Создание психологического комфорта на уроках математики
статья

Гадзова Эмма Шадиновна

Описание опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_psihologicheskiy_komfort2.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание психологического комфорта на уроках математики

                                                   Гадзова Э. Ш., учитель математики

Учителю  очень важно знать психологические основы урока, а  так же уметь  делать его психологический анализ. Эффективность урока складывается из двух условий: внешних – педагогического мастерства учителя, его творческого самочувствия;  и внутренних, определяемых личностью самих учащихся.

 От  творческого самочувствия учителя зависит половина успеха ученика и учителя на уроке. Настроение обязательно должно соответствовать тому, что будет изучаться на уроке.  Учителю важно за несколько минут до занятия остаться наедине со своими мыслями и чувствами. Оживить в своем сознании целевую установку урока и логическую связь его отдельных звеньев, вытеснив из сознания все лишнее. И недопустимо отвлекать учителя перед началом урока посторонними вопросами, разговорами, тем более, делать ему  замечания или обсуждать неудачи его работы. Учитель должен быть мобилизован и готов к любым, возникающим на уроках ситуациям, не теряя психологической цели урока и логической связи его структурных компонентов, остаться верным своему стилю.

 Устанавливать психологический контакт с  классом могут только учителя, работающие творчески, с увлечением. И творчество должно быть постоянным, неистощимым. Это не подвиг, а норма педагогического труда.

Тактичное, справедливое обращение с учениками помогает создать на уроке ситуацию успеха каждому ребенку, вселяет  в него уверенность в своих силах и желание учиться. Из опыта знаю, что даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребенка,  вселяет в него уверенность. Иногда жеста, взгляда, интонации  достаточно, чтобы успокоить и  поддержать неуверенных, наградить знающих и думающих учеников – все это и способствует созданию положительных эмоций во время урока.  За время работы я усвоила одно правило: нужно вести себя так, чтобы потом не было стыдно за свое поведение, и чтоб   каждый  ученик был уверен в том,  что ты - учитель его любишь.

.  

Естественно,  существуют  много различных  ситуации,  мешающих  психологическому комфорту.  Такими «мешающими»  факторами  являются:  неуверенность  в себе,  повышенная  утомляемость,  замедленность  темпа  деятельности,  повышенная потребность  во  внимании и другие.  Для  сохранения психологического  комфорта  стараюсь   учитывать  физиологические эмоционально-личностные  особенности  детей,  создавать  ситуации  успеха  на  уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

     Большую роль в социальном становлении,  формировании коллектива класса  играют отношения,  складывающиеся со сверстниками. От того, какие отношения сложились у учащихся с товарищами, педагогами, зависит возможность адаптации учащихся и раскрытие их потенциалов. 10 «а»  класс новый. Работа в основном проводилась по формированию  детского коллектива и благоприятного психологического климата.

      Целью  воспитательной системы я определила  создание условий для  саморазвития и самореализации учащихся класса, их успешной социализации в обществе  и  задачами для реализации данной цели:

  • создание благоприятных педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого ученика класса, сохранение индивидуальных способностей и их развитие;
  • развитие классного коллектива;
  • формирование здорового образа жизни;
  • защита прав и интересов учащихся класса;
  • сохранение и укрепление  эмоционального здоровья детей.

  Стараюсь обучить их технике «жизнетворчества», то есть таких значимых изменений в себе, как:

  • расширение спектра эмоциональных реакций, понимание своих эмоций и свободное их выражение;
  • осознание неадекватности некоторых своих эмоциональных реакций;
  • коррекция и творческое преобразование негативных эмоций.

   Основные принципы этой  системы:

  • коммутативность; (имеется в ввиду умение общаться со сверстниками, взрослыми, умение выходить из трудных ситуации, активная  позиция  при решении нравственных вопросов  и т. д.)
  • направленность на  творчество, самораскрытие.

   Коммутативность и способность раскрыть свой внутренний мир – это возможность  развития не только того, кто говорит о своих чувствах и переживаниях, но и того, кто получает, слушает эти откровения.  Самораскрытие позволяет «снять  с души камень», посмотреть на себя со стороны, ощутить радость от того, что ты услышан, что тебя понимают  и принимают. Впечатления  - не просто жизненный опыт, переходящий в знания. Оно надолго, а иногда и на всю жизнь, запомнившийся факт, явление. «Находиться под впечатлением» означает, что человек действует, мыслит, воспринимает мир в соответствии  с эмоциональной сутью впечатления. Чем сильнее впечатление, тем дольше  оно может управлять человеком.

  Педагогические приемы:

  • включение в воспитательный процесс тренингов, позволяющих каждому ученику выразить свои чувства и  отношения;
  • систематическое фиксирование собственных достижений (хорошая жизнь приходит с тем, о чем мы заботимся);
  • проведение тематических классных часов,  внеклассных мероприятий.

    Дети раскрываются на внеклассных мероприятиях и классных часах  совсем иначе,  чем в обычные будние дни. Они как бы становятся героями дня. И даже  если ребенок на данную тему не задумывался, при подготовке к выступлению, он с помощью или  без помощи взрослых начинает  вникать в свой внутренний мир.

        . Надеюсь, что принципы личностно-ориентированного подхода, используемые мною в обучении и воспитании, создают среду социально – психологической защиты и поддержки ребенка, способствуют созданию комфортного психологического климата в классе и  личностному развитию учащихся, сохранению их психического  и физического здоровья

       Ряд методов (анкетирование, ранжирование, социометрия, «шкала тревожности») показал, что  складывается  благоприятный для учебы и воспитания климат в классе, атмосфера взаимопомощи и толерантности.

      Урок - это часть постоянно осуществляющегося воспитательного процесса. Уроки информатики – это уроки сотрудничества. Это уроки, которые интересны  всем. Если есть проблемы на уроке, то лишь потому, что мы не соблюдаем правил работы в КК.  Компьютерный класс – это кабинет, из которого дети не хотят уходить и куда приходят после урока для дополнительной работы.

         Уроки математики по эффективности разные. Формы работы на уроках  математики  выбираю  в зависимости от типа урока и дидактических целей:  фронтальная, групповая,  парная, самостоятельная,  индивидуальная. Перед началом урока стараюсь поставить учебную задачу  перед каждым учеником. В моем классе сейчас 5 человек, которые вообще не понимают,  что мы решаем,  не умеют даже записывать тригонометрические функции под диктовку.  В начале учебного года их  было гораздо больше – 12.  Класс слабый не только по математике, но и по другим предметам. Но дети в этом классе коммуникабельные, помогают друг другу, дружны,  в классе царит атмосфера взаимопомощи и толерантности  и я очень.

        .  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности

Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Наиболее активны в общении с учителями ученики начальных классов. Э...

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В статье собраны примеры упражнений, позволяющих организовать этап погружения в иноязычную атмосферу, настроить учащихся на взаимодействие, установить психологический контакт. Данные упражнения способ...

Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения

Создание психологического комфорта на уроках иностранного языка как условие эффективного обучения...

Упражнения для создания психологического комфорта на уроках английского языка

Проблема современных подростков заключается в недостатке коммуникативных умений и навыков, которые помогли бы им адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях. Выполнение специальных упражнен...

Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения

Данный материал представляет собой сообщение  педагога, которое можно будет  подготовить  на заседание ШМО или педсовета. Это актуальная тема  по созданию благоприятной атмосферы ...