Рабочая программа для детей с НИ по учебному предмету основы социальной жизни 6 класс
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа для детей с НИ по учебному предмету основы социальной жизни 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl_nadomn._oszh.docx | 40.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка по учебному предмету «Основы социальной жизни» 6 класс 1 вариант УП (обучение на дому)
Программа «Основы социальной жизни» предназначена для учащейся 6 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) 1 варианта УП и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2015 г.;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением Федерального методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 №4/15));
- Учебный план образовательной организации.
Социальная адаптация через активное освоение и принятие целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в современном обществе, является универсальной основой для личностного и социального благополучия человека. Обучающийся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) не в состоянии самостоятельно выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен самостоятельного благополучного существования в современном обществе.
В связи с этим программа «Основы социальной жизни» призвана подготовить обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной и безопасной жизни в современном обществе; правильному рациональному ведению домашнего хозяйства, позволить овладеть практическими умениями, связанными с обслуживанием и самообслуживанием себя и членов семьи.
Программа «Основы социальной жизни» ориентирована:
- на развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях;
- понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений.
Цель рабочей программы «Основы социальной жизни» (6 класс) – формирование знаний, умений, навыков, способствующих социальной адаптации учащихся в условиях современного общества, практическая подготовка учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и труду, на повышение уровня их общего развития.
Основные задачи реализации программы «Основы социальной жизни»:
- расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
- формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
- ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
- практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
- усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе и с использованием деловых бумаг);
- развитие навыков здорового образа жизни, положительных качеств и свойств личности.
На уроках применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения; используются индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа.
В процессе реализации программы используются практические и наглядные методы обучения:
- объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, буклетами);
- репродуктивные (работа по образцам);
- частично-поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование дидактических игр);
- предметно-практические (практикумы, экскурсии, практические пробы и т.д.);
- система специальных коррекционно-развивающих методов;
- убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);
- организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение);
- стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).
На уроках «Основы социальной жизни» используются следующие приемы и средства обучения: загадки, проблемные ситуации, игры (дидактические, сюжетные, интерактивные), экскурсии, прогулки, наблюдение, примеры из жизненных ситуаций, сюжеты из средств массовой информации, аудио- и видеоматериалы. Использование перечисленных приемов и средств обучения способствуют наиболее полному и глубокому усвоению жизненного опыта и показанию его практической значимости в глазах обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Все общеобразовательные предметы, изучаемые в школе, дают обучающимся определенный объем знаний и умений, необходимый им в жизни, способствуют расширению общего кругозора, формируют культурные потребности, воспитывают морально-этические нормы поведения.
В процессе реализации данной программы происходит связь уроков «Основы социальной жизни» с такими предметами, как «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Природоведение», «Мир истории». Реализация межпредметных связей помогает обучающемуся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представить изучаемый материал целостно, а не отдельными разрозненными частями (отдельно по каждому предмету).
Общая характеристика предмета
Программа «Основы социальной жизни» составлена с учетом возможностей учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), уровня их знаний, умений и ориентирована
- на развитие у обучающихся навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, способность освоиться в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- усвоение детьми морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях;
- понимание школьниками роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья;
- формирование правильного уклада семейных отношений.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» предполагает концентрическое распределение материала с его усложнением и расширением при изучении в следующих классах. Такое распределение изучаемого материала способствует его более прочному и осознанному усвоению. Также обеспечивается переход от легких тем к более сложным, а изучаемый материал постоянно используется и закрепляется в последующих классах.
Программа состоит из разделов, при изучении которых у учащихся формируются социально-бытовые компетентности:
- «Личная гигиена и здоровье» - знание и соблюдение правил личной гигиены, пропаганда ЗОЖ.
- «Охрана здоровья» - знание и порядок оказания различных видов медицинской помощи, уход за больным в домашних условиях.
- «Жилище» - знание основных требований к жилищу, умение выполнять планировку, обустройство и сохранение жилищного фонда. Умение пользоваться электробытовыми приборами (пылесос, холодильник, морозильник, мясорубка, овощерезка, стиральная машина).
- «Одежда и обувь» - овладение основными способами ухода за различными видами одежды, обуви и головных уборов. Содержание их в чистоте и порядке, ремонт и продление срока службы вещей, покупка одежды и обуви соответствующих размеров, использование соответствующих электробытовых приборов (утюг, стиральная машина).
- «Питание» - знание основ организации рационального, правильного питания человека; основных видов продуктов питания, правил и порядка приготовления пищи.
- «Транспорт» - умение пользоваться современными видами транспорта, знание правил пользования общественным и междугородним транспортом.
- «Средства связи» - знание и умение пользоваться современными видами связи: телефонной, сотовой, почтовой, интернет-услугами, телеграфной и т.д.
- «Предприятия, организации, учреждения» - знание структур образовательных учреждений, местных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, городской и сельской администрации.
- «Семья» - владение правилами культуры взаимоотношений в семье, на основе уважения, взаимопонимания и взаимной помощи; организации досуга и отдыха членов семьи.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Основы социальной жизни» является частью предметной области «Человек и общество» обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). Количество часов в неделю – 1 час, общее количество часов – 34 часа.
I четверть –
II четверть –
III четверть –
IV четверть –
Год –
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы «Основы социальной жизни» представлены личностными и предметными результатами.
Личностные результаты
1.Формировние уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
2.Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
3.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся обществе.
4.Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
5.Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
6.Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
7.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.
8.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
9.Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.
10.Развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
11.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
12.Формирование готовности к самостоятельной жизни.
13.Осознание себя гражданином России; формирование чувства гордости за свою Родину.
Предметные результаты
Предметные результаты представлены двумя уровнями овладения знаниями: минимальным и достаточным.
Раздел «Личная гигиена и здоровье»
Минимальный уровень:
- иметь представление о необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека;
- знать правила личной гигиены и выполнять их под руководством взрослого;
- уметь мыть руки, стричь ногти на ногах под руководством взрослого.
Достаточный уровень:
- знать и выполнять самостоятельно правила ухода за кожей рук;
- уметь подбирать косметические средства для ухода за кожей рук;
- уметь подбирать косметические средства для ухода за ногами;
- знать названия предметов, используемых для выполнения маникюра, педикюра;
- выполнять санитарно-гигиенические требования пользования и ухода за личными (индивидуальными) вещами.
Раздел «Охрана здоровья»
Минимальный уровень:
- знать виды помощи;
- знать виды медицинской помощи;
- знать о назначении аптечки и ее содержимом;
- уметь измерять температуру под руководством педагога;
- уметь обрабатывать небольшую рану и ссадину под присмотром педагога.
Достаточный уровень:
- иметь представление о видах медицинской помощи, их особенностях;
- уметь пользоваться аптечкой при оказании помощи и самопомощи;
- знать состав домашней аптечки 9перевязочные, дезинфицирующие, термометр);
- знать правила применения и назначение медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки.
Раздел «Жилище»
Минимальный уровень:
- знать гигиенические требования к жилому помещению;
- уметь выполнять ежедневную уборку помещения под руководством взрослого;
- уметь пользоваться пылесосом под руководством взрослого.
Достаточный уровень:
- знать виды и последовательность проведения уборки помещения (влажной и сухой, ежедневной и генеральной);
- знать санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при использовании электроприборов;
- уметь подбирать инвентарь и моющие средства для соответствующего вида уборки;
- уметь выполнять последовательно определенный вид уборки помещения;
- уметь самостоятельно пользоваться пылесосом при уборке помещения.
Раздел «Одежда и обувь»
Минимальный уровень:
- иметь представление о значении опрятного вида человека;
- выполнять правила ухода за одеждой и обувью под руководством педагога;
- соблюдать правила ухода за одеждой и обувью в повседневной жизни.
Достаточный уровень:
- уметь подготавливать одежду для сезонного хранения;
- знать и выполнять основные этапы ухода за обувью;
- уметь выполнять ежедневный уход за одеждой;
- уметь подбирать средства для ухода за обувью;
- уметь выполнять мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, петель, зашивание распоровшегося шва).
Раздел «Питание»
Минимальный уровень:
- знать значение продуктов питания (овощи, молочные продукты, крупы) для здорового образа жизни человека;
- иметь представление о санитарно-гигиенических требованиях при приготовлении пищи, соблюдение техники безопасности при ее приготовлении;
- уметь готовить кашу, запеканку под руководством педагога.
Достаточный уровень:
- знать состав продуктов питания и их значение для развития и правильной работы организма человека;
- знать и выполнять гигиенические требования к продуктам питания, кухонным принадлежностям, посуде, месту приготовления пищи;
- знать способы первичной и тепловой обработки круп, молока и молочных продуктов, овощей;
- знать технологию приготовления основных блюд из овощей, молочных продуктов, круп для ужина;
- уметь рассчитывать количество продуктов и определять стоимость продуктов питания для приготовления ужина;
- знать о значении ужина для здоровья человека, уметь составлять меню ужина;
- уметь выполнять сервировку стола с учетом меню ужина.
Раздел «Транспорт»
Минимальный уровень:
- иметь представление о пригородном транспорте;
- соблюдать правила поведения в общественном транспорте.
Достаточный уровень:
- знать назначение и виды пригородного транспорта;
- уметь ориентироваться в расписании движения пригородного транспорта, определять зоны и направление движения транспорта;
- уметь пользоваться различными способами покупки билета.
Раздел «Средства связи»
Минимальный уровень:
- знать основные средства связи;
- знать виды писем;
- уметь подписывать адрес с индексом на конверте.
Достаточный уровень:
- знать виды почтовых отправлений;
- знать особенности различных видов писем;
- уметь подбирать соответствующий тип почтового отправления, письма, заполнять соответствующие бланки.
Раздел «Предприятия, организации, учреждения»
Минимальный уровень:
- название дошкольного образовательного учреждения, его назначение;
Достаточный уровень:
- знать структуру дошкольного образовательного учреждения;
- знать возраст, с которого можно посещать группы детского сада.
Раздел «Семья»
Минимальный уровень:
- знать фамилию, имя, отчество членов семьи;
- правильно определять и называть степень родства членов семьи.
Достаточный уровень:
- знать перечень документов, удостоверяющих личность и другие социально-правовые характеристики гражданина (паспорт, свидетельство о рождении, документы об образовании и др.);
- знать и выполнять свои обязанности в семье.
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся 6 класса. Отсутствие достижения минимального уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Оценка достижения обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. В течение учебного года проводится диагностика усвоения знаний и умений учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Основы социальной жизни».
Она состоит из 3-х этапов.
1 этап – стартовая диагностика на начало учебного года; направлена на выявление уровня знаний, умений и навыков, сформированных при изучении учебного предмета «Основы социальной жизни» в 5 классе.
2 этап – промежуточная диагностика; предполагает прохождение учащимися тестирования по итогам изучения каждого раздела и позволяет проанализировать процесс формирования знаний и умений.
3 этап – итоговая диагностика; включает задания, представленные в разделе «Контрольно-измерительные материалы» по каждому разделу программы. Виды задания и их количество, определяются педагогом самостоятельно, в зависимости от уровня знаний и умений учащихся.
Базовые учебные действия
Программа обеспечивает достижение учащимися базовых учебных действий:
Личностные учебные действия
- Принимать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями как члена семьи, одноклассника, друга;
- Уметь осмысливать социальное окружение, свое место в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- Испытывать гордость за достигнутые успехи и достижения, как собственные, так и своих одноклассников;
- Понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в школе, дома;
- Проявлять положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
- Проявлять уважительное и бережное отношение к людям различных профессий и результатам их деятельности;
- Активно включаться в общеполезную и социальную деятельность;
- Исполнять правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
- Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель–класс);
- Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- Обращаться за помощью и принимать помощь;
- Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
- Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- Доброжелательно относиться к людям, сопереживать им, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия
- Адекватно использовать ритуалы школьного поведения;
- Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;
- Произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
- Действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ними свою деятельность;
- Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Познавательные учебные действия
- Выделять существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, простейшие причинно-следственные связи) на наглядном доступном вербальном материале;
- Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематичное изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях);
- Использовать в жизни и деятельности простейшие межпредметные знания;
- Устанавливать элементарные существенные связи между объектами и процессами окружающей действительности.
Методы диагностики и критерии результативности
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат предметные и личностные результаты, а также БУД. Оценка предметных результатов по учебному предмету «Основы социальной жизни» в 6 классе проводится по результатам выполнения обучающимися письменных работ, тестов, устного и письменного опроса, практической деятельности. Диагностические работы могут проводиться по итогам изучения разделов. Знания и умения обучающихся по предмету оцениваются в соответствии с традиционной системой оценивания.
В течение учебного года проводится мониторинг базовых учебных действий, которые будут отражать индивидуальные достижения обучающихся в процессе усвоения программы «Основы социальной жизни».
Мониторинг проводится в 3 этапа (стартовый – сентябрь, промежуточный – по мере изучения отдельных тем, итоговый – май). Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений за учащимися, опроса, тематической беседы; при выполнении практических заданий социальной и бытовой направленности.
Календарно-тематический план
№ п/п | Раздел/ тема | Цель урока | Основные виды деятельности обучающихся | Кол-во часов | дата | ||
Раздел «Диагностика знаний и умений» (1 час) | |||||||
Диагностика знаний и умений учащихся. | Выявить уровень социально – бытовых знаний умений, навыков учащихся, полученных в 5 классе. | -участие в беседе; -ответы на вопросы учителя; -работа с дидактическим материалом за 5 класс; | 1 ч | ||||
Раздел «Личная гигиена и здоровье» (3 часа) | |||||||
Гигиена тела. Уход за руками. | Систематизировать знания о значении и порядке правильного ухода за руками. | -слушание рассказа учителя о значении гигиены тела и рук для здоровья человека; -участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока; -рассказ о самостоятельном уходе за руками; -выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации; -работа с дидактическим материалом (рассматривание маникюрных принадлежностей); -работа с презентацией; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Уход за ногами. | Систематизировать знания о правильном уходе за ногами. | -слушание рассказа учителя о необходимости ежедневного мытья ног для здоровья человека; -участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока; -рассказ о самостоятельном уходе за ногами; -выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации; -работа с дидактическим материалом (рассматривание маникюрных принадлежностей); -работа с презентацией; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Практическая работа: «Уход за руками». | Формирование навыка повседневного ухода за руками. | -участие в беседе в ходе выполнения практической работы; -ответы на вопросы учителя; -работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы); -выполнение практической работы: мытье рук, стрижка ногтей, нанесение крема на руки, обработка маникюрных принадлежностей; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Раздел «Охрана здоровья» (4 часа) | |||||||
Виды медицинской помощи. | Познакомить учащихся с видами медицинской помощи. | -слушание рассказа учителя о видах помощи, видах медицинской помощи, людях, которые могут оказать определенный вид медицинской помощи; -участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока; -рассказ о видах медицинской помощи, которую получали учащиеся; -выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации; -работа с презентацией, -работа с дидактическим материалом -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Виды доврачебной помощи. | Учить измерять температуру тела, обрабатывать раны, порезы и ссадины с помощью специальных средств | -слушание рассказа учителя о видах и содержании само и взаимопомощи; -участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока; -работа с презентацией; -выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации; --работа с дидактическим материалом (составление правильной последовательности действий при обработке раны); -практическая работа: измерение температуры; -участие в беседе в ходе выполнения практической работы; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Домашняя аптечка: назначение, состав. | Систематизировать знания учащихся о назначении, составе и использовании препаратов, имеющихся в домашней аптечки. | -слушание рассказа учителя о лекарственных препаратах первой необходимости, входящих в состав домашней аптечки; месте ее хранения и правилах пользования аптечкой -участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока; -выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации; -работа с презентацией, -заучивание правил техники безопасности; -работа с дидактическим материалом (набор домашняя аптечка); -практическая работа: комплектация домашней аптечки; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Экскурсия в аптеку. | Формирование навыка покупки медицинских препаратов | -слушание рассказа учителя о правилах поведения на улице и при посещении аптеки; -участие в беседе по теме урока; -ответы на вопросы учителя; -просмотр презентации «Поход в аптеку» -запись цен на основные лекарственные препараты для домашней аптечки; -практическая работа: покупка в аптеке аскорбиновой кислоты-витамина С -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Раздел «Жилище» (5 часов) | |||||||
Гигиенические требования к жилому помещению. | Познакомить учащихся с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к жилому помещению и мерами по их обеспечению: | -слушание рассказа учителя о гигиенических требованиях к жилому помещению, их значении для комфортного и безопасного нахождения в жилом помещении; -участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока; -выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации; -работа с презентацией; -работа с дидактическим материалом -практическая работа: измерение температуры в классе до проветривания и после проветривания; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Виды уборки жилого помещения. | Систематизировать знания о видах уборки жилого помещения | -участие в беседе о комфортных жилищных условиях, гигиенических требованиях, предъявляемых к помещению, их выполнении при помощи проведения уборки, видах уборки; -участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока; -выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации; -работа с презентацией; -заучивание правил техники безопасности; -работа с дидактическим материалом -практическая работа: подбор инвентаря и моющих средств для уборки; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Ежедневная уборка жилого помещения. | Расширить и систематизировать знания учащихся о проведении ежедневной уборке жилого помещения | -слушание рассказа учителя о порядке проведения ежедневной уборки помещения, значении уборки для здоровья человека, предметах, средствах и приспособлениях, применяемых в ходе уборки -участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока; -выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации; -работа с дидактическим материалом (восстановление правильной последовательности этапов уборки жилого помещения -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Электробытовые приборы для уборки. | Систематизировать знания о безопасном использовании электроприборов при проведении уборки жилого помещения. | -слушание рассказа учителя о электробытовых приборах, используемых для уборки, соблюдении ТБ при их использовании; -участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока; -выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации; -работа с дидактическим материалом (электробытовые приборы); -практическая работа: выполнение очитки паласа от пыли с помощью пылесоса -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Практическая работа «Уборка жилого помещения» | Формировать умение безопасного использования электроприборов при проведении уборки жилого помещения. | -участие в беседе о ходе выполнения практической работы; -ответы на вопросы учителя; -работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы); -практическая работа: сухая и влажная уборка помещения: удаление пыли с поверхностей, чистка ковров, мытье пола; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Раздел «Одежда и обувь» (7 ч) | |||||||
Значение опрятного вида человека. | Расширить представления учащихся о значении опрятного вида человека. | -слушание рассказа учителя о значении опрятного вида человека для самого себя и окружающих, способах поддержания в чистоте своих вещей; -участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока; -рассказ о культуре ношения одежды по назначению из собственной практики (праздничная одежда, спортивная одежда и др.); -работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением людей разного внешнего вида, обсуждение); -выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации; -просмотр презентации, видеофрагментов; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Повседневный уход за одеждой. | Систематизировать знания учащихся о правилах повседневного ухода за одеждой | -слушание рассказа учителя о правилах повседневного ухода за одеждой, предметах и приспособлениях для ухода за одеждой; -участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока; -выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации; -работа с дидактическим материалом (рассматривание сюжетных картинок с изображениями ежедневного ухода за одеждой); -работа с презентацией; -практическая работа: складывание шерстяных вещей, развешивание на плечики модельной одежды, сухая чистка загрязненных брюк для повседневной носки -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Сезонное хранение одежды. | Познакомить учащихся с порядком подготовки одежды для сезонного хранения | -слушание рассказа учителя о правилах сезонного хранения одежды; -участие в беседе в ходе выполнения практической работы; -ответы на вопросы учителя; -выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации; -работа с презентацией; -работа с дидактическим материалом (различные виды одежды, плечики, мешки, средства от моли); -практическая работа: развешивание одежды, складывание и упаковка в мешки -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Практическая работа «Пришивание пуговиц, петель» | Формировать умение выполнять мелкий ремонт одежды (пришивание пуговицы) | -участие в беседе о ходе выполнения практической работы; -ответы на вопросы учителя; -повторение правил техники безопасности при работе с ножницами и иглой; -работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы); -практическая работа: пришивание пуговиц, петель; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Практическая работа «Зашивание распоровшегося шва» | Формировать умение выполнять мелкий ремонт одежды (зашивание распоровшегося шва) | -участие в беседе о ходе выполнения практической работы; -ответы на вопросы учителя; -повторение правил техники безопасности при работе с ножницами и иглой; -работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы); -практическая работа: зашивание распоровшегося шва; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Уход за обувью. Сезонное хранение. | Систематизировать знания учащихся о правилах ухода за обувью, подготовке к сезонному хранению | -слушание рассказа учителя о правилах ухода за обувью из различных материалов; средствах ухода за обувью, правилах ее использования; -участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока; -выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации; -работа с презентацией; -работа с дидактическим материалом (карточки с последовательностью подготовки обуви к сезонному хранению) -практическая работа: подбор крема по цвету и виду покрытия обуви -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | |||||
Практическая работа «Ежедневный уход за обувью» | Формировать умение ухода за обувью. | -участие в беседе о ходе выполнения практической работы; -ответы на вопросы учителя; -повторение правил техники безопасности при работе с кремами для обуви; -работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы); -работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы); -практическая работа: мытье и чистка обуви, натирание кремом, составление обуви в порядок на обувную полочку; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | |||||
Раздел «Питание» (8 часов) | |||||||
Холодный и горячий ужин. | Расширить представления учащихся о значении ужина для полноценной жизнедеятельности, видах ужина. | -слушание рассказа учителя о значении ужина для полноценной жизнедеятельности, видах ужина, основных блюдах, входящих в состав ужина; -участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока; -рассказ учащихся об ужине дома; -выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации; -работа с дидактическим материалом (работа с изображениями различных блюд холодного и горячего ужина, правил приема пищи); -работа с презентацией; -практическая работа: сервировка стола к ужину; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Меню, расчет стоимости продуктов для ужина. | Формировать знания и умения составления меню ужина, определения количества и стоимости продуктов. | -слушание рассказа учителя об основных блюдах, приготовляемых для ужина; определении количества и стоимости продуктов для их приготовления; -участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока; -выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации; -работа с дидактическим материалом (составление меню для ужина); -работа с презентацией (примерная стоимость продуктов); -практическая работа: расчет продуктов для ужина на человека, семью; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Овощи. Свежие и замороженные продукты. | Систематизировать знания учащихся о значении овощей в питании человека, порядке их обработки, способах приготовления и хранения. | -слушание рассказа учителя о правилах хранения овощей, свежих и замороженных продуктах; о значении первичной обработки продуктов для здоровья человека; о правилах первичной обработки овощей, замороженных продуктов; -участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока; -проговаривание правил ТБ при работе с ножом и овощечисткой; -выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации; -работа с дидактическим материалом (виды нарезки овощей); -работа с презентацией; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | |||||
Практическая работа«Приготовление салата «Винегрет»» | Формирование умение готовить блюда из вареных овощей. | -участие в беседе о ходе выполнения практической работы; -ответы на вопросы учителя; -повторение правил техники безопасности при работе с ножиком, овощечисткой, овощерезкой; -работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы); -практическая работа: выполнение чистки овощей, нарезка овощей для салата, заправка салата -проговаривание правил ТБ при работе с ножом и овощечисткой до и во время работы, санитарно-гигиенических требований; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Крупы. Блюда из круп. Виды каш. | Систематизировать знания учащихся о значении круп в питании человека, их видах и приготовлении блюд их круп. | -слушание рассказа учителя о значении крупы в пищеварительной системе человека, блюдах, в состав, которых входят крупы; видах каш, правилах ее приготовления -участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока; -выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации; -работа с дидактическим материалом (разные виды круп, контейнеры и мешки для хранения крупы, виды каш) -работа с презентацией; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Практическая работа «Приготовление гречневой каши» | Формировать умение готовить блюдо из крупы (рассыпчатая гречневая каша) | -участие в беседе о ходе выполнения практической работы; -ответы на вопросы учителя; -повторение правил техники безопасности при работе с бытовыми электроприборами; горячими жидкостями; соблюдение санитарно – гигиенических требований при приготовлении пищи. -работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы); -практическая работа: приготовление гречневой каши; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | |||||
Молоко. Блюда из молочных продуктов. | Систематизировать знания учащихся о молочных продуктах, правилах ее хранения, технологией приготовления блюд с использованием молока | -слушание рассказа учителя о молочных продуктах, правилах ее хранения, технологией приготовления блюд с использованием молока -участие в беседе; -участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока; -выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации; -работа с дидактическим материалом (виды блюд, приготовленных на основе молока, их классификация, способы и сроки хранения молочных блюд); -работа с презентацией; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Практическая работа «Приготовление творожной запеканки» | Формировать умение готовить творожную запеканку. | -участие в беседе о ходе выполнения практической работы; -ответы на вопросы учителя; -повторение правил техники безопасности при работе с горячей жидкостью, электроплитой до и во время работы, санитарно-гигиенических требований; -работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы); -практическая работа: приготовление творожной запеканки; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Раздел «Транспорт» (1 час) | |||||||
Пригородный транспорт. | Расширить и систематизировать знания учащихся о пригородном транспорте | -слушание рассказа учителя о видах пригородного транспорта, его назначении, ознакомлении с расписанием, определением и порядком оплаты стоимости проезда; -участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока; -повторение правил поведения пассажиров в общественном транспорте; -выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации; -работа с дидактическим материалом (виды автобусов, электричек; расписание); -работа с презентацией; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Раздел «Средства связи» (3 часа) | |||||||
Почта. Виды почтовых отправлений | Познакомить учащихся с видами почтовых отправлений через отделение связи «почта России». | -слушание рассказа учителя о видах почтовых отправлений, их отличиях, порядке отправления и получения, работе ближайшего отделения «Почта России»; -участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока; -выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации; -работа с дидактическим материалом (виды почтовых отправлений); -работа с презентацией, сайтом «Почта России»; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Виды писем. | Познакомить с видами писем, их особенностями, порядком отправления и получения писем | -слушание рассказа учителя о видах писем, их особенностях, порядке отправления и получения писем; -участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока; -практическая работа: составление и оформление текста письма, написание индекса; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Практическая работа «Написание почтового адреса на конверте» | Формировать умение подписывать конверт в соответствии с современными требованиями | -участие в беседе о ходе выполнения практической работы; -ответы на вопросы учителя; -работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы); -практическая работа: написание почтового адреса на конверте; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч | ||||
Раздел «Предприятия, организации, учреждения» (2 часа) | |||||||
Образовательные учреждения. Дошкольные образовательные учреждения. | Познакомить с видами дошкольных образовательных учреждений, их назначением | -слушание рассказа учителя образовательных учреждениях, о видах дошкольных образовательных учреждений, их назначении; -участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока; -рассказ о младших братьях, сестрах, посещающих детские сады; -рассказ-воспоминание о жизни в детском саду; -выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации; -работа с презентацией; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | |||||
Раздел «Семья» (1 час) | |||||||
Обязанности и помощь в семье. | Расширить и систематизировать знания учащихся о распределении обязанностей в семье, необходимости оказания помощи другим членам семьи | -слушание рассказа учителя о распределении обязанностей в семье, о помощи родителям старших детей в уходе за младшими детьми; -участие в беседе сложившихся семейных отношениях; -рассказ о своих обязанностях в семье. -участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока; -выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации; -работа с презентацией; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки. | 1 ч |
7.Описсание материально – технического обеспечения образовательного процесса
Для обеспечения реализации содержания программы, повышению коррекционно-воспитательного процесса, развитию познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельности и сознательной дисциплины у учащихся используют специально оборудованный кабинет, с четко определенными и специально оборудованными зонами. Проведение уроков в специально оборудованном кабинете могут показать учащимся в каких жизненных ситуациях или видах деятельности они могут применить полученные знания и умения.
Так же используются презентации, видеофрагменты, таблицы, плакаты, дидактический и раздаточный материал по основным темам для формирования наиболее полных и достоверных знаний.
Печатные пособия
- Адрес
- Гигиена питания
- Гигиена полости рта
- Движение учащихся группами и в колонне
- На улицах города
- Оборудование кухни и требования к ее содержанию
- Обход транспорта
- Переход улиц и дорог
- Пешеходные переходы
- Правила безопасной работы приспособлениями
- Правила безопасной работы с газовой плитой
- Правила безопасной работы с горячей жидкостью
- Правила безопасности при работе с ручными инструментами
- Правила дорожного движения для велосипедистов
- Правила личной гигиены
- Правила личной гигиены
- Правила поведения в кабинете СБО
- Правила техники безопасности при работе с горячей посудой и жидкостью
- Предупреждение воздушно-капельных инфекций
- Причины дорожно-транспортных происшествий
- Суточная потребность в витаминах
- Транспортные средства
- Требования к обработке и хранению продуктов
Учебно-практическое оборудование
Раздел «Личная гигиена и здоровье»
- Бритвенные принадлежности (станок со съемными лезвиями, кисточка для бритья)
- Губки, мочалки из натурального и синтетического волокна для мытья тела
- Зеркало
- Зубные щетки, зубные пасты
- Крем, мыло, шампуни для различных типов волос и кожи, дезодоранты, одеколон
- Маникюрный набор (ножницы, пилка)
- Полотенца (для тела, лица, ног)
- Расчёски, массажные щетки для волос
Раздел «»Одежда и обувь»
- Инструкции по эксплуатации, уходу за одеждой и обувью
- Крем для обуви, блеск для обуви
- Образцы взрослой детской обуви из различных материалов
- Образцы взрослой и детской одежды
- Образцы тканей
- Щетки одежные, для чистки обуви, нанесения крема
Раздел «Жилище»
- Веник
- Моющие и чистящие средства
- Шкаф комбинированный для одежды
- Щетки для мытья стен, радиаторов отопления, для пола
Раздел «Питание»
- Доски разделочные
- Кухонный гарнитур
- Мойка с подводкой горячей и холодной воды
- Набор кухонных ножей
- Набор мисок
- Набор столовых приборов
- Набор эмалированных кастрюль
- Наборы сервировочные (солонки, горчичница, перечница)
- Обеденная зона
- Обеденный сервиз
- Сушилка для посуды
- Тарелки глубокие, мелкие, закусочные, пирожковые
- Хлебница
- Холодильник «Атлант»
- Чайник электрический «Bosch»
- Чайный сервиз
- Электро плиты
- Яйцерезка
Раздел «Транспорт»
- Знаки дорожного движения
- Образцы проездных билетов
- Плакаты с изображением наземного, воздушного, водного транспорта
- Правила пользования автобусом
Раздел «Охрана здоровья»
- Географический атлас Омской области
- Набор лекарственных трав
Технические средства обучения
- Мультимедийный проектор;
- Персональный ноутбук;
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Учебная литература
- Львова С.А., Справочник выпускника. – М., ВЛАДОС, 2009
- Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка 5 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида – М., ВЛАДОС, 2013
- Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка 6 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида – М., ВЛАДОС, 2013
- Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка 7 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида – М., ВЛАДОС, 2013
Научно – методическая литература
- Воронкова В.В., Казакова С.А, Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. М., ВЛАДОС, 2006
- Львова С.А., Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М., ВЛАДОС, 2005
- Стариченко Т.Н. Формирование экономико-бытовых знаний и умений у старшеклассников вспомогательной школы. Учебно-методическое пособие для студентов педвузов и учителей вспомогательных школ. – Екатеринбург, 1996
- Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие 5-9 классы. – М., ВЛАДОС,2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" 5-9 классы
Рицензированная рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" 5-9 класс...
Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" 5 класс
Рецензированная рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" 5 класс...
Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни"6 класс
Рецензированная рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" 6 класс...
Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" 7 класс
Рецензированная рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" 7 класс...
Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" 8 класс
Рецензированная рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" 8 класс...
Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" 9 класс
Рецензированная рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" 9 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметная область «Человек и общество» предмет «Основы социальной жизни»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпредметная область «Человек и общество»предмет «Основы социальной жизни»Рекомендуется для обучающихся 5 классаСрок реализации программы 1 год...