рабочая программа
рабочая программа

Берельтуева Соелма Цыремпиловна

Данная рабочая программа по бурятскому языку как государственному составлена на основе примерной Программы по бурятскому языку как государственному для  5-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения  авторов Содномова С.Ц., Дылыковой Р.С., Содномовой Б.Д. и регионального стандарта начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному в образовательных учреждениях с русским языком обучения с комлексом УМК «Алтаргана» п/р Содномова С.Ц..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа91.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование  "Курумканский район"

территориальный, административный округ (город, район, поселок)

МБОУ "Курумканская средняя общеобразовательная школа № 1"

наименование образовательного учреждения

«Рассмотрено»

Руководитель МО

С.Ц.Берельтуева/_________/

Протокол № _____

от «___»________20___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя

по УВР МБОУ «КСОШ № 1»

Н.А.Батюк /__________/

 «____» __________20___г.

«Утверждено»

Руководитель МБОУ «КСОШ №1»

Т.Б.Балдакова  /__________/

Приказ № _____

от «___»_______20___г.

Рабочая  программа

Предмет: бурятский язык как государственный

Класс: 5-9

2020-2021г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по бурятскому языку как государственному для 5- 9 - х классов составлена на основе:

           - Федеральный закон от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 No1897 (с изменениями).

Приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 N 712"О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся"(Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 N 61828)

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 22марта2021 года N 115

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся" (Зарегистрирован 25.12.2020 № 61828);

- Примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования, разработанными в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования второго поколения, одобренными Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию(протокол заседания от 08.04.2015 N 1/15);

- Санитарные правила СП2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 No28;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 No2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020No 254(с изменениями и дополнениями от 23.12.2020) "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 N 699 о перечне организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» № 240-V  от 13 декабря 2013 г;

-Письмо Министерства образования и науки РФ от 09 октября 2017 года № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»;

 - Письмо Минобрнауки России от 06.12.2017 № 08-2595 «О методических рекомендациях по вопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации и варианты учебных планов»;

-  Методическая рекомендация «Об организации преподавания бурятского языка и литературы в общеобразовательных организациях Республики Бурятия» в 2015-2016 уч.г.

- Закон «О языках народов Республики Бурятия» в действующей редакции (для учителей бурятского языка и литературы

- авторской программы  «Программа по бурятскому языку как государственному для 2–9 классов образовательных школ с русским языком обучения» авторов Содномова С. Ц., Дылыковой Р. С., Жамбалова Б. Д., Содномовой Б. Д., издательства «Бэлиг» г. Улан-Удэ, 2010 года издания.

- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Курумканская СОШ №1», утвержденная 31.08.2020 г.;

- Уставом МБОУ «Курумканская СОШ №1», утвержденный 23.12.2015 г.

- Положением о рабочей программе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»

- Учебным планом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1».

Рабочая программа реализуется на основе УМК по бурятскому языку как государственному для 5-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения «Алтаргана». Авторы: С.Ц. Содномов, Б.Д. Содномова для 5 класса; С.Ц. Содномов, АА. Надагурова для 6 класса; С.Ц. Содномов, В.А. Найданова 7 класса; С.Ц. Содномов, А. А. Надагурова для 8 класса; Учебника «Бурятский язык. Интенсивный курс по развитию навыков устной речи». Автор: Макарова О.Г.

Пособие для обучающегося: Рабочая тетрадь. 5, 6, 7 классы Авторы: С.Ц.Содномов, Б.Д.Содномова, А.А.Надагурова; Тесты: И.К. Анганова, Д.М. Гуляева для 6-7 классов; УМК «Алтаргана» Тематический бурятско-русский словарь 5–8 классы.

Пособие для учителя: Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту «Алтаргана 5». Улан-Удэ, изд-во «Бэлиг» 2011г.; Макарова О.Г. Лингвистические основы обучения бурятскому языку как неродному.-Улан-Удэ, 2003г.; Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту «Алтаргана 6». Улан-Удэ, изд-во «Бэлиг» 2011г.; Макарова О.Г. Лингвистические основы обучения бурятскому языку как неродному.-Улан-Удэ, 2003г.; Содномов С.Ц., Надагурова А.А. Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту «Алтаргана 6» Улан-Удэ, изд-во «Бэлиг» 2011г.; Мархаева С.Ж. Будаева Д.Ц. Мункуева Ю.Б «Тесты». Улан-Удэ, издво «Бэлиг» 2002г. Дареева О.А. Путешествуем по Бурятии: Познавательные задачи для изучения культуры на уроках бурятского языка

Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения

учебного предмета

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

5 класс

  • формирование устойчивой мотивации к овладению бурятским языком;
  • формирование целеустремленности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдении норм речевого и неречевого этикета;
  • формирование сотрудничества с учителем, одноклассниками в разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности, в том числе проектной; 
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, что достигается через отбор содержания (темы, учебные ситуации)
  • осознание себя как гражданина России, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
  •  основы экологической культуры, бережное отношение к природе;

  • умение понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; умение действовать по плану, а также по инструкции учителя или содержащимся в других источниках информации; умение в сотрудничестве с учителем, классом находить различные способы решения учебной задачи; умение воспринимать мнение и предложение сверстников; умение самостоятельно исправлять свои ошибки; умение контролировать свои действия в коллективной работе; умение осуществлять взаимный контроль.
  • умение объективно определять степень успешности выполнения своей работы;
  • умение понимать причины неуспеха учебной деятельности;
  • умение адекватно реагировать на оценку своей работы учителем.
  • умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • умение пользоваться различными дополнительными источниками информации;
  • осуществлять поиск и выделение в них необходимой информации;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесную переводить в наглядную и наоборот); отображать ее в разной форме (план описания, схема, таблица и др.);
  • участвовать в коллективной проектной деятельности, проводимой в урочное и внеурочное время;

6 класс

  • формирование устойчивой мотивации к овладению бурятским языком;
  • формирование целеустремленности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдении норм речевого и неречевого этикета;
  • формирование сотрудничества с учителем, одноклассниками в разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности, в том числе проектной; 
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, что достигается через отбор содержания (темы, учебные ситуации)

  • умение понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
  • умение действовать по плану, а также по инструкции учителя или содержащимся в других источниках информации;
  • умение в сотрудничестве с учителем, классом находить различные способы решения учебной задачи;
  • умение воспринимать мнение и предложение сверстников;
  • умение самостоятельно исправлять свои ошибки;
  • умение контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.
  • умение объективно определять степень успешности выполнения своей работы;
  • умение понимать причины неуспеха учебной деятельности;
  • умение адекватно реагировать на оценку своей работы учителем.
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих:
  • пользоваться различными дополнительными источниками информации;
  • осуществлять поиск и выделение в них необходимой информации;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесную переводить в наглядную и наоборот); отображать ее в разной форме (план описания, схема, таблица и др.);
  • участвовать в коллективной проектной деятельности, проводимой в урочное и внеурочное время;
  • оценивать мысли, советы, предложения, других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • создавать высказывания для решения различных коммуникативных задач, использовать разнообразные средства языка.

7 класс

  • формирование положительного отношения к учению; учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
  • готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке;
  • осознание себя как гражданина России, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
  • основы экологической культуры, бережное отношение к природе;
  • установка на здоровый образ жизни.
  • понимать информацию, выделять общий признак, характеризовать явление по его описанию, находить в тексте примеры, подтверждающие приведённое утверждение;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • делать небольшие выписки из прочитанного для дальнейшего практического использования.
  • развивать умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
  • развивать коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
  • развивать исследовательские учебные действия, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
  • уметь определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
  • осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на бурятском языке;
  • формировать проектные умения.

8 класс

  • формирование ценностного отношения к языку как культурному феномену и средству отображения развития общества, его истории и духовной культуры;
  • формирование широкого представления о достижениях бурятской национальной культуры;
  • развитие интереса и способности к наблюдению за иным способом мировидения;
  • осознание своего места в поликультурном мире; готовность и способность вести диалог на бурятском языке с представителями других культур, достигать взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать в различных областях для их достижения; умение проявлять толерантность к другому образу мыслей, к иной позиции партнера по общению
  • умение самостоятельно выбирать успешные коммуникативные стратегии в различных ситуациях общения;
  • владение навыками проектной деятельности, моделирующей реальные ситуации межкультурной коммуникации;
  • умение организовать коммуникативную деятельность, продуктивно общаться и взаимодействовать с ее участниками, учитывать их позиции, эффективно разрешать конфликты;

умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя адекватные языковые средства.

9 класс

  • формирование ценностного отношения к языку как культурному феномену и средству отображения развития общества, его истории и духовной культуры;
  • формирование широкого представления о достижениях бурятской национальной культуры;
  • развитие интереса и способности к наблюдению за иным способом мировидения;
  • осознание своего места в поликультурном мире; готовность и способность вести диалог на бурятском языке с представителями других культур, достигать взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать в различных областях для их достижения; умение проявлять толерантность к другому образу мыслей, к иной позиции партнера по общению.
  • умение воспринимать мнение и предложение сверстников;
  • умение в сотрудничестве с учителем, классом находить различные способы решения учебной задачи;
  • умение самостоятельно исправлять свои ошибки;
  • умение контролировать свои действия в коллективной работе;
  • умение объективно определять степень успешности выполнения своей работы;
  • умение понимать причины неуспеха учебной деятельности и действовать с опорой на изученное правило/алгоритм с целью достижения успеха;
  • умение адекватно реагировать на оценку своей работы учителем.
  •  умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты

Предметные

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

5 класс

Говорение

начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости  переспрашивая, уточняя; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах тематики и  усвоенного                                           лексико-грамматического материала; рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее; сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране;

Аудирование

понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/ невербально реагировать на услышанное;  воспринимать на слух в аудиозаписи основное содержание; небольших доступных текстов, построенных на изученном языковом материале.

Чтение

читать аутентичные    тексты разных жанров и стилей    преимущественно     с пониманием  основного содержания;

Письмо

совершенствовать орфографические навыки и развивать умения связной письменной речи;  письменно отвечать на вопросы по прочитанному тексту (с опорой на текст);         делать выписки из текста;

Графика, каллиграфия, орфография применять правила написания слов, изученных в основной школе; правильно произносить и различать на слух все звуки бурятского языка; соблюдать ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;

Фонетическая сторона речи

произносить и различать на слух все звуки бурятского языка; соблюдать нормы произношения звуков; соблюдать правильное ударение в изолированных словах и фразах; корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.

Лексическая сторона речи

распознавать и употреблять в речи основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);

Грамматическая сторона речи

распознавать и употреблять в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого языка

Социокультурные знания и умения

применять знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; распознавать и употреблять в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики);


Говорение

описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного   или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному  /  услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
Аудирование

воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты,  выделяя значимую/                           нужную/ необходимую информацию; Чтение

читать несложные   аутентичные    тексты    разных      жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных     приемов     смысловой     переработки    текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также     справочных       материалов;        уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

Письмо

писать поздравления, личные письма  с  опорой  на  образец    с употреблением   формул речевого этикета; составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.

Графика, каллиграфия, орфография

сравнивать и анализировать буквосочетания бурятского языка; уточнять написание слова по словарю;

Фонетическая сторона речи

соблюдать долготу и краткость гласных; правильно произносить дифтонги и специфические звуки бурятского языка (һ ,ү, өө, у, н); и соблюдать их в речи; соблюдать интонацию перечисления; соблюдать правило отсутствия ударения на служебных словах (союзах, предлогах);

.Лексическая сторона речи

опираться на языковую догадку при восприятии слов в процессе чтения и аудирования; знание основных способов словообразования;

Грамматическая сторона речи

распознавать признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);

Социокультурные знания и умения

ознакомиться с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
представлять особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа (известных достопримечательностях, выдающихся людях и др.);
определять сходство и различие в традициях бурятского народа и других национальностей;

6 класс

Говорение

общаться в условиях общения, понимать и реагировать на устные высказывания в рамках сфер, тематики и ситуаций, обозначенных программой; связно высказываться о себе, окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение;

Аудирование

выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте; определять тему, содержание текста по заголовку; выделять основную мысль; выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные; полностью понимать тексты, включающие небольшое количество новых лексических единиц.

Чтение

определять тему, содержание текста по заголовку; выделять основную мысль; выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;

Письмо

делать выписки из текста; писать короткие поздравления с днем рождения, другим праздником, выражать пожелания;  писать диктанты;

Графика, каллиграфия, орфография

пользоваться бурятским алфавитом, знать последовательность букв в нем; воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы бурятского алфавита; списывать текст; применять основные правила чтения и орфографии; уточнять написание слова по словарю;

Фонетическая сторона речи

произносить и различать на слух все звуки бурятского языка; соблюдать нормы произношения звуков; соблюдать правильное ударение в изолированных словах и фразах; корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.

Лексическая сторона речи

распознавать и употреблять в речи, изученные в пределах тематики основной школы лексические единицы (слова, словосочетания), соблюдая лексические нормы; понимать значение лексических единиц в устном тексте в пределах тематики 6 класса

Грамматическая сторона речи

распознавать и употреблять в речи изученные существительные в единственном и во множественном числе; аффиксы личного притяжания, количественные (до 1000) и порядковые числительные; наиболее употребительные послелоги для выражения пространственных отношений; выделять в словах окончания, суффикс.

Социокультурная компетенция

применять знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; распознавать и употреблять в устной и письменной речи основных норм речевого этикета.

Говорение

кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения; передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст; делать сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом.

Аудирование

выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.

Чтение

полностью понимать тексты, включающие небольшое количество новых лексических единиц.

Письмо

письменно описывать картинку или серию картинок по теме или мотивам; составлять рассказ в письменной форме по плану/ ключевым словам; написать небольшое письмо.

Графика, каллиграфия, орфография

сравнивать и анализировать буквосочетания бурятского языка;

Фонетическая сторона речи

соблюдать долготу и краткость гласных; правильно произносить дифтонги и специфические звуки бурятского языка (һ ,ү, өө, у, н) и соблюдать их в речи; соблюдать интонацию перечисления;

Лексическая сторона речи

узнавать простые словообразовательные элементы (словосложение, аффиксацию); опираться на языковую догадку при восприятии сложных слов в процессе чтения и аудирования;

Грамматическая сторона речи

оперировать в речи послелогами; использовать в речи аффиксы личного притяжания; оперировать в речи неопределёнными местоимениями; распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, прилагательные, глаголы);

Социокультурные знания и умения

познакомиться с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
представлять особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа (известных достопримечательностях, выдающихся людях и др.);
определять сходство и различие в традициях бурятского народа и других национальностей.

7 класс

Говорение

начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости  переспрашивая, уточняя;

расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах тематики и  усвоенного                                           лексико-грамматического материала;

рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;

сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране;

Аудирование

понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;

воспринимать на слух в аудиозаписи основное содержание;

небольших доступных текстов, построенных на изученном языковом материале.

Чтение

читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и соответствующую интонацию;

читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова;

находить в тексте нужную информацию.

Письмо

владеть техникой письма;

списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей.

Графика, каллиграфия, орфография

пользоваться бурятским алфавитом, знать последовательность букв в нем;

находить и сравнивать (в объеме содержания курса) такие языковые единицы, как звук, буква, слово;

применять основные правила чтения и орфографии, изученные в начальных классах.

Фонетическая сторона речи

адекватно произносить и различать на слух все звуки бурятского языка; соблюдать нормы произношения звуков;

соблюдать правильное ударение в изолированных словах и фразах;

соблюдать особенности интонации основных типов предложений;

корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.

Лексическая сторона речи

распознавать и употреблять в речи, изученные в пределах тематики начальной школы лексические единицы (слова, словосочетания, оценочную лексику, речевые клише), соблюдая лексические нормы;

оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.

Грамматическая сторона речи

распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, общий и специальный вопросы, утвердительные и отрицательные предложения; распознавать и употреблять в речи изученные существительные  в единственном и во множественном числе; падеж имён существительных, глаголы, качественные прилагательные, местоимения; количественные и порядковые (до 100) числительные; наиболее употребительные послелоги.

Социокультурные знания и умения

узнавать некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжеты некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольшие произведения детского фольклора (стихов, песен); соблюдать элементарные нормы речевого и неречевого поведения,  в учебно-речевых ситуациях.

Говорение

поддерживать        беседу        в стандартных ситуациях        общения, соблюдая        нормы речевого этикета;

расспрашивать собеседника и отвечать на его        вопросы,        просьбу, опираясь на усвоенный лексико-грамматический материал;

рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе, республике, стране на элементарном уровне;

расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы;

соблюдать правила речевого этикета (приветствовать, знакомиться, поздравить, поблагодарить, попросить о чем-либо и реагировать на просьбу собеседника, попросить о помощи, выразить готовность помочь);

говорить        выразительно, соблюдая логическое ударение, правильную интонацию;

описывать предмет, картинку, персонаж;

воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора, стихотворения, песни;

кратко излагать содержание прочитанного/услышанного по опорам;

Аудирование

 воспринимать на слух в аудиозаписи небольшой текст, построенный на изученном языковом материале;

использовать контекстуальную и языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.

Чтение

догадываться о значении незнакомых слов по контексту;

не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.

Письмо

в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;

делать по образцу подписи к рисункам/фотографиям.

Языковая компетенция (владение языковыми средствами)

Графика, каллиграфия, орфография

группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;

уточнять написание слова по словарю учебника.

Фонетическая сторона речи

 соблюдать интонацию перечисления;

соблюдать правило отсутствия ударения;

писать отдельные звуки по образцу.

Лексическая сторона речи

узнавать простые словообразовательные элементы;

опираться на языковую догадку при восприятии интернациональных

и сложных слов в процессе чтения и аудирования.

Грамматическая сторона речи

распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам.

Социокультурные знания и умения

воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора (стихи, песни) на английском языке;

осуществлять поиск информации о стране изучаемого языка в соответствии с поставленной учебной задачей в пределах тематики, изучаемой в начальной школе.

8 класс

Коммуникативная компетенция.

Говорение

вести диалог в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоения тематики; выражать просьбу, совет, предлагать, уговаривать, убеждать; описывать человека, животное, школу, памятники архитектуры, явления природы.

Аудирование

воспринимать на слух и понимать в аудиозаписи основное содержание текста; воспринимать небольшие доступные текстов, построенном  на изученном языковом материале.

Чтение

читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и соответствующую интонацию; читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию.

Письмо

писать короткие поздравления, сообщая о себе основные сведения; списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план;

Графика, каллиграфия, орфография

правильно писать изученные слова; применять основные правила чтения и орфографии; уточнять написание слова по словарю учебника.

Фонетика

адекватно произносить и различать на слух все звуки бурятского языка; соблюдать нормы произношения звуков; соблюдать правильное ударение в изолированных словах и фразах; корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.

Лексика

распознавать и употреблять в речи, изученные в пределах тематики основной школы лексические единицы (слова, словосочетания, оценочную лексику, речевые клише), соблюдая лексические нормы; оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;

Грамматика

распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, общий и специальный вопросы, утвердительные и отрицательные предложения; распознавать и употреблять в речи изученные существительные в единственном и во множественном числе; падеж имён существительных, глаголы, качественные прилагательные, местоимения; количественные и порядковые (до 1000) числительные; наиболее употребительные послелоги.

Социокультурная компетенция

применять знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; распознавать и употреблять в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики).

Говорение

делать краткие сообщения о своей школе, о своих проблемах, о своем селе, достопримечательностях городов Бурятии;

выражать своё отношение к прочитанному (нравится / не нравится); описывать (характеризовать своих друзей, членов семьи, персонажей литературных произведений).

Аудирование

выделять основную тему в воспринимаемом на слух в аудиозаписи небольшой текст, построенный на изученном языковом материале; использовать контекстуальную и языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.

Чтение

догадываться о значении незнакомых слов по контексту; не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.

Письмо

в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту; делать по образцу подписи к рисункам/фотографиям.

Графика, каллиграфия, орфография

группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;

Фонетика

соблюдать интонацию перечисления;

соблюдать правило отсутствия ударения;

Лексика

узнавать простые словообразовательные элементы; опираться на языковую догадку при восприятии интернациональных и сложных слов в процессе чтения и аудирования.

Грамматика

распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, прилагательные, глаголы, местоимения).

Социокультурная компетенция

ознакомиться с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы; представлять особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа (известных достопримечательностях, выдающихся людях и др.); определять сходство и различие в традициях бурятского народа и других национальностей;

9 класс

Аудирование:  

воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью), содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;

Чтение:  

читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и стилей,  содержащих отдельные неизученные языковые явления, используя различные приёмы смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочные материалы; оценивать полученную информацию, выражать своё мнение; выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.

Письменная речь

заполнять анкеты и формуляры (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.);

писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками с употреблением формул речевого этикета, принятых в бурятском языке, выражать благопожелания (объемом 20–30 слов);

писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в бурятском языке; писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план (объемом 80-100 слов).

Орфография и пунктуация

применять правила написания слов, изученных в основной школе в рамках изучаемого лексико-грамматического материала; правильно ставить знаки препинания в конце предложения, при причастных и деепричастных оборотах  в рамках изучаемого материала; расставлять на письме знаки препинания, в соответствии с нормами, принятыми в бурятском языке.

Фонетическая сторона речи

различать на слух и адекватно  произносить звуки и слова бурятского языка; соблюдать правильное ударение в словах и фразах; членить предложения на смысловые группы; соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, отрицательное, побудительное; общий, специальный вопросы).

Лексическая сторона речи

узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы; употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы; соблюдать существующие в бурятском языке нормы лексической сочетаемости.

Грамматическая сторона речи

оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте; распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные; распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с причастными и деепричастными оборотами.

Социокультурные знания и умения

употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы бурятского речевого этикета; представлять страну, регион, его культуру на бурятском языке; понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала; понимать и использовать употребительную фоновую лексику и реалии бурятского языка, некоторые распространённые образцы бурятского фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);  понимать особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа; распознавать образцы художественной, публицистической литературы;

Компенсаторные умения

выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств: использовать переспрос при говорении.

Аудирование:  

выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте; использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.

Чтение:  

устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте; восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов.

Письменная речь

делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях; составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения;  

кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;

писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.).

Орфография и пунктуация

сравнивать и анализировать правописание слов  

Фонетическая сторона речи

различать литературный и диалектный  варианты бурятского языка в прослушанных высказываниях.

Лексическая сторона речи

распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы; знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;

распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам; распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (нэгэдэхеэр, эхилхэдээ, тиихэдээ, саашааүргэлжэлүүлхэдэ, түгэсхэлдөө и т.д.); использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/родным/иностранным языком, по словообразовательным элементам).

Грамматическая сторона речи

распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными: изъяснительными, определительными с союзами гэжэ, гэһэн; причины хадаа, дээрэһээ,  условия с союзом хэрбээ – һаа;

распознавать предложения с простыми и самостоятельными причастными и деепричастными оборотами;  распознавать и употреблять в речи сложные предложения с конструкциями типа  хэн …, тэрэ….

Социокультурные знания и умения

использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний; – находить сходства и различия в традициях бурятского/ русского/родного народов, народов своей  страны и других стран; понимать роль владения  языками в современном мире.

Компенсаторные умения

использовать перифраз, синонимические и антонимические средства, жесты, мимику при говорении; пользоваться языковой и контекстуальной догадкой,  при аудировании и чтении.

Содержание программы.

5 класс (69 часов) 

Раздел I. Повторение пройденных тем в начальной школе – 5 часов

Амар сайн, буряад хэлэн; Семья Эрдэни;  Слова, отвечающие на вопросы Юу хэнэб? Яанаб?;  Количественные числительные; Выражение возраста.

 Раздел II. Нааданхай. Υнгэ – 3 часа

Игрушки. Цвет. Место нахождения; Игрушки. Цвет. Послелоги места; Игрушки. Диалог.

Раздел III. Эдеэн. Амhарта – 9 часов

Пища. Общий вопрос. Интонация общего вопроса. Предложения с общим вопросом;

Посуда. Специальный вопрос.  Интонация специального вопроса. Диалог; В магазине. Диалог; Мы готовим обед; Ужин. Работа по картине.

Раздел IV.  Хубсаhан – 6 часов

Одежда. Способы выражения модальности. Дательно-местный падеж в конструкции: Би … да (-та) дуратайб. Совместный падеж в роли определения; Одежда. Способы выражения модальности. Дательно-местный падеж в конструкции: Би … да (-та) дуратайб; Совместный падеж в роли определения. Сезонная одежда;  В магазине. Диалог. Обращение с просьбой;  «Маша Даша хоёрой хубсаhан».

Раздел V. Минии бүлэ – 9 часов

Моя семья. Термины родства у бурят. Имя существительное.  Личные и неличные имена существительные; Моя семья. Родительный падеж имен существительных. Выражение возраста при помощи суффиксов –тай, -той, -тэй; «Жаргалай бүлэ». Работа с текстом; Д. Доржиева «Түрэhэн үдэр»; Мой день рождения. Отрицательная частица –гүй; Утвердительные частицы юм, даа; Познакомьтесь, это мои друзья. Имя прилагательное; Что означает слово «нүхэр»? Свободное время моих друзей; Ц-Д. Дондокова «Хэн hайн, хэн мууб?».

Раздел VI. Минии үдэр – 4 часа

Распорядок дня. Порядок слов в предложении; Выражение времени; Свободное время; Длительный вид глагола в настоящем времени.

            Раздел VII. Тамир – 5 часов

Виды спорта. Заимствованные слова. Согласие и несогласие в бурятском языке; Бурятские национальные игры. Личное притяжание имен существительных; Мой любимый вид спорта. Родительный и дательный падежи; «Үнэгэн ба тохорюун». Работа с текстом;

               Раздел VIII. Сагаалган –  4 часа

Сагаан hара. Сагаалган; Хадаки, и их значения. Стихи и песни о Сагаалгане; 12 жэл. Литэ календарь. Г. Бадмаева рассказ «Сагаалганай бэлэг».

Раздел IX. Һуралсал, hургуули  – 6 часов

Минии hургуули. Порядок слов в предложении; Б. Санжин «Аягүйушар». Правописание окончаний родительного падежа; Выражение долженствования. Диалог Даримы с бабушкой Арюны; М. Осодоев «Бэлэг». Работа по тексту;

Раздел X. Мэргэжэл –  5 часов

Профессия. Орудный падеж существительных; Профессия моих родителей. Дательно-местный падеж; Дательно-местный падеж в значении Хаана?; «Зохёохы ажалтай бүлэ» . Работа с текстом.

            Раздел XI. Средства массовой информации – 2 часа

Мои любимые радиопередачи. Времена глагола; Республиканские средства массовой информации.

            Раздел XII. Буряад орон – 11 часов

Республика Бурятия; Символика Республики Бурятия; Ц-Д.Дондокова «Живу я в таёжном краю»; Байгал. Работа с текстом; Байгал далайн домог; Н. Дамдинов «Как я рад за тебя!»; Улан-Удэ- столица Республики Бурятия.

Содержание программы.

6 класс (68 часов)

Раздел I. Здравствуй, бурятский язык – 10 часов

Мои летние каникулы; Здравствуй, бурятский язык; «Актриса болохоб» Д.Ошоров; Совместный падеж; «Спор домашних животных»; Порядковые числительные; Личные местоимения; Семья Баира; Моя большая дружная семья; Личное притяжание.

            Раздел II. Моя семья – 6 часов

Мои родственники; Личное притяжание; Родительный падеж; Приблизительное количество чисел;

Окончания множественного числа; Многократное причастие; Будущее время глагола.

            Раздел III. Мои друзья – 8 часов

Общий вопрос; Юрэнхы асуудал; Безличное (возвратное) притяжание; Стихотворение "Книги"; Звук ээ; Орудный падеж; Уменьшительно-ласкательный суффикс -хан, -хон, -хэн; Буряад хубсаһан, малгай;  А.Жамбалон "Эдир залуу үетэндэ"; Проект «Буряад арадай хубсаһан».

            Раздел IV. Здоровый образ жизни – 8 часов

Здоровый образ жизни; Сочинительные союзы; Подчинительные союзы; Дательно-местный падеж; Исходный падеж; Обращение с просьбой; Олимпийские игры; Проект «Здоровый образ жизни»; Э.Дугаров «Зуб болит».

            Раздел V. Традиционные праздники – 9 часов

Традиции празднования Сагаалгана; Винительный падеж; Пригласительная форма обращения; Наставительная форма обращения; Утвердительные частицы -юм, һэн; Праздник Сагаалган; Дондок Улзытуев "Хабар".

        Раздел VI. Учёба – 7 часов

Бато Базарон "Һургуули тээшэ"; Обращение с приказом; Намерительное обращение;  "Лагерьта" стихотворение; Длительный вид глагола в настоящем времени; Проект «Моя школа»; Рассказ "Эрхүү голой эрьедэ";  Д. Сультимов "Yшөө түрөөдүй байгаат".

              Раздел VII. Мэргэжэл. Профессия – 6 часов

Профессии; Словообразовательный суффикс -шан, -шон, -шэн; Настоящее время глагола;

Рассказ "Шэмэдэй Согтын намтар"; Проект «Профессии».

              Раздел VIII. Средства массовой информации – 5 часов

СМИ; Газеты и журналы Бурятии; Рассказы "Һонюуша Түмэн" "Арюухан хүбүүн"; Проект «СМИ».

              Раздел IX. Буряад орон – 9 часов

Республика Бурятия; Междометия; М.Чойбонов «Нютагаа бусалга»; Модальные слова аргатай, еһотой; Путешествие по Байкалу; «Түрэл буряад нютагууднай» стихотворение;Улан - Удэ - столица Бурятии; Проекты «Достопримечательности Бурятии».

Содержание программы.

                                               7 класс (68 часов)

Раздел I. Здравствуй, бурятский язык!  – 3 часа

Ш-Х. Базарсадаева  «Түрэлхи хэлэн»; История современного бурятского языка.

Раздел II. Повторение пройденного материала в 6 классе – 5 часов

Структура предложения. Порядок слов в предложении; Множественное число имен существительных; Склонение имен существительных; Имя числительное. Разряды имен числительных.

            Раздел III. Түрэлхид. Родственники – 11 часов

Мои родственники. Личное притяжание имен существительных; Термины родства. Совместный падеж существительных; Моя семья. Имя прилагательное; Гласные. Долгие и краткие гласные. Закон гармонии гласных; Общий вопрос. Интонация общего вопроса; Специальный вопрос. Интонация специального вопроса; Диалог. Айлшад; Уулзалгын баяр. Работа по картине; Родительный падеж существительных. Правописание окончаний родительного падежа.

            Раздел IV. Энхэ элүүр байдал –  7 часов

Спорт. Заимствованные слова; Любимые виды спорта; Здоровый образ жизни. Диалог; Работа над текстом. Витаминууд тухай; Бурятские национальные спортивные игры. Достижения бурятских спортсменов.

Раздел VI. Минии нүхэд –  7 часов

Настоящий друг. Вопросительное предложение; Хобби. Дательно-местный падеж; Режим дня. Времена глагола; Свободное время моих друзей; Ц. Шагжин. «Будамшуу». Чтение и пересказ;

Итоговая контрольная работа; Л. Толстой. «Два товарища». Словосочетание.

Раздел V. Һуралсал  – 7 часов

 Манай hургуули. Работа по картине; Һургуулиин хэрэгсэлнүүд. Перевод текста с русского на бурятский; Именные и глагольные словосочетания; Ж. Зимин «Хоёр». Неоформленный винительный падеж имен существительных;  Х. Намсараев «Үри нэхэбэри».      

Раздел VII . Заншалта hайндэрнүүд – 4 часа

Традиции встречи нового года. Дательно-местный падеж; Сагаалган в нашей школе. Благопожелания; Табан хушуун мал. Пригласительная форма глагола; Сурхарбаан. Эрын гурбан наадан.

Раздел VIII. Олондо мэдээсэл тарааха арганууд –  3 часа

Средства массовой информации. Корневые и производные наречия; Превосходная степень имен прилагательных. Моя любимая телепередача; Современные средства связи. Интервью.

Раздел IX. Мэргэжэл – 8 часов

Профессия. Место работы.  Глаголы хүдэлэ/hура  в форме постоянно-действующего причастия; Профессия моих родителей. Орудный падеж имен существительных; Моя будущая профессия. Личное притяжание существительных;  Ц.  Номтоев «Жолоошон  болохоб». Многократное причастие, обозначающее повторяющее действие;  «Хоёр баха» - сказка. Работа над текстом; Доржи Банзаров - первый бурятский ученый. Работа над текстом; Ч.Цыдендамбаев «Банзарай хүбүүн Доржо»

            Раздел X. Буряад орон – 13 часов

Танилсагты: Буряад орон. Образование прилагательных на -та, -тэ, -то; Районы и города Бурятии. Заимствованные слова; Выдающиеся люди Бурятии, их вклад в развитие российской науки и культуры. Причастие давнопрошедшего времени; Природа Бурятии. Байкал. Послелоги и их эквиваленты в русском языке; Бурятия, ее культурные особенности, достопримечательности. Исходный падеж; Малая родина – тоонто. Дательно-местный падеж в значении хаана?; Д. Жалсараев. Буряад Республикын гимн; Улан-Удэ-столица РБ. История города; Мой край родной в стихах и песнях. Проект.

                         Содержание программы.

                                           8 класс (70 часов)

Амар сайн, буряад хэлэн! – 1 час

7-дохи класста үзэһэнөө дабталга – 6 часов

Семья. Мои друзья и я – 16 часов

Взаимоотношения в семье, с друзьями, со сверстниками. Любовь и дружба. Национальные и семейные праздники.

Мир моих увлечений – 9 час

Хобби. Спорт. Искусство (музыка, театр, кино, живопись, мода) в жизни молодежи. Средства массовой информации (радио, телевидение, пресса, Интернет). Чтение / книга в жизни нынешнего поколения, школьная и домашняя библиотека.

Школьное образование и выбор профессии – 12 час

Познавательные интересы: любимые предметы, занятия. Возможности продолжения образова¬ния. Современный мир профессий. Проблемы выбора профессии.

Республика Бурятия. Бурятский язык и его роль  в современном обществе – 21 час

Путешествия как способ познания мира. Республика Бурятия, ее культурные особенности, достопримечательности. Путешествия по Бурятии. Природа, погода, климат. Государственные символы (флаг, герб, гимн). Города и села, родной край / регион / город / село. Жизнь в городе  и в сельской местности.  Праздники, традиции. Выдающиеся люди, их вклад в развитие российской науки, культуры, спорта и др.

Повторение пройденного материала – 5 часов

Итоговая контрольная работа

                                   Содержание программы.

                                          9 класс (68 часов)

Амар сайн, буряад хэлэн! – 1 час

8-дохи класста үзэһэнөө дабталга – 6 часов

Семья. Мои друзья и я – 16 часов 

Взаимоотношения в семье, с друзьями, со сверстниками. Любовь и дружба. Национальные и семейные праздники.

Мир моих увлечений. Хобби – 5 часов

Спорт. Искусство (музыка, театр, кино, живопись, мода) в жизни молодежи. Средства массовой информации (радио, телевидение, пресса, Интернет). Чтение / книга в жизни нынешнего поколения, школьная и домашняя библиотека.

Школьное образование и выбор профессии – 17 часов

Познавательные интересы: любимые предметы, занятия. Возможности продолжения образова¬ния. Современный мир профессий. Проблемы выбора профессии.

Республика Бурятия – 18 часов

Бурятский язык и его роль  в современном обществе. Путешествия как способ познания мира. Республика Бурятия, ее культурные особенности, достопримечательности. Путешествия по Бурятии. Природа, погода, климат. Государственные символы (флаг, герб, гимн). Города и села, родной край / регион / город / село. Жизнь в городе  и в сельской местности.  Праздники, традиции. Выдающиеся люди, их вклад в развитие российской науки, культуры, спорта и др.

Повторение пройденного материала – 5 часов

Итоговая контрольная работа

Формы организации учебного процесса.

Единицей учебного процесса является урок (комбинированный урок; урок-проект; урок-контроль; урок-игра, диалог). В начале урока  проводится речевая зарядка , центральная часть урока выполняет главную роль в решении его задач. Все виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо ) поддерживают друг друга и строятся на общей языковой базе активного языкового минимума. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная работа, как и работа в сотрудничестве с учителем, может осуществляться в организационных формах: в парах, в группах, индивидуально. Наиболее эффективной является учебная деятельность учащихся на занятиях, построенных на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения.

Тематическое планирование

5 класс

№ урока

Содержание курса.

Тема

Кол-во

часов

Раздел. Повторение пройденных тем в начальной школе

1

Амар сайн, буряад хэлэн.

1

2

Семья Эрдэни. Слова, отвечающие на вопросы Юу хэнэб? Яанаб?

1

3

Контрольная работа.

1

4

Количественные числительные.

1

5

Выражение возраста.

1

Раздел «Нааданхай» «Υнгэ»

6

Игрушки. Цвет.  Место нахождения.

1

7

Послелоги места.

1

8

Игрушки. Диалог.

1

Раздел «Эдеэн», «Амhарта»

9

Пища. Общий вопрос. Интонация общего вопроса Предложения с общим вопросом.

1

10

Пища. Общий вопрос. Интонация общего вопроса.

1

11

Пища. Предложения с общим вопросом.

12

Посуда. Специальный вопрос  

1

13

Интонация специального вопроса. Диалог.

14

В продуктовом магазине

1

15

Диалог

1

16

Мы готовим обед

1

17

Ужин. Работа по картине

1

18

Контрольная работа

1

19

Анализ контрольной работы

1

Раздел  «Хубсаhан»    

20

Одежда. Способы выражения модальности.

1

Дательно-местный падеж в конструкции: Би … да (-та) дуратайб. Совместный падеж в роли определения

1

21

Сезонная одежда.

1

22

В магазине. Диалог. Обращение с просьбой

1

23

В магазине. Диалог. Обращение с просьбой

1

24

Контрольная работа. «Маша Даша хоёрой хубсаhан»

1

Раздел  «Минии бүлэ».  

25

Моя семья. Термины родства у бурят. Имя существительное.  Личные и неличные имена существительные.

1

26

Моя семья. Родительный падеж имен существительных. Выражение возраста при помощи суффиксов –тай, -той, -тэй

1

27

«Жаргалай бүлэ». Работа с текстом

1

28

Д. Доржиева «Түрэhэн үдэр». Мой день рождения. Отрицательная частица –гүй. Утвердительные частицы юм, даа.

1

Раздел  «Минии нγхэд»  

29

Познакомьтесь, это мои друзья. Имя прилагательное

1

30

Свободное время моих друзей Ц-Д. Дондокова «Хэн hайн, хэн мууб?»

1

31

Повторение пройденных тем, подготовка к контрольной работе

1

32

Контрольная работа

1

33

Анализ контрольной работы. Подведение итогов

1

Раздел «Минии үдэр»

34

Распорядок дня. Порядок слов в предложении

1

35

Выражение времени.

1

36

Выражение времени.

1

37

Свободное время. Длительный вид глагола в настоящем времени

1

Раздел «Тамир»

38

Виды спорта. Заимствованные слова. Согласие и несогласие в бурятском языке

1

39

Бурятские национальные игры. Личное притяжание имен существительных

1

40

Мой любимый вид спорта. Родительный и дательный падежи

1

41

«Үнэгэн ба тохорюун». Работа с текстом

1

Раздел « Сагаалган »

44

Сагаан hара. Сагаалган

1

45

Хадаки, и их значения. Стихи и песни о Сагаалгане

1

46

12 жэл. Литэ календарь. Г. Бадмаева рассказ «Сагаалганай бэлэг»

1

47

Контрольная работа

1

Раздел «Һуралсал, hургуули»

48

Минии hургуули. Порядок слов в предложении

1

49

Б. Санжин «Аягүй ушар».

1

50

Правописание окончаний родительного падежа

1

51

Выражение долженствования.

1

52

Диалог Даримы с бабушкой Арюны

1

53

М. Осодоев «Бэлэг». Работа по тексту

1

Раздел «Мэргэжэл»

1

54

Профессия. Орудный падеж существительных

1

55

Профессия моих родителей. Дательно-местный падеж

1

56

Дательно-местный падеж в значении Хаана?

1

57

«Зохёохы ажалтай бүлэ» . Работа с текстом

1

58

Контрольная работа

1

Раздел «Средства массовой информации»

59

Мои любимые радиопередачи. Времена глагола

1

60

Республиканские средства массовой информации

1

Раздел «Средства массовой информации»

61

Республика Бурятия

1

62

Моя малая родина

1

63

Символика Республики Бурятия

1

64

Д.Жалсараев « Песня о родной земле»

1

65

Ц-Д.Дондокова «Живу я в таёжном краю»

1

66

Байгал. Работа с текстом

1

67

Байгал далайн домог

1

68

Н. Дамдинов «Как я рад за тебя!»

1

69

Улан-Удэ- столица Республики Бурятия.

1

70

Повторение пройденных тем.

2

                                                                      6 класс

№ урока

Содержание курса.

Тема

Кол

 час

Раздел «Амар сайн, буряад хэлэн»

1

Бурятский язык. Развитие бурятского литературного языка. Матвей Чойбонов «Буряад хэлэмнай». Чтение, анализ.

1

2-3

Дамнин Ошоров. «Актриса болохоб». Чтение, анализ.

2

4

Входная контрольная работа

1

Повторение пройденного материала в 5 классе

5

Семья Даримы. Настоящее время глагола. Работа по картине.

1

6

Я и моя семья. Имя прилагательное.

1

7

«Минии эбтэй бүлэ». Рассказ

1

8

В магазине. Диалог

1

9

В магазине. Совместный падеж имен существительных

1

10-11

Домашние и дикие животные.

 Д. Ошоров «Амитадай арсалдаан». Порядковые числительные.

2

Раздел «Бүлынхидэй харилсаан. Взаимоотношения в семье»

12

Личные местоимения.

1

13

Личное притяжание. Выражение возраста.

1

14

Термины родства. Родительный падеж

1

15

Семья  Шагдара. Множественное число существительных.

1

16

Урок контроля знаний

1

17

Анализ контрольной работы

1

18

Пища, утварь. Будущее время глагола

1

19

День рождения бабушки. Настоящее время глагола.

1

20

Д. Сультимов «Томо болохош». Отрицательная частица.

1

21

«Одхон хүбүүн». Онтохон

1

Раздел «Минии нүхэд болон би. Я и мои друзья».

22

Общий вопрос. Диалог.

Что означает слово «нүхэр»?

1

23

Режим дня. Безличное притяжание

1

24

Одежда. Орудный падеж.

1

Раздел «Бэеын энхэ элүүр. Здоровый образ жизни».

25

Виды спорта. Сочинительные союзы.

1

26

Бурятские национальные игры. Подчинительные союзы

1

27

Шатар наадан. Дательно-местный падеж

1

28

Исходный падеж.

Эрдэни Дугаров. Рассказ «Шүдэм үбдөө»

1

29-30

Формы обращения. Обращение с просьбой. Олимпийские игры

2

31

Урок контроля знаний.

1

32

Анализ контрольной работы. Повторение пройденных тем.

1

Раздел «Сагаалган, Сурхарбаан».

33

История праздника Белого месяца

1

34

М. Чойбонов «Сагаан hараар!»

1

35

Как празднуют Сагаалган. Винительный падеж.

1

36

Белая пища. Пригласительная форма обращения.

1

37

А. Доноев «Сагаалган».

1

38

Амаршалга. Наставительная форма обращения.

1

39

Три игрища мужей. Утвердительные частицы.

1

40

Һур харбаан. Бүхэ барилдаан

1

41

Б.М. Жигжитов «Мори урилдаан»

1

42

Урок контроля знаний

1

Раздел «Һургуули, hуралсал»

43

Бата Базарон «Һургуули тээшэ». Обращение с приказанием

1

44

В летнем лагере. Намерительное обращение.

1

45

Длительный вид глагола в настоящем времени

1

46

Дамнин Ошоров «Эрхүү голой эрьедэ»

1

47

Итоговая контрольная работа

1

Раздел «Профессия. Мэргэжэл»

48

Профессия. Люди разных профессий. Словообразовательный суффикс –шан  (-шон, -шэн).

1

49-50

Профессия моих родителей. Настоящее время глагола.

2

51

Георгий Дашабылов «Минии хээтэй»

1

Раздел «Олондо мэдээсэл тарааха арганууд. Средства массовой информации».

52

Дамнин Ошоров «Һонюуша Түмэн». Чтение, работа над текстом.

1

53

Ц-Д. Дамдинжапов «Арюухан хүбүүн»

1

54

Современные информационные технологии.

1

55

Любимые теле – радиопередачи

1

Раздел «Буряад орон»

56-57

Республика Бурятия.  История моей республики.  Имя числительное, морфологические признаки, синтаксическая роль.  

2

58-59

Улан-Удэ – столица РБ.  Имя числительное.  

2

60

Административные районы Бурятии. Междометие.

1

61

История города Кяхты.  Модальные слова аргатай, ёhотой

1

62-65

Повторение изученных тем

4

66

Итоговая контрольная работа

1

67-68

Резервный урок

2

7 класс

Содержание раздела.

Тема

Кол

часов

Раздел  «Амар сайн, буряад хэлэн».  

1

Ш-Х. Базарсадаева  «Түрэлхи хэлэн». Чтение, анализ.

1

2

История современного бурятского языка

1

3

Урок контроля знаний (входная диагностика)

1

Повторение пройденного материала в 6 классе

4

Структура предложения. Порядок слов в предложении

1

5

Множественное число имен существительных

1

6

Множественное число имен существительных

1

7

Склонение имен существительных

1

8

Имя числительное. Разряды имен числительных

1

Раздел  «Түрэлхид. Родственники».

9

Мои родственники. Личное притяжание имен существительных.

1

10

Термины родства. Совместный падеж существительных.

1

11

Моя семья. Имя прилагательное.

1

12

Гласные. Долгие и краткие гласные. Закон гармонии гласных

1

13

Общий вопрос. Интонация общего вопроса.

1

14

Специальный вопрос. Интонация специального вопроса

1

15

Диалог. Айлшад. Уулзалгын баяр. Работа по картине  

1

16

Итоговая контрольная работа

1

17

Работа над ошибками. Подведение итогов

1

18

Родительный падеж существительных. Правописание окончаний р.п.

1

19

Родительный падеж существительных. Правописание окончаний р.п.

1

Раздел «Энхэ элүүр байдал»

20

Спорт. Заимствованные слова.

1

21

Любимые виды спорта.

1

22

Здоровый образ жизни. Диалог.

1

23

Работа над текстом. Витаминууд тухай.

1

24

Бурятские национальные спортивные игры. Достижения бурятских спортсменов.

1

25

Бурятские национальные спортивные игры. Достижения бурятских спортсменов.

1

26

Урок контроля знаний.

1

Раздел «Минии нүхэд»

27

Настоящий друг. Вопросительное предложение.

1

28

Хобби. Дательно-местный падеж.

1

29

Режим дня. Времена глагола.

1

30

Итоговая контрольная работа

1

31

Работа над ошибками. Подведение итогов.

1

32

Свободное время моих друзей

1

33

Ц. Шагжин. «Будамшуу». Чтение и пересказ.

1

34

Л. Толстой. «Два товарища». Словосочетание.

1

35

Манай hургуули. Работа по картине.

1

36

Һургуулиин хэрэгсэлнүүд. Перевод текста с русского на бурятский

1

37

Именные и глагольные словосочетания.

1

38

Ж. Зимин «Хоёр». Неоформленный винительный падеж имен существительных.

1

39

Х. Намсараев «Үри нэхэбэри»

1

40

Х. Намсараев «Үри  нэхэбэри»

1

Раздел «Заншалта hайндэрнүүд»

41

Традиции встречи нового года. Дательно-местный падеж.

1

42

Сагаалган в нашей школе. Благопожелания.

1

43

Табан хушуун мал. Пригласительная форма глагола.

1

44

Сурхарбаан. Эрын гурбан наадан.

1

Раздел «Олондо мэдээсэл тарааха арганууд»

45

Средства массовой информации. Корневые и производные наречия.

1

46

Превосходная степень имен прилагательных. Моя любимая телепередача.

1

47

Современные средства связи. Интервью.

1

Раздел «Мэргэжэл»

48

Профессия. Место работы.  Глаголы хүдэлэ/hура  в форме постоянно-действующего причастия

1

49

Профессия моих родителей. Орудный падеж имен существительных.

1

50

Моя будущая профессия. Личное притяжание существительных.

1

51

Ц.  Номтоев «Жолоошон  болохоб». Многократное причастие, обозначающее повторяющее действие.

1

53

«Хоёр баха» - сказка. Работа над текстом.пересказ

1

54

Контрольная работа

1

55

Анализ контрольной работы. Подведение итогов.

1

56

Доржи Банзаров - первый бурятский ученый. Работа над текстом.

1

57

Ч. Цыдендамбаев «Банзарай хүбүүн Доржо»

1

Раздел «Буряад орон»

58

Танилсагты: Буряад орон. Образование прилагательных на -та, -тэ, -то

1

59

Танилсагты: Буряад орон. Образование прилагательных на -та, -тэ, -то

1

60

Районы и города Бурятии. Заимствованные слова.

1

61

Выдающиеся люди Бурятии, их вклад в развитие российской науки и культуры. Причастие давнопрошедшего времени.

1

62

Природа Бурятии. Байкал. Послелоги и их эквиваленты в русском языке

1

63

Бурятия, ее культурные особенности, достопримечательности. Исходный падеж.

1

64

Малая родина – тоонто. Дательно-местный падеж в значении хаана?

1

65

Д. Жалсараев. Буряад Республикын гимн.

1

66

Улан-Удэ-столица РБ. История города

1

67

Мой край родной в стихах и песнях. Проект.

1

68

Мой край родной в стихах и песнях. Проект.

1

69

Повторение пройденных тем

1

70

Итоговая контрольная работа

1

8 класс

Содержание курса

Темы

Кол-во

часов

1

Значение родного языка в жизни человека. Фонетика. Повторение  

1

2

Стихи бурятских поэтов о родном языке

1

3

Контрольная работа

1

4

Семья. Имя числительное

1

5

Составные имена числительные. Диалог.

1

6

Осень. Структура предложения

1

7

Простое предложение. Грамматическая основа предложения.

1

8

Осень. Вопросительное предложение. Общий вопрос.

1

9

Вопросительные частицы. Специальный вопрос.

1

10

Школа. Личные местоимения.

1

11

Склонение личных местоимений.

12

Учебные принадлежности. Лично-предикативные частицы.

1

13

Одежда. Глагол в бурятском языке. Времена глагола.

1

14

В магазине одежды. Диалог.

1

15

Виды одежды. Сезонная одежда. Многократное причастие, передающее значение повторяющегося действия.

1

16

Н. Дамдинов  «Түрэл хэлэн, түрэhэн дайда». Анализ стихотворения

1

17

Контрольная работа

1

18

Работа над ошибками. Подведение итогов

1

19

Мой дом. Адрес. Имя существительное,  грамматические признаки, синтаксическая роль

1

20

Домашняя обстановка. Склонение имен существительных.  «Шэнэ гэртэ». Работа над текстом.

1

21

Традиционное жилище бурят. Юрта. Внутреннее убранство бурятской юрты.

1

22

Родительный падеж.

1

23

Русская изба. Обстановка старинной русской избы. Послелоги,  и их соответствия в русском языке. Участие послелогов в выражении падежных значений

1

24

Контрольная работа

1

25

Хоца Намсараев – один из основоположников бурятской литературы. Жизнь и творчество.

1

26

Х. Намсараев. Цикл рассказов «Так было».  Противостояние добра и зла в рассказах Х. Намсараева.

1

27

Художественный анализ рассказов. Сравнительная характеристика героев.

1

28

Моя родословная. Словообразовательный суффикс –тан, -тэн, -тон

1

29

Родственные отношения у бурят.  Откуда родом? Хаанахибши?

1

30

Yбэлэй  байгаали.  Дательно-местный падеж

1

31

Амаршалга.  Түрэhэн үдэр.  Шэнэ жэл.

1

32

Контрольная работа

1

33

Анализ контрольной работы, подведение итогов

1

34

Еда. Посуда. Винительный падеж. Послелоги места и времени.

1

35

Бурятская кухня. Способы выражения модальности

1

36

Школа. Орудный падеж.

1

37

Школа. Наречие.

1

38

Образование в прошлом и настоящем. «Аюша  баабайтай  хөөрэлдөөн».

1

39

Буряадай  ехэ hургуули. Диалог

1

40

Хитадай hургуули.                  

1

41

Һурагшын хөөрөөн. Работа с текстом. Перевод

1

42

Контрольная работа

1

43

Н. Дамдинов «Хадаараа баялиг малтамалтай»

1

44

«Мой отчий край – долина Баргузина». Выразительное чтение.

1

45

«Сахим юртэмсэ hайн гү, али муу гү». Работа с текстом

1

46

Сагаалган. Монгол литэ. Благопожелания.

1

47

Стихи и песни о Сагаалгане

1

48

Мой день. Выражение времени.

1

49

Как я провожу день. Длительный вид глаголов настоящего времени.

1

50

Выходной день в моей семье. Пригласительная форма обращения

1

51

Свободное время.

1

52

Контрольная работа

1

53

Улан- Удэ – столица Республики Бурятия.  

1

54

Совместный падеж. Утвердительные частицы

1

55

«Манай ниислэл – Улаан–Удэ» работа с текстом. («Мүнгэн туяа» Э. П. Наназатова, стр. 63).

Диалог

1

56

Бурятия. Исходный падеж.

1

57

Дамба Жалсараев. Гимн Республики Бурятия. Образование прилагательных на -та, -то, -тэ

1

58

Символика Республики Бурятия. Золотое соембо

1

59

Проект «Буряад орон»

1

60

Контрольная работа

1

61

Байкал. Личное притяжание.

1

62

 Личное притяжание.

1

63

Байгал ба Ангар дүүхэй тухай домог. Работа с текстом

1

64

Стихи и песни бурятских поэтов и композиторов о Байкале

1

65

Возвратное притяжание. Почта. Письмо

1

66

Множественное число существительных. Весна

1

67

Подготовка к контрольной работе

1

68

Контрольная работа

1

69

Анализ контрольной работы. Подведение итогов

1

70

Резервный урок

1

9 класс

Содержание курса

Темы

Кол-во

 часов

1

И.М.Хабаева «Буряты и бурятский язык: сложная судьба»

1

2

Повторение пройденных тем

1

3

Повторение пройденных тем

1

 4

Входная контрольная работа

1

5

Байкал. Личное  притяжание имен существительных

1

6

Личное  притяжание

1

7

Байгал далай ба Ангар дүүхэй тухай домог. Работа над текстом

1

8

Почта. Возвратное притяжание имен существительных.  

1

9

Возвратное притяжание имен существительных.  Как написать письмо.

1

10

Множественное число личных существительных.

1

11

Перавописание окончаний множественного числа

1

12

Бурятский героический эпос «Гэсэр» в культуре кочевых народов

1

13

Улигершины.  Папа Тушемилов, Маншуд Имегенов, Пеохон Петров, Апплон Тороев. Жизнь и творчество

1

14

«Гэсэр».  Ветвь 1 « Истоки людских судеб»

1

15

Рождение Гэсэра на земле

1

16

Композиция эпоса, проблематика.

1

17

Образ Гэсэра в эпосе. Тематический тест

1

18

Домашние и дикие животные. Отрицание

1

19

Табан хушуун мал

1

20

Табан хушуун мал

1

21

Ч-Р. Намжилов «Дохолон» Комплексный анализ текста

1

22

Минии уг гарбал

1

23

Возвратное притяжание существительных в родительном, дательно-местном падеже

1

24

Откуда ты родом? Хаанахибши? Времена глагола

1

25

Первый бурятский ученый

- Доржи Банзаров. Наречие, грамматические признаки, синтаксическая роль. Виды наречий

1

26

Виды наречий

1

27

Способы образования сравнительных и превосходных степеней наречий.

1

28

Имя прилагательное.

1

29

Степени сравнения прилагательных.  Бурятский драматический театр, театр оперы и балета.

1

30

Повторение пройденных тем. Подготовка к контрольной работе

1

31

Контрольная работа

1

32

Анализ контрольной работы. Подведение итогов

1

33

Качественные и относительные прилагательные.

1

34

Формы обращения. В парикмахерской

1

35

Формы обращения. В парикмахерской

1

36

Хоца Намсараев – один из основоположников бурятской литературы. Жизнь и творчество.

1

37

Х. Намсараев. Цикл рассказов «Так было». Рассказы « Смерть сирот», « Взыскание долга»

1

38

Противостояние добра и зла в рассказах Х. Намсараева.

1

39

Художественный анализ рассказов. Сравнительная характеристика героев.

1

40

Причастие.  Нэрэтэ үйлэ. Временные и вневременные формы.

1

41

Деепричастие. Музей

1

42

Виды деепричастий

1

43

Вспомогательные части речи, их роль в предложении. Союзы, частицы. Дамба Жалсараев – народный поэт Бурятии. Гимн РБ.

1

44

Послелоги, и их соответствия в русском языке

1

45

«Эвенк дуунууд зэдэлhээр». Комплексный анализ текста

1

46

Моя биография. Причастный оборот времени

1

47

Декабристы в Сибири. Комплексный анализ текста

1

48

Понятие о синтаксисе бурятского языка. Словосочетание.   Именные и глагольные словосочетания. Бурятское жилище

1

49

Моя малая родина. Мой дом.

1

50

Бурятское традиционное жилище. Юрта. Изба

1

51

Стихи бурятских поэтов о малой родине. Б. Дугаров «Где страна Баргуджин Тукум»

1

52

Итоговая контрольная работа

1

53

Анализ контрольной работы. Подведение итогов

1

54

Образование в прошлом и настоящем. Причастие давнопрошедшего времени

1

55

Понятие о предложении, типы предложений. Подарок. Как преподнести?

1

56

Простое предложение, односоставное, двусоставное предложение. Эрын гурбан наадан.

1

57

Грамматическая основа предложения

1

58

Главные  члены предложения

1

59

Второстепенные члены предложения.  Прямое и косвенное дополнение. Тоонто.

1

60

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство и определение.

1

61

Контрольная работа

1

62

Николай Дамдинов, стихотворение «Хабар»

1

63

Республика Бурятия. Образование прилагательных на –та, -то, тэ

1

64

Население Бурятии. Казаки. Семейские.

1

65

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания при сложносочиненных предложениях.

1

66

Д.А. Улзытуев  – поэт – новатор бурятской поэзии. Стихотворение «Ая ганга»

1

67

Сложноподчиненное предложение с одним придаточным.

68

Итоговая контрольная работа

1

69

Анализ контрольной работы. Подведение итогов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...