Открытый урок для 6 класса "День народного единства"
план-конспект урока (6 класс)
Предварительный просмотр:
Открытый урок
«День народного единства в России»
( 6 класс)
Оборудование: проектор, экран, репродукции картин Московского Кремля 16-17 веков, памятник Минину и Пожарскому.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте дети! Сегодня мы поговорим с вами о Дне народного единства. Кто знает когда мы справляем этот праздник?(ответ 4 ноября).Правильно,этот праздник мы справляем с вами 4 ноября!А с чем ассоциируется у вас День народного единства?(ответ родина, Россия, объеденение наций).Все вы правы. Все мы любим свою Родину и русские люди во имя ее совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи.А какие пословицы о своей Родине и ее городах вы знаете?
• Без корня и полынь не растет.
• Всяк кулик свое болото хвалит.
• Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.
• Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова.
• Москва всем городам мать.
• Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
Учитель: Ох какие вы молодцы! Но откуда мы с вами всё это знаем? Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Рассмотрим более подробно.
Начало: В начале XVII века на российской земле царил хаос и разруха. Противостояние внутри страны приобрело трагический характер: рвались родственные связи, гибли виновные и безвинные. Усугубляли положение внешние силы, вынашивавшие планы ослабления и подчинения России.
Первое ополчение. Рязань.1611
В эти трагические месяцы огромную роль сыграли посадские и уездные люди, которые взяли инициативу освобождения России и изгнание интервентов в свои руки. В 1611 году в Рязани под руководством Прокопия Ляпунова было создано народное ополчение. Кроме Ляпунова им руководили князь Трубецкой и атаман Заруцкий.
Из-за противоречий между ними и предательства Заруцкого 1-е ополчение распалось.
Второе ополчение. Нижний Новгород.
Россия, по словам современников пребывала «при последнем времени» Казалось, уже не осталось сил для ее возрождения.
Но люди вновь продемон- стрировали свою волю. Осенью 1611 года, усилиями нижегородского старосты Кузьмы Минина было создано Второе ополчение.
Был найден и воевода, не запятнавший себя изменами,- князь Дмитрий Михайлович Пожарский.(портрет которого вы видите на доске).
Начало освобождения Москвы.
В августе 1612 года полки Второго ополчения подошли к Москве
Здесь в районе Новодевичьего монастыря им пришлось вести тяжелые бои с гетманом Ходкевичем.
В решающий момент отрядам Второго ополчения помогли казаки Первого ополчения. Боевое содружество привело к победе над врагом и к объединению всех сил. 25 августа Ходкевич был изгнан из Москвы. Однако не вся Москва была освобождена от захватчиков. Оставались ещё польские отряды полковников Струся и Будилы, засевшие в Китай-городе и Кремле.
Зная, что осажденные поляки терпят страшный голод, Пожарский направил им письмо, в котором предлагал польскому рыцарству сдаться. «Ваши головы и жизнь будут сохранены вам, — писал он, — я возьму это на свою душу и упрошу согласия на это всех ратных людей». На что от польских полковников последовал высокомерный и хвастливый ответ с отказом на предложение Пожарского.
Освобождение.
22 октября 1612 года Китай-город был взят приступом русскими войсками. А на 27 октября был назначен торжественный вход в Кремль войск князей Пожарского и Трубецкого. Когда войска собрались у Лобного места, архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Дионисий совершил торжественный молебен в честь победы ополченцев. После чего под звон колоколов победители в сопровождении народа вступили в Кремль со знаменами и хоругвями. Так завершилось очищение Москвы и Московского государства от иноземных захватчиков.
Памятник.(вы можете видеть на доске)
Памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение, "на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан", а установку приурочить к 200-летию памятных событий.
Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше!
Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.
Память.
16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника — Дня народного единства 4 ноября., в день освобождения Москвы от польских интервентов.
Подводя итог, стоит отметить что в ноябре 1612 года страна была спасена. Спасена самоотверженностью людей, патриотически настроенных представителей разных сословий и народностей, сумевших преодолеть эгоизм и неприятие друг друга в борьбе против общего врага.
Так было в 1612, так было через 200 лет 1812 во время борьбы с Наполеоном, так было во время Великой Отечественной войны в 1941-1945. И так должно быть всегда!
Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.
Спасибо за внимание!
Для справки:
1 День народного единства отмечается в России 4 ноября — дата окончания Смутного времени и освобождения от польских захватчиков в 1612 г.
2 Федор Иванович (1557—1598), последний русский царь из династии Рюриковичей, сын Ивана IV и Анастасии Захарьиной-Юрьевой. В народном сознании оставил по себе светлую память как бого-любивый и милостивый государь.
3 Борис Федорович Годунов (ок. 1552-1605). Выдвинулся во время опричнины; брат жены царя Федора Ивановича, фактически правил государством при нем. Укреплял центральную власть, опираясь на дворянство.
4 Нунций (от лат. шпиш — вестник), постоянный дипломатический представитель Ватикана в иностранных государствах, приравниваемый по рангу к послу.
5 Василий IV Шуйский (1552—1612), из рода суздальских князей, происходивших от Александра Невского. Участник заговора против Лжедмитрия.
6 Племянник царя Василия.
7 Кузьма Минин (1578—1642) — нижегородский гражданин. На другой день после венчания на царство царя Михаила Федоровича (12 июля 1613 г.) пожалован званием думного дворянина, получил в личное владение вотчины. Заседая в думе и живя в царском дворце, Минин пользовался доверием царя. После смерти Минина его вдове и сыну были пожалованы новые вотчины.
8 Князь Дмитрий Пожарский (1578-1641), русский полководец, соратник К.Минина. В 1610 г. назначен воеводой в Зарайск; в 1611 г., участвуя в сражении с поляками, овладевшими Москвой, был ранен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по технологии ." Народное и декоративно-прикладное искусство
Урок дает последовательность выполнения работы по Бисероплетению. Даны основные Способы плетения бисером и пошаговая инструкция выполнения. 1.Способ параллельного плетения. 2.Способ «скрутка»...
Открытый урок "Истоки русской народной песни"
В системе внеурочных комплексных мероприятий познакомить детей и подростков с русскими старинными праздниками, с русскими народными песнями и играми. Развитие ...
конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии
Надеюсь, что данный материал поможет педагогам -хореографам расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...
«Лучший урок, посвящённый Дню народного единства» Тема урока: Государственная символика.
Тема урока: Государственная символика.Цели: Ø познакомить с символикой Российского государства и Республики Татарстан: флагом, гербом, гимном.Ø формировать уважительное отношение к культуре родной стр...
Конкурсная работа на Всероссийский конкурс для учителей общеобразовательных организаций «Лучший урок, посвящённый Дню народного единства»
Цель: Формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к ближнему. Задачи: 1. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. 2. Развивать интерес к народным играм. 3. Формировать...
Единый урок "Я гражданин народного единства!"
Описание единого урока "Я гражданин народного единства!"...
Урок посвященный Дню народного единства «Все мы разные – все мы равные»
Урок посвященный Дню народного единства«Все мы разные – все мы равные»...