Мотивация к обучению и способы её повышения
статья

Фрундин Ярослав Владимирович

В современной школе остро стоит проблема повышения эффективности обучения. Каждый педагог хочет, чтобы его ученики с интересом и желанием ходили в школу, учились «хорошо» и «отлично». Но к великому сожалению, это происходит не всегда. Часто мы слышим: «он не хочет учиться», «она могла бы учиться лучше», «мог бы учиться хорошо, но нет желания». В таких случаях мы сталкиваемся с отсутствием у школьника положительной мотивации к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivatsiya_k_obucheniyu_i_sposoby_eyo_povysheniya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №61»

Доклад

по теме

«Мотивация к обучению и способы её повышения»

2020 год

«…Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».

Это слова великого педагога — Константина Дмитриевича Ушинского. Актуальны ли они в наши дни? Безусловно! В современной школе остро стоит проблема повышения эффективности обучения. Каждый педагог хочет, чтобы его ученики с интересом и желанием ходили в школу, учились «хорошо» и «отлично». Но к великому сожалению, это происходит не всегда. Часто мы слышим: «он не хочет учиться», «она могла бы учиться лучше», «мог бы учиться хорошо, но нет желания». В таких случаях мы сталкиваемся с отсутствием у школьника положительной мотивации к обучению.

Учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это взаимосвязанная целостная система, которая состоит их мотивов, целей, реакций на неудачу и потребностей ученика в получении новых знаний. От мотивации учащихся зависит их успешность, уровень знаний, желание учиться всю жизнь. Не стоит забывать, что, согласно современным исследованиям, результаты деятельности человека лишь на 20 % зависят от врождённого интеллекта, а на 70–80 % — от мотивации.

Учебная мотивация состоит из следующих составляющих:

– положительный настрой обучающегося;

– ясная цель, к которой нужно стремиться;

– мотивы достижения цели;

– положительная реакция не неудачу;

– настойчивость по достижению результата своей деятельности (цели).

Положительный настрой для выполнения заданий можно создать путём неформальной обстановки на занятии: поделить детей на группы; переставить парты непривычным образом; превратить обычный стандартный урок в увлекательную игру…

Учитель должен помогать младшим школьникам в выборе цели, так как в начальной школе у них низкий уровень сформированности универсальных учебных действий. Дети должны чётко и ясно понимать то, к чему нужно стремиться. Одной из важных составляющих мотивации также является «реакция на неудачу». Когда у ребенка что-то не получается, не в коем случае нельзя его критиковать и  ругать, нужно подтолкнуть и направить его к тому, чтобы он сам попытался найти выход из сложившейся ситуации и обязательно похвалить, если ему это удалось. Если учитель просто откажет ребёнку, не подтолкнёт его к решению проблемной ситуации, то подобное действие приведёт ученика к нежеланию учиться, положительная мотивация будет утеряна. Что же делать учителю, если ребёнок не желает учиться? Младшие школьники очень любят играть, мечтать, разгадывать ребусы и загадки, раскрывать тайное и неизведанное.

Однообразная и длительная работа быстро их утомляет, пропадает желание.

Устойчивый интерес к обучению у младших школьников формируется через проведение следующих форм уроков:

– урок игра;

– урок-викторина;

–урок-путешествие;

–урок-сказка;

–защита творческих проектов и др.

Мотивация учебной деятельности с использованием приёмов:

  • «Мозговой штурм». Этот метод заключается в коллективной творческой работе по решению определенной сложной проблемы. Всех учеников объединяет совместная работа над поиском истины. Размышляя над определенной проблемой, дополняя друг друга, подхватывают и развивают одни идеи, отвергая другие.
  • «Незаконченное предложение». Учащимся раздают листы с незаконченными предложениями и объясняют, что каждый должен самостоятельно закончить их. Данные предложения касаются темы урока, и ученики имеют достаточно знаний и личного опыта для выражения собственных мыслей. После завершения работы высказывания зачитываются. В любой момент урока ученики должны быть готовы обсудить ответ товарища или попросить его аргументировать свой вариант окончания предложения.
  • «Изготовление самодельных наглядных пособий». В начале изучения темы учащиеся получают перечень наглядных пособий, которые они могут изготовить. Изготовленные самодельные приборы, модели, рисунки, объясняющие то или иное природное явление, карты древних поселений, описанных в учебнике, ученики демонстрируют на уроке, объясняя идею создания и особенности «предлагаемых ими пособий. В классе можно постоянно создавать выставку самодельных наглядных пособий, это дает возможность всем учащимся ознакомиться с творческими достижениями одноклассников. Использование таких наглядных пособий на уроках способствует повышению интереса к учебе, развивает исследовательские навыки, повышает производительность педагогической работы, наполняет урок элементами заинтересованности, вызывает у учащихся чувство причастности к событиям на уроке.
  • «Творческие задачи». Ученикам можно предложить составить кроссворд, сканворд, загадки, ребус. Возможны следующие варианты работы с кроссвордом: Разгадайте кроссворд, заполнив пустые ячейки.  Сформулируйте вопрос к словам, в заполненном кроссворде.  Заполните кроссворд, в котором выделены определенные квадратики. Из букв, попавших в них, составьте ключевое слово и объясните его содержание. Составьте кроссворд, используя понятия по теме урока.
  • «Ситуация успеха». Это эффективный способ для формирования и сохранения мотивации у младших школьников. С педагогической точки зрения ситуация успеха — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Развивать положительную мотивацию к обучению следует и

во внеурочной деятельности.

        Формы и методы организации внеурочной деятельности:

 –школьные концерты и конкурсы;

–игровая деятельность;

– коллективно-творческие дела;

–викторины, олимпиады;

–выпуск буклетов и праздничных стенгазет;

–экскурсии;

–КВН;

–тематические вечера и дискотеки;

–тематические праздники, Акций и т.д.

        В заключении хочется сказать, ребёнок приходит в школу с большим желанием учиться. Если он потеряет интерес к учёбе, в этом виноват не только ребёнок и его семья, но и школа, и ее методы обучения. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе — завтрашний успех в жизни! Главной задача начального общего образования — помочь пробудить в каждом ребёнке заложенные природные задатки, найти самого себя и стать личностью.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТАТЬЯ ОТРАЖАЕТ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ DVD НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КАЧЕСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛ...

Коммуникативный подход в развитии говорения в классах с пониженной мотивацией к обучению, как способ демократизации отношений на уроке

Данный методический материал предназначен для учителей иностранных языков в помощь работы с учащимися с пониженной мотивацией к обучению...

Коммуникативный подход в развитии говорения в классах с пониженной мотивацией к обучению, как способ демократизации отношений на уроке

Данный методический материал предназначен для учителей иностранных языков в помощь работы с учащимися с пониженной мотивацией к обучению...

мастер класс Технология проблемного обучения как способ повышения мотивации к учебе при обучении английскому языку.

В данном материале идет речь об использовании технологии проблемного обучения на уроках с целью повышения мотивации обучаемых к изучению иностранного (английского) языка и  сценарий работы с учит...

Мотивация к обучению и способы её повышения

В современной школе остро стоит проблема повышения эффективности обучения. Каждый педагог хочет, чтобы его ученики с интересом и желанием ходили в школу, учились «хорошо» и «отлично...

Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии математике. Мотивация к обучению и способы ее повышения. Из опыта работы.

Программы коррекционной школы учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Они  (программы) содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня  общеобр...

Мотивация к обучению и способы её повышения

Статья на тему: Мотивация к обучению и способы её повышения...