Мастер-класс "Изготовление рождественского колокольчика"
методическая разработка

    Нялимова Светлана Ильинична

Разработка занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_zanyatiya_nyalimova_s.i.docx646.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Тазовский район

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАЗОВСКИЙ РАЙОННЫЙ ДОМ ТВОРЧЕСТВА»

ул. Калинина, д. 2, п. Тазовский, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350

Тел./факс (34940) 2-12-38, ddt8773@mail.ru

Мастер-класс

Тема: «Изготовление Рождественского «Колокольчика».

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Объединение: «Юный книголюб»

                                                          Автор - составитель:

                                                                   Нялимова Светлана Ильинична,  

                                                                                      педагог дополнительного образования

                                                                             МБОУ ДО «Тазовский районный

                                              Дом творчества»

п. Тазовский, 2020г.

Тема:

Объединение: «Юный книголюб»

Педагог:  Нялимова Светлана Ильинична

Возраст обучающихся;  7 - 10 лет

Направление:                  

Основное  - Социально-педагогическое

Дополнительные - Художественное

Цель: Познакомить с новогодними традициями,  через изготовления рождественского сувенира   «Колокольчик».

Задачи: 

Образовательные: Расширить кругозор обучающихся об истории возникновения новогоднего праздника.

Развивающие: Способствовать развитию фантазии, творческих способностей.

Воспитательные: Воспитание любви к народным традициям.

Форма проведения мастер-класса: обмен опытом, презентация, практическая работа.

Методы и приемы: 

Словесный (вступительное слово, история),

Наглядный (показ готовых изделий, образцов, презентация),

Практический (выполнение практического задания).

Формы работы:

- фронтальная (рассказ, объяснение нового материала),

- индивидуальная (работа по технической карте, самостоятельный выбор композиции  по цвету)

Демонстрационный материал:

  1. Образцы изделий игрушек, колокольчиков,
  2. Иллюстрация картины «Новогодние игрушки»,
  3. Презентация «Рождественский колокольчик».

Дидактический материал: техническая карта последовательности изготовления колокольчика.

Инструменты и материалы: Картон, ножницы, ленты, клей, иглы, леска, нитки, бисер, салфетки для бисера, игольницы.

Оборудование: ТСО, компьютер, экран, проектор.

Ожидаемый результат:

В конце мастер-класса участники научатся самостоятельно изготавливать колокольчик, декорировать лентами или блёстками с соблюдением цветовых сочетаний, будут знать разновидности игрушек и колокольчиков и их применения.

   Образовательные технологии: информационно-коммуникативная технология,  технология создания ситуации успеха, здоровьесберегающие технологии.

Образовательные ресурсы: печатные, аудио- и видеоматериалы, а также учебные пособия, доставляемые через телекоммуникационные источники.

Время: 40 мин.

План занятия:

1.Организационный момент.

2.Теоретическая часть.

а). Водная беседа «История возникновения праздника и новогодних игрушек».

б). Демонстрация игрушек и колокольчиков.

3. Практическая часть.

а). Физминутка.

б). Самостоятельная работа изготовление колокольчика.

4. Заключительная часть.

Подведение итогов.

Ход  мастер-класса

  1. Приветствие участников мастер-класса

Здравствуйте!         

- Скажите,  пожалуйста, какой самый любимый праздник у вас?

- Новый год.  Рождество - один из главнейших и любимых праздников в году.

- Вы, все любите праздник Новый год? (ответы)

 - Трудно найти человека, который бы не любил Новый год. С раннего детства Новый Год является самым любимым, домашним и теплым праздником для каждого из нас.

2.Изучение нового материала -10 минут

- Сегодня тема мастер-класса  «Изготовление  Рождественского колокольчика»

- Я расскажу вам об истории возникновения праздника и новогодних игрушек на новогодней ёлке.        

- Вы познакомитесь с последовательностью изготовления колокольчика  и самостоятельно изготовите  игрушку.

 Показ презентации

Кто же первый придумал праздновать Новый год? Никто не знает точно!

И вот много  лет назад по указу Петра 1 началом Нового года,  повелевалось считать 1 января, как в других странах.  

 Царь Пётр І велел всем украсить свои дома сосновыми, еловыми ветками. Все должны были поздравлять родных и знакомых с праздником.

И вот в 12 часов ночи Пётр І вышел на площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Так начался салют в честь новогоднего праздника.

С тех пор новогодний праздник трудно представить без салютов и ёлки. Ровно в 12 часов ночи мы с вами прощаемся со старым годом и встречаем Новый год. Поэтому этот праздник принято отмечать ночью.

          Очень-очень давно  люди верили, что, украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее.

О злых силах давно забыли, но ёлка по-прежнему символ новогоднего праздника.

  - Чем украшают ёлку?  (ответы детей)

            - А вы знаете, как появилась ёлочная игрушка?

            - Как вы думайте, в  какой стране первыми придумали наряжать ёлку?

Говорят,  в Германии мастеровые однажды вытащили на площадь хвойное дерево  и украсили  его стружечными лентами и яблоками.

Ещё  говорят что, в той же Германии пастухи первыми придумали наряжать ёлку на Рождество.

Так или иначе, Рождественская ёлка  родилась в Германии, и скоро она как магнит, притянула к себе обычаи и привычки Рождества и святочные придания, хранимые от древности. И, конечно, она сама стала образом  Рождественской ночи.

        На ёлке много,  много разных украшений  и игрушек – сияют шары, горят свечи или лампочки, их свет вспыхивает на мелких блёстках, которыми  украшены игрушки.

 А каких только игрушек не было в старые времена! В том числе и разнообразные колокольчики.

Колокольчик – это младший брат колокола.  Один из символов Нового года. - Без чего мы не услышим новогодний бой курантов?

- Что Дед Мороз привязывает к саням, чтобы известить о том, что он скоро приедет?

 Давайте поиграем  весёлую игру “Передай колокольчик”

Каким стало настроение? Не зря в народе говорят: “Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает…”.

А как же эти колокольчики делают?

Настоящие колокола отливали их из меди, бронзы.

 (Включить звон колокольчиков.)

“…Жива святая Русь, жива Россия…
Горят её, сияют купола,
От моря и до моря
С новой силой
Звонят, звонят её колокола”.

(Показ колокольчиков»).

Наш колокольчик из картона,  которую  сегодня изготовим – является символов Нового года.

Внимательно посмотрите последовательность изготовления игрушки.

3.Презентация этапов выполнения практической работы

1.Изготовление  купола (форму конуса).

а). Вырежьте из картона круг и разрежьте его пополам.

б). Сложите полукруг и склейте вместе стороны среза. Дождитесь высыхания клея.

в). Нанесите  на готовый конус слой клея и обмотаем всю его поверхность бумажной салфеткой или цветными лентами. Цвет ленты выбирайте на свое дизайнерское усмотрение.

2. Изготовление язычка.

а). Возьмите две большие бусины. Одну подвесим на нитку и оставим в качестве язычка, закрепив узлом. Отступив 8 см. сделать узел. Теперь нужно продеть нить через вершину конуса и нанизать вторую бусину, а затем сделать узел и петельку. Так конструкция будет надежно закреплена.

3. Декорирования колокольчика.

а). Добавляем декор на елочную игрушку: пайетки, кружево или другие украшения.

3.Практическая работа -20 минут 

Перед тем, как продолжить работу,  выполним физкультминутку.

(Физминутка)

Пальчиковая игра.   «На ёлке»

Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши)

И плясали, и резвились (Ритмичные удары кулачками)

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес. («Шагать» средним и указательным пальцем по столу).

Дал большущие пакеты,

В них же - вкусные предметы: (Ритмичные хлопки в ладоши).

Конфеты в бумажках синих, (Загибать на одной или обеих руках пальцы, начиная большого).

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

 (Техника безопасности)

Перед  тем как приступить к работе, вспомните правила техники безопасности при работе с ножницами  с бисером и с иглами (Ответы детей).

  1. Пользоваться инструментами только по назначению;
  2. Не отвлекаться во время работы;
  3. Передавать ножницы кольцами вперёд;
  4. Во время работы не вкалывать иголки в одежду;
  5. Не перекусывать зубами нитки, леску можно поранить губы;

Практическая (самостоятельная) работа

Изготовление   «Колокольчика».  (Работа с карточками).

Во время практической работы обучающиеся выполняют работу  под музыку,  используют индивидуальные карточки для  выполнения работы.

Рефлексия (выставка и обсуждение готовых изделий)

Заключительная часть. - 5 минуты.

Подведение итога:

Вопросы для закрепления изученного.

- Кто создал указ считать 1 января началом Нового года?

- Чем украшают ёлки?

- Какие бывают колокольчики?

- Ребята вам понравилось занятие?

- Что больше всего вам понравилось?

Спасибо за работу!

Технологическая карта по изготовления Рождественского колокольчика.

1.

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20201210_154744.jpg

1.Материалы и инструменты.

Картон, ножницы, ленты,  клей, иглы, леска, нитки, бусины, пайетки, салфетки для бисера, игольницы.

2.

2.1

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20201210_154447.jpg

2. Изготовление  купола (форму конуса).

 а). Вырежьте из картона круг и разрежьте его пополам.

2.2

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20201210_154530.jpg C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20201210_110409.jpg

б). Сложите полукруг и склейте вместе стороны среза. Дождитесь высыхания клея.

2.3

D:\Новая папка (7)\дымковская игрушка\20201210_110912.jpg C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20201210_154413.jpg         

в). Нанесите  на готовый конус слой клея и обмотаем всю его поверхность бумажной салфеткой или цветными лентами. Цвет ленты выбирайте на свое дизайнерское усмотрение.

3.

3.1

D:\Новая папка (7)\дымковская игрушка\20201210_110912.jpg C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20201210_154939.jpg               

3. Изготовление язычка.

а). Возьмите две большие бусины. Одну подвесим на нитку и оставим в качестве язычка, закрепив узлом. Отступив 8 см. сделать узел.

3.2

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20201210_154413.jpg D:\Новая папка (7)\дымковская игрушка\20201212_000623.jpg                                       

б). Продеть нить через вершину конуса и нанизать вторую бусину, а затем сделать узел и петельку. Так конструкция будет надежно закреплена.

4.

D:\Новая папка (7)\дымковская игрушка\20201214_114139.jpg

4.Декорирования колокольчика.

а). Добавляем декор на елочную игрушку: пайетки, кружево или другие украшения.

D:\Новая папка (7)\дымковская игрушка\20201214_114139.jpgC:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20201212_002317.jpg

Рождественский колокольчик готов.

Приложение 1.

Это колокольный звон - в России, живет колокольная музыка.

У каждого колокола свой неповторимый голос, от самого низкого, до самого высокого. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством.

- а для чего нужен этот звон?

Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой беда на Русь нагрянула. Поистине колокол был голосом Родины, символом единения, величия государства.

- Откуда же появились колокола?

Легенда о возникновении первого колокола. Католическая легенда относит возникновение колоколов к 5 веку. В Италии, в г. Ноле, епископ Павлиний, прогуливаясь по полю, стал умолять Бога совершить какое-либо чудо. Вдруг Павлиний услышал, что синие полевые цветы – колокольчики издают дивный звон. В память об этом чуде Павлиний велел отлить из меди огромный цветок колокольчика и повесить его на вершине церкви. По легенде это и был первый колокол.

На Русь привезли колокола с Запада, пока не появились свои мастера колокольного звона. Самым большим колоколом, Считали колокол, отлитый в 1688 году Флором Терентьевым. Он весил 2000 пудов. Звук этого колокола узнавали за 20 километров за городом.

-   К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена на прозвища: Гавриил, Широкий, Лебедь, Медведь, Ревун – в зависимости от звучания.

А еще говорят, что колокольный звон лечит, отпугивает нечистую силу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Рождественской сказки "Рождественский ангел" на французском языке.

Данный материал предназначен для проведения фестивалей, праздников, театрализованных представлений и расчитан на учеников 6 - 7 классов....

Рождественский поросёнок, который так и не стал рождественским поросёнком.

Новогодний сценарий по сказкам скандинавских писателей....

Открытый урок Тема: Конструирование рождественского украшения из жатой бумаги «Рождественский Ангел » Для воспитанников (7-10 лет)

Цель урока:Познакомить воспитанников с рождественскими традициями, историей Рождества.Развивать навыки работы с жатой бумагой, творческое мышление и фантазию.Воспитывать интерес к национальным к...

Рождественские посиделки "Свет Рождественской звезды"

сценарий для школьников начального и среднего звена...

Сценарий Рождественского праздника "Рождественская звёздочка"

Сценарий для детей 12-14 лет Рождественская звёздочка...

Чудо Рождественской ночи (литературно-музыкальная композиция к рождественским чтениям).

Сценарий внеклассного мероприятия "Чудо Рождественской ночи"....