Приобщение школьника к научно-исследовательской деятельности
консультация

Светлана Геннадьевна Михайлова

Приобщение школьника к научно-исследовательской деятельности в любой предметной области должно проходить не только по инициативе учителя. Решение заниматься научно-исследовательской работой должно стать осознанным выбором ученика, его собственной позицией. И в этом им должны поддерживать и помогать родители.  Дальнейшая совместная деятельность педагога и ученика, родителя  в области исследовательской работы должна строиться только на основе педагогики сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение школьника к научно-исследовательской деятельности

     

Задача школы заключается в том, чтобы помочь  и развить у воспитанника способность творить и помочь ему самореализоваться в условиях современных общественных отношений.

Приобщение школьника к научно-исследовательской деятельности в любой предметной области должно проходить не только по инициативе учителя. Решение заниматься научно-исследовательской работой должно стать осознанным выбором ученика, его собственной позицией. И в этом им должны поддерживать и помогать родители.  Дальнейшая совместная деятельность педагога и ученика, родителя  в области исследовательской работы должна строиться только на основе педагогики сотрудничества.

Включение в научно-исследовательскую деятельность существенно повышает у учащихся мотивацию учебной деятельности, т. к. позволяет им познакомиться с творческой стороной процесса познания.

Кроме того, педагог получает возможность планомерно и целенаправленно работать над развитием у школьников необходимых для этой деятельности умений и навыков, начиная с умений самостоятельно работать с литературой и заканчивая умением представить результаты своей работы компетентной аудитории.

Приобщение к научно-исследовательской деятельности начинается с поиска проблемы, с выбора темы исследования.

Выбор темы может быть обусловлен:

1. Интересами и потребностями самого ученика;

2. Интересами и потребностями преподавателя;

3. Потребностями каких-то внешкольных организаций и служб.

. Тема исследования не должна быть слишком широкой.

Очень важно, чтобы тема соответствовала способностям и возможностям ребенка. Даже если научный руководитель подключает ученика к проведению своих исследований, необходимо поручить ему собственный раздел, который он может выполнить самостоятельно.

Итак, выбор темы осуществлен. Что дальше?

После выбора темы, определения целей и задач исследования, необходимо составить предварительный план работы. Он необходим для того, чтобы знать, по каким вопросам следует собирать материал.

В исследовании выдвигается гипотеза

В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута.

Задачи исследования показывают, что ученик собирается делать, каким образом он намерен достичь поставленной цели исследования

С самого начала научно-исследовательской деятельности школьник должен осознавать конечную цель своего исследования.

Цель исследования обычно состоит в изучении определенных явлений, методов, программных продуктов

      Очень важный этап – анализ собранного материала и обдумывание структуры доклада.

Структура обычно включает следующие основные элементы: введение, основную часть, заключение, список литературы, приложения.

Введение должно включать обоснование выбора темы, раскрывать ее научное значение и актуальность. Здесь формулируются цели и задачи исследования. Введение обычно включает характеристику источников и структуры работы.

Построение основной части целиком зависит от темы, но чаще всего включает реферативную и исследовательскую главы.

Необходимо, чтобы работа содержала определенные элементы научного исследования: новые факты, подкрепляющие известные положения, или новое освещение уже известных фактов, обобщение или систематизацию материалов в свете рассматриваемой научной проблемы. В этом важнейшее отличие жанра научно-исследовательской работы от информационного доклада и реферата.

Заключение должно содержать четкие, хорошо продуманные выводы, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования. Также в заключении должно содержаться указание на перспективы изучения темы в будущем.

Одна из основных задач, стоящих перед исследователем, - умение изложить материал в соответствующей форме и последовательно. От этого в значительной степени зависит качество работы.

Научный стиль сложился под влиянием так называемого академического этикета, характерной особенностью которого является формально-логический способ изложения материала. Объективность – основная стилевая черта научной речи. Отсюда наличие в тексте вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения (конечно, разумеется, вероятно). Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на источник информации (по сведениям, по мнению).

Для стилистического оформления работы можно использовать речевые клише, которые выполняют различные функции:

        Работа посвящена решению вопроса…

        Данная тема привлекает внимание многих ученых…

        Материалом исследования послужили…

        Нельзя не согласиться с мнением автора…

        Обобщая сказанное, можно сделать вывод…   и т. д.

Первое требование к научному изложению – точность, ясность, краткость.

Научно-исследовательская работа школьника должна быть правильно оформлена.

Кроме того, чтобы работа получила достойную оценку на научно-практической конференции, ученик должен уметь отстаивать свое мнение в научной полемике во время защиты работы.

Исследовательская работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества. Выступая с докладом, нельзя зачитывать всю работу, перегружать выступление лишними данными.

Большое значение для успешного выступления имеют такие факторы, как учет состава слушателей, культура речи докладчика, его манеры.

Не следует забывать о правилах этики, принятых в научном мире. Участники любой конференции – прежде всего коллеги, познающие наш сложный мир.

Участие в научно-практической конференции становится важным и торжественным событием в жизни школьника. Оно позволяет ученику утвердить свой авторитет в коллективе учащихся и учителей, повысить уровень самооценки, опыт публичного выступления.

      Исследовательская работа школьника – это своеобразный творческий экзамен, позволяющий судить о приобретенных выпускником знаниях и умении применять их в практической деятельности, это и важнейшая форма учебной подготовки будущего студента, в процессе которой старшеклассник углубленно изучает одну из тем какой-либо дисциплины и приобретает необходимые навыки для самостоятельной научной деятельности. Подобная деятельность основывается на хорошем знании источников, умении самостоятельно их анализировать, делать обобщения и выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности на примере изучения географических объектов родного села

На протяжении всей моей школьной жизни я активно занималась краеведением. Потому что на местном материале можно познать сложные взаимосвязи природы, хозяйства, истории и др. Краеведение как ме...

Экологическое обучение и воспитание школьников через научно-исследовательскую деятельность

Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Чрезвычайно низкая экологическая культура нации, пробел...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Здесь представлены результаты научо-исследовательской и проектной деятельности обучающихся...

Результат научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся(публикация в электронных СМИ)

Проект для одаренных детей  «Алые паруса»,проект-исследование «Здоровый образ жизни»...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....