«Сохранение и укрепление здоровья школьников»
статья

Статья "Сохранение и укрепление здоровья школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya_shkolnikov.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Сохранение и укрепление здоровья школьников»

Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха.
А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.
В здании нашей  школы-интернат имеется спортивный зал, кабинет ЛФК, имеющие необходимый инвентарь и оборудование, для ведения учебного процесса и внеурочной деятельности, соответствующие современным требованиям Роспотребнадзора, с эстетически оформленным озеленением, имеется внутренний туалет и канализация. Необходимый воздушно-тепловой режим поддерживается качественным проветриванием. На переменах проветриваются классы, кабинеты, в течение трех-пяти минут, а во время уроков - рекреации - 10-15 минут. До занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание учебных помещений до 20 минут. В теплые дни занятия проводятся при открытых фрамугах и форточках.
Благоприятный световой режим в школе способствует сохранению общей и зрительной работоспособности, препятствует утомлению глаз и связанному с ним расстройству зрения, в частности, формированию близорукости. В учебных помещениях отводится предпочтение люминесцентному освещению, норма освещенности 90-100 %. Следует отметить, что есть дополнительное освещение над классной доской, персональными компьютерами в кабинете информатики.
Одно из основных гигиенических требований - соответствие размеров мебели росту и пропорциям тела ребенка. Для гармоничного физического развития детей, сохранения правильной осанки и хорошей работоспособности в каждый класс приобретена соответствующая школьная мебель.
Положительное влияние на здоровье оказывает ежедневная влажная уборка кабинетов. Один раз в неделю - генеральная уборка. На важность поддержания благоприятной среды обучения указывает тот факт, что только при оптимизации санитарно-гигиенических условий в школе-интернат достигается улучшение состояния здоровья учащихся более чем на 10%.
В нашем филиале имеется медицинский кабинет в соответствии с требованиями СаНпиН. Обновляется и пополняется информацией уголок здоровья.
В школе-интернат работает сплоченный коллектив. Это профессионалы не только в учебной, но и в воспитательной работе.
Девизом работы нашей школы-интернат по сохранению и укреплению здоровья учащихся можно использовать слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель мы видим в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, воспитании культуры здорового образа жизни, в приобщении к занятиям физической культурой и спортом.
Исходя из цели, мы разработали программу «Здоровье», которая призвана реализовать основные направления деятельности школы для защиты здоровья детей и воспитания у них стремления к здоровому образу жизни.
Основными видами деятельности по программе «Здоровье» являются диагностика, профилактика и коррекция, консультирование. Она включает в себя следующие направления по формированию ЗОЖ:
- Организация учебного процесса в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
- Работа коллектива школы-интернат по социальной адаптации учащихся и сохранению их физического и психологического здоровья.
- Внеклассная работа по формированию навыков здорового образа жизни.
- Медицинское обслуживание учащихся медицинскими работниками школы-интернат. .
- Организация горячего питания.
- Сотрудничество с заинтересованными учреждениями и организациями.
Реализация работы данных направлений осуществляется с учетом результатов мониторинга здоровья, мнений и запросов всех участников учебно-воспитательного процесса.
Для эффективной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников мы проводим анкетирование участников УВП, обобщенные результаты которого позволяют администрации школы «держать руку на пульсе»: мы знаем запросы учащихся, определяем проблемы, актуальные для всех участников, возможные пути их решения. Здоровьесберегающее пространство школы включает две взаимосвязанные структуры: организацию учебного процесса и организацию воспитательного процесса.
С целью разностороннего и гармонического развития детей, обеспечения их полноценного здоровья, развития разнообразных двигательных и физических качеств, формирования убеждений и привычки к здоровому образу жизни воспитатели используют в своей работе программу валеологической направленности Т.С. Казаковцевой «Здоровье с детства». Кроме традиционных форм работы (физкультурные занятия, ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры и т.д.), прочно вошли в практику работы такие формы, как дозированная ходьба во время прогулок, дыхательная гимнастика, игровой массаж.
Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни. Педагоги и воспитатели школы-интернат используют различные здоровьесберегающие технологии: личностно ориентированные, развивающие, информационные и т.д. или их элементы в учебно-воспитательном процессе. Обязательным условием эффективности каждого урока является выполнение требований СанПиН.
Опытные педагоги всегда чувствуют момент наступления усталости учащихся и четко выполняют гигиенические требования к организации урока, это осуществляется через выбор: плотности уроков, количество и смену видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приемов, наличие эмоциональных разрядок, уместность применения ТСО, а также контроль осанки, позы, проведение подвижных физкультминуток, гимнастики для глаз, психологический климат.
На уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» учащиеся получают необходимые знания об основах безопасной жизнедеятельности человека, об опасных и вредных факторах различного происхождения, о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, для формирования конкретных навыков и моделей поведения, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Теоретические знания требуют обязательного закрепления на практике, для этого в программу ОБЖ включены такие обязательные занятия:
-ориентирование на местности и организация питания в природе для учащихся среднего звена;

Итогом всего курса ОБЖ является ежегодный «День защиты детей», на котором в соревновательной форме проверяются знания, умения и навыки, полученные в течение года.
Мероприятия, проводимые в школе по гражданской обороне и пожарной безопасности, способствуют формированию практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях, которые в жизни могут возникнуть в любой момент.
Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровый во всех отношениях человек счастлив, ибо имеет возможность совершенствоваться, получать удовлетворение в процессе учебы и труда.
Физкультурно–оздоровительное направление в школе-интернат выбрано приоритетным, это обусловлено спортивными традициями, которые сохраняет и умножает энтузиаст своего дела, учитель физической культуры. Благодаря хорошему оснащению спортивного зала сегодня наши учащиеся имеют возможность заниматься игровыми видами спорта, легкой атлетикой и лыжами. Это позволяет удовлетворить интересы учащихся, позволяет каждому раскрыть свои способности.
Учащиеся школы-интернат всегда активно участвуют в спортивных соревнованиях , праздниках, в школьных мероприятиях «Веселые старты», «Дни здоровья».

В ходе мониторинга уровня физической подготовленности учащихся можно определить не только уровень подготовленности каждого класса, но и увидеть качество работы учителя физической культуры.

Мониторинг здоровья в школе проводят совместно с медицинскими работниками классные руководители, учитель физкультуры, администрация школы-интернат. В паспорта здоровья вносятся данные о группе здоровья, группе по физической культуре показатели физического развития, а также социальные показатели. Это позволяет своевременно корректировать состояние здоровья ребенка, целенаправленно строит работу по формированию навыков ЗОЖ.
Большое значение для поддержания здоровья детей имеет питание. И к нашему большому счастью в нашей школе-интернат имеется столовая на 60 посадочных мест, которая полностью укомплектована всем необходимым технологическим оборудованием, для обеспечения горячего питания. Им было охвачено 100% учащихся В течение всего года проводится С - витаминизация. На продукты питания имеются сертификаты качества. На пищеблоке соблюдается чистота и порядок.
Экологическое воспитание направлено на формирование у учащихся бережного отношения к окружающей среде. Здоровый человек может жить лишь в экологически чистом окружении. Ученики с удовольствием участвуют в экологических десантах, очищают и благоустраивают родники на территории села. Весной этого года учащимися и учителями был посажен яблоневый сад.
В заключение, хочу сказать, наша работа по сохранению и укреплению здоровья детей должна быть основана на совместной деятельности всех заинтересованных структур, и это будет способствовать только тому, чтобы «драгоценное произведение природы» развивалось, было здоровым, сильным и умным. Ну а нам, учителям, очень важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основываясь на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям учащихся. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медведева В.Н. ГБОУ СО «Богдановичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», г. Богданович Влияние здоровьесберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья школьников Современное традиционное состояние си

Медведева В.Н.ГБОУ СО «Богдановичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», г. Богданович Влияние  здоровьесберегающих   технологий  на сохранение...

Сохранение и укрепление здоровья школьников

  Количество детей, посещающих спортивные кружки  Распределение детей по группам здоровья   Профилактические мероприятия  Учебные предметы и факультативы, реализу...

Реализация программы по сохранению и укреплению здоровья школьников

Представлены все направления работы педагогического коллектива и реализация программы по сохранению и укреплению здоровья школьников с ОВЗ...

Роль музыкального искусства в сохранении и укреплении здоровья школьников.

Музыка играет огромную роль в здоровьесберегающем учебно-воспитательном процессе....

Обобщение педагогического опыта Занятия спортивным туризмом, как одно из условий сохранения и укрепления здоровья школьников

Обобщение педагогического опыта работы учителя по физической культуре, где раскрыта актуальность, преспективность, ведущая педагогическая идея пименения спортивного туризма в урочной и внеурочной рабо...

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме "Сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни"

Муниципальный этап Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья-воспитанию будущего поколения России"Описание опыта работы классного руководителя 6  класса...