Конспект урока ОДНКНР для 5 класса «Православие при царях и императорах России»
план-конспект урока (5 класс)
Разработка данного урока предназначена для учителей, преподающих в 5 классах общеобразовательных учреждений предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по учебнику А. Н. Сахарова, К. А. Кочегарова, Р. М. Мухаметшина. Конспект урока содержат материалы, рассказывающие об истории Православия, начиная с XVI столетия, и завершая началом ХХ века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока ОДНКНР «Православие при царях и императорах России» | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Православие при царях и императорах России.
Цель урока: познакомить обучающихся с изменениями, произошедшими с православной церковью в XVI – начале XX века.
Задачи урока:
1) формировать представление о роли РПЦ в русской истории в период с XVI по начало XX века;
2) развивать творческое мышление учащихся; умение определять причинно-следственные связи, строить логические цепочки, высказывать свое мнение;
3) воспитывать толерантность, веротерпимость, гуманизм, уважительное отношение к православным традициям.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные УУД:
– развитие познавательной деятельности школьника в гуманитарной сфере;
– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
– умение описывать достопамятные события родной страны.
Предметные результаты:
- знакомство с понятиями Патриарх, Синод, старцы, ополчение, канонизация;
- понимание хода исторических событий и роли православия в этих событиях, а также в развитии российской цивилизации;
– знание имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
- совместно с учителем составлять план решения задачи.
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, рисунок и др.).
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Тип урока: комбинированный урок
Основные понятия: Патриарх, Синод, старцы, ополчение, канонизация.
Оборудование: компьютер, презентация, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
- Орг. момент
- Актуализация знаний
1) Проверка домашнего задания
-чтение учащимися мини-сочинений об отношении православного христианина к богатству;
2) Работа по карточкам
-Соедини начало и конец предложения:
В 13 веке на Русь напали монголы и превратили | стала центром русского православия |
При митрополите Петре Москва | храмы и монастыри Киева в пепел и руины |
Митрополит Алексий убеждал русских людей | РПЦ стала автокефальной (самостоятельной) |
При московском князе Василии 2 | помнить о евангельских заповедях, о любви к ближнему |
нестяжатели | заступаться за тех, кого правитель подверг наказанию |
печаловаться | Нил Сорский и другие монахи выступали против обогащения монастырей |
При монастырях существовали | приюты для нищих |
- Самоопределение к деятельности
-Прочитайте запись на слайде, расшифруйте:
ПравославиеприцаряхиимператорахРоссии.
-Что знаете по этой теме?
- Работа по теме урока
1) Целеполагание
-Сформулируем задачи урока. Необходимо дополнить предложения:
-По данной теме я хотел(а) бы узнать …
-Это мне нужно потому что …
-Для этого я должен на уроке…
- Организация групповой работы
- А изучать данную тему будем по плану:
План
- Установление в России пятого Патриаршего престола.
- РПЦ во время правления царя Ивана Грозного.
- РПЦ во время Смуты.
- РПЦ при царе Алексее Михайловиче.
- РПЦ при императорах Петре 1 и Екатерине 2.
- Старцы и их роль в проповеди православия среди народа.
- Открытие нового знания
Зная задачи урока, приступим к их реализации.
Для этого вы объединились в группы историков-исследователей.
Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера дружбы, взаимовыручки.
- Как будем оценивать работу групп? (Критерии оценки: полнота представленной информации, ясность, точность).
-Наметим этапы работы:
1. Прочитать вопросы.
2. Распределить задания между членами группы.
3. Найти ответы на вопросы.
4. Пересказать участникам группы.
5. Выступить группой перед классом.
- Работа в группах
Каждая группа получает задание. Время подготовки – 10 – 12 минут.
1 группа
С. 18 – 1 абзац.
- Прочитайте текст и найдите ответы на вопросы:
1. Сколько лет продолжалось монгольское нашествие?
2. Как изменилось Русское государство?
3. Как стали именовать главу государства?
4. Кто такой патриарх?
5. Сколько Патриарших престолов существовало на территории бывшей Византии?
6. Когда был установлен в России Патриарший престол?
7. Кто стал первым Патриархом всея Руси?
2 группа
С. 18 – 19 – 2 абзац.
- Прочитайте текст и найдите ответы на вопросы:
- Кто был первым русским царём?
- Почему современники прозвали его Грозным?
- Как относилась к царю Русская православная церковь сначала?
- О чём просил царя митрополит Филипп?
- В чём митрополит Филипп обвинил царя Ивана Грозного?
- В чём заключается христианский подвиг митрополита Филиппа?
- Как Русская православная церковь оценила подвиг митрополита Филиппа?
3 группа
С. 19 – 21
- Прочитайте текст и найдите ответы на вопросы:
- Чем характеризуется «Смутное время» в России в начале 17 века?
- Кто был патриархом на Руси в это время?
- Что требовал патриарх Гермоген?
- К чему призывал патриарх Гермоген?
- Что такое ополчение?
- В чём заключался христианский подвиг патриарха Гермогена?
- Как Русская православная церковь оценила подвиг патриарха Гермогена?
4 группа
С. 21- 2 абзац
- Прочитайте текст и найдите ответы на вопросы:
- К чему стремились великие князья?
- Почему они были недовольны Церковью?
- Чего добился царь Алексей Михайлович?
- Почему патриарх Никон был отправлен в ссылку?
5 группа
С. 21 – 22 1 – 3 абзац
- Прочитайте текст и найдите ответы на вопросы:
- Какие изменения в государстве произошли при царе Петре?
- Какой титул принял Пётр I ?
- Что отменил Пётр I и что учредил?
- Кому подчинялся Синод?
- Какие изменения произошли при императрице Екатерине II ?
- Какова была роль Русской православной церкви в это время?
6 группа
С. 22 – 23
- Прочитайте текст и найдите ответы на вопросы:
- Кто такие старцы?
- Для чего люди шли к старцам?
- Перечислите центры старчества в России?
- Чему учил старец Амвросий Оптинский?
- Физкультминутка
- Продолжение работы по теме урока
- Первичное закрепление.
Выступления групп.
По ходу выступления каждой группы учитель дополняет рассказы учеников.
По ходу выступления – работа с иллюстрациями в учебнике.
- Словарная работа
Запись определений в тетрадь:
Патриарх – высший духовный сан в православии.
Канонизировать – причислить, включить в число святых (канон – правило).
Ополчение – народное войско.
Синод – высший орган управления РПЦ.
Старцы – монахи, получившие от Бога дар особой духовной мудрости.
- Обобщение
Беседа по вопросам учебника (с. 24)
- Рефлексия
Продолжите предложения:
- сегодня я узнал(а)…
- было интересно…
- было трудно…
- я понял(а), что…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
IX. Домашнее задание:
- перечитать записи в тетради, выучить определения;
- подобрать пословицы по теме «Осуждение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Энциклопедия Царей и Императоров. Россия IX-XX вв. 4 ч. (1216-1326 гг).
http://ertata.ru/post282410467/?upd...
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
План-конспект урока в 8 классе. Обобщающее повторение по теме:"Климат России"
Обощающее повторение по теме:"Климат и климатические ресурсы России". Конспект содержит задания разного уровня для индивидуальной работы и групповой работы учащихся с использованием карт атл...
Презентация к уроку ОДНКНР для 5 класса "Православие при царях и императорах России"
Данная презентация предназначена для учителей, преподающих в 5 классах общеобразовательных учреждений предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по учебнику А...