Кинезеология
материал
Снятие стресса, нервного напряжения, усталости у младших школьников с помощью кинезиологических упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kinezeologiya.docx | 31.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Шаховская школа – интернат»
Доклад на тему
«Снятие стресса, нервного напряжения, усталости у младших школьников с помощью кинезиологических упражнений»
Подготовила тьютор Сергеева Н.А.
г.о.Шаховская
ноябрь 2021г.
Оглавление
Кинезиологические упражнения 3
Комплекс кинезиологических упражнений. 4
5. Упражнения для развития мелкой моторики. 8
6. Глазодвигательные упражнения. 8
Введение
В последнее время много внимания уделяется проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). У детей с интеллектуальными нарушениями отмечается недоразвитие познавательных процессов, снижение концентрации внимания, работоспособности, проблемы с речевым развитием, нарушения в моторике.
Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. По мнению К. Ханнофорд, «именно двигательная активность «подкармливает» мозг информацией, идущей от окружающей среды, формируя, таким образом, понимание мира, и создает основу для развития новых интеллектуальных возможностей».
А. Л. Сиротюк указывает на то, что традиционные общепринятые психолого– педагогические методы в процессе обучения и направленной коррекции в большинстве случаев перестали давать видимые результаты. И тогда перед педагогами возникла задача найти нетрадиционные формы работы, направленные на процесс обучения и коррекции нарушений. И они были найдены.
Одним из простых и доступных методов коррекции проблем у детей с ОВЗ являются кинезиологические упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие у детей.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие коры головного мозга ребенка.
Кинезиологическими движениями в древности пользовались Гиппократ и Аристотель.
Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Существует так называемая «Гимнастика Мозга» (ГМ), упражнения которой активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью.
Программа "Гимнастика Мозга" (ГМ) была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном. Он разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как "неспособных к обучению". При помощи «Гимнастики мозга» можно улучшать эффективность обучения детей с ОВЗ.
Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют выявить и развить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга, активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в различных областях психики.
Комплекс кинезиологических упражнений.
Кинезиологические упражнения проводятся в любые режимные моменты в качестве динамических пауз. Время проведения 3-5 минут, в общей сложности это может составлять до 25-30 минут в день.
Важные моменты в проведении подобных упражнений:
- Во время образовательной деятельности проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.
- Если же предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.
- Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.
- Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.
- При более интенсивной нагрузке и значительнее изменения.
Признаки, по которым видны достижения детей таковы:
- У ребенка пропал страх отвечать перед группой детей, он стал спокойнее, увереннее в себе.
- У некоторых детей появилась готовность и желание выполнять дополнительные задания.
- Речь из бессвязной и односложной превратилась в осознанный рассказ.
- Детям стали по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала.
- Дети принимают правила сотрудничества и взаимопомощи.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
- Занятия проводятся утром.
- Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
- Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
- От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
- Упражнения проводятся стоя или сидя за столами.
В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
- Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
- Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
- Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
- При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Поэтому, уважаемые коллеги, запомните, что подвижный ребенок обучаем и не ругайте его за излишнюю двигательную активность на уроке.
- Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Растяжки.
“Дерево”
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
“Сорви яблоки”
Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
Дыхательные упражнения
“Свеча”
Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
“Дышим носом”
Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
Телесные упражнения
“Перекрестное марширование”
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
“Мельница”
Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное. Упражнения на релаксацию
“Путешествие на облаке”
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
“Колечко”
Поочерёдно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
“Кулак – ребро - ладонь”
На столе последовательно выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
“Ухо – нос”
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Глазодвигательные упражнения.
“Горизонтальная восьмерка”
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
“Глаз – путешественник”.
Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный учителем.
Массаж
1. Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.
2. Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.
Каждый вид упражнений выполняет свою роль и по-особому воздействует на организм.
Растяжки способствуют нормализации гипотонуса и гипертонуса. Дыхательные упражнения отвечают за развитие произвольности и самоконтроля, а также способствуют улучшению ритмики организма. Телесные упражнения направлены на снятие мышечных зажимов, неконтролируемых навязчивых движений и способствуют развитию прочных межполушарных связей.
Глазодвигательные упражнения служат для развития координации движения глаз и языка, создают условия для расширения восприятия и улучшения поля зрения за счет формирования межполушарных связей.
Упражнения на развитие мелкой моторики отвечают за формирование тонкой мускулатуры рук и способствуют созреванию речевых центров. Массаж ушных раковин или аурикулярный массаж регулирует мыслительную деятельность, он служит для развития внимания, повышения работоспособности.
Упражнения для релаксации направлены на снятие напряжения и служат для расслабления.
Заключение
Значение упражнений на развитие межполушарного взаимодействия для детей с ОВЗ трудно переоценить. Такие тренировки позволяют улучшить эмоциональное состояние ребенка, сделать его более стрессоустойчивым и общительным, научат проявлять творческие способности в процессе игры, а потом и в учебной деятельности. Движения, которыми дети постепенно овладевают, доказывает, что «лечение движением» - одна из доступных, мягких форм адекватной помощи детям, имеющим нарушения в развитии, направленная на перестройку неблагополучно сложившихся форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, хорошую социальную адаптацию, развитие коммуникативных навыков.
Список литературы
Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по образовательной кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.
Елисеева Ф. Г., Воронцова Ю. В. Применение кинезиологических упражнений в работе с обучающимися с нарушениями функций опорно - двигательного аппарата и легкой умственной отсталостью.
Катасонова А.В. Эффективность нейропсихологической коррекции у детей младшего школьного возраста с олигофренией легкой степени.
Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2013