Педагогическая конференция 2020
статья
Проблема усвоения знаний давно стала важной у педагогов. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.
Мы живём и работаем в период инноваций. Для деятельности учителя сегодня представлен широкий выбор эффективных методов и приёмов, позволяющих повысить качество обучения, активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать критическое мышление.
Актуальность исследования заключается в том, что необходимость в реализации эколого-краеведческого подхода в школьном курсе географии обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, который пронизан идеями формирования экологически грамотной, ответственной личности выпускника школы. В настоящее время так же возрастает и роль дистанционного обучения в учебно-воспитательном процессе, что связано с цифровизацией всех сфер жизни и деятельности общества, и особенно образования. В настоящее время в школьных программах на изучение эколого-краеведческого компонента, предусмотрено от 2 – 6 часов в курсе «География России», в то время как краеведческий компонент должен изучаться в полном объеме, вследствие этого учителям географии приходится искать пути решения сложившейся ситуации, мы предлагаем реализовывать эколого-краеведческий подход, средствами дистанционных технологий.
В результате анализа актуальности темы исследования, мы столкнулись с противоречием: между необходимостью реализации эколого-краеведческого подхода в географическом образовании, в частности при изучении курса «География России» и недостаточной разработанностью методических рекомендаций и диагностических материалов для учителей и учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_konferentsii_2020.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменская школа»
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА В КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» СРЕДСТВАМИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Малышев Александр Николаевич,
учитель истории и географии,
педагогический стаж 24 года,
1-я квалификационная категория
с. Каменки, 2020
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………...........3
2. Методологические и психолого-педагогические основы реализации эколого-педагогического подхода…………………………………………………………4
3. Реализация эколого-краеведческого подхода в школьном курсе «География
России»…………………………………………………………………………….
4. Педагогический эксперемент……………………………………………..…...6
5. Заключение………………………………………………..................................7
6. Список литературы………………………………………………………….....7
1. Введение
Проблема усвоения знаний давно стала важной у педагогов. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.
Мы живём и работаем в период инноваций. Для деятельности учителя сегодня представлен широкий выбор эффективных методов и приёмов, позволяющих повысить качество обучения, активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать критическое мышление.
Актуальность исследования заключается в том, что необходимость в реализации эколого-краеведческого подхода в школьном курсе географии обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, который пронизан идеями формирования экологически грамотной, ответственной личности выпускника школы. В настоящее время так же возрастает и роль дистанционного обучения в учебно-воспитательном процессе, что связано с цифровизацией всех сфер жизни и деятельности общества, и особенно образования. В настоящее время в школьных программах на изучение эколого-краеведческого компонента, предусмотрено от 2 – 6 часов в курсе «География России», в то время как краеведческий компонент должен изучаться в полном объеме, вследствие этого учителям географии приходится искать пути решения сложившейся ситуации, мы предлагаем реализовывать эколого-краеведческий подход, средствами дистанционных технологий.
В результате анализа актуальности темы исследования, мы столкнулись с противоречием: между необходимостью реализации эколого-краеведческого подхода в географическом образовании, в частности при изучении курса «География России» и недостаточной разработанностью методических рекомендаций и диагностических материалов для учителей и учащихся.
2. Методологические и психолого-педагогические основы реализации эколого-краеведческого подхода
Реализация эколого-краеведческого подхода в курсе «География России» средствами дистанционных технологий, будет эффективна при решении нескольких задач.
Решая, первую задачу нами были выявлены методологические и психолого-педагогические основы реализации эколого-краеведческого подхода в обучении географии через дистанционные технологии.
Прежде чем разобраться в сущности эколого – краеведческого подхода мною были рассмотрены следующие понятия в географическом образовании, обратите внимание, на формулировку каждого из них:
Краеведение, рассматривается, как изучение, а школьное географическое краеведение уже, как педагогический процесс, экологическое образование, трактуется, как формирование, а школьное экологическое краеведение – междисциплинарный педагогический процесс.
Для того чтобы реализовать эти 4 взаимосвязанных между собой компонента географического образования, целесообразно использовать эколого-краеведческий подход, который является междисциплиннарным между краеведением и экологическим образованием.
Реализация эколого–краеведческого подхода в школьном географическом образовании представлена, как правило, двумя формами обучения: урочная и внеурочная, которые в свою очередь предполагают под собой использование ряда методов и технологий. Дистанционные технологии из всех выше перечисленных являются наиболее подходящими для реализации эколого-краеведческого подхода, в виду ограниченного количества времени на его реализацию, т.к. в сравнении с другими имеют значительные преимущества:
Универсальность, заключается в том, что дистанционные образовательные технологии могут объединять в себя ряд технологий в одну, через дистанционные технологии мы можем использовать: технологии проектов, критического мышления, проблемного обучения, портфолио и многие другие.
Актуальность прослеживается, не только в виду того, что в условиях пандемии мы были вынуждены перейти на дистанционное обучение, но и виду постепенного внедрения ДОТ в образование через: дистанционные курсы, проекты, модули обучения и конкурсы. Цифровизация общества, диктует нам использование дистанционных технологий, т. к. встретить в современном мире человека, не являющимся ИКТ – компетентными становится все сложнее и сложнее.
Популярность. Дистанционные образовательные технологии набирают все большую популярность и спрос среди участников образовательного процесса, т.к. соответствуют современным тенденциям, таким как: создание виртуальной (цифровой) среды, которая является привычной для современных подростков и является одним из способов привлечения интереса обучающихся к изучаемому предмету.
Открытость и доступность. Обеспечение равных возможностей получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучающегося.
Гибкость. Изучение материала происходит в свободное время, в удобном месте и темпе.
3. Реализация эколого-краеведческого подхода в школьном курсе «География России» (8 класс)
Решая третью задачу, опираясь на школьную программу по географии для 8 класса, была разработана система уроков дистанционного модуля Эколого-географическое краеведение. В каждой из тем, где подразумевается реализация краеведческого подхода, были включены компоненты краеведческого содержания. Суть заключается в том, что все темы реализуются дистанционно средствами разнообразных методов и технологий. Для обеспечения учебного процесса использовал разные виды дистанционного обучения: видеоконференции, аудиоконференции (обмен звуковой информации на цифровых и аналоговых средствах связи), видеолекции, занятия в чате, веб-уроки. В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений. Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами. При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.
Образованные программы имеют в своём составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Ученики являются свидетелями происходящих на экране стихийных явлений природы.
На уроке закрепления использую тренажёр, позволяющий осуществить контроль за усвоением изученного материала, интерактивные тесты и тренинги.
Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу Microsoft Office Power Point. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.
С помощью Microsoft Office Word составляю логические схемы – конспекты. На схемах используется простейший прием выделения различных элементов (разная форма элементов, разный вид и цвет шрифта), что позволяет детям без особого труда познакомиться, во-первых, с явлением а, во-вторых, проследить четкие причинно-следственные связи данного явления.
Хотелось бы так же отметить, что задания, представленные в дистанционном модуле, не оторваны от уроков в классе и имеют связь: в виде проверки заданий, обсуждений, объяснений, дискуссий, сдачи работ.
Широко использую тестовые задания как средства контроля результатов обучения, которые составляю сама с помощью программы My Test и тестовые задания, имеющиеся в мультимедиа-учебниках. Выполняя такую работу, учащиеся учатся давать оценку работы других обучающихся и самооценку своей работы. Для составления тестов использую и программу Microsoft Power Point.
4. Педагогический эксперемент
Решая четвертую задачу, был проведен педагогический эксперимент. Цель: определить уровень сформированности эколого-краеведческих знаний и умений, обучающихся в курсе «География России» (8 класс). Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий, контролирующий. Для проведения входной и итоговой диагностики были разработаны контрольно-измерительные материалы. Оказав педагогическое воздействие, были получены следующие данные, по результатам входной диагностики. Преобладающий уровень сформированности эколого-краеведческих знаний и умений, как в 8А и в 8Б классе находится на низком уровне. По результатам итоговой диагностики, были получены следующие результаты. Уровень сформированности эколого-краеведческих знаний и умений значительно возрос. Проанализировав данные итогового тестирования и сравнив результата в 8А и 8Б классе, можно увидеть, что уровень сформированности эколого-краеведческих знаний и умений в 8А классе и в8 Б классе значительно отличается. В 8А классе уровень значительно выше. Это говорит нам о томе, что реализация эколого-краеведческого компонента средствами дистанционных технологий более эффективна, чем его изучение в рамках уроков географии за ограниченное количество времени.
5. Заключение
Завершая свое выступление, хотелось бы сказать, что, исходя из проведенного исследования, поэтапно решая поставленные задачи, можно сделать вывод, что эколого-краеведческий компонент является одним из важнейших в содержании географического образования, а дистанционные технологии являются одним из эффективных средств его реализации, что позволяет изучать его в полном объеме. Наряду с этим дистанционное образование можно назвать не только эффективным, но и незаменимым средством в привлечении разнообразных видов заданий по географии.
6. Литература
1. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007. - N 3.
2. Балашова Ю. В. Особенности личностного развития студентов при дневном и дистанционном обучении // Среднее профессиональное образование. - 2009. - N 6.
3.Васильев В. Дистанционное обучение : деятельностный подход // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2004. - N 2.
4.Дячкин О. Д. Опыт разработки методики компьютерного обучения географии// Открытое и дистанционное образование. - 2009. - N 4.
5.Лебедев В. Э. Опыт использования электронного образовательного ресурса по географии // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2009. - N 8.
6. Топунова М. К. Оценка качества знаний учащихся при дистанционном обучении в системе образования // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2012. - № 2
7. Чошанов М. А. Обучающие системы дистанционного образования // Школьные технологии. - 2011. - N 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта участия в конкурсе педагогического мастерства "Мир в твоих руках" в номинации "Учитель года" (выступление на педагогической конференции)
Всем тем, кто хочет попробовать себя в конкурсе педагогического мастерства в номинации "Учитель года", кто побаивается или сомневается, кто интересуется и хочет узнать побольше о данном конкурсе помож...
Выступление на педагогической конференции. Развитие педагогического потенциала как фактора обновления качества образования.
О технологии повышения качества образования по истории....
Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"
Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...
Выступление на августовской конференции 2020 год "Организация Воспитательной работы в школе"
Органзация воспитатеьной работы в школе...
Фестиваль педагогического мастерства 2020 год. Программа общеразвивающая "Хоровое пение "3 года обучения преподаватель Владимирова Розалия Талгатовна с. Сафакулево 2020 г.
Программа "Хорового пения" срок обучения 3 года. 1. Цели,задачи программы.2. Требования к уровню подготовки выпусников.3. Критерии оценки.4.Форма и содержании итоговой аттестации.5. Гра...
Статья «Эмоциональный интеллект как инструмент творческого развития» в сборнике педагогических и управленческих практик, представленных в рамках августовской педагогической конференции 2021 года. -Изд-во: управление образования администрации Балтийского о
Статья «Эмоциональный интеллект как инструмент творческого развития» в сборнике педагогических и управленческих практик, представленных в рамках августовской педагогической конференции 202...
Выступление на Межрайонной педагогической конференции «Качественное образование через эффективные управленческие педагогические практики»
Выступление по дополнительному образованию "Допонимание как способ повышения качества итоговой аттестации"...