Кружок "Юнармия"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность Программы
Воспитание патриотизма - любви к Родине - это одна из важнейших задач нашего общества. Любящий Родину должен любить ее не абстрактно, а прикладывая все возможные силы на ее благо. Любящий Родину должен понимать значение слова «Родина», ясно представлять себе все составляющие этого понятия.
В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны приоритетным направлением воспитательной работы с детьми сегодня становится патриотическое воспитание, которое направлено на формирование государственно-патриотического сознания юных граждан России как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Патриотическое воспитание детей и подростков в системе образования осуществляется по нескольким направлениям: спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое, трудовое и включает различные мероприятия, направленные на укрепление здоровья, развитие трудовых, физических навыков, психологической устойчивости в нестандартных условиях; комплексную подготовку к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Для эффективного решения проблем патриотического воспитания необходим именно комплексный подход, предполагающий вовлечение обучающихся, а особенно юнармейцев, в непрерывный образовательный процесс, создание соответствующей среды, обеспечивающей дальнейшее развитие патриотизма и гражданственности как духовной составляющей личности. Это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем воспитания программными методами, в том числе в условиях школьного лагеря, и об актуальности данного направления деятельности.
Актуальность программы заключается еще и в том, что деятельность созданного в 2016 году движения «ЮНАРМИЯ» в настоящее время имеет острую необходимость в методических разработках по всем основным направлениям деятельности движения «ЮНАРМИЯ» и наполнении их новыми идеями, формами и методами работы в целях дальнейшего развития движения. Школьные лагеря, по статистическим данным Минобрнауки России являются самой массовой и доступной формой проведения летнего отдыха детей и, исходя из этого данная форма взята за основу при выстраивании системы юнармейских лагерей.
Программа рассчитана на детей от 8 до 17 лет. Именно в этом возрасте у подростков появляется особая восприимчивость к усвоению способов, норм поведения взрослого человека, общая активность, готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками, стремление подростка на основе мнения другого человека осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения требования другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении.
Педагогическая идея программы
Программа предусматривает сочетание тренировочных занятий, различных игровых, развлекательных и познавательных программ, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта и знания из различных областей наук. Тренировочные занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планом основных мероприятий лагеря. Особое место отведено циклу мероприятий, посвященных формированию у подростков основы для их подготовки к достойному служению Отечеству на гражданском или военном поприще, устойчивой потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.
Основная деятельность кружка лагеря дневного пребывания «ЮНАРМЕЕЦ» направлена на развитие личности подростка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками.
Погружая ребенка в атмосферу юнармейского лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, попробовать себя в роли военнослужащего, ощутить дух коллективизма, взаимопомощи, чувство социальной ответственности; осознать себя личностью, повысить самооценку за счет приобретения новых знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций.
Основания для разработки Программы
Конвенция ООН о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.2004 г. № 170-ФЗ.
Протокол заседания коллегии Министерства обороны Российской Федерации от 27 октября 2017 г. № 22.
Письмо Министерства образования и науки России от 26 октября 2012 года № 09-260 «Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров)».
Решения Межведомственной комиссии по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотическому воспитанию.
Цели и задачи.
Основной целью настоящей Программы является создание условий для обеспечения полноценного отдыха детей и подростков, патриотическое и нравственное воспитание, творческое развитие, профессиональная ориентация, формирование устойчивой гражданской позиции, чувства верности Отечеству, и личной ответственности за судьбу страны.
На достижение этой цели направлены следующие задачи:
Образовательные:
- Создать условия для приобретения учащимися новых знаний, умений, навыков и компетенций в области естественно-географических, исторических и технических наук, физической культуры и спорта, основ безопасности жизнедеятельности.
- Углубить и обеспечить практическое закрепление знаний, умений, навыков и компетенций, полученных при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
- Расширить знания об истории, назначении и структуре Вооружённых Сил Российской Федерации, вооружении и военной технике Армии России, дать участникам лагеря необходимые знания и практические навыки о повседневной жизни и быте военнослужащих, понятие о роли воинских уставов в жизни Вооруженных Сил Российской Федерации.
Воспитательные:
- Способствовать профессиональной ориентации, укреплению нравственных ориентиров и формированию положительной мотивации к профессии защитника Родины.
- Создать условия для воспитания у подростков гордости за свою страну, уважения к Государственным символам Российской Федерации, Вооружённым Силам, их боевым традициям.
- Содействовать воспитанию морально-волевых качеств.
Развивающие:
- Способствовать формированию у подростков социальной активности.
- Содействовать повышению культурного уровня учащихся, формированию навыков о правилах поведения, основах воинского этикета и выполнения воинских ритуалов.
- Создать условия для формирования у школьников потребности в здоровом образе жизни и желания быть полезным своей Родине.
- Обеспечить оздоровление подростков через активную физкультурно-оздоровительную деятельность в юнармейском лагере.
- Создавать условия для самореализации личности путем включения в разнообразные виды деятельности.
- Способствовать формированию и развитию навыков общения и взаимодействия в совместной коллективной деятельности.
Предполагаемые результаты реализации программы.
- Приобщение школьников к деятельности движения «ЮНАРМИЯ».
- Воспитание любви к Отечеству, гордости за Вооруженные Силы, привитие интереса к военной истории России, культуре, традициям и обычаям родного края, бережного отношения к природе.
- Профессиональная ориентация подростков.
- Расширение кругозора обучающихся, развитие их познавательных интересов.
- Укрепление физического и психического здоровья подростков.
- Развитие индивидуальных способностей школьников, приобщение к труду и творческой деятельности.
- Охват организованным отдыхом детей, находящихся в период каникул дома.
- Создание необходимых условий для самореализации учащихся в различных сферах деятельности.
- Улучшение отношений в подростковой среде. Предупреждение девиантного поведения у подростков, детской преступности, наркомании и алкоголизма. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста.
В результате выполнения образовательной программы учащиеся должны:
Знать:
- героическую историю Российского государства, Государственные символы Российской Федерации;
- историю создания Вооруженных Сил РФ, их основные традиции;
- структуру, задачи, историю, традиции, и правила Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ»;
- назначение и устройство основных видов стрелкового оружия, стоящего на вооружении Российской Армии;
- порядок подготовки вооружения и правила ведение огня из стрелкового оружия. Ведения огня из автомата Калашникова с места;
- боевые и технические характеристики основных образцов военной техники;
- основы тактической подготовки и тактико-специальной подготовки;
-приемы и правила выполнения действий солдата в бою;
- права и обязанности военнослужащих;
- нормы и правила повседневной жизни и быта военнослужащих;
-гигиенические нормы и правила здорового образа жизни.
Уметь:
- вести огонь из стрелкового оружия;
- выполнять строевые приемы;
- правильно ориентироваться на местности;
- действовать на поле боя;
- показать свою физическую подготовку и военную выправку.
Иметь представление:
- о возможностях человеческого организма;
- о боевых и технических характеристиках боевой техники;
- об основах общевойскового боя;
- об организации и тактике войск (в зависимости от принадлежности воинской части, участвующей в проведении лагеря к тому или иному виду, роду войск).
Программа выполняет следующие функции:
социально - коммуникативная - находясь в лагере, подросток включен во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формируются навыки общения в коллективе;
воспитывающая – проявление и формирование морально-волевых качеств личности в различных моделях жизненных ситуаций;
развивающая - создание условий для развития положительных качеств, активизация резервных возможностей личности;
обучающая - развитие умений и навыков: внимание, память, общение;
развлекательная - создание благоприятной атмосферы пребывания в лагере;
оздоровительная - направлена на отдых и укрепление здоровья через спортивные состязания и другие виды деятельности на свежем воздухе.
Содержание деятельности юнармейского отряда по Программе «ЮНАРМЕЕЦ» имеет несколько направлений:
- «Служить России». Сущность направления: формирование патриотизма, чувства гордости за свою страну и ее Вооруженные Силы. Воспитание уважения и почтительного отношения к символам Российской государственности, к защитникам страны, патриотического отношения к родному краю, школе. В рамках направления реализуются мероприятия, связанные с привитием подросткам стремления служить Родине, осознанием школьниками своей причастности к истории народа и осмыслением понятий – честь, долг, ответственность, гордость, гражданственность.
- «Моя семья в судьбе страны». Сущность направления: воспитание любви к «малой родине», знакомство с традициями семьи, школы, города, изучение истории страны через историю своей семьи. Реализация мероприятий предполагает участие в данном направлении родителей и старшего поколения юнармейцев.
- «Зеленый дозор». Сущность направления: формирование бережного и ответственного отношения к природе как к общему дому. Обучение туристским навыкам, выживанию в природной среде. В ходе реализации мероприятий дети привлекаются к практической работе по сохранению красоты и богатства природы (экологические десанты, очистка территории школы от мусора, туристские походы).
- «В здоровом теле – здоровый дух». Сущность направления: реализация физкультурно-оздоровительных мероприятий, связанных с развитием у подростков стремления вести здоровый образ жизни. В ходе реализации мероприятий дети осознают значение физических упражнений, познают особенности своего организма, способы профилактики простудных заболеваний и нарушения зрения, приобщаются к культуре гигиены.
- «Тимуровец XXI века». Сущность направления: предусматривается проведение добрых дел, акций, воспитание бережного отношения к ближним, помощь ветеранам и семьям погибших при защите Отечества, уход за мемориальными объектами.
Список литературы
- Афанасьев С.П. Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере, М. 1998
- Аронов А.А. Воспитывать патриотов. – М. Просвещение, 1989.
- Алгазин Д.А. Воспитание юных патриотов: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979.
- Балашов Р.В., Лутовинов В.И. Военно – патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе: история и современность. – М.: ДОСААФ России, 2010.
- Бачевский В.И., Наумов С.В. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи: Учебно-методическое пособие.- Н.Новгород, 1999.
- Бачевский В.И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебное пособие.- М: Военные знания, 2001.
- Вырщиков А.Н. Психолого-педагогические основы формирования готовности к защите Родины: Материал
- Директор школы журнал 2010 год
- «Дети плюс…» из опыта реализации педагогических программ ДОЛ регионов РФ.- Анапа, 2003
- Кулаченко М.П. Учебник для вожатого-Ростов н/Д: Феникс,2008.
- Лутовинов В.И., Титов Э.А. Организационно – методические основы военно – патриотического воспитания в ДОСААФ России. – М.: ДОСААФ России, 2012.
- Материалы журналов « ПедСовет» 2002-2008 г.
- Методика строевой подготовки. Под ред. В.В. Апакидзе – М., Воениздат, 1979 г
- Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации – М.: Анкил, 2013
- Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, М.: Воениздат, 2014
- «Педагогика временного детского коллектива», учебное пособие. — Владивосток, 2002
- Пособие по методике проверки начальной военной подготовки молодежи. – М.: Военное издательство, 1985.
- Пришкольный летний лагерь. /Сост. С.И. Лобачёва, В.А. Великородная – М.: ВАКО, 2006
- Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр
- Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград , Учитель, 2001
- Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый-старт в профессию .-М., 2002
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.