П.К. 3.4
учебно-методический материал

Шевяков Данил Равильевич

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра физического воспитания

Шевяков Данил Равильевич

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 13-14 ЛЕТ К СДАЧЕ НОРМ ГТО

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа допущена к

Специальность: 49.02.01

защите

«Физическая культура»

«_____» декабря 2020 г.

Курс: 3, группа: 39

Заместитель директора по НМР

Руководитель:

____________ /

Курсовая работа защищена

с оценкой___________________

«_____» декабря 2020 г.

Председатель комиссии:

_______________ /

Члены комиссии:

_______________ /

_______________ /

Челябинск, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

И РАЗВИТИЕ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ГТО

1.1. Цели и задачи всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса ГТО

7

1.2. Структура всероссийского физкультурно-оздоровительного          комплекса ГТО

8

1.3. Правила и выполнения всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса ГТО

9

Выводы по 1 главе

13

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 13-14 ЛЕТ К СДАЧЕ НОРМ ГТО

2.1. Возрастные особенности у обучающихся 13-14 лет

16

2.2. Выявления уровня физических качеств у обучающихся 13-14 лет

24

Выводы по 2 главе

32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

35

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. В данное время здоровье и здоровый образ жизни занимает первостепенное значение в жизни каждого человека, но даже несмотря на это сейчас очень трудно встретить абсолютно здорового человека. Существование такого парадокса вызывает огромное количество обсуждений, которые, в свою очередь, ведут к возникновению разных решений с целью его ликвидации, одним из которых является введение нормативов ГТО. Особенно ярко отражается эта статистика среди школьников, здоровье которых в большинстве случаев оставляет желать лучшего. Причинами отклонений в состоянии здоровья школьников являются малоподвижный образ жизни и накапливание отрицательных эмоций. А ВФСК ГТО направлен на то, чтобы решить эту обостряющуюся проблему.

В современноммире люди все больше и больше уделяют внимание здоровому образу жизни и спорту. В век электронных технологий, компьютеров наблюдается снижение физической активности молодежи, ухудшение состояния здоровья, что обуславливает необходимость и актуальность введения, активной реализации и пропаганды всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Введение данного комплекса уже дает видимые результаты, ГТО помогает людям физически и духовно совершенствоваться [6, с. 126-128].

Главная цель во внедрении комплекса мероприятий ГТО - это создание программной и нормативной основы системы физического воспитания обучающихся, педагогов, родителей, которая направлена на формирование гражданской ответственности за уровень своего физического развития и состояния здоровья [7].

В последние годы учебные программы вузов не учитывали целей комплекса ГТО. Включение нового комплекса ГТО в программу высших учебных заведений неизбежно приведет к необходимости совершенствования государственных образовательных стандартов высшего образования для дисциплины «Физическая культура и спорт». Однако, при низкой заинтересованности самих обучающихся в систематической подготовке к выполнению норм ГТО, совершенствование стандартов высшего образования для дисциплины «Физическая культура и спорт» не позволит в полной мере решить поставленные перед комплексом задачи.

Для специалистов в области физической культуры и спорта ясно, что на сегодняшний день потеряна взаимосвязь между структурами спорта высших достижений и массовым спортом. Мировая практика показывает, что физическая активность и массовый спорт обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения, увеличения продолжительности жизни и трудоспособного возраста, а также являются действенным средством профилактики асоциальных проявлений. В последнее время большое количество специалистов в области физического воспитания поднимают вопрос о необходимости повышения интереса и улучшения отношения учащейся молодёжи к занятиям физической культурой и спортом [2,5].

Специалисты в области физической культуры столкнулись со значительными проблемами при проведении ВФСК ГТО. К их числу относятся:

- отсутствие системного финансирования мероприятий ВФСК ГТО;

- отсутствие информационной, научной, медико-биологической формы поддержки;

- отсутствие инвентарной поддержки;

- отсутствие проработки вопросов внедрения мероприятий ВФСК ГТО в структуру требования ФГОС в области физической культуры;

- отсутствие проработки нормативно-правовой базы системы оценки качества физкультурного образования, структуры и критериев оценки усвоения знаний, умений и связанных с ними компетенций в связи с внедрением ВФСК ГТО в деятельность образовательных организаций.

Решение данных проблем дает основания предъявлять к специалистам в области физкультуры новые повышенные требования по обеспечению качественной подготовки участников (студентов, школьников и т.д.) к сдаче тестов комплекса ГТО.

Несмотря на то, что, правительство стало уделять больше внимания физической культуре и спорту в стране, но пока не будет решена такая проблема, как создание современной материально-технической базы, остальные задачи

решить будет невозможно или очень трудно. В концепцию ВФСК входит сдача нормативов по плаванию и стрельбе [4, с. 201-203]. Поэтому требуется наличие в общеобразовательных учреждениях тира и плавательного бассейна.

Также, еще одной проблемой является проведение стандартного комплекса ГТО для тех, кто относится к подготовительной и специальной группе (у школьников их насчитывается 70% от общего количества), ведь разработанные и предложенные нормативы рассчитаны исключительно на людей с основной группой здоровья. Есть решение - нам обещают, что 100% не останутся без внимания люди с ограниченными возможностями, для них в скором времени будет разработана программа, подобная официальному ГТО, но с учтенными особенностями их здоровья [3, с. 72-76].

Можно заметить то, что восстановление комплекса ГТО в наше время - это значимый шаг вперед в физическом воспитании населения России. Логично, что в сдаче нормативов принимают участие и пенсионеры. Для людей пожилого возраста ГТО - ответственное событие и относятся они к нему с достоинством, ну и, разумеется, - это ностальгия о юности. Однако, следует вовлекать к комплексу и младшие поколения, вызвать к данному спортивному мероприятию заинтересованность и желание. Молодежь, студенты и школьники - те, кто смотрит за модой, и по этой причине комплекс следует сделать популярным, решить эту проблему путем введения новых, а главное, современных дисциплин.

Основной целью возрождения ГТО является популяризация спорта и увеличение числа граждан, которые ведут активный образ жизни. В перспективе, к 2020 году, доля людей, успешно сдавших нормативы, будет составлять

примерно 20%. Четверть от общего числа трудоспособного населения будет заинтересовано занятием физической культурой по месту работу. Планируется решить проблему обеспечения спортивных клубов, кружков и секций современными стадионами и инвентарем, а также оснастить этим более 60% вузов.

Для устранения множественных проблем, затрудняющих процесс проведения комплекса мероприятий ВФСК ГТО, необходимо осуществить следующее:

1) преподавателям необходимо формировать у студентов интерес к дополнительным самостоятельным занятиям физическими упражнениям, входящими в комплекс ГТО;

2) обучить всех студентов жизненно необходимым двигательным навыкам, предусмотренным комплексом ГТО;

3) усилить разъяснительную и пропагандистскую работу по Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу ГТО;

4) обучить студентов навыкам самостоятельных занятий физическими упражнениям, входящими в комплекс ГТО;

5) обучить всех занимающихся методам самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями и спортом;

6) рационально и полно использовать спортивную материально-техническую базу учебных заведений для реализации комплекса ГТО, в том числе и для самостоятельных занятий студентов во внеучебное время.

Подведем итог вышесказанному, главное во всем - это правильный подход, и результаты будут положительные, ведь спорт - это движение, а движение продлевает жизнь.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ВСЕРОССИЙСКОГО

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ГТО

1.1 Цели и задачи всероссийского

физкультурно-оздоровительного комплекса ГТО

Внедрение Комплекса позволит создать эффективную государственную систему физического воспитания населения и развития спорта высших достижений.

Цель Комплекса – повышение развития обучающихся, укреплении здоровья, улучшении благосостояния и качества жизни учеников, гармоничном и всестороннем развитии личности, формировании потребности людей в физическом самосовершенствовании, воспитании патриотизма и гражданственности, необходимости вести здоровый, спортивный образ жизни.

Задачи Комплекса: систематически занимающихся физической культурой и спортом;

формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью;

- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни

- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности,

- расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Комплекс состоит из двух частей [14].

 − первая часть (нормативно-тестирующая) предусматривает общую оценку уровня физической подготовленности, гармоничного развития физических качеств и двигательных навыков;

− вторая часть (спортивная) направлена на привлечение граждан к регулярным занятиям спортом с учётом возрастных групп Комплекса с целью продления спортивного долголетия, выполнения разрядных нормативов и получения спортивных званий. Состоит из разрядных требований для различных видов многоборий и видов испытаний (тестов), входящих в Комплекс, а также разрядных требований других видов спорта, входящих в ЕВСК и Всероссийский реестр видов спорта и применяемых в качестве поощрения для получения золотого знака в соответствии с Положением о Комплексе.

1.2 Структура всероссийского физкультурно-оздоровительного

комплекса ГТО

        

В настоящее время ГТО возрождается, но он не остался в неизмененной форме, теперь комплекс будет с новыми условиями. Время выявило существенные недостатки в организации практической работы по комплексу ГТО, которые отрицательно сказались на развитии физической культуры и спорта в стране. Считаем, что большой вред комплексу ГТО нанес командно-бюрократический стиль работы, в частности метод жесткого планирования подготовки значкистов, когда деятельность коллектива физической культуры оценивалась по числу выполнивших нормы. Как следствие появилось формальное отношение кделу, стали подаваться «липовые» отчеты по числу подготовленных значкистов и т.п. Очевидно, что систематическая физкультурно-спортивная работа со временем стала подменяться сдачей норм и стала носить формальный характер. Планирование подготовки значкистов сверху приводило к многочисленным фактам приписок [34]. Сегодня мы можем только предположить, почему происходила корректировка нормативов, возможно количество значкистов ГТО уменьшалось, соответственно нормативы понижались и изменялись тестовые испытания. Во времена Советского Союза комплекс ГТО являлся нормативной базой физического воспитания во всех звеньях физкультурного движения [8].

1.3 Правила и выполнения всероссийского физкультурно-

оздоровительного комплекса ГТО

Выполнение нормативов Комплекса ГТО проводится в соревновательной обстановке. На этапах подготовки и выполнения нормативов Комплекса ГТО осуществляется медицинский контроль.

Для того чтобы участники могли полностью реализовать свои способности, необходимо выбрать целесообразную последовательность проведения тестирования. Она заключается в необходимости начать тестирование с наименее энергозатратных видов испытаний (тестов) и предоставлении участникам достаточного периода отдыха между выполнением нормативов. Перед тестированием участники выполняют индивидуальную или общую разминку под руководством инструктора, педагога (тренера-преподавателя) или самостоятельно. Одежда и обувь участников - спортивная.

1. Челночный бег 3х10 м Челночный бег проводится на любой ровной площадке с твердым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью. На расстоянии 10 м прочерчиваются 2 параллельные линии – «Старт» и «Финиш». Участники, не наступая на стартовую линию, принимают положение высокого старта. По команде «Марш!» (с одновременным включением секундомеров) участники бегут до финишной линии, касаются линии рукой, возвращаются к линии старта, касаются ее и преодолевают последний отрезок без касания линии финиша рукой. Секундомер останавливают в момент пересечения линии «Финиш». Участники стартуют по 2 человека.

 2. Бег на 30, 60, 100 м Бег проводится по дорожкам стадиона или на любой ровной площадке с твердым покрытием. Бег на 30 м выполняется с высокого старта, бег на 60 и 100 м - с низкого или высокого старта. Участники стартуют по 2 - 4 человека.

3. Бег на 1; 1,5; 2; 3 км Бег на выносливость проводится по беговой дорожке стадиона или любой ровной местности. Максимальное количество участников забега - 20 человек.

 4. Смешанное передвижение на 1, 1,5, 2, 3, 4 км Смешанное передвижение состоит из бега, переходящего в ходьбу в любой последовательности. Проводится по беговой дорожке стадиона или любой ровной местности. Максимальное количество участников забега - 20 человек.

5. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется в соответствующем секторе для прыжков. Место отталкивания должно обеспечивать хорошее сцепление с обувью. Участник принимает исходное положение (далее - ИП): ноги на ширине плеч, ступни параллельно, носки ног перед линией измерения. Одновременным толчком двух ног выполняется прыжок вперед. Мах руками разрешен. Измерение производится по перпендикулярной прямой от линии измерения до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника. 3 Участнику предоставляются три попытки. В зачет идет лучший результат.

Ошибки:

1) заступ за линию измерения или касание ее;

2) выполнение отталкивания с предварительного подскока;

3) отталкивание ногами разновременно.

6. Прыжок в длину с разбега Прыжок в длину с разбега выполняется в соответствующем секторе для прыжков. Измерение производится по перпендикулярной прямой от места отталкивания до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника. Участнику предоставляются три попытки. В зачет идет лучший результат.

7. Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине выполняется из ИП: вис лежа лицом вверх хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, голова, туловище и ноги составляют прямую линию, пятки могут упираться в опору высотой до 4 см. Высота грифа перекладины для участников I - III ступеней - 90 см. Высота грифа перекладины для участников IV - IX ступеней - 110 см.

Для того чтобы занять ИП, участник подходит к перекладине, берется за гриф хватом сверху, приседает под гриф и, держа голову прямо, ставит подбородок на гриф перекладины. После чего, не разгибая рук и не отрывая подбородка от грифа, шагая вперед, выпрямляется так, чтобы голова, туловище и ноги составляли прямую линию. Помощник судьи подставляет опору под ноги участника. После этого участник выпрямляет руки и занимает ИП. Из ИП участник подтягивается до пересечения подбородком грифа перекладины, затем опускается в вис и, зафиксировав на 0,5 с ИП, продолжает выполнение упражнения.

Засчитывается количество правильно выполненных подтягиваний, фиксируемых счетом судьи.

Ошибки: 1) подтягивания с рывками или с прогибанием туловища;

2) подбородок не поднялся выше грифа перекладины;

3) отсутствие фиксации на 0,5 с ИП;

 4) разновременное сгибание рук.

8. Подтягивание из виса на высокой перекладине Подтягивание из виса на высокой перекладине выполняется из ИП: вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе. Участник подтягивается так, чтобы подбородок пересек верхнюю линию грифа перекладины, затем опускается в вис и, зафиксировав на 0,5 с ИП, продолжает выполнение упражнения.

Засчитывается количество правильно выполненных подтягиваний.

Ошибки:

  1. подтягивание рывками или с махами ног (туловища);
  2. подбородок не поднялся выше грифа перекладины;
  3. отсутствие фиксации на 0,5 с ИП;
  4. разновременное сгибание рук.

 9. Рывок гири Для тестирования используются гири массой 16 кг. Контрольное время выполнения упражнения - 4 мин. Засчитывается суммарное количество правильно выполненных подъемов гири правой и левой рукой.

 Тестирование проводятся на помосте или любой ровной площадке размером 2×2 м. Участник обязан выступать на соревнованиях в спортивной форме, позволяющей судьям определять выпрямление работающей руки и разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах.

Рывок гири выполняется в один прием, сначала одной рукой, затем без перерыва другой. Участник должен непрерывным движением поднимать гирю вверх до полного выпрямления руки и зафиксировать ее. Работающая рука, ноги и туловище при этом должны быть выпрямлены. Переход к выполнению упражнения другой рукой может быть сделан один раз. Для смены рук разрешено использовать дополнительные замахи.

Участник имеет право начинать упражнение с любой руки и переходить к выполнению упражнения второй рукой в любое время, отдыхать, держа гирю в верхнем, либо нижнем положении, не более 5 с. Во время выполнения упражнения судья засчитывает каждый правильно выполненный подъем после фиксации гири не менее чем на 0,5 с.

Запрещено:

1) использовать какие-либо приспособления, облегчающие подъем гири, в том числе гимнастические накладки;

 2) использовать канифоль для подготовки ладоней;

3) оказывать себе помощь, опираясь свободной рукой на бедро или туловище;

 4) постановка гири на голову, плечо, грудь, ногу или помост; 5) выход за пределы помоста.

 Ошибки: 1) дожим гири;

 2) касание свободной рукой ног, туловища, гири, работающей руки.

10. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.

Тестирование сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу, может проводится с применением «контактной платформы», либо без нее.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, выполняется из ИП: упор лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более чем на 45 градусов, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры.

 Сгибая руки, необходимо коснуться грудью пола или «контактной платформы» высотой 5 см, затем, разгибая руки, вернуться в ИП и, зафиксировав его на 0,5 с, продолжить выполнение тестирования.

 Засчитывается количество правильно выполненных сгибаний и разгибаний рук.

 Ошибки:

1) касание пола коленями, бедрами, тазом;

2) нарушение прямой линии «плечи - туловище – ноги»;

3) отсутствие фиксации на 0,5 с ИП;

4) поочередное разгибание рук;

5) отсутствие касания грудью пола (платформы);

 6) разведение локтей относительно туловища более чем на 45 градусов.

Вывод по первой главе

«Готов к труду и обороне» – программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях СССР, основополагающая в единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания молодежи, существовала 1931 по 1991 год. Охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет. С 1931 по 1941 год нормы ГТО сдало порядка 6 000 000 человек [14]. Благодаря ГТО множество советских людей научились бегать на лыжах, плавать, стрелять, что помогло им в дальнейшем успешно овладеть военным делом. Талантливая спортивная молодежь воевала во время войны в качестве разведчиков, снайперов, летчиков и др. А в после военные годы уже 58 миллионов граждан занималось спортом. После введения в СССР норм ГТО результаты программы были впечатляющими. Процент занимающихся физической подготовкой, людей, которые вели здоровый образ жизни – значительно увеличился. Лозунг «От значка ГТО – к олимпийской медали!» влиял на людей. В СССР благодаря ГТО выросло не одно поколения здоровых и активных людей. После распада СССР физическая составляющая нации ослабла и потеряла свою значимость [17]. На современном этапе развития нашей страны задача государства состоит в том, чтобы нация была здоровой, сильной и выносливой, показывала потрясающие результаты. Для этого нужно создавать условия для развития детского, студенческого и массового спорта, чтобы у людей была возможность активнее заниматься спортивной жизнью.

Также считаем, что подготовка студентов к сдаче нормативов ГТО должна носить комплексный и систематический характер. В то же время при применении физических нагрузок, комплексов упражнений, построении занятий по физической культуре или тренировке в практике физического воспитания необходимо использовать следующие принципы: сознательность и активность; наглядность; систематичность; последовательность; постепенность; циклического построения занятий; учета особенностей пола, возраста, отнесения к медицинской группе здоровья; индивидуализация. В ряде исследований [16, 15, 12] установлено, что у студентов, включённых в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определённый стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус. Они большей мере коммуникабельны, выражают готовность к содружеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив.В большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удаётся самоконтроль.

Эти данные подчёркивают основательное положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности у обучающихся.ГТО – это не только комплекс упражнений для выполнения, но издоровый образ жизни, здоровый стиль жизни, именно стиль, потому, что именно данный комплекс помогает выработать у студентов навыки необходимые для поддержания своего здоровья, поднять физическую выносливость, не допустить возникновение и развитие болезней. Он сыграет важную роль в развитии массового физкультурного движения в нашей стране.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

13-14 ЛЕТ К СДАЧЕ НОРМ ГТО

2.1 Возрастные особенности у обучающихся 13-14 лет

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В подростковом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек - в 11-12 лет. Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а, следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания. У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12-15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увели-чивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков - с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек - с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет). Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый - 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

Подростковый возраст - это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств.

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростносиловые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

Как известно, в большинстве стран современного мира, в том числе и в нашей, период полового созревания приходится в среднем на возраст 13-14 лет. Именно в это время кривая биологического развития резко возвышается и име-ет место так называемый пубертатный скачек. У одних детей пубертатный скачок возникает в 12-13 лет, у других значительно позже, в 14-16 лет. Поэтому акселераты, несмотря на одинаковый паспортный возраст с ретардантами, на 2-4 года опережают последних в темпах биологического развития.

Значительная индивидуальная вариативность сроков и темпов биологического созревания обусловливает и разную его продолжительность - от 8-9 лет у пред-ставителейакселерированного типа развития и до 12-14 лет и более у подрост-ков, для которых характерен сложный, затянутый процесс роста и созревания. Отсюда становится вполне понятной необходимость учета индивидуального характера развития подростков при занятиях спортом.

Известно, что для каждого возраста имеются свои особенности развития, но и что динамика этого развития имеет свои особенности и может быть выражена не прямой линией, и не какой-либо параболой, а сложной кривой со своими замедлениями и ускорениями. Возрастнаясензитивность является периодом устойчивого баланса между социальными и биологическими факторами, влияющим на онтогенез человека и создающим наиболее благоприятные условия для развития определенных физиологических и психических функций.

В возрасте 15 лет кривая биологического развития сглаживается, так как на это время приходится период постпубертатного развития. В этом возрасте начина-ют проявляться все закономерности полового диморфизма, проявляющегося, прежде всего в появлении различий в физическом развитии мальчиков и девочек. Если до 10 лет мальчики и девочки имеют примерно одинаковые темпы увеличения тотальных размеров тела, то с 11 до 12 лет девочки опережают мальчиков, а в 13-15 лет мальчики опережают девочек в темпах увеличения роста. В 15 лет наступает период относительного равновесия в темпах роста. После 15 лет и до наступления биологической зрелости мальчики опережают девочек по темпам роста.

Если в возрасте 7-11 лет развитие скелетных мышц происходит в основном за счет аэробных возможностей, то к 15 годам энергетика скелетных мышц становится все более связанной с активацией лактацидного источника. В это время наблюдаются своего рода «скачки» в развитии анаэробных возможностей организма. Показатели функциональной лабильности аппарата движения к 14 - 15 годам достигают уровня взрослых, а для мышц верхних конечностей - значительно раньше.

Эффект тренировки двигательных способностей у детей и подростков в значительной степени зависит от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки. Особого внимания поэтому должны заслуживать учащиеся, которые демонстрируют исключительно высокие темпы прироста в развитии соответствующих двигательных способностей, а также те, которые прогрессируют заметно медленнее остальных.

Известно, что без специальной тренировки способность к овладению сложной координацией движений развивается до 15 лет, максимальный рост силы - 16 лет, быстрота движений - до 15 лет, уровень скоростно-силовых качеств - до 17 лет, функциональные возможности организма повышаются до 16 лет.

Различия подростков, занимающихся и не занимающихся спортом, наиболее выражено начинают проявляться после 2-3 лет систематической спортивной деятельности, причем наиболее стабильные изменения формируются у юношей в возрасте 15 - 16 лет. При этом существенные индивидуальные вариации в динамике физической подготовленности подростков в этот период наблюдаются сравнительно редко.Необходимо учитывать и то, что в период 15-16 лет организм юных спортсменов еще находится в состоянии формирования и развития, у них быстрее наступает утомление, недостаточно развита сила мышц, они в большей мере реагируют на различные раздражители. Такая динамика физического развития выражается и в динамике физических качеств юных спортсменов. По данным А. П. Скородумовой, у юных спортсменов показатели силы существенно возрастают к 11 годам, продолжая в дальнейшем увеличиваться неравномерно. Наиболее быстрые темпы развития абсолютной силы в 12-14 и 15-17 лет. Темпы прироста ее сравнительно невелики. Это особенно характерно для возраста 12-14 лет.Возрастной критерий оценки темпов развития индивида не позволяет учесть многих закономерностей физического развития. Известно, что биологический возраст в большей степени, чем календарный, отражает онтогенетическую зрелость индивидуума, его работоспособность и характер адаптивных реакций. Особенно важно иметь в виду, что расхождение паспортного и биологического возраста бывает в наибольшей степени выражено в пубертатном и постпубертатном периоде развития, когда разница в скорости возрастного развития сверстников может достигать 4 и более лет.

Под влиянием занятий спортом у подростков и юношей происходит ускоренно более адекватное характеру деятельности развитие психических качеств, причем направленность изменений в таких качествах соответствует специфике вида спорта.До настоящего времени нет недостаточных данных, полностью отражающих психологический возраст, который представляет собой характеристику человека как индивидуальности. Факты несовпадения критических и сезитивных возрастных периодов у разных авторов, изучавших особенности развития юных спортсменов, чаще объясняются тем, что используются разные подходы. В частности, чем шире спектр изучаемых психологических проявлений и их составляющих, тем значительнее мозаика сенситивных периодов равития.Не вызывает сомнений тот факт, что в развитии психических качеств юных спортсменов наблюдаются определенные этапы преимущественного развития, характерные для конкретного качества. Так, возраст 13 - 14 лет считается сензитивным периодом для развития таких качеств, как быстрота сенсомоторных реакций в наиболее простых вариантах ее проявлений, точность мышечно-двигательных дифференцировок, быстрота переключения внимания.

Возраст 15 - 16 лет является сензитивным периодом для развития быстроты и точности сенсомоторных реакций выбора, точности антиципирующей реакции, быстроты дифференцировки сложных пространственных характеристик воспринимаемых ситуаций, устойчивости внимания, быстроты и точности выполнения когнитивных операций.Обобщение экспериментальных данных дает основание говорить, что к 15-16 годам у юных спортсменов завершается формирование большинства психомоторных качеств, особенно связанных с быстротой и точностью двигательных реакций, а также качеств, относящихся к перцептивной сфере. Большинство специалистов отмечают этот возраст как сензтивный в развитии ряда психических качеств, причем в первой половине этого возраста преимущественное развитие получают качества психомоторной и перцептивной сферы, а во второй - интеллектуальной сферы.

Основные задачи в процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению суставного аппарата;

способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела;

совершенствованию деятельности сердечно сосудистой и дыхательной системы образовательные задачи предусматривают формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию: ребенок, ползая сам, приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы. Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения. Объем двигательных навыков по возрастным данным находится в программе. Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей, формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Юношеский возраст самый сложный в деле формирования мотивов занятий спортом. Именно в этот период чаще всего происходит «переоценка ценностей», и юноша или девушка покидают спортивную секцию или спортивную школу. Важной причиной ухода юношей и девушек является неудавшаяся «спортивная карьера», отсутствие способностей к достижению высокого спортивного результатаВ. А. Зобков, изучавший условия формирования мотивационной сферы юных спортсменов, выяснил, что в зависимости от содержательных особенностей до-минирующих мотивов занятий спортом их можно разделить на две группы: «спортивно-деловая» и «лично-престижная» мотивация. Для подростков с доминированием спортивно-деловых мотивов характерно стремление к достижению спортивного результата, чувство социальной ответственности, активная жизненная позиция в системе отношений спортивной группы. И, как следствие, более высокая психическая готовность на всех этапах соревновательной борьбы. Общей особенностью спортсменов с доминированием лично-престижных мотивов является стремление к личному самоутверждению средствами спорта, желание получить от окружающих положительные оценки в ущерб задачам спортивной деятельности, боязнь поражений и т. д.Они отличаются эмоциональной неустойчивостью во время выступления в соревнованиях, что приводит к снижению соревновательной результативности. В этой ситуации тренер может в процессе постановки цели или усилить ориентацию на задачу, либо создать эго-вовлеченную установку. Первая достигается настроем на усилия, на усердную работу и конкретные личные достижения, на разбор ошибок, которые являются частью учебного процесса и на то, чтобы каждому игроку дать почувствовать, что он играет важную роль в команде. Вторая возникает в процессе сосредоточения внимания на том, что надо пр-взойти своих друзей по команде, невозможностью совершить ошибку и представлением, что только "звезды" вознаграждаются.

Психологические закономерности спортивного совершенствования. Как считает В. В. Петровский, в становлении спортивного мастерства особую роль играет этап базовой подготовки, когда закладывается база всесторонней физической, психической и морально-волевой подготовки, которая обеспечивает достижение результатов международного класса на этапе высшего спортивного мастерства и спортивного долголетия. Длительность этого этапа должна быть не менее 3-4 лет.

Ошибки на этом этапе подготовки, заключающиеся в форсировании тренировки и участии юного талантливого спортсмена во мно-жестве разнообразных соревнований. Вызывают непоправимые отрицательные биологические и психологические изменения, которые приводят к тому, что процесс быстрого роста при переходе в группу юниоров или взрослых прекращается, и спортсмен долгие годы "топчется на месте" или уходит из спорта, не раскрыв своих возможностей.

Определение возраста, при котором можно начинать многолетнюю подготовку, является одним из важнейших вопросов, Отправными данными для этого являются: возрастно-половые особенности развития детей, возраст, при котором достигают первых больших успехов и среднее количество лет, необходимых для прохождения пути от новичка до мастера спорта. Личностного развития юных спортсменов, включившихся в профессиональное спортивное совершенствование, связывается с осложнением условий формирования у них полноценной Я-концепции.

Вследствие ограниченности социального опыта из-за концентрации внимания на повышении спортивного мастерства, с повышением вероятности внутри личностных конфликтов из-за несовпадения норм и ценностей, регулирующих отношения с социальным окружением в спорте и вне его, с частыми эмоциональными стрессами, личностными и коммуникативными трудностями, средствами преодоления которых юные спортсмены в силу возрастных особенностей владеют недостаточно.Источниками проблем в личностном развитии подростков в условиях ранней профессионализации становятся несовершенство отбора, вызывающее фрустрации из-за несовпадения ожидаемых и фактических достижений; несогласованность специальной и общеобразовательной подготовки по содержанию и организации, приводящая к снижению мотивации учения и школьных успехов, сужение социального опыта, приводящее к формированию инфантильной структуры общения со значимыми другими; доминирование в общении со сверстниками отношения конкуренции, усиливающие потребность в психологической поддержке.Таким образом, можно констатировать, что ранняя профессионализация в спорте, направленная на решение задачи подготовки высококвалифицированных спортсменов, может быть угрозой для личностного развития юных спортсменов.

2.2 Выявление уровня физических качеств у обучающихся 13-14 лет

Основной задачей силовой подготовки в школе является развитие крупных мышечных групп спины и живота, от которых зависит правильная 21 осанка, а также тех мышечных групп, которые в обычной жизни развиваются слабо (косые мышцы туловища, отводящие мышцы конечностей, мышцы задней поверхности бедра и др.). Типичными средствами развития силы являются: в 7-9 лет - общеразвивающие упражнения с предметами, лазанье по наклонной скамейке, по гимнастической стенке, прыжки, метания; в 10-11 лет - общеразвивающие упражнения с небольшими отягощениями (набивными мячами, гимнастическими палками и пр.), лазанье по вертикальному канату в три приема, метание легких предметов на дальность и т.д. Методы развития [16]:  метод серийных упражнений;  метод интервальных упражнений. Быстрота - способность человека совершать действия в минимальный ля данных условий отрезок времени. Характеризуется временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движения. Средства развития:

 упражнения комплексного воздействия: спортивные и подвижные игры, эстафеты, виды единоборств;

 упражнения, направленные на развитие отдельных компонентов скоростных способностей, обработка скорости отдельных движений, стартовая скорость, спурты, скоростная выносливость компонентов скоростных способностей, обработка скорости отдельных движений, старт;

 скоростно-силовые упражнения: метания, прыжки;

 упражнения в размахивании, кружении, ударах, бросании и толкании предметов, поворотах, выполняемых с максимальной частотой.

Если скоростная работа выполняется на фоне утомления, то развивается скоростная выносливость, а не максимальное проявление быстроты. 22 Возрастные особенности существенно ограничивают возможности развития быстроты движений. Наиболее благоприятным является возраст 11- 12 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков. С развитием скорости движения у детей предпочтение следует отдавать естественным формам движения и нестереотипным способам их осуществления. Стандартное повторение упражнений на максимально возможной скорости может привести к формированию скоростного барьера в детстве. Подвижные игры в начальной школе и спортивные игры в младшем и среднем возрасте имеют явное преимущество перед стандартными бегами с точки зрения скорости.

Ловкость (координация движений) - способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки [11]. А.И. Яроцкий характеризует координационные возможности в статике, динамике, равновесии, ориентирование в пространстве, чистота движений в ограниченном пространстве [18]. Средства развития: Для развития ловкости могут быть использованы любые упражнения, но при условии, что они имеют элементы новизны.

 Гимнастические упражнения.

 Прыжки в длину и высоту.

 ОРУ с предметами различной формы, массы, объема.

 Подвижные игры.

 Совместные упражнения в парах, небольшой группой с мячами, гимнастическими палками, скакалками.

 Применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений (сесть, встать, лечь).

 Изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.

 Любые физические упражнения, выполняемые в различных сочетаниях, представляющих элементы координационной трудности.

Методы развития:

 соревновательный;

 метод повторных упражнений;

 игровой.

 Развитие равновесия – еще один путь развития координированности человека. Существует два способа развития этой способности равновесия:

1) упражнения в действиях, затрудняющих сохранение равновесия, например, в ходьбе на ограниченной опоре;

2) упражнения в действиях с прямолинейными и угловыми ускорениями, например, в кувырках с различными направлениями.

Методы развития:

 метод повторных упражнений;

 метод интервальных упражнений. Юные школьники очень легко разбираются в технике довольно сложных физических упражнений, поэтому ранняя спортивная  специализация встречается в технически сложных видах спорта. В младшем и среднем школьном возрасте сравнительно легко развивается способность поддерживать равновесие тела, усиленно развивается точность движений (способность дифференцирования и воспроизведения пространственных, силовых и временных параметров движений). В дальнейшем в связи с наступлением периода полового созревания происходит либо замедление, либо даже ухудшение показателей, характеризующих это качество. Выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности, способность организма противостоять утомлению при какой-либо деятельности [18]. Характеризуется временем, в течение которого человек выполняет физическую работу.

Средства развития: физические упражнения, требующие умеренного напряжения, но выполняемые продолжительное время:

 циклические упражнения: бег, ходьба, чередование ходьбы и бега в различном темпе, ходьба на лыжах в переменном темпе;

 подвижные игры с повышенной моторной плотностью.

Различают выносливость общую и специальную. Общая выносливость – это способность к непрерывной двигательной деятельности с умеренным напряжением в течение длительного времени (например, ходьба на лыжах).

 Специальная выносливость – выносливость в определенной деятельности:

 Скоростная выносливость – сочетание быстроты и выносливости (бег на короткую дистанцию), силовая выносливость – сочетание силы и выносливости (многократное выполнение приседаний, подтягиваний).

 Силовая выносливость – способность длительно выполнять сложно-координационные движения с максимальным напряжением мышц.

 Скоростно-силовая выносливость – способность длительно выполнять сложно-координационные движения с критической скоростью и максимальным напряжением мышц [16].

Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой. Это свойство организма человека, характеризующееся подвижностью звеньев опорно-двигательного аппарата. Характеризуется максимальной амплитудой движения.

 Средства развития:

 Выполнение упражнений с большой амплитудой, так называемые упражнения в растягивании;

 Общеразвивающие упражнения с предметами и без;

 Прыжки в шаге, прыжки на месте, сгибая ноги к груди;

 Упражнения у гимнастической стенки;

 Глубокие приседания на всей ступне;

 Наклоны вперед, назад, в стороны;

 Махи ногами вперед-назад;

 “Стрейтчинг” – методика развития гибкости с помощью статических упражнений.

Методы развития [17]: Основным методом развития гибкости является метод повторений, при котором упражнения на растяжку выполняются последовательно, несколькими повторениями и интервалами активного перерыва между рядами, достаточными для восстановления. Этот метод предлагает несколько 26 вариантов: метод повторных динамических упражнений и метод повторных статических упражнений. Максимальное развитие гибкости не следует искать во время физического воспитания, так как чрезмерное увеличение приводит к деформации суставов и связок, а затем к их «расшатанности», повреждая осанку и отрицательно влияя на проявление других физических способностей. Он может быть разработан только до такой степени, что он гарантирует беспрепятственное выполнение необходимых движений. При развитии гибкости особое внимание следует обратить на увеличение подвижности позвоночника (прежде всего, грудного отдела), тазобедренных и плечевых суставов. В начале упражнений на ловкость необходимо своевременно разогреваться до появления пота, чтобы избежать травм мышц. Упражнения должны быть выполнены, постепенно увеличивая амплитуду, сначала медленно, затем быстрее.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме

исследования;

2. Разработать комплекс упражнений, направленный на подготовку школьников 7-8 классов к сдаче ГТО 4-й ступени;

Для определения уровня подготовленности к нормативам ГТО применялись следующие тесты:

Тест 1.«Бег на 1000 метров». Тест предназначен для оценивания физических качеств «выносливость».

Методика выполнения. Бег на 1000 м. проводится на стадионе или ровной местности, по грунтовой дорожке. Время засекают с точностью до 0,1 секунды. На дистанции по необходимости возможен переход на ходьбу. Перед забегом проводится разминка. Все участники должны до тестирования хотя бы один раз пробежать эту дистанцию. Это необходимо для того, чтобы правильно скорректировать свою скорость на дистанции.

Тест 2 – «Бег 30 метров». Тест предназначен для выполнения физических качеств «быстрота».

Методика выполнения. С высокого старта с опорой на руку на беговой дорожке стадиона или на ровной поверхности. Время фиксируется с точность

Тест 3 – «Челночный бег» (3 раза по 10 м). Тест позволяет оценить скоростную выносливость, стартовую скорость и ловкость, координацию, связанные с изменением направления движения и чередования ускорения и торможения.

Методика выполнения. В зале на расстоянии 10 м друг от друга чертятся на полу 2 параллельные линии. По команде «Марш!» участник (участники) стартуют от первой линии, добегает до второй, переступает ее одной ногой, обязательно касаясь стопой пола, затем поворачивается кругом и возвращается к линии старта. Необходимо выполнять задание максимально быстро (пробежать 3 таких отрезка туда и обратно, поворачиваясь все время в одну и ту же сторону). Не допускаются движения приставными шагами, прыжками, повороты в разные стороны и остановки. Все участники должны быть в обуви, не дающей скольжения.

Тест 4 «Сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу».

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, выполняется из ИП: упор лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более чем на 45 градусов, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры.

Сгибая руки, необходимо коснуться грудью пола или «контактной платформы» высотой 5 см, затем, разгибая руки, вернуться в ИП и, зафиксировав его на 0,5 с, продолжить выполнение тестирования. Засчитывается количество правильно выполненных сгибаний и разгибаний рук.

Тест 5 – «Наклон вперед из положения стоя». Тест предназначен для измерения уровня гибкости учащихся. Методика выполнения. Испытуемый становится на скамью, наклоняет туловище вперед – вниз, руки вниз. В качестве измерителя можно использовать линейку. Отсчет (нулевая отметка «0») ведут от цифры, находящейся на уровне стоп испытуемого. Выполняется три медленных наклона (ладони скользят вниз по линейке), четвертый наклон – основной. В этом положении испытуемый должен задержаться не менее 2 сек.

Оценивание будет проходить по нормативам ГТО (Таблица 1 – Оценка нормативов)

Таблица 1 – Оценка нормативов

п.п

Упражнение

Мальчики

Девочки

Золотой значок

Серебряный

значок

Бронзовый

значок

Золотой значок

Серебряный

значок

Бронзовый

значок

1.1

Бег на 30 метров (секунд)

4,7

5,1

5,3

5,0

5,4

5,6

1.2

или бег на 60 метров (секунд)

8,2

9,2

9,6

9,6

10,4

10,6

2.1

Бег на 2 километра (мин:сек)

8:10

9:40

10:00

10:00

11:40

12:10

2.2

или бег на 3 километра (мин:сек)

13:00

14:50

15:20

-

-

-

3.1

Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз)

12

8

6

-

-

-

3.2

или подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине 90см (кол-во раз)

24

17

13

18

12

10

3.3

или отжимания: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (кол-во раз)

36

24

20

15

10

8

4

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи – см)

+11

+6

+4

+15

+8

+5

5

Челночный бег 3х10м (секунд)

7,2

7,8

8,1

8,0

8,8

9,0

6.1

Прыжок в длину
с разбега (см)

415

355

340

340

290

275

6.2

или прыжок в длину
с места (см)

215

190

170

180

160

150

7

Поднимание туловища из положения лёжа на спине (кол-во раз за 1 мин)

49

39

35

43

34

31

8

Метание мяча весом 150г (метров)

40

34

30

27

21

19

9.1

Бег на лыжах 3км (мин:сек)

16:30

17:40

18:50

19:30

21:30

22:30

9.2

или бег на лыжах 5км

27:00

29:15

30:00

-

-

-

9.3

или кросс на 3км по пересечённой местности (мин:сек)

14:30

16:00

16:30

17:00

18:30

19:30

10

Плавание на 50м (мин:сек)

0:55

1:15

1:25

1:03

1:20

1:30

11.1

Стрельба из пневматической винтовки, дистанция 10м (очки)

25

20

15

25

20

15

11.2

или стрельба из "электронного оружия", дистанция 10м (очки)

30

25

18

30

25

18

12

Самозащита без оружия (очки)

26-30

21-25

15-20

26-30

21-25

15-20

13

Туристический поход с проверкой туристских навыков

дистанция не менее 10 км

Таблица 2 – Условия поучения значка ГТО

Условие

Мальчики

Девочки

Золотой

значок

Серебряный

значок

Бронзовый

значок

Золотой

значок

Серебряный

значок

Бронзовый

значок

Количество испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия ВФСК "ГТО"

9

8

7

9

8

7

Нами были составлены комплекс на развитие физических качеств:

Комплекс № 1

№ п.п

Содержание

Дозировка

ОМУ

1

Бег на месте в упоре лежа

И.п – Упор лежа, руки прямые спина тоже. Взгляд направлен вперед.

15-20 сек

Взгляд направлен вперед.
Спина прямая.
В максимальном Темпе

2

И.п. лежа на спине, руки за головой или вдоль туловища, ноги вытянуты. Поднимание и опускание прямых ног до угла 45-90 градусов.

15-20 сек

Ноги прямые.
Поднимать ноги как можно выше.

3

. «Качалка»

И.п.- лежа на животе, ноги вместе, руки вдоль туловища

А) на выдохе согнуть ноги в коленных суставах, взяться за стопы, грудь от пола не отрывать, фиксация позы;

15-20 сек

Выполнять в медленном темпе.
Взгляд прямо.

4

Прыжки на 90,180,270

15-20 сек

Стараться как можно быстрее реагировать на команды учителя.
Ноги согнуты.
Спина прямая.

5

Отжимания с попеременным подниманием рук.
И.п – упор лежа, руки прямые.

  1. сгибание рук.
  2. разгибание рук,

затем правая рука вверх

  1. сгибание рук
  2. тоже, что 2 только

с левой рукой

15-20 сек

Спина прямая, руки тоже.

Взгляд прямо.

6

Бег на 60-100м с ускорением.

-

Ноги на носках.
Руки работают вдоль туловща.

Вывод по второй главе

В содержании второй главы мы рассмотрели возрастные особенности 13 -14 лет. На основании изученного материала, можно сделать вывод о том, что развитие в данный возраст является более благоприятным, дети могут совмещать несколько движений сразу, полная концентрация. Так же по системе физическому воспитанию Холодова, А.К., были составлены тесты на оценку физической подготовленности, к ним же составлены комплексы на развитие личностных данных. Нами так же был проведен анализ литературы кподготовки сдаче. В процессе изучения мы пришли к мнению, что необходимо внедрения комплекса ГТО для поддержания здорового образа жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы рассмотрели нормативные тесты для обучающхся 13-14 лет к сдаче ГТО.

Однако анализируя материалы по теме, мы отметили, что не было сильного внимание уделено подготовки обучающимся. Анализ источников позволяет нам сделать вывод о том, что ГТО– одно из важнейших звеньев для достижения успеха в решении вопроса внедрения комплекса. Поэтому эту работу надо вести планомерно и непрерывно, привлекая к ней весь педагогический коллектив и родительскую общественность.

Сдача норм ГТО - это личное решение каждого учащегося и хотелось, чтобы у каждого было правильное решение, ведь сдача норм ГТО очень важна в жизни каждого человека, так как он бросает вызов себе, своей силе воли, тем самым укрепляя свои физиологические и моральные показатели.

Исходя из этой информации, можно сделать вывод о том, что ГТО, конечно же, является полезным и необходимым проектом. Но не стоит забывать, что даже такое полезное мероприятие, может и негативно сказаться на состоянии здоровья. Главное, правильный подход, и результаты будут лишь положительные, ведь спорт это движение, а движение продлевает жизнь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Указ Президента РФ от 14.10.2015 №1147 «О Всероссийском физкультурноспортивном комплексе Готов к труду и обороне (ГТО)».

2.Указ о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс] // http://www. kremlin.ru/news/20636.(Дата обращения:10.07.2020)

3. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 25.01.2019 №18 пг «О награждениизолотым знаком отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса Готов к труду и обороне (ГТО)»

4. ГТО Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс] // https://www.gto.ru(Дата обращения: 10.11.2020)

5. Комплекс ГТО в XXI веке /Оценка физической подготовленности учащихся по результатам выполнения нормативов комплекса "Готов к труду и защите отечества" в 2008‒2010гг. /В. А. Кабачков// Вестник спортивной науки. ‒ 2010 ‒ № 2.https://mel.fm/istoriya/7203864-gto_history(Дата обращения:10.11.2020)

6. Балышева, Н.В. Общая характеристика проблемы дефицита двигательной активности студентов с ограниченными возможностями кардиореспираторной системы / Н.В.

7. Балышева, М.Д. Богоева., М.В. Ковалева, Е.Н. Копейкина, О.Г. Румба // Культура физическая и здоровье: науч.-методич. журнал. - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2013. –Вып. 4 (46). - С. 85-90.

8. Безносиков, Е. Я. Всесоюзному физкультурному комплексу "Готов к

труду и обороне СССР" − 50 лет. 2011. − 36 с.

9. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков. - Ростов-н/Д: Феникс, 2008. - 381 с.

10. Гуляева, Г.Ю. Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей VI Международной научно-практической конференции / Г.Ю. Гуляева, - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2017. -142 с.

11. Захаров А.А., Сафонов А.В. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / А.А. Захаров, А.В. Сафонов. - М.: Лептос, 2014. - 268 с.

12. Ковалева, М.В. К вопросу об апробации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / М.В. Ковалева, Е.Н. Копейкина // Наука Искусство Культура: науч. журнал. - Белгород: Издательско-полиграфический комплекс БГИИК, 2016. - №2 (10). - С. 139-145.

14.Кузнецов, В.С. Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста: Методическое пособие / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - Москва: Издательство ЦН ЭНАС, 2003. - 197 с.

14. Осипов, И. Т. Комплекс ГТО – путь к силе и здоровью. – Москва: Физкультура и спорт,1963. ‒ 64 с.

15. Перова, Е. И. Комплекс ГТО в XXI веке /Е. И. Перова // Физическая культура в школе. – 2014. − № 6.

16. Попов В. Б. Как развивать быстроту движения // Легкая атлетика. – 2000. – № 4. – С. 29.

17. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Э.Я. Степаненкова. - Москва: Академия, 2006. - 368 с.

18.Холодов, А.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для вузов / А.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2015. - 480 с.

19. Общая характеристика методов физического воспитания [сайт]. - URL: https://vuzlit.ru/344588/obschaya_harakteristika_metodov_fizicheskogo_vosp itaniya (Дата обращения: 20.11.2020)

20. [ Электронный ресурс].https://the-challenger.ru/dvizhenie/trenirovki/10-vzryvnyh-uprazhnenij-kotorye-sdelayut-iz-tebya-vynoslivogo-monstra-spec1/ (Дата обращения: 22.12.2020)



Предварительный просмотр:

Название проекта -  «Фаст фуд – вкусно или вредно».

Руководитель проекта: Щербо Наталья Сергеевная и Шевяков Данил Равильевич

Название учебного учреждения: Министерство образования и науки Челябинской области ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Год разработки: 2021-2022 уч.год

Опыт использования: 1-2 курс

Тип проекта: Исследовательский

Время работы: Январь 2022 – Февраль 2022

Проблемная ситуация – В 21 веке одной из многочисленных проблем социума являются многочисленные заболевания, среди которых: ожирение, нарушение деятельности сердечнососудистой системы, расстройства пищеварительного тракта. Одной из  немаловажных причин на наш взгляд является нерациональное питание, а точнее, чрезмерное увлечение фаст-фудом современных людей. Это приводит к тому, что перечисленными заболеваниями страдают даже дети. А как обстоит дело в нашем колледже? Насколько часто  студенты употребляют фаст-фуд?  Осознают ли они вред наносимый употреблением фаст-фуда своему здоровью?

Проблема проекта –

 В основе этого проекта лежит желание учащихся:

·        принять участие в поиске информации возникновения и истории изменения продуктов фаст-фуда;

·        изучить статистику исследований вреда, наносимого  чрезмерным употреблением фаст-фуда.

Цель проекта:

·        педагогическая: формирование компетентности в сфере познавательной деятельности,  критического мышления;

·        практическая : умение выделять проблему и находить пути ее решения; проводить и анализировать результаты анкетирования, оформлять полученный результат в виде диаграмм; собирать информацию из различных источников.

Задачи проекта:

  • развивать поисковые навыки и умения;
  • собрать и проанализировать информацию об истории возникновения и разновидностях  фаст-фуда;
  • овладеть приёмам анкетирования  и способам обработки полученных результатов;
  • сформировать осознание вреда наносимого фаст-фудом здоровью человека;
  • усовершенствовать навыки работы с разнообразными источниками информации;
  • овладеть навыками работы на компьютере в программах: Microsoft Office Power Point 2010, Microsoft Office Word 2010;

 Необходимое оборудование:

  • Анкета для обучающихся школы.
  • Компьютер.

Аннотация :

У множества жителей нет времени для приготовления полноценного завтрака, обеда и ужина. Кофе пьется на ходу из торговых автоматов. Забежал после работы в ресторанный дворик или же дома разогрел замороженные полуфабрикаты - ну что, кажется, может быть проще? А вот о последствиях мало кто задумывается. Не вредно ли это? Да и вообще, что такое «фаст-фуд»? Именно на эту тему мы разработали наш проект. История фаст-фуда, его разновидности, степень вреда – всё это вы найдёте в проекте «Фаст-фуд – вкусно или вредно».

Актуальность выбранной темы:

Современные люди не приучены не только к рациональному питанию, но и к режиму потребления пищи. Отсутствие культуры питания дома, высокий темп современной жизни приводит к тому, что мы всё чаще употребляем еду быстрого приготовления. Нужно сказать, такое питание не является ни полезным, ни правильным. Поэтому говорить о вреде, наносимом фаст – фудом нашему здоровью, важно и актуально. 

 Цель:  Обоснование вреда, наносимого фаст-фудом здоровью человека.

       Задачи:

  • Выяснить отношение учащихся к употреблению фаст-фуда (провести анкетирование и проанализировать результаты);
  • Изучить  историю возникновения и состав пищи быстрого приготовления;
  • Доказать опасность употребления в пищу фаст – фуда;
  • Убедить других не использовать подобную пищу;
  • Создать брошюру рекомендаций по употреблению фаст – фуда.

Содержание проекта

ПЛАН:

·        Цель, задачи, актуальность.

·        Введение. Исследование.

·        История возникновения фаст-фуд.

·        Виды фаст-фуд.

·        Вредно или вкусно (статистика исследований)

·        Выводы. Внешний продукт.

·         Рефлексия.