Педсовет: Организация работы по выполнению домашнего задания.
материал (6 класс)

Сутулова Татьяна Николаевна

Домашние учебные занятия являются необходимым условием образовательной деятельности, но способность прочно усвоить и верно применять сообщённый материал не может быть достигнута одной деятельностью в классе; тренировка в использовании усвоенного всегда будет составлять предмет домашних занятий обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по выполнению домашнего задания.

Цель:

повышение качества обучения и эффективности полученных знаний обучающихся, осваивающих основную образовательную программу на критическом уровне при организации работы по выполнению домашнего задания

Задачи домашнего задания:

  • дальнейшее формирование навыков и умений;
  • закрепление теоретических знаний;
  • развитие интереса к самостоятельной учебной деятельности;
  • применение знаний как в стандартных, так и в новых условиях.

Опыт показывает, что далеко не каждый учитель предусматривает трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при самостоятельном выполнении домашних заданий, и не всегда правильно устанавливает причины их невыполнения. Они связанны с недостаточной подготовкой обучающихся, недочетами в работе учителя, неблагоприятными домашними условиями, отрицательным отношением ученика к учебной деятельности. Ученик не умеет самостоятельно работать с учебными книгами и контролировать свою работу; ученик считает предмет трудным; непосильность домашнего задания, связанная или с недостаточной подготовкой ученика в классе, или с нереальными требованиями учителя; ученик затрудняется связать содержание материала, сообщенного учителем на уроке, с текстом учебника. Отсутствие интереса к учению (непонимание роли знаний в будущей жизни, заучивание наизусть); непонимание целей и содержания домашнего задания; ненормальные взаимоотношения между учеником и учителем; общая неорганизованность школьника (слабые волевые качества, недостаточный контроль со стороны родителей).

Для исправления ситуации нужно замотивировать обучающихся. Мотивация:

  • Ученик должен понять, для чего нужно домашнее задание.
  • Учителю нужно убедиться, что все учащиеся поняли задание.
  • Проблема должна быть интересно поставлена.
  • При планировании домашнего задания надо стремиться пробудить любознательность учащихся, развить их фантазию, используя стремление к признанию и хорошим отметкам.

Домашние учебные занятия являются необходимым условием образовательной деятельности, но способность прочно усвоить и верно применять сообщённый материал не может быть достигнута одной деятельностью в классе; тренировка в использовании усвоенного всегда будет составлять предмет домашних занятий обучающихся.

В  связи с внедрением ФГОС нового поколения, где наряду с предметными и личностными результатами всё большее значение приобретают так называемые метапредметные результаты, овладение универсальными приёмами учебной деятельности, которые позволят ребёнку быть успешным в любой предметной области, в этих условиях именно домашние задания становятся реальным инструментом формирования УУД.

Любой человек по-разному воспринимает информацию. Через две недели у нас в памяти обычно остается 10% того, что мы читаем; 20% того, что мы слышим; 30 % того, что мы видим; 50 % того, что мы видим и слышим; 70 % того, что мы говорим и 90 % того, что мы говорим и делаем.

Существует множество разновидностей подачи домашнего задания.

По своим частным целям домашние задания можно разделить на следующие виды: а) домашние задания для подготовки учащихся к очередной теме или уроку; б) задания для повторения и закрепления теоретических знаний; в) задания для обобщения изученного учебного материала; г) задания для выработки прочных умений и навыков в решении задач.

По своему характеру домашние задания могут быть: а) теоретические; б) практические; в) решение конкретно-практических задач

По срокам выполнения домашние задания делятся на такие виды: а) одноурочные задания, которые необходимо выполнять к следующему уроку; б) длительные задания, выполнение которых рассчитано на срок от недели и более; в) задания с неопределенным сроком выполнения. Домашняя работа не должна быть копией работы на уроке.

На дом должны даваться только необходимые задания, т. е. существенно важные для успешного усвоения учебного материала и в то же время те, что не могут быть выполнены в классе. Например, для успешного усвоения планируемых результатов необходимо использовать большой дополнительный материал, обращаться к справочникам, первоисточникам, предварительно проводить наблюдения и т. д. Сюда можно отнести подготовку рефератов, докладов, создание презентаций, работу над исторической справкой, по изготовлению оборудования, конспектирование и т. д.

Домашние задания должны иметь развивающий характер, поэтому в объем домашней работы необходимо включать задания на понимание всеми детьми необходимости постоянно приобретать знания, на развитие готовности к самообразованию, на развитие у учащихся творческих способностей, на формирование научного мировоззрения, метапредметных умений. Домашнее задание может быть дано лишь при условии его доступности и подготовленности учащихся к его самостоятельному выполнению в ходе предшествующих занятий. Если новый материал на уроке плохо понят, то учитель не может требовать, чтобы учащиеся выучили его к следующему уроку или выполнили дома соответствующую письменную работу, так как при этом основная тяжесть усвоения переносится на домашнюю работу, что недопустимо.

По форме организации выделяют виды домашнего задания: - индивидуальная учебная домашняя работа – задается отдельным обучающимся класса. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе, проектов и др.; - групповая учебная домашняя работа – группа обучающихся выполняет задание, являющееся частью общего классного задания. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее. - дифференцированная домашняя работа – работа, рассчитанная на разный уровень сложности. Дифференцированная учебная домашняя работа – организация самостоятельной работы школьников, которая реализуется посредством типичных приемов и видов дифференцированных заданий, которые одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения и включают несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них. - Одна на весь класс (фронтальная) – самый распространенный вид домашней работы, в ходе выполнения которой у обучающихся отрабатываются различные УУД. Постоянное применение таких заданий не ведет к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их не стоит, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные УУД. - творческая домашняя работа (нестандартная) – направлена на развитие творческих способностей обучающихся; создает условия для организации работы с одаренными детьми; может быть использована для профильного обучения и реализации программ с углубленным изучением предмета. Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперед. Так как ребенок должен поработать с различной литературой, разными источниками, обработать найденный материал.

  • Составление домашней работы для соседа по парте – новаторский метод.
  • Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».

Виды творческих домашних заданий:

  • Вопросник
  • Кроссворд
  • Макет, модель
  • Ребус
  • Сообщение
  • Доклад
  • Сочинение
  • Реферат
  • Исследование
  • Эссе

Пример домашнего задания: ребус, игра со зрителями

По характеру требований домашние задания делятся на: а) обязательные, выполнение которых обязательно для всех учащихся класса или отдельных учащихся, если это индивидуальные или групповые задания; б) желательные или свободные задания, которые даются учащимся в форме пожелания их выполнить. При правильной организации домашних заданий учитываются следующие параметры: 1. объем домашней работы по предмету (устной и письменной); 2. ее содержание; 3. сложность предлагаемой работы; 4. степень самостоятельности учащихся при ее выполнении.

Домашние задания по своему содержанию могут включать в себя:

1. Усвоение изучаемого материала по учебнику;

2. Выполнение устных заданий;

3. Выполнение письменных заданий по предметам;

4. Выполнение творческих работ;

5. Проведение наблюдений;

6. Выполнение практических и лабораторных работ

7. Изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и др.;

Целесообразно предложить следующие рекомендации:

- на объяснение домашнего задания отводить не менее 5 минут на уроке;

- осуществлять инструктаж по выполнению домашнего задания;

- предупреждать учащихся о возможных затруднениях;

- включать в содержание домашнего задания работу над ошибками;

- осуществлять дифференцированный подход к подбору домашнего задания;

- проверять наличие записей домашнего задания в дневниках учащихся;

- давать для работы дома задания, подобные которым выполнялись на уроке;

- при выдаче домашнего задания продумывать его оптимальный объем;

- дозируя домашнее задание, учитель должен спланировать работу такого объема и содержания, чтобы учащиеся не испытывали перегрузки;

- систематически проверять домашнюю работу учащихся.

Домашние задания целесообразно строить по принципу «минимум-максимум» – обязательные для всех и рассчитанные на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность. 

Именно эти условия будут способствовать тому, что домашние задания будут вызывать у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес к образовательной деятельности, не зависимо от её предметного наполнения.

Только тогда домашняя работа обучающихся станет эффективным инструментов формирования их познавательной самостоятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ...

Методические рекомендации для родителей "Организация выполнения домашнего задания по английскому языку"

Данные рекомендации позволяют сисстематизировать полученные знания, оптимизируют  труд ученика при выполнении домашних заданий по английскому языку....

Памятка для родителей по организации выполнения домашнего задания по биологии

Для успешного обучения ребенка необходимо создать дома комфортные условия. При подготовке к урокам необходимо придерживаться некоторых правил. Существует множество рекомендаций, некоторые из них я пре...

Использование приложений Google в организации самостоятельной работы обучающихся при выполнении домашних заданий

В настоящей разработке речь пойдет об использовании приложений Google при организации самоподготовки обучающихся к рубежной и итоговой аттестации по естественнонаучным предметам в рамках курса «...

Методы и формы работы при выполнении домашнего задания и повышении мотивации в изучении русского языка

Методы и формы  работы при выполнении домашнего задания  и  повышении мотивации в изучении русского языка...