Использование современных технологий на уроке бурятского языка
учебно-методический материал

Чирипова Дулгар Баторовна

Современных технологий на уроке бурятского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение мультимедийных технологий в обучении бурятского языка

Мультимедийные презентации делают урок современным, динамичным. А  современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. А для этого нужно огромное желание, творческий подход, знание информационных технологий, веры в себя и в своих умных и любознательных учащихся. Чтобы заинтересовать ребят изучением бурятского  языка, нужно организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке. Поэтому применение мультимедийных средств позволяет управлять вниманием каждого ученика и всего класса в целом, повышает мотивацию обучения, способствует интенсификации учебного процесса и создаёт благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Мультимедийная презентация - способ предъявления информации, переработанной учителем и адаптированной для определённого возраста путём подборки слайдов по определённой лексико-грамматической теме.

Учителем используются следующие средства - экран-доска, проектор и компьютер.

Мультимедийная презентация даёт возможность концентрировать внимание всей группы учащихся, осуществлять повторение демонстрируемого материала.

На своих уроках я использую различные мультимедийные презентации, созданные с помощью программы Power Point. Разработаны следующие презентации: "Природа», «Растения",  "Реки Бурятии",  "Семь чудес природы Бурятии",  "Характеристика главных героев сказки" к бурятской   сказке "Учитель Мура", "Сопоставь пары"   по теме "Антонимы" "Птицы". Игры: «Поле чудес», «Пойми меня», «Звездный час»

Возьмём, к примеру, презентацию "Сопоставь пары". Презентация используется для отработки грамматических явлений и лексических единиц, обучение диалогической и монологической речи, повышения познавательной активности учащихся.

Какие возможности даёт эта мультимедийная презентация педагогу?

1. Учителю не надо писать слова для фонетической зарядки, опорные фразы и грамматические структуры для речевой зарядки и обсуждения в группе.

2. Большая экономия времени.

3. Возможность сделать урок насыщенным, информативным и наглядным.

Что она даёт учащимся?

Учащиеся зрительно воспринимают материал, приобретают необходимые навыки и умения в устной речи, употреблении слов и грамматическом оформлении высказываний.

Они заранее готовятся к защите своих проектов по выбранным темам. При подготовке к защите проектов учащиеся готовят их на своих флэш-картах (электронных носителях), используют Интернет ресурсы, цифровое фото. Их проекты получаются яркими, красочно оформленными.

Таким образом, каковы особенности использования мультимедийных презентаций и на что они нацелены?

Мультимедийные презентации имеют целый ряд преимуществ:

1. Повышает эффективность образовательного процесса за счёт наглядности и информативности.

2. Позволяет автоматизировать рутинные операции, экономить время.

3. Дают возможность учащимся научиться пользоваться компьютерной техникой.

4. Стимулируют познавательную активность и повышают мотивацию учащихся.

Ещё один из видов использования современных технологий в обучении бурятскому  языку - это обучение с помощью интерактивной доски.

Использование интерактивных досок на уроках бурятского языка.

Интерактивная доска - одно из самых современных средств обучения в школе, технологияработы, с которой сегодня активно осваивается всеми учителями. Использование интерактивной доски позволила заготовить для урока большое многообразие упражнений и заданий.

Технология Drag & drop – (переводится это как "перетаскивание",  выделить объект и перетащить в нужное место) была применена для закрепления темы "Природа. Дикие и домашние животные". Верхняя часть рабочего поля на доске разделена на 2 части, каждая из которых соответственно подписана "дикие животные", "домашние животные". В нижней части экрана приведена коллекция рисунков, среди которых есть и рисунки-"ловушки", неудовлетворяющие определениям вышеперечисленных групп. Учащимся, работающим у доски, необходимо выделить выбранный рисунок, переместить в соответствующую область и обосновать свои действия через проговаривание выбранного рисунка.

         Упражнения типа "установить соответствие" использовались на уроках бурятского языка (например, по теме "Антонимы"), когда учащимся необходимо было захватить текстовый объект и перетащить его в нужную по смыслу область рабочего поля интерактивной доски.

Эффективно сработал прием выделения фрагмента рисунка и его подписи с помощью электронного маркера по теме "Птицы - наши друзья", где в качестве закрепления предлагались рисунки птиц, а дети должны были их правильно подписать.

Возможность работы с текстом как с отдельными блоками помогло мне при его разборе или анализе. Меняя порядок слов в предложении можно добиться максимальной наглядности при построении, например, вопросительного предложения или конструировании нового. Этот же прием применяется для эффективного изучения тем по словообразованию.

Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время.

Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:

  • Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса.
  • Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.
  • Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.
  • Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их.
  • Удобна при работе в большой аудиторией.
  • Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
  • Преимущества работы с интерактивными досками для учащихся:
  • Делает занятия интересными и развивает мотивацию.
  • Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
  • Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске.
  • Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
  • Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.
  • Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
  • Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями.

Проанализировав опыт применения мультимедийных технологий на уроках бурятского  языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:

  • мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения:
  • способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
  • улучшают качество усвоения материала;
  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;
  • дают возможность избежать субъективности оценки.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в современном образовании освоение информационных и мультимедийных технологий является не самоцелью, а средством. Поэтому учитель должен не просто овладеть основами компьютерной грамотности, освоиться в глобальной сети, а, прежде всего, методически продуманно и целенаправленно применять современные мультимедийные технологии в учебном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

1.А.В. Осин. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. Москва                   Агентство Издательский сервис, 2004 г.

2.Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М,:ИИД Филинъ,2003

 3.Полат Е. С. Инновационные технологии на уроках иностранного языка. Журнал «Иностранные языки в школе», 2001. 

4. «Использование мультимедиа технологий на уроках  в начальной школе», Югова Л.Б., ресурсы Интернета

5.«Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в образовательных школах». Из опыта работы учителей  школы «Самсон», Михейкина Н. К., ресурсы Интернета

6.Цыдыпова С.Ж., Статья «Использование игровой технологии на уроках бурятского языка» Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы преподавания бурятского языка и литературы» - г. Улан-Удэ, 2007. – с. 227-229



Предварительный просмотр:

Использование современных технологий в обучении бурятскому языку

Исследования о современной школе ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:

  • школа является важнейшим фактором развития личности;
  • школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
  • систему образования и школу необходимо постоянно развивать.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии школы мы сегодня будем говорить о педагогических (образовательных) технологиях .

В педагогике всегда возникали вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.

Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом. Естественно, нельзя полностью уподоблять образование -производству. Тем не менее, в педагогике появилось понятие педагогических технологий.

«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

Технология - это совокупность приемовприменяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

  Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются:

  • диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;
  • экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;
  • алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;
  • корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;
  • применение различной техники и разнообразных дидактических материалов и наглядных пособий.

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

  • традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;
  • игровые технологии;
  • тестовые технологии;
  • интегральные технологии и т.п.;

Я думаю, что вы со мною согласитесь, что чаще учителя в нашей школе пользуются традиционными технологиями. В чем же минусы?

Традиционные технологии – технологии построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.

В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.

То есть учитель должен рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия.        

Ученик играет пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя, при этом ученик ни за что не отвечает. Ещё А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».

Традиционные педагогические технологии имеют свои положительные стороны, например, четкая организация учебного процесса, систематический характер обучения, воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения на уроке. Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения.

Традиционные технологии апробированы годами и позволяют решать многочисленные задачи, которые были поставлены индустриальным обществом конца XIX – середины ХХ века. В этот исторический период актуальными были задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий. Это позволило за сравнительно короткий промежуток времени воспитать поколение грамотных людей, обладающих определенными знаниями и навыками, необходимыми для вовлечения каждого образованного индивида в процесс массового производства.

В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в томчтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  • ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
  • самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям.

Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются:

  1. обучение в сотрудничестве
  2. метод проектов
  3. игровые технологии
  4. дифференцированный подход к обучению.

 

 Проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. 

Разноуровневое обучение.  У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. 

Проектные методы обучения.  Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. 
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Но суть ее остается прежней - 
стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.

Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми". Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.


Исследовательские методы в обучении.  Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. 


Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.


Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. 

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

  • Развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти;
  • Актуализируются полученные опыт и знания;
  • Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
  • Повышается ответственность за результат коллективной работы;

Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала

Информационно-коммуникационные технологии. Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ. 

Здоровье сберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. 

Внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. 
Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. 
Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому. 

Таким образом, вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Использование ИКТ-технологий на уроках бурятского языка"

В данном проекте описывается опыт использования электронных учебников, сайтов бурятского языка и Интернет-технологий на уроках бурятского языка и литературы....

Использование игровой технологии на уроках бурятского языка и литературы.

Каждый педагог в той или иной мере использует игры и игровые технологии в своей деятельности.  в статье даны примеры  игровой  деятельности на...

Методическая разработка "Использование фреймовой технологии на уроках бурятского языка и литературы"

В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного...

«Использование проектных технологий на уроках бурятского языка»

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...