Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Радуга творчества"
рабочая программа
Программа основано на интеграции двух направлений художественной и туристко-краеветческой. Отличительной особенностью данной программы является расширение разнообразных работ с бисером, начиная с простых цепочек, плоских фигурок животных и заканчивая полноценными предметами быта с использованием национального колорита народов крайнего севера. Программа расчитана на детей в воэрасте 8 - 16 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ДООП "Радуга творчества" | 751.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Данная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа образования
создана в 2002 году, отредактирована в 2019 году.
Направленность программы «Радуга творчества» - художественная. Интеграция с туристско-краеведческим направлением.
Ориентирована на приобщение обучающихся к национальным видам декоративно-прикладного творчества народов Крайнего Севера, а именно, изготовлению сувениров, украшений и элементов декора национальной одежды из бисера.
Бисерное рукоделие пришло к нам, как и плетение, ткачество, вышивание и другие ремесла из глубин истории и передавалось из поколения в поколение, так как человек с глубочайшей древности имеет изначальную потребность украшать себя.
Искусство изготовления украшений из мелких бус, бисера и стекляруса относится к очень интересным, но малоизвестным видам народного творчества.
Народное декоративно-прикладное искусство вводит ребенка в богатый мир предметов и образцов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм, яркими орнаментными построениями, раскрывает богатство культуры народов, учит понимать и любить прекрасное. Это вызывает живой эмоциональный отклик и активизирует творческую деятельность детей, желание по-своему отобразить увиденное в рисунке, что в свою очередь, содействует формированию личности, воспитанию у ребенка интереса и любви к искусству своего народа и других национальностей.
В новых направлениях Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указаны направления дополнительного образования, основанные на развитии личности обучающегося, его творческого потенциала, активной социализации. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Новизна программы
Программа «Радуга творчества» построена на интеграции двух направлений: художественной и туристско-краеведческой.
Изучение декоративно-прикладному творчеству происходит через изучение родного края, культуры народов Крайнего Севера. Программа позволяет параллельно осваивать три смежных направления декоративно-прикладного творчества (низание, вышивка бисером, технология работы с мехом, кожей, аппликация из меха, кожи). Это предоставляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся, возможность учитывать национальные особенности низания, создавать национальные украшения и изделия быта народов Севера.
Актуальность программы.
Целью народной программы коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденной губернатором Ямало-ненецкого автономного округа от 11 октября 2018 года N 109-ПГ является создание условий для формирования устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, которое предполагает сохранение культурных ценностей коренных малочисленных народов Севера.
Дети, проживающие в тундре, проходят обучение в школах-интернатах. Большую часть времени они проводят в образовательном учреждении. В связи с этим у них отсутствует возможность в полной мере перенимать навыки народного промысла в семье. Это стало основанием для создания программ прикладного творчества с учетом социокультурных особенностей раскрытия талантов и способностей тундровых детей.
Создание и реализация общеразвивающей программы дополнительного образования, через которую дети обучаются национальным особенностям низания бисером, является актуальной и имеет практическое применение в реальной жизни.
Программа направлена на расширение знаний культуры и истории родного края, овладение разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитье, работа с мехом, бисером, сукно) народа, проживающего в Тазовском районе ЯНАО, создание национальных украшений, изделий быта народов Севера.
Педагогическая целесообразность.
Программа «Радуга творчества», является прикладной и носит практико-ориентированный характер.
Через программу обучающиеся учатся осваивать сложные и трудоёмкие приёмы и различные техники выполнения изделий декоративно-прикладного творчества через репродуктивную, проектную и творческую деятельность.
Принципы реализации программы.
Программа построена в соответствии с основными дидактическими принципами:
- принцип последовательности: определенная последовательность усложнения учебного материала на основе ранее полученных знаний;
- принцип научности: подбор теоретического и практического материала на основе изучения педагогики, психологии, эстетики;
- принцип систематичности;
- принцип индивидуализации личностно-ориентированного развития: учет индивидуальности ребенка, его темперамента, интересов, запросов и способностей;
- принцип доступности;
- принцип наглядности: объяснение всех приемов на крупном демонстрационном материале, использование пособий со схемами, технологических карт выполнения изделий, готовых образцов работ.
- принцип межпредметности: комплексное изучение через разные науки одного и тоже объекта, использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.
- Принцип интеграции: разных форм и техники низания, взаимодействие разных наук в процессе обучения.
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей и личностных качеств воспитанников посредством занятия декоративно-прикладного творчества, обучение основам низание бисером.
Основные задачи:
Обучающие:
- углубление и расширений знаний об истории бисера;
- формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения;
- обучение основам разнообразной техники низания бисером, создания национальных сувениров;
- ознакомление с историей народов Севера, их культуре и обычаях, национальном искусстве;
- формирование устойчивого интереса к искусству, краеведению способности воспринимать их историческое и национальные особенности.
Развивающие:
- развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, эстетического и художественного вкуса, творческой активности, трудолюбия, усидчивости, аккуратности;
- развитие проектной деятельностью всех типов (исследовательскую, творческую).
- развитие компьютерной грамотности.
Воспитательные:
- воспитание культуры восприятия региональных ценностей, богатства природы родного края, уклад жизни народов севера
- формирование интерес к декоративно – прикладному искусству народов Крайнего Севера;
- привитие интереса к народному искусству, воспитание чувства принадлежности к своему народу, его истокам, традициям;
- воспитание любви к своему народу.
- формирование умения думать, умения исследовать, умения общаться;
Межпредметные:
- умение определять цель личной деятельности, организовывать ее достижение, оценивать результат, определять проблемы;
- умение проявлять инициативу в учебном сотрудничестве, оформлять свои мысли в устной речи;
- учиться подтверждать аргументы фактами, делать выводы;
- организовывать учебное взаимодействие в группе;
- умение работать над проектом, логически мыслить, моделировать, читать схемы изделий, сочетать цвета в изделии.
Отличительные особенности программы.
Программа основана на интеграции двух направлений художественной и туристско-краеведческой.
Отличительной особенностью данной программы является расширение разнообразия видов работ с бисером, начиная с простых плоских фигурок животных и заканчивая сложными полноценными предметами быта с использованием национального колорита народов Крайнего Севера. Применение на занятиях информационных технологий и проектной деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Программа рассчитана на детей в возрасте 8-16 лет.
В объединение принимаются дети на добровольных началах без ограничения и отбора по способностям. Группы комплектуются с учетом возрастных особенностей. Занятия проводятся на базе МБОУДО «Тазовский Районный Дом творчества» и (или) на базе общеобразовательных учреждений п.Тазовский.
Реализация программы осуществляется в рамках учебных групп постоянного состава. Набор в учебные группы основывается на желании детей научиться низать бисером, изготовить украшения для себя, и аксессуары для своего дома.
Состав групп – разновозрастной, возраст обучающихся от 8 до 16 лет.
Старшие помогают младшим – присутствует дух взаимовыручки, взаимоотношения, ответственности – это положительно влияет на сплоченность коллектива и формирование личностных качеств.
Продолжительность одного занятия – 40 минут. Частота занятий – 2 раза в неделю (1 и 2 год обучения), 2 раза в неделю (3 год обучения).
1-й год обучения – 4 часа в неделю, 144 часа в год.
2-й год обучения – 4 часа в неделю, 144 часов в год.
3-й год обучения – 4 часа в неделю, 144 часов в год.
Полный курс обучения по программе – 3 года.
Наполняемость групп в зависимости от года обучения и санитарных норм помещения – 8 обучающихся.
Формы и режим занятий.
Основная форма организации учебного процесса - занятие. Формы организации деятельности детей на занятии: индивидуальная, групповая, работа по подгруппам.
Особенно эффективно проведение нестандартных занятий (выставок, экскурсий, дидактических игр, познавательных игр – путешествий и т.д.).
1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 учебных часа, 144 часа в год;
2 год обучения - 2 раза в неделю по 2 учебных часа, 144 часа в год;
3 год обучения – 2 раза в неделю по 2 учебных часа, 144 часа в год.
Формы организации учебной деятельности:
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение, решение проблем.
Основной вид занятий – практический.
Методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж);
- наглядный (показ, демонстрация образцов, видеофильмов);
- практический (выполнение работ с применением полученных знаний - репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый, проблемный).
Курс обучения, включает в себя: теоретическую часть, практическую учебную репродуктивную работу, индивидуальную творческую поисковую деятельность, коллективное творчество, совместное проживание народных праздников и обрядов.
Программа предполагает возможность вариативности содержания. В зависимости от особенностей динамики творческого развития обучающихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями, вводить факультативные занятия по мере необходимости.
При планировании образовательного процесса предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
а) подача материала:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж);
- наглядный (показ, демонстрация образцов, видеофильмов);
- практический (выполнение работ, проектов с применением полученных знаний).
б) по характеру деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстрационный;
- репродуктивный;
- проблемный;
- частично-поисковый.
в) по характеру педагогической деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей),
- фронтальная (работа со всеми одновременно при объяснении нового материала, отработке определенного технологического приема),
- групповая (разделение обучающихся на группы для выполнения определенной работы),
- коллективное выполнение экспонатов выставки,
- консультативная работа,
- разработка творческого проекта.
г) педагогические технологии:
- информационно-коммуникационные;
- личностно-ориентированные;
- здоровье сберегающие технологии;
- развивающего обучения;
- игрового обучения и т.д.
В программу также включены беседы в форме «вопрос-ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного, лекции - встречи с мастерами народного творчества, участие в фестивалях, выставках-конкурсах декоративно-прикладного творчества, защита проектов, экскурсии
Большое внимание в процессе обучения уделяется развитию интеллектуальных способностей детей. Для этого на каждом занятии проводятся словесные, цифровые тесты, викторины, познавательно – развлекательные игры.
Осуществляется работа с одаренными детьми. Способные дети выполняют индивидуальные работы повышенной сложности, оказывают помощь как консультанты.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В работе используются диагностика - анкетирование, тестирование (приложение 4).
В течение учебного года идет постоянный процесс отслеживания результатов работы детей через участие в региональных, муниципальных выставках, конкурсах декоративно-прикладного творчества, отзывов населения, посетивших ярмарки-выставки изделий обучающихся.
По результатам первого года обучения обучающийся должен знать:
- Способы низания.
- Цветовые сочетания.
- Правила по технике безопасности при работе с ножницами, иголками, бисером.
уметь:
- Работать по схемам.
- Выбирать цветовую гамму.
- Изготавливать простые и ажурные цепочки.
- Зарисовывать схемы в рабочих тетрадях.
- Изготавливать несложные изделия способами параллельного, ажурного низания.
Прогнозируемый результат: каждый обучающийся должен изготовить два - три изделия из бисера для демонстрации на выставках.
Критерии результативности:
- Рациональная организация рабочего места.
- Соблюдение техники безопасности.
- Правильность выполнения трудовых навыков.
- Соблюдение последовательности при изготовлении изделий.
- Аккуратность работы.
По результатам 2-ого года обучения обучающийся должен знать:
- Основные способы низания.
- Цветовые сочетания.
- Виды орнаментов, ненецкие национальные орнаменты.
- Правила по технике безопасности при работе на станке, с ножницами и иглами.
- Историю возникновения и основные сведения о бисере.
уметь:
- Различать способы низания.
- Изготавливать ажурные и объемные изделия.
- Правильно натягивать нити-основы на станок.
- Правильно снимать готовые изделия, аккуратно заправлять концы ниток на изнаночной стороне изделия.
- Самостоятельно подбирать цветовую гамму бисера.
- Зарисовывать схемы с национальными и с геометрическими орнаментами.
- Закреплять леску в изделиях.
- Пользоваться инструментами с соблюдением техники безопасности.
Прогнозируемый результат: каждый обучающийся должен иметь представление о способах изготовления изделий из бисера, изготовить 2-3 изделия на выставку.
Критерии результативности:
- Рациональная организация рабочего места, соблюдение правил техники безопасности.
- Качество выполнения заданий.
- Соблюдение последовательности при изготовлении изделий.
- Аккуратность работы.
- Качественное оформление и отделка готовых изделий.
По результатам 3-его года обучения обучающийся должен знать:
- Способы низания.
- Основные сведения о бисере и историю его возникновения.
- Цветовые сочетания.
- Виды орнаментов, ненецкие национальные орнаменты.
- Композицию и орнамент.
- Технологию разработки изделия.
- Правила по технике безопасности при работе на станке, с ножницами, иглами.
уметь:
- Работать по схеме.
- Выбирать цветовую гамму бисера.
- Различать способы низания.
- Уметь закреплять леску.
- Правильно натягивать нити-основы на станок.
- Правильно снимать готовые изделия, аккуратно заправлять концы ниток на изнаночной стороне изделия.
- Изготавливать сложные изделия разными способами низания: «ажурное», «в крестик», «мозаика», на станке.
- Самостоятельно зарисовывать схему с национальными и геометрическими орнаментами.
- Правильно пользоваться инструментами и приспособлениями, соблюдая технику безопасности.
Прогнозируемый результат: каждый обучающийся должен иметь представление о способах изготовления изделий из бисера и изготовить 2-3 изделия на выставку.
Критерии результативности:
- Рациональная организация рабочего места, соблюдение правил техники безопасности.
- Качество выполнения заданий.
- Соблюдение последовательности при изготовлении изделий.
- Аккуратность работы.
- Качественное оформление и отделка готовых изделий.
В процессе обучения осуществляется контроль с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения степени усвоения материала: собеседование, наблюдение, анкетирование. Игры «Вопрос – ответ», «Узнай схему», «Убери лишнее», отгадывание кроссвордов. Выполнение отдельных работ, тестирование, участие в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
- Первый год обучения:
Для первого этапа обучения предусмотрено обязательное выполнение двух несложных изделий и итоговое тестирование по программным требованиям обучения. С целью закрепления пройденного материала и самостоятельного контроля знаний по всем темам разработаны проверочные тесты. Итоговое занятие проводится в конце учебного года. Занятие может быть организованно в форме, как практического занятия, выставки, так и в форме викторины, беседы или дискуссии.
С учётом изготовленных изделий и результатов итогового тестирования каждый обучающийся переводится на следующую ступень.
- Второй год обучения:
Для второго этапа обучения предусмотрено обязательное выполнения двух боле сложных изделий и итоговое тестирование по программным требованиям обучения. Итоговое занятие проводится в конце учебного года. Занятие может быть организованно в форме, как практического занятия, так и в форме викторины, беседы или дискуссии.
С учётом изготовленных изделий и результатов итогового тестирования каждый обучающийся переводится на следующую ступень.
- Третий год обучения:
Для третьего этапа обучения предусмотрено выполнения двух, трёх сложных изделий с применением нескольких способов низания в одном изделии. Итоговое занятие проводится в конце учебного года. Занятие может быть организованно в форме, как практического занятия, так и в форме викторины, беседы или дискуссии.
В конце обучения всем успешно освоившим программу «Низание бисером» выдается свидетельство об окончании курса.
При желании дальнейшего обучения (индивидуальная группа) происходит совершенствование мастерства, воспитанники работают по индивидуальным планам, выполняя авторские творческие проекты, заказы от населения.
Во время каникул объединение может работать по специальному плану, применяя формы работы: экскурсии, утренники, тематические вечера, познавательно-развлекательные мероприятия, чаепития, беседы, посещение музеев и т.д.
Учебно-тематический план
1 год обучения (144 часа)
Цель: научить изготавливать изделия из бисера, привить эстетический вкус к художественным произведениям, любовь к национальному декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
- Формирование специальных знаний, умений и навыков при изготовлении изделий из бисера;
- Обучение различными способами низания;
- Обучение изготовлению плоских и объемных изделий;
- Обучение приемам работы с инструментами и приспособлениями, соблюдая технику безопасности;
- Развитие творческих способностей, воображения, фантазии обучающихся;
- Приобщение детей к народному декоративно-прикладному творчества.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Общий объем времени в часах | ||
Всего часов | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. Входной контроль | 2 | 2 | |
2. | История бисера. | 2 | 2 | |
3. | Техника низания. | 2 | 2 | |
4. 4.1. 4.2. | Простые цепочки. Цепочки в одну нить. Цепочки в две нити. | 20 | 2 | 18 |
5. 5.1. 5.2. | Растительный и животный мир северного края, параллельное низание Изготовление объемных изделий - «цветов бутоньерок», (ромашка, незабудки, рябина). Изготовление фигурок животных севера. | 20 | 2 | 18 |
6. 6.1 6.2. | Новогодний калейдоскоп. Изготовление изделий по выбору в любой изученной технике; сувениры, подарки, ёлочные игрушки. Фонарик, Упаковка для подарка. (Конструирование из бумаги) Приёмы работы с циркулем, с угольником, линейкой. Промежуточный контроль | 18 | 2 | 16 |
7. | «Я - частица твоя, мой Ямал» (быт и культура коренных жителей) | 4 | 2 | 2 |
8. 8.1 | Вышивка бисером. Изготовление «Напёрсницы» для национальной сумочки. | 26 | 2 | 24 |
9. 9.1. | Пасхальные сувениры. Изготовление сувенира. (аппликация из фетра, сукна, бумаги). | 24 | 2 | 22 |
10. 10.1. | Ажурные цепочки. Изготовление цепочек: Лесенка. Полромба. | 22 | 2 | 20 |
11. | Выставки. | 2 | 2 | |
12. | Итоговое занятие. Итоговая аттестация | 2 | 2 | |
Итого часов: | 144 | 24 | 120 |
Учебно-тематический план
2 год обучения (144 часа)
Цель: научить изготавливать более сложные изделия из бисера с учетом национально-самобытных особенностей ненецкого народа.
Задачи:
- формирование специальных знаний, умений и навыков при изготовлении более сложных изделий из бисера;
- заинтересовать и увлечь детей изготовлением изделий с национальным орнаментом;
- обучить умению изготавливать изделия для украшения одежды и интерьера;
- обучить умению создавать эскизы будущей работы;
- познакомить обучающихся с национальными орнаментами, легендами, сказаниями, в которых отражены уклад, нравы и обычаи северного народа;
- формировать любовь и уважение к национальному искусству и родной природе;
- закрепить навыки и умение работать инструментами с соблюдением техники безопасности.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Общий объем времени в часах | ||
Всего часов | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
2. | Орнаменты народов севера (символика, назначение, толкование). | 2 | 2 | |
3. 3.1. | Техника низания «в крестик» Изготовление кулона. | 18 | 2 | 16 |
4. 4.1. | Вышивка бисером Основные способы вышивки бисером. Изготовление мини – панно, с национальным компонентом. Промежуточный контроль | 28 | 2 | 26 |
5. 5.1. | Тканье на станке Изготовление мелких изделий. Сувенир «Оленёнок». | 16 | 2 | 14 |
6. | Верования и традиции народов севера | 2 | 2 | |
7. 7.1 | Выполнение работ смешанной техникой низания Изготовление оберега из бисера и меха «Северное сияние». (вышивка и аппликация). | 18 | 2 | 16 |
8. 8.1 8.2 | Объемные изделия Оплетение карандаша, ручки. Изготовление ажурного шнура «Спираль» | 20 | 2 | 18 |
9. | Народный календарь Народный календарь (осенне-зимний период) Народный календарь (весенне-летний период) | 2 | 2 | |
10. 10.1 | Пасхальные сувениры Оплетение деревянной заготовки В технике ажурного низания. Информационные технологии. | 10 | 2 | 8 |
11. 11.1. | Техника ажурного низания уголковых изделий Изготовление ажурного воротника «Зубок». | 24 | 2 | 22 |
12. | Экскурсии Экскурсионно-лекционный цикл | 2 | 2 | |
13. | Итоговое занятие Итоговая аттестация | 2 | 2 | |
Итого часов: | 144 | 26 | 118 |
Учебно-тематический план
3 год обучения (144 часа)
Цель: научить изготавливать сложные изделия из бисера способами «в крестик», «тканье» и «мозаика» с учетом национально-самобытных особенностей ненецкого народа.
Задачи:
- Формирование специальных знаний, умений и навыков при изготовлении изделий из бисера;
- Приобретение технических знаний и умений для самостоятельной разработки и изготовления изделий из бисера;
- Воспитание сознательного подхода к выполняемой работе, стремления к самостоятельному творчеству;
- Формировать умение видеть красоту национального искусства народов Севера;
- Воспитание аккуратности, терпения в достижении мастерства.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Общий объем времени в часах | ||
Всего часов | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | «Я - частица твоя, мой Ямал» (быт и культура коренных жителей) | 2 | 2 | |
2. 2.1. | Женские национальные сумочки. Изготовление национальной сумочки «туця» | 30 | 2 | 28 |
3. | Орнаментальное искусство народов севера. | 4 | 2 | 2 |
4. 4.1. 4.2. | Изготовление ненецкого орнамента способом «в крестик». Изготовление орнамента «Рога молодого оленя» Изготовление орнамента «След медведя» | 30 | 2 | 28 |
5. 5.1 | Тканьё на станке. Изготовление растительных орнаментов Промежуточный контроль | 18 | 2 | 16 |
6. 6.1 | Освоение техники низание «Мозаика» Изготовление мозаичных изделий (листик, браслет, кулон). Творческий проект | 16 | 2 | 14 |
7. 7.1 | Шнуры объёмные Изготовление объёмных изделий (жгуты, шнуры - сложные) | 14 | 2 | 12 |
8. | Культура и народные традиции | 2 | 2 | |
9. 9.1 | Ажурные сетчатые изделия Изготовление ажурной салфетки, оплетения вазочки | 18 | 2 | 16 |
10. | Выставки | 2 | 2 | |
11. | Экскурсии | 4 | 4 | |
12. | Итоговое занятие Итоговая аттестация | 2 | 2 | |
ИТОГО | 144 | 18 | 124 |
Содержание программы
Программа состоит из трех последовательных этапов обучения, каждый из которых служит продолжением предыдущего.
На первом этапе (1 год обучения) воспитанники изучают историю бисера, цветовую гамму, приобретают навыки зарисовки схем, приёмам работы циркулем и выполнить игрушки из конусов. Осваивают технику низания простых, ажурных цепочек, параллельного низания, вышивки бисером, создают несложные сувениры; у детей формируется умение работать в коллективе, оказывать помощь и поддержку друг другу, работать аккуратно. В первый год обучения необходимо воспитывать умение работать аккуратно и красиво, оценивать качество выполненной работы, стремление доводить начатое дело до конца. Первичный опыт участия в представлении своих работ - демонстрация изделий в объединении и на выставках в учреждении.
На втором этапе (2 год обучения) обучающиеся знакомятся с орнаментами, бытом и обычаями народов Севера, принимают участие в национальных праздниках, играх; продолжается формирование навыков изготовления национальных сувениров, изделий быта, украшений. Процесс выполнения работы постоянно усложняется: к освоенным способам добавляется тканье на станке, объёмное низание. Дети изучают национальные орнаменты, осваивают: более сложные приемы низания, вышивки бисером, специфические технологии в работе с мехом, кожей, сукном. Овладение мастерством художественной обработки кожи и меха предполагает понимание декоративных возможностей материала, приобретение конструкторских и технологических знаний, развитие фантазии. Воспитанники усваивают опыт, накопленный предшествующими поколениями, и лишь затем начинают действовать, проявляя собственное творчество. Результат своей работы воспитанники демонстрируют на родительских собраниях, отчетных мероприятиях, районных конкурсах декоративно-прикладного творчества.
Третий этап самый важный - это заключающий этап - продолжается знакомство с национальными орнаментами, идет освоение способов низания орнаментов: «в крестик», тканье на станке, мозаичный; на данном этапе большое внимание уделяется самостоятельной работе при изготовлении изделий. Решаются задачи приобщения детей к своей культуре. Воспитанники должны усвоить особенности структуры узора, формы и цвета, изобразительных мотивов в орнаменте, значение ритма и симметрии, виды узоров, способы составления орнамента в полосе, квадрате. В процессе занятий развивается трудолюбие, усидчивость, мышление, моторика рук.
Для расширения кругозора детей проводятся экскурсии в краеведческие музеи, центр национальных культур, праздник народов севера.
1 год обучения
1. Тема: Вводное занятие.
Теория: Знакомство воспитанников с режимом работы объединения. Цели и задачи. Суть ремесла. Техника безопасности при выполнении работ.
Диагностика способностей ребёнка.
2. Тема: История бисера.
Теория: Беседа «История возникновения бисера, зарождение и развитие в России». Знакомство с материалами для низания: бисером, бусами, стеклярусом и инструментами.
Практика. Просмотр видеоматериалов. Знакомство с журналами книгами по прикладному творчеству. Загадки и игры по теме.
3. Тема: Техника низания.
Теория: Основные способы низания. Композиция и орнамент.
Практика. Зарисовка схем сеток для отдельных способов низания. Определение размера, формы и цвета. Цветовой круг, сочетания цветов.
4. Тема: Простые цепочки.
Теория: «Бусинка за бусинкой». Последовательность выполнения простых цепочек «в одну» и «в две нити».
4.1.Тема: Изготовление цепочек «в одну нить».
Практика. Зарисовка схемы. Подбор цветовой гаммы, (цепочка-полоска с цветочками).
4.2. Тема: Изготовление цепочек «в две нити».
Практика. Зарисовка схемы, самостоятельный выбор композиционного и цветового решения цепочки. Изготовление
Цепочки «в крестик». Соединение и оформление изделия.
5. Тема: Растительный и животный мир северного края.
Теория: «Растительный мир Ямала».
Практика. Работа со справочным материалом. Просмотр
видеофильма «Живая природа».
Проверка знаний в форме игры «Вопрос-ответ».
5.1. Тема: Параллельное низание.
Теория: Знакомство с методом параллельного низания. Последовательность изготовления объемных изделий
Практика. Зарисовка схемы цветка. Подбор цветовой гаммы. Изготовление объемных изделий - «цветов бутоньерок», (ромашка, незабудки, рябина) или панно по теме «цветы».
5.2. Тема: Изготовление фигурок животных север.
Теория: Последовательность изготовления
Практика. Зарисовка схемы. Подбор цветовой гаммы. Изготовление фигурок животных севера (зайца, песца, полярная сова и т.д.)
Проверка знаний в форме игры «Вопрос-ответ».
Проектная работа «Животные севера» (настенное панно).
Промежуточный контроль.
6.Тема: Новогодний калейдоскоп.
6.1 Изготовление игрушек.
Теория: История новогодних игрушек.
Практика. Изготовление изделий по выбору в любой изученной технике; сувениры, подарки, ёлочные игрушки (снеговик, снежинка, дед мороз), просмотр видеофильма «Путешествие Великий Устюг».
6.2 Фонарик, упаковка для подарка. (Конструирование из бумаги)
Теория: «Учимся рисовать циркулем».
Правила безопасности при работе с циркулем. Приёмы работы с циркулем, с угольником, линейкой.
Практика. Учимся рисовать дуги, круги, построить с помощью циркуля цветик-шестицветик, изготовить «фонарик» или коробочку для подарка.
Диагностика способностей ребёнка.
7. «Я - частица твоя, мой Ямал» (быт и культура коренных жителей)
Экскурсия в краеведческий музей.
8. Тема: Вышивка бисером.
8.1. Изготовление «Напёрсницы» для национальной сумочки.
Теория: Беседа; «Декоративно прикладное творчество народов Севера». Знакомство с методами вышивки. Основные способы вышивки бисером.
Проектная работа «Подарок маме».
Практика: Подготовка ткани к работе (раскрой, перевод рисунка). Последовательность изготовления наперсницы. Подбор цветовой гаммы. Вышивка бисером «в прикреп» на сукне.
Экскурсия в краеведческий музей.
Проектная работа «Подарок маме».
9. Тема: Пасхальные сувениры.
9.1. «Пасхальное яйцо» (аппликация из фетры, сукна и бумаги).
Теория: Истории традиции и обычаи праздника «Пасха». Просмотр видеофильма.
Практика: Оформление эскиза. Графическое изображение.
Подготовка ткани (фетр, сукно) к работе (раскрой, перевод рисунка).
Изготовление сувенира по выбору (яйцо, кролик, цыплёнок).
Проектная работа «Пасхальный сувенир».
10. Тема: Ажурные цепочки.
10.1. «Изготовление цепочки «Лесенка».
Теория: Знакомство с ажурными цепочками, последовательностью их изготовления.
Практика: Разбор и зарисовка схемы цепочки. Подбор цветовой гаммы бисера. Изготовление цепочки «лесенка».
10.2. «Изготовление цепочки «Полромба».
Теория: Последовательность изготовления цепочки «Полромба».
Практика: Разбор и зарисовка схемы цепочки. Подбор цветовой гаммы бисера. Изготовление цепочки «пол ромба».
11.Выставки. Отбор и оформление лучших работ на выставки.
12.Итоговое занятие.
Диагностика способностей ребёнка.
Содержание программы.
2 год обучения
1. Тема: Вводное занятие.
Теория: Знакомство воспитанников с режимом работы объединения. Цели и задачи. Техника безопасности при выполнении работ.
2.Тема: Орнаменты народов севера.
Теория: «Орнаменты и их символика». Композиция и орнамент. Значение орнамента в изделии. Построение орнамента. Перенос орнамента на бумагу. Просмотр видеофильма «Одежда тундровых ненцев».
3.Тема: Техника низания «в крестик.
Теория: Знакомство с техникой низания «в крестик».
Просмотр изделий выполненных способом в крестик.
Практика: Зарисовка схемы ненецкого орнамента. Подбор цветовой гаммы. Изготовление кулона: фрагмента орнамента и цепочки в «крестик».
(Проектная работа).
4.Тема: Вышивка бисером.
Теория: «Бисерное рукоделие Крайнего Севера и Дальнего Востока». Основные способы вышивки бисером, (шов «вперёд иголку», «шов вприкреп», шов «назад иголку»). Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе.
4.1 Изготовление мини-панно, с национальным компонентом.
Теория: Последователь изготовления настенного панно.
Практика: Оформление эскиза. Графическое изображение панно. Подготовка ткани к работе (раскрой, перевод рисунка). Вышивка бисером «вприкреп». Изготовление мини-панно, с национальным компонентом.
(Проектная работа) (настенное украшение).
Выставка-ярмарка на празднования Тазовского района.
Диагностика способностей ребенка
5.Тема: Тканье на станке
Теория: «Орнаменты и их символика». Знакомство со станком для низания, правилами натягивания нити основы на станок. Методы работы на станке. Техника безопасности при работе на станке. Построение орнамента. Перенос орнамента на бумагу.
5.1. Тема: Изготовление сувениров: «Оленёнок», «Медвежонок».
Теория: Последователь изготовления.
Практика: Зарисовка схем. Подбор цветовой гаммы бисера. Натягивание нитей – основы. Изготовление сувенира. Просмотр видеофильма «Северный олень»
6. Тема: Выполнение работ смешанной техникой низания.
6.1 Изготовление кулона из бисера и меха «Северное сияние».
Теория: Обереги северных народов.
Применение изученных способов в изделии (вышивки и низания в крестик).
Практика: Подготовка ткани к работе (раскрой, и перевод рисунка). Изготовление полосок из меха. Подбор цветовой гаммы бисера. Вышивка бисером по сукну. Изготовление цепочки, кулона с мехом и бисером.
(Проектная работа).
Выставка-ярмарка на празднике день оленевода.
Выставка-Ярмарка, поездка в Новый-Уренгой.
Экскурсия в краеведческий музей.
Проектная работа «Подарок маме».
7. Тема: Пасхальные сувениры.
Теория: «Мост на семь вёрст». Обряды и обычаи Великого Поста. Пасхальные подарки.
Практика: Оформление эскиза. Графическое изображение. Зарисовка схем низания: «крестик, сетка для пасхального яйца». Подбор цветовой гаммы бисера. Изготовление сувенира на выбор: «Пасхальное яйцо», «Крестик».
Информационные технологии.
8. Тема: Объемные изделия.
8.1 Оплетение карандаша, ручки (чехол для ручки).
Теория: Знакомство с украшениями в виде круглых, сплошных шнуров. История возникновения шнуров и их назначение.
Практика: Зарисовка схемы. Подбор цветовой гаммы бисера. Изготовление чехол для ручки.
8.2 Изготовление ажурного шнура «спираль».
Практика: Зарисовка схемы жгутов. Подбор цветовой гаммы бисера. Изготовление шнура «спираль».
Проектная работа «Подарок маме».
9.Техника ажурного низания уголковых изделий.
Тема: Изготовление ажурного воротника «Зубок».
Теория: Знакомство с уголковыми изделиями (воротники, медальон, кулон, подвеска).
Практика: Разбор и зарисовка схемы. Подбор цветовой гаммы бисера. Изготовление ажурного воротника с уголковым выступом (зубок).
10.Экскурсии. Посещение выставок декоративно-прикладного творчества, музеев: районного краеведческого и Дома творчества детей и юношества
11. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за год. Выставка лучших работ.
Диагностика способностей ребёнка.
Содержание программы.
3 год обучения
1. Тема: Вводное занятие.
Теория: Знакомство воспитанников с режимом работы объединения. Цели и задачи. Техника безопасности при выполнении работ.
2.Тема: Женские национальные сумочки.
2.1 Изготовление национальной сумочки «туця».
Теория: «Женские ненецкие сумочки». Последовательность изготовления национальной сумочки «туця».
Практика: Подбор сукна, раскрой выкроек. Вышивка бисером переднюю деталь сумочки. Изготовление национальной сумочки «туця».
3. Тема: Орнаменты лесных ненцев
Теория: Беседа «Орнаменты тундровых и лесных ненцев. Значение орнамента в изделии». Виды ненецких орнаментов, знакомство с орнаментами: «След медведя», «Локоть лисицы», «Ветка березы», «Рога молодого оленя». Экскурсия в районный краеведческий музей.
4.Тема. Изготовление ненецкого орнамента способом «в крестик».
Теория: Беседа «Ненецкие художественные изделия из меха и сукна».
Практика: Разбор и зарисовка схемы. Подбор цветовой гаммы бисера. Изготовление орнамента «Рога молодого оленя» и «След медведя. Изготовление изделий на выбор: пояс, кошелёк, чехол для телефона.
4.1Тема. Изготовление орнамента «Рога молодого оленя».
4.2 Тема. Изготовление орнамента «След медведя.
Промежуточный контроль.
5. Тема: Тканьё на станке.
5.1 Изготовление растительных орнаментов.
Теория: Знакомство с растительными орнаментами, их значение в орнаменте. Техника безопасности при работе на станке.
Практика: Разбор и зарисовка схемы. Подбор цветовой гаммы бисера.
Изготовление изделий с растительными орнаментами (цветы, листья, ветки). Оформление внешнего вида изделия.
6.Освоение техники низание «Мозаика».
- 6.1 Изготовление мозаичных изделий (листик, браслет, кулон)
Теория: Знакомство с техникой «мозаика». Техника безопасности при работе.
Практика: Зарисовка схем цепочек. Подбор цветовой гаммы бисера. Изготовление цепочек: «Ромашка», «мозаика». Оформление изделия.
7.Тема: Шнуры объёмные.
7.1Изготовление объёмных изделий (жгуты, шнуры - сложные).
Теоретическое содержание. Последовательность изготовления объемных шнуров, жгутов.
Практика: Зарисовка схем шнуров. Подбор цветовой гаммы бисера. Изготовление квадратных, ажурных шнуров.
8.Тема: Ажурные сетчатые изделия.
8.1 Изготовление ажурной салфетки, оплетения вазочки.
Теория: Техника изготовления изделий для украшения одежды и интерьера: кулонов, воротников, шкатулок и всевозможных сосудов.
Практика: Разбор и зарисовка схемы. Подбор цветовой гаммы бисера. Изготовление ажурных воротников, шкатулок, сосудов и других круглых изделий. Изготовление изделий на выбор.
9. Выставки.
Практика: Отбор и оформление лучших работ обучающихся для демонстрации на выставках.
10. Экскурсии.
Практика: Посещение выставок декоративно-прикладного творчества, музеев: районного краеведческого и Дома творчества, Центр национальных культур, праздник народов севера.
11. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за год. Выставка лучших работ.
Итоговый контроль
(Диагностика способностей ребёнка)
Методическое обеспечение программы.
В программе используются такие методы обучения, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивный.
Объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, объяснение, наблюдение за жизненными явлениями; демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий народных мастеров, информационные технологии.
Репродуктивные методы: выполнение действий на уровне подражаний, тренировочные упражнения по образцам из книг, альбомов, рабочих таблиц, выполнение практических заданий по готовым изделиям народных мастеров или педагога.
Продуктивные методы:
Затем, в течение дальнейшего курса обучения, постепенно усложняя технику низания бисером, подключается методы продуктивного обучения, такие как, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, работа над проектом.
В работе используются следующие методы изучения развития обучающихся: педагогическое наблюдение за особенностью развития личности ребёнка, проявляющееся в деятельности и в поведении; беседы, позволяющие получить информацию социологическую, психологическую, ситуационную; анализ результатов деятельности в объединении (обычно делается в конце учебного года по итогам участия в выставках и других мероприятиях, а также на основе диагностики обученности МБОУ ДО «Тазовский РДТ» по следующим параметрам: художественная грамотность, работа в материале, композиция и цвет).
Условия эффективного развития творческой активности детей.
1. Максимальная дифференциация заданий по уровню доступности для обучающихся.
2. Ориентация на естественную, наиболее приемлемую для каждого конкретного обучающегося логику проявления творческой активности.
В объединении создана эстетическая среда, которая уже сама по себе несёт воспитательные функции, атмосфера творчества, содействующая уверенности в своих способностях, что создаёт чувство защищённости. Каждый находит здесь дружелюбие, тепло и уважение к себе.
Весь процесс учебной деятельности основан на организации радостных переживаний познания, на организации успеха, на коллективном труде, на самореализации, на принципе сотрудничества и соучастия. Используются все 3 вида общения: учебное сотрудничество обучающихся между собой, обучающихся с педагогом, с самим собой.
Требовательность используется только на основе уважения. Чаще применяется метод поощрения, общественное мнение.
Опыт работы показывает, что обучающиеся полноценно осваивают народную культуру только практически, предельно активизировав свою деятельность.
Знакомство с национальной культурой и игрушками народов Крайнего Севера происходит через непосредственное участие в образовательном процессе обучающихся коренной национальности, которые делятся информацией о национальных праздниках, традициях, условиях быта и демонстрацией национальной одежды, рассказывая о значениях элементов декора на одежде и предметах быта.
Все это способствует созданию благоприятных условий для формирования у обучающихся мотиваций к познанию, к творчеству, к профессиональному самоопределению.
Материально-техническое обеспечение.
Для работы объединения необходимо достаточно светлое просторное помещение. В кабинете для каждого ребенка должно быть организовано рабочее место, также необходимы: столы письменные, шкафы для хранения инструментов, неоконченных работ и материалов, стенды, настенная доска. Столы должны стоять так, чтобы на них падало, как можно больше естественного света, причем свет должен падать спереди и слева.
Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике безопасности по всем видам рукоделия, предусмотренным в программе.
Инструменты:
- станки для бисера;
- ножницы для нарезания нитей, лески и т.д.;
- карандаши, ручки;
- рабочие тетради;
- иглы тонкие для низания бисера;
- игольницы.
Материалы:
- бисер, бусины, стеклярус разных цветов и оттенков;
- фурнитура - (замочки, крючки, заготовки для клипс, брошей, заколок для волос);
- молнии;
- леска;
- кусочки меха, кожи;
- сукно разных цветов;
- нитки капроновые;
- нитки швейные;
- медная проволока диаметром 0,2 мм, для изготовления сувениров;
- клей «Момент».
Учебно - наглядные пособия:
- таблицы;
- дидактический материал;
- карточки с образцами орнаментов;
- трафареты национальных орнаментов;
- схемы низания бисером национальных орнаментов;
- образцы готовых изделий;
- альбомы с национальными орнаментами;
- методическая литература: журналы, книги, альбомы по рукоделию и т.д.
Программно-методическое обеспечение включает:
- наглядные пособия - альбомы, карточки с эскизами, образцами изделий;
- технологические карты со схемами,
- трафареты национальных орнаментов,
- схемы низания, вышивки бисером,
- методические разработки занятий, воспитательных мероприятий,
- тематические подборки к мероприятиям,
- аудио и видео материалы с записями ненецких национальных мелодий,
- методическая литература, журналы, книги по различным видам рукоделий.
- ноутбук
- Осветительное оборудование
- Компьютерные программы:
-КиностудияWindows Live
-Microsoft Office PowerPoint
-Microsoft Office Publisher
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Фотоаппарат
Программа предполагает использование научно-методической и учебно-практической литературы:
Список литературы для педагога:
- Аверьянова К.Н. учебно-методическое пособие «Методика выполнения творческих проектов»;
- Агеева Г.В. методическое пособие «Урок как основная форма организации образовательного процесса» Тюмень 2007 г.
- Лизинский В.М. «Приёмы и формы в воспитании» Москва 2000 г.
- Ануфриева М. Я. Искусство бисеро-плетения. Культура и традиции. 1999 г, 350 с.
- Богажева З. А. Мотивы народных орнаментов. М., Просвещение. 1986 г, 2006 с.
- Журналы «Северные просторы».
- Ляукина М. «Бисер». Москва АСТ-ПРЕСС, 2000 г. 175 с.
- Литвенец Э. Н. Забытое искусство (о бисере). Сделай сам. М., Знание. 1992 г.
- Материалы краеведческого музея МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества».
- Перспективный план работы учреждения. МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества».
Список литературы для обучающихся:
- Базулина, Л.В, Новикова И. В. Бисер. Ярославль., Академия развития, 1999, 224 с. (Серия; бабушкин сундучок).
- Волина В. В. Попробуй отгадай. Ростов- на -Дону., Феникс. 2000, 277 с.
- Гребнер У. Украшение из бисера от замысла к воплощению. ВНЕШЗИГМА. 98 с.
- Куликова Л.Г. Цветы из бисера. М., Издательский Дом МСП. 2006, 96 с.
- Леви С. Вышивка бисером и блёсками. М., 2005, 119 с.
- Федотова М, Валюх Г. Цветы из бисера. М., Издательство «Культура и традиции», 2004, 98 с.
Приложение №1
Критерии знаний, умений и навыков по программе дополнительного образования
«Радуга творчества» 1 год обучения
Теоретические знания | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
1. | Знание видов бисера (бисер, рубка, стеклярус, бусины). | Не знает разновидностей бисера. | Знает виды бисера, но не всегда грамотно подходит к подбору видов бисера в изделии. | Точно знает виды бисера, грамотно подбирает разновидность бисера для определённых изделий, за счёт чего изделия получаются гармоничными. |
2. | Знание условных обозначение. Умение пользоваться схемами. | Путается в условных обозначениях, не умеет пользоваться схемами. | Знает условные обозначения, умеет читать схемы, но прибегает к помощи педагога. | Грамотно читает схемы, разбирает самостоятельно, проявляет творческое начало в решении определённых заданий. |
3. | Цветоведение. | Не знает сочетание цветов. | Знает о правилах подбора цвета, но может допускать маленькие неточности при выборе цветовой гаммы. | Отлично знает сочетание цветов, гармонирующие с ним оттенки. |
4. | Правила по технике безопасности при работе с ножницами, напёрстком и иглами. | Не знает чётко правила по технике безопасности при работе с ножницами и иглами, простейшие правила организации рабочего места. | Знает правила по технике безопасности при работе с ножницами, напёрстком и иглами, но допускает ошибки. | Хорошо знает все правила по технике безопасности, название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда (ножницы, шило, иголки, напёрсток т.д.) приёмы и правила пользования ими. |
Практические навыки | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
1. | Простые цепочки, ажурные цепочки. | Испытывает затруднения при работе, прибегает к помощи педагога. Не знает чего хочет, не инициативен. | Испытывает затруднения при работе. Работу выполняет по образцу. | Чётко выстраивает порядок своих действий. Работает самостоятельно. |
2. | Изготовление сувениров. | Испытывает затруднения при выборе темы творческой работы, выполняет изделия некачественно. | Формулирует цель, испытывает затруднения при подборе материалов и инструментов. Работу выполняет по образцу. | Быстро формулирует цель, умеет выстроить алгоритм своих действий. Работает самостоятельно. |
3. | Умение пользоваться инструментами. | Не умеет работать с инструментами. | Знает предназначение, но неуверенно чувствует себя при работе с инструментами. | Хорошо знает все инструменты, грамотно применяет их в работе. |
4. | Работа с проволокой. | Не умеет работать с проволокой аккуратно, небрежно заправляет концы проволоки. | Знает правила работы с проволокой, область применения в низании, но не умеет аккуратно выполнить работу. | Уверенно работает с проволокой, аккуратно, качественно выполняет работу. |
5. | Работа с леской | Не может работать с леской, постоянно путает. Прибегает к помощи педагога. Не проявляет старательности. | Знает правила работы с леской, области применения лески в низании, но выполняя работу, испытывает затруднения. | Хорошо владеет леской, чётко выполняет работу. |
6. | Вышивка бисером. | Не справляется с вышивкой бисером, не стремится освоить. | Умеет вышивать бисером, но испытывает затруднения при выборе темы творческой работы. | Самостоятельно выбирает сюжет, чётко выстраивает порядок своих действий, работает самостоятельно. |
Критерии знаний, умений и навыков по программе дополнительного образования «Радуга творчества», 2-ой год обучения.
Теоретические знания | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
1. | Материаловедение (бисер, стеклярус, стразы, блёстки, пайетки и другие подручные материалы (нитки, застёжки, иглы). | Не знает разновидности бисера. | Умеет различать все виды бисера, но не умеет аккуратно выполнять работу. | Хорошо разбирается во всём богатстве бисера, умеет работать с пайетками, стразами, блёстками. Аккуратно оформляет застёжки. |
2. | Цветоведение. | Не знает сочетание цветов, деление цветов, на ахроматические и хроматические. | Знает о правилах подбора цвета, но может допускать неточности при выборе цветовой гаммы. | Знает гармонирующие цвета и оттенки, умело подбирает цветовую гамму. |
3. | Знание условных обозначений, терминов. | Путается в условных обозначениях, не знает, как пользоваться схемами. | Знает условные обозначения, умеет читать схемы, но выполняя работу, испытывает затруднения. | Отлично знает условные обозначения, читает схемы. |
4. | Виды орнаментов. | Не знает разновидности орнаментов. | Знает орнаменты и их символики, но путает название. | Знает орнаменты и их символики, виды растительные, геометрические. |
Практические навыки | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
1. | Умение пользоваться инструментами. | Не умеет пользоваться с инструментами. | Знает инструменты, но неуверенно чувствует себя при работе с инструментами. | Хорошо знает инструменты, умеет использовать в работе. |
2. | Изготовление сувениров, подготовка к выставкам. | Испытывает затруднения при выборе темы творческой работы, выполняет изделия некачественно. | Изготавливая сувенир, выполняет работу заинтересованно, но после консультации с педагогом. | Активно включается в творческий процесс, самостоятельно разрабатывает сюжеты, композиции работы. |
3. | Вышивка бисером. | Не справляется с вышивкой бисером, не стремится освоить. | Умеет вышивать бисером, но испытывает затруднения при выборе темы творческой работы. | Самостоятельно выбирает сюжет, чётко выстраивает порядок своих действий. Работает самостоятельно. |
4. | Работа с леской. | Не умеет работать, постоянно путает и рвёт леску. Не может самостоятельно закрепить или удлинить леску. | Неплохо знает правила работы с леской, пытается справиться с трудностями. | Хорошо владеет техников низания леской, работу выполняет чётко, аккуратно. |
5. | Объёмные изделия. | Не может освоить способ, трудности преодолевает только с подсказкой. | Испытывает затруднения при работе, работу выполняет только по образцу. | Самостоятельно разрабатывает сюжеты, композиции и аккуратно их выполняет. |
6. | Способ «Тканьё». | Не проявляет старательности, при работе на станке, трудности преодолевает только с подсказкой. | Знает правила работы со станком, но не аккуратно заправляет концы нитей. | Самостоятельно работает на станке. Качественно, аккуратно выполняет тканые картины. |
7. | Смешанное низание (сочетание нескольких техник низания). | Не может самостоятельно выбрать сочетание техник низания. Не проявляет инициативы для расширения кругозора. | Знает несколько техник низания, но испытывает затруднения при выборе техники выполнения изделия. | Самостоятельно разрабатывает сочетание техник низания для достижения высокого качества изделия. |
Критерии знаний, умений и навыков программе дополнительного образования детей
«Радуга творчества», 3–й год обучения
Теоретические знания | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
1. | Знание условных обозначений. Умение пользоваться схемами. | Путается в условных обозначениях, не умеет пользоваться схемами. | Знает условные обозначения, умеет читать схемы, но выполняя работу, испытывает затруднения. | Отлично знает условные обозначения, читает схемы. При выполнении творческого задания придумывает собственные схемы. |
2. | Знание видов бисера (бисер, рубка, стеклярус, бусины). | Не знает разновидности бисера. | Знает виды бисера, но не всегда грамотно подходит к подбору видов бисера в изделии. | Точно знает виды бисера, грамотно подбирает разновидность бисера для определённых изделий, за счёт чего изделия получаются гармоничными. |
3. | Цветоведение. | Не знает сочетание цветов, деление цветов, на ахроматические (бесцветные) и хроматические (окрашенные). | Знает о правилах подбора цвета, но может допускать неточности при выборе цветовой гаммы. | Знает сочетание цветов, деление на ахроматические и хроматические. Самостоятельно подбирает цветовую гамму при выполнении изделий. |
4. | Виды орнаментов. | Не может назвать орнаменты. | Знает орнаменты, но путает название. | Знает орнаменты и их символики, виды растительные, геометрические. |
Практические навыки | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
1. | Работа с леской. | Не умеет работать, постоянно путает и рвёт леску. | Неплохо знает правила работы с леской, пытается справиться с трудностями. | Хорошо владеет техников плетения леской, работу выполняет чётко, аккуратно. |
2. | Способ «Мозаика». | Не может освоить способ, прибегает к помощи педагога.
| Знает основы мозаичного низания, но выполняет работу не качественно. | Выполняет изделие по собственному замыслу, внося в работу творческие элементы. |
3. | Способ «Тканьё». | Не проявляет старательности, при работе на станке, трудности преодолевает только с подсказкой. | Знает правила работы со станком, но не аккуратно заправляет концы нитей. | Самостоятельно работает на станке. Качественно, аккуратно выполняет тканые картины. |
4. | Способ «В крестик». | Испытывает затруднения при работе с техникой низания «в крестик». Трудности преодолевает только с подсказкой. | Знает основы низания «в крестик», но испытывает затруднения при работе. | Хорошо владеет техников низания «в крестик», работу выполняет аккуратно. |
5. | Смешанное низание (сочетание нескольких техник низания). | Не может самостоятельно выбрать сочетание техник низания. Не проявляет инициативы для расширения кругозора. | Знает несколько техник низания, но испытывает затруднения при выборе техники выполнения изделия. | Самостоятельно разрабатывает сочетание техник низания для достижения высокого качества изделия. |
Приложение №2
Инструкция по технике безопасности и охране труда для обучающихся по программе «Радуга творчества»
1.Общие требования безопасности.
1.1. Настоящая инструкция разработана для обучающихся объединения «Низания бисером».
1.2. Будьте внимательны и дисциплинированы, точно выполняйте указания педагога.
1.3. Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей линейной изоляции.
1.4. Обнаружив неисправность в электрических установках, находящимся под напряжением, немедленно сообщите об этом педагогу.
2. До начала занятия
2.1. Входите в кабинет только с разрежением педагога.
2.2.Нельзя толкать друг друга.
2.3. Не приступайте к выполнению работы без разрежения педагога.
2.4. Перед выполнением работы внимательно изучите её содержание и ход выполнения.
2.5. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение.
3. Во время занятия
3.1. Не оставляйте рабочее место без разрежения педагога.
3.2. Не включайте аудиоаппаратуру без разрешения педагога.
3.3. Используйте инструменты и приспособления для занятий только по назначению.
3.4. Ножницы во время работы должны находиться с правой стороны кольцами к себе, лезвие сомкнуты.
3.5. Передавайте ножницы только в закрытом виде кольцами в сторону товарища.
3.6. Во время работы не вкалывайте иглы и булавки в одежду, в стол или другие предметы. Используйте специальную подушечку.
3.7. Храните иголки, булавки и бисер в определенном месте.
3.8. Используйте бисер только по назначению.
3.9. Кусочки сломанной иглы не бросайте и сдайте педагогу.
3.10. Не перекусывайте нитку, леску зубами, можно поранить губы
4. В аварийных ситуациях
4.1. Во всех случаях обнаружения обрыва питания, неисправности электрооборудование, проявления гари немедленно сообщите об аварийной ситуации педагогу.
4.2. При обнаружении человека, попавшего под напряжение, немедленно сообщите педагогу, отключите электропитание, освободите человека от действие тока и окажите до врачебную помощь либо вызывайте скорую помощь по телефону «03».
4. После окончания занятия
4.1. Приведите порядок своё рабочее место.
4.2. Проверьте количество иголок перед началом и после окончания работы.
4.3. Не оставляйте своё рабочее место без разрежения педагога.
Приложение №3
ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ
Аранжировка – оформление, составление чего-либо.
Ахроматический (цвет) – черно-белый, серый.
Бисер-это мелкие, круглые или многогранные шарики из стекла, металла, пластмассы, кости со сквозными отверстиями для низания.
Бисерина ключевая - бисерина, в отверстие которой игла с нитью
входит два и более раза.
Бисерник – русская девичья головная повязка.
Бусины - всегда крупнее бисера. Размер их определяется диаметром.
Используются в сочетании с бисером и другими основными материалами.
Бусы - украшение в виде нанизанных на нитку шариков, зерен, и др.
Гарнитур- комплект, набор ювелирных украшений или предметов туалета, имеющих единое художественное решение.
Гармоничный – стройный, благозвучный, согласованный.
Иглы – должны быть достаточно тонкими, чтобы свободно проходить через отверстия в бисере.
Колпачки для бус - ими закрывают узелки около застёжки на бусах.
Колье - шейное украшение сложной конструкции, как правило, с подвесами.
Композиция – материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов.
Контрастный – совершенно противоположный.
Кокошник – нарядный женский головной убор в народном костюме.
Контуры – внешние очертания предмета.
Леска – прочная, прозрачная, очень упругая.
Медальон - центральная часть ювелирного украшения с рисунком,
рельефным орнаментом, заключенным в рамку.
Низка- это нить или проволока с нанизанными на нее бисеринками, бусинами, стеклярусом, блестками и т. п.
Нити – используют армированные нити, синтетические нити, вощеные натуральные нити.
Ожерелье - шейное украшение в виде ажурного полукруглого воротника.
Орнамент – совокупность равномерно повторяющихся узоров.
Пайетки (блёстки)- маленькие плоские блестящие кружочки или пластинки разной формы для украшения одежды или предметов быта. Имеют отверстия для крепежа и могут быть выполнены из металла, стекла, слюды, синтетических материалов.
Проволока - бывает с покрытием различных цветов, идеальная толщина-0,3 мм.
Рабочий конец нити (проволоки)- это тот конец, которым вы работаете в данный момент: нанизываете на него бисер или продеваете его через уже набранный бисер.
Рубка-это цилиндрики (короткие трубочки), иногда граненые; их длина примерно равна диаметру.
Ритм – повтор и чередование элементов изделия.
Раппорт – ритмическое повторение узора.
Свободный конец нити (проволоки)- это тот конец, на котором нет ни узелка, ни закрепленного бисера. Бисеринки могут беспрепятственно соскользнуть со свободного конца.
Стеклярус-это трубочки из цветного стекла или пластмассы, используемые для украшения одежды и интерьеров. Размер определяется длиной трубочки, выраженной в сантиметрах. Бывает витой стеклярус.
Страз - имитация драгоценного камня, сделанная, как правило, из
свинцового стекла. Имеет металлические приспособления для крепежа,
или отверстия.
Симметрия – соблюдение схожестей двух различных частей одного предмета.
Узор – сочетание линий, форм, красок, в целом создающих декоративный эффект.
Элементы – отдельно значимые части предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПО.1. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКАУП.1.2 РИСУНОК Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпр...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Предметная область: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГИМНАСТИКА»
Учебная программа, основывающаяся на типовой программе по предмету «Гимнастика» определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины, кото...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Изодеятельность с элементами декоративно-прикладного искусства»
Данная программа разработана для дополнительного образования детей. Она расчитана для детей 7-14 лет. Срок реализации 2 года. Цель программы: создание условий для обучения детей основам изобрази...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» (Гитара)
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в о...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области театрального искусства «Театральное творчество»
Учебный планпо дополнительной общеразвивающей общеобразовател...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области театрального искусства «Театральное творчество»
Учебный планпо дополнительной общеразвивающей общеобразовател...