Консультация для воспитателей на тему: «Как правильно организовать и провести родительское собрание в детском саду»
методическая разработка

Романова Алевтина Юрьевна

Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx32.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13 «Теремок»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

Консультация для воспитателей

на тему:

 «Как правильно организовать и провести

родительское собрание в детском саду»

Подготовила:

старший воспитатель

Романова А.Ю.

г. Новочебоксарск, 2015г.


Как правильно организовать и провести

родительское собрание в детском саду.

Основной формой работы педагога с родителями являются родительские собрания. Они проводятся с обязательным монологом педагога, включающим в себя, как правило, оценку ребенка. При этом опыт родителей полностью игнорируется.

На самом же деле необходимость организовать взаимодействие педагога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой- либо помощи детскому саду со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми, в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др.

Родительское собрание – совместное присутствие родителей (лиц, их замещающих) и педагогов для обсуждения, решения интересующих их вопросов.

Не секрет, что на собрание одни и те же родители в разные группы ходят по-разному: в одни – с удовольствием, в другие – без такового. Причины здесь разные: это и сухость, и скупость излагаемого материала; это чтение «заумных» текстов по бумажке; это порой неверный тон разговора, неточные, неконкретные ответы; это и недостаточная разработка темы, малое количество практических примеров из жизни группы.

И как результат – отсутствие согласованности  единства  действий в системе «воспитатель – ребенок – семья».

 Задача воспитателя – серьёзно готовиться к таким мероприятиям. Чтобы обеспечить наиболее эффективное взаимодействие необходимо так, чтобы воспитатель из лектора превратился в партнёра родителей.

Любое родительское собрание должно быть необычно, нетрадиционно, оно должно проходить как праздник, как игра. В этом случае у родителей возникает большое желание присутствовать на нём. Сначала нужно сформировать актив родителей, на первое время это будет родительский комитет. Выстроив актив и доброжелательные отношения между родителями своей группы, можно добиться усиления воспитательного процесса, найти поддержку своим педагогическим начинаниям и творчеству, что в итоге положительно скажется на развитии детей.

Проведение родительского собрания

Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное». Время проведения собрания – 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).

1. Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.

2. Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.

3. В третьей части родительского собрания – «разное»  обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.

По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

Десять правил проведения родительских собраний.

1. Собрание должно запомниться.

2. Собрание должно заставить задуматься.

3. Собрание должно настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.

4. Информационный блок должен быть хорошо подготовлен.

5. В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.

6. На каждого родителя должно хватить времени.

7. Собрание – не лекция и не урок, привлекайте родителей к диалогу.

8. Уважайте свое время и время родителей - собрание не должно длиться более 1ч.  (20 мин.- донести новую информацию,15-20 мин – выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин – индивидуальные вопросы). Индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы, учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения.

9. Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.

10.Будьте изобретательны - проводите каждое собрание по-новому.

Чего не стоит делать на собрании?

- осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.

- сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.

- давать негативную оценку всей группе.

- использовать для общения с родителями назидательный тон.

Как сделать собрание запоминающимся?

Для этого надо:

- приводить интересные факты.

- спрашивать мнение родителей по тому или иному вопросу;

- рекомендовать упражнения, книги, пособия;

- менять формы собраний.

Как настроить родителей на позитивный, конструктивный лад?

Это значит:

- сообщать положительную информацию о группе в целом, хвалить детей за достижения, поведение, поступки;

- приглашать на ближайшие мероприятия и просить помощи и участия;

- всегда поощрять наиболее активных родителей.

- чаще смотреть на аудиторию, обращаться к родителям жестом, взглядом.

Готовясь к собранию, необходимо постараться предугадать, кто из родителей захочет пообщаться индивидуально, учесть это и уделить каждому желающему немного времени и внимания.

Воспитатель или специалист, организующий собрание, должен быть компетентным в разных вопросах семейной педагогики и психологии, образования взрослых.

Признаки успешного проведения собраний-встреч:

- направленность встреч на поддержку и помощь родителям в воспитании детей;

- искреннее выражение педагогами своих чувств, умение управлять ими, внимательность и чуткость к эмоциональному состоянию родителей и других членов семьи, участвующих в собрании;

- способность педагогов ставить перед участниками собрания открытые и закрытые вопросы, фиксировать внимание на главных мыслях, чувствах, предъявляемых участниками; умение перефразировать (проясняя смысл) и обобщать важнейшие высказывания родителей; держать паузу.

- умение педагогов подвести собрание к принятию совместного решения.

Ведущему собрание-встречу педагогу важно научиться:

- уважать права родителей, соблюдать меру, дистанцию и границы диалога;

- верить в уникальность родителей и их способность найти (при незначительной поддержке со стороны) способы решения проблемы;

- эмоционально, словами и жестами, мимикой поддерживать родителей;

- активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях в воспитании ребенка;

- определяя проблему, находиться в контексте рассказа родителей о ребенке; не торопиться с выводами и рекомендациями, а создавать условия для инсайда (показать ситуацию в зеркале своего восприятия, прояснять смысл высказываний, говорить о своих чувствах);

- стремиться к пониманию и совместному решению проблемы.

Формы проведения родительских собраний

         Часто перед педагогами в период подготовки к родительскому собранию встает вопрос: как построить собрание, какую форму для проведения лучше выбрать? Можно использовать только одну форму, можно взять несколько на одном собрании. Что лучше – вы решаете сами. Главное – не переборщить, да и выбранная вами тема собрания должна соответствовать форме проведения.

Собрание в традиционной форме представляет собой встречу родителей с основным докладчиком - воспитателем, а также представителями родительского комитета или узкими специалистами, утратило свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи.  Все шире используются новые, активные формы   работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

В нетрадиционной форме мероприятие может проводиться в незапланированной ситуации, когда возникает необходимость срочно обсудить какой-то серьезный вопрос. Неформальная обстановка способствует более успешному взаимодействию педагогов с родителями, раскрепощению присутствующих, налаживанию контакта. Нетрадиционное родительское собрание может проходить в виде совместных посиделок с чаепитием и даже включать в себя элементы сюжетной игры.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2- вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или враг в воспитании детей?". 

Круглый стол

Проведение собрания в такой форме предполагает наличие стола, не обязательно круглого. Важно, чтобы он был и за ним сидели и педагоги, и родители, и гости собрания. В такой обстановке обычно обсуждают актуальные проблемы воспитания, родители знакомятся друг с другом. Задают вопросы и отвечают на них необязательно педагоги детского сада. Во время такого собрания можно объединять родителей парами или тройками для обсуждения какого-либо вопроса, ситуации.

Конференция

На конференции собираются и педагоги, и специалисты, и родители, которые заранее готовятся к выступлению по одной теме. Каждый выступает со своей точкой зрения, как он видит данную  жизненную ситуацию. Это дает всем причастным к воспитанию детей возможность не только высказываться, но и услышать другого человека, а затем прийти к общему мнению. В результате у родителей накапливаются знания в области воспитания детей и устанавливаются доверительные отношения с педагогами.

Презентация

Такая форма предполагает знакомство с чем-либо или кем-либо. Презентация готовится заранее. Она может сопровождаться показом иллюстраций, фото-, видеоматериалами. Презентацию могут подготовить как родители, так и педагоги.

Родительская газета

Одной из современных форм работы с родителями с учетом уровня их образования, запросов, интересов является газета. Каждый номер посвящается только одной теме, наиболее актуальной на данный период. Газета оформляется с использованием статей родителей, воспитателей, специалистов ДОУ. В ней могут помещаться фотографии, рисунки детей. Газета перед родительским собранием помещается в группе, и все участники периодически обращаются к ней на протяжении мероприятия.

Школа для родителей

В основном такая форма нужна молодым матерям и отцам с целью получения педагогических знаний.

Видеозаписи, слайд-шоу

Просмотр видеофильмов, слайдов обычно очень нравится участникам собрания. Родители эмоционально реагируют на увиденное, появляется много вопросов, реплик, суждений, высказываний.

Благодаря таким формам организации собраний родители почувствуют себя полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса и научатся отвечать за результаты воспитания и обучения ребенка наравне с педагогами детского сада.

Педагогическая лаборатория.

Такие собрания проводятся в начале и в конце года. В начале года воспитатели и родители обсуждают программы воспитания и обучения, обговаривают участие родителей в различных мероприятиях.

Обсудите мероприятия, которые будут проводиться в течение года: интеллектуальные игры, тематические праздники, викторины, спектакли, конкурсы, веселые уроки, спортивные (эстафеты, веселые старты, олимпийские игры). Для каждого мероприятия выбирается инициативная группа, которая вместе с воспитателем будет отвечать за его подготовку и проведение. В начале года определяются количество мероприятий, содержание и др.

В конце года «педагогическая лаборатория» подводит итоги: воспитатель и родители анализируют прошедший год, полученные детьми знания, умения, навыки, достижения и ошибки.

«Читательская конференция»

За две недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, и воспитатель просит родителей прокомментировать то или иное высказывание, затем освещать суть темы и задает вопросы при обсуждении. Наиболее удачный совет, цитату, ответ на вопрос воспитатель помещает на стенд « Копилка родительских советов». Тему собрания можно выбрать, исходя из возрастных особенностей группы, пожеланий родителей или выбрать тему, интересующую всех.

Аукцион.

Родительское собрание проходит в форме предложения полезных советов по выбранной теме.

Лекция – семинар.

Для проведения собрания в форме «лекции – семинара» необходимо определить его тему и ведущего. Ведущими собрания могут быть воспитатель, родители, приглашенные специалисты

Душевный разговор.

Это собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы: агрессивность, проблемы в общении со сверстниками, если ребенок – левша, если он плохо справляется с развивающими заданиями и т.п.

Воспитатель за несколько дней до собрания предупреждает родителей о встрече и просит подготовиться к обсуждению той или иной проблемы. Он читает о проблеме соответствующую литературу, готовится выслушать вопросы родителей и ответить на них.

Мастер – класс.

Это собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер – класс может быть как теоретическим, так и практическим. За две недели до проведения собрания воспитатель предлагает нескольким родителям тему и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка читать, умываться, вести себя в транспорте и др.


Ток – шоу «Есть мнение».

Собрание в форме ток – шоу подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступает воспитатель, родители, можно пригласить и других специалистов. У родителей может быть сходное мнение по обсуждаемому вопросу, но воспитатель предлагает рассматривать проблему, исходя из разных точек зрения, аргументируя их.

Педагогический консилиум.

Это собрание, на котором обсуждаются проблемы воспитания и образования, чтобы выбрать наиболее подходящие методики, игры, занятия, соответствующие разному возрасту детей.

На это собрание следует пригласить методиста, специалистов, работающих в ДОУ.

Рекомендации

по успешному проведению родительского собрания в ДОУ:

1. Активизировать обсуждение с помощью вопросов.

2. Проводить собрание в спокойной форме и дружеской обстановке.

3. Обеспечить присмотр за детьми.

4. Использовать наглядные средства: мултимедийные презентации, магнитофонные записи, выставки, фотографии детей, видео и т.д.

5. Сделать красивые персональные приглашения.

6. Всегда оставлять время для общения родителей между собой.

7. Сообщения должны быть короткими.

8. Оживить собрание шуткой - посмеяться всегда хорошо.

9. Провести собрание как встречу с друзьями.

10. Если кто-то не смог посетить собрание, выразить родителям надежду, что следующая встреча состоится обязательно.

11. Оценить родительское собрание можно с помощью опросного листа или анкеты.

Рекомендации для успешного проведения родительских собраний

 

  • Начинайте учебный год с собрания по вопросам особенностей развития ребенка того или иного возраста.
  • Не спешите сразу «брать родителей в оборот», дайте им осмотреться в группе, пообщаться друг с другом.
  • Прежде всего необходимо установить особую форму общения, которую можно назвать доверительно-деловым контактом.
  • Повестка собрания должна быть разнообразной и интересной.
  • Нужно стремиться к тому, чтобы из каждого сообщения родители узнали как можно больше о жизни детей в группе и об их взаимоотношениях.
  • Особенно важно донести до родителей то, что главную и основную ответственность за воспитание детей несут они, а детский сад лишь помогает им в этом.
  • В основное сообщение включать как теоретические вопросы, так и практические, но преподносить это нужно понятным языком, как можно меньше используя профессиональные педагогические термины.
  • На собрание можно пригласить медицинских работников, специалистов ДОУ. Практика показывает, что это очень нравится родителям.
  • Поощряйте размышления родителей о развитии и достижениях своих детей.
  • Чаще организуйте диалоги с родителями по теме собрания.
  • Побуждайте родителей слушать, поддерживать друг друга.
  • Организационные вопросы должны занимать десятую часть всего собрания.
  • Высказываний педагогов и родителей должно быть поровну.
  • Не давите на родителей своим авторитетом. Чаще обращайтесь с вопросами к родителям. Этим вы активизируете их.
  • Всегда оставляйте время для общения родителей между собой.
  • Не забывайте о юморе. Оживите собрание шуткой, посмеяться всегда хорошо.
  • Используйте наглядные средства: аудио-, видеозаписи, фотографии, слайды, выставки рисунков, поделок и т.п.
  • Не забывайте: к вам пришли друзья, коллеги, а не слушатели доклада или лекции.
  • Терпимее относитесь к некоторым ошибкам родителей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как эффективно провести родительское собрание

Презентация "Как эффективно провести родительское собрание"...

Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы».

Родительское собрание в старшей группе.Воспитатель:Габоева МарианнаАнатольевнаТема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы»....

Конспект родительское собрания в детском саду на тему: «Ребенок и компьютер»

Конспект родительское собрания в детском садуна тему: «Ребенок и компьютер»Уважаемый родители! Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информ...

Консультация для педагогов на тему: «Как правильно организовать коррекционный час в логопедической группе»

Цель :повысить компетентность воспитателей в вопросах организации коррекционного часа с детьми дошкольного возраста, посещающих логопедическую группу...