Кружок "Бумажные фантазии" (оригами)
методическая разработка
Это программа кружка "Бумажные фантазии". Данная программа расчитана на младший школьный возраст. Цель программы: создание условий для самореализации младших школьников в творчестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка | 593.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка "Бумажные фантазии" (оригами)
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Бумажные фантазии» является общекультурной программой художественно-эстетической направленности.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром. Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Значение оригами для развития ребенка
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга.
Занятие оригами учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, а также:
- развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера;
- учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям;
- стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
- знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами;
- развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков;
- развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;
- способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;
- формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Цель программы.
создание условий для самореализации младших школьников в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт своей индивидуальности, повышение эффективности их обучения в школе.
Задачи программы:
Обучающие:
- Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
- Обучение различным приемам работы с бумагой.
- Применение знаний, полученных на уроках труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к искусству оригами.
- Расширение коммуникативных способностей детей.
- Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Бумажные фантазии» (оригами) рассчитана на год (младший школьный возраст.) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 4-5 человек. Кружок «Бумажные фантазии» дети посещают по желанию. Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май.
Методы, используемые на занятиях кружка:
- беседа, рассказ, сказка;
- рассматривание иллюстраций;
- показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям; создавать изделия оригами
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Формирование группы | - | - | 1 |
2 | Знакомство с оригами | 1 | - | 1 |
3 | Знакомство с условными знаками и приёмами оригами | - | 1 | 1 |
4 | Бумага. Учимся складывать и резать | - | 1 | 1 |
5 | Базовая форма «Книжечка» | - | 1 | 1 |
6 | Базовая форма «Треугольник» | 1 | 1 | 2 |
7 | Базовая форма «Воздушный змей» | 1 | 2 | 3 |
8 | Базовая форма «Конфетка» | - | 2 | 2 |
9 | Базовая форма «Дверь» | 1 | 2 | 3 |
10 | Базовая форма «Блинчик» | 1 | 2 | 3 |
11 | Ёлочка. Еловая ветка с игрушками (композиция) | - | 2 | 2 |
12 | Звёздочки | - | 1 | 1 |
13 | Ёжик | - | 1 | 1 |
14 | Неваляшка | - | 1 | 1 |
15 | Дедушка и бабушка (композиция) | - | 2 | 2 |
16 | Волк и колобок | - | 2 | 2 |
17 | Кошка и котёнок | - | 2 | 2 |
18 | Итоговое занятие | - | - | 1 |
19 | Оформление выставки | - | - | 1 |
20 | Итого: | 31 |
Перспективный план
Месяц | Тема | Содержание |
Сентябрь | Формирование группы. Знакомство с оригами. Дом. | Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. Используя базовую форму «Книжечка», изготовить дом. |
Октябрь | Базовая форма «треугольник». Щенок. Петушок. | Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. |
Ноябрь | Базовая форма «Воздушный змей». Композиция «Два весёлых гуся» | Используя новую базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей гусей, соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, создавать коллективную композицию |
Декабрь | Базовая форма «конфетка». Новогодняя открытка. Снежинки. | Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям педагога. Соединять детали в единое целое, мастерить Новогоднюю открытку. |
Январь | Базовая форма «дверь». Кукла. | Познакомить детей с новой базовой формой «дверь». Учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке. |
Февраль | Ёлочка. Еловая ветка с игрушками (композиция) | Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «воздушный змей», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое. |
Март | Базовая форма «блинчик». Цветы для мамы. | Учить детей складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы складывать лепестки цветка, соединять детали, совмещая вершины углов и стороны деталей. |
Апрель | Композиция «Дедушка и бабушка». Волк и колобок. | Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, создавать общую композицию. |
Май | Итоговое занятие | Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. |
Оформление выставки детских работ |
Список используемой литературы
- Афонькин С.В. Оригами и аппликация. - С.-Петербург: Кристалл, 2001. - 173с.
- Корнева Г. В. Поделки из бумаги . - С.-Петербург: Кристалл, 2001. – 98с.
- Оригами. Игрушки из бумаги. Выпуск 3 - Новосибирск: Студия Дизайн ИНФОЛИО, 1995. – 134с.
- Соколова С. Школа оригами. Аппликация и мозаика. – М.: ЭКСМО.
- Тарабарина Т. Оригами и развитие ребёнка. – Ярославль.: Академия развития, 1997.
- Соколова С. В. Оригами для дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 64с., цв. вкл.
- Афонькин С.Ю., Е.Ю. Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким.