Статья: «Рефлексия в образовании» Кузьмин В.А.
статья (10 класс)
Статья: «Рефлексия в образовании»
Кузьмин Владислав Александрович,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №247 Санкт-Петербурга
Рефлексия - неотъемлемый компонент деятельности, необходимое условие ее совершенствования. Без специально организованной рефлексии учебная деятельность лишается образовательного смысла. Рефлексия в образовании - это самостоятельность, свобода и творчество.
Рассмотрим некоторые из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kuzmin_va.docx | 474.63 КБ |
statya_kuzmin_va.docx | 474.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Рефлексия в образовании»
Кузьмин Владислав Александрович,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №247 Санкт-Петербурга
Рефлексия - неотъемлемый компонент деятельности, необходимое условие ее совершенствования. Без специально организованной рефлексии учебная деятельность лишается образовательного смысла. Рефлексия в образовании - это самостоятельность, свобода и творчество.
Рассмотрим некоторые из них.
«Иллюстрированный тест»
Этот тест может быть использован при закреплении изученного материала по культуре любой страны, любого исторического периода. На лист располагаются иллюстрации памятников архитектуры, скульптурных работ, картин, фотографии деятелей культуры и к ним ставятся вопросы и даются варианты ответов.
Пример. История. 9 класс. Тема развитие российской культуры в первой половине XIX века».
Назовите архитектурные сооружения и памятники, изображенные на фотографиях. Установите соответствие между архитектурных сооружений и фамилиями их создателей
Дж. Кваренги, А. Воронихин, О. Монферран, Д. Трезини, М. Козловский, И. Мартос,
Ф. Растрелли, И. Коробов, А. Захаров, К. России, В. Баженов, В. Стасов, Б. Орловский.
Пример. История 8 класс. Тема «Век восемнадцатый. Повторение».
1. Рассмотрите изображение и выполните задание. Что из перечисленного относится к той же войне, событиям которой посвящен данный значок?
1) Азовские походы
2) сражение у деревни Лесная
3) Великое посольство
4) Персидский поход
2. Рассмотрите изображение и выполните задание. Что из перечисленного относится к периоду правления императора, изображенного на иллюстрации.
1) участие России в Семилетней войне
2) создание Уложенной комиссии
3) создание коллегий
4) Итальянский и Швейцарский походы русской армии
Метод «верные и неверные утверждения»
Прием может быть началом урока, обучающиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных преподавателем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
Пример. История. 11 класс. Тема «Развитие СССР в 1965-1984 гг.»
Выберите верные утверждения:
в эпоху застоя была принята новая конституция, в которой были;
провозглашены основные права граждан;
это было время расцвета литературы и искусства;
была восстановлена система ГУЛАГА;
была ужесточена цензура;
видные деятели науки и искусства были выдворены из СССР
Обучающимся необходимо установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Составления кластера
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер обозначает в переводе «пучок, созвездие».
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении
итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы в классе, так и дома.
Кластер к уроку обществознания 7 класс. Тема «Права и обязанности гражданина».
Пользуясь текстом учебника и Конституцией РФ, обучающимся предлагается заполнить кластер.
Предварительный просмотр:
Статья: «Рефлексия в образовании»
Кузьмин Владислав Александрович,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №247 Санкт-Петербурга
Рефлексия - неотъемлемый компонент деятельности, необходимое условие ее совершенствования. Без специально организованной рефлексии учебная деятельность лишается образовательного смысла. Рефлексия в образовании - это самостоятельность, свобода и творчество.
Рассмотрим некоторые из них.
«Иллюстрированный тест»
Этот тест может быть использован при закреплении изученного материала по культуре любой страны, любого исторического периода. На лист располагаются иллюстрации памятников архитектуры, скульптурных работ, картин, фотографии деятелей культуры и к ним ставятся вопросы и даются варианты ответов.
Пример. История. 9 класс. Тема развитие российской культуры в первой половине XIX века».
Назовите архитектурные сооружения и памятники, изображенные на фотографиях. Установите соответствие между архитектурных сооружений и фамилиями их создателей
Дж. Кваренги, А. Воронихин, О. Монферран, Д. Трезини, М. Козловский, И. Мартос,
Ф. Растрелли, И. Коробов, А. Захаров, К. России, В. Баженов, В. Стасов, Б. Орловский.
Пример. История 8 класс. Тема «Век восемнадцатый. Повторение».
1. Рассмотрите изображение и выполните задание. Что из перечисленного относится к той же войне, событиям которой посвящен данный значок?
1) Азовские походы
2) сражение у деревни Лесная
3) Великое посольство
4) Персидский поход
2. Рассмотрите изображение и выполните задание. Что из перечисленного относится к периоду правления императора, изображенного на иллюстрации.
1) участие России в Семилетней войне
2) создание Уложенной комиссии
3) создание коллегий
4) Итальянский и Швейцарский походы русской армии
Метод «верные и неверные утверждения»
Прием может быть началом урока, обучающиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных преподавателем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
Пример. История. 11 класс. Тема «Развитие СССР в 1965-1984 гг.»
Выберите верные утверждения:
в эпоху застоя была принята новая конституция, в которой были;
провозглашены основные права граждан;
это было время расцвета литературы и искусства;
была восстановлена система ГУЛАГА;
была ужесточена цензура;
видные деятели науки и искусства были выдворены из СССР
Обучающимся необходимо установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Составления кластера
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер обозначает в переводе «пучок, созвездие».
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении
итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы в классе, так и дома.
Кластер к уроку обществознания 7 класс. Тема «Права и обязанности гражданина».
Пользуясь текстом учебника и Конституцией РФ, обучающимся предлагается заполнить кластер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Реализация непрерывного образования в условиях Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Губернский профессиональный колледж»
В статье раскрыается проблема непрерывного образования в колледже....
Статья "Рефлексия"
Материал для подготовки к урокам...
Методическая статья "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"
Рефлексия является одним из обязательных этапов современного урока в условиях ФГОС. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является ос...
Статья педагога дополнительного образования Филипповой Ирины Павловны "Экономическое образование как фактор формирования экономической компетенции школьника"
Статья "Экономическое образование как фактор формирования экономической компетенции школьника...
Статья: «Рефлексия - неотъемлемый компонент учебной деятельности» Лаврентьева Ю.Б.
Статья: «Рефлексия - неотъемлемый компонент учебной деятельности»Лаврентьева Юлия Борисовна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №247 Санкт-Петербурга...
Публикация статьи "Рефлексия как этап урока"
Публикация статьи "Рефлексия как этап урока"...
Статья "Рефлексия как средство субъективности обучающихся и педагога на уроках русского языка".
В статье учитель делится опытом проведения рефлексии на каждом этапе урока русского языка....