упражнения молча, ребенок вновь копирует и проговаривает. Далее ребенок выполняет упражнения один по словесной инструкции.

    - Формирование представлений об окружающем и развитие речи происходит согласно перспективным планам при ознакомлении с предметами, наблюдении за окружающими явлениями, при ознакомлении с картинным материалом.

Наряду с проведением специальных упражнений нужно помнить о правильном положении ребенка в течение дня. Нельзя, чтобы он сидел длительное время с согнутыми ногами. Это приводит к стойкой неправильной позе, способствует укорочению задних мышц бедра. Чтобы этого избежать, сажаем ребенка на стул так, чтобы ноги были выпрямлены, и в течение дня несколько раз укладываем его на живот.

    Грамотно организованная коррекционная работа с детьми с д.ц.п. способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии.

 

Приемы работы:

  1. Коррекционно-развивающая работа должна проводиться ежедневно.
  2. Главное требование к педагогам - соблюдение охранительного режима. При проведении занятий важное значение имеет поза ребенка. Он должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени способствует мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений.
  3. Создание обстановки, способствующей эмоциональному спокойствию ребенка, в частности, устранение предметов, вызывающих его негативную реакцию.
  4. Любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности.
  5. Поглаживание по голове или спине в качестве моральной поддержки на занятии.
  6. При предъявления задания желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой).
  7. Внедрение элементов новизны практически на каждом занятии, облегчающих восприятие материала.
  8. Использование элементов релаксации: словесное внушение состояния покоя, музыкальный фон, способствующий расслаблению.
  9. Занятия начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости - оказание помощи, т.к. неудачи могут привести к отказу от занятий.
  10.  В коррекционную работу необходимо включать задания и упражнения для тренировки зрительно-моторной координации (глазодвигательные), плавного прослеживания, расширения поля зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презинтация "Устройство амортизатора"

Приложение к уроку « Устройство амортизатора». Сообщение учащихся: «Историческая справка» Схема деталировка амортизатора с описанием деталей. Инструкционная карта по теме «разборка и сборка аморт...

презинтация "тест - 2 класс"

можно использовать для тестирования по немецкому языку во 2 классе....

Ученические презинтации

Показаны причины, этапы, итоги первой мировой войны 1914-1918 года....

Презинтация урока по теме: "Салфетка"

Урок профессионально трудового обучения (швейное дело) в 5 классе МСКОШИ VIII вида по теме: "Салфетка"....

Презинтация урока по теме "Сумка хозяйственная"

Урока профессионально трудового обучения для учащихся 5 класса СКОШИ VIII вида...

Урок -презинтация " Население Ростовской области"

Эту презентацию можно использовать при изучении регионального компонента:" География Ростовской области" по теме"Население Ростовской области", моя презентация поможет провести урок обобщения по данно...

Писатель и Музыкант, презинтация.

Эта презинтация для темы " Писатель и Музыкант" ,он поможет провести урок уже  с готовыми  слайдами по теме....