Кружок "Юнармия"
рабочая программа

Чавыкина Виктория Александровна

Кружок "Юнармия"  для пришкольного лагеря улыбка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunarmiya.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность Программы

Воспитание патриотизма - любви к Родине - это одна из важнейших задач нашего общества. Любящий Родину должен любить ее не абстрактно, а прикладывая все возможные силы на ее благо. Любящий Родину должен понимать значение слова «Родина», ясно представлять себе все составляющие этого понятия.

В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны приоритетным направлением воспитательной работы с детьми сегодня становится патриотическое воспитание, которое направлено на формирование государственно-патриотического сознания юных граждан России как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Патриотическое воспитание детей и подростков в системе образования осуществляется по нескольким направлениям: спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое, трудовое и включает различные мероприятия, направленные на укрепление здоровья, развитие трудовых, физических навыков, психологической устойчивости в нестандартных условиях; комплексную подготовку к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Для эффективного решения проблем патриотического воспитания необходим именно комплексный подход, предполагающий вовлечение обучающихся, а особенно юнармейцев, в непрерывный образовательный процесс, создание соответствующей среды, обеспечивающей дальнейшее развитие патриотизма и гражданственности как духовной составляющей личности. Это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем воспитания программными методами, в том числе в условиях школьного лагеря, и об актуальности данного направления деятельности.

Актуальность программы заключается еще и в том, что деятельность созданного в 2016 году движения «ЮНАРМИЯ» в настоящее время имеет острую необходимость в методических разработках по всем основным направлениям деятельности движения «ЮНАРМИЯ» и наполнении их новыми идеями, формами и методами работы в целях дальнейшего развития движения. Школьные лагеря, по статистическим данным Минобрнауки России являются самой массовой и доступной формой проведения летнего отдыха детей и, исходя из этого данная форма взята за основу при выстраивании системы юнармейских лагерей.

Программа рассчитана на детей от 8 до 17 лет. Именно в этом возрасте у подростков появляется особая восприимчивость к усвоению способов, норм поведения взрослого человека, общая активность, готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками, стремление подростка на основе мнения другого человека осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения требования другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении.

Педагогическая идея программы

Программа предусматривает сочетание тренировочных занятий, различных игровых, развлекательных и познавательных программ, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта и знания из различных областей наук. Тренировочные занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планом основных мероприятий лагеря. Особое место отведено циклу мероприятий, посвященных формированию у подростков основы для их подготовки к достойному служению Отечеству на гражданском или военном поприще, устойчивой потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.

Основная деятельность кружка лагеря дневного пребывания «ЮНАРМЕЕЦ» направлена на развитие личности подростка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками.

Погружая ребенка в атмосферу юнармейского лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, попробовать себя в роли военнослужащего, ощутить дух коллективизма, взаимопомощи, чувство социальной ответственности; осознать себя личностью, повысить самооценку за счет приобретения новых знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций.

Основания для разработки Программы

Конвенция ООН о правах ребенка.

Конституция Российской Федерации.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.2004 г. № 170-ФЗ.

Протокол заседания коллегии Министерства обороны Российской Федерации от 27 октября 2017 г. № 22.

Письмо Министерства образования и науки России от 26 октября 2012 года                 № 09-260 «Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров)».

Решения Межведомственной комиссии по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотическому воспитанию.

Цели и задачи.

Основной целью настоящей Программы является создание условий для обеспечения полноценного отдыха детей и подростков, патриотическое и нравственное воспитание, творческое развитие, профессиональная ориентация, формирование устойчивой гражданской позиции, чувства верности Отечеству, и личной ответственности за судьбу страны.

На достижение этой цели направлены следующие задачи:

Образовательные:

  1. Создать условия для приобретения учащимися новых знаний, умений, навыков и компетенций в области естественно-географических, исторических и технических наук, физической культуры и спорта, основ безопасности жизнедеятельности.
  2. Углубить и обеспечить практическое закрепление знаний, умений, навыков и компетенций, полученных при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
  3. Расширить знания об истории, назначении и структуре Вооружённых Сил Российской Федерации, вооружении и военной технике Армии России, дать участникам лагеря необходимые знания и практические навыки о повседневной жизни и быте военнослужащих, понятие о роли воинских уставов в жизни Вооруженных Сил Российской Федерации.

Воспитательные:

  1.  Способствовать профессиональной ориентации, укреплению нравственных ориентиров и формированию положительной мотивации к профессии защитника Родины.
  2. Создать условия для воспитания у подростков гордости за свою страну, уважения к Государственным символам Российской Федерации, Вооружённым Силам, их боевым традициям.
  3. Содействовать воспитанию морально-волевых качеств.

Развивающие:

  1. Способствовать формированию у подростков социальной активности.
  2. Содействовать повышению культурного уровня учащихся, формированию навыков о правилах поведения, основах воинского этикета и выполнения воинских ритуалов.
  3. Создать условия для формирования у школьников потребности в здоровом образе жизни и желания быть полезным своей Родине.
  4. Обеспечить оздоровление подростков через активную физкультурно-оздоровительную деятельность в юнармейском лагере.
  5. Создавать условия для самореализации личности путем включения в разнообразные виды деятельности.
  6. Способствовать формированию и развитию навыков общения и взаимодействия в совместной коллективной деятельности.

Предполагаемые результаты реализации программы.

  1. Приобщение школьников к деятельности движения «ЮНАРМИЯ».
  2. Воспитание любви к Отечеству, гордости за Вооруженные Силы, привитие интереса к военной истории России, культуре, традициям и обычаям родного края, бережного отношения к природе.
  3. Профессиональная ориентация подростков.
  4. Расширение кругозора обучающихся, развитие их познавательных интересов.
  5. Укрепление физического и психического здоровья подростков.
  6. Развитие индивидуальных способностей школьников, приобщение к труду и творческой деятельности.
  7. Охват организованным отдыхом детей, находящихся в период каникул дома.
  8. Создание необходимых условий для самореализации учащихся в различных сферах деятельности.
  9. Улучшение отношений в подростковой среде. Предупреждение девиантного поведения у подростков, детской преступности, наркомании и алкоголизма. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста.

В результате выполнения образовательной программы учащиеся должны:

Знать:

- героическую историю Российского государства, Государственные символы Российской Федерации;

- историю создания Вооруженных Сил РФ, их основные традиции;

- структуру, задачи, историю, традиции, и правила Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ»;

- назначение и устройство основных видов стрелкового оружия, стоящего на вооружении Российской Армии;

 - порядок подготовки вооружения и правила ведение огня из стрелкового оружия. Ведения огня из автомата Калашникова с места;

 - боевые и технические характеристики основных образцов военной техники;

- основы тактической подготовки и тактико-специальной подготовки;

-приемы и правила выполнения действий солдата в бою;

- права и обязанности военнослужащих;

 - нормы и правила повседневной жизни и быта военнослужащих;

-гигиенические нормы и правила здорового образа жизни.

Уметь:

- вести огонь из стрелкового оружия;

- выполнять строевые приемы;

- правильно ориентироваться на местности;

- действовать на поле боя;

 - показать свою физическую подготовку и военную выправку.

Иметь представление:

- о возможностях человеческого организма;

- о боевых и технических  характеристиках боевой техники;

- об основах общевойскового боя;

- об организации и тактике войск (в зависимости от принадлежности воинской части, участвующей в проведении лагеря к тому или иному виду, роду войск).

Программа выполняет следующие функции:

социально - коммуникативная - находясь в лагере, подросток включен во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формируются навыки общения в коллективе;

воспитывающая – проявление и формирование морально-волевых качеств личности в различных моделях жизненных ситуаций;

развивающая - создание условий для развития положительных качеств, активизация резервных возможностей личности;

обучающая - развитие умений и навыков: внимание,  память, общение;

развлекательная - создание благоприятной атмосферы пребывания в лагере;

оздоровительная - направлена на отдых и укрепление здоровья через спортивные состязания и другие виды деятельности на свежем воздухе.

Содержание деятельности юнармейского отряда по Программе «ЮНАРМЕЕЦ» имеет несколько направлений:

  1. «Служить России». Сущность направления: формирование патриотизма, чувства гордости за свою страну и ее Вооруженные Силы. Воспитание уважения и почтительного отношения к символам Российской государственности, к защитникам страны, патриотического отношения к родному краю, школе. В рамках направления реализуются мероприятия, связанные с привитием подросткам стремления служить Родине, осознанием школьниками своей причастности к истории народа и осмыслением понятий – честь, долг, ответственность, гордость, гражданственность.
  2. «Моя семья в судьбе страны». Сущность направления: воспитание любви к «малой родине», знакомство с традициями семьи, школы, города, изучение истории страны через историю своей семьи. Реализация мероприятий предполагает участие в данном направлении родителей и старшего поколения юнармейцев.
  3. «Зеленый дозор». Сущность направления: формирование бережного и ответственного отношения к природе как к общему дому. Обучение туристским навыкам, выживанию в природной среде. В ходе реализации мероприятий дети привлекаются к практической работе по сохранению красоты и богатства природы (экологические десанты, очистка территории школы от мусора, туристские походы).
  4. «В здоровом теле – здоровый дух». Сущность направления: реализация физкультурно-оздоровительных мероприятий, связанных с развитием у подростков стремления вести здоровый образ жизни. В ходе реализации мероприятий дети осознают значение физических упражнений, познают особенности своего организма, способы профилактики простудных заболеваний и нарушения зрения, приобщаются к культуре гигиены.
  5.  «Тимуровец XXI века». Сущность направления: предусматривается проведение добрых дел, акций, воспитание бережного отношения к ближним, помощь ветеранам и семьям погибших при защите Отечества, уход за мемориальными объектами.

Список литературы

  1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере, М. 1998
  2. Аронов А.А.  Воспитывать патриотов. – М. Просвещение, 1989.
  3. Алгазин Д.А. Воспитание  юных патриотов: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979.
  4. Балашов Р.В., Лутовинов В.И.   Военно – патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе: история и современность. – М.: ДОСААФ России, 2010.
  5. Бачевский В.И., Наумов С.В. Военно-патриотическое воспитание учащейся  молодежи: Учебно-методическое пособие.- Н.Новгород, 1999.
  6. Бачевский В.И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебное пособие.- М: Военные знания, 2001.
  7. Вырщиков А.Н. Психолого-педагогические основы формирования готовности к защите Родины: Материал
  8. Директор школы журнал 2010 год
  9. «Дети плюс…» из опыта реализации педагогических программ ДОЛ регионов РФ.- Анапа, 2003
  10. Кулаченко М.П. Учебник для вожатого-Ростов н/Д: Феникс,2008.
  11. Лутовинов В.И., Титов Э.А. Организационно – методические основы военно – патриотического  воспитания в ДОСААФ России. – М.: ДОСААФ России, 2012.
  12. Материалы журналов « ПедСовет»  2002-2008 г.
  13. Методика строевой подготовки. Под ред. В.В. Апакидзе – М., Воениздат, 1979 г
  14. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации – М.: Анкил, 2013
  15. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации,                     М.: Воениздат, 2014
  16. «Педагогика временного детского коллектива», учебное пособие. — Владивосток, 2002
  17. Пособие по методике проверки начальной военной подготовки молодежи. – М.: Военное издательство, 1985.
  18.  Пришкольный  летний лагерь. /Сост. С.И. Лобачёва, В.А. Великородная – М.: ВАКО, 2006
  19.  Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр
  20. Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград , Учитель, 2001
  21. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый-старт в профессию .-М., 2002
  22. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.