ДЦП текст к презинтации
презентация к уроку
Дети с детским церебральным параличом (ДЦП), имеющие глубокую умственную отсталость, вследствие сочетания недостатков двигательной сферы и познавательной деятельности нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.
· К детям с нарушением опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом (ДЦП).
· Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
· Основная особенность при ДЦП - существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями.
Из – за имеющихся у ребенка двигательных нарушений различной степени он с рождения оказывается полностью зависим от взрослых. Это отрицательно влияет на эмоциональную
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dtsp_material_k_seminaru.docx | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
СКАЗАТЬ В НАЧАЛЕ!!!!
ОПИСАНИЕ: Рекомендации педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с ДЦП). Физиологические, эмоционально-волевые, моторные особенности таких детей.
ЦЕЛЬ:
Помощь педагогам при работе с детьми с детским церебральным параличом.
На занятиях необходимо соблюдение двигательного режима:
- фиксация в специальном стуле, удерживающем вертикальное положение ребенка сидя или стоя;
- применение утяжелителей для детей с размашистыми гиперкинезами (насильственными движениями), осложняющими захват предмета (ручки, книги или др.) или другую учебную деятельность (например,
- чтение, т.к. гиперкинезы мешают фиксации взгляда и прослеживанию строки);
- перерыв в занятии на физкультминутку.
В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.).
Для детей с усиленным слюнотечением (саливацией) требуется контролирующая помощь со стороны взрослого с напоминанием проглотить слюну для формирования у ребенка устойчивой привычки – контроля за слюнотечением.
Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания или попытке его выполнить).
Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжелым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.
На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.
Независимо от степени двигательных дефектов у детей с д.ц.п. встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта.
Это проявляется в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям, пугливости. У одних детей наблюдаются беспокойство, суетливость, у других – вялость, пассивность, заторможенность.
В связи с ограниченной подвижностью мышц языка и губ, насильственными движениями в дыхательной и артикуляционной мускулатуре (в мышцах лица, языка) часто нарушается звукопроизношение.
- Формирование действий с предметами
Вначале учим ребенка лежать на животе, для правильной опоры руки должны быть под грудью. После закрепления данного положения переходим к упражнению: поочередно выпрямляем то одну, то другую руку и направляем ее к игрушке. Когда ребенок лежит на спине, помогаем ему направлять руку к видимому предмету, отталкивать его, брать. Учим ребенка ощупывать свои руки, ноги, а также одеяло, игрушки. Все движения, которые возможны (дотянуться до игрушки, оттолкнуть ее, взять, выпустить, отбросить, переложить из руки в руку, постучать, помахать) формируем даже в том случае, если ребенок еще не сидит.
Формирование целенаправленных движений рук начинаем с обучения простейшим играм: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Щелчки».
Эти игры предполагают выполнение определенных действий: погрозить пальцем, указать пальцем предмет, направление, подозвать к себе пальцем, помахать рукой, погладить куклу по голове, постучать в дверь одним пальцем, по очереди несколькими пальцами («игра на пианино», «дождь идет»).
Используем имитационные движения («петушок машет крыльями», «дровосек колет дрова», «плотник стучит молотком»).
При обучении движениям рук и действиям с предметами каждое новое движение показывается рукой ребенка, затем он выполняет его самостоятельно (при необходимости помогаем).
Проводим подготовительные упражнения с карандашом: садимся справа от ребенка, показываем, как нужно правильно держать карандаш (устанавливаем руку в нужном положении, вкладываем карандаш в руку ребенка и помогаем ему его удержать). Затем ребенок выполняет то же самостоятельно, поправляем ему руку и пальцы, затем данная поза пальцев воспроизводится без карандаша. Ребенок берет карандаш и крепко его удерживает, тянем его вверх, вниз, в стороны. Далее ребенок держит карандаш, как при письме, тремя пальцами. Удерживаем нижний конец карандаша, а ребенок вырывает его, сгибая только пальцы. На поверхности стола натягиваем резинку. Ребенок, сгибая пальцы, старается оттянуть ее карандашом.
При повышении тонуса в сгибательных группах мышц кисти работу для развития движений пальцев начинаем после расслабления кисти руки: плавными движениями потряхиваем руку ребенка, начиная от плеча.
Учим ребенка ставить на бумаге точки на различном расстоянии, вертикальные, горизонтальные, косые линии. Затем овалы, круги, полукруги контрастных размеров, рисуем «улитку», начиная с большого витка, не отрывая карандаша, чертим все меньше и меньше витков и заканчиваем точкой.
- Сенсорное воспитание включает развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия (восприятия движений).
Зрительное восприятие у детей с д.ц.п. может быть нарушено за счет ограниченного движения глаз, нарушений фиксаций взора, снижения острот зрения. Для развития зрительного восприятия в поле зрения ребенка медленно перемещаем яркую игрушку: вначале по горизонтали, затем по вертикали и диагонали, добиваясь плавного движения глаз. Позже эти же движения ребенок выполняет по словесной инструкции, например, просим найти глазами в комнате окно, дверь, часы.
Учим различать цвета предметов и понимать их названия, подбирать одинаковые по цвету предметы, группировать их.
Для узнавания геометрических фигур используем ящики и доски с прорезями различной формы, в которые ребенок опускает фигуры.
Различаем и закрепляем понятия «большой», «маленький» в играх с пирамидками, матрешками, строительным материалом.
У многих детей с церебральным параличом может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от касания предметов кончиками пальцев таких детей сравнимы с теми, когда мы берем предмет в плотных перчатках. Развиваем тактильные ощущения, например, в игре «Чудесный мешочек». В мешочек из ткани помещаем разные предметы, ребенок опускает руку и достает нужный предмет, например, мягкий или круглый.
При формировании пространственных представлений
на первом этапе формируем представление о схеме тела, перемещении его в пространстве, ориентации в пространстве. На втором этапе – формируем пространственные представления в игровой, предметно-практической и конструктивной деятельности.
Упражнения для развития представлений о схеме тела. Сажаем ребенка лицом к зеркалу и просим потрогать глаза, нос, лоб, уши, плечи.
При тяжелой двигательной патологии упражнения проводятся с помощью взрослого (он дотрагивается рукой до указанных частей тела). Затем все эти упражнения на себе проводятся с закрытыми глазами. Ребенок называет ту часть тела, которую трогает. Далее упражнения проводятся на кукле, потом на картинках. Сажаем ребенка лицом к зеркалу, он обводит пальцем контур лица, глаз, носа, рта, затем пальцем обводит контур изображения лица на кукле, картинке.
Для развития ориентировки в пространстве выполняем упражнения с мячом, флажком или другими предметами перед зеркалом, каждый раз называя свои действия: «Мяч влево, вправо, вверх, вниз». Ребенок копирует движения и тоже проговаривает их. Затем взрослый проделывает упражнения молча, ребенок вновь копирует и проговаривает. Далее ребенок выполняет упражнения один по словесной инструкции.
- Формирование представлений об окружающем и развитие речи происходит согласно перспективным планам при ознакомлении с предметами, наблюдении за окружающими явлениями, при ознакомлении с картинным материалом.
Наряду с проведением специальных упражнений нужно помнить о правильном положении ребенка в течение дня. Нельзя, чтобы он сидел длительное время с согнутыми ногами. Это приводит к стойкой неправильной позе, способствует укорочению задних мышц бедра. Чтобы этого избежать, сажаем ребенка на стул так, чтобы ноги были выпрямлены, и в течение дня несколько раз укладываем его на живот.
Грамотно организованная коррекционная работа с детьми с д.ц.п. способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии.
Приемы работы:
- Коррекционно-развивающая работа должна проводиться ежедневно.
- Главное требование к педагогам - соблюдение охранительного режима. При проведении занятий важное значение имеет поза ребенка. Он должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени способствует мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений.
- Создание обстановки, способствующей эмоциональному спокойствию ребенка, в частности, устранение предметов, вызывающих его негативную реакцию.
- Любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности.
- Поглаживание по голове или спине в качестве моральной поддержки на занятии.
- При предъявления задания желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой).
- Внедрение элементов новизны практически на каждом занятии, облегчающих восприятие материала.
- Использование элементов релаксации: словесное внушение состояния покоя, музыкальный фон, способствующий расслаблению.
- Занятия начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости - оказание помощи, т.к. неудачи могут привести к отказу от занятий.
- В коррекционную работу необходимо включать задания и упражнения для тренировки зрительно-моторной координации (глазодвигательные), плавного прослеживания, расширения поля зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презинтация "Устройство амортизатора"
Приложение к уроку « Устройство амортизатора». Сообщение учащихся: «Историческая справка» Схема деталировка амортизатора с описанием деталей. Инструкционная карта по теме «разборка и сборка аморт...
презинтация "тест - 2 класс"
можно использовать для тестирования по немецкому языку во 2 классе....
Ученические презинтации
Показаны причины, этапы, итоги первой мировой войны 1914-1918 года....
Презинтация урока по теме: "Салфетка"
Урок профессионально трудового обучения (швейное дело) в 5 классе МСКОШИ VIII вида по теме: "Салфетка"....
Презинтация урока по теме "Сумка хозяйственная"
Урока профессионально трудового обучения для учащихся 5 класса СКОШИ VIII вида...
Урок -презинтация " Население Ростовской области"
Эту презентацию можно использовать при изучении регионального компонента:" География Ростовской области" по теме"Население Ростовской области", моя презентация поможет провести урок обобщения по данно...
Писатель и Музыкант, презинтация.
Эта презинтация для темы " Писатель и Музыкант" ,он поможет провести урок уже с готовыми слайдами по теме....