Вовлечение общественно-деловых объединений и участие представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления общеобразовательными организациями
материал

Переход России к рыночной экономике значительно изменил экономические и социальные условия жизни российского общества и выдвинул на передний план задачу модернизации и развития экономики страны на основе знаний. Открытость российской экономики, выход предприятий на международные рынки товаров, капиталов и технологий выдвинули на передний план вопросы обеспечения конкурентоспособности продукции, значительно увеличив, тем самым, потребность работодателей в специалистах и работниках высокой квалификации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_sessiyu_shkola_budushchego_s.a.shirinoy.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Вовлечение общественно-деловых объединений и участие представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления

 общеобразовательными организациями

   

Ширина Светлана Анатольевна, директор МБОУ СОШ №19, учитель биологии

         

  Переход России к рыночной экономике значительно изменил экономические и социальные условия жизни российского общества и выдвинул на передний план задачу модернизации и развития экономики страны на основе знаний. Открытость российской экономики, выход предприятий на международные рынки товаров, капиталов и технологий выдвинули на передний план вопросы обеспечения конкурентоспособности продукции, значительно увеличив, тем самым, потребность работодателей в специалистах и работниках высокой квалификации. Конкуренция заставила работодателей повысить требования к фактическим результатам обучения на всех уровнях образования и заявить о необходимости формирования у выпускников новых качеств таких, например, как умение работать в команде, способность самостоятельно учиться, готовность к быстрой смене сферы профессиональной деятельности. Ужесточение требований к квалификации и направлению подготовки выпускников выявило несоответствие образовательных программ многих учебных заведений требованиям работодателей и рынка труда. Прежде качество образования интересовало работодателей только как конечный результат обучения, как уровень подготовки работников и, потому, они не стремились глубоко вникать в работу учебных заведений. Однако дефицит работников высокой квалификации в условиях широкого использования в производстве инноваций, передовых знаний и технологий, формирования и развития глобальных рынков труда, быстрого роста мобильности трудовых ресурсов заставили работодателей активно взаимодействовать с учебными заведениями, участвовать в формировании компетенций выпускников и вникать в вопросы обеспечения качества образования.

Как и прежде, кузницами молодых кадров являются предприятия и организации, которые имеют хорошие условия и возможности для карьерного роста молодых специалистов – выпускников профессиональных учебных заведений. Стремление работодателя «заполучить» специалиста уже в период обучения, обеспечив ему условия для успешного окончания учреждения высшего или среднего профессионального образования, создает долговременную заинтересованность во взаимодействии работодателя, образовательного учреждения и молодого специалиста. Заинтересованность вуза в посредничестве при трудоустройстве выпускников вполне понятна: трудоустройство студентов по специальности и на престижные должности создает дополнительную мотивацию как студентам, так и преподавателям. К тому же часто составляемые сегодня рейтинги учебных заведений в качестве одного из критериев их эффективности, как правило, включают карьерное продвижение выпускников и их занятость в престижных компаниях (национальных и транснациональных) и органах власти. Всё это мы видим в проекте модернизации профессионального образования. А что же в школах?

        В настоящее время в России быстро расширяется практика участия работодателей в образовательной деятельности учебных заведений и оценке качества образования, поскольку работодателям нужны гарантии того, что на рынке труда они смогут найти специалистов нужной квалификации, способных сразу приступить к работе. Работодатели все активнее взаимодействуют с учебными заведениями, участвуя как в формировании заказа на подготовку специалистов нужного им профиля и квалификации, так и в оценке качества содержания и подготовки выпускников. Поскольку в основе заказа и оценки результатов обучения лежат прямые требования работодателей, то заказ и оценка будут выходить за рамки требований государства в сфере образования, которые определяются ФГОС. Таким образом, в настоящее время работодатель становится доминирующим заказчиком и оценщиком качества образования. Следовательно, учебные заведения, разрабатывая и реализуя программы, должны ориентироваться на потребности работодателей и студентов и создавать механизмы, позволяющие непрерывно отслеживать изменения конъюнктуры рынка труда и требований основных потребителей к качеству образования.

В 2007 году школа изучила опыт профессиональных образовательных организаций, где хорошо развито наставничество (работа с начинающими педагогами). Однако в современных динамичных условиях развивается   практика наставничества, которая охватывает   всех. Интересен опыт организаций, в которых наставничество развернуто как широкая практика подготовки и развития кадров, которая охватывает школьников, студентов и педагогов образовательной организации.  Непрерывность технологии наставничества можно рассматривать как ступенчатый рост профессионального самоопределения личности. Руководством филиала «Сургутская ГРЭС-2» было предложено организовать наставничество для школьников (в рамках профориентации на профессию/специальность). Данное сотрудничество началось с 2007 года, с открытия профильных классов.

 1 декабря 2013 г.  было заключено четырехстороннее Соглашение (благотворительный фонд «Надёжная смена», ГБОУ ВПО «Сургутский университет ХМАО-Югры» Политехнический институт, ПАО Юнипро, МБОУ СОШ №19) о сотрудничестве в реализации программы по созданию непрерывной системы подготовки «Школа-ВУЗ-Предприятие» перспективного кадрового резерва для объектов ПАО Юнипро. Основными задачами которого является совместное взаимодействие, направленное на обеспечение всех основных аспектов модернизации образования: формирование стратегии развития образовательной организации; содержание образования, организация образовательного процесса, контроль качества образования; изучение рынка труда; кадровое обеспечение; материально-техническое обеспечение; привлечение дополнительных финансовых средств.

 Таким образом Сургутская ГРЭС-2 косвенно влияет на принятие управленческих решений  участвуя:

-в отборе учащихся в профильный класс;

-в организации олимпиад, конкурсов, конференций, стимулирующих познавательную и научно-практическую деятельность учащихся;

-в выставке «Образование и карьера»;

-в рабочих и экспертных группах;

-организует встречи с учащимися, педагогами, родителями с целью содействия профориентации;

-определяет содержание профориентационной работы и её организационные формы;

-организует экскурсии на предприятие «Сургутской ГРЭС-2» для учащихся профильных классов;

-организует тематические лекции по направлению «Электроэнергетика» для профессиональной ориентации учащихся.

Организация оказывает информационную, организационную и финансовую помощь в предоставлении учащимся профильных классов возможности участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях всероссийского и международного уровней.

В образовательном учреждении пилотный проект был направлен на реализацию технологического профиля по специальностям: «Электротехника» и «КИПиА».    Для учащихся 10 А и 11 А классов были внесены изменения в учебный план школы с целью реализации дополнительных часов по математике, физике и информатике, технологии.

Согласно данной программе учащиеся профильного класса 2 года углубленно изучают физику, информатику, математику, технологию в рамках преподавания «Электротехники» и «КИПиА» (на базе Политехнического института СурГУ» в рамках достигнутого Соглашения). С ними ведется профориентационная работа, им помогают определиться с выбором будущей профессии.

Согласно Соглашению о совместной деятельности между образовательным учреждением и филиалом «Сургутская ГРЭС -2» с 2013 по 2015 год с лучшими учениками энергокласса, набравшими наивысший бал,  энергетическое предприятие  заключало договор    о целевом обучении и оплачивало обучение в ФГАОУ ВПО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» (УрФУ) на факультете «Тепловые электростанции», вручая соответствующие сертификаты с тем условием, что выпускники в будущем придут работать на Станцию.

Вследствие чего за 2013-2018 годы   закончили обучение в ВУЗе 9 выпускников энергокласса, из них - 5 студентов по направлению: «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)», 4 – «Тепловые электрические станции».

На данный момент на станции работают 4 выпускника МБОУ СОШ №19, которые уже закончили обучение за счет средств ПАО Юнипро. Это выпускники первого выпуска энергокласса, которые отучились пять лет в Екатеринбурге, в профильном ВУЗе.  Продолжают обучение в Екатеринбурге три выпускника на пятом курсе, но они уже приняты на работу на СуГРЭС-2   обучаются заочно), и двое ребят, закончивших энергокласс, учатся в Екатеринбурге на 4 и 2 курсах Электротехничсекого факультета.

Развитие профессиональной ориентации обучающихся через укрепление партнерских связей школы с социальными партнерами, прежде всего с промышленными предприятиями и учреждениями среднего-профессионального образования,  позволило достичь следующих результатов:

  • 2015-2016 году на технические специальности поступило 45 % учащихся (обучалось 25 учащихся);
  • 2016-2017 году на технические специальности поступило 69 % учащихся (обучалось 25 учащихся);
  • 2017-2018 году на технические специальности поступило 70% учащихся (обучалось 23 учащихся);
  • 2018-2019 году на технические специальности поступило 70% учащихся (обучалось 18 учащихся).

Таким образом, высококвалифицированные будущие кадры,   можно получить  при совместном взаимодействии с предприятиями, вкладывая определенные средства, что и является социальным партнерством, нацеленным на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников образовательного процесса, построенного на добровольных началах и с полным соблюдением интересов сторон. 

Национальный проект «Образование» по направлениям стратегического развития, установленным Указом Президента России от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», предусматривает целью обеспечение глобальной конкурентоспособности, вхождение российского общего образования в десятку лучших мировых систем, воспитание гармонично развитой личности на основе наших традиций, прежде всего – культурных традиций.

Исходя из этой цели, перед школой встает задача: вовлечь общественно-деловые объединения и представителей работодателей в принятие решений по вопросам управления развитием общеобразовательной организации (кстати, это один из показателей проекта «Современная школа»). Это заставляет нас в нынешних условиях ввести в состав Управляющего совета школы представителей филиала «Сургутской ГРЭС-2» для участия в:

 реализации образовательных программ, как на стадии разработки учебных курсов, так и в процессах формирования предметных компетенций (чтение лекций, проведение мастер-классов и семинаров, практик и др.);

 во внутренней оценке фактических результатов обучения учащихся;

           в независимой внешней оценке программ в качестве экспертов.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар с участием представителей Республики Чувашии

Чувашия Республикасы укытучылары белән очрашуМәгариф бүлегенең 2015-2016 нчы уку елына караган  төбәкара хезмәттәшлек эшчәнлеге, татар теле һәм әдәбияты укытучыларының район метод берләшмә планы ...

Статья. Возникновение науки об управленческих решениях и роль принятия решений в управлении.

Проблема управления является актуальной во все времена, в настоящее время учеными разрабатываются всё новые и новые её аспекты. В статье описаны четыре подхода к управлению. Дан краткий исторический а...

Формирование навыков решения коммуникативной задачи и выработки индивидуального алгоритма принятия решения (problem-solving technique) в рамках технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности

Данная методическая разработка на примере конкретного урока рассмативает основные приемы формирования навыков решения коммуникативной задачи учащимися и выработки ими индивидуального алгорит...

Создание эффективной системы управления образовательной организации через вовлечение общественно-деловых объединений, работодателей и родительской общественности в рамках социального партнерства

Почему именно такая тема? Актуальность данной темы заключается в том, что обеспечение качественного и полноценного образования во многом зависит от эффективности управления образовательной организацие...

Заявка на участие в городском конкурсе творческих работ по вопросам профилактики ПАВ среди обучающихся общеобразовательных организаций г.Смоленска

Заявка на участие в городском конкурсе творческих работ по вопросам профилактики ПАВ среди обучающихся общеобразовательных организаций г.Смоленска...

ПОРЯДОК создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения

ПОРЯДОК  создания, организации работы, принятия решений  комиссией по урегулированию споров  между участниками образовательных отношений и их исполнения...