Конспект урока по специальности « Баян» «Освоение клавиатуры на инструменте, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности»
материал

Меренков Александр Викторович

Конспект урока

по специальности   « Баян»

«Освоение клавиатуры на инструменте,

развитие технических навыков

и творческих способностей

на уроке специальности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г.Ярцево Смоленской области

Конспект урока

по специальности   « Баян»

«Освоение клавиатуры на инструменте,

развитие технических навыков

и творческих способностей

на уроке специальности»

Разработал:

преподаватель  МБУ ДО ДШИ

Меренков Александр Викторович

г.Ярцево

2020 год

Обучающийся Воробьев Станислав,  возраст 9 лет, класс 1.

Тема урока «
Освоение клавиатуры инструмента, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте.
Задачи урока: 
1.
Обучающие: обобщить и углубить знания учащегося, сформировать навык вертикального перемещения третьего пальца по второму ряду левой клавиатуры.
2.
Развивающие: развитие внимания, музыкального слуха при игре на инструменте, технических навыков исполнительства, творческих способностей.
3.
Воспитывающие: привитие интереса и любви к музыкальному искусству.
4.
Здоровьесберегающие: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.
Форма урока:  индивидуальная.
Технические средства:  Баян для ученика,  баян для педагога, пульт, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика, наглядные пособия.

Педагогические технологии, применяемые на уроке: технология развивающего обучения, личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающая технология.

Образовательные технологии:

- личностно-ориентированные (опора на субъективный познавательный опыт обучающегося);

- технология развивающего обучения;

- здоровьесберегающие (учет индивидуальных особенностей детей, равномерное распределение во время урока различных видов деятельности).
Репертуарный план урока:
1. Позиционные упражнения.
2. Гамма до мажор, арпеджио.
3. Р.Н.П. «Василек», Р.Н.П. «Не летай, соловей»
4. С. Скворцов.  «Этюд».
5. Р. Бажилин. «Солнечный дождик» (игра под фонограмму).
Структура урока:
    С первых уроков ученик приучается играть, не глядя на клавиатуру. Перед началом исполнения песенки ему необходимо установить пальцы на клавиши: до – второй палец, ми – третий, фа – четвертый.
     Традиционная постановка предполагает использование первоначального принципа аппликатуры, закрепляющей за каждым вертикальным рядом определенный палец – «хозяин». В данном случае постановка правой руки более фиксированная, так как первый палец, находясь за грифом, способствует удерживанию руки в определенном положении. Это позволяет ученику лучше чувствовать саму клавишу, обеспечивает устойчивость положения кисти. Необходимо помнить, что нужно держать открытым «окошечко», т. е. отверстие между внутренней частью кисти и грифом. При работе на правой клавиатуре контролируется минимальная весовая нагрузка для преодоления сопротивления «пружинки» и внутренний сброс мышечных усилий пальца в момент выхода из клавиатуры. По окончании упражнения необходимо освободить руку: сброс вниз, небольшие маховые движения кистью.
     Положение левой руки при игре правой: «пяточкой», т.е. основанием ладони, левая рука располагается на краю крышки левого полукорпуса, кисть находится над клавиатурой; подушечки пальцев лучше расположить на корпусе за вспомогательным рядом. Такое положение приучает левую руку к правильной постановке, способствует работе нужных мышц.
     Освоение основ меховедения,  извлечение длинных звуков, выполняется по слуху, без нот, по показу педагога. Педагог обращает внимание на ровность меховедения, качество звукоизвлечения, недопустимость прогиба пальцев, ощущение трех точек опоры, необходимых для контакта с левым полукорпусом, а также наличие точки упора инструмента во внутреннюю часть бедра правой ноги при ведении меха в сжим.
    Выработка чувства, осязательных ощущений, умение находить нужные клавиши и соизмерять мышечные усилия с упругостью клавиш, не допуская чрезмерного давления и прогиба суставов, сохранять контроль над правильным положением левой руки.
    Освоение навыка вертикального перемещения третьего пальца по второму ряду левой клавиатуры, выполняется по слуху, по показу педагога. Перед началом игры необходимо четыре пальца разместить на втором ряду левой клавиатуры, на клавише соль – расположить второй палец, на до – третий, на фа – четвертый, на черной – пятый палец. Упражнение исполняется третьим пальцем, остальные, неиграющие пальцы – это «дружная семейка», поднимать их не следует. Кисть смещается вверх или вниз при неизменном положении пальцев.   
 При ознакомлении с новым произведением, существует определенная методика разучивания:
1. Педагог читает слова песни.
2. Педагог играет мелодию песни правой рукой и одновременно поет.
3. Педагог и ученик поют вместе под звучание мелодии на инструменте.
4. Ученик поет песенку под игру педагога.
5. Ученик поет и одновременно прохлопывает ритмический рисунок.
6. Педагог играет и поет с учеником песенку, называя ноты.
7. Педагог играет и поет песню, вместе с учеником определяя место смены меха – по вдоху между фразами.
8. Ученик играет песенку несколько раз, разными вариантами исполнения: играть и одновременно петь мелодию со словами, играть и петь, называя ноты, играть мелодию без слов.
      Большое внимание на уроке уделяется слушанию музыки. Исполнение педагогом подобранных для слушания пьес воспитывает музыкальный вкус учащегося, прививает определенную манеру исполнения, расширяет кругозор, разнообразность репертуара. Слушанию произведений сопутствуют беседы – диалоги о характере, содержание, выразительных средствах прослушиваемой пьесы. Исполнение музыки учителем должно служить образцом для ученика.
     Игра в ансамбле должна входить в план каждого урока. Совместное музицирование способствует развитию чувства ритма, обогащает гармонический слух, развивает навыки чтения с листа. Учитель и ученик во время игры – одно целое, это сближает их, благотворно сказывается на взаимоотношениях.
На уроке ведется работа с магнитофоном. Эта методическая «изюминка» очень нравиться детям. Игра под фонограмму развивает умение слушать и слышать. Воспитывает у исполнителя ритмическую дисциплину, ощущение темпа, исполнительской выразительности.
Ход урока
       1. Игра позиционных упражнений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач. Обратить внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента.
      2. Игра гаммы до мажор целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух различными штрихами, арпеджио.
      3. Проигрывание выученных ранее пьес, указывая на недостатки и достоинства: Р.Н.П. «Василек», Р.Н.П. «Не летай соловей».

Пальчиковая гимнастика:  

Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребенок отвечает на вопросы:

МИЗИНЕЦ.  Какие знания, опыт я сегодня получил?

БЕЗЫМЯННЫЙ. Что я делал и чего достиг?

СРЕДНИЙ. Какое у меня настроение?

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?

БОЛЬШОЙ. Что я сделал для своего здоровья?

комплексы упражнений должны меняться.


     4. Успешное развитие техники невозможно без работы над этюдами. С. Скворцов «Этюд». Работа над точностью аппликатуры, сменой меха.
      5. Проведение физкультминутки. 
«Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова: «шалтай-болтай».
«Солдатик и медвежонок» выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить, округлить спину, как у мягкого толстенького медвежонка.

Анализ урока
Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты:
- четкость и ясность поставленных задач.
- разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка.
- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации).
- активизация слухового контроля.
- развитие мышления (игра в ансамбле).
- подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.
- самоанализ учащимся исполняемых произведений.
7. Домашнее задание.
8. Отметка.

Используемая литература:
1. Г.И. Крылова. «Азбука маленького баяниста», часть 1, часть 2.
2. Д. Самойлов. «Хрестоматия баяниста, 1-3 кл.»
3. В. Семенов. «Современная школа игры на баяне».
4. Д. Самойлов. «15 уроков игры на баяне».
5. П. Серотюк. «Хочу быть баянистом».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вокальных навыков и творческих способностей на уроках музыки

"Ах, голос! Как он чист, силён и ровен. Душа открыта настежь в нём. Как он прекрасен, благороден, что в сердце трепетно моём..." ...

Развитие познавательных интересов и творческих способностей на уроках информатики.

В данном  материале содержатся примеры творческих  заданий  для развития познавательных интересов учащихся на уроках информатики....

Развитие исследовательских навыков и творческих способностей обучающихся посредством создания межпредметных проектов на уроках информатики

Развитие исследовательских навыков и творческих способностей обучающихся посредством создания межпредметных проектов на уроках информатики...

Формирование алгоритмической культуры на уроках математики и во внеурочное время- необходимое условие развития логического мышления и творческих способностей учащихся

Теория алгоритмов – это раздел современной прикладной математики. Умение выделять алгоритмическую суть явлений и строить алгоритмы – очень важно для человека любой профессии.  Понятие...

Конспект урока по специальности «Баян» «Этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна»

Конспект урока по специальности «Баян»«Этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна»...