Туризм – как одно из направлений дополнительного образования в общеобразовательной школе.
материал
Туризм в дополнительном образовании
Скачать:
Предварительный просмотр:
Туризм – как одно из направлений дополнительного образования в общеобразовательной школе.
Туризм – является одним из самых массовых видов спорта. Он имеет многовековую историю и традиции, которые содержат не только спортивную составляющую, но и особое мировосприятие любителей приключений, а также необычный образ жизни. «Без странствий не создается ни одна индивидуальность» - слова Гете. Туризм как вид спорта (общедоступный и рекомендован практически каждому ребенку – школьнику при отсутствии у него серьезных патологий) и как образ жизни выбирают все больше учащихся.
В настоящее время туристская подготовка включена в новый стандарт основного и среднего общего образования по физической культуре в раздел физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Секционные занятия по туризму организуют во внеклассное время. В основном они направлены на подготовку туристского актива школы – сплоченной группы, которая организует массовые туристские мероприятия школы, ведет общественно полезную и краеведческую работу.
В целом туризм позволяет решать многие важнейшие задачи, стоящие перед школьным педагогическим коллективом, - оздоровительную (закаливает учащихся благодаря благотворному влиянию природных факторов, всесторонне развивает двигательные качества), образовательную (формирует новые знания в области туристской подготовки, систему знаний о природе и экологии, истории, краеведении и т.д.), воспитательную (воздействие коллектива на личность, формирование волевых качеств – смелости, выдержки…..).
Теория и практика туризма определила следующие виды и разновидности туризма: по характеру путешествия — горный, сухопутно-равнинный, подземный (пещерный), водный, подводный, комбинированный; по способу передвижения путешественников — пешеходный, горно-пешеходный, лыжный, велосипедный, шлюпочный, парусный, автомоторный, конный. Выбор, чем заниматься, зависит от подготовки руководителя, материальной базы, рельефа местности окружающей территории.
По форме и содержанию туристская деятельность очень разнообразна. В своей деятельности мы практикуем (прогулки, экскурсии, походы, экспедиции, слеты).
Прогулка представляет собой передвижение на местности с познавательной, оздоровительной целью, с целью закаливания организма. В зависимости от времени года и подготовленности человека прогулки могут быть пешие, лыжные, велосипедные, лодочные. Это самая простая и доступная кратковременная форма туризма. Особенно она хороша для новичков. Мы используем прилегающую местность возле школы (старый парк и стадион возле реки), часто это бывает с целью учить пользоваться компасом, топографическими картами, планами.
Экскурсия — это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель расширения кругозора, общего культурного развития человека. Мы выполняем экскурсии параллельно походам или поисковым экспедициям. Например, выполняя водный поход в Рязанской обл. посетили дом - музей Есенина, Музей охоты в Брыкином Бору, журавлиные и зубриные заповедники. Будучи на Вахте Памяти посетили кремль в Великом Новгороде, провели экскурсию по Питеру, выступая на поисково – спасательных соревнованиях экскурсию по г. Сочи и др.
Туристская экспедиция представляет собой организованное многодневное путешествие в малоисследованный район, которое осуществляется со специальными исследовательскими целями. У нас туристы старшей группы являются членами военно – патриотического клуба им. В.А. Глазкова. Они ежегодно участвуют в составе отряда в экспедициях по поиску солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны (Россошки Волгоградская обл., Сторожевской плацдарм Воронежская обл., Новгородская обл., Синявинские высоты Ленинградская обл., высота «Огурец» Липецкая обл.).
Самой доступной и массовой формой туризма являются походы. Туристский поход — это путешествие с активным способом передвижения в отдаленных от места жительства районах, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной, исследовательской целью.
По продолжительности различают походы однодневные, двухдневные (походы выходного дня без ночевки, с ночевкой) и многодневные. Имея сейчас хорошую материальную базу, ежегодно в июле проводим водный байдарочный категорийный поход по рекам нашей и соседних обл. (р. Ворона Инжавино – г. Борисоглебск., р. Медведица Саратовская – Волгоградская обл., р. Воронеж Тамбовская – Липецкая обл., р. Пра – Ока Рязанская обл. С 2014г. стали выполнять пешие походы, которые называем «Через Кавказские горы к Черному морю», где неделю мы преодолеваем маршрут по Кавказскому Биосферному заповеднику и неделю отдыхаем на берегу Черного моря, живя в палатках в20м. от воды и это в августе, в канун нового учебного года.
Большое внимание уделяем планированию маршрутов походов, распределению обязанностей участников и подведению итогов похода. Закончив поход обсуждаем пройденный маршрут, разбираем допущенные группой или отдельными участниками ошибки, дети оценивают роль руководителей и его помощников, составляем и оформляем письменный отчет для конкурса и на присвоение спортивного разряда, монтируем фотоальбом и видеофильм. Подробный отчет о путешествии с выставками фоторабот, с монтированным фильмом является ценной формой популяризации туризма.
Туристский слет следует рассматривать как одно из основных форм туристской работы с детьми, как одно из самых приемлемых и интересных для детей. Туристские слеты бывают разных масштабов: районные, областные, краевые, всероссийские. Мы проводим свои районные туристские слеты с г. Не одно поколение выросло на наших соревнованиях и сейчас часто выпускники разных лет приезжают на наши слеты посмотреть, помочь в организации и в судействе. Слет получается у нас разновозрастным, самыми младшими бывают 5-6 кл., но они с увлечением и удовольствием проходят все испытания, из года в год совершенствуя свое мастерство. И не удивительно, что после 3-4лет занятий эти дети становятся победителями и призерами обл. турслета. Участвуя в соревнованиях разного масштаба, мы выработали для себя оптимальную на сегодня программу слета: где основными видами соревнований являются: техника пешего туризма (ТПТ), техника водного туризма (ТВТ), ориентирование.
Техника пешего туризма может включать в себя следующие этапы:
Снятие и установка палатки, паутина, вязка узлов, завал, подвесная лестница, навесное бревно, кочки, бревно с перилами, параллельные веревки, маятник, навесная переправа, спуск и подъем спортивным способом, «мышеловка», «бабочка», траверс склона и т.д.
Задача участников в ТПТ состоит в том, чтобы в возможно короткое время преодолеть туристскую полосу препятствий, используя необходимое снаряжение. За нарушения при прохождении технических этапов участники наказываются штрафом. Команда-победительница определяется по наименьшему времени, затраченному на прохождение дистанции с учетом штрафного времени на этапах.
Техника водного туризма необходима для всех команд, независимо от того, занимается команда водными видами спорта или нет. Для новичков – это приобретение знаний и умений, а для остальных – совершенствование навыков, показ своего мастерства, подготовка к сложным ситуациям в водных походах.
Техника водного туризма состоит в преодолении ворот в определенной последовательности (прямых, реверсных) на байдарках. Победитель определяется по наименьшему времени, затраченному на прохождение дистанции плюс штрафное время.
Ориентирование. Суть заключается в прохождении при помощи карты и компаса через контрольные пункты (КП), расположенные на местности. Побеждает тот, кто выбрал наиболее рациональный путь движения, лучше физически подготовлен и читает спортивную карту.
На слетах чаще всего мы практикуем эстафетное ориентирование (участники стартуют, сменяя друг друга передавая карту, служащей как эстафетная палочка – по принципу эстафеты).
Конкурсная программа на слете обязательна и может включать в себя: конкурс быта, конкурс краеведов, походных фотографий, туристской песни, поваров…
В последнее время туризм стал еще и самым распространенным видом отдыха. Он не требует огромных специальных затрат и устройств, он сравнительно дешев, но при этом полезен для здоровья и укрепления организма. И я уверен, что число сторонников этого вида отдыха будет продолжать расти. А задача взрослых не только обучить детей спортивным навыкам, но еще научить уметь ценить природу, видеть ее красоту, жить в ней и уметь этим всем правильно пользоваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Создание театрального коллектива как одна из форм дополнительного образования детей"
Цели и задачи нашего проекта театрального коллектива – это приобщение детей к творчеству, развитие их способностей (литературных, актерских, оформительских), воспитание чувства коллективизма, чу...
Научное общество учащихся, как одно из приоритетных направлений дополнительного образования детей
Этапы работы с одаренными учащимися в школе НОУ...
Смысловое чтение как одно из направлений реализации ФГОС в основной школе
Выступление на педагогическом совете...
Возможности дистанционного образования детей-инвалидов как одна из форм социализации в условиях общеобразовательной школы
В ближайшем будущем дистанционное образование позволит детяс с ограниченными возможностями здоровья, изолированным от общества, полноценно приобщиться к его ценностям, реализовывать свой творческий по...
Использование современных Информационно-Коммуникационных технологий на занятиях дополнительного образования в общеобразовательной школе
Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности человечества, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразова...
Оценочные средства, используемые в реализации дополнительного образования в общеобразовательной школе
В статье раскрывается подход к безотметочному оцениванию достижений в реализации дополнительного образования, осуществляемого на базе общеобразовательной школы. Оценочная система охватывает всех участ...
проект социальной направленности дополнительного образования в школах, посвященный 75- лет Великой победы "И помнит мир спасённый"
Данный проект будет подспорьем для создания плана воспитательной работы образовательного учреждения. В проекте содержится план мероприятий, патритиоческого воспитания школьников....