ОФП
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании кафедры «Согласовано» УТВЕРЖДЕНО
здоровьесбережения зам. директора приказом № ___
Протокол № ___ /Л.И.Коротеева/ «____» 08.2018г.
« ____» 08.2018 г. _____________
Руководитель кафедры «___»______2018г.
Янышевская И.И.
_______________
Рабочая программа
внеурочной деятельности для 5 – 9 х классов
«Курс общей физической подготовки»
Программа разработана в соответствии:
-Рабочие программы по физической культуре, предметная линия учебников А.П. Матвеева 5-9 классы: Москва «Просвещение», 2012. (Стандарты второго поколения).
-Физическая культура. Предметная линия учебников А.П. Матвеева 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А. П. Матвеев. – М. : Просвещение, 2013.
-Матвеев А.П. Уроки физической культуры. Методические рекомендации 5-7 классы: – М. : Просвещение 2013г.
Составитель: Янышевская И.И.
учитель физической культуры,
первая квалификационная категория
2018 г
Пояснительная записка
Развернутое тематическое планирование по внеурочной деятельности «Курс общей физической подготовки (5 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2012 года и на основе учебной программы для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Рабочая программа по физической культуре подготовлена на основании программы « Физическая культура» под общей редакцией А.П.Матвеева в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры (2012) и Минимальными требованиями по подготовке учащихся начальной школы по физической культуре . В программе использованы материалы Примерной программы по физической культуре для учащихся начальной школы (под общей ред. А.П.Матвеева,2011года) и Образовательной программы по физической культуре учащихся 1-11 классов (под общей ред. А.П.Матвеева,2012). Данный курс сопровождается предметной линией учебников под редакцией А.П.Матвеева для 5-х классов «Физическая культура», Москва «Просвещение» 2013 года.
Программа составлена согласно новым стандартам (ФГОС), распределён учебный материал в конструкции основных компонентов двигательной деятельности (упражнения общеразвивающие и тренировочной направленности, ходьба, бег, прыжки, лазанье, подвижные игры, технические действия базовых видов спорта) .
Программа ОФП рассчитана на обучающихся от 10 до 13 лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий, проведение тестирования по физической подготовленности обучающихся и участие в соревнованиях. Предметом обучения для данного возраста является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. Программа является учебно-познавательной и массовой;
Цель программы: оздоровление учащихся путём повышение психической и физической подготовленности школьников к постоянно меняющимся условиям современной действительности
В процессе обучения ребёнок воспринимает информацию – основную и дополнительную, решает определенные задачи, контролирует качество исполнения, вносит коррективы. Особая роль педагога состоит в правильном выборе методов и приёмов обучения, которые должны соответствовать предыдущему опыту учащегося, его знаниям и умениям. Ввиду интенсивности биологического развития ребёнка, к нему необходим индивидуальный подход, который и обуславливает задачи программы:
Образовательные:
- ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
- формировать правильную осанку;
- обучать диафрагмально-релаксационному дыханию;
- изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
- формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.
Развивающие:
- развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
- совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
Воспитательные:
- прививать жизненно важные гигиенические навыки;
- содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
- стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;
- формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Оздоровительные:
- улучшать функциональное состояние организма;
- повышать физическую и умственную работоспособность;
- способствовать снижению заболеваемости.
Общая характеристика курса
Согласно концепции развития содержания образования в области физической культуры, учебным предметом образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связано с совершенствованием физической природы человека. Программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знание о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операционный компонент деятельности) и «физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).
Место учебного предмета в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Курс общей физической подготовки» предназначена для обучающихся 5-х классов с учётом реализации её учителями основной школы, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 10 до 13 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 3 часа в неделю в 5-х классах. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Основы теоретических знаний | 20 | 20 | |
2. | Двигательные действия и навыки | 85 | 85 | |
Итого | 105 | 20 | 85 |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни. Специальная физическая подготовка обучающихся 5-х классов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Результатами освоения программного материала по предмету «физическая культура» оценивается по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее- частное- конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание учебного курса
105 часов
1). Основы теоретических знаний (20 часов).
Правила техники безопасности на занятиях в большом и малом залах, на спортивной площадке, в лесу и на природе. Расположение групп и обучающихся во время занятий.
- Общие сведения о травмах и причинах травматизма. Страховка и самостраховка. Оказание первой медицинской помощи при травмах.
- Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижности суставов.
- Основные правила личной гигиены. Гигиена сна, питания и занятий физическими упражнениями. Пульс, частота дыхания, жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Утомляемость и работоспособность. Врачебный контроль, самоконтроль.
- Гигиеническое значение водных процедур. Правила применения солнечных и воздушных ванн. ЗОЖ. Утренняя гимнастика и ее значение для здоровья и воспитания волевых качеств человека.
- Ознакомление с местами занятий по отдельным видам программы. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований. Гигиена одежды и обуви. Правила пользования спортивным инвентарем и оборудованием.
- Двигательные качества, развиваемые в результате занятий. Название основных гимнастических элементов и упражнений. Спортивная терминология.
2). Двигательные действия и навыки (85часов).
Упражнения для развития гибкости: наклоны с предметами и без предметов; упражнения на растяжение мышц у опоры и на гимнастических матах; упражнения в парах; задания на максимальную амплитуду движений ; акробатические упражнения.
Упражнения на развитие быстроты: челночный бег; бег по 10-30 метров; беговые эстафеты; бег с хода; стартовый разгон; ведение мячей с максимальной скоростью.
Упражнения на ловкость: прыжки с поворотами; перемещения в сочетании с упражнениями; перемещения с предметами; броски; эстафеты с предметами и комбинированными заданиями; полоса препятствий.
Упражнения на выносливость: круговая тренировка; кроссовый бег, интервальный бег; походы многократные повторения заданий и упражнений.
Упражнения на силу: подтягивания в висе; отжимания; упражнения на мышцы брюшного пресса; упражнения на верхний плечевой пояс и мышцы ног у опоры. Упражнения на развитие прыгучести: многоскоки; бег по кочкам; прыжки со скакалкой.
Строевая подготовка. Простейшие команды на месте и в движении; повороты на месте; смыкание и размыкание в шеренге, в колонне; перестроения на месте и в движении. Дистанция, интервал, движение в колонне и фронтальным методом. Исполнительные и предварительные команды.
Легкоатлетические упражнения: беговые упражнения с высоким поднятием бедра и с захлестыванием голени; дриблинг; семенящий бег; прыжки с подскоком, на двух, на одной, с ноги на ногу; многоскоки, прыжковые упражнения правым и левым боком; ходьба в приседе и полуприседе; прыжки "лягушкой"; бег с ускорением.
Гимнастика. Передвижение по гимнастической стене вверх, вниз, горизонтально, спиной к опоре; переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания, переползания; хождение по наклонной скамейке; лазанье по канату в два и три приема; комплексы упражнений избирательной направленности на отдельные группы мышц ;
подтягивания и отжимания; упражнения в равновесии.
Элементы спортивных игр.
Баскетбол. Передвижения; остановки; ведения мяча правой и левой рукой в движении; броски одной и двумя руками с места, ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и сменой мест. Эстафеты с мячами; Подвижные игры "Бросай - поймай", "Выстрел в небо", игра в мини-баскетбол; броски в щит, в кольцо.
Футбол. Передвижение игроков скрестными и приставными шагами; удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и передней частью подъема; " остановка катящегося мяча; ведение мяча между стойками с обводкой стоек; эстафеты с ведением мяча ногами, подвижные игры "Передал - садись"; "Бросок ногой".
Тематическое планирование учебного курса
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудитор- ные | Внеуади- торные | ||||
1 | Правила техники безопасности на занятиях. | 4 | 4 | Закрепление правил техники безопасности. | |
2 | Страховка, предупреждение травм, оказание ПМП. | 3 | 3 | Оказание страховки и ПМП самими учащимися. | |
3 | Сведения о строении и функциях организма человека. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. | 6 | 6 | Изучение строения организма и его функций. | |
4 | Закаливание организма | 4 | 4 | Различные упражнения на закаливание организма. | |
5 | Места занятий, инвентарь и уход за ним. Терминология основных упражнений и действий. | 3 | 3 | Закрепление терминологии основных упражнений и действий. | |
6 | Легкоатлетические упражнения. | 16 | 16 | Разнообразные легкоатлетические упражнения. | |
7 | Подвижные игры и эстафеты. | 45 | 45 | Игры и эстафеты с инвентарём и без. | |
Гимнастика. | 16 | 16 | Разнообразные гимнастические упражнения. | ||
9 | Упражнения ЛФК. | 8 | 8 | Специальные упражнения ЛФК. | |
Итого: | 105 | 20 | 85 |
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение
Учебно-практическое оборудование | |||
Бревно напольное (3 м). Козёл гимнастический. | П П | ||
Перекладина гимнастическая (при- | П | ||
стеночная). | |||
Стенка гимнастическая. | П | ||
Скамейка гимнастическая жёсткая | П | ||
(2 м; 4 м). | |||
Комплект навесного оборудования | П | ||
(перекладина, мишени для метания, | |||
тренировочные баскетбольные щиты). | |||
Мячи: набивной 1 и 2 кг, мяч малый | К | ||
(теннисный), мяч малый (мягкий), мя- | |||
чи баскетбольные, волейбольные, фут- | |||
больные. | |||
Палка гимнастическая. | К | ||
Скакалка детская. | П | ||
Мат гимнастический. | П | ||
Акробатическая дорожка. | |||
Гимнастический подкидной мостик. | Д | ||
Коврики: гимнастические, массажные. | П | ||
Кегли. | |||
Обруч пластиковый детский. | К | ||
Планка для прыжков в высоту. | Д | ||
Стойка для прыжков в высоту. | Д | ||
Флажки: разметочные с опорой. | Д | ||
стартовые. | |||
Лента финишная. | Д | ||
Дорожка разметочная резиновая для | Д | ||
прыжков. | |||
Рулетка измерительная. Набор инструментов для подготовки прыжковых ям. Лыжи детские (с креплениями и палками). Щит баскетбольный тренировочный. Сетка для переноса и хранения мячей. Жилетки игровые с номерами. Волейбольная стойка универсальная. Сетка волейбольная. Аптечка Мегафон Музыкальный центр Аудиозаписи | Д Д К П Д Д К Д Д Д Д Д Д |
Д- демонстрационный экземпляр
К- полный комплект (на каждого ученика класса)
П- комплект, необходимый для работы в группах(один экземпляр на 5-6 человек)
УМК:
- Рабочие программы по физической культуре, предметная линия учебников А.П. Матвеева 5-9 классы: Москва «Просвещени»е, 2012. (Стандарты второго поколения).
- Физическая культура. Предметная линия учебников А.П. Матвеева 5 класс: пособие для учителей общеообразоват. учреждений / А. П. Матвеев. – М. : Просвещение, 2013.
- Матвеев А.П. Уроки физической культуры. Методические рекомендации 5-7 классы: – М. : Просвещение 2013г.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Раздел | Содержание занятий |
1 | Теория (1 ч.) | Беседа: «Физическая культура и спорт». | |
2 | Легкая атлетика (16 ч.) | Бег на короткие дистанции. | |
3 | Бег на короткие дистанции. | ||
4 | Низкий старт, высокий старт. | ||
5 | Старты. Стартовый разгон. | ||
6 | Стартовый разбег. | ||
7 | Финиширование. | ||
8 | Бег на средние дистанции. | ||
9 | Бег на средние дистанции. | ||
10 | Кроссовая подготовка. | ||
11 | Кроссовая подготовка. | ||
12 | Контрольные испытания (3 ч.) | Контрольные испытания. | |
13 | Легкая атлетика (2 ч.) | Подготовка к осеннему легкоатлетическому кроссу. | |
14 | Осенний легкоатлетический кросс. | ||
15 | Специальная подготовка (3 ч.) | Специальная подготовка. | |
16 | Общая физическая подготовка (2 ч.) | Общая физическая подготовка. | |
17 | Общая физическая подготовка. | ||
18 | Баскетбол (13ч.) | Техника безопасности на занятиях баскетболом. | |
19 | Стойки, передвижения в стойках. | ||
20 | Передачи мяча на месте. | ||
21 | Передачи мяча в движении, со сменой мест. | ||
22 | Ведение мяча с изменением направления и скорости. | ||
23 | Броски мяча в корзину, с места. | ||
24 | Броски мяча в корзину, в движении. | ||
25 | Специальная подготовка (1 ч.) | Специальная подготовка. | |
26 | Общая физическая подготовка (1 ч.) | Общая физическая подготовка. | |
27 | Баскетбол (10 ч.) | Броски мяча в корзину, в движении. | |
28 | Финты. Учебная игра. | ||
29 | Психологическая подготовка. Учебная игра. | ||
30 | Подготовка к соревнованиям. | ||
31 | Соревнования по баскетболу. | ||
32 | Соревнования по баскетболу. | ||
33 | Волейбол (26 ч.) | Техника безопасности на занятиях волейболом. | |
34 | Стойки, передвижения в стойках. | ||
35 | Передачи мяча на месте, в движении. | ||
36 | Передачи сверху и снизу двумя руками. | ||
37 | Прием и передача мяча. | ||
38 | Подачи мяча (верхняя и нижняя прямая). | ||
39 | Учебная игра. Тактические действия. | ||
40 | Учебная игра. | ||
41 | Соревнования по волейболу. | ||
42 | Соревнования по волейболу. | ||
43 | Нижняя прямая подача. Учебная игра. | ||
44 | Нижняя прямая подача. | ||
45 | Верхняя прямая подача. | ||
46 | Подачи мяча по зонам. Соревнования по плаванию. | ||
47 | Общая физическая подготовка (1 ч.) | Общая физическая подготовка. | |
48 | Специальная подготовка (4 ч.) | ОРУ с мячами. Специальная подготовка. | |
49 | Специальная подготовка. | ||
50 | Волейбол (1 ч.) | Тактическая подготовка в нападении и защите. | |
51 | Теория (1 ч.) | Беседа: «Гигиена, предупреждение травм, самоконтроль». | |
52 | Волейбол (3 ч.) | Судейская практика. Учебная игра. | |
53 | Общая физическая подготовка (1 ч.) | Общая физическая подготовка. | |
54 | Контрольные испытания (3 ч.) | Контрольные испытания | |
55 | Гимнастика с элементами акробатики (15 ч.) | Общеразвивающие упражнения (с предметами). | |
56 | Общеразвивающие упражнения (с предметами). | ||
57 | Общеразвивающие упражнения. | ||
58 | Гимнастические элементы («мост», стойка на лопатках). | ||
59 | Гимнастические элементы («колесо», перекаты, кувырки). | ||
60 | Гимнастические элементы (полушпагат, шпагат). | ||
61 | Гимнастическая комбинация из освоенных элементов. | ||
62 | Гимнастическая комбинация из освоенных элементов. | ||
63 | Гимнастическая комбинация. | ||
64 | Теория (1 ч.) | Беседа: «Травмы. Оказание первой медицинской помощи». | |
65 | Общая физическая подготовка (1 ч.) | Общая физическая подготовка. | |
66 | Подвижные игры (10 ч.) | Подвижные игры с элементами волейбола. | |
67 | Подвижные игры с элементами волейбола. | ||
68 | Подвижные игры с элементами акробатики. | ||
69 | Подвижные игры с элементами акробатики. | ||
70 | Подвижные игры с элементами баскетбола. | ||
71 | Подвижные игры с элементами баскетбола. | ||
72 | Специальная подготовка (1 ч.) | Специальная подготовка. | |
73 | Общая физическая подготовка(4 ч.) | Общая физическая подготовка. | |
74 | Общая физическая подготовка. | ||
75 | Теория (1 ч.) | Беседа: «Правила соревнований, оборудование, инвентарь» | |
76 | Баскетбол (17 ч.) | Передачи мяча на месте. Броски в корзину. | |
77 | Передачи мяча в движении, со сменой мест. | ||
78 | Ведение мяча с изменением направления и скорости. | ||
79 | Броски мяча в корзину, в движении. | ||
80 | Финты. Учебная игра. | ||
81 | Вырывание и выбивание мяча. | ||
82 | Судейская практика. Правила. Судейство. | ||
83 | Комбинации из освоенных элементов. | ||
84 | Учебная игра. Судейство. | ||
85 | Тактические действия в нападении. Учебная игра. | ||
86 | Тактические действия в защите. | ||
87 | Теория (1 ч.) | Беседа: «Значение физической культуры и спорта». | |
88 | Общая физическая подготовка (8 ч.) | Общая физическая подготовка. | |
89 | Общая физическая подготовка. | ||
90 | Общая физическая подготовка. | ||
91 | Общая физическая подготовка. | ||
92 | Легкая атлетика (15 ч.) | Прыжок в высоту способом «перешагивание». | |
93 | Прыжок в высоту способом «перешагивание». Фазы. | ||
94 | Прыжок в высоту с 7-9 шагов разбега. | ||
95 | Прыжок в высоту на результат. | ||
96 | Низкий старт, высокий старт. | ||
97 | Старты. Стартовый разгон. | ||
98 | Финиширование. | ||
99 | Бег на средние дистанции. | ||
100 | Бег на средние дистанции. | ||
101 | Кроссовая подготовка до 10 мин. | ||
102 | Кроссовая подготовка до 15 мин. | ||
103 | Контрольные испытания (3 ч.) | Контрольные испытания | |
104 | Легкая атлетика (7 ч.) | Прыжок в длину с разбега «согнув ноги». | |
105 | Прыжок в длину с разбега «согнув ноги». Фазы. | ||
106 | Прыжокв длину с разбега «согнув ноги» на результат | ||
107 | Метание малого мяча. | ||
108 | Метание малого мяча на дальность. | ||
109 | Резервный день | Общая физ. подготовка (3 ч.) | Общая физическая подготовка. |
110 | Резервный день | Специальная подготовка (1 ч.) | Специальная подготовка. |