Современный школьник, какой он?
статья

Николаенко Алексей Юрьевич

Мир быстро меняется. Современные школьники учатся в мире нестабильности,

неопределенности, сложности и неоднозначности. Они растут в эпоху всепроникающих

компьютеров и информационных технологий. В эпоху зарождающейся роботизации

всех сфер жизни и замены неквалифицированного труда машинным. Какие они,

современные школьники? Однозначный ответ на этот вопрос не возможен.

Принципиальны их ценности и среда в которой они живут. Они разные.

В  данной статье рассмотрены некоторые факты и описания из значимых по моему мнению источников.

Источники следующие:

1)Международные сопоставительные исследования качества образования PIRLS, TIMSS, PISA.

2)«Голоса поколения. Социальный портрет выпускника Санкт-петербургской

школы. С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина, Санкт-Петербург, СпбАППО, 2013»

3)«Социально-педагогическая оценка качества школьного образования» таблица результатов мониторинга за 2013-2014 год.

4) Исследование Сбербанка. 30 фактов о современной молодежи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_shkolnik._kakoy_on.doc18 КБ

Предварительный просмотр:

Современный школьник, какой он?

1

Мир быстро меняется. Современные школьники учатся в мире нестабильности,

неопределенности, сложности и неоднозначности. Они растут в эпоху всепроникающих

компьютеров и информационных технологий. В эпоху зарождающейся роботизации

всех сфер жизни и замены неквалифицированного труда машинным. Какие они

современные школьники? Однозначный ответ на этот вопрос не возможен.

Принципиальны их ценности и среда в которой они живут. Они разные.

2

Рассмотрим некоторые факты и описания:

2.1.

Международные сопоставительные исследования качества образования. Место России:

PIRLS-2016(читательская грамотность) Россия заняла 1 место из 50. Далее будем

обозначать 1 из 50.

TIMSS-2015(естественнонаучная грамотность) 4 класс 4 из 47.

TIMSS-2015(естественнонаучная грамотность)8 класс 7 из 39.

TIMSS-2015(математическая грамотность) 4 класс Россия заняла 7 из 49.

TIMSS-2015 (математическая грамотность) 8 класс Россия заняла 6 из 39.

PISA-2015(естественнонаучная грамотность) 32 из 70.

PISA-2015(математическая грамотность) 23 из 70.

PISA-2015(читательская грамотность) 26 из 70.

2.2.

На сайте Кафедры социально-педагогических измерений СПб АППО(socpedmeasuring.ru)

в разделе «Социальный портрет выпускника Санкт-Петербургской школы» размещена

книга «Голоса поколения. Социальный портрет выпускника Санкт-петербургской

школы. С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина, Санкт-Петербург, СпбАППО, 2013», а в

разделе «Социально-педагогическая оценка качества школьного образования»

размещена таблица результатов мониторинга за 2013-2014 год. Данные работы

представляют большой интерес для ответа на вопрос о портрете современного

школьника. Все пересказать невозможно и бессмысленно. Приведу лишь несколько

заинтересовавших меня фактов по данным на 2012-2014 года.

Способностью не поддаваться колебаниям настроения обладают 43 % учащихся.

Сделать устное сообщение (доклад по теме)-могут 48 % учащихся. Часто испытывают

усталость 44,6 %, раздражительность 23,3%, тревожность 16.6%, невозможность

сосредоточиться 14,2% школьников.

Считают что больше половины всего, чему учили в школе не понадобится в жизни

55,6% выпускников.

К числу наиболее значимых элективных курсов выпускники отнесли: «Как достичь

успеха?»(34%); «Как развить свой интеллект?»(21%).

По данным на 2014 год первая 10-ка жизненных ценностей учащихся выпускных

классов в порядке убывания значимости:

Крепкое здоровье. Наличие хороших друзей. Наличие дружной семьи, домашнего

уюта. Интересная работа. Интеллектуальное развитие. Материальное благополучие.

Образование. Карьера, достижение высокого общественного положения. Гармоничные

отношения с близким, любимым человеком. Свобода, личная независимость.

Эмоциональная насыщенность жизни.

2.3.

Исследование Сбербанка. 30 фактов о современной молодежи.

В 2016 году Сбербанк совместно с агентством Validata провел исследование детей и

молодежи в возрасте от 5 до 25 лет. Результаты исследования вышли под названием

«30 фактов о современной молодежи».

Обратили на себя внимание следующие факты из данного исследования(в

произвольном изложении):

Воспринимают краткую наглядную информацию. Средний период концентрации

представителя поколения на одном объекте – 8 секунд.

Взрослые для них не безусловный авторитет

Нет навыка принятия решений.

Не уверены что постепенные усилия ведут к цели и верят в быстрый успех. Считают, что трудности означают, что путь выбран неверный.

Боятся разочаровать родителей. Неправильный выбор для них катастрофа. Чувствуют

растерянность, стоя перед выбором. Нет никаких четких ориентиров, а путь родителей

кажется рутиной и однообразием. Боятся, что взрослая жизнь будет однообразной.

Боятся одиночества и социального несоответствия.

2.4.

Лицемерный тип личности по Лесгафту

На основании «Векторной модели образовательной среды» созданной профессором

Ясвиным В.А. тип личности современного школьника (являющийся результатом

интеграции образовательной среды современной школы и среды обитания)- это

«лицемерный тип» по Лесгафту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имидж современного учителя. Какой он?

Глубокие изменения, происходящие в общественной структуре, экономических, социальных и культурных процессах, модернизация образования предъявляют новые требования к качеству подготовки будущего ...

Эссе "Современный педагог. Каков он?"

Эссе "Современный педагог. Каков он?" к муниципальному этапу областного профессионального  конкурса "Педагог года Подмосковья - 2012"...

Современный урок- каким он должен быть в условиях нового государственного стандарта?

Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускнико...

Презентация к уроку "Современная молодежь. Какие у нее проблемы?"

Данная презентация может быть использовану к урокам немецкого языка по теме "Проблемы молодежи". Учителем использовалась на уроке "Современная молодежь России и Германии. Какие у нее проблемы?"...

Современный урок... Какой он?

Что такое урок знает каждый учитель. А вот что такое современный урок? На данный вопрос ответят выдающиеся педагоги: В. Сухомлинский, С. А. Соловейчик и моя презентация....

Эссе " Школьник. Какой он сегодня?"

Эссе- рассуждение о том, каким стал сегодня современный ученик в условиях перехода школы на новые стандарты. Легко ли быть  учеником новой школы?...