УЧЕНИКАМ
материал
Методические разработки в виде памяток для работы на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Орфоэпический словник | 189.29 КБ |
Анализ эпизода | 15.19 КБ |
Как работать над рассказом | 8.81 КБ |
План отзыва о книге | 14.37 КБ |
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ | 12.81 КБ |
Список орфограмм | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Анализ эпизода
(Работа с текстом художественного произведения)
План (Сжатый)
1. Место данного эпизода в сюжете.
2. Предыстория: время, отраженное в книге, герои, их характеры.
3. Крупным планом сам эпизод. Объяснить поведение героев, дать нравственную оценку.
4. Художественные приемы, работающие в этом эпизоде.
5. Последствия данного эпизода.
6. Озаглавить эпизод.
Подробный план анализа эпизода
Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде подробного плана.
- Определить границы эпизода, дать ему название.
- Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
- Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
- кто они?
- каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
- Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
- Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
- автора;
- персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
- Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
- Охарактеризовать героев - участников эпизода:
- их отношение к событию;
- к вопросу (проблеме);
- друг к другу;
- кратко проанализировать речь участников диалога;
- сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
- выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
- определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
- Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
- Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
- Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
- Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
- Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
- Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).
Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.
Предварительный просмотр:
Как работать над рассказом.
- Подумайте, о каком случае вы будете рассказывать, насколько он интересен и поучителен.
- Сформулируйте тему и основную мысль рассказа, озаглавьте его.
- Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
- Вспомните схему композиции рассказа:
5. Конкретизируя схему композиции рассказа, составьте план. Укажите в нём вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение.
6. Обратите внимание на соразмерность частей рассказа. Помните: наиболее полно в нём должно быть показано главное событие.
7. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причём так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры людей, о которых вы говорите.
Предварительный просмотр:
План отзыва о книге
Введение. Здесь можно рассказать о своих читательских пристрастиях, поделиться историей – как вы познакомились с данным произведением, как проходил процесс чтения. Тут же кратко дается оценка книги – понравилась или не понравилась, заинтересовала, произвела впечатление, развеселила или показалась полезной и назидательной. В этой части обязательно нужно указать название книги и ее автора.
Рассуждение. Теперь пришла пора аргументировать свою оценку и приводить доводы. Это лучше делать последовательно и по пунктам.
- Насколько важна тема, затронутая автором? Актуальны ли проблемы, которые были подняты в произведении?
- Сделайте небольшой обзор событий, которые описаны в книге. Но ни в коем случае не пересказ сюжета. Отзыв ориентирован на человека, который, возможно, не читал произведения, так что не раскрывайте все секреты: если вы пишете о детективе – можно описать завязку, но ни в коем случае нельзя указывать, что убийцей оказался садовник. При этом можно обозначить самые важные эпизоды.
- Оценка персонажей, их действий. Здесь не нужно описывать всех участников – достаточно двух-трех главных героев книги. Обязательно нужно выразить свое отношение к героям и их судьбам
- Особенности книги. Возможно, это произведение написано очень интересным языком, а может, вам понравились забавные диалоги, красивые описания природы, необычное построение сюжета, трогательная история, читая которую, вы не смогли сдержать слез, – все это нужно отметить.
- Итог рассуждений – ваши мысли и чувства относительно прочитанной книги.
Обобщение. Здесь вы можете сравнить это произведение с другими: или произведениями этого же автора, или с произведениями в этом же жанре. В обобщении вы можете сказать, что намерены продолжить знакомство с этим автором, прочитать другие его книги. Или же порекомендовать эту книгу читателям. А возможно (ведь отзыв может быть и отрицательным), посоветовать им никогда не брать в руки этой книги.
Возможные ошибки
Когда вы пишете отзыв о книге, ошибиться трудно: в конце концов, это ваше личное мнение о ней. Но некоторых неточностей все же стоит избегать.
- Пересказ событий не должен занимать значительную часть сочинения (об этом уже говорилось, но повторим еще раз), отзыв – это ваши впечатления от книги, а не изложение ее сюжета.
- Тем не менее, нельзя «плавать» в вопросах знания текста. Произведение, по которому пишется отзыв, нужно прочитать очень внимательно.
- Не стоит пользоваться при написании своего отзыва критикой или другими статьями об этой книге. Использование этих источников уместно при более глубоком анализе произведения, для написания отзыва это ни к чему.
- Непоследовательное изложение мыслей и впечатлений либо отсутствие логического перехода от одной части отзыва к другой - это то, чего следует избегать.Текст должен легко читаться.
Если внимательно отнестись к деталям, а также вспомнить всё, что впечатлило или поразило вас в произведении, написать отзыв о книге будет совсем несложно.
Предварительный просмотр:
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Орфография
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Выпал снег. Дети рады.
- Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.
Звонок- звонок
- Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Оси-на
При переносе одну букву нельзя оставлять на строке.
- Мягкий знак, обозначающий мягкость.
Подчеркни Ь и согласную перед ним, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Ель, тень, пень.
- Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно, придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Малыши, карандаши
- Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Дочка, речка, мощный
- Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно ударение.
Алфав`ит, `азбука, портф`ель
- Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную, обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом.
Сады – сад; волна - волны.
- Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Запиши слово три раза и запомни, как оно пишется, поставь ударение, подчеркни эту гласную или согласную.
Ягода, ягода, ягода.
Хоккей, хоккей, хоккей.
- Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, подбери проверочное однокоренное слово, где согласная произносится отчетливо.
Мороз – морозы;
Ягодка – ягода.
- Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Илья, Соловьев, Омск
- Разделительный Ь.
Выпиши слово правильно, запиши два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и гласную букву.
Вьюга, листья, соловьи
Ь пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И в корне слова.
- Правописание непроизносимых согласных в корне.
Прочитай слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произносится отчетливо.
Звездный – звезда;
Честный – честь
13. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.
Полетели, побежали, потянули.
14.Правописание предлога.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.
К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу
Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Лодка отплыла от берега
15. Разделительный Ъ.
Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку, подчеркни гласную.
Съест, объявления, объем.
Ъ пишется только после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я.
16. Ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.
Луч (м.р.), шалаш (м.р.)
Ночь (ж. р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.)
Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.
17. Соединительные гласные в сложных словах.
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой.
Водовоз, самолет.
18. НЕ с глаголом.
Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Гл. гл.
Не_пришел, не_выучил.
Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..
19. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.
На опушке (1 скл., П.п.), у речки (1 скл., Р.п.), нет печи (3 скл., Р.п.)
падежи | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
Родительный | -и (-ы) | -и | |
Дательный | -е | -и | |
Предложный | -е | -е | -и |
20. Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном.
К лесу (какому?) дальнему, в лесу (каком?) дремучем, с шариком (каким?) синим.
21. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.
Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.
Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.)
Глаголы 2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.
22. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед - ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах 1-го спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах 2-го спряжения - И
Спряжение глаголов
1-е спряжение | 2-е спряжение |
Все глаголы НЕ на -ИТЬ | Все глаголы на -ИТЬ |
|
|
Личные окончания глаголов
1-е спряжение | 2-е спряжение |
-ЕШЬ -ЕМ -ЕТЕ -УТ, -ЮТ | -ИШЬ -ИМ -ИТЕ -АТ, -ЯТ |
Пишет – писать (1 спряжение); ставит – ставить (2 спряжение)
23. Ь в неопределенной форме глагола.
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.
Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь.
Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.
Пытаться (что делать?), учится (что делает?), беречь, стеречь.
Пунктуация
- Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ).
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.
Слава нашей Родине ! Слава труду !
- Однородные члены предложения.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.
Знаки препинания при однородных членах
О, О | О и О |
О, а О | О да (=и) О |
О, но О | |
О, да (= но) О | |
О и О,и О,и О |
Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. О, О
- Обобщающее слово при однородных членах.
Выпиши правильно предложение. Выдели обобщающее слово и подчеркни однородные члены.
Знаки препинания при обобщающем слове
О: О, О, О. |
О, О, О – О. |
На поляне росли разные цветы: ромашки, васильки, незабудки. О: О, О, О.
- Знаки препинания при обращении.
Выпиши правильно предложение. Укажи, где обращение. Помни: обращение не является членом предложения, поэтому его не подчеркивают. Начерти схему.
Знаки препинания при обращении
О! |
О, |
,О, |
,О |
Ребята, берегите учебники! О, |
- Сложное предложение.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.
Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. [ 1], [ 2].
6. Предложения с прямой речью.
Запиши правильно предложение. Составь схему.
“А кем ты будешь на карнавале?”– спросил Мишка. “ П ?” - а.
Предварительный просмотр:
Список орфограмм, изучаемых в школе
1. Безударные проверяемые гласные в корне | Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное или изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением. |
2. Непроверяемые гласные и согласные | Проверяются в словарном порядке |
3. Проверяемые согласные в корне слова | Чтобы проверить правописание сомнительных согласных, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором после них следует гласный. Проверяемый согласный в этом слове должен произноситься отчетливо. |
4. Непроизносимые согласные в корне слова | Чтобы проверить правописание непроизносимых согласных, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором после них следует гласный. Проверяемый согласный в этом слове должен произноситься отчетливо. |
5. Буквы И, У, А после шипящих | После шипящих не пишутся буквы Ы, Я, Ю, а пишутся буквы И, А, У. |
6. Разделительные твердый знак Ъ и мягкий знак Ь | Разделительный Ъ пишут после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными Е, Ё, Ю, Я: подъемРазделительный Ъ не пишется перед гласными: А, О, У, Э: контрагент.Разделительный Ь пишут после согласной перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.: перья |
7. Раздельное написание предлогов с другими словами | Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.Не путать: предлоги и их сочетания с другими ЧР, например: вследствие – в следствии |
8. Употребление Ь на конце существительных после шипящих | На конце после шипящих в существительных 3 склонения пишется Ь.Ь не пишется в конце существительных мужского рода: мяч, нож;в форме Р.п. мн. ч. сущ. с основой на шипящий: дач, зрелищ |
9. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных | Для обозначения мягкости согласного Ь пишется:1)на конце слова после мягкого согласного, кроме [ч], [щ]: тень, день;2)в середине слова после мягкого согласного [л’]: больница, стекольщик;3)после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым: письмо, седьмой;4)между двумя мягкими согласными, если при изменении слова первый согласный остаётся мягким, а второй становится твёрдым: возьми (возьму)Ь не пишется:1) в сочетаниях чк, чн, щн, нч, нщ, рч, рщ: кочка, срочный; 2) между мягкими конечными согласными основы: кость, гость; 3) между двумя мягкими [л’]: аллея, иллюзия, иллюстрация. |
10. Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на з(с)) | Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения. Для них характерно традиционное написание. |
11. Буквы З и С на конце приставок | В приставках, оканчивающихся на -З (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими — С. Приставки З- в русском языке нет. |
12. Буквы О и А в корне -лаг- – -лож- | В корнях -лаг-/-лож- пишется буква А , если после корня стоит суффикс -А- , и буква О , если этого суффикса нет. |
13. Буквы О и А в корне -раст- – -рос- | В корне -раст-(-ращ-)/-рос- в безударном положении перед СТ и Щ пишется А, а перед С — О .Исключения: отрасль, росток, Ростов, Ростислав. |
14. Буквы Ё и О после шипящих в корне слова | Если в корне после шипящего под ударением слышится [О], то надо писать Ё.Исключения: крыжовник, жом, жор, обжора, прожорливый, шоры, шорох, шов, бесшовный, шок, шорник, капюшон, шомпол, чокаться, чопорный, мажорный, трещотка, трущоба, чащоба, жолкнуть, ожог (сущ.) руки, поджог (сущ.) дома.Заимствованные слова: жокей, жонглёр, шоколад, шоссе, шофёр, шовинизм. |
15. Буквы И и Ы после Ц | После Ц в корне пишется И . |
16. Большая буква и кавычки в собственных наименованиях | С большой буквы пишутся:- имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы, названия божеств и мифологических существ, действующих лиц, клички домашних животных;- названия государств, неофициальные названия: Королевство Бельгия, Галичина, Забужье;- названия высших государственных, правительственных и международных организаций и должностей: Совет Безопасности, Президент США;- географические и астрономические названия (кроме родовых понятий): комета Галлея, Кривой Рог;С большой буквы пишется только первое слово:- в названиях государственных, партийных, общественных, профсоюзных учреждений: Хельсинкский союз. — в названиях краев, областей, районов: Хабаровский край; — в названиях исторических эпох, событий, знаменательных дат, религиозных праздников: Римская империя; — в названиях памятников архитектуры, храмов, крепостей: Киево-Печерская лавра, Старая крепость; — в названиях орденов, наград, состоящие из нескольких слов (кроме родовых): орден Дружбы народов; Если такое название берется в кавычки, то тоже с большой буквы пишется только первое слово и собственное имя, входящий в состав названия: медаль «За боевые заслуги». Со строчной буквы пишутся: — слова, образованные от собственных личных имен, фамилий или названий других, принятых в общем смысле: донжуан рентген (название аппарата); — собственные имена в форме множественного числа в подчеркнуто негативном плане: гитлеры, иуды |
17. Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных | Окончание -Е пишется в существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах и в существительных 2-го склонения в предложном падеже (кроме существительных на -ий,-ие, -ия и -мя). |
18. Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных | После шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных под ударением пишется О, без ударения — Е.В окончаниях существительных и прилагательных после Ц пишется буква Ы. |
19. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных | Это окончание можно проверить окончанием вопросительного слова.В соответствии с общим правилом, написание букв на месте безударных гласных в окончаниях устанавливается путем проверки формами слов с тем же окончанием (того же типа склонения), в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.: крáсного, си’него, ры’жего (молодóго, большóго и моегó, самогó |
20. Краткие прилагательные с основой на шипящую | У кратких прилагательных с основой на шипящую ь на конце не пишется: утюг (каков?) горяч |
21. Не с глаголами | С глаголами (в личной форме, в инфинитиве, в форме деепричастия) не пишется раздельно: не был, не брать, не зная.Не с глаголами пиши слитно, если глагол без не не употребляется: ненавижу; в глаголах с приставкой недо-: недосмотреть |
22. Ь после шипящих в неопредленной форме глагола и во 2-ом лице единственного числа | На конце глагола в неопределённой форме после шипящих пишется Ь, он сохраняется и перед -ся, например: стричь, стричься.Ь пишется в форме 2 лица ед. ч. глаголов в наст. и буд. времени: несёшь, бросишь |
23. -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах | Буква ь пишется в неопределённой форме глагола, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? Перед -ся и -сь мягкий знак сохраняется.Буква ь не пишется в формах глагола, которые отвечают на вопросы что делает? что сделает? |
24. Буквы Е и И в корнях с чередованием | В корнях -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, а также -блест-/-блист-, -стел-/-стил-, -жеч-/-жиг-, -чет-/-чит- пишется И , если дальше следует суффикс -А-, в противном случае пишется Е . |
25. Буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и П спряжения | У глаголов 1-го спряжения в личных окончаниях пишутся буквы Е, У, Ю; у глаголов 2-го спряжения — И, А, Я. |
26. Буквы О и А в корне -кос- – -кас- | В корнях -кас-/-кос- пишется буква А , если после корня стоит суффикс -А- , и буква О , если этого суффикса нет. |
27. Буквы О и А в корне -гор- – гар- | В корнях -гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон- безударный гласный обозначается буквой О . |
28. Буквы Ы и И после приставок | После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением. |
29. Гласные в приставках пре- и при- | Приставка ПРИ- указывает на приближение, присоединение, на неполноту действия. Приставка ПРЕ- обозначает высшую степень признака и близка по значению к слову ОЧЕНЬ или имеет такое же значение, как у приставки ПЕРЕ-. Если значение приставок ПРЕ-, ПРИ- сомнительно, необходимо обращаться к словарю. |
30. Соединительные гласные О и Е в сложных словах | В сложных словах после твердых согласных пишется соединительное О,а после мягких согласных, шипящих и Ц — соединительное Е |
31. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя- | Существительные на -мя при склонении во всех падежных формах, кроме именит. ед., имеют наращение -ен- |
32. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными | Пишутся слитно с не имена существительные, которые:- без не не употребляются: невежда, неверие;- слова с не можно заменить синонимами без не: неправда (ср. ложь);- слова со значением противопоставления: нерусский, неспециалист;Пишутся раздельно с не существительные, если:- имеется или подразумевается противопоставление: Это не осторожность, а трусость;- в вопросительном предложении, если отрицание логически подчеркивается: не правда ли? (невозможна замена: …ложь ли?). |
33. Буквы Щ и Ч в суффиксе -щик- (-чик) | В суффиксе существительных -чик(-щик) после букв д — т, з — с, ж пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ. |
34. Гласные Е и И в суффиксах существительных | Суффикс -ек- пишется в тех словах, при склонении которых гласный Е выпадает. |
35. Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных | В суффиксах существительных, прилагательных и наречий под ударением пишется О, без ударения — Е. |
36. Дефисное и слитное написание слова с пол- и полу- | Пол- пишется слитно всегда, за исключением трёх случаев:пишется через дефис, если после пол- стоит заглавная буква: пол-Москвы;пишется через дефис, если после пол- стоит любая гласная буква: пол-улицы;пишется через дефис, если после пол- стоит буква «л»: пол-лимона.Полу- со словами всегда пишется слитно: полугодие, полушарие. |
37. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными | Не с прилагательными пишется слитно, если:- не употребляются без НЕ: ненастный- при образовании слова противоположного значения: небольшой (маленький);- при наличии слов очень, весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, вполне, почти, отчасти, совсем, чрезвычайно:крайне неосторожныйНе с прилагательными пишется раздельно, если:- есть или подразумевается противопоставление: не большой, а маленький. — отрицание усиливается отрицат. местоимениями и наречиями: отнюдь не верное, нисколько не радостное |
38. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | В суффиксах прилагательных после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения — Е. |
39. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | Две буквы Н пишутся в прилагательных, образованных от существительного:- с основой на Н при помощи суффикса -Н-: длин/а — длин/н/ый- при помощи суффикса -ОНН-, -ЕНН-: экскурсионный, утреннийИсключение: ветреный.Две буквы Н пишутся в прилагательных, образованных от глагола СВ: что сделать? — побелить — побеленныйОдна буква Н пишется в прилагательных, образованных от существительного:- в суффиксах -ИН-, -АН-, -ЯН-: гусиный, кожаный, серебряный Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный. Одна буква Н пишется в прилагательных, образованных от глагола НСВ: что делать? — бесить — бешеный |
40. Различение на письме суффиксов -к- и -ск- | Суффикс -К- пишется в качественных прилагательных и некоторых относительных, образованных от сущ. с основой на К, Ч, Ц: вяз/к/ий (вязок — кач., так как есть краткая форма), немец/к/ийВ других прилагательных пишется суффикс -СК-: матрос/ск/ий, киргиз/ск/ий |
41. Дефис в сложных словах | Пишутся через дефис:
|
42. Ь в середине числительных | Ь пишется в конце числительных от 5 до 20 и 30: шестнадцать, тридцать.В середине слова Ь пишется в числительных 50-80, 500-900: семьдесят, шестьсот |
43. Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19 | В родительном, дательном и предложном падежах числительных от 11 до 19 в окончаниях пишется буква И |
44. Не в неопределенных местоимениях | В неопределённых местоимениях некто, нечто не пишется слитно. |
45. Дефис в неопределенных местоимениях | Неопределённые местоимения с суффиксами –то, -либо, -нибудь и приставкой кое- пишутся через дефис: что-то, что-либо, что-нибудь, кое-что. |
46. Различение приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях | В отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-, без ударения — НИ. |
47. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях | Если ни и не в отрицательных местоимениях отделяются предлогом, то они пишутся раздельно: ни во что, не с кем, ни от кого. |
48. Ь в глаголах повелительного наклонения | На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется ь. Ь в повелительном наклонении сохраняется перед суффиксом -ся и окончанием -те. |
49. Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева_) и -ыва-(-ива-) | Суффиксы -ИВА-, -ЫВА- пишутся, если глагол в форме 1 лица оканчивается на ИВАю, ЫВАю.Суффиксы -ЕВА-, -ОВА- пишутся, если у глагола в форме 1 лица суффикс выпадает (оканчивается на -ЮЮ, -УЮ) |
50. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | В действительных причастиях настоящего времени пишутся:а) у глаголов I спряжения суффиксы -ущ-, -ющ-: борющийся, колышущий, стелющий;б) у глаголов II спряжения суффиксы -ащ-, -ящ-: значащий, дышащий, строящийся. |
51. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | В страдательных причастиях настоящего времени пишется:а) у глаголов I спряжения суффикс -ем-: колеблемый, проверяемый;б) у глаголов II спряжения суффикс -им-: видимый, слышимый. Но: движимый (от старого глагола движити). |
52. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, «НЕ» пишется слитно: невычитанная рукопись, незамеченные опечаткиПишется раздельно не с причастиями:- имеющими при себе пояснительные слова: не возвращённая автору рукопись;- при которых имеется или предполагается противопоставление: не законченный, а только начатый рассказ;- с краткими причастиями: рукопись не отредактирована. |
53. Две буквы Н в суфиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов | Две буквы Н пишутся в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных, если: |
54. Одна или две буквы Н в суфиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов | Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий. |
55. Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов | Буквы А и Я пишутся перед одной и двумя Н в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов на -ать, -ять. Буква Е пишется перед одной и двумя Н в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов на -ить, -еть. |
56. Буквы Ё и Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | В суффиксах причастий -енн-(-ен-) после шипящих под ударением пишется Ё, без ударения — Е, но никогда не пишется О. |
57. Раздельное написание НЕ с деепричастиями | НЕ с деепричастиями пишется слитно, если без не не употребляется (негодуя), если есть приставка недо-: недоделав, недооценивая. В остальных случаях НЕ с деепричастиями пишется раздельно. |
58. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о (-е) | Не с наречиями на -о (-е) пишется слитно: |
59. Буквы Е и И в приставках не- и ни- отрицательных наречий | В отрицательных наречиях под ударением пишется приставка не-, а без ударения – ни-: негде остановиться, нигде нет места. |
60. Одна и две буквы Н в наречиях на -о (-е) | В наречиях на -о(-е) пишется столько же букв Н, сколько в прилагательных, от которых они образованы. |
61. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий | На конце наречий после шипящих под ударением пишется буква о, без ударения — е. Исключение: еще. |
62. Буквы О и Е на конце наречий | В наречиях с приставками ИЗ-, ДО-, С- на конце пишется буква А, если эти наречия образованы от бесприставочных прилагательных и существительных; буква О — если наречия образованы от прилагательных с этими же приставками. |
63. Дефис между частями слова в наречиях | Дефис в наречиях пишется: после приставок по-, в-(во-), если в слове есть суффиксы -ому(-ему), -ых (-их), -и; после приставки кое-; перед суффиксами -то, -либо, -нибудь; в сложных наречиях: по-весеннему, во-первых, кое-где, когда-то, еле-еле. |
64. Ь после шипящих на конце наречий | На конце наречий после шипящих ч и щ, а также после ж в наречии настежь пишется ь: вскачь, навзничь. Исключения: уж, замуж, невтерпеж. |
65. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий | Производные предлоги, образованные от наречий пишутся слитно: вокруг (вкруг), вблизи, наперерез, вслед, вдоль. |
66. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами | Слитно пишутся производные предлоги, образованные от существительных: ввиду, вместо, внутри, вроде, вслед, вследствие, навстречу, наперекор, наподобие, напротив, насчет, невзирая на, несмотря на, посредине (посередине), посредством, сбоку от.Раздельно пишутся предлоги: в виде, в деле, в меру, в области, в отличие от, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счет, по мере, по поводу, по причине. |
67. Буква Е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие | Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в отличие, в заключение в завершение имеют на конце е. (не путать с сущ. в П.п.) |
68. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | Слитно пишутся частицы, входящие в состав слов: также, тоже, чтобы (омонимичные сочетания частиц с местоимениями и наречиями пишутся слитно) |
69. Дефисное написание частицы -то со словами | Через дефис пишутся следующие частицы: -то, -либо, -нибудь, -ка, -тка, -с, -де, кое- (кой-), -таки – с глаголами, наречиями и со словами всё-таки, так-таки. |
70. Дефисное написание частицы -ка с глаголами в повелительном наклонении | Частица -ка с глаголами в повелительном наклонении пишется через дефис |
71. Дефис в междометиях | Повторяющиеся междометия пишутся через дефис: эх-эх, ей-же-ей, о-го-го. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Про дети как дети, ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь
Прочитала статью Бикеевой на одном дыхании. На душе стало легко и светло. Много умных мыслей и рекомендаций. Взгляд на нашу профессию изнутри. Очень поучительная статья.Про трудности и лёгкости ...
Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)
Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...
Портфолио ученика на конкурс "Ученик года"
В нашей школе традиционно каждый год проходит конкурс "Ученик года". Для каждого ученика вместе с активом класса мы создаем его персональное портфолио, исходя из склонностей и интересов ученика. Наши ...
Роль воспитательного пространства в развитии ученика в условиях взаимодействия ученика и школы
Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития....
Методическая разработка мероприятия по теме курса ( поездка учеников в Германию по программе « Международный обмен учениками»)
Данная методическая разработка является конспектом собрания интернационального клуба " Дружба без границ" по теме " Обмен учениками". В работ...
Визитная карточка ученика 5 класса для школьного конкурса "Ученик года"
Визитная карточка ученика 5 класса для участия в школьном конкурсе"Ученик года". Визитная карточка рассчитана на 6 -7 минут, включает рассказ обучастнике конкурса и песню ( фонограмма песни "Песня пер...
Самооценка и самореализация в системе "учитель-ученику, ученик-ученику"
Из опыта работы учителя...