Программа "Инновационный поиск"
методическая разработка (5 класс)

Моисеенко Анна львовна

Разработка программы - проекта с одарёнными детьми 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_innovatsionnyy_poisk_2021-2022.docx65.45 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт инновационного проекта/программы

1

Наименование инновационного продукта (тема)

Развитие творческих и интеллектуальных способностей талантливых учащихся

2

Авторы представляемого опыта

Лузан Анна Львовна, учитель химии, биологии

3

Научный руководитель (если есть). Научная степень, звание

нет

4

Цели внедрения инновационного проекта/программы

определение стратегии, принципов функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения ее реализации, в обеспечении нового качества образования, ориентированного на повышение качества жизни будущих выпускников и всего нашего общества в том числе и за счёт создания в школе системы работы с одаренными и талантливыми детьми.

5

Задачи внедрения инновационного проекта/программы

1. Создать систему целенаправленного выявления одаренных и талантливых детей.

2. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального и морально- физического развития одаренных и талантливых детей.

3. Стимулировать творческую деятельность одаренных и талантливых детей.

 4. Разработать и поэтапно внедрять новое содержание образования, инновационные технологии в работе с одаренными и талантливыми детьми (на основе Федеральных государственных образовательных стандартов II поколения).

5. Обеспечить фундаментальную гуманитарно-образовательную подготовку одаренных и талантливых детей.

6. Создать условия одаренным и талантливым детям для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской, проектной и поисковой деятельности.

7. Создать группы педагогической ориентации совместно с учреждениями дополнительного образования, подростковыми клубами и другими.

8. Осуществлять издательскую деятельность по проблеме программы.

6

Основная идея (идеи) предлагаемого инновационного проекта/программы

Создание единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности.

7

Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта/программы

1. Основные положения «Декларации прав человека», принятые Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948.

2. Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989.

3. Приказ МО РФ от 04 февраля 2010 г. № 271 «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

4. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

5. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

6. Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

 7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации»

 8. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. N 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»

 9. Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

10. Приказ от 24 февраля 2016 года N 134 «Об утверждении Перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей»

11. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

 12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 ноября 2013 г. № 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников».

 13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2015 г. № 249 «О внесении изменений в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1252»

 14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2015 г. № 1488 «О внесении изменений в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1252»

8

Обоснование его/ее значимости для развития системы образования Краснодарского края

Идея создания «Инновационного ресурсного центра поддержки одаренных и талантливых детей» разрабатывается в соответствии с актуальными задачами формирования инновационной сферы общего среднего образования, обозначенными в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Ведущими ценностно-целевыми ориентирами разработки проекта являются требования инициативы по направлению «Система поддержки талантливых детей». В этих требованиях акцентируется внимание на создание, как специальной системы поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. В рамках этого направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации каждому школьнику. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений учащихся.

9

Новизна (инновационность)

выявление, формирование и развитие одаренных детей через образовательный процесс в рамках внедрения индивидуальных образовательных маршрутов.

   10

Практическая значимость

Практическая значимость обусловлена созданием действующей системы работы с одаренными детьми, способствующей обеспечению процесса развития образования.

11

Механизм реализации инновации

11.1

1 этап:

Организационно-диагностический

11.1.1

Сроки

2021-2022 учебный год

11.1.2

Задачи

Задачи:

  -изучение нормативной базы;

 -разработка проекта работы с одаренными обучающимися;

  -проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, выставок детского творчества;

 -изучение материально-технических, педагогических условий для успешной реализации программы.

11.1.3

Полученный результат

11.2

2 этап:

Внедренческий (практический)

11.2.1

Сроки

2022-2025 учебный год

11.2.2

Задачи

Задачи:

 -диагностика склонностей, обучающихся;

 -разработка психолого-методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников, конкурсов, конференций, фестивалей;

 -проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, выставок детского творчества;

 -систематизация мероприятий по работе с одаренными детьми;

 -формирование отдела методической библиотеки школы по работе с одарёнными детьми;  

 -адаптация учебных программ, факультативов, элективных курсов;

 -повышение квалификации педагогов.  

11.2.3

Полученный результат

11.3

3 этап:

Обобщающе-аналитический

11.3.1

Сроки

2025-2026 учебный год

11.3.2

Задачи

Задачи:  

-анализ итогов реализации программы;  

-достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе;

-коррекция затруднений педагогов в реализации программы;  

-создание портфолио ОД;

-обобщение результатов работы школы.

11.3.3

Конечный результат

Появление новых возможностей муниципальной системы образования в работе с талантливыми детьми

12

Перспективы развития инновации

Усиление адресной помощи одарённым, создание системы педагогической диагностики, механизма медико-психологического обследования одарённых детей и карты успешности развития ребенка. Необходимо активизировать массовую работу со всеми обучающимися школы, взаимодействие с родителями детей и учреждениями дополнительного образования и культуры.

13

Предложения по распространению и внедрению инновационного проекта/программы в практику образовательных организаций края

Проведение семинаров, конференций. Выездные выступления за пределы района и по приглашению

14

Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме инновационного продукта

нет

15

Статус инновационной площадки (при наличии) (да/нет, тема)

нет

16

Ресурсное обеспечение инноваций

- Кадровое. Самообразование, аттестация, обобщение педагогического опыта, регулярное повышение квалификации педагогов на курсах, семинарах, в творческих группах.

- Научно-методическое. Создание компьютерной базы данных о передовом педагогическом опыте педагогов в работе с одаренными детьми, применение инновационных педагогических технологий.

- Материально-техническое. Приобретение современного учебного оборудования.

16.1

Материальное

 16.2

Интеллектуальное

16.3

Временное

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 им.П.И.Арчакова муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инновационная образовательная программа на 2021 – 2026 год

«Работа с одаренными и талантливыми детьми»

Содержание

Пояснительная записка

Ваедение

 

Раздел I. Качество инновационной образовательной программы 

1.Актуальность заявленного в инновационной образовательной программе инновационного продукта

2. Степень инновационности заявленного в инновационной программе продукта

3. Социальные и образовательные эффекты внедрения инновационного продукта в образовательный процесс

4. Реализуемость будущего инновационного продукта в образовательных учреждениях Щербиновского района

 

Раздел II. Реализуемость инновационной образовательной программы Модель будущего инновационного продукта как результата реализации инновационной образовательной программы. План разработки и апробации инновационного.

1. Готовность образовательного учреждения к реализации программы.

1.1. Аналитико-прогностическое обоснование программных изменений

         1.2. Оценка связи инновационной образовательной программы с уже существующей программой развития школы и ее образовательной программой

1.3. Наличие необходимых для реализации программы структурных подразделений ОУ и научной поддержки

1.4. Оценка существующей образовательной среды, обеспечивающей реализацию программы.

2. Ресурсное обеспечение реализации инновационной образовательной программы                        

            2.1. Кадровый потенциал

2.2. Информационный ресурс.

            2.3. Научный ресурс.

2.4. Социальный ресурс.

3. Полнота и последовательность инновационной образовательной программы

3.1. План действий по реализации программы.  

4.   Мониторинговое сопровождение процесса реализации инновационной образовательной программы.        

4.1. Система критериев и показателей эффективности реализации инновационной образовательной программы

4.2.Модель мониторинга и механизмы принятия своевременных управленческих решений

4.3.Система информационного сопровождения

4.4.Участие в мониторинге учащихся, родителей, общественности

5. Финансовая смета, необходимая для реализации инновационной образовательной программы.

 6. Ожидаемый результат от реализации программы

Приложения

Библиография

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Если человек талантлив, то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования, отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей.

Али Апшерони

Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их.

Сенека

 

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

 

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, её направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к обучающимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоёмких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества.

 В то же время российское образование пытается соответствовать единым государственным стандартам, вследствие чего школа ориентирована на формирование усредненных знаний, рассчитанных на среднего ученика.

 В настоящее время в Краснодарском крае в плане развития одаренности проводится большая и плодотворная работа. Созданы и успешно функционируют гимназии, лицеи, специализированные школы. Учреждения дополнительного образования осваивают новые программы и технологии по развитию одаренности у детей.

 Вместе с тем, практика последних лет работы с одаренными детьми показывает, что традиционные приемы школьного обучения и воспитания далеки от задачи развития творческого потенциала растущей личности. Сложно перестроить систему обучения, изменить отношение учителей к «нестандартным» детям.

Развитие одаренного ребенка задерживается системой репродуктивных упражнений и формальных требований. На практике обучение одаренных детей ведется пока интуитивно, опираясь на инициативу отдельных педагогов. Нет комплексной диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. Еще не полностью учитывается тот факт, что в силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. В этой области имеется дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании.  

Проблемы в работе с одаренными детьми:

 - формальность работы научного общества обучающихся, т.к. основная деятельность сосредоточилась преимущественно в организации проектно-исследовательской работы.

 - низкая мотивация учителей начальной школы и среднего звена к подготовке обучающихся к участию в различных предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах.

 - учителя-предметники не активно внедряют в практику проектноисследовательскую работу, современные средства и формы обучения (ресурсы Интернета, КМ-школы, цифровые лаборатории, технологии INTEL, сетевое взаимодействие, дистанционное обучение и т.д.),

- не внедрены в образовательный процесс индивидуальные образовательные маршруты.

В контексте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать новое и осваивать неожиданное, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников и всему новому учителя – ключевая особенность современной школы.  

В связи с этим школе необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей, развития, оказания адресной поддержки каждому обучающемуся, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с четом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.

Поэтому новый проект работы с одаренными детьми предполагает:

1. Создание системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого обучающегося, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Обязательное использование технологии портфолио и систематическое наполнение электронной базы данных «Одаренные дети».

2.  Развитие учительского потенциала. Главным результатом школьного образования должно стать соответствие целям опережающего развития.

Проект по работе с одаренными детьми школы разработан с учетом   концептуальных идей, целей и задач новой программы развития школы на 2012-2015гг. Стратегической целью развития школы на этот период мы ставим развитие и воспитание культурного человека, способного формировать собственную образовательную траекторию развития, соотнося ее с общечеловеческими ценностями, овладевать универсальными действиями, которые дают возможность решать задачи в неопределенных жизненных ситуациях.  

Стратегия развития предполагает развитие личности обучающегося через:

- развитие здоровья;

 - качественную образовательную подготовку; - развитие психических функций (интеллекта, мышления и т.д.);

- становление социальных навыков, основ мировоззрения, поведения, общения;

- развитие креативности и творческих способностей личности.

Однако прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как:

  • Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
  • Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
  • Способности  - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
  • Задатки способностей анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. 
  • Талант -  выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
  • Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.

В национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА говорится, что в ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

При организации работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

Введение

В рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» впервые использован новый подход к модернизации образования, основанный на принципе стимулирования роста качества образования и обновления содержания образования.

Современная школа в условиях быстроменяющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика. Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации и само актуализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

С целью создания и совершенствования пространства для инновационного развития школы была поставлена задача разработки программы работы с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал.

Программа «Работа с одаренными и талантливыми детьми» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с Программой развития школы и является основой для работы с одаренными детьми. Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в школе.

Программа содержит алгоритм действий педагогов и администрации. При этом она допускает вариативный подход, не должна рассматриваться как догматическая конструкция.

Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Основная  базовая проблема – ситуация, сложившаяся в школе и образовательном пространстве района и города.

Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в школе, начиная с начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.

Практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:

  • между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базой для организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления в школе;
  • между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей  и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
  • между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры;
  • между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.

Инновационная образовательная программа

«Работа с одаренными и талантливыми детьми»

 Раздел I. Качество инновационной образовательной программы.

         1.Актуальность заявленного в инновационной образовательной программе инновационного продукта.

         Модернизация российской системы образования обусловила необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится проблема работы с одаренными и талантливыми детьми.

  В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» чётко обозначены пять направлений развития школьного образования, среди которых и работа с одаренными и талантливыми детьми, что означает совершенствование оптимизации образовательной среды для выявления развития способностей каждого ребёнка. Данный процесс не должен быть стихийным. Обеспечению планомерности и систематичности данного процесса в ОУ и признана инновационная программа «Работа с одаренными и талантливыми детьми».

Инновационная образовательная программа ОУ является организационной основой реализации государственной политики в сфере образования, обеспечивая планомерность и систематичность необходимых изменений, реализуя новые подходы к формированию современной модели образования, отвечающей задачам Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы, идеям Приоритетного национального проекта «Образование», Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

 Цель программы состоит в определении стратегии, принципов функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения ее реализации, в обеспечении нового качества образования, ориентированного на повышение качества жизни будущих выпускников и всего нашего общества в том числе и за счёт создания в школе системы работы с одаренными и талантливыми детьми. 

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается: «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе… развивать систему олимпиад и конкурсов, практику дополнительного образования… Одновременно следует развивать систему сформировавшихся талантливых детей… Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам». Это отражено в теме и содержании нашей инновационной образовательной программы, отсюда и вытекающие

   Задачи: 

1. Создать систему целенаправленного выявления одаренных и талантливых детей.

2. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального и морально- физического развития одаренных и талантливых детей.

3. Стимулировать творческую деятельность одаренных и талантливых детей.

 4. Разработать и поэтапно внедрять новое содержание образования, инновационные технологии в работе с одаренными и талантливыми детьми (на основе Федеральных государственных образовательных стандартов II поколения).

5. Обеспечить фундаментальную гуманитарно-образовательную подготовку одаренных и талантливых детей.

6. Создать условия одаренным и талантливым детям для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской, проектной и поисковой деятельности.

7. Создать группы педагогической ориентации совместно с учреждениями дополнительного образования, подростковыми клубами и другими.

8. Осуществлять издательскую деятельность по проблеме программы.

Приоритетные направления:

 - реализация государственной и региональной политики в сфере образования;

- сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

- обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется  способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь   на  социальный опыт;

- создание комплекса условий, обеспечивающих доступность качественного образования с учётом образовательных потребностей жителей города и факторов его социально-экономического развития.

 

Принципы реализации программы: 

1. Принцип социальной обусловленности и непрерывного обновления целей, содержания и методов обучения одаренных детей. Данный принцип предполагает подготовку личности одаренного ребенка к вхождению в современное мировое сообщество, реализацию социального заказа образованию на формирование и развитие базовых компонентов социокультурных компетенций.

 2. Принцип единства, преемственности целей, содержания и методов воспитания и обучения, обеспечивающий единое образовательное пространство, целостность образовательной системы для одарённых детей.

 3. Принцип индивидуально-личностной ориентации, право на самореализацию, самобытность, автономию, свободное развитие, что является основным критерием успешного образования и развития одаренного ребенка.

 4. Принцип единства деятельностного и творческого подходов к содержанию и организации процесса педагогической, психологической и социальной поддержки одаренных детей.

Работа с одаренными и талантливыми детьми– один из путей к Качеству образования как одной из самых значимых ценностей современного человека. От качества образования, обеспечиваемого школой, напрямую зависит благополучие её выпускников в жизни, их конкурентоспособность в современном мире.

Ключевое значение имеют сегодня в системе работы с одаренными и талантливыми детьми содержание образования, педагогические технологии, учебная и воспитательная работа, система внутрифирменного повышения квалификации педагогов как условие имиджа современной школы, управление ресурсами, сформированность компетентностной модели выпускника. Учитывая то, что она не носит сегодня какого-то сугубо конкретного характера, то, по праву, может включать в себя такое понятие, как талант и одарённость.

Целью Концепции Федеральной целевой программы развития образования является обеспечение доступного качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития Российской Федерации, при этом указывается на одну из серьёзнейших проблем российского образования, как- то: несформированность системы целенаправленной работы с одарёнными детьми и талантливой молодёжью. Обращается также внимание на то, что отсутствуют эффективные механизмы, непрерывность, недостаточно используются возможности высших учебных заведений, научных учреждений, учреждений дополнительного образования.

Образовательная политика Краснодарского края строится на основе принципов и идей развития образования в России с учётом специфики социально – экономического и культурного развития города. Однако алгоритм реализации государственной стратегии, вопросы тактики адресно относятся к ОУ. Педагогический коллектив считает, что успешность решения поставленных задач зависит от позиции администрации и каждого педагога, их возможности включиться в деятельность по формированию принципиально новых профессиональных установок. Это позволит сохранить динамику развития петербургской школы как многовариативной, разноуровневой, личностно – ориентированной образовательной системы.

Качество инновационной образовательной программы характеризуется ее конечной целью, а именно: созданием модели инновационного образовательного продукта, как системы работы с одаренными и талантливыми детьми.

В соответствии с этим в основание разработанной инновационной программы заложены принципы, актуальные для развития современного образовательного учреждения, характеризующие также и актуальность заявленного в инновационной образовательной программе инновационного продукта:

1. Целостность – процесс качественного образования создаёт систему условий для развития целостной гармоничной личности одаренных и талантливых детей с помощью точно избранных мер и средств воздействий на неё.

 2. Необходимость и достаточность – образовательная система включает все необходимые и достаточные компоненты в соответствии с целью и моделью личности.

3. Оптимальность – получение наивысших возможных результатов при наименьших затратах.

 4. Адресность и адекватность – содержание образования вытекает из логики развития личности одаренного и талантливого ребенка

5. Субъектность – предполагает активную позицию всех участников ОП: педагогов, родителей, представителей общественности, социальных партнёров и самих учащихся, включает процессы саморазвития, механизмы взаимовлияния и взаимодействия.

6. Скоординированность – включает взаимосвязь и чёткое разграничение функций, которые выполняют в ОУ родители, учителя, классные руководители, педагоги дополнительного образования, общественные воспитатели, детское самоуправление, сам ребёнок.

7. Оригинальность – соответствие уровню развития детей и педагогического мастерства воспитателя, возможность создавать оригинальные учебные и воспитательные программы на уровне классов и других объединений учащихся, варьировать годовые планы работы.

8. Свобода творчества – точность и обязательность цели и задач ОП сочетается со свободой выбора средств и путей их реализации, с живым творчеством всех его участников.

9. Способность к развитию – в самой образовательной программе должна быть заложена её динамичность, возможность её усовершенствования в соответствии с меняющимися реалиями жизни, в соответствии с развитием педагогической науки и других отраслей знаний.

Стратегия работы с одаренными детьми

I этап: аналитический – выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей обучающихся.

 II этап: диагностический – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными обучающимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать обучающихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.

III этап: формирование, углубление и развитие способностей обучающихся – старшее звено школы  является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы УУД к созданию условий для становления комплекса компетенции, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.

Целостная, комплексная система мер поддержки каждого ребёнка, в том числе одарённых и талантливых.

 1. Целостность подхода к изучению и развитию понятия одарённости и талантливости, необходимость которого отмечена в рабочей концепции одарённости, представляющей собой обобщение современного состояния изучения проблемы одарённости и подходов к её решению.

2. Обобщённость современного состояния изучения проблемы одарённости и талантливости и подходов к её решению.

3. Приоритетность направлений работы с категорией учащихся, обладающих академической одарённостью.

4. Критериальность в определении различных типов одарённости и талантливости:

 высокий или повышенный уровень интеллектуального развития;

 высокий уровень учебной или учебно – познавательной мотивации;

 психоэмоциональная устойчивость;

 успеваемость школьника на «хорошо» и «отлично»;

 активность при участии в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, проектной деятельности.

5. Выявление слагаемых академической одарённости у школьников.

6. Систематичность сопровождения учащихся с признаками одарённости и талантливости как основы профессиональной деятельности школьных педагогов и психологов.

7. Адресность и адекватность создания педагогических и психологических условий для успешного развития каждого одаренного и талантливого ребёнка.

8. Комплекс необходимых факторов без барьерного обучения, обеспечивающих высокую мотивацию и активность субъектов образовательного процесса, что и обеспечивает повышение качества образования, а соответственно в дальнейшем и качества жизни.

Такой подход является инновационным с позиций педагогической практики, так как системно обосновывает повышение качества образования за счёт создания целостной, комплексной системы мер поддержки каждого ребёнка, в том числе одарённых и талантливых детей.

 Степень инновационности заявленного в Программе продукта характеризуется и возможностью реализации данного образовательного продукта и его востребованности как в российской системе образования, так и в любом образовательном учреждении Краснодарского края, так как процесс модернизации российского образования, его ключевые пять направлений, обозначенные в президентской Национальной инициативе «Наша новая школа» (где особое внимание уделяется качеству образования, а также работе с одаренными и талантливыми детьми), созвучны с политикой образования Краснодарского края.

Инновационные методы развития творческих способностей учащихся

На современном этапе развития общества происходят глубокие социальные и экономические преобразования. Научно-технический прогресс, условия рыночной экономики накладывают свой отпечаток на все сферы деятельности человека. В связи с этим выдвигаются повышенные требования к уровню творческих способностей личности, умеющей самостоятельно решать разнообразные задачи, встающие в процессе профессиональной деятельности и подготовки к ней. Проблема целенаправленной подготовки к творческой деятельности учащихся сложна и многогранна. Это обусловлено тем, что творческая деятельность связана со многими сторонами учебного процесса, выступая одновременно как цель - в плане формирования личности, и как результат, обусловленный определенным способом организации учебной деятельности учащихся, а также как средство повышения эффективности процесса обучения.

Предмет исследования:

- инновационные методы развития в учебном процессе творческих способностей учащихся как ведущих профессиональных качеств личности, обеспечить ориентацию учащихся на активизацию творческой деятельности;
- использовать при подготовке к активной творческой деятельности интеграцию основ гуманитарных дисциплин, производственно-технические ситуации и задачи поисково-исследовательского   характера;
- отобрать и задействовать в учебном процессе инновационные методы (средства, организационные формы и педагогические технологии), обеспечивающие развитие творческой активности учащихся;
- обеспечить эмоциональное восприятие творческой деятельности посредством диалогического общения педагогов и учащихся, учитывающих психологические особенности подросткового возраста;
-обосновать и осуществить отбор тестов для педагогической и
психологической диагностики личности

Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.

     Получается, что все должны стать творцами. Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко….

Наше время – это время перемен.

Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия   и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Цель средней школы - дать ученику минимальный набор знаний, необходимый человеку в обыденной жизни, при общении с другими людьми, для получения необходимой профессии.

Поэтому целью моего образовательного процесса школе, прежде всего, является подготовка учащегося, способного к самообразованию, имеющего развитое творческое деятельности, стремление к непрерывному профессиональному совершенствованию и имеющего желание и умение применять полученные знания в общественной практике.

Вот это направление в работе и является главным в моей работе. Вот потому, мы столь значимо рассматриваю вопрос формирования творческих способностей учащихся.

Исходя из вышеизложенной, я формирую основные цели:

создание творческой атмосферы путем:

- актуализации изучаемого материала, его направленности на цели, осознаваемые учеником как полезные для него лично;

- введения системы индивидуальной работы учащихся, кружковой работы;

- участия в научной работе и техническом творчестве;

- работы с одаренными детьми;

- компьютеризации обучения.

Но, необходимо помнить, что

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию 

Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленная целенаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей.

 Я определяю следующие виды стимуляционной развития:

- соблюдение принципа "права на ошибку";

переход к учету динамики успехов каждого школьника, т.е. сравнение новых успехов ученика с прошлыми успехами того же ученика, а не сравнение друг с другом;

- оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы как в урочной, так и во внеурочной деятельности;

- познание явлений и законов природы и общества на уровне сущностей.

Теоретические положения по проблеме развития творческих способностей выводили в своих трудах наши отечественные ученые: Б.М.Теплов, Р.С.Немов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Лук, Я.А.Пономарёв и многие другие.                                                                                                  

        Особенностям становления личности подростка, их влиянию на процесс развития творческих способностей были посвящены работы И.Ю. Кулагиной, Н.С. Лейтеса, Р.С. Немова,  Л.С.Выготского                                                                                                                                                                                                                                                                        

С педагогической точки зрения эту проблему исследовали И.Я. Лернер, Н.С. Щуркова, В.А. Левин, А.А. Мелик-Пашаев.

Основная цель образования сегодня - создание адаптивной окружающей среды для развития природосообразных качеств личности. Результаты академических знаний – все менее и менее важный показатель образования.

Элементы педагогических технологий, направленных на развитие творческих способностей школьников

Природные задатки превращаются в способности только в деятельности, что творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются деятельностью. Менее известно, что не всякая деятельность способствует развитию способностей вообще, а тем более творческих. Развитие способностей происходит только в том случае, если деятельность связана с положительными эмоциями.

  1. Необходимость внутренней мотивации учения. Только на ее основе возможно успешное развитие способностей, создание благоприятных возможностей для развития одаренности. Основное отличие интеллектуально одаренных детей от обычных - высокая умственная активность, потребность к умственной работе, к познанию (Н.С.Лейтес).
  2. При "субъект - субъектных" отношениях учителя и учеников начинать урок надо с постановки цели урока, но не цели обучающей деятельности учителя, а цели познавательной деятельности ученика! Только в этом случае цель воспринимается как проблема, которая будучи реально субъективной, для ученика выступает как объективная.
  3. Существенным элементом для любой обучающей модели обучения является рефлексия. Ученики должны знать себя, свои способности, интересы и стиль познания с тем, чтобы "найти себя", свое место в жизни

      4 Другой способ развития творчества основан на дифференциации по широте и глубине изучаемого материала. Это так называемая обогащенная программа обучения, качественно новое содержание образования, специальные программы обучения одаренных детей творчеству, формирование лидерства, умения общаться и других качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности.

Как на сегодняшний день на практике реализуется цель – развитие творческих способностей учащихся?

Эта цель реализуется с помощью внедрения в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения (имеется в виду и педагогические, и компьютерные технологии,), создание дифференцированного, личностно-ориентированного процесса обучения (это и система индивидуальной работы учащихся, обучение учащихся  спецдисциплинам по авторским программам, участие в научно-исследовательской работе каждого ребенка (в рамках исследовательского практикума), Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя.

        Как же на практике проявляется творчество учителя в его методической   системе?  Прежде всего, я считаю, сам учитель должен правильно понять цели обучения, а его творчество проявляется в умении приложить эти цели к своим условиям работы. Это, как показывает практика, требует учёта множества факторов. Естественно, это и уровень обученности и развития учащихся, и прогнозирование трудностей, и умение наметить перспективы развития для каждого ученика, то есть  дифференциация целей, и преобразование и оригинальная формулировка задач на каждом этапе обучения.

        Если говорить о применительно к содержанию обучения, то учитель должен прежде всего хорошо знать содержание учебника. Его творчество проявляется здесь в умении увязать предлагаемую ему тематику с ситуациями общения, то есть максимально приблизить учебный материал к жизни. К активным формам урока с учётом психолого-педагогических особенностей развития учащихся  относятся  ролевые игры, уроки-конкурсы, уроки-викторины, разработку и защиту проектов по теме. уроки-спектакли, а так же уроки-конференции, пресс-конференции, урок-диспут, урок-экскурсия или заочное путешествие, урок-телемост, урок  - смотр знаний и другие. Но, конечно же, учителю необходимо уметь разграничивать эти уроки и знать специфику каждого из них, владеть методикой их подготовки и технологией проведения.

Базовая модель урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся(возможные элементы)

Человеческая уникальность самым тесным образом связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения.

Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а следовательно, само ее появление есть уже появление чего-то нового, и реализация уникальности каждой человеческой индивидуальности - это и есть творческий акт.

Таким образом, творческие проявления ребенка - это те его проявления, в которых ему удалось реализовать свою уникальную индивидуальность. 

Чтобы любой урок (факультатив, занятие) был направлен на развитие творческих способностей учащихся и реализовал их, учителю необходимо при его проведении ориентироваться на следующие принципы:

1. Принцип «пользователя».

Учитель должен пользоваться современными педагогическими развивающими технологиями, ориентированными на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности как процесса своего развития в целом: и телесного, и эмоционального, и интеллектуального, и личностного, и духовно-нравственного.

2.  Принцип «принятия другого».

Согласно данному принципу учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими, уже сложившимися особенностями. Это означает, что отношение ученик - учитель уже не может строиться по логике объект-субъектного взаимодействия.

3. Принцип «проектирования и реализации» образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся.

4. Принцип «самосознающей позиции», т.е. умение встать в рефлексивную (самосознающую) позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить.

5. Принцип «сотрудничества».

Обязательные условия проведения урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся, можно сформулировать следующим образом.

        1. Учитель должен принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и пластической форме, в форме поведения и реакции на другого человека).

            2. Необходимо обеспечить независимость выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.

            3. Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.

          4. Непременным условием проведения урока является положительная поддержка личности каждого ребенка.

  1.    Во время урока (занятия) исключается всякая критика личности и деятельности детей.

    6. Следует шире использовать в учебной деятельности повседневный опыт детей.

Основная задача такого урока - помочь раскрыть собственные возможности ученика.

        Таким образом, на основании проведенного краткого анализа образовательного процесса выявлены следующие внешние педагогические условия, необходимые для проявления и развития творческих способностей:

  • Наличие информационно обогащенной, нерегламентированной, разнообразной познавательной среды с демократическими отношениями для поддержания интереса; творческой атмосферы, обеспечение оптимальных условий для реализации возможностей каждого ребенка.
  • Раскрытие возрастных и индивидуально-личностных особенностей и их максимальный учет в учебно-воспитательном процессе через дифференциацию обучения на основе личностно - деятельностного подхода.
  • Наличие образцов творческого поведения.

  • Мотивационное управление (метод мотивации в управлении) со стороны учителя.
  • Гибкая диагностическая система взаимосвязи «учитель-ученик» (разные методы этой системы) для оперативного получения информации об уровне усвоения учебного материала (ЗУН).
  • Высокая организация и взаимообусловленность всех звеньев учебно-воспитательного процесса, его непрерывность, направленность на развитие творческих способностей.
  • Комплексный подход к выявлению и развитию творческих способностей учащихся.

Этапы и мероприятия реализации программы:

1 этап (2021-2022 годы): организационно- диагностический

Задачи:

  -изучение нормативной базы;

 -разработка проекта работы с одаренными обучающимися;

  -проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, выставок детского творчества;

 -изучение материально-технических, педагогических условий для успешной реализации программы.

Создание:

  -банка данных по одаренным детям;

  -банка творческих работ, обучающихся;

  -банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

 -рекомендаций по работе с одаренными детьми.  Организация:

-выявление одаренных детей;

-системы дополнительного образования;

-внеклассной работы по предмету;

-индивидуальных занятий с одаренными детьми.

2 этап (2022-2025 годы): внедренческий (практический)

Цель: апробация системы работы с одаренными обучающимися.

Задачи:

 -диагностика склонностей, обучающихся;

 -разработка психолого-методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников, конкурсов, конференций, фестивалей;

 -проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, выставок детского творчества;

 -систематизация мероприятий по работе с одаренными детьми;

 -формирование отдела методической библиотеки школы по работе с одарёнными детьми;  

 -адаптация учебных программ, факультативов, элективных курсов;

 -повышение квалификации педагогов.  

3 этап (2025-2026 год): обобщающе аналитический

Цель: подведение итогов работы с ОД.

Задачи:  

-анализ итогов реализации программы;  

-достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе;

-коррекция затруднений педагогов в реализации программы;  

-создание портфолио ОД;

-обобщение результатов работы школы.

Раздел II. Реализуемость инновационной образовательной программы: Модель будущего инновационного продукта как результата реализации инновационной образовательной программы. План разработки и адаптации данного инновационного продукта.

1. Готовность образовательного учреждения к реализации программы.

1.1. Аналитико-прогностическое обоснование программных изменений.

На пути к реализации инновационной программы явился стратегический анализ факторов образовательной ситуации ОУ с тем, чтобы оценить готовность ОУ к реализации инновационной образовательной программы, а также уровень информированности педагогов о состоянии школьной системы образования. Развитие ОУ в значительной мере зависит от факторов внешней среды как благоприятных, так и имеющих потенциальные угрозы для развития ОУ (табл.1).

Таблица 1

Благоприятные факторы

Потенциальные угрозы

Интеграция в международное образовательное пространство как следствие глобализации мира

Отсутствие координирующего органа для развития международных образовательных проектов

Поддержка статуса и имиджа школы со стороны государства (пять направлений развития школьного образования)

Традиционное сопротивление педагогов нововведениям.

Медленный характер введения стандартов

Изменения (в лучшую сторону) демографической и миграционной ситуации, как следствие - приток в школу новых учеников

Старение педагогических кадров. Сложность адаптации детей-мигрантов

Стремление учащихся и родителей к достижению высокого статуса в обществе благодаря качественному образованию

Непопулярность рабочих профессий у выпускников

Создана система дополнительного образования обучающихся, реализуется комплекс мероприятий по развитию их таланта, направленных прежде всего на развитие творческой одарённости ребёнка

Проблема неравномерного развития талантливых детей: с одной стороны, высокие результаты ЕГЭ, с другой, низкая доля победителей региональных, всероссийских и международных конкурсов

Расширение экономической самостоятельности школ

Недостаточная поддержка инноваций в образовании

Компьютеризация ОУ, широкие возможности Интернет ресурсов, дистанционного обучения

Немотивированность большей части педагогов к компьютерной грамотности

Внутренние факторы, влияющие на развитие школы

Таблица 2

Позитивные факторы

Негативные факторы

Сформированная система качества образования и его оценки в общем и дополнительном образовании

Отсутствие институтов общественно- государственной системы оценки качества образования Слабая интеграция в международные системы оценки качества

Высокая квалификация педагогических кадров Традиции непрерывного повышения квалификации

Гендерное «неравновесие» кадров Увеличение доли работающих педагогов и руководителей пенсионного возраста

Увеличение средств на развитие инфраструктуры образования

Значительная дифференциация по инфраструктуре

Разработанность нормативно-правовой базы для деятельности в современных экономических условиях

Недостаточная квалификация работников финансово-экономического блока для развития системы

Развитие общественно-государственного управления: Попечительские советы, Родительские советы и др.

Низкая ответственность родителей за воспитание и образование детей

Формирование «модной» тенденции на здоровый образ жизни

Формирование вредных зависимостей среди молодёжи: курение, алкоголизм, наркомания

Наличие организационно-правовых возможностей развития дополнительного образования

Значительный износ основных фондов системы дополнительного  образования в каждой школе

Модернизация инновационного движения

Формализация инноваций

1.2. Оценка связи инновационной образовательной программы с уже существующей программой развития школы и ее образовательной программой.

Данная инновационная программа базируется на основных положениях программы развития школы: модернизация и инновационное развитие, качество, эффективность, доступность, открытость, конкурентоспособность.

Цель развития системы образования школы – опережающее развитие; обеспечение изучения не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем; обеспечение равенства и доступности качественного воспитания и образования для разных и равных детей, граждан Краснодарского края, и интеграции в российское и международное образовательное пространство при сохранении лидирующей позиции в России.

1.3. Наличие необходимых для реализации программы структурных подразделений ОУ и научной поддержки.

1. Функции научно-методического совета:

-  определение приоритетных направлений образовательной деятельности;

- организация и проведение семинаров по проблеме работы с одаренными и талантливыми детьми;

-регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы;

-корректировка составляющих элементов программы; разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных и талантливых детей; подготовка методических рекомендаций по программе;

-разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одаренными и талантливыми детьми; определение критериев эффективности реализации программы;

-координация действий педагогов, работающих с одаренными детьми; анализ и обобщение результатов программы.

2. Функции методических объединений и кафедр:

- разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету через МО учителей;

- разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы;

-подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей через МО;

-обобщение и систематизация результатов деятельности методических комиссий по проблеме; обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся.

3. Организация и содержание воспитательной работы:

-воспитание учащихся на принципах общечеловеческой гуманистической морали; формирование национального самосознания;

-формирование духовной культуры, обусловленной традициями семейного воспитания; формирование высокой религиозной культуры;

-развитие у одаренных и талантливых детей чувства ответственности за сохранение национальных и общественных ценностей, реализация «диалога культуры»;

-обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных и талантливых детей;

-опора на принципы гуманизма как основу воспитания одаренных и талантливых детей;

-освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса на идеях личностно-ориентированного подхода;

- философско-мировоззренческая подготовка одаренных и талантливых детей как основа определения личной программы жизни;

-ориентирование на индивидуальные программы развития творческой личности одаренных и талантливых детей.

Необходимая научная поддержка обеспечена со стороны научного руководителя ОУ, ИМЦ района, РОО, АППО, Администрации района, Комитета по Образованию, партнеров школы.

1.4. Оценка существующей образовательной среды, обеспечивающей реализацию программы.

Учитывая то, что понятие «образовательная среда» очень емкое, оценим только некоторые ключевые моменты образовательной среды, способствующие планомерной реализации инновационной образовательной программы:

1.Функциональные обязанности учителей, работающих с одаренными и талантливыми детьми: 

-организация и проведение занятий с одаренными и талантливыми детьми;

-разработка, корректировка, усовершенствование индивидуальных программ для работы с одаренными и талантливыми детьми;

-мониторинг результативности занятий с одаренными и талантливыми детьми;

-организация индивидуальной работы с одаренными и талантливыми детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, фестивалям, конкурсам, викторинам школьного, районного, краевого и всероссийского уровня;

 -организация и контроль за знаниями одаренных и талантливых детей, выполнение учебных программ;

-контроль за выполнением индивидуальных образовательных программ одаренных и талантливых учащихся;

-обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными и талантливыми детьми; творческие отчеты по предметам в рамках реализации программы;

-подготовка материалов методических рекомендаций по организации работы с одаренными и талантливыми детьми.

2. Организация и содержание учебного процесса в аспекте реализации программы: 

- ориентация на достижения в области экономических, физико-математических знаний как основы современного физико-математического, экономического и естественно- научного образования;

-опора на интегрированное обучение как условие успешной адаптации личности в современном информационном поле;

-создание авторских программ и концепций на основе федеральных с учетом реализации идей программы, с включением их в вариативную часть учебных спецкурсов, факультативов, кружков;

-ориентация платных дополнительных услуг на работу с одаренными и талантливыми детьми, отработка механизма их функционирования;

-ориентация на научно-исследовательскую деятельность учащихся в рамках реализации программы научного общества учащихся;

-разработка и внедрение новых педагогических технологий оптимизации учебного процесса;

-учет особенностей индивидуального развития одаренных и талантливых учащихся, их интересов и склонностей;

-обеспечение соответствующих условий для физического и морального развития одаренных и талантливых детей;

-изучение модульно-развивающей системы обучения в аспекте реализации программы.

3. Учитель в системе реализации инновационной образовательной программы: 

-наличие собственной педагогической концепции;

-профессиональная компетентность; высокая теоретическая подготовка;

-активная научно-методическая деятельность (разработка, корректировка программы, методических рекомендаций, публикации и т.д.);

-высокая коммуникативная культура и наличие творческих способностей;

-эмоциональная стабильность, целеустремленность, адекватная самооценка, умение объективно оценивать успехи одаренных и талантливых детей;

-знание возрастной психологии, стремление к самообразованию и самосовершенствованию;

-требовательность и умение найти подход к «нестандартным» детям;

-высокий уровень интеллектуально-духовного развития, эрудированность;

-доброжелательность, чуткость, педагогический такт; наличие организаторских способностей.

4. Семейные аспекты развития одаренного ребенка и реализация программы: 

-учитывать одаренность как сложное явление в психофизиологическом, интеллектуальном и социальном развитии личности учащегося;

- учитывать личностные и возрастные особенности одаренных детей;

-создать условия для освоения для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я – концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одаренного ребенка;

-оказать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.

5. Социально-психологическое обеспечение программы: 

-разработка пакета документов с целью определения способностей, склонностей одаренных и талантливых детей и создание условий их поддержки;

-создание банка данных с содержательными характеристиками одаренных и талантливых детей;

-разработка и внедрение индивидуальных образовательных и воспитательных программ;

-создание психолого-развивающего пространства как наиболее благоприятного для реализации программы;

-обучение одаренных и талантливых детей навыкам поддержки психологической стабильности и психорегуляции;

-формирование умения адаптироваться в социально-значимой среде (семья, педагоги и т.д.);

-формирование навыков творческого саморазвития;

-организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.

6. Материально-техническое обеспечение реализации программы: 

-комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой в связи с реализацией идеи программы;

-оснащение кабинетов необходимым современными ТСО;

-компьютеризация образовательного процесса с целью создания банка данных;

-обеспечение необходимым оборудованием и материалами для организации работы кружков, секций, клубов и т.д.

-формирование системы внебюджетных средств для материального поощрения одаренных детей, добившихся наиболее значимых результатов в научно- исследовательской деятельности.

 Организация международных связей в рамках реализации:

- разработка и реализация программы сотрудничества по программе «Работа с одаренными и талантливыми детьми» со странами ближнего и дальнего зарубежья;

-участие в международных проектах, реализуемых краевым комитетом по образованию Краснодарского края.

2. Ресурсное обеспечение реализации инновационной образовательной программы. 

Школа не обладает необходимыми ресурсами для реализации программы.

2.1. Кадровый потенциал. 

В ОУ работает высококвалифицированный, стабильный, сплоченный педагогический коллектив, мотивированный на участие в реализации инновационной образовательной программы и уже включившийся в ее разработку и реализацию.

2.2. Информационный ресурс. 

Сайт ОУ, кейс РРЦ ОУ на кейс-портале районной системы образования, блоги, форумы, представительство в социальных сетях. В ОУ сформирован банк данных об уровне и качестве деятельности ОУ, проводится мониторинг образовательных потребностей.

2.3. Социальный ресурс. 

Ученическое и родительское сообщества поддерживают программу и будут способствовать реализации ее направлений.

Недостающие материальные ресурсы предусмотрены сметой расходов.

3. Полнота и последовательность инновационной образовательной программы.

3.1. План действий по реализации программы.

Что будем менять?

1. Изменения в организации образовательного процесса, предполагающие: 

-усиление внимания к внутренней мотивации обучающихся (триада «я хочу», «я могу», «я должен»);

-увеличение количества творческих, поисковых заданий при снижении количества репродуктивных упражнений;

- организацию работы микро и макрогрупп, ориентированных на процессы социализации школьников в учебной деятельности;

-предоставление обучающимся права выбора (выбор того или иного учебного предмета или уровня его изучения, выбор направления профессиональной подготовки, детского творческого объединения и пр.).

2. Направления поддержки одарённых и талантливых детей:

- включение школьников в исследовательскую и проектную деятельность путём вовлечения их в работу научного общества учащихся;

-индивидуальные консультации;

-дифференциация образовательного процесса для различных групп обучающихся.

Организация обучения происходит по принципу групповой дифференциации. Учебные занятия проходят в форме лабораторных, практических работ, зачётов, семинаров, конференций, «погружений в предмет» и т.д. Месячники различных учебных предметов, олимпиады, конференции. Школьники регулярно принимают участие в престижных российских и международных конференциях и турнирах.

- систематически обновляется банк данных «Одарённые и талантливые дети»;

-ведётся мониторинг достижений учащихся, что помогает своевременно выдвигать кандидатуры обучающихся на получение различных стипендий и премий.

В целях стимулирования одарённых учащихся в школе: проводятся внутри школьные чествования победителей олимпиад и конкурсов;

- осуществляется выдвижение кандидатов на получение федеральных и региональных грантов для одарённых детей;

- организуется презентация исследовательских работ школьников, в том числе с привлечением различных печатных и электронных средств массовой информации.

Роль администрации заключается не только в создании условий для работы, максимально отвечающих поставленным требованиям, но и в отборе учителей, склонных в работе с одарёнными и талантливыми детьми. Для стимулирования педагогических кадров и повышения качества работы с одарёнными и талантливыми детьми в школе:

-выплачиваются разовые денежные вознаграждения педагогам;

-используются различные формы морального стимулирования учителей (объявление благодарностей, вручение дипломов и грамот, чествование педагогов и пр.);

-устанавливаются постоянные доплаты учителям, имеющим победителей и призёров олимпиад и состязаний различного уровня;

-осуществляется выдвижение учителей, эффективно работающих с одарёнными и талантливыми детьми, на присвоение почётных знаний и повышенных квалификационных категорий;

-осуществляется система непрерывного внутрифирменного обучения (см. приложение № 1) Для оценки качества руководства исследовательскими работами школьников в ОУ ведётся мониторинг деятельности научных руководителей.

3. Переход от идеи «государственный контроль качества образования» к идее «общественно – государственное качество образования»: «доступность качества» (содержание образования и качество образования в соответствии с новыми образовательными стандартами, результаты и достижения: ЕГЭ – портфолио – проекты – олимпиады; успешность обучающихся. Контроль качества на каждой ступени; новые модели организации образовательного пространства и реализации образовательных стандартов.

 4. Переход от задачи «разнообразие в неформальном образовании» к задаче «воспитание неформальным образованием»: «неформальное образование». Направление включает, в том числе и поиск, «выращивание» и сопровождение одарённых детей.

 5. Дополнение принципа «доступность качества» принципом «качество доступности»: «равные и разные»: создание равных условий получения качественного образования каждым ребёнком, в том числе одарённым и талантливым.

6. Переход от принципа, желаемого «сохранение здоровья в школе» к принципу необходимого и обязательного «сохранения здоровья в школе»: «здоровье в школе». Формирование философии «здоровая школа – в здоровье каждого».

Векторы изменений

От знаниевой парадигмы обучения - к парадигме развития, самоопределения и самореализации личности.

От отрицательных мотивов избегания неприятностей -  к комплексной положительной мотивации успеха, познавательного интереса, самовоспитания, общения.

От традиции учебной деятельности - к организации всей жизнедеятельности школьника, обеспечивающей полноценное проживание им каждого периода детства.

От знаний, умений и навыков - к формированию личностных и предметных компетенций.

От традиционных методик - к современным образовательным технологиям гуманитарного и деятельностного характера.

 От организации школьного пространства - к созданию комфортной образовательной среды, обеспечивающей активность и успех каждого ребёнка, в том числе и «одарённого».

От традиционных отношений «учитель – ученик», «учитель – родитель» - к отношениям сотрудничества и социального партнёрства всех субъектов образования.

4. Мониторинговое сопровождение процесса реализации инновационной образовательной программы.

4.1. Система критериев и показателей эффективности реализации инновационной образовательной программы

В ОУ разработана система критериев и показателей эффективности реализации инновационной образовательной программы, способствующая оптимизации процесса управления. Речь идет об обосновании, выборе и реализации мер, позволяющих получить высокие результаты при минимальных затратах времени и усилий со стороны всех участников образовательного процесса. Педагогический мониторинг – один из инструментов управления как динамичная система отслеживания результативности и прогнозирования деятельности учителя в работе с одаренными и талантливыми детьми. Мониторинговые исследования:

-помогают каждому участнику инновационной образовательной программы осмыслить собственную деятельность;

-определяют, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, используемые в процессе обучения и воспитания одаренных и талантливых детей;

-насколько они адекватны целям образовательного процесса и возрастным особенностям одаренных и талантливых детей.

4.2. Модель мониторинга и механизмы принятия своевременных управленческих решений

Модель мониторинга предполагает:

- набор показателей мониторинга должен быть ограниченным и постоянным в течение установленного периода;

- показатели должны носить рамочный характер;

-периодически (не реже одного раза в год) должна осуществляться коррекция используемого набора показателей.

 Для успешного внедрения педагогического мониторинга в практическую деятельность ОУ обязательно соблюдение трех этапов: подготовительного, практического и аналитического.

На подготовительном этапе: 

-определены объекты мониторинга;

-установлены сроки представления информации;

-назначены ответственные за сбор информации;

-осуществлена разработка единого инструментария в форме «мониторинговых карт»;

- создана примерная модель внутри школьного мониторинга, включающая показатели, критерии, методы и средства мониторинга, сроки представления информации и список ответственных лиц.

В ходе практического этапа отрабатывается технология:

-«запуска» мониторинга;

-сбора информации;

- «свертывания» ее на различном уровне – от учителя до руководителя школьного методического объединения, от руководителя школьного методического объединения до заместителя директора по УВР (НМР), от классного руководителя до заместителя директора по воспитательной работе, от заместителей директора до руководителей школы.

Аналитический этап предусматривает: 

-систематизацию информации;

-анализ информации;

-принятие управленческих решений Точность, своевременность, объективность, полнота, структурированность и синтез – те требования, без которых мониторинг не может быть эффективным.

4.3.Система информационного сопровождения.

 В ОУ педагогический мониторинг представляет комплексную информационную систему по следующим направлениям:

-диагностика качества обученности одаренных и талантливых детей;

-диагностика уровня профессионального мастерства учителей, работающих с одаренными и талантливыми детьми;

-медицинская диагностика;

-анализ социальных условий;

-анализ учебных программ; психодиагностика;

-анализ содержания образования (учебных программ и их выполнения);

-анализ технологий (урок, внеклассное мероприятия, педсоветы);

-уровни воспитанности; диагностика ресурсов (кадры, материально-техническое оснащение.

4.4.Участие в мониторинге учащихся, родителей, общественности.

 Модель мониторинга предполагает создание единого информационного пространства для всех участников образовательного процесса. Решение этой задачи требует сбора и обработки большого количества информации, что связано со значительными временными затратами. Практически осуществить сбор, обработку и передачу информации можно с помощью современных информационных технологий, велика также роль участия в мониторинге учащихся, родителей, общественности.

Финансовая смета, необходимая для реализации

инновационной образовательной программы

  1. Ожидаемый результат от реализации программы

В итоге реализации Программы будут созданы условия для воспитания и обучения одаренных детей:

1. Создание общей психолого-педагогической концепции обучения и развития одаренных детей.            

2. Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности.      

 3. Повышение ответственности учителей, социально-психологической службы школы при организации работы с одаренными детьми.      

4. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.            

 5. Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми.              

6. Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.      

7. Повышение качественных показателей успеваемости обучающихся.      

8. Увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

 

1. Количественные и качественные показатели участия школьников в олимпиадах разного уровня и творческих конкурсах.

2. Положительная динамика проявления интереса обучающихся к исследовательской деятельности.

3. Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности.

4. Рост профессионального мастерства учителей, работающих с одарёнными детьми.

5. Уровень социальной успешности выпускников.  

Критериальная база    

Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность проекта определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В поисках приключений

В поисках приключений (конкурсная программа, посвященная 23 февраля)Цели: воспитывать в детях чувства патриотизма, мужества;развивать внимание, наблюдательность; формировать положительный о...

Заседание №1 клуба "Поиск" (НОУ)

Первое заседание НОУ проводится в начале октября месяца, где члены клуба, руководители секций, эксперты и консультанты сообща выбирают название школьного научного общества, девиз и эмблему. Рассматрив...

конспект урока по теме Футуризм как литературное течение. Поиск новых поэтических форм русскими футуристами.

Урок углубляет  понятие о футуризме, обзорно познакомит с творчеством русских поэтов - футуристов; формирует навык самостоятельной   работы и совершенствует  умение пользовать...

Программа историко-краеведческого кружка "Поиск"

Представлена программа кружка....

Презентация "Поиск данных. Поиск и систематизация информации"

Презентация к уроку информатики в 10 классе по теме "Поиск  данных. Поиск и систематизация информации" для базового уровня...

Поиск данных. Условия поиска.

Тема урока:  «Поиск  данных. Условия поиска»Цели урока:Образовательные:Создать условия для усвоения и понимания понятий автофильтра и расширенного фильтра в электронных таблицах.Организовать...