Рабочая программа
рабочая программа
Цель данной программы :Вызвать у детей проявление живого интереса к творческому ремеслу народных мастеров и умельцев по работе с берестой, бисером и сукном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности | 179.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сосьвинская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МБОУ «СОСЬВИНСКАЯ СОШ»
« Ойнас- Эхо»
для детей 7-14 лет срок реализации 3 года обучения
КУЛЕШОВА А.М.
Фамилия И.О.
Цель:
Вызвать у детей проявление живого интереса к творческому ремеслу народных мастеров и умельцев по работе с берестой, бисером и сукном.
Задачи:
-познакомить детей с народным искусством и обучить их технике работы с берестой, и тканью;
- ввести детей в увлекательный мир декоративно- прикладного искусства;
- научить понимать образный язык декоративно- прикладного искусства, его особенности;
- расширять активный словарный запас на мансийском языке;
- учить чувствовать красоту природы родного края;
- видеть национальное своеобразие в предметах быта, в окружающей жизни;
- познакомить с орнаментальным искусством;
- формировать умение орнаментировать одежду, сувениры;
- формировать умение пользоваться правилами техники безопасности при выполнении различного рода практических работ.
Внеурочная деятельность «Ойнас»
Пояснительная записка
Данная программа по курсу «Прикладное искусство народа манси» даёт возможность познакомить учащихся с народными традициями обработки природных материалов и с использованием их в хозяйстве и быту, что позволит им ближе прикоснуться к возрождению старинного прикладного искусства манси. В соответствии с этой программой осуществляется профильная подготовка учащихся по специальности «Мастер декоративно-прикладного творчества»
В результате изучения этого курса у учащихся формируются знания о национальном орнаментальном искусстве, его роли в мировом искусстве народов севера. Национальное искусство тесно связано с повседневной жизнью и бытом человека. Изделия формируют правильное понимание культуры быта народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Национальное искусство наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом, эстетическое отношение к миру.
Проведение практических занятий способствует овладению навыками плетения и вышивания бисером; изготовлению посуды из бересты. Зная цену своего искусства, учащиеся сознательно пойдут на возрождение культуры народа, что способствует воспитания трудолюбия, кропотливости, усидчивости при выполнении работ.
В программе сформированы цели и задачи обучения, раскрывается содержание тем. Работа возможна как индивидуальная, так и групповая. Программа рассчитана на три года обучения. Возраст детей с 7-14 лет.
Кружок проводится три раза в неделю в трёх группах, согласно трём годам обучения. Последовательность изучение разделов и тем дана по принципу усложнения и увеличения объёма теоретического и практического материала, с учётом возрастных особенностей учащихся.
В курсе обучения учащиеся должны знать и уметь.
- год обучения
Должны знать | Должны уметь |
По бересте: 1.Технику работы с берестой; её применение; инструменты и приспособления. 2.Технологию изготовления туеса. 3. С каких деревьев снимается береста. |
|
4. Технику безопасности при снятии бересты. | 1.Соблюдать технику безопасности |
Орнаменты: 1.Орнаменты народа манси, их название и применение. 2.Наносить орнаменты на цветную бумагу. 3.Технику безопасности при работе с ножницами. | 1.Нарисовать орнаменты в тетради в клетку. 2.Заносить орнаменты на бумагу. |
По бисеру: 1.История происхождения бисера. 2.Технологию плетения в «крестик» 3.Технологию подвески «перна» 4.Технологию плетения бисера на проволоке. | 1. Плести «в крестик». 2.Изготавливать подвеску «перна». 3.Изготавливать цветы, насекомых, закладки для книг и т.д.
|
По сукну: 1.Изделия из сукна у народов севера. 2.Инструменты и приспособления для работы с сукном. 3.Технику безопасности при работе с ножницами и иглой. | Вышивать бисером по сукну. 2.Изготавливать игольницу на сукне с орнаментами. 3.Изготовить подвеску из сукна с меховой опушкой. |
2 год обучения
Должны знать | Должны уметь |
По бересте:
|
|
Орнаменты: 1.Общие сведения об орнаменте. 2. Симметричные орнаменты, их названия. | 1.Переносить готовые симметричные орнаменты в тетрадь. |
По бисеру: 1.Способы плетения бисером. 2.Технологию изготовления турлопс. 3.Технологиюизготовления нагрудных женских украшений (современных). | 1.Простой способ плетения на двух жилках. 2.Традиционный способ плетения- плетение «сеточкой». 3.Плетение с сужающими и расширяющимися кромками. 4.Изготовить турлопс. 5.Изготовить сувенирные тапочки из сукна. |
По сукну: 1.Технологию нанесения орнамента из сукна. 2.Технологию изготовления сувенирных тапочек из сукна. | 1.Выкраивать орнаменты из сукна. 2.Изготовить сувенирные тапочки из сукна. |
- год обучения
Должны знать | Должны уметь |
По ткани: 1.Традиционную одежду народа манси из ткани. 2.Технологию раскроя и пошива мансийского платья. 3.Технику безопасности при работе на швейной машинке. 4.Технологию раскроя и пошива орнамента. | 1.Кроить и шить мансийское платье из ткани, соблюдая технику безопасности. 2.Шить орнаменты на лицевой стороне платья. 3.Выполнять «шов через край». |
По сукну: 1.Традиционную одежду из сукна. 2.Технологию раскроя и пошива нуйсахи. 3.Технику безопасности при работе на швейной машинке; её устройство. 4.Орнаменты манси, их назначение. 5.Работа с рыбьей кожей. 6.Технологию обработки рыбьей кожи. | 1.Кроить и шить нуй-сахи из сукна. 2.Шить на швейной машинке, соблюдая технику безопасности. 3.Изготавливать нуй-сахи; выкраивать и шить орнаменты из сукна.
4.Изготавливать сумочку из рыбьей кожи. |
Календарно-тематическое планирование
Первый год обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
|
| всего | теория | практика |
1. | Работа с берестой | 10 | 1 | 9 |
2. | Орнаменты | 4 | 1 | 3 |
3. | Работа с бисером | 12 | 1 | 11 |
4. | Работа с сукном | 7 | 1 | 6 |
| Итого: | 33 | 4 | 29 |
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
| Работа с берестой |
| По плану | По факту |
1. | Основные сведения о бересте | 1 | сентябрь | |
2. | Заготовка бересты и правила её хранения | 2 | сентябрь | |
3. | Инструменты и приспособления для работы с берестой | 1 | октябрь | |
4. | Пошив туеса | 2 | октябрь | |
5. | Пошив акани | 2 | октябрь | |
6. | Орнаментальное оформление готового изделия | 1 | ноябрь | |
7. | Защита изделия | 1 | ноябрь | |
| Орнаменты |
|
| |
1. | Знакомство с орнаментами народов Югры | 1 | ноябрь | |
2. | Вычерчивание орнаментов на бумаге в клетку | 1 | декабрь | |
3. | Изготовление орнаментов из цветной бумаги | 1 | декабрь | |
4. | Защита орнаментов | 1 | январь | |
| Работа с бисером |
| январь | |
1. | История бисера | 1 | февраль | |
2. | Материалы, инструменты, приспособления для работы с бисером | 1 | февраль | |
3. | Изготовление изделий из бисера и проволоки | 2 | февраль | |
4. | Плетение «в крестик» | 2 | март | |
5. | Плетение подвески «перна» | 2 | март | |
6. | Защита изделия | 1 | март | |
| Работа с сукном |
| ||
1 | История изделий из сукна у народов севера | 1 | апрель | |
2
| Изготовление игольницы из сукна | 2 | апрель | |
3 | Изготовление подвески из сукна с меховой опушкой | 3 | апрель | |
4 | Защита изделия | 1 | Май | |
| Подведение итогов за год | 1 | май | |
| Итого: | 33 |
|
Календарно-тематическое планирование
Второй год обучения
№ | Наименование тем | Количество X |
|
|
|
| всего | теория | практика |
1. | Работа с берестой | 7 | 1 | 6 |
2. | Орнаменты | 4 | 1 | 3 |
3. | Работа с бисером | 10 | 1 | 9 |
4. | Работа с сукном | 9 | 1 | 8 |
5. | Защита творческих проектов | 4 | 2 | 2 |
| Итого: | 34 | 6 | 28 |
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
| Работа с берестой |
|
|
1. | Охрана природы при снятии бересты | 1 | сентябрь |
2. | Виды снятия бересты | 1 | сентябрь |
3. | Способы украшения берестяных изделий | 1 | сентябрь |
4. | Раскрой и пошив совтика | 2 | октябрь |
5. | Нанесение орнамента | 1 | октябрь |
6. | Защита изделия | 1 | октябрь |
| Орнаменты |
| ноябрь |
1. | Изображение геометрических орнаментов | 1 | ноябрь |
2. | Защита орнаментов | 1 | декабрь |
| Работа с бисером |
| декабрь |
1. | История женских нагрудных украшений | 1 | январь |
2. | Плетение с параллельными кромочками | 3 | февраль |
3. | Плетение с ужением и расширением | 3 | февраль |
4. | Защита изделия | 1 | март |
| Работа с сукном |
| март |
1. | Изготовление орнаментов из сукна | 1 | апрель |
2. | Изготовление сувенирных тапочек из сукна | 2 | апрель |
3. | Защита изделия | 1 | май |
| Подведение итогов за курс обучения, творческие проекты | 1 | май |
| Итого: | 34 |
|
Календарно – тематическое планирование
Третий год обучения
№ | Наименование тем | Количество часов |
|
|
|
| всего | теория | практика |
1. | Работа с тканью | 11 | 1 | 10 |
2. | Работа с сукном | 10 | 1 | 9 |
3. | Работа с рыбьей кожей | 12 | 1 | 11 |
4. | Подведение итогов деятельности за год | 2 | 1 | 1 |
| Итого: | 35 | 4 | 31 |
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
| Работа с тканью |
|
|
1. | Составление выкройки мансийского платья | 1 | сентябрь |
2. | Пошив платья | 3 | сентябрь |
3. | Орнаментирование платья | 6 | октябрь |
4. | Защита изделия | 1 | октябрь |
| Работа с сукном |
| ноябрь |
1. | Моделирование традиционного мансийского нуй- сахи | 1 | ноябрь |
2. | Пошив нуй-сахи | 2 | декабрь |
3. | Орнаментальная отделка пальто | 6 | декабрь |
4. | Защита изделия | 1 | январь |
| Работа с рыбьей кожей |
| февраль |
1. | Технология обработки рыбьей кожи | 6 | февраль |
2. | Изготовление сумочек | 5 | март |
3. | Защита изделия | 1 | апрель |
| Участие в конкурсах различного уровня, выставках, ярмарках, в школьных мероприятиях, в музее «Най-Отыр Маа», в Доме Культуры. Участие в проектах: Мань Ускве «Наше место на планете», проект «Шесталовские чтения», «Самая читающая семья», сотрудничество с газетой «Луима Серипос». | 2 | май |
| Подведение итогов деятельности за год |
|
|
| Итого: | 35 | 105 |
Ожидаемые результаты:
- Защита проектов.
- Организация выставок.
- Ярмарки
- Участие в конкурсах различного уровня.
- Участие в проектах: « Шесталовские чтения»; « Самая читающая семья»; «Лыжня Андрея»; Мань Ускве « Наше место на планете». Мастерская «Сорни туля»; в районном конкурсе «Модница»; в традиционном празднике «Вороний день» в этнографическом музее «Найотыр Маа»; в научно-практической конференции « На горных ветрах времени» .
- Выбор профессионального направления поступления в ССУЗЫ на мастера ДПТ.
- Самостоятельное трудоустройство в качестве надомных работниц в
«Элаль».
Аттестация учащихся МБОУ «Сосьвинская СОШ» по приобретению практических навыков по декоративно-прикладному искусству.
Форма | Содержание |
Зачёт по индивидуальным и дифференцированным карточкам. Практическая работа. Экскурсия-снятие бересты. Изготовление наглядных пособий (орнаменты, берестяная посуда, игольница). Изготовление швейных изделий (платье- суп, нуй- сахи). | «Плетение бисером» «Орнаменты»
«Береста» По бересте, по сукну, по ткани.
«Нуй-сахи», «Суп».
|
Литература:
1.Канев В.Ф. Береста в руках юного умельца и учителя-Сыктывкар.
2.Ерныхова Е.А. Ещё об изделиях из бересты. Югра-1993г-№4.
3.П.Е.Шешкин, И.Д.Шабалина Мансийские орнаменты-С-Петербург.
4.Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов- Йошкар-Ола,2000г.
5.С.Ф. Герасенко. Забавные поделки крючком и спицами.
6.Программа по декоративно-прикладному искусству коми- Ханты-Мансийск, 2001г.
7.Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство хантов и манси в школе- Берёзово, 1997г.
- Хозяинова В.В. Декоративно-прикладное искусство манси. Методическое пособие, Ханты- Мансийск, 2002г.
- Хозяинова А.Е. Дидактический материал по декоративно- прикладному искусству коми, Ханты- Мансийск,2002г.
- Золотарёва Е.Н. Подарки из бисера М: Айрис- пресс,2008г.
11.Федотова М.Ф.,Валюх Г.М. Цветы из бисера, Москва,2005г.
- Ляукина Марина. Бисер- Москва, 2000г.
- Журнал «Валя- Валентина», Москва, экстра-выпуск, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...