Современный школьник, какой он?
статья
Мир быстро меняется. Современные школьники учатся в мире нестабильности,
неопределенности, сложности и неоднозначности. Они растут в эпоху всепроникающих
компьютеров и информационных технологий. В эпоху зарождающейся роботизации
всех сфер жизни и замены неквалифицированного труда машинным. Какие они,
современные школьники? Однозначный ответ на этот вопрос не возможен.
Принципиальны их ценности и среда в которой они живут. Они разные.
В данной статье рассмотрены некоторые факты и описания из значимых по моему мнению источников.
Источники следующие:
1)Международные сопоставительные исследования качества образования PIRLS, TIMSS, PISA.
2)«Голоса поколения. Социальный портрет выпускника Санкт-петербургской
школы. С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина, Санкт-Петербург, СпбАППО, 2013»
3)«Социально-педагогическая оценка качества школьного образования» таблица результатов мониторинга за 2013-2014 год.
4) Исследование Сбербанка. 30 фактов о современной молодежи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_shkolnik._kakoy_on.doc | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный школьник, какой он?
1
Мир быстро меняется. Современные школьники учатся в мире нестабильности,
неопределенности, сложности и неоднозначности. Они растут в эпоху всепроникающих
компьютеров и информационных технологий. В эпоху зарождающейся роботизации
всех сфер жизни и замены неквалифицированного труда машинным. Какие они
современные школьники? Однозначный ответ на этот вопрос не возможен.
Принципиальны их ценности и среда в которой они живут. Они разные.
2
Рассмотрим некоторые факты и описания:
2.1.
Международные сопоставительные исследования качества образования. Место России:
PIRLS-2016(читательская грамотность) Россия заняла 1 место из 50. Далее будем
обозначать 1 из 50.
TIMSS-2015(естественнонаучная грамотность) 4 класс 4 из 47.
TIMSS-2015(естественнонаучная грамотность)8 класс 7 из 39.
TIMSS-2015(математическая грамотность) 4 класс Россия заняла 7 из 49.
TIMSS-2015 (математическая грамотность) 8 класс Россия заняла 6 из 39.
PISA-2015(естественнонаучная грамотность) 32 из 70.
PISA-2015(математическая грамотность) 23 из 70.
PISA-2015(читательская грамотность) 26 из 70.
2.2.
На сайте Кафедры социально-педагогических измерений СПб АППО(socpedmeasuring.ru)
в разделе «Социальный портрет выпускника Санкт-Петербургской школы» размещена
книга «Голоса поколения. Социальный портрет выпускника Санкт-петербургской
школы. С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина, Санкт-Петербург, СпбАППО, 2013», а в
разделе «Социально-педагогическая оценка качества школьного образования»
размещена таблица результатов мониторинга за 2013-2014 год. Данные работы
представляют большой интерес для ответа на вопрос о портрете современного
школьника. Все пересказать невозможно и бессмысленно. Приведу лишь несколько
заинтересовавших меня фактов по данным на 2012-2014 года.
Способностью не поддаваться колебаниям настроения обладают 43 % учащихся.
Сделать устное сообщение (доклад по теме)-могут 48 % учащихся. Часто испытывают
усталость 44,6 %, раздражительность 23,3%, тревожность 16.6%, невозможность
сосредоточиться 14,2% школьников.
Считают что больше половины всего, чему учили в школе не понадобится в жизни
55,6% выпускников.
К числу наиболее значимых элективных курсов выпускники отнесли: «Как достичь
успеха?»(34%); «Как развить свой интеллект?»(21%).
По данным на 2014 год первая 10-ка жизненных ценностей учащихся выпускных
классов в порядке убывания значимости:
Крепкое здоровье. Наличие хороших друзей. Наличие дружной семьи, домашнего
уюта. Интересная работа. Интеллектуальное развитие. Материальное благополучие.
Образование. Карьера, достижение высокого общественного положения. Гармоничные
отношения с близким, любимым человеком. Свобода, личная независимость.
Эмоциональная насыщенность жизни.
2.3.
Исследование Сбербанка. 30 фактов о современной молодежи.
В 2016 году Сбербанк совместно с агентством Validata провел исследование детей и
молодежи в возрасте от 5 до 25 лет. Результаты исследования вышли под названием
«30 фактов о современной молодежи».
Обратили на себя внимание следующие факты из данного исследования(в
произвольном изложении):
Воспринимают краткую наглядную информацию. Средний период концентрации
представителя поколения на одном объекте – 8 секунд.
Взрослые для них не безусловный авторитет
Нет навыка принятия решений.
Не уверены что постепенные усилия ведут к цели и верят в быстрый успех. Считают, что трудности означают, что путь выбран неверный.
Боятся разочаровать родителей. Неправильный выбор для них катастрофа. Чувствуют
растерянность, стоя перед выбором. Нет никаких четких ориентиров, а путь родителей
кажется рутиной и однообразием. Боятся, что взрослая жизнь будет однообразной.
Боятся одиночества и социального несоответствия.
2.4.
Лицемерный тип личности по Лесгафту
На основании «Векторной модели образовательной среды» созданной профессором
Ясвиным В.А. тип личности современного школьника (являющийся результатом
интеграции образовательной среды современной школы и среды обитания)- это
«лицемерный тип» по Лесгафту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имидж современного учителя. Какой он?
Глубокие изменения, происходящие в общественной структуре, экономических, социальных и культурных процессах, модернизация образования предъявляют новые требования к качеству подготовки будущего ...
Эссе "Современный педагог. Каков он?"
Эссе "Современный педагог. Каков он?" к муниципальному этапу областного профессионального конкурса "Педагог года Подмосковья - 2012"...
Современный урок- каким он должен быть в условиях нового государственного стандарта?
Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускнико...
Презентация к уроку "Современная молодежь. Какие у нее проблемы?"
Данная презентация может быть использовану к урокам немецкого языка по теме "Проблемы молодежи". Учителем использовалась на уроке "Современная молодежь России и Германии. Какие у нее проблемы?"...
Современный урок... Какой он?
Что такое урок знает каждый учитель. А вот что такое современный урок? На данный вопрос ответят выдающиеся педагоги: В. Сухомлинский, С. А. Соловейчик и моя презентация....
Эссе " Школьник. Какой он сегодня?"
Эссе- рассуждение о том, каким стал сегодня современный ученик в условиях перехода школы на новые стандарты. Легко ли быть учеником новой школы?...