Упражнения для СМГ
материал по физкультуре

Таланова Галина Васильевна

       Дети и подростки, которые перенесли какое-либо заболевание нередко возникшее вследствие недостаточной двигательной активности особенно нуждаются в занятиях физической культурой причем не только для полноценного развития, но и в лечебно-профилактических целях, для сохранения и укрепления здоровья, нарушенного перенесенным заболеванием. Повсеместная организация занятий с ними должна стать постоянной заботой школ совместно с органами здравоохранения.

      К специальной медицинской группе относятся учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера,  требующие ограничения  физических нагрузок. Одной из острых проблем системы общего образования является ухудшение состояния здоровья школьников. Организация и проведение занятий с учащимися, отнесенным к СМГ, намного сложнее, чем со здоровыми, и предъявляет к педагогам и медицинским работникам большие требования. Это учащиеся из разных групп, разного возраста, пола, страдающие различными заболеваниями и психологически не готовы к занятиям физкультурой.

      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заболевания опорно-двигательного аппарата

Противопоказаны: упражнения с гантелями в и.п. стоя, прыжки и подскоки с гантелями, бег более 100 м, прыжки, акробатика, упражнения в наклон, перенос тяжести. При плоскостопии – упражнения на внутреннем своде стопы, прыжки через гимнастические предметы, в длину и высоту.

При болезни Шейермана – Мау, раннем остеохондрозе, сколиозе, компрессионном переломе позвоночника, остеохондропатии  исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений:

И.п. для укрепления мышц туловища, при котором возможна максимальная разгрузка позвоночного столба по оси и исключается влияние угла наклона таза (положение лежа на спине, на животе, стоя в упоре на коленях).

В и.п. стоя в упоре на коленях достигается провисание позвоночного столба, умеренное растягивание его.

Рекомендованы упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета в сочетании с упражнениями, способствующими исправлению имеющихся дефектов осанки, обязательно занятия УГГ, упражнения с резиновыми бинтами, гимнастической палкой, надувными мячами, с гантелями в положении лежа, занятия на тренажерах с малым напряжением в положении лежа, полулежа.

 Используются различные общеразвивающие упражнения (при обязательном сохранении правильного положения тела), упражнения в равновесии и координации, плавание стилем «брасс»,  а также игры, условия которых предусматривают соблюдения правильной осанки:

  1. тренировка перед зеркалом
  2. взаимоконтроль занимающихся
  3. принятие правильной осанки и исправление дефектов у стены, когда к мышечно-суставным ощущениям прибавляются тактильные при соприкосновении со стеной
  4. исправление дефектов осанки по указанию педагога

При плоскостопии рекомендованы: ОРУ сочетать со специальными для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с постепенным увеличением нагрузки на стопы (захватывание мелких предметов пальцами стоп и их перекладывание, катание подошвами палки, ходьба вдоль и поперек палки и др. Упражнения для укрепления мышц, удерживающих свод стопы (по канату, ходьба на наружном своде стопы, на носках, по шипованному резиновому коврику, плавание с ластами). Использование специальных приспособлений (ребристые доски, скошенные поверхности..) для исправления положения пятки; ношение специальных ортопедических стелек и обуви.

        Кроме этого педагог дает комплекс специальных упражнений на дом в виде домашних заданий.



Предварительный просмотр:

Примерный комплекс корригирующих

 физических упражнений

  1. Ходьба на носках, руки вверх «в замок», ноги в коленях не сгибать, ладони вверх.
  2. Ходьба на пятках, руки на поясе, локти отведены назад.
  3. Ходьба на наружном своде стопы, руки на поясе, локти отведены назад, голова прямо.
  4. Обычна ходьба со сменой направления. Рывки руками перед грудью в ходьбе.

И.п. – стоя – ноги вместе, руки внизу.

  1. Поднять руки вверх, посмотреть на руки, отставить правую ногу на носок, живот подтянуть, вдох, вернуться в и.п. – выдох. То же с другой ноги.
  2. Руки согнуты к плечам, наклон вперед, ноги в коленях не сгибать, голова прямо, руки тянуть вперед, выдох; на вдохе - и.п.
  3. Стоя пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. Приседание, руки вперед, спина прямая, 4-5 раз.
  4. Руки к плечам, круговые вращения рук в плечевых суставах, движение вперед и назад.

        И.п - лежа - на животе.

1. Руки вытянуть вперед, упражнение «змейка», потянуться, делая вдох, расслабиться на выдохе, 4-5 раз.

2. Упражнение «рыбка», лежа на спине, руки вытянуты вперед, поднять голову, руки и прямые ноги слегка поднять от пола вверх – вдох, на выдохе – опустить. поднимая плечи, ноги согнуты в коленях – вдох, опуститься – выдох. 4-5 раз.

3. Упражнение «лягушонок», руки согнуты у груди, поднять голову, локти отвести назад, поднимая  плечи, ноги согнуты в коленях, - вдох, опуститься - выдох. 4-6 раз.

4. Упражнение «лодочка», руки вперед в «замок», поднять голову, плечи, руки поднять вверх, слегка поднимая прямые ноги вверх. 4-6 раз.

  1. Упражнение «ласточка», руки вдоль тела, поднять голову, плечи и руки, ноги, слегка приподнимая от пола, развести в стороны - вдох, вернуться в и.п – выдох.
  2. Упражнение «змейка», см упражнение №1.


Предварительный просмотр:

                    Приложение 1

Упражнения для формирования правильной осанки.

  1. «Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед.

  1. «Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и идти, как военный на параде: вытягивая носок вперед и ставя ногу на всю ступню.

  1. «Сядьте по-турецки». Сесть на пол, скрестив ноги. Положить обе руки на колени и выпрямить спину.

  1. «Любопытный». Лечь на пол, живот и ноги плотно прижать к полу, руки соединить за спиной в замок. Выгнув грудь, посмотреть вперед, по сторонам, назад. Следить, чтобы двигалась только голова, руки при этом прижимать к телу.

  1. «Ворота». Стать друг к другу, касаясь спинами. Поднять вверх обруч. Маленькими шажками разойтись в противоположные стороны, не отрывая глаз от обруча, и потянуться. Затем такими же маленькими шажками вернуться в и. п. и положить обруч на плечи. Голова при этом оказывается как бы в рамке обруча.

  1. Игра-состязание «Испугавшиеся лошади». Стать спинами друг к другу, взяться за одну и ту же палку и сделать один шаг вперед, плечи при этом опустить вниз, а спину выгнуть дугой. По сигналу тянуть друг друга в противоположные стороны.

  1. Игра-состязание «Перетяни палку». Сесть по-турецки, прислониться друг к другу спинами. В вытянутых вверх руках держать палку. Наклоняясь вперед стараться перетянуть палку в свою сторону. Все это время смотреть на палку.

  1. Игра-состязание «С мешком на спине». Наклониться вперед, положить на спину мешочек с песком или горохом и развести руки в стороны. По сигналу идти вперед до обозначенной черты и назад. Победит тот, кто не даст мешочку упасть со спины.

Приложение 2

Тренировка основных исходных положений

1.Лежа на спине, голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу – приподнимать голову, не отрывая от пола плечи, прижимать к полу поясничный отдел позвоночника так, чтобы между телом и полом не проходила ладонь.

2.Лежа на спине, согнуть правую (левую) ногу в тазобедренном и коленном суставе, захватив ее руками, плотно прижать к полу поясничный отдел.

3.Стоя у стены, принять положение правильной осанки (затылок, лопатки, крестец, икроножные мышцы и пятки должны касаться поверхности стены).

4.Сидя на гимнастической скамье, принять правильную осанку (затылок, лопатки и таз плотно прижаты к стене).

5.Принять правильную стойку у стены, отойти на шаг от стены, сохранив правильную осанку, присесть и затем сделать шаг назад.

6.Стоя спиной к стене, принять правильную осанку, затем последовательно расслабить мышцы плечевого пояса, ног, возвратиться в исходное положение.

7.Из основной стойки, согнуть правую ногу, принять исходное положение и проверить осанку у стены. То же, сгибая левую ногу.

8.Стоя у стены в основной стойке, подняться на носки и продержаться 3-4 сек, вернуться в исходное положение. То же, отходя на шаг от стены.

9.Ходьба с остановками, следя за правильностью осанки.

10.Ходьба с мешочком на голове, перешагивая через предметы, по гимнастической скамье. Следить за правильностью осанки.

 Имитация поз и движений различных животных (начальные классы): слон, петух, летающая птица, свернувшаяся змея, вытянутая змея, еж, виляющая хвостом собака, взъерошенный кот, краб, обезьяна, жираф, рыба,  крокодильчик, лягушка, зайчик, кенгуру, гусеница, ласточка.

Приложение 3

Упражнения для укрепления мышечного корсета.

Упражнения для мышц  шеи

  1. Наклоны головы вперед, назад, в стороны.
  2. Медленные повороты головы в стороны, руки над головой, кисти сцеплены.
  1. Медленные повороты головы в положении наклона назад (прогибаясь в грудной части позвоночника), руки в стороны.
  2. Сцепить пальцы замком сзади на шее, голову слегка наклонить вперед— отвести голову назад с небольшими покачивающими движениями, преодолевая сопротивление рук.

Упражнения для плечевого пояса

  1. Руки вперед (закруглены), кисти касаются друг друга. Отвести левую руку в сторону, правую вверх. Предельно прогнуться назад и посмотреть на кисть правой руки; то же, меняя положение рук.
  2. Руки в стороны. Наклоняя голову назад, кисти повернуть вверх, предельно прогнуться в грудной части позвоночника; то же с поворотами головы вправо и влево (смотреть на кисти).

    3. Круговые движения плечами.

Упражнения для туловища

1. В упоре стоя на коленях поворот туловища направо (налево), отводя правую (левую) руку в сторону до отказа.

2. Повороты туловища в стороны, стоя на коленях, руки в стороны, к плечам, вверх, на пояс; то же, сидя ноги скрестно.

3. В упоре лежа на бедрах прогибание туловища назад.

4. Лежа на бедрах прогнуться, руки вверх, ноги приподнять («рыбка»).

5. Лежа на спине расслабиться, согнуть ноги и сгруппироваться.

6. Лежа на спине, руки за голову, полностью расслабиться; затем напрячь мышцы всего тела, руки вверх (поясничная часть туловища не должна касаться пола).

  1. Лежа на животе, руки вдоль туловища, расслабиться; затем, медленно напрягаясь, приподнять ноги, руки вверх, голова поднята («лодочка»).

Упражнения для ног

                    1.Медленное приседание, руки за голову (вверх, в стороны); то же стойке с        сомкнутыми носками.

              2. Глубокие пружинящие приседания из стойки на носках, ноги врозь.

 3. Из стойки на коленях, руки на пояс, встать в основную стойку и опуститься на     колени, сохраняя вертикальное положение туловища.

             4.Приседание, касаясь руками пяток.

               5.Стойка ноги врозь, руки на пояс. Поворот кругом в стойку, скрести ноги; сесть колени врозь; с поворотом кругом встать в исходное положение.

Приложение 4

Упражнения в равновесии на полу и скамейке:

  • стойка на одной ноге с различными исходными положениями рук, с закрытыми глазами;
  • удержание равновесия на опоре (валик, набивной мяч, скамейка);
  • ходьба по линиям с закрытыми и открытыми глазами, с различными движениями рук, с грузом на голове, по наклонно установленной скамейке под углом 20-30, через предметы, с подбрасыванием и ловлей мяча;
  • ходьба между линиями (ширина 20 см);
  • ходьба по скакалке, натянутой на земле;
  • ходьба по бревну с различными положениями рук, прямо и боком, с поворотами;
  • выполнение статических и динамических упражнений в равновесии на фоне «раздражения» вестибулярного аппарата после:

а)        поворотов и наклонов головы вперед и назад, вправо и влево;

б)        поворотов на 180е, 270е и 360° на месте и в движении;

в)        кружения на месте переступанием или в парах, взявшись за руки:

    г) всевозможных прыжков;

д)        кувырков, перекатов;

е)        движения и позы с затрудненными условиями сохранения равновесия;

ж)        раздельное и смешенное совершенствование анализаторов, обеспечивающих сохранение равновесия (вестибулярного, двигательного).

Приложение 5

Упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы:

-    ходьба скрестным шагом с постановкой стопы на наружную  сторону;

  • ходьба с перекатом стоп с пятки на носок вдоль линии;

-  ходьба с выносом прямой ноги и постановкой на всю ступню;

-  ходьба на носках, на пятках, на наружных сторонах стопы;

-  ходьба по канату, по палке (вдоль), по ребристой доске;

-  катание стопой теннисного мяча;

-  стоя, пальцы ног на палке, пятки на полу – передвижение по палке приставными    

    шагами, сжимая палку пальцами ног;

-  приседание на палке (вдоль с опорой);

-  балансирование на большом мяче, обхватив его ступнями ног;

  • лазание но лестнице вверх и вниз, наступая на рейки серединой стопы;
  • лазание по канату босиком с помощью ног;
  • прыжки через шнур, палку, лежащие на полу, с сомкнутыми ногами:
  • прыжки через скакалку на одной ноге, на двух и двигаясь вперед;
  • захват кубиков и других предметов пальцами ног;
  • сидя - переменное или одновременное сгибание и разгибание стопы, круговое вращение стоп:

-        скользящие движения стопой одной ноги по голени другой из исходного положения «лежа на спине»;

 -  сидя удерживать предмет между стопами, поднимать и сгибать ноги;

      -  потирание и надавливание на подошвы стоп жесткими щетками;

 -  лежа на спине, ноги на ширине стопы – поочередное вытягивание носков стоп с  

     поворотом их внутрь;

  • сидя на полу, ноги вытянуты, стопы параллельно на ширине ладони –

    подошвенное сгибание и разгибание стоп.

Приложение 6

Дыхательная гимнастика

1. Упражнения для овладения полным дыханием:

  • глубокий вдох через нос, выдох через рот. Вдох - на 3. выдох - на 4 счета;
  • вдох и выдох через нос: вдох - на 3, выдох - на 4 счета;
  • обучение грудному и брюшному типу дыхания (в положении стоя - грудному, в положении лежа - брюшному, диафрагмальному).

2. Овладение смешанным типом дыхания (грудобрюшным или полным) в положении «лежа» и «стоя»:

  • дыхание при различных движениях рук (в стороны, вверх и др.);    
  • дыхание при полуприседаниях и приседаниях; дыхание при наклонах  туловища вперед;
  • дыхательные упражнения во время ходьбы с движениями рук вперед, в стороны,
    вверх (обучение координации дыхательного акта с движениями рук);

-        дыхательные упражнения во время быстрой ходьбы. То же во  время бега.

 3. Упражнения для развития носового дыхания:

- легкое поглаживание носа снизу вверх, вокруг глаз и опять к низу носа (повторить 8 раз);

-        постукивание средним пальцем, как молоточком, по носу, дыхание при этом свободное (10-12 легких ударов);

- сморщив нос, собрать его складками вверх;

      - раздуть крылья носа, потом закрыть, сжать их и сделать выдох;

   -        похлопать средними пальцами по ноздрям и сделать полный выдох, слегка погладить нос вверх - вдох;

      - похлопать пальцами по носу справа и слева, затем по лбу и щекам около носа;

      - потереть под носом, по перегородке указательными пальцами, слегка поднимая кончик носа;

      - закрыть левую ноздрю и сделать выдох и вдох правой, затем то же левой: спеть мелодию с закрытым ртом на звук «М».

 Упражнение 3-9 повторяются в среднем по 8 раз.    

Приложение 7

Упражнения в расслаблении.

1.Из исходного положения «лежа»» на спине:

-  Согнуть руки в локтях с упором на них, согнуть ноги в коленях с упором на стопы. Опираясь на локти и стопы, прогнуться, приподнять таз, вернуться в исходное положение, расслабить правую ногу, голень и стопа скользят расслабленно вниз. То же с левой ногой.

-  Руки вдоль туловища, полное произвольное расслабление мышц туловища, конечностей. Все мышцы расслаблены, теплые, отдыхают, ноги тяжелые, теплые, они отдыхают. Руки теплые, тяжелые. Живот расслаблен. Полный, глубокий отдых. Руки вверх - потягивание, возврат в исходное положение.

-  И.П. то же. Согнуть правую ногу в колене, покачать вправо-влево, расслабить ногу. То же с левой ногой.

- То же, руки согнуть в локтях. Встряхнуть кисти рук и расслабленно уронить поочередно правую и левую руку.

-  Правой рукой приподнять за кисть левую руку, встряхнуть ее и расслабленно уронить поочередно правую и левую руку. То же другой рукой.

  • Правой рукой приподнять за кисть левую руку, встряхнуть ее и опустить. То же другой рукой.

-  Расслабленная левая рука свободно падает вдоль туловища. То же  другой рукой.

     2.Из исходного положения «лежа» на животе:

  • Кисть рук под подбородком. Согнуть ноги в коленях, поочередно касаясь пятками ягодиц, расслабить и уронить поочередно правую и левую голень.

-  Полностью расслабить мышцы шеи, спины, рук, ног, учитель проверяет полноту расслабления.

     3.Из исходного положения «сидя»:

  • Сидя на стуле (скамейке), руки спущены вниз вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, откинувшись назад. Наклоняясь вперед, расслабить мышцы шеи, спины, груди, свободно уронить расслабленные руки вдоль туловища.

-  Приподнять обеими руками правую ногу, охватив ее под коленями, расслабить и раскачать правую голень. То же с левой ногой;

-  Руки в стороны, согнуты в локтях. Покачать расслабленными предплечьями и кистями. Проверить полноту расслабления.

     4.Из исходного положения «стоя»:

  • И.п. - основная стойка. Приподнять и уронить плечи («удивиться»).
  • И.п. - то же, поднять руки вверх. Расслабить кисти, расслабить руки в локтях -   кисти к плечам. Расслабить и разогнуть руки вниз вдоль туловища.

- И.п. - то же. При расслаблении наклонить туловище вперед, покачать расслабленными руками.



Предварительный просмотр:

Патология органов зрения

Противопоказаны: упражнения, связанные с силовыми нагрузками и натуживание, прыжки с разбега, кувырки, стойка на руках и голове, футбол, баскетбол, хоккей, борьба, игры с мячом, акробатика, спортивная гимнастика.

Рекомендовано: закаливание, бег, ходьба на лыжах, плавание, езда на велосипеде.

Упражнения на пространственную ориентацию, точность движений, динамическое равновесие, гимнастика для глаз, ОРУ, дыхательные, корригирующие упражнения, упражнения для наружных и внутренних мышц глаз, упражнения на расслабление мышц конечностей.

Примерный комплекс физических упражнений при миопии

  1. посмотреть в потолок, без движения головой и телом, затем прямо на пол.
  2. перемещать глаза  из стороны  в сторону, отводя их в сторону насколько возможно без движения головы.
  3. перемещать глаза к правому верхнему углу комнаты, затем к левому нижнему. Затем с левого верхнего к правому верхнему.
  4. вообразить большой круг перед собой, водить глазами по этой линии, делая полный круг, глаза перемещаются вправо, то же самое влево.
  5. и.п.- сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть глаза на 3-5 сек.
  6. и.п. – сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин.
  7. и.п. – сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 сек. снять пальцы с век.

Упражнения для укрепления цилиарной мышцы

  1. Передача мяча от груди партнеру, стоящему на расстоянии 5 метров. 12-15 раз.
  2. Передача мяча одной рукой от плеча. 7-10 раз.
  3. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой (либо двумя). 8-10 раз.
  4. Броски теннисного мяча об стену в любых вариациях. По 6-8 раз.
  5. Верхняя и нижняя передача волейбольного мяча партнеру. 5-7 мин.
  6. Игра в бадминтон через сетку и без нее. 15-20 мин.
  7. Игра в настольный теннис. 20-25 мин.
  8. Игра в пионербол и волейбол. 15-20 мин.
  9. Удары футбольным мячом по стенке и в квадраты с расстояния 8-10 мин.
  10. Броски мяча в баскетбольное кольцо двумя и одной рукой с расстояния 3-5 м. 12-15 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока.Тема: "Акробатические упражнения, упражнения на фитболах, танцевально - ритмические упражнения, упражнения кроссфита."

Дата проведения:06.02.2014г.     Место проведения:  спортзал МБОУ  Оболенская СОШ  Серпуховского района Подмосковья....

Технические упражнения в спортивном ориентирование(Сборник упражнений по спортивному ориентированию) Методическое пособие

Данная работа предназначена для тренеров по спортивному ориентированию, педагогов дополнительного образования, педагогов- организаторов туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной работы образов...

Консультация для воспитателей "Упражнения для пальцев рук, сопровождающие артикуляционные упражнения"

Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движени...

Комплекс дыхательных упражнений и упражнений для укрепления горла, снятия напряжения.

В данной публикации содержится комплекс упражнений над дыханием, укреплением гортани из "Вокального букваря" (Е.М Пекерской)...

Памятка ГТО.Комплекс упражнений ОФП для учащихся II возрастной ступени ГТО Тестовое упражнение: Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.

Тестовое упражнение: Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.    Тренируемое качество: Сила, силовая выносливость...