«Как справиться c трудностями, которые возникают при проведении уроков онлайн»
статья

Фазлиахметова Елена Александровна

В статье рассматриваются несколько трудных ситуаций, которые чаще всего возникают при проведении уроков онлайн, и даются советы, как с ними справиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_pri_provedenii_onlayn_urokov.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Как справиться c трудностями, которые возникают при проведении уроков онлайн»

(В данной статье использовались материалы интенсива «ЯУчитель»).

На дистанционном уроке, как и на уроке в школе, всегда есть риск, что что-то пойдет не так. Если во время видеотрансляции у вас возникла проблема, не паникуйте.

У каждой проблемы есть решение. Вот несколько трудных ситуаций, которые чаще всего возникают при проведении уроков онлайн, и решение, как с ними справиться.

Ситуация 1. Ученики не подготовили задание, на котором основана большая часть урока

Эту ситуацию можно предотвратить. Заранее скажите ученикам, какую часть задания нужно сделать обязательно. Объясните, что на ней будет основан следующий урок. Накануне занятия спросите у детей, кто готов к работе — пусть поставят плюсы или минусы в чате. Это поможет вам сориентироваться и лучше подготовиться.

Если во время онлайн-урока все же оказалось, что значительная часть класса не подготовила задание, вам помогут запасные сценарии. Приготовьте 1-2 альтернативных варианта работы. Например, дайте детям ссылку на задания в Skyes School или сыграйте в онлайн-викторину

Ситуация 2. Ученики не умеют пользоваться программой

Не все дети хорошо разбираются в интернете и компьютерных программах. Если ученик не может включить микрофон или написать в чат, вам поможет функция «демонстрация экрана». С ее помощью вы сможете показать детям свой экран и выполнить необходимые действия, комментируя их. Ученикам останется просто повторить за вами.

Ситуация 3. Ученик пропустил ваши инструкции из-за проблем со связью

Чтобы такого не случилось, дублируйте в чате с учениками все важные моменты, которые объясняете. Тогда ученики смогут посмотреть инструкцию, если что-то забудут, и вам не придется повторять заново.

Ситуация 4. Ученик мешает вести урок

Дистанционное обучение — стресс для детей, поэтому некоторые ученики могут начать вредничать и баловаться во время онлайн-урока. Главное — сохраняйте позитивный настрой и равновесие. Если ученик мешает, вы можете отключить его микрофон. Другой вариант — попросите ученика включить демонстрацию экрана и показать, что он делает.

Ситуация 5. Ученик пропускает уроки

Контроль посещаемости должен быть и в онлайн-формате. Если ученик пропустил занятие, свяжитесь с ним или его родителями. Узнайте, по какой причине это произошло, и предложите способ восполнить пропущенное занятие.

Чтобы ученики не забывали об онлайн-уроках, используйте уведомления. Отправляйте напоминание об уроке за час до начала. Постепенно ребята войдут в ритм и привыкнут к новому формату.

Ситуация 6. Ученики отвлекаются на посторонние дела

Контролировать внимание учеников в онлайн-формате сложнее, чем в оффлайне. Помогут простые приемы: чаще обращаться к ученикам по имени, задавать больше вопросов, просить написать что-то в чат. Привлечь внимание помогают картинки и видеоматериалы. Для снятия напряжения отлично работает гимнастика. 

Подробнее о том, как работать с вниманием детей на дистанционном занятии, рассказывает нейропсихолог Яндекс.Учебника Ксения Вотякова. 

1. Научите детей пользоваться инструментами дистанционного обучения

Если дети не поняли, как работает платформа для вебинаров или приложение с задачами, они будут часто отвлекаться на технические проблемы: поиск нужной кнопки, включение микрофона. После этого им будет сложно вернуться к содержанию урока.

Заранее расскажите ученикам, как работать с выбранной вами платформой и пользоваться нужными приложениями. По возможности выделите для этого отдельный урок — дети спокойно потренируются, а вы не будете беспокоиться о содержании.

2. Уберите отвлекающие факторы

Сделайте так, чтобы внимание учеников ничего не отвлекало. Хорошо, если вы будете вести занятия на белом, однотонном или размытом фоне, чтобы дети не пытались рассмотреть детали за вашей спиной. 

Попросите родителей организовать рабочее место ребенка так, чтобы на письменном столе не было лишних предметов. Установите правило — во время онлайн-занятий должны быть закрыты все социальные сети, мессенджеры и вкладки в браузере, не касающиеся учебы.

3. Комментируйте свои действия

Проговаривайте все свои действия, которые ученики не видят. Например: «Сейчас я переключаю слайды», «Минутку, я решаю проблемы со звуком», «Не получилось включить демонстрацию экрана, сейчас попробую разобраться». Это поможет удерживать внимание детей.

4. Расскажите о том, что будет происходить на уроке

Анонсируйте тему урока. Расскажите, каких учебных целей вы хотите достичь, сколько времени будет длиться занятие, и какие будут задания. Например: «10 минут я буду рассказывать новую тему, затем мы посмотрим видео, потом вы сделаете небольшое задание в тетрадях, и в конце мы вместе решим онлайн-задание с автоматической проверкой». Так вы помогаете сформировать ожидания от занятия и распределить силы.

5. Помните об обратной связи 

Чаще подводите промежуточные итоги. Обсуждайте результаты группы, подчеркивайте успехи конкретных учеников. В конце каждого урока резюмируйте, что из запланированного удалось выполнить.

Обратная связь по ходу урока помогает удерживать внимание и мотивацию, а подведение итогов структурирует работу.

6. Привлекайте непроизвольное внимание

Непроизвольное, или пассивное, внимание — это внимание, вызванное внешними причинами, не требующее специальных усилий со стороны ребенка. Непроизвольное внимание учеников можно привлечь, например, с помощью контрастов. Используйте жестикуляцию, сделайте речь более эмоциональной, меняйте темп и громкость речи. 

7. Делайте уроки разнообразными

Переход на дистанционное обучение требует предварительной подготовки, но сейчас доступно большое количество качественного обучающего контента. Включайте в урок иллюстрации, короткие видеоматериалы, обучающие квесты и дидактические онлайн-игры. Чередуйте работу с монитором и выполнение заданий на бумаге. Смена деятельности помогает удерживать внимание детей. Но при этом не забывайте структурировать деятельность, объяснять, на что направлено конкретное задание, и зачем вы смотрите видеоматериалы.

8. Сделайте запись урока

По возможности запишите урок, чтобы он был доступен для тех учеников, которые не смогли подключиться онлайн. Это отличный способ добавить в дистанционное обучение индивидуальный подход — дети могут посмотреть непонятные моменты или пройти занятие в комфортном для них темпе.

9. Помогите ученикам организовать время

Четко составленное расписание на каждый день — основной помощник для управления временем и концентрации внимания. Обсудите с родителями важность личного расписания и попросите помочь детям составить список дел на день.

Поддерживайте привычный «школьный» режим и распорядок дня. Составьте расписание уроков и отправьте его всем ученикам. За 10–15 минут до начала занятий напоминайте ребятам, что нужно подключиться к платформе и настроиться на рабочий лад.

10. Проводите гимнастику

Если ученики проводят за компьютером больше 20–30 минут, сделайте с ними короткую гимнастику для глаз или небольшие дыхательные упражнения, двигательную разминку. Чтобы дети переключились и отдохнули, задайте простые вопросы, например: «Что вы видите за окном?», «Какие звуки вы сейчас слышите?» «Что вам больше всего запомнилось из вчерашнего занятия?».

11. Выдавайте задания дозированно

Не все дети могут сами планировать, сколько заданий нужно делать каждый день, чтобы сдать их через неделю. Большое количество заданий пугает, и даже самые организованные дети могут опустить руки.

Группы риска при дистанционном обучении — это, во-первых, дети со слабо развитыми регуляторными функциями, неусидчивые и импульсивные, и, во-вторых, ученики с невысокой учебной мотивацией. Таким ребятам особенно важно включение в урок интересного контента и смена деятельности. Уделяйте ученикам внимание и хвалите даже за небольшие достижения. 

Научные исследования доказывают, что школьники, обучающиеся дистанционно, могут добиться тех же академических успехов, что и при традиционной очной форме.

Главное:

1. Организовать процесс обучения — расставить цели, расписание и сроки выполнения.

2. Использовать разные форматы работы и способы подачи учебного материала.

3. Наладить обратную связь с учениками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа по теме "Дороги, которые мы выбираем" (материал подходит для проведения урока мужества)

Классный час по этому сценарию проводился во время  Публичного отчёта школы в рамках проекта "Созвездие воинской славы": "Памями Дмитрия Рябинкина посвящается" в 2008году...

Аннотированный каталог ЭОР, которые могут являться основой для проведения уроков решения задач по математике по теме «Тригонометрические выражения» дифференцированный, в зависимости от уровня математической подготовки учащихся.

Аннотированный каталог ЭОР, которые могут являться основой для проведения уроков решения задач по математике по теме «Тригонометрические выражения» дифференцированный, в зависимости от уровня ма...

ЦОР для организации и проведения образовательных онлайн-экскурсий

ЦОР для организации и проведения образовательных онлайн-экскурсий...

Презентация к семинару "Проведение синхронных онлайн-занятий с помощью Zoom и Discord"

Дистанционное обучение прошло вошло в современную жизнь. Для обучения учителей организации урока в виде Zoom - конференции рекомендую использовать приложенную презентацию. В ней описано большинство во...

Использование интерактивной онлайн- доски Padlet в подготовке и проведении урока " Суд над Верой Засулич"

Интерактивная доска  Padlet  активно используется в групповой удаленной работе. Возможность размещать фотографии, видеоматериалы, тексты, ссылки, совместно использовать их, демонстрируя...

Проведение городского онлайн- семинара «Изучая иностранные языки-познаём мир»

Развитие мотивации к изучению немецкого языка через организацию различных видов деятельности https://cloud.mail.ru/public/9yqw/uLKL5hXsd...