Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей обучающихся творческого объединения
материал
Программа
деятельности педагогического работника по выявлению
и развитию способностей обучающихся творческого объединения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vyyavleniya_i_razvitiya_sposobnostey.docx | 112.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………..3
Содержание работы по основным направлениям реализации программы……………………….7
Организация работы с одаренными (талантливыми) детьми в учреждении дополнительного образования…………………………………………………………………………………………….8
Мониторинг возможностей и способностей обучающихся в учреждении дополнительного образования…………………………………………………………………………………………...16
Диагностический инструментарий………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………………………….71
ВВЕДЕНИЕ
Образовательная программа Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области (далее МБУДО ЦДТ) разработана:
- в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), где дается определение образовательной программы: «Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов»;
- в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей № 1725-р;
- в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (пр. Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008);
- в соответствии с Уставом МБУДО ЦДТ;
- в соответствии с основными целями и задачами МБУДО ЦДТ;
Данная образовательная программа МБУДО ЦДТ рассчитана на 2016 - 2019 учебный год.
Реализуя образовательную программу, педагогический коллектив МБУДО ЦДТ исходит, прежде всего, из того, что дополнительное образование детей – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Дополнительное образование детей – это, прежде всего, развивающие образование.
Образование личности - целостный, единый процесс и его специальная педагогическая организация результативна только при целенаправленности на развитие способности человека к самостоятельному, осознанному решению проблем жизнедеятельности.
Образовательный процесс есть нерасчлененное единство обучения и самостоятельной познавательной деятельности, воспитания и самовоспитания, естественного взросления и социализации.
Образовательно-воспитательный процесс носит программный характер и направлен на создание условий для развития детей с учетом их возможностей, способностей и мотивации. Процесс обучения в МБУДО ЦДТ представляет специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач образования, воспитания, развития, социальной адаптации личности.
Образовательная деятельность МБУДО ЦДТ направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся.
Образовательный процесс предусматривает развитие ребенка в процессе активно-деятельностного освоения ценностей культуры. Образовательный процесс в МБУДО ЦДТ предполагает создание пространства многообразных видов деятельности и развивающихся человеческих общностей, обеспечивающих индивидуальности каждого ребенка приобретение новых способностей и совершенствования уже имеющихся у него способностей.
Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей ребёнка, способствующих достижению им успехов в той или иной сфере его деятельности — любых видах творчества, учёбы, спорта и т.д.
Основная работа по выявлению способностей обучающихся в учебных заведениях детей лежит, прежде всего, на тех, кто чаще всего с ними взаимодействует – то есть на педагогах. Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении, причём обучении, заключённом в рамки школьной программы. Вопросы самопознания, специальные методы работы с индивидуальностью детей в государственных школах сведены к минимуму.
Это приводит к тому, что учитель, анализируя успехи ребёнка, может сказать только о его достижениях в изучении предметов школьной программы. Это также накладывает отпечаток на развитие личности обучающегося, способствует образованию у него комплекса неполноценности, низкой самооценки.
Методы и способы выявления наклонностей детей
Наблюдение и анализ – позволяет понять, чем больше всего интересуется ребёнок, какие творческие занятия доставляют ему удовольствия, а к чему он остаётся равнодушен. Здесь нужно быть внимательным к познавательной деятельности детей: как правило, они задают больше всего вопросов о том, что интересует их больше всего.
Игра. Этот способ определения индивидуальных склонностей больше используется на ранней стадии воспитания и обучения – в дошкольных учреждениях. Однако наблюдения за играющими детьми в более поздний период также способны сообщить родителям много интересного. Насколько, например, развиты коммуникативные навыки ребёнка, доставляет ли ему общение со сверстниками удовольствие, какую роль отводит он себе в детском коллективе, есть ли у него задатки лидера?
Консультация специалистов. Если самостоятельные наблюдения и анализ родителей не дали им возможности определить, сферу интересов и способностей детей, то можно обратиться к специалистам. Существует специальные методы (тесты, опросы), которые обеспечивают выявление интеллектуального и творческого потенциала школьников. Конечно, тест можно произвести и самостоятельно, но всё-таки необходимо, чтобы обработкой его результатов занимались профессионалы.
Основная цель программы: выявление и развитие творческих способностей обучающихся в условиях дополнительного образования.
Задачи программы:
- охранение и развитие единого образовательного пространства учреждения дополнительного образования;
- достижение эффективности и высокого качества образования МБУДО ЦДТ;
- стимулирование и поддержка педагогических инноваций
- создание условий для выявления и поддержки одаренных детей, обеспечение их личностной самореализации и самоопределения;
- развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии, коммуникативных навыков воспитанников творческих объединений;
- совершенствование системы управления педагогическим коллективом;
- развитие системы оценки качества образования;
- обеспечение эффективности реализации программы и ее мониторинг.
Основными приоритетными направлениями программы являются:
Повышение разнообразия и качества предоставляемых услуг дополнительного образования в соответствии с потребностями воспитанников и их родителей;
Обновление содержания и технологий, используемых на занятиях в творческих объединениях;
использование новых обучающих систем и педагогических технологий;
развитие творческих способностей детей через различные виды деятельности;
Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования, педагога-психолога.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- обеспечение возможности использования преимущества вариативной системы образования;
- апробация и внедрение в практику работы авторских программ, направленных на художественно-эстетическое, музыкальное, эмоционально-социальное развитие ребенка;
- существенное обновление и укрепление материально-технической базы учреждения дополнительного образования;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии;
- развитие коммуникативных навыков детей, установление контактов между детьми, родителями и педагогами;
- создание условий в учреждении для саморазвития и самореализации воспитанников творческих объединений.
Содержание работы по основным направлениям реализации программы
Направление работы | Содержание работы |
Координационное направление |
|
Диагностическое направление |
|
Кадровое направление |
|
Развивающее направление |
|
Информационное направление |
|
Организация работы с одаренными (талантливыми) детьми
в учреждении дополнительного образования
«Человечество движется вперед благодаря избранным»
Альфред Бине (французский психолог)
Качественный скачок в развитии новых технологий привел к востребованности человека, способного нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно через сохранение и преумножение интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети позволят российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса.
Развитие и поддержка одаренности в настоящее время является актуальной как для учителей общеобразовательных школ, так и для педагогов дополнительного образования. В системе дополнительного образования решение проблемы одаренности имеет свою специфику и должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и творческого роста детей, выявления у них признаков и развития присущих им видов одаренности. Дело ведь не столько в передаче знаний, сколько в формировании среды для того, чтобы ребенок мог углублять эти знания, разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни.
Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Сегодня одаренными называют детей:
- с высоким уровнем творческих способностей;
- с интеллектом выше среднего;
- достигших успехов в определенных областях деятельности(юные музыканты, художники, математики, танцоры);
- хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Детская одаренность делится на явную (мы её сразу замечаем), возрастную (исчезает с возрастом), скрытую (непроявленную).
Степень одаренности:
- первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч;
вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2-3 %;
третья — собственно одаренные (15-25 %);
Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) .
Типы характеров одаренных детей:
1-й тип подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, речевым с хорошим развитием, лидер, фантазер; 2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий, застенчивый, пугливый.
Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающиеся от сверстников: отмечается высокая любознательность и исследовательская активность. Уже в раннем возрасте они способны прослеживать причинно – следственные связи, обладают отличной памятью, их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Чаще всего привлекает их большой словарный запас, способность концентрировать внимание, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
Но наряду с положительными моментами существуют и проблемы одаренных детей:
- неприязнь к школе.
- игровые интересы.
- погружение в философские проблемы.
- несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
Каковы же причины уязвимости одаренных детей :
- стремление к совершенству;
- ощущение неуязвимости;
- нереалистические цели;
- сверхчувствительность;
- потребность во внимании взрослых;
- нетерпимость.
Поэтому нами выбраны приоритетные направления работы с одаренными детьми:
- развитие личности одаренных обучающихся;
- развитие их творческой самостоятельности;
- развитие их коммуникативных умений.
Исходя из этого, для себя мы определили следующие цели работы с одаренными детьми:
- расширение возможностей развития индивидуальных и творческих способностей каждого обучающегося;
- создание условий для развития обучающихся, одаренных в творческом отношении;
- улучшение условий социальной адаптации детей;
- гармонизация отношений в системах «педагог – одаренный обучающийся», «одаренный обучающийся – обучающийся», «одаренный обучающийся – родитель».
Эти цели можно достичь через решение педагогических задач:
- выявлять и развивать возможности одаренных детей в различных областях знаний;
- выбирать рациональные формы управления деятельностью обучающихся;
- осуществлять индивидуализацию обучения;
- реализовывать личностно-ориентированные технологии в практику обучения;
- формировать системность в знаниях обучающихся в различных областях творчества;
- повышать квалификацию педагогических работников, осуществляющих работу с одаренными детьми;
- создавать благоприятную интеллектуальную атмосферу для достижения максимальной самореализации творческих обучающихся.
В нашем учреждении приняты такие критерии одаренности ребенка:
- решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность, ребенок ярко демонстрирует способность к наблюдательности, хорошую память, легко ведет диалог, обладает подражательной способностью;
- в своих действиях ребенок часто опирается на работу фантазии и воображения, что не редко является основным мотивом деятельности;
- речь ребенка отличается повышенной выразительностью;
- показывает стабильные результаты.
Таким образом, одаренным в нашем учреждении мы считаем ребенка, опережающего своих сверстников в развитии, либо выделяющегося среди других детей специальными способностями (музыкальными, художественными, спортивными и т.д.)
Педагогический коллектив Центра детского творчества для себя опередил для использования основные принципы обучения одаренных детей. К ним относятся:
- принцип развивающего и воспитывающего обучения – в соответствии с ним цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств обучающихся;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Цели, содержание и процесс должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности обучающихся. Особенно важно при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой уникальной форме;
- принцип учета возрастных возможностей. Предполагает соответствие содержание образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных обучающихся на разных возрастных этапах.
Опираясь на Федеральную целевую Программу «Дети России», национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», муниципальную ведомственную программу «Одаренные дети» на 2010-2013 годы, проект программы учреждения «Работа с одаренными детьми», локальные акты, Центр детского творчества ведет активную работу по развитию системы поддержки одаренных (талантливых) детей.
Для каждой ступени основного образования дополнительное образование способно предложить свой содержательный модуль, исходя из особенностей целеполагания развития личности в условиях определенного возрастного периода ( рассмотрим на примере нашего учреждения):
- на этапе дошкольного образования – осуществляется предшкольная подготовка в рамках школы раннего развития «Карусель»;
- на этапе начального школьного образования – оказывается помощь в освоении склонностей и способностей ребенка через включение в творческие объединения, деятельность которых осуществляется по четырем образовательным направленностям - художественно-эстетическая, социально-педагогическая, военно-патриотическая, научно-техническая. Для успешного развития одаренности, в учреждении создается насыщенная, эмоционально богатая образовательная среда, через мотивацию к различным видам деятельности;
- на этапе основного общего образования– осуществляется поддержка процесса самоопределения личности: расширение спектра значимых проблем в различных сферах деятельности и приобретение опыта их решения- через вовлечение в проектную деятельность, обучения по специальным образовательным программам с углубленным уровнем(программы для одаренных обучающихся);
- на этапе среднего полного общего образования– происходит сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся, обеспечение и помощь в получении углубленных знаний в выбранном профиле деятельности. В этот период характер образовательной деятельности предполагает выдвижение на первый план творческих и продуктивных знаний, «погружение» в деятельность и моделирование творческих ситуаций.
Отметим некоторые особенности работы с одаренными обучающимися в нашем учреждении. Благоприятная окружающая среда и правильное педагогическое руководство способны превратить «природный дар» в выдающийся талант. Исходя из опыта работы, можно с уверенностью сказать, что с одаренностью детей может справиться любой педагог, если он обладает необходимыми знаниями и уровнем предметной подготовки. Поэтому в учреждении большое внимание уделяется повышению квалификации педагогов - ежегодно планируются и проводятся теоретические и практические семинары по проблеме, все педагоги проходят курсы повышения квалификации, посещают разноуровневые мастер-классы и творческие мастерские.
Нами подобраны рекомендации для педагогов, работающим с одаренными детьми:
Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
Научите обучающихся прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные в других областях и при изучении других предметов.
Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.
Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
Выявление и поддержка наиболее одаренных и талантливых детей стала системной и неотъемлемой частью педагогического сопровождения обучающихся нашего учреждения. Каждому ребенку в Центре предоставляется возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их усвоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Образовательную деятельность каждого детского творческого объединения мы рассматриваем как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей - общих и специальных, личностных качеств и т. д. Это формирует определенные требования к содержанию и методике образовательной и воспитательной работы с детьми.
В обучении одаренных детей в Центре детского творчества приоритетной формой работы является общение ребенка с педагогом, поэтому занятия строятся не в традиционной форме, а виде работы творческих групп, микроколлективов, что дает хорошую возможность каждому ребенку реализовать себя, имея максимум внимания со стороны педагога.
Ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, исследовательские, проектные, в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Ведущим принципом работы с одаренными детьми сегодня в нашем учреждении является принцип предоставления возможностей для предметной творческой деятельности и диагностики собственно одаренности по конечному результату этой деятельности, за определенный период. Предоставление таких возможностей реализуется через конструирование разнообразных форм воспитательно-образовательной деятельности (групповые и индивидуальные занятия, научно-практические конференции, олимпиады, выставки, фестивали, конкурсы и др.)
На занятиях используются технологии обучения и их элементы:
- индивидуальное и дифференцированное обучение;
- интегративный подход;
- технологии кооперативного обучения и творческих мастерских;
- проектное обучение;
- модульная технология;
- технология полного усвоения;
- инновационные компьютерные технологии.
Для одаренных и талантливых детей разрабатываются специальные образовательные программы для раскрытия и реализации их способностей, в которых проектируется маршрут деятельности педагога дополнительного образования, ориентированный на реальное развитие потенциала личности ребенка, следовательно, на развитие одаренности с реальными результатами. Основные подходы к разработке содержания таких образовательных программ: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация.
Среди форм и методов работы широкими возможностями выявления и развития одаренных обучающихся обладают различные выставки, мастер- классы, конкурсы и т.д. Для систематизации и отслеживания результатов и достижений обучающихся используется метод Портфолио на уровне творческого объединения.
Результативность работы с одаренными обучающимися
для учреждения
- Повышение востребованности нашего учреждения у населения и образовательных учреждений поселка и соответственно престижа Центра детского творчества.
- Увеличение количество квалифицированных кадров.
- Создание новых современных образовательных программ, в том числе интегрированных.
- Формирование единого воспитательного пространства , за счет непрерывности образования.
- Формирование команды единомышленников, и как следствие улучшение психологического микроклимата в учреждении.
- для педагогов
- Постоянных поиск, повышение квалификации.
- Сохранность контингента, заинтересованность обучающихся в успехе.
- Престиж работы педагога и учреждения в целом.
- Формирование «субъект-субъектных» отношений между членами педагогического коллектива и педагогов и обучающимися.
- Изменилось отношение обучающихся к изучаемой области знания в лучшую сторону.
- для обучающихся
- Обучающиеся стали активнее на занятиях, развили умения работать самостоятельно более ответственное отношение к обучению в Центре детского творчества.
- Окрепло умение работать в коллективе и отвечать за успех общего результата.
- Развиваются творческие способности, признаками которых являются творческие работы, исследовательские и проектные работы, победы в конкурсах и олимпиадах.
- Повышается положительная мотивация к изучаемой образовательной области знаний
- Создается программа поведения в неопределенных проблемных ситуациях.
Для систематизации работы по этой проблеме, в Центре детского творчества создается банк информационно-методических материалов (памятки, диагностики, методическая продукция по проблеме и т.п.) в помощь педагогам, детям и их родителям. Формируются банк данных «Одаренные дети», отражающий достижения обучающихся в разноуровневых конкурсах и соревнованиях, технических олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности. Ведется работа по формированию «Портфолио» успешности одаренного обучающегося.
Такая система работы с детьми дает свои положительные результаты.
Хочется закончить словами В.А. Сухомлинского: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
Мониторинг возможностей
и способностей обучающихся
МОНИТОРИНГ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УДО
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностик |
1.Интеллектуальные способности | 1. На занятиях все легко и быстро схватывает. | Высокий (качество выражено сильно, выше среднего); Средний (качество выражено средне); Низкий ( качество слабо выражено, либо совсем не выражено) | 10 5 1 | Наблюдение, тестирование, анкетирование |
2.Художественные способности | 1. В своих рисунках и картинах изображает большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков). | Высокий (качество выражено сильно, выше среднего); Средний (качество выражено средне); Низкий ( качество слабо выражено, либо совсем не выражено) | 10 5 1 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
3.Музыкальные способности | 1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них. 2. Хорошо поет, танцует, играет на инструменте. 3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. 4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. 5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо. | Высокий (качество выражено сильно, выше среднего); Средний (качество выражено средне); Низкий ( качество слабо выражено, либо совсем не выражено) | 10 5 1 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
4.Способности к занятию научной работой | 1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно). 3. Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений. 4. Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит). 5. Интересуется актерской игрой. 6. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека. 7. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги. | Высокий (качество выражено сильно, выше среднего); Средний (качество выражено средне); Низкий ( качество слабо выражено, либо совсем не выражено) | 10 5 1 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
5.Литературное дарование | 1. Может легко построить рассказ, начиная с завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта. | Высокий (качество выражено сильно, выше среднего); Средний (качество выражено средне); Низкий ( качество слабо выражено, либо совсем не выражено) | 10 5 1 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
6.Артистический талант | 1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д. | Высокий (качество выражено сильно, выше среднего); Средний (качество выражено средне); Низкий ( качество слабо выражено, либо совсем не выражено) | 10 5 1 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
7.Технические способности | 1. Хорошо выполняет задания по ручному труду. | Высокий (качество выражено сильно, выше среднего); Средний (качество выражено средне); Низкий ( качество слабо выражено, либо совсем не выражено) | 10 5 1 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
8.Способности к спорту | 1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым. | Высокий (качество выражено сильно, выше среднего); Средний (качество выражено средне); Низкий ( качество слабо выражено, либо совсем не выражено) | 10 5 1 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
КАРТА СПОСОБНОСТЕЙ
Творческое объединение __________________________________________
Ф.И.О. педагога _______________________________________
Год обучения __________________________________________
Группа | |||||||||||||||
Уровни сформированности УУД: Красный – высокий уровень Синий – средний уровень Зеленый – низкийй уровень | Фамилия, имя учащегося | ||||||||||||||
I. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ: | |||||||||||||||
II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ: | |||||||||||||||
III. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ | |||||||||||||||
IV. СПОСОБНОСТИ К ЗАНЯТИЮ НАУЧНОЙ РАБОТОЙ | |||||||||||||||
V. ЛИТЕРАТУРНОЕ ДАРОВАНИЕ | |||||||||||||||
VI. АРТИСТИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ | |||||||||||||||
VII. ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ | |||||||||||||||
VIII. СПОСОБНОСТИ К СПОРТУ | |||||||||||||||
IV. Участие в различных мероприятиях и награждены: | |||||||||||||||
V. Область применения (творческое объединение, на уровне образовательной организации, муниципальный уровень) |
Условные обозначения: Участвовали в соревнованиях – С, конкурсах – К, выставках – В, фестивалях – Ф. Заняли: 1 место – красный цвет; 2 место – зеленый; 3 место – синий; участвовали – желтый. Участвовали: на уровне творческого объединения – красный цвет; на уровне образовательной организации – зеленый цвет; на уровне города и района – желтый.
МОНИТОРИНГ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С помощью этой анкеты, включающей исследование различных специальных способностей, вы можете выяснить, какими из них обладает ваш ребенок. Ниже перечислены восемь областей, в которых ребенок может проявить свои таланты, и даны их характеристики.
Название способностей | Количество баллов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Интеллектуальные способности | |||||
1. На занятиях все легко и быстро схватывает. | |||||
2.Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях. | |||||
3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях. | |||||
4. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. | |||||
5. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду. | |||||
6. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. | |||||
7. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить. | |||||
8. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники и не догадываются. | |||||
9. У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль. | |||||
10. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или два. | |||||
11. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия. | |||||
12. Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых | |||||
13. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал ему уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых. | |||||
14. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения. | |||||
15. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное. | |||||
Художественные способности | |||||
1.В своих рисунках и картинах изображает большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков). | |||||
2.Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь. | |||||
3.Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.). | |||||
4.Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем. | |||||
5.Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.). | |||||
6.Прибегает к рисунку и лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. | |||||
7.Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось на своем собственном рисунке или в созданной игрушке, скульптуре. | |||||
8. Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трех измерениях. | |||||
Музыкальный талант | |||||
1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них. | |||||
2. Хорошо поет. | |||||
3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. | |||||
4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. | |||||
5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо. | |||||
6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние. | |||||
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии. | |||||
8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. | |||||
Способности к занятию научной работой | |||||
1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно). | |||||
2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два. | |||||
3. Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений. | |||||
4. Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит). | |||||
5. Интересуется актерской игрой. | |||||
6. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека. | |||||
7. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги. | |||||
8. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями или родителями или если его эксперимент не получился. | |||||
9. Пытается выяснить причины и смысл событий. | |||||
10. Проводит много времени над созданием собственных «проектов»: конструированием, построением, собиранием. | |||||
11. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим. | |||||
Литературное дарование | |||||
1. Может легко построить рассказ, начиная с завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта. | |||||
2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем. | |||||
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное. | |||||
4. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли. | |||||
5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства. | |||||
6. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает. | |||||
7. Любит писать рассказы и стихи. | |||||
8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, настроение, характер. | |||||
Артистический талант | |||||
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д. | |||||
2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую ситуацию. | |||||
3. Передает чувства через мимику, жесты, движения. | |||||
4. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает. | |||||
5. С большой легкостью драматизирует. Передает чувства и эмоциональные переживания. | |||||
6. Пластичен и открыт всему новому, не «зацикливается» на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться. | |||||
Технические способности | |||||
1. Хорошо выполняет задания по ручному труду. | |||||
2. Интересуется механизмами и машинами. | |||||
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей, поездов, радиоприемников. | |||||
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов. | |||||
5. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы «на поиск». | |||||
6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов. | |||||
7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов. | |||||
Спортивные способности | |||||
1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым. | |||||
2. Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях. | |||||
3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры. | |||||
4. Бегает быстрее всех в классе. | |||||
5. Лучше других физически координирован в движениях, двигается легко и грациозно. | |||||
6. Любит ходить в походы. Играть на открытых спортивных площадках. | |||||
7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, теннис, футбол). |
Дайте оценку каждому из качеств в баллах (по пятибалльной системе): 5 баллов – такое качество сильно выражено у вашего ребенка;
4 балла – выражено выше среднего;
3 балла – выражено средне;
2 балла – слабо выражено;
1 балл – совсем не выражено.
Суммируйте баллы по всем качествам внутри каждой из восьми областей. Общее количество набранных баллов внутри одной области разделите на количество вопросов в этой области. Попробуйте составить графическое изображение способностей вашего ребенка. Для этого, на горизонтальной оси обозначьте восемь областей способностей, на вертикальной отметьте полученный для каждой из них средний балл. Вы получите ломаную линию – профиль способностей вашего ребенка. Эта анкета – своего рода опорная схема для наблюдений за вашим ребенком. Предлагаемые характеристики способностей могут помочь вам при анализе поведения ребенка, его умственного и физического развития. Конечно, анкета не исчерпывает всех проявлений поведения ребенка. Если вам покажется необходимым, добавьте собственные характеристики его способностей.
Диагностический инструментарий
ДИАГНОСТИКИ НА ВЫЯВЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
Тест «Незаконченные рисунки» Я.Л. Коломенского и Е.А. Панько
Цель: выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных способностей, активность процесса воображения.
Коломенский Я.Л. и Панько Е.А. предлагают в качестве исходного шаблона использовать 10 окружностей, расположенных в два ряда друг под другом на листе А4.
Материалы: лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.
Инструкция: « Незнайка начал рисовать и забыл закончить рисунок.
Давайте поможем ему дорисовать, когда закончите,
придумаете cвоему рисунку название, я его подпишу.»
Оценивание: задание оценивается по следующим показателям:
Беглость - количество задействованных элементов.
Разработанность - количество значимых деталей
Оригинальность:
0 б. - ребенок не дорисовывает шаблон, а рисует рядом что-то свое.
1 б. - Ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение
отдельного предмета, но изображение контурное, лишено деталей.
2 б. - изображен объект, но с разнообразными деталями.
3 б. - изображен отдельный объект, но включен в воображаемый сюжет.
4 б. - изображается несколько объектов по воображаемому образцу.
5 б. - на основе шаблона рисуется картина и эта фигура, как один из
второстепенных элементов включается в воплощаемый ребенком образ.
Диагностическое задание «Нарисуй картинку» методика П. Торренса.
Цель: выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных способностей.
Материалы: элемент, сделанный из цветной бумаги, в форме капли с клейким слоем, лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.
Инструкция: « Ребята, вы получили клейкую фигурку и чистый лист. Сейчас хорошенько подумайте, какую картинку можно нарисовать с помощью этой капельки, которую вы приклеете в любую часть листа, а потом дорисуете ее цветными карандашами. Полученную картинку обязательно назовите и я ее подпишу.»
Оценивание: выполненное задание оценивается по следующим показателям:
Оригинальность: 0 б. - абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок.
1 б. - жук, человек, черепаха, лицо, шар.
2 б. - нос, остров.
3 б. - гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин, ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба.
4 б. - глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.
5 б. - остальные рисунки.
Разработанность: один балл за каждую значимую деталь.
Название: 0 - обычное название.
1 - простое описание.
2 - описательное название.
3 - релевантное название.
Диагностическое задание «Повторяющиеся фигуры»
(методика П. Торренса).
Цель: проверить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций, оригинальность мышления.
Материалы: лист А4 с нарисованными 25 парами параллельных линий. Карандаши цветные и простой. Ластик.
Инструкция: За 10 минут придумайте и нарисуйте как можно больше предметов из каждой пары параллельных линий, которые должны составлять основную часть вашей картинки, остальное дорисуйте карандашом и придумайте название к рисункам.
Оценивание: Выполненное задание оценивается по следующим показателям:
Беглость - количество заполненных пар параллельных линий.
Разработанность - количество деталей.
Название - Ход: назовите мне как можно больше слов, близких по значению даны- хороший – сильный, здоровый – легкий, чистый – черный, пустой – чужой, далеко – смелый.
Оригинальность - по 3-бальной системе.
Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.
Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.
Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.
Основными показателями креативности выступают:
- продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;
- гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;
- оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;
- разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.
Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».
Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Ему необходимо показать, как двигается этот объект, придумать ему речь, язык.
Творческое развитие проверяется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток и восприятие целостного образа и выразительности его формы.
При оценке данного задания мы использовали трёхбалльную систему, т.е. представили итоги в трёх уровнях:
высокий уровень – точность, целостность переданного образа, выразительность показа;
средний уровень – «ухвачены» только некоторые элементы, достаточно выразительный показ;
низкий уровень – образ не воспринят, выразительность отсутствует.
Тесты на выявление художественных способностей обучающихся
1. Тест-игра «Закорючка». Тестирование проводится индивидуально. Ребёнку последовательно предлагается десять рисунков-закорючек. Задача ребёнка, каждую закорючку дорисовывать так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ. Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребёнка. Задание оценивается в баллах: за каждый дорисованный образ – 1 балл, если вариантов нет – 0 баллов.
2. Тест-задание «Что попало в сеть?». Тестируется группа детей. Воспитанникам предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа, линию, проводя её в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сети свой улов: предметы, человека, растения, животных и т.д. Найденный образ заштриховывается. Оценивается оригинальность и разнообразие образов. Простые, примитивные изображения оцениваются от 0 до 3-х баллов. Изображения более сложных образов оценивается от 4 до 7 баллов. Сложные, сюжетные изображения, оригинальные ракурсы, изображения пейзажа получают оценку от 8 до 10 баллов. Данный тест-задание можно проводить под музыку. Рука ребёнка реагирует на восприятие музыки и вычерчивает линию, опираясь на слуховые ощущения.
Возможна стандартизация этого теста. Как вариант предлагается «сеточка», заданная педагогом, что позволяет более объективно относиться к полученным результатам.
3. Тест-игра «Геометрический человек». Педагог предлагает нарисовать человека, который живёт в стране «Геометрии». Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Вариантом этого теста могут быть «геометрические» животные и птицы. Как и в предыдущем задании, баллы в зависимости от сложности проставляются от 0 до 10. Предлагаемые в этой серии тесты-задания достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности «достраивания», «продолжения» линейного образа. Количественная и качественная оценка итогов тестирования может быть иной, возможно, более сложной или критериально более многоплановой.
Следующую серию заданий я объединила названием «Волшебная клякса». Тесты этой серии восходят к классическим чернильным пятнам Роршаха. Они рассчитаны на выявление уровня развития воображения.
1. Тест-задание «Дорисуй». Ребёнок должен увидеть в силуэте кляксы или комбинации нескольких клякс определённый образ и дорисовать его, сделав более выразительным, узнаваемым. Тест легко стандартизируется, если детям одной возрастной группы предъявляются одинаковые кляксы. Возможен как чёрно-белый вариант этого теста, так и цветной. Оценка результата этого теста аналогична первому тесту в серии «Чудесная линия».
2. Тест «Игра в прятки». В предлагаемом воспитанникам чёрном или цветном пятне они должны увидеть «спрятанный там конкретно заданный образ». Пятно можно поворачивать. При дорисовке используется минимум средств. Оценивается оригинальность и выразительность решения.
Следующая группа заданий – «Отпечатки» является наиболее показательной при Бесконечное разнообразие цвета и фактуры отпечатка стимулирует продуцирование самых разнообразных образов. По сложности обработки и интерпретации результаты этого задания выходят на первое место. Субъективность качественной оценки полученных результатов – наибольшая.
1. Тест-задание «Отыщи картинку». Воспитанникам предъявляется цветной отпечаток (два, три или более цветовых тона), образованный как сближенными, так и контрастными сочетаниями цветов. Целью задания является поиск наибольшего количества изобразительных образов. Чем сложней увиденный образ, тем большим количеством баллов он оценивается. Это задание позволяет использовать все три критерия творческого мышления: легкость и беглость, гибкость, оригинальность.
2. Тест-игра «Маэстро». Задание является вариантом предыдущего теста. Детям предлагается поиграть в великих художников – стать маэстро живописи. Предлагаемые отпечатки являются «картинами» их учеников. Несколькими выразительными штрихами маэстро должен преобразить картину ученика так, чтобы возник оригинальный и выразительный образ. Задание является завершающим в серии и наиболее показательным с точки зрения художественной направленности мышления ребёнка. Интерпретация результатов может быть аналогичной предыдущим тестам, но могут быть и иные подходы; экспертная оценка (экспертами выступают воспитанники студии или педагоги), ранжирование и т.д. Каждый педагог может найти удобную для себя систему обработки тестов, являющейся достаточно убедительной и наглядной для других, ведь всё, чем занимается ребёнок в детстве, он делает творчески: двигается ли, общается, играет, исследует мир. Но не всегда сам процесс творчества и его результаты заметны окружающим. Поэтому детские рисунки – уникальный способ понять, как ребёнок видит мир. А главное – они помогут сохранить материальные свидетельства того, как развивались его навыки и творческие устремления.
Методика «Склонность к творчеству»
Цель: выявить, в какой степени у обучающихся развита склонность к творчеству.
Ход опроса: учащихся просят ответить на вопросы либо «да», либо «нет», имея в виду, что «плохих» или «хороших» ответов не бывает.
Педагогу следует ответ «да» оценивать в 1 балл, ответ «нет» в 0 баллов.
Вопросы
- Есть ли предметы, которые тебе очень нравятся и по которым у тебя всегда всё получается?
- Задаешь ли ты много вопросов?
- Нравится ли тебе играть в сложные игры?
- Постоянно ли ты что-то мастеришь?
- Есть ли у тебя новые интересные идеи?
- Нравится ли тебе слушать о выдающихся великих людях?
- Всегда ли тебе интересна новая работа?
- Считаешь ли ты, что солнце на картине может быть синего цвета?
- Часто ли ты становишься инициатором новых дел в детском саду, в ЦВО, во дворе?
- Считаешь ли ты, что сочинять стихи не пустая трата времени?
- Любишь ли ты читать, в том числе и литературу по интересующим тебя темам?
- Нравится ли тебе выступать на сцене (петь, читать стихи)?
Обработка результатов
Необходимо подсчитать количество ответов «да». Это и будет сумма баллов.
10 и более баллов – учащийся имеет много из того, что называют творческими способностями. Проявляет инициативу, придумывает интересные и даже оригинальные идеи. Это приносит не только удовлетворение, но и стимулирует появление новых идей. Можно говорить о высоком уровне склонности к творчеству.
5-9 баллов – у учащегося тоже есть все шансы стать творческой личностью. Но надо обязательно развивать и укреплять способности. Необходимо быть решительнее и настойчивее, не пасовать перед препятствиями – они преодолимы. Это средний уровень направленности на творческую деятельность.
4 и менее баллов – склонность к творчеству у учащегося дремлет (низкий уровень). Она скована нерешительностью, боязнью проявить себя. Возможно, учащийся стесняется высказывать свои идеи на людях.
Тест «Склонность к творчеству»
Цель: выявить, в какой степени у Вас развита склонность к творчеству.
Ход опроса: просим ответить на вопросы либо «да», либо «нет». Имейте в виду, что «плохих» или «хороших» ответов не бывает.
Ф.И. воспитанника __________________________ Дата _______________
№ вопроса | Ответы на вопросы («да», «нет») |
Выводы __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог дополнительного образования
Методика «Потребность в достижении успеха»
Методика разработана преподавателями Московского педагогического института (Ю.М. Орлов, В.И. Шкуркин, Л.П. Орлова).
Проверьте, есть ли у Вас стремление к «улучшению», т.е. стремление к творческой деятельности, к постоянному совершенствованию. По определению психологов, это стремление именуется как потребность в достижениях.
В анкете имеются утверждения, которые позволяют уточнить Вам мнение по ряду вопросов, ваши интересы и то, как вы оцениваете себя.
Инструкция
Если Вы согласны с утверждением, то напишите «да» рядом с его номером. Если не согласны с утверждением, то напишите «нет». Имейте в виду, что утверждения очень коротки и не могут содержать все необходимые подробности. Представляйте себе типичные ситуации. Возможно, что некоторые утверждения будет трудно отнести к себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «да» или «нет». Не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение. Хороших или плохих ответов не существует.
Утверждения
- Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.
- Если я лишусь любимого занятия, то жизнь для меня потеряет смысл.
- Для меня в любом деле важнее его исполнение, а не конечный результат.
- Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
- По моему мнению, большинство людей живут далекими мыслями, а не близкими.
- В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
- Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
- Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
- Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
- Мои родители считали меня ленивым ребенком.
- Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
- Мои родители слишком строго контролировали меня.
- Терпения во мне больше, чем способностей.
- Лень, а не сомнение в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.
- Думаю, что я уверенный в себе человек.
- Ради успеха я могу рискнуть, если даже шансы не в мою пользу.
- Я не усердный человек.
- Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
- Если бы я был журналистом, я написал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
- Мои близкие обычно не одобряют моих планов.
- Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
- Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
Обработка результатов
Подсчитайте количество ответов «да» в левой колонке бланка. Подсчитайте количество ответов «нет» в правой колонке бланка. Сложите оба числа. Сумму сравните с психодиагностической шкалой.
2… | 1… |
6… | 3… |
7… | 4… |
8… | 5… |
14… | 9… |
16… | 10… |
18… | 11… |
19… | 12… |
21… | 13… |
22… | 15… |
17… | |
20… | |
Сумма «да»… | Сумма «нет»… |
Уровни (психологическая шкала) | ||||
Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | высокий |
0-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17 и выше |
Лица с высоким уровнем потребности в достижениях имеют следующие характерные черты:
- Настойчивость в достижении своих целей, неудовлетворенность достигнутым.
- Постоянное стремление сделать дело лучше, чем делал раньше.
- Склонность сильно увлекаться работой.
- Стремление в любом случае получить удовольствие от работы.
- Неспособность плохо работать.
- Стремление изобретать новые приемы работы в исполнении самых обычных дел.
- Отсутствие духа соперничества.
- Желание того, чтобы другие вместе с ним пережили успех.
- Неудовлетворенность от неожиданной легкости задач.
- Готовность принимать помощь и помогать другим при решении трудных задач.
Анкета «Потребность в достижении успеха»
(раздаточный лист)
Проверьте, есть ли у Вас стремление к «улучшению», т.е. стремление к творческой деятельности, к постоянному совершенствованию. По определению психологов, это стремление именуется как потребность в достижениях.
В анкете имеются утверждения, которые позволяют уточнить Вам мнение по ряду вопросов, ваши интересы и то, как вы оцениваете себя.
Если вы согласны с утверждением, то напишите «да» рядом с его номером. Если не согласны с утверждением, то напишите «нет». Имейте в виду, что утверждения очень коротки и не могут содержать все необходимые подробности. Представляйте себе типичные ситуации. Возможно, что некоторые утверждения будет трудно отнести к себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «да» или «нет». Не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение. Хороших или плохих ответов не существует.
Бланк для заполнения анкеты «Потребность в достижениях»
Ф.И. учащегося ________________________________________
Дата _______________
2… | 1… |
6… | 3… |
7… | 4… |
8… | 5… |
14… | 9… |
16… | 10… |
18… | 11… |
19… | 12… |
21… | 13… |
22… | 15… |
17… | |
20… | |
Сумма «да»… | Сумма «нет»… |
Выводы __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Педагог дополнительного образования
Методика Н.В.Шайдуровой
Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы. Средний уровень (14 - 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.
Низкий уровень (9 - 6 баллов): ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.
Для определения уровня художественно – творческого развития детям были предложены следующие задания:
1. Дорисуй геометрическую фигуру
2. Нарисуй какой хочешь узор
3. Весёлые картинки
4. Сказочная птица
Первое задание проводилось по методике Е. Торренса «Неполные фигуры».
Цель: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей дошкольников.
Методика проведения. На листе изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки: «Дети. На каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так, чтобы получилось красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Материал и оборудование: карандаши, фломастеры, восковые мелки (на выбор детей).
Второе задание: «Нарисуй какой хочешь узор»
Цель задания: проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.
Методика проведения. Предложить детям подумать, каким узором и какую именно геометрическую фигуру они хотели бы украсить.
Материалы: бумага белого цвета, охристого оттенка в форме круга, полосы, квадрата, гуашь, палитра.
Третье задание Весёлые картинки (рисование при помощи открыток).
Цель: проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения.
Предварительная работа: рассматривание открыток.
Методика проведения. Предложить детям рассмотреть фрагменты открыток на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что изображено у них). Ребята, но так как у вас герой вашей будущей картины готов уже, вам осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой делает или что с ним происходит, что вокруг него. Хорошенько подумайте и изобразите свой сюжет.
Материалы: листы бумаги; наклеенные фрагменты открыток; цветные карандаши, мелки, фломастеры.
Четвёртое задание «Сказочная птица»
Цель: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства композиции, умение разрабатывать содержание изображения.
Материалы: альбомный лист, цветные карандаши (цветные восковые мелки).
Методика проведения. Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у настоящей, есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми перьями.
Методика «Ваш творческий потенциал»
Цель: выявить творческий потенциал личности.
Ход выполнения. Общеизвестно, что составляющими основными качествами творческого потенциала личности являются следующие способности – любознательность, вера в себя, постоянство, амбициозность, слуховая, зрительная память, стремление быть независимым, способность абстрагировать, сосредоточенность.
Выявить творческий потенциал личности возможно, если ответить на вопросы, выбрав один из предложенных вариантов а, б, в.
Вопросы
- Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое в чем.
- Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях.
- Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:
а) да
б) да, при благоприятных обстоятельствах
в) лишь в некоторой степени.
- Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:
а) да, наверняка; б) это маловероятно; в) важно.
- Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:
а) да
б) часто думаете, что не сумеете
в) да, часто.
- Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное вас привлекает
б) неизвестное вас не интересует
в) все зависит от характера этого дела.
- Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:
а) да; б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
в) да, но только, если вам это нравится.
- Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли знать о нем все:
а) да
б) нет, вы хотите научиться только самому основному
в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.
- Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу
б) махнете рукой на эту затею, как понимаете, что она нереальна
в) продолжать делать свое дело, даже, когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
- По-вашему, профессию надо выбрать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней
в) преимуществ, которые она обеспечит.
- Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:
а) да
б) нет, боитесь сбиться с пути
в) да, но только там, где местность вам понравилась.
- Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда
б) всего вспомнить не можете
в) запоминаете только, что вас интересует.
- Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибок, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений
б) да, если это слово легко запомнить
в) повторите, но не совсем правильно.
- В свободное время вы предпочитаете:
а) оставаться наедине, поразмыслить
б) находиться в компании
в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.
- Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным
б) вы более или менее довольны
в) вам еще не все удалось сделать.
- Когда вы один:
а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.
- Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь
б) вы можете делать это только наедине
в) только там, где будет не слишком шумно.
- Когда вы отстаиваете какую-то идею:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Обработка полученной информации
Необходимо подсчитать очки, которые набрал опрашиваемый, таким образом:
За ответ «а» - 3 очка,
За ответ «б» - 1 очка,
За ответ «в» - 2 очка.
Вопросы 1,6,7,8 определяют границы любознательности; вопросы 2,3,4,5 – веру в себя; вопросы 9 и 15 – постоянство; вопросы 12 и 13 – слуховую память; вопрос 11 – зрительную память; вопрос 14 – стремление быть независимым; вопросы 16 и 17 – способность абстрагироваться; вопрос 18 – степень сосредоточенности.
Общая сумма набранных очков показывает уровень творческого потенциала.
49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы этого пожелаете.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
Тест «Ваш творческий потенциал» (раздаточный лист)
Цель: выявить Ваш творческий потенциал личности.
Ход выполнения. Общеизвестно, что составляющими основными качествами творческого потенциала личности являются следующие способности – любознательность, вера в себя, постоянство, амбициозность, слуховая, зрительная память, стремление быть независимым, способность абстрагировать, сосредоточенность.
Выявить творческий потенциал личности возможно, если ответить на вопросы, выбрав один из предложенных вариантов а, б, в.
Инструкция: отметьте один из предложенных вариантов а, б, в.
Ф.И. воспитанника _____________________________________
Дата ______________
№ вопроса | Ответы на вопросы |
Выводы __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Педагог дополнительного образования
Методика «Твои таланты»
Цель: выявить способности испытуемых, уровень творческого мышления.
Инструкция: испытуемых просят при ответах на вопрос отвечать «да» или «нет». Педагогу следует ставить оценку – 1 за ответ «да» или оценку - 0, за ответ «нет».
Вопросы:
- Случается ли тебе находить необычное применение какому-либо предмету?
- Меняешь ли ты со временем свои наклонности?
- Любишь рисовать абстрактные картины?
- Любишь рисовать воображаемые предметы?
- Любишь фантастические истории?
- Сочиняешь рассказы или стихи?
- Любишь вырезать затейливые узоры из бумаги?
- Изобрел когда-нибудь что-то неизвестное всем?
- Бывает ли желание переделать что-нибудь на свой вкус?
- Боишься темноты?
- Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
- Считал ли это слово понятным без объяснения?
- Пробовал ли переставлять мебель дома по своему вкусу?
- Был ли удачен этот эксперимент?
- Использовал ли свои вещи не по назначению?
- Мог ли, будучи маленьким, угадывать назначение предметов?
- В выборе одежды предпочитаешь свой вкус или носишь то, что купят?
- Есть ли у тебя свой собственный мир?
- Ищешь ли ты объяснение тому, что не понимаешь?
- Часто ли просишь окружающих объяснить тебе непонятное?
- Любишь ли читать книжки без иллюстраций?
- Изобретаешь ли собственные игры и развлечения?
- Помнишь ли и рассказываешь ли свои сны или пережитые впечатления?
Обработка полученной информации. Необходимо подсчитать количество набранных баллов.
Если ты набрал 20-23 балла: ты очень сообразителен, способен иметь свою точку зрения на окружающее.
15-19 баллов: ты не всегда обнаруживаешь свои способности, но находчив и сообразителен, лишь, когда чем-то заинтересован.
9-14 баллов: твоя сообразительность достаточна для многих областей знаний, где необязателен свой взгляд на вещи. Однако для творческой деятельности тебе многого не хватает.
4-8 баллов: твое творческое мышление проявляется только тогда, когда ты увлечен важной для тебя целью, ты более склонен к практической деятельности.
До 4 баллов: тебе пока не хватает изобретательности. Ты можешь быть хорошим исполнителем, даже в сложных профессиях.
Тест «Твои таланты» (раздаточный лист)
Цель: выявление Ваших способностей, уровень творческого мышления.
Инструкция: Просим при ответах на вопрос
ответить – «да»
или – «нет».
Ф.И. воспитанника __________________________ Дата _______________
№ вопроса | Ответы на вопросы («да», «нет») |
Выводы _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог дополнительного образования
Методика диагностирования уровня творческой активности
Цель: выявить степень сформированности у учащихся уровень творческой активности.
Ход выполнения: замеры осуществляются по следующим критериям: чувство новизны, критичность, направленность на творчество, а также самооценка творчества.
Оценивание проводится по каждому критерию отдельно, определяется средний балл, а затем определяется общий уровень творческой активности:
- низкий – от 0 до 0,7 балла,
- средний – от 0,8 до 1,6 балла,
- высокий – от 1,7 до 2 баллов.
Методика «Чувство новизны»
Цель: выявить уровень сформированности творческого качества – чувство новизны.
Ход выполнения: выберите тот ответ, который соответствовал бы вашему поступку в предложенных ниже ситуациях, и обведите кружочком в каждом вопросе соответствующую букву, а затем подсчитайте сумму набранных баллов и разделите на 10 (количество вопросов). Так вы определите уровень сформированности у вас творческого качества (чувства новизны).
1. Если бы я строил дом для себя, то:
а) построил бы его по типовому проекту – 0
б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино – 1
в) построил бы такой, которого нет ни у кого – 2.
2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:
а) провожу вечер, как проводят родители со своими гостями – 0
б) сочиняю сам сюрприз для гостей – 2
в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино – 1.
3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:
а) оригинальную - 2
б) трудную - 1
в) простую – 0
4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:
а) красивое – 1
б) точное – 0
в) необычное – 2.
5. Когда я пишу сочинение, то:
а) подбираю слова как можно проще – 0
б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо отражают мои мысли – 1
в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова – 2.
6. Мне хочется, чтобы на уроках:
а) все работали – 1
б) было весело – 0
в) было много нового – 2.
7. Для меня самое важное в общении:
а) хорошее отношение к товарищам – 0
б) возможность узнать новое («родство души») – 2
в) взаимопомощь – 1.
8. Если бы я был поваром, то:
а) стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны – 0
б) создавал бы новые блюда – 2
в) старался бы мастерски готовить все известные блюда – 1.
9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:
а) «Седьмое чувство» - 0
б) «Поле чудес» - 1
в) «Очевидное-невероятное» - 2.
10. Если бы я отправил в путешествие, то выбрал бы:
а) наиболее удобный маршрут – 0
б) неизведанный маршрут – 2
в) маршрут, который хвалили мои друзья – 1.
Опросник «Чувство новизны» (раздаточный лист)
Ф.И. воспитанника _________________________________________
Дата _________________
№ вопроса | Ответы на вопросы (а, б, в) |
Итого: |
Уровни творческой активности:
- низкий – от 0 до 0,7 балла,
- средний – от 0,8 до 1,6 балла,
- высокий – от 1,7 до 2 баллов.
ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Творческие задания на развитие творческих способностей обучающихся
Предлагаемые ниже творческие задания можно предлагать детям в самых разнообразных учебных ситуациях. Это может быть обычное занятие по изобразительному творчеству или развитию речи в детском саду либо с школе раннего развития, их можно включать в конкурсные задания на праздниках, КВН, викторинах, соревнованиях, можно сделать частью ролевой игры (проверка космонавтов перед полетом). Чем младше дети, тем меньше нужно ориентироваться на вербальные (словесные) задания и больше – на графические (рисование). Таких заданий великое множество, их можно придумывать и самим, мы даем примерные образцы.
Задание 1. Нарисуй свой портрет так, чтобы из рисунка можно было понять, что ты любишь, что тебе нравится, а что – нет
Задание 2. Перед тобой 6 прямоугольников. Подумай, на что они похожи. Дорисуй так, чтобы было видно, что это такое. Назови каждый рисунок.
Задание 3. Дорисуй 6 кружков, 6 треугольников.
Задание 4. Покажи и расскажи нам про свою любимую игрушку. Что нужно в ней переделать, чтобы она стала смешной? Страшной? Непонятной? Новой? Старой?
Задание 5. Посмотри на эту картинку, на ней нарисована красивая бабочка. Представь, что это ты, ты тоже бабочка. Где бы ты тогда жил? Что ел? Кто были бы твои родители? Расскажи про свою жизнь.
Задание 6. Придумай и изобрази на листе красивую и необычную улицу, которую ты хотел бы видеть в своем городе.
Задание 7. Посмотри на эти кляксы. На кого они похожи.
Задание 8. Как ты думаешь, что может поведать о своей жизни старый чайник? Придумай и расскажи. Если хочешь, нарисуй рисунки об этом.
Задание 9. Перед тобой две сказки, у которых нет окончания. Придумай для одной сказки веселый конец, а к другой такой, которому все удивятся
Охотник до сказок
Жили-были себе старик со старухой, и был старик большой охотник до всяких сказок и россказней. Приходит зимою к старику солдат и просится переночевать. - Пожалуйста, служба, ночуй, - говорит старик, – только с уговором: всю ночь мне рассказывай. Ты человек бывалый, много видел, много знаешь. Солдат согласился. Поужинали старик с солдатом, и легли оба на полати рядышком, а старуха села на лавку и стала при лучине прясть. Долго рассказывал солдат старику про свое житье-бытье, где был и что видел. Рассказывал до полуночи, а потом помолчал немного и спрашивает старика: - А что, хозяин, знаешь ли, кто с тобой на полатях лежит? - Как кто? – спрашивает хозяин. – Вестимо, солдат. - Ан нет, не солдат, а волк. Поглядел мужик на солдата, и точно – волк. Испугался солдат, а волк ему и говорит: - Да ты, хозяин не бойся, погляди на себя, ведь и ты медведь. - Оглянулся на себя мужик, - и точно, стал он медведем…
К.Д.Ушинский
Царь и рубашка
Один царь был болен и сказал: 16- Половину царства отдам тому, кто меня вылечит. Тогда собрались все мудрецы и стали судить, как царя вылечить. Никто не знал. Один только мудрец сказал, что царя можно вылечить. Он сказал: - Если найти счастливого человека, снять с него рубашку и надеть на царя, - царь выздоровеет. Царь и послал искать по своему царству счастливого человека; но послы царя долго ездили по всему царству и не могли найти счастливого человека. Не было ни одного такого, чтобы был всем доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден; кто здоров и богат, да жена не хороша; а у кого дети не хороши – все на что-нибудь да жалуются. Один раз едет царский сын поздним вечером мимо избушки, и слышно ему – кто-то говорит: - Вот, слава богу, наработался, наелся и спать лягу; чего мне еще нужно? Царский сын обрадовался, велел снять с этого человека рубашку, а ему дать за это денег, сколько он захочет, а рубашку отнести к царю. Посланные пришли к счастливому человеку и хотели снять с него рубашку, но…
Л.Н.Толстой
Задание 10. Нарисуй и расскажи, что может произойти, если внезапно исчезнет солнце. Задание 11. Придумай как можно больше способов, где в лесу от дождя может спрятаться божья коровка.
Задание 12. Что может случиться, если все дети станут взрослыми, а все взрослые – детьми?
Задание 13. Что может случиться, если все люди не смогут разговаривать? Как в этом случае они будут общаться?
Задание 14. Расскажи и нарисуй, как изменилась бы сказка «Красная шапочка», если бы волк был добрым.
Задание 15. В сказке «Золушка» тыква превращается в карету. Как ты думаешь, во что еще можно превратить тыкву. На что она похожа?
Задание 16. Что может произойти в городе, в котором сильной бурей будут перепутаны и перевешаны все вывески? Нарисуй этот город.
Задание 17. Соедини рассыпанные точки, чтобы получился какой-то узор или какой-предмет.
Задание 18.Придумай как можно больше слов на одну букву.
Задание 19. Перед тобой пары слов. Найти для каждой пары третье слово, которое могло бы их объединить. Например: хлеб – белый – заяц. Пары слов: иголка – сковорода; мяч – арбуз; стекло – шелк.
Задание 20. Какие профессии ты знаешь? Как ты думаешь, какие профессии выбрали бы сказочные герои, если бы жили в наши дни –
Определение уровня развития мыслительных процессов
с помощью ключевых слов и фраз
В обычном учебном процессе контрольная работа может быть организована таким образом, что педагог определит и уровень развития способностей, в большой степени определяющих творческое развитие личности ребенка. Для этого Блум предлагает формулировать контрольные вопросы и задания, используя определенный набор слов, что обеспечивает включение определенных мыслительных процессов. Любая, вплоть до традиционной пятибалльной, оценочная шкала позволяет соотносить показатели детей не только по знаниям, но и по уровню мыслительных процессов.
Уровень | Ключевые слова и фразы |
Познание | Соотнесите, перечислите, расскажите, сформулируйте, установите, опишите, назовите. |
Понимание | Расскажите своими словами; опишите, что вы чувствуете относительно..; суммируйте; покажите взаимосвязь; объясните смысл. |
Применение | Продемонстрируйте; объясните цель применения; воспользуйтесь этим, чтобы решить… |
Анализ | Разложите на составляющие; объясните причины; сравните; разложите по порядку; классифицируйте; объясните, как и почему. |
Синтез | Разработайте новый вид продукта; создайте; что произойдет, если..; придумайте другой вариант; есть ли другая причина. |
Оценка | Установите нормы; отберите и выберите; взвесьте возможности; выскажите критические замечания; выберите то, что вам больше всего нравится; что вы думаете о.. |
Список использованной литературы
- Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.[Текст]: / Е.П. Ильин.- СПб: Питер, 2009.-264 с.
- Матюшкин А.А. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных[Текст]: / А.А. Матюшкин– Москва: Эксмо, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей обучающихся творческого объединения «Вязание»
Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей обучающихся творческого объединения «Вязание»...
Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей обучающихся творческого объединения
Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей обучающихся творческого объединения...
Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей обучающихся творческого объединения
Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностейобучающихся творческого объединения...
Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей обучающихся творческого объединения «Вокально-инструментальный ансамбль», «Гитара»
Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей обучающихся творческого объединения «Вокально-инструментальный ансамбль», «Гитара»...
Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей обучающихся творческого объединения "Сувенир"
Программа деятельности педагогического работника по выявлениюи развитию способностей обучающихся творческого объединения "Сувенир"...
Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей обучающихся творческого объединения
Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей обучающихся творческого объединения...
Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей обучающихся творческого объединения
Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей обучающихся творческого объединения...