Программа "Лидер"
рабочая программа
Программа "Лидер"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma_lider.docx | 64.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято педагогическим советом школы от 30 08. 2020 г. Протокол №1. | Утверждено приказом Средней школы №3 г.Лысково от 31 .08. 2020 г. №371-о |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ЛЫСКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3 Г. ЛЫСКОВО
Название программы:
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЛИДЕР»
Возраст детей: 14-18 лет
Срок реализации: 1год
Автор программы:
Арчанова Юлия Андреевна,
педагог - организатор
г.Лысково
2020
Пояснительная записка
Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека.
Актуальность: главными и наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определенной деятельности.
Программа « Лидер» имеет социальную направленность. Формирование лидеров в обществе не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовывать. Опыт работы показывает, что ЛИДЕРА необходимо выявить и растить с младшего школьного возраста, учитывая его возрастные особенности. Необходимо установить преемственность между активистами начального звена и среднего, для развития школьного органа самоуправления и привлечения детей среднего школьного возраста к общественной деятельности.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по развитию лидерских качеств «Лидер» заключается в актуальной потребности современного общества в воспитании человека «новой формации», человека компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами.
Указом Президента РФ В.В. Путина от 29.10.2015 года была создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация "Российское движение школьников". Организация создана с целью совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности, поэтому данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа педагогически целесообразна.
День занятий - Пятница. Время занятий-14:00-15:00
Основные принципы программы:
-Системно-деятельностный подход;
-индивидуальный подход к каждому участнику кружка. Он реализуется с помощью специальных методик:
-выявление лидерских качеств;
-определение уровня лидерских навыков;
-наблюдение за уровнем развития лидерских способностей учащихся;
Цель - создание условий для социального и профессионального самоопределения личности подростка, его интеграции в современный социум и воспитание стремления совершенствовать российское общество.
Задачи:
Воспитывающие:
- Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности;
- Воспитывать умение распределять обязанности и нести ответственность при организации коллективного дела;
- Способствовать самоопределению и творческой самореализации личности ребенка;
- Развитие эмоциональных качеств у детей через различные игры, тренинги.
- Реализация эстетического направления воспитания;
Образовательные:
- Обучить умению излагать свои мысли, чувства, объяснять собственную точку зрения, доказывать;
- Обучить умению самостоятельно оценивать сложившуюся ситуацию и оперативно принимать решения.
- Обучить ораторскому искусству, умению публичных выступлений;
- Обучить навыками делового общения и методике разрешения конфликтных ситуаций.
Развивающие:
- Развивать внимательность, наблюдательность, творческое воображение, фантазии.
- Развивать умение думать, умение применять теоретические знания на практике;
- Развивать умение общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца,
- Способствовать развитию логического и наглядно-образного мышления.
Развитие организаторских навыков, лидерских качеств, конструктивное общение со сверстниками и взрослыми, коллективная организация дел – всё это помогает подростку реализовать собственные способности в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии.
Возраст учащихся, участвующих в реализации программы: разновозрастная группа, учащиеся среднего и старшего школьного возраста (12 – 18 лет).
Сроки реализации программы: 1 год обучения.
Режим занятий: 1 час в неделю – 1 раз в неделю по 1 часу (45 минут), 36 часов в год, по 15 человек в группе.
Важнейшими формами реализации и активизации учебно-воспитательного процесса являются:
-проведение непосредственно занятий;
-организация праздников, встреч-бесед;
-участие в концертах; конкурсах.
Учебный план программы
Раздел подготовки | Количество часов | Аттестация (кол-во часов) | Форма аттестации |
1.Лидер и его команда. | 9 | 1ч. | Зачет |
2.Психологические аспекты лидерства. | 9 | 1ч. | Зачет |
3.Организаторские навыки лидера. | 10 | 1ч. | Зачет |
4. Проектирование. | 8 | 1ч. | Зачет |
Рабочая программа
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие. Техника безопасности. | 1 | 1 |
Раздел 1. Лидер и его команда.
2. | Кто такой лидер? Портрет лидера | 1 | 2 | 3 |
3. | Портфолио лидера | 1 | 1 | 2 |
4. | Лидер и его команда | 1 | 1 | |
5. | Коллектив-основа совместной творческой деятельности | 1 | 2 | 3 |
6. | Детское и молодежное движение в России | 1 | 1 | 2 |
Раздел 2. Раздел 2. Психологические аспекты лидерства
7. | Психология лидерства | 1 | 2 | 3 |
8. | Коммуникация. Секреты успешного общения | 1 | 1 | 2 |
9. | Самоорганизация, самопознание, саморазвитие | 2 | 2 | 4 |
Раздел 3. Организаторские навыки лидера | ||||
10. | Самоуправление в коллективе | 1 | 1 | 2 |
11. | Основы организаторской работы | 1 | 2 | 3 |
12. | Коллетивно-творческое дело. 10 этапов от старта до финиша | 1 | 1 | 2 |
13. | Игра - дело серьёзное | 1 | 1 | 2 |
Раздел 4.Проектирование | ||||
14. | Социальное проектирование. Технология, методы, результаты. Участие в социальных проектах | 1 | 5 | 6 |
15. | Публичное выступление | 1 | 1 | |
Итого | 14 | 22 | 36 | |
Содержание изучаемого курса образовательной программы:
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство с планом работы, с целями, задачами. Инструктаж по технике безопасности и безопасному поведению. Решение организационных вопросов.
Раздел 1. Лидер и его команда.
Тема 2- 5. Кто такой Лидер? Портрет лидера.
Теория: понятие лидера. Типология лидерства. Формальный и неформальный лидер. Лидерские качества, наиболее часто, встречающиеся у успешных лидеров. Рейтинг качеств.
Практика: тест «Я - лидер». Составление рейтинга качеств лидера. Рисование портрета лидера. Шифровка «ЛИДЕР». Составление портрета лидера.
Тема 6-9. Портфолио лидера.
Теория: понятие «портфолио». Цель составления. Содержание, структура документа. Разновидности. Требования к портфолио, предъявляемого на конкурс.
Практика: подготовка собственного портфолио.
Тема 10. Лидер и его команда.
Практика: игры на сплочение, на взаимодействие. Тренинг командообразования.
Тема 11-12.Коллектив - основа совместной творческой деятельности.
Теория: понятие «коллектив». Стадии развития коллектива (по А. Н. Лутошкину и А.С. Макаренко). Позиция актива в коллективе ребят. Система поручений в детском коллективе.
Практика: игры на сплочение, на взаимодействие.
Тема 13-14. Детское и молодежное движение в России.
Теория: понятие «общественное объединение», «общественная организация». Знакомство с общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» («РДШ»).
Практика: посещение школы №5.
Раздел 2. Психологические аспекты лидерства.
Тема 15-16. Психология лидерства.
Теория: мотивация лидерства. Типы лидерства. Темперамент.
Практика: определение типа темперамента.
Тема 17 – 20 . Коммуникация. Секреты успешного общения.
Теория: понятие «Коммуникация». Формальное и неформальное общение. Вербальное и невербальное общение. Деловая коммуникация. Культура речи. Основы конфликтологии. Пути разрешения конфликтных ситуаций.
Практика: тренинг «Как говорить. Как слушать». Тест «Умею ли я общаться». Проведение дебатов, диспутов, пресс-конференций.
Тема 21-22 . Самоорганизация, самопознание, саморазвитие.
Теория: понятие «личность», «индивид». Индивидуальные особенности. Темперамент. Характер. Самообладание.
Практика: тест «Какой у тебя темперамент», игры на взаимодействие, сюжетно-ролевая игра «Всё под контролем», тренинг «Моё время».
Раздел 3. Организаторские навыки лидера.
Тема 23-25. Самоуправление в коллективе.
Теория: понятие «самоуправления». Структура. Модели самоуправления. Функции и полномочия участников. Обязанности членов органа самоуправления. Поручения.
Практика: игры на сплочение. Построение модели самоуправления в образовательном учреждении.
Тема 26-29. Основы организаторской работы.
Теория: слагаемые организаторской работы. Качества организатора. Планирование работы. Процесс реализации. Анализ проделанной работы.
Практика: игры на взаимодействие и сплочение. Комплекс упражнений на командообразование. Тестирование «Организаторские способности».
Тема 30.-32 Коллетивно-творческое дело. 10 этапов от старта до финиша.
Теория: КТД как основное средство сплочения коллектива. Стадии КТД. Виды КТД. Предварительная работа. Планирование. Подготовка. Проведение. Подведение итогов.
Практика: игры на сплочение. Разработка собственного КТД. Организация и проведение запланированного КТД. Рефлексия проведенного КТД. Способы исправления ошибок при дальнейшем планировании деятельности.
Тема 33. Игра – дела серьёзное.
Теория: виды игр. Правила проведения различных видов игр.
Практика: игры на знакомство, игры с залом, игры на выявление лидеров, игры на взаимодействие, игры на сплочение.
Тема 34. Социальное проектирование. Технология, методы, результаты.
Теория: понятие «Социальный проект». Выбор темы. Цель проекта. Этапы реализации. Оформление. Презентация. Реализация. Подведение итогов.
Практика: участие в социальных проектах.
Тема 35. Публичное выступление.
Теория: виды публичных выступлений. Целевая аудитория. Цель выступления. Психологические аспекты подачи информации на публику.
Практика: дебаты, диспут, круглый стол на заданную тему.
Тема 36. Итоговое занятие.
Подведение итогов реализации программы. Защита портфолио лидера. Игра «Чёрный и белый стул». Упражнение «Листок пожеланий».
Содержание программы.
Программа ориентирована на повышение общественного статуса лидера общественного объединения, обеспечения высокого качества учебного и воспитательного процессов, внедрение современных технологий воспитания и его приоритетов в образовательный процесс.
Ценностные ориентиры содержания программы:
Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение знаниями и коммуникативной успешностью обучающихся,
их социализации.
Планируемые результаты. Механизм оценки получаемых результатов.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Оценке и контролю результатов обучения подлежат:
-осознание ценности активного образа жизни, своей роли в социуме;
-умение грамотно и объективно оценивать себя определенном социуме;
-овладение базовыми данными по имиджу лидеру и типологии лидерства;
-знание форм работы в коллективе и основы формирования команды;
Виды контроля:
-предварительный - диагностика способностей учащихся;
-текущий- наблюдение за успешностью освоения обучающимися лидерскими и организаторскими навыками;
-итоговый- анализ результатов выступлений в форме защиты проектов;
Сроки | Знания, умения , навыки | Форма проведения итогов |
I полугодие | Обучающийся должен ЗНАТЬ: -технику безопасности; -основы организаторской работы; УМЕТЬ: -организовывать собственную деятельность: определять цель, ставить задачи, планировать и прогнозировать результаты работы; -самостоятельно выбирать метод решения практических задач и решения конфликтных ситуаций; -планировать свое время и эффективно им управлять; адекватно и самостоятельно оценивать выполнение своих действий и вносить коррективы как в начале выполнения действий, так и в ходе их выполнения; | концертная деятельность ( участие в общешкольных концертах, мероприятиях); |
II-полугодие | Обучающийся должен ЗНАТЬ: -основы реализации социально-образовательных проектов; -основы организации школьных и классных коллективно-творческих дел; -технологию и методы социального проектирования; УМЕТЬ: -Формулировать свою лидерскую позицию, аргументировать и координировать ее; -работать в группе, проявлять свои лидерские качества -строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; -ориентироваться в различных источниках информации; -ориентироваться в системе моральных принципов в социуме; | -защита творческого проекта -самостоятельная организация и проведение коллективно-творческого дела |
Педагогический мониторинг
С целью определения уровня освоения общеобразовательной программы, а также
для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного
процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения.
№ | Раздел | Формы занятий | Приемы и методы | Форма оценивания | Техническое оснащение |
1. | Лидер и его команда. | Беседа. Индивидуально-групповая форма. Игра. | Наглядные. Словесные. Репродуктивные. | Итоговое занятие | Мультимедийые презентации; Помещение для занятий (актовый зал), компьютер, медиапроектор аудио- видеоаппаратура; флипчат (доска со сменными листами ватмана); столы, стулья; канцелярские принадлежности |
2. | Психологические аспекты лидерства. | Индивидуальные, групповые. | Наглядные. Творческие. Словесные. | Итоговое занятие | Мультимедийые презентации; Помещение для занятий (актовый зал), компьютер, медиапроектор аудио- видеоаппаратура; флипчат (доска со сменными листами ватмана); столы, стулья; канцелярские принадлежности |
3. | Организаторские навыки лидера. | Практическая работа. Коллективно-групповая форма. | Наглядные. Творческие. Словесные. | Итоговое занятие | Мультимедийые презентации; Помещение для занятий (актовый зал), компьютер, медиапроектор аудио- видеоаппаратура; флипчат (доска со сменными листами ватмана); столы, стулья; канцелярские принадлежности. |
4. | Проектирование | Индивидуальные, групповые | Практические знания | Итоговое занятие | Мультимедийые презентации; помещение для занятий (актовый зал), компьютер, медиапроектор аудио- видеоаппаратура; флипчат (доска со сменными листами ватмана); столы, стулья; канцелярские принадлежности. |
Ожидаемые результаты реализации программы:
Личностные:
- наличие у подростков чувства социальной ответственности;
- умение делать обоснованный выбор;
- умение планировать и самостоятельно организовывать творческие дела;
- готовность и способность к самообразованию.
Метапредметные:
- овладение понятийным аппаратом: знание понятий «лидер», «общественная организация», «общественное объединение»;
- овладение основными принципами и правилами взаимоотношений между людьми;
- готовность и умение ориентироваться в различных источниках информации;
- умение самостоятельно выбирать метод решения практических задач и решения конфликтных ситуаций.
Познавательные:
- овладение составляющими проектной деятельности, включая умения видеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, делать выводы и заключения, доказывать, защищать собственные идеи.
Регулятивные:
- умение организовать собственную деятельность: определять цель, ставить
- задачи, планировать и прогнозировать результаты работы.
Коммуникативные:
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умение использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать собственную точку зрения, отстаивать свою позицию.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- представление портфолио лидера;
- защита творческого проекта;
- самостоятельная организация и проведение коллективно-творческого дела.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
В процессе обучения по программе применяются следующие образовательные технологии и методы:
- технология личностно – ориентированного обучения;
- технология критического мышления;
- тренинговые методы;
- метод решения творческих задач;
- метод проектов.
Цель данных технологий и методов – развитие творческого потенциала учащегося, способности критически мыслить, анализировать и грамотно планировать свою деятельность, презентовать себя и свой творческий продукт.
При обучении лидеров запланированы различные формы и методы совместной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся: беседы, лекции, деловые, интерактивные и ролевые игры, тренинги, упражнения, творческие задания, конкурсы, проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, индивидуальная подготовка информации, работа в микрогруппах, участие в фестивалях
Большое внимание в программе уделено различным видам игр и тренингам. Игра – средство формирования лидерских качеств, организаторских навыков.
Творческие способности, возможность реализовать собственный потенциал подростков раскрываются по средствам участия в социальных проектах.
Выбор метода обучения зависит от содержания занятия, уровня подготовки и опыта учащихся. В ходе реализации программы особое внимание уделяется практическим занятиям. Они составляют 71 % от общего количества часов.
Дидактический материал:
- папка с разработками теоретических материалов по темам программы;
- тестовые методики. Анкеты;
- банк интерактивных игр и упражнений на знакомство, на выявление лидеров, на взаимодействие, на сплочение, на развитие креативности;
- разработки тренингов;
- раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы).
С целью определения уровня усвоения общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится мониторинг в течение всего учебного года.
Материально-техническое обеспечение программы
Для занятий по программе необходимо оборудование:
- просторное помещение или зал;
- компьютер, медиапроектор;
- аудио-видеоаппаратура;
- флипчат (доска со сменными листами ватмана);
- столы, стулья;
- канцелярские принадлежности.
Список литературы:
Методическая литература для педагога:
Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
Закон Омской области от 6 мая 1996 года № 51 «О поддержке детских и молодежных общественных объединений в Омской области» (с изменениями на 8 октября 2014 года)
Указ Президента РФ от 29 октября 2015 года № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников».
- Горохова Е.В. Хочу быть лидером. Серия «Детское движение и ученическое самоуправление». - Н. Новгород: Речь, 2000.
- Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности. - Ярославль: Академия развития, 2004.
- Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989.
- Кабуш В.Т. Пионерская организация сегодня и завтра. – Минск: Народная асвета, 1989.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой.– М.: Просвещение, 1987.
- Петрова Н.П. Тренинг победителя. – СПб.: Речь, 2012.
- Прутченков А.С. Тренинг личностного роста.– М.: Генезис, 2003.
- Сборник материалов «Я – лидер». Ростов-на-Дону: СДиМД, 2010.
- Сборник материалов «В помощь вожатому». Информационный вестник «Молодежь Чувашии». Выпуск 14. Чебоксары, 2005.
- Смекалова, Е. М. Школа лидерства: методические рекомендации. – М.: Сфера, 2006.
- Сухомлинский А. В. Методика воспитания коллектива.– М.: Молодая гвардия, 1980.
- Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002.
- Тихомирова Е. Воспитание лидера. Журнал «Воспитание школьников». - № 4, 5. М.: 2003.
- Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и Упражнения. – М.: Генезис, 2007.
Учебная, познавательная литература для детей
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.– СПб.: Лениздат, 1992.
- Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день.– М.: Просвещение, 2013 г.
- Соловьев Э. Современный этикет и деловой протокол.– М.: Просвещение, 2004.
- Элис Мьюир. Уверенность в себе. М.: МИФ, 2015.
- Хайди Грант Хэлворсон и Тори Хиггинс. Психология мотивации. М.: МИФ, 2014.
Список литературы для родителей:
Адель Фабер, Элейн Мазлиш. Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили». М.: Эксмо, 2012.
- Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М.: Просвещение, 2008.
Нелли Литвак. Наши хорошие подростки. М.: Альпина нон-фикшн, 2012.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 2007.
- Франсуаз Дольто. На стороне ребенка. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2015 г.
Приложение 1
Промежуточная аттестация.
Цель: выявление соответствия уровня теоретической и практической подготовки детей программным требованиям.
Задачи:
-определение уровня усвоения детьми теоретических знаний в соответствии с данным периодом обучения;
-определение уровня сформированности практических умений в соответствии с данным этапом обучения.
Срок проведения: конец учебного года.
Форма проведения: итоговое занятие.
Содержание
Теоретическая часть:
-овладение понятийным аппаратом: знание понятий «лидер», «общественная организация», «общественное объединение».
-овладение составляющими проектной деятельности; включая умения увидеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, делать выводы и заключения.
Практическая часть
-представление портфолио лидера;
-защита творческого проекта;
-самостоятельная организация и проведение коллективно-творческого дела;
Критерии оценки.
Минимальный уровень(1-4 балла) - ребенок не владеет теоретическими знаниями, не развиты лидерские качества;
Средний уровень (5-8 баллов)- ребенок отвечает на теоретические вопросы с небольшой помощью педагога, имеет лидерские навыки;
Максимальный уровень (9-10 баллов)- ребенок показывает высокий уровень знаний теоретического материала и может их применить на практике.