конкурс "Педагог дополнительного образования "
методическая разработка
конкурс «Педагог дополнительного образования Воронежской области» (далее – Конкурс) проводится в рамках Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» и Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека» .
https://yadi.sk/i/8M45puzEoxdXCg
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemu_svoey_raboty_kak_klassnogo_rukovoditelya_ya_predstavlyayu_v.docx | 23.1 КБ |
programma_vospitaniya_.docx | 311.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Систему своей работы как классного руководителя я представляю в
форме дневника.
1 страницу моего дневника я назвала «Давайте познакомимся».
Слайд 1-2.
Меня зовут, Звягинцева Ирина Романовна, учитель английского языка, кл. руководитель 9 класса МКОУ «Гороховская СОШ» с.Гороховка.
Педагогический стаж – 4 года.
Мое педагогическое кредо - быть союзником и другом.
Как педагог, как классный руководитель, я, конечно, не раз задавалась вопросом: «А каким должно быть воспитание в будущем?» Довольно сложно дать однозначный ответ, ведь воспитание – это многогранный процесс.
Как отметил в своем выступлении президент В.В. Путин: «никакие технологии не заменят хорошего учителя»
Слайд 3.
О себе говорить не просто. Можно сравнить себя с деревом, у
которого корни, это его истоки, ствол – жизненный путь, а крона –
переплетение дел, успехов, удач, огорчений, занятие любимым делом – учить
детей.
Принципы моей работы с детьми: вдохновлять моих учеников на
успех, родителей на сотрудничество, коллег – на творчество, общество – на
уверенность. Мне кажется, учитель сегодня должен быть на шаг впереди, иначе он будет неинтересен детям, да и самому себе тоже.
2 страница дневника называется «Я педагог»
Слайд 4.
Сущность настоящего педагога в моем понятии это:
У- уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий
профессионально подносить материал.
Ч – честный, человечный, чуткий, с чувством юмора.
И – искренний, индивидуальный.
Т – тактичный, толерантный, терпеливый.
Е – естественный, единомышленник.
Л – любящий детей, любящий свою работу.
Ь – и очень мягкий как мягкий знак и само слово!
А педагог- это учитель и воспитатель.
Слайд 5.
«Педагог – это учитель и воспитатель»
Вот киты, на которых строится моя работа:
1-й кит – профессионализм
2-й кит – постоянное самосовершенствование - развиваемся мы,
развиваются наши дети.
3-й кит – индивидуальный подход к каждому ребенку.
4-й кит – активное творческое начало в любом виде деятельности.
5-й кит – любовь к детям – не просто слова, а терпение, помощь, уважение.
Слайд 6.
Девиз моей работы «День начинать с открытий».
Что – то в груди теснится, хочется разбежаться и, словно большая
птица в лазурное небо взвиться, и облаком утереться, и без конца
восхищаться. Это и есть мир счастья, это и есть мир детства ».
Детство – это не просто период подготовки к будущей жизни. Это
часть всей жизни. В нем ребята получают первый опыт решения
возникающих проблем, учатся жить и работать с другими людьми, познавать
себя и окружающий мир. Рано или поздно наступает время, когда каждого
растущего человека начинают мучить вопросы «кто я?», «каков я?», «зачем
я?». Ответить на них могут помочь их друзья, сверстники и, конечно же, мы
взрослые.
Слайд 7.
Невозможно увидеть новые берега, не отплыв от старых.
Слайд 8.
Вдумавшись в то, что предлагает новый стандарт, а это не только
метапредметные, но и личностные результаты (система ценностей), я поняла,
что каждый ребенок талантлив.
Я научилась из потока неудач ученика выделять крошечный островок
успеха, дать соломинку помощи, показать тропинку к пониманию – ребенок
должен верить в себя - этот принцип для меня один из основополагающих. Школа всегда была мастерской человечности, понятия доброты, порядочности, милосердия, честности, искренности испокон веков закладывались в каждом из нас.
Слайд 9.
Я всегда привожу яркий пример своим ученикам - это наш президент,
В.В.Путин.,благодаря трудолюбию, упорству в достижении цели, он
воплотил свои мечты в жизнь и достиг таких высот.
Классному руководителю необходимо знать и уметь владеть
современными технологиями воспитания.
Воспитательная работа – это хорошая возможность для организации
межличностных отношений в классе, между школьниками и классным
руководителем с целью создания ученического коллектива и органов
ученического самоуправления.
В процессе многоплановой воспитательной работы можно обеспечить
развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению
задач нравственного воспитания.
Слайд 10.
Решить эти задачи помогут современные воспитательные технологии,
которые я активно применяю в своей работе:
- технология проектного обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- технология здорьвьесберегающая;
- технология учебной деловой игры;
- технология развития критического мышления;
- технология проведения учебных дискуссий;
- технология создания ситуаций успеха;
- шоу технологии;
- ситуативные технологии;
Все они, в конечном итоге, направлены на поддержание здоровья школьника,
как физического, так и психического.
Слайд 11.
Воспитательная технология, та совокупность форм, методов,
способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяет классному
руководителю достигать поставленных воспитательных целей. Это один из
способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
При работе с детьми у меня возникает много причин для
размышления, а именно:
1. Как поддержать интерес учащихся к классным часам?
2. Как повысить мотивацию и вовлечь учащихся в активную деятельность?
3. В какой форме проводить родительские собрания, чтобы родители не
потеряли желание посещать школу?
4. Как остаться педагогическим грамотным специалистом, способным
научить и воспитать чему-то ребенка, когда современные дети понимают в
компьютерных технологиях лучше, чем классные руководители?
Слайд 12
И тут мне на помощь приходят воспитательные технологии, используя
их, я опираюсь на методические материалы и опыт старших коллег.
Слайд 13
Все технологии, которые я использую в своей работе я четко делю
на 3 группы.
Технологии работы классного руководителя
Индивидуального воспитания
1. Взаимодействие лишь с одним
ребенком на уровне личность-
личность.
2. Рефлексия.
3. Педагогическое сопровождение.
Коллективного воспитания
1. Статичные формы воспитательной
работы
- собрание детского коллектива
- диспут
- дискуссия
- концертная программа
- «дерево возможностей»
- представление-соревнование
- танцевальная программа (дискотека,
бал)
- вечер общения
- трудовая акция (субботник)
- изготовление объекта демонстрации
- подготовка к представлению
- ситуационно-ролевая игра
2.Динамичные
формы воспитательной работы
- экскурсия
- поход
- экспедиция
Слайд 14.
Остановлюсь на отдельных индивидуальных технологиях.
Технология индивидуального воспитания на ситуационных
классных часах.
Предлагаю классу определенную ситуацию и в разных формах прошу
ее оценить.
Это может быть как индивидуальный тест, так и индивидуальные
ответы на поставленные вопросы. Иногда черты характера ребенка видны
сразу в его ответе, даже в отношении к ситуации.
Например предлагаю следующую ситуацию:
Капля воды (В.А. Сухомлинский)
Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла
группа школьников. Они возвращались из туристского похода. Детям очень
хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.
А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень
устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.
На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди
пили воду. Бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально
прислонившись к дереву.
Когда ученики напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и
задумчиво покачала головой.
Задание:
- Оцените данную ситуацию.
- Как нужно было поступить школьникам?
- Почему бабушка, глядя вслед ученикам, покачала головой?
«Особая категория детей»
Классным руководителем я работаю уже 4 года, меня окружают
самые разные дети, но есть среди них такие, которые отличаются от других
ребят уязвимостью, робостью, или наоборот не совсем адекватным
поведение. Эти дети требуют особого, пристального внимания педагога, их
нужно услышать и понять, уметь держать под контролем, помогать,
вовлекать, ребенок должен увидеть, что он нужен, он может что-то добиться
Слайд 15. (Мир особого ребенка)
Мир особого ребенка
Интересен и пуглив
Мир особого ребенка
Неожидан и красив
Неуклюж, порою странен
Добродушен и открыт
Мир особого ребенка
Иногда он нас страшит
Мир особого ребенка-
Он закрыт от глаз чужих
Мир особого ребенка
Допускает лишь своих.
Последнюю страничку дневника я назвала «Моя школьная семья».
Слайд 16.
Вот они- мои девятиклассники, мои девчонки и мальчишки, мои сорванцы.
Единого рецепта воспитания нет. Три моих главных «НЕ» при
воспитании с детьми
- не унижать;
- не смотреть свысока;
- не требовать платы за то, что ты делаешь;
Слайд 17.
Я росту вместе со своими воспитанниками, я учу и воспитываю их,
они учат меня. Можно сказать, что мои первые шаги, мои трудности, мои
первые удачи в школе связаны с моими ребятишками. Мы доверяем друг
другу. Я чувствую, что и ребята любят меня, доверяют и считают другом, а
значит, в выборе профессии я не ошиблась. Классный руководитель - это пример, которому следуют дети. Я, как классный руководитель прекрасно это понимаю и всегда стараюсь относиться ко всем своим ученикам человечно, идти в ногу со временем, и даже быстрее... Каким будет будущее? Я не знаю. Единственное, что в моей власти сегодня – это моделирование человека будущего. А будущее, на мой взгляд, должно быть прекрасным!
Слайд19
В заключении хочу сказать, что настоящий классный руководитель это тот, кто способен с высот своих знаний спуститься до
незнания воспитанников и вместе с ними совершить восхождение.
Слайд 20 Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Содержание
Паспорт программы
Пояснительная записка
Нормативно - правовая база
Организаторы и участники программы
Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся Основные этапы реализации программы
Основные направления, ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся
Нравственный потенциал
Взаимодействие классного руководителя с родителями
Содержание деятельности
Механизмы отслеживания результатов
Список литературы
Приложения
Паспорт программы
Основания для разработки программы |
|
Полное название программы | Программа воспитания и социализации обучающихся 5 класса «Новое поколение» |
Сроки реализации программы | 2015-2020г.г. |
Цель программы: | Формирование сплочённого коллектива, духовно-нравственное становление толерантной личности и активной гражданской позиции обучающихся на основе общечеловеческих ценностей. |
Задачи: |
|
Ожидаемые результаты |
|
Система контроля | Контроль реализации программы осуществляется в установленном администрацией школы порядке заместителем директора по УВР, руководителем МО |
Название организации | МКОУ Гороховская СОШ |
Почтовый адрес учреждения, телефон | 396467 Воронежская область, Верхнемамонский район, с. Гороховка, улица Верова, дом 18. Тел.: 8 (47355) 51-6-42 Эл.почта gorohsochs@mail.ru |
ФИО руководителя организации | Сорокин Виктор Владимирович |
ФИО автора программы | Звягинцева Ирина Романовна |
Пояснительная записка
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования «Новое поколение» разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования А. М. Кондакова, в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, школьной программой воспитания и социализации «Растим гражданина». В Программе определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, другими социальными институтами.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование. В современной педагогике живут идеи сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности ее развития, эмпатии и толерантности. При этом необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления данной программы. Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Нормативно-правовая база
- Конвенция о правах ребенка;
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции 2013года с внесенными в него изменениями;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- Приоритетные направления развития российского образования, одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 09.12.2004 года;
- Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Организаторы и участники программы
Организаторы и участники программы воспитания и социализации «Новое поколение» - все субъекты воспитательного процесса: учащиеся, родители, педагоги. Ответственный за ее реализацию – классный руководитель. Участниками реализации программы могут и должны быть социальные партнеры и субъекты воспитания. Ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого воспитательного пространства и нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу школы и ее социальным партнерам. Формирование социально активной личности в МКОУ « Гороховская СОШ» происходит в условиях уже сложившейся воспитательной системы. Главной ценностью является Человек, прежде всего личность школьника.
Воспитательная система выстраивается на основе Концепции по формированию образа жизни, достойной Человека. Человек становится личностью, когда обретает способность реализовать свои природные задатки, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. То есть первая составляющая цели воспитания - это интеллект ребенка. Вторая составляющая - нравственность, мораль, духовный стержень. И, наконец, способность к саморазвитию, творчеству, самоопределению. Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. Достигнув этого, личность оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни есть три основы - истина, добро и красота. Таким образом, УВП направлен на освоение и присвоение наивысших ценностей жизни, на формирование личностных качеств школьников, на развитие их творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье. Особое внимание в воспитательной системе школы акцентировано на аспектах социализации личности. Кроме данной программы, социальный опыт обучающиеся приобретают в результате реализации образовательных и воспитательных программ, действующих в МКОУ «Гороховская СОШ»; в процессе взаимодействия в рамках ученического самоуправления; в результате приобретения опыта общения в социальной среде.
Программа предполагает преемственность содержания, форм и методов организации учебно-воспитательной деятельности школьников на всех ступенях обучения. Управление воспитательной системой в классе осуществляется через структурные компоненты: класс, кружки, секции, методическое объединение классных руководителей, родительский комитет, Совет учеников школы, Управляющий совет школы и т.д.
Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель данной программы воспитания и социализации:
формирование сплочённого коллектива, духовно-нравственное становление толерантной личности и активной гражданской позиции обучающихся на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения поставленной цели духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.
- области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование нравственного смысла учения, социально-ориентированной и общественно полезной деятельности;
- формирование морали - осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
- усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
- укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
- формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
- осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
- формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
- области формирования социальной культуры:
- формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
- развитие патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
- формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
- формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
- укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
- усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
- формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
- области формирования семейной культуры:
- укрепление отношения к семье как основе российского общества;
- формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
- укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
- формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
- знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
Основные этапы реализации программы
Этапы | Сроки | Класс | Задачи этапы | |
1 этап | 2015- 2016 г. 2016 - 2017 г. | 5-6 |
| |
2 этап | 2017- 2018 г. 2018- 2019г. | 7- 8 |
| |
3 этап | 2019 - 2020 г. | 9 |
| |
Основные направления, ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
Содержанием воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
- честь;
- достоинство;
- свобода (личная и национальная);
- доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);
- дружба;
- здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).
Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. Задачи воспитания и социализации классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Основные направления воспитания и социализации обучающихся
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);
- воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
- воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
- воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
- воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся
Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача классного руководителя. Это забота о здоровье духа воспитанника.
Принцип воспитания творческой личности ребенка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели. В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации.
Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».
Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:
Личностно – ориентированный подход – учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности обучающегося; создание условий для разностороннего развития и индивидуальности обучающегося.
Деятельностный подход — с помощью игровой, трудовой, творческой и досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.
Компетентностный подход - формирование у обучающихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; обучающиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социальной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.
Комплексный подход - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.
Ожидаемые результаты
Нравственный потенциал.
Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы. Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «Я», овладение приёмами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения. Готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия. Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и т.п.
Познавательный потенциал.
Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умение развивать и управлять познавательными процессами личности, способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.
Коммуникативный потенциал.
Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.
Эстетический потенциал.
Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве.
Физический потенциал.
Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристическими умениями и навыками; знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.
Воспитание качеств гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества.
Снижение числа подростков, склонных к вредным привычкам.
Участие в культурном досуге.
100% охват обучающихся во внеурочной занятости.
Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, формирование ЗОЖ,
Развитие интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.
Повышение удовлетворенности интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании.
Создание системы педагогического просвещения родителей, повышение уровня удовлетворенности.
Создание единого воспитательного пространства
Взаимодействия классного руководителя с родителями
- Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;
- Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку;
- Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
- Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Исходя из этого, содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает 3 основных направления:
- психолого-педагогическое просвещение родителей (можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей):
- индивидуальные и тематические консультации;
- родительские собрания;
- тренинги;
- конференции;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- дни творчества детей и их родителей;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально- технической базы школы и класса;
- шефская помощь;
- участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе;
- участие родителей класса в работе Совета школы;
- участие родителей класса в работе родительского комитета;
Нетрадиционные формы сотрудничества.
- Родительские вечера
- День открытых дверей
- Индивидуальные консультации
- Родительский лекторий
- Групповые консультации
- Тематические консультации
- Внеклассные мероприятия с участием родителей
- Тренинги
- Родительские собрания с участием детей Тематические мероприятия, проводимые родителями.
Темы родительских собраний
- класс
- Организационное.
- Адаптация пятиклассников: трудности и пути их преодоления.
- Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Роль семьи в воспитании моральных качеств личности.
- Роль семьи в воспитании подростков.
- Это всё о нас!
- класс
- Этот трудный подростковый возраст
- Безопасный интернет
- Поощрение и наказание в воспитании детей
- Здоровый образ жизни - основа успешной жизнедеятельности
- класс
- Ваш ребенок взрослеет
- Свободное время подростка. ЗОЖ
- Контакты и конфликты
- Воспитание толерантного человека
- класс
- Роль семьи в развитии моральных качеств подростка
- Способности и роль семьи в их развитии
- «Жизненные цели подростков
- Предотвращение отчужденности между родителями и детьми
- класс
- Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся
- Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых
- Роль самооценки в формировании личности
- Экзамены: как избежать стресса?
Содержание деятельности (основные проекты, ключевые дела по реализации задач) сферы
- Сфера нравственного и духовного воспитания
Цель: формирование качеств личности, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте, сострадании, милосердии.
Задачи:
- Развивать нравственные чувства и нравственное поведение.
- Уметь выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступка.
- Формировать у обучающихся умение строить свои взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества, взаимопонимания.
- класс
- Беседа: «Террору – нет!»
- Диспут: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»
- Литературно - музыкальная гостиная «С мамой о прекрасном».
- «Судьбы народа коми в судьбах России»
- Лекторий: «Зависть – губительная страсть»
- Устный журнал: «Мамаев Курган – священная высота России». 74-летию Сталинградской битвы посвящается.
- Кл.час «Компромисс – это признак слабости или зрелости личности?»
- Лекторий: «Жадность не порок»
- класс
- Беседа «Мир моих увлечений».
- Семейный этикет. Уважение к родителям.
- Международный день толерантности. Классный час «Сила слова».
- Дискуссия «Кто больше счастлив: кто отдаёт или кто получает?».
- Классный час «Как правильно говорить? Экология слова».
- Беседа «Ты, я, он, она, а вместе мы…».
- Диагностика уровня сформированности классного коллектива.
- Классный час «Как заслужить доверие?».
- класс
- Анкетирование. Методика выявления коммуникативно-организаторских способностей.
- Беседа «Берегите друзей».
- Международный день толерантности.
- День матери. Семейный праздник «Самый дорогой человек».
- Диспут «Всякое дело человеком ставится, человеком славится».
- Классный час «Сквернословие – привычка или болезнь?».
- Беседа «Люди, которым трудно общаться. Дети инвалиды».
- Классный час «Творить добро».
- класс
- Беседа «В чём цель жизни?»
- Диагностика определения ценностных ориентаций.
- Классный час «Терпение – это дерево с горькими корнями, но с отличными плодами».
- Беседа «Слагаемые профессионального успеха».
- Беседа «Хорошее и дурное влияние».
- Анкетирование «Легко ли ты поддаёшься влиянию?».
- Клубный час «Исторические корни этикета». Своя Игра.
- Семейные ценности. Классный час совместно с родителями.
- Методика изучения социализированности личности учащегося (М. И. Рожков).
- класс
- «Коллективный автопортрет 9 класса». Самопрезентация классного коллектива.
- Психологический тренинг. Правила поведения в конфликтных ситуациях.
- Классный час «Человек идеальный. Человек реальный».
- Клубный час «Горькая правда или сладкая ложь?».
- Диспут «Что такое счастье?».
- Диспут «В чём смысл жизни?».
- Беседа «В гармонии с собой и окружающими».
- Виртуальная экскурсия «Семь чудес света. Собор Василия Блаженного».
- Сфера гражданско-патриотического воспитания
Цель: формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
- Прививать детям чувство гордости за свою страну, район, село, школу.
- Воспитывать любовь к малой Родине, бережное отношение к историческому и культурному наследию страны, традициям родного края.
- Сохранять историческую преемственность поколений.
- Воспитывать навыки культуры отношений, навыков общественной жизни,
- Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного города.
- класс
- Викторина «Государственные символы России»
- Героические страницы истории. Оборона и освобождение Севастополя
- Акция «Скажем терроризму нет».
- Информационный час «День народного единства. История празднования».
- Возвращение к истокам. Традиции моей страны. Традиционные масленичные гуляния.
6Литературно-музыкальная композиция ко Дню Космонавтики. «А знаешь, каким он парнем был?».
- Беседа: «Прекрасно бывает там, где пребывает милосердие»
- класс
- Закон государства «Об Образовании». Что нужно знать школьнику?
- Лекция «Героические личности истории. Минин и Пожарский».
- Беседа «Конституция — главный документ РФ».
- Беседа «День Российской печати. Роль прессы в нашей жизни».
- Интерактивное путешествие «Героические страницы истории…».
- Информационный час «Покорители космоса».
- Виртуальное путешествие «Города-герои».
- Концерт «Этих дней не смолкнет слава!».
- Страницы незабытой войны
10День народного единства
- класс
- Круглый стол «Россия в борьбе за мир».
- Информационный час «Всемирная Декларация Прав Человека».
- Викторина «О чём говорят улицы моего села?».
- Интерактивная игра «Выборы».
- Викторина «Ты тоже родился в России».
- Конкурсная программа «Гардемарины, вперёд!».
- Диспут «Патриотизм и национализм. Что выбираешь ты?».
- Клубный час «И помнит мир спасённый».
- Классный час «Детство, опаленное войной».
- класс
- Беседа «В чём самая большая цель жизни».
- Беседа «Ответственность за преступления и правонарушения, совершаемые несовершеннолетними».
- Встреча с представителями учебно-профессиональных заведений. Пути получения профессии.
- Информационный час «Закон о защите прав потребителей».
- Дискуссия «Чем опасен карьеризм?».
- Диспут «Страна, в которой мне хотелось бы жить».
- Информационный час «Современный рынок труда».
- Митинг, посвященный Победе в ВОВ «Слава Победе!».
- Сфера интеллектуального воспитания
Цель: создание условий для развития творческой активности и повышению мотивации к процессу познания.
Задачи:
- Способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.
- Развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.
- Создавать условия для практического применения знаний, полученных на уроках, посредством рациональной организации внеурочной учебной деятельности.
- класс
- Лекция «Виды памяти. Тренировка памяти».
- Информационный час «В мире энциклопедий».
- Анкетирование «Мотивы учебной деятельности».
- Диспут «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
- День Российской науки. Клубный час. «Великие открытия Российских учёных».
- Международный день памятников и исторических мест.
- Игра «Что? Где? Когда?».
- Путешествие по цветочным морям.
- класс
- Викторина «Памятники героям 1812 года».
- Диспут «Образование дорого, а невежество ещё дороже».
- Анкетирование. Определение психологического климата в коллективе.
- Экскурсия по историческим местам с.Гороховка.
- «Стресс. Способы и приёмы снятия стресса» Психотренинг.
- Игра «Поле чудес».
- Семинар «Как работать с научным текстом. План. Тезисы. Конспект».
- Экскурсия в краеведческий музей села Лозовое.
- класс
- Международный день грамотности.
- Читательская конференция «Герои нашего времени».
- Турнир Эрудитов.
- Круглый стол «Лучшие университеты мира. История их появления».
- Интерактивная викторина «Открытия, которые потрясли мир».
- Классный час «Библиотеки мира».
- Интеллектуальная игра «Физические явления вокруг нас».
- Диспут «Учёный. Кто он? Какой он?».
- Викторина «Занимательная информатика».
- класс
- Интеллектуальная игра «Путешествие по карте мира».
- Анкетирование. Методика выявления профессиональных интересов и склонностей.
- Диспут «Книги печатные. Книги электронные. Каково их будущее?».
- Диагностика уровня социальной адаптации выпускников.
- Практическое занятие «Химия и я».
- Читательская конференция «Судьба человека».
- Тренинг «Учимся сдавать экзамены».
- Конференция «Учиться нужно для того, чтобы достойно жить».
- Сфера здоровьесберегающего воспитания
Цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни.
Задачи:
- Формировать осознанное отношение обучающихся к своему физическому и психическому здоровью;
- Формировать важнейшие социальные навыки, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек;
- Воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности.
- класс
- Беседа о режиме дня. «Правила Здорового образа жизни на каждый день».
- Практическое занятие «Утренняя зарядка».
- Беседа на нравственно - этическую тему: «Привычки – хорошие и плохие».
- Анкетирование «Спорт и я».
- Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».
- Беседа-обсуждение «Настоящий спортсмен. Какой он?».
- Участие в конкурсе «Дорожное колесо».
- Игра «Здоровое питание».
- класс
- Лекторий «Здоровье и вредные привычки».
- Беседа «Предупреждение травматизма во время занятий спортом».
- Способы манипуляции. Табак
- Беседа «История Олимпийского движения».
- Диспут «Опасен ли компьютер для здоровья?».
- Беседа «Красивая осанка. Как помочь позвоночнику?».
- Клубный час «Спорт в цифрах и фактах».
- Инструктаж по ТБ во время летних каникул.
- Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения
- Круглый стол «Я против табака»
- класс
- Всемирный день туризма.
- Беседа «Гигиена полости рта. Уход за зубами».
- Практическое занятие «Гигиена зрения».
- Беседа «Способы закаливания организма».
- Беседа «Наркотики. Оружие самоистребления».
- Интерактивная игра «Олимпийские игры».
- Беседа «Сотовый телефон и здоровье».
- День здоровья.
- Беседа «Опасности ультрафиолета».
- класс
- Презентация «Активный отдых моей семьи».
- Круглый стол «Страдания от кибермании».
- Информационный час «Энергетические напитки».
- Беседа «Влияние курения на организм человека».
- День здоровья.
- Клубный час «Профессия и здоровье».
- Беседа на нравственно – этическую тему «Ставим условие: долой сквернословие».
- Инструктаж по ТБ во время летних каникул.
- Сфера экологического воспитания
Цель: воспитание любви к родному краю, умения и желания любоваться природой, охранять её и защищать; формирование культуры трудовой деятельности, жизненно-необходимых трудовых и бытовых навыков.
Задачи:
- Прививать навыки экологического воспитания и бережного отношения к природе.
- Знать законы живой природы, понимать сущность взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и человеком.
- Развивать навыки коллективного труда в процессе классной коллективной деятельности.
- класс
- Участие в экологической акции «Чистый берег».
- Беседа «Я и спорт».
- Беседа «Гигиена внешней среды».
- Конкурс рисунков «Мой дом – Земля».
- Лекция «Хранители воды».
- Беседа «День Земли. Как уберечь планету от разрушений».
- Час презентации «Птицы нашей местности».
- Поход на пикник «Осенний лес»
- класс
- Беседа «Счастье быть с природой, видеть её, говорить с ней».
- Беседа «Опасности большого города».
- Лекция «Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок».
- Беседа «Землетрясения. Как себя вести».
- Акция «Кормушка».
- Акция «Помоги лесу» «Без бумажек, бутылок, жестянок было бы больше красивых полянок».
- класс
- Беседа «Наши природные лекари».
- Диспут «Имеют ли бездомные животные право на жизнь?»
- Практическое занятие «Профилактика травм и способы оказания первой помощи».
- Информационный час «Как уберечься от радиации?»
- «Мы в ответе за тех, кого приручили» Акция помощи братьям нашим меньшим.
- Проект «Что делать с мусором?»
- Викторина «Мой дом – Земля».
- Диспут «Безграничны ли природные ресурсы?»
- класс
- Беседа «Экология моего дома».
- Классный час «Природные катаклизмы и деятельность человека».
- Экологическая игра ««Мир заповедной природы».
- Экологический концерт «Спасём Земную красоту».
- День Гражданской Обороны. «Как защитить себя и своих близких».
- Информационный час «Что такое ландшафтный дизайн?»
- Сфера воспитания положительного отношения к труду и творчеству
Цель: способствовать формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивать организаторские способности
Задачи:
- Воспитание потребности трудиться.
- Воспитание ответственности за выполненную работу.
6 класс
- Беседа о профессиях.
- Выставка «Волшебный узелок».
- Благотворительная ярмарка «Дары осени».
- Беседа «Об аккуратности».
- Праздник «Картофельный банкет».
- Диспут «В поисках будущей профессии».
- класс
- Беседы о профессиях. Строительные специальности.
- Беседа «Труд в нашей жизни».
- Внеклассное мероприятие «Кулинарный поединок».
- Круглый стол «Его величество – Хлеб».
- Беседа «Я в мире профессий».
- Мастер – класс «Подари книге вторую жизнь»
- класс
- Игра – путешествие «Мир профессий и твоё место в нём»
- Дискуссия «Разделение труда. Классификация профессий»
- Интерактивное путешествие в Город мастеров.
- Беседа «Сто дорог — одна твоя».
- класс
- Анкетирование «Влияние темперамента на выбор профессии»
- Беседа «Профессии. Которые мы выбираем»
- Беседа «Чем пахнут ремёсла»
- Беседа «Новое время — новые профессии»
- Встреча с интересными людьми «Профессия моих родителей»
- Сфера культурологического и эстетического воспитания
Цель: Научить детей видеть прекрасное, творить прекрасное
Задачи:
- Вовлекать учащихся в творческие дела класса.
- Способствовать развитию творческого подхода к деятельности
- Способствовать развитию самостоятельности и активности детей
- класс
- Беседа «О красоте и мужестве»
- Музыкальный брейн – ринг «Музыкальная семья»
- Интерактивное путешествие «Жостовский букет»
- Праздник «Широкая масленица»
- Праздник «Русские посиделки»
- Праздник «Царица Осень»
- Дискуссия «Для чего нужна улыбка?»
- класс
- Интерактивное путешествие «Золотая хохлома»
- Этическая беседа «Птица счастья»
- Праздник «Гость в доме – хозяину радость»
- (Познавательно-развлекательное занятие элементами театрализации) «Русская басня».
- Праздник Русские традиции. Масленица. Классный час с презентацией
- Литературная гостиная «Отговорила роща золотая»
- Беседа «Как стать интересным собеседником»
- класс
- Лекция «Красота и труд вместе идут»
- Интерактивное путешествие «Человек и творчество. Великие творения человечества».
- Конференция идей «Секреты Золушки».
- Русские традиции. Рождество
- Вечер праздничный «Осенний бал»
- Лекторий «Светский этикет»
- Беседа «Умею ли я слушать»
- Беседа «Язык, мимика, жесты как средства общения»
- класс
- Дискуссия «Что такое духовное богатство человека»
- Дискуссия «Музыка и мы»
- Ролевая игра «Сервировка праздничного стола»
- Брейн - ринг «Этикет и мы»
- Час презентации «Туристско-экскурсионные возможности республики».
- Устный журнал «Наш друг – кино».
- Сфера социокультурного и медиакультурного воспитания
Цель: создание условий индивидуального выражения каждого учащегося, осуществление индивидуального корректива развития каждой личности.
Задачи:
- Организация предупреждения социальной агрессии и противоправной деятельности;
- Организация интернационального воспитания;
- Организация профилактики экстремизма, радикализма, нигилизма, ксенофобии и др.
6-9 классы
- Беседа «Как бороться с конфликтами». Тест.
- Диспут по культуре общения «Что значит владеть собой»
- Час общения «Скажи: кто твой друг».
- Этикет общения (деловое общение)
- Фестиваль национальных культур
- Уроки и дни толерантности
- «Гражданское согласие. Что это? Как его достичь?»
- «Экстремизму – нет»
- Мероприятия, направленные на предупреждение социальной агрессии.
- «Безопасный Интернет».
- «Школа юного психолога».
- Дискуссионные клубы, форумы и т.д.
- Работа самоуправления.
- Беседа «Русский язык - язык межнационального общения в России» 15 « Терроризм угроза обществу» - беседа
- Сфера правового воспитания и культуры безопасности
Цель: Способствовать формированию правовой культуры детей, профилактика правонарушений
Задачи:
- Организация повышения правовой грамотности обучающихся;
- Создание условий деятельности органов ученического самоуправления;
- Обеспечение физической, информационной и психологической безопасности обучающихся.
6-9 классы
- «Мы и закон»
- «Права и свободы гражданина»
- «Мои права и обязанности»
- «Молодежные субкультуры»
- Недели правовых знаний
- Классный час «Знакомство с Конвенцией по правам ребёнка»
- Работа юных инспекторов движения
- Клуб юных туристов, краеведов
- Развитие правовой грамотности
- Развитие навыков безопасности и формирование безопасной среды в школе
- Работа самоуправления
- Сфера формирования коммуникативной культуры
Цель: заполнять активно-деятельным эмоционально и психологическим комфортным содержанием свободное время ребенка.
Задачи:
- Изучать и влиять на кругозор учащихся, на их интересы, увлечения;
- Способствовать формированию основ культуры общения;
- Способствовать сплочению классного коллектива;
- Создание благоприятного психологического климата в классе (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности);
- классы
- Мероприятия, направленные на формирование коммуникативной культуры, безопасности общения, ответственного отношения к слову и т.д.
- День русского языка
- Кружки родного языка, юного филолога, юного журналиста
- Праздники родного и иностранных языков в рамках предметных недель
- Клубы по интересам и т.д.
- Беседа о родном языке
- Работа родительского университета
- Школьная и классная газета
- Школьный сайт
Механизмы отслеживания результатов (диагностики, мониторинг)
Мониторинг качества воспитания — это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Мониторинг выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, действенности форм, способов, приемов воспитательного процесса.
Основная цель мониторинга — выявить потенциальный ресурс школы и разработать стратегию его реализации.
Задачи мониторинга:
- Выявить уровень воспитанности учащихся школы;
- Исследовать степень содействия педагогических средств процессу развития личности воспитанника;
- Получить информацию о результативности работы педагога - воспитателя;
- Оценить эффективность воспитательного процесса в школе.
Результаты:
- Получение достоверной информации о нравственном развитии, социализации личности учащегося, о самочувствии воспитанников школе (внутренний комфорт), о результатах процесса воспитания.
- Фиксация происходящих изменений в личности воспитанников во времени и выявление тенденций развития личности.
- Определение наиболее эффективных педагогических средств воспитательного процесса, которые в наибольшей степени повлияли на развитие личности учащегося.
- Оценка результативности воспитательных программ школы.
- Эффективное целеполагание, планирование, выбор содержания, методов и форм воспитательной деятельности.
- Корректировка воспитательного процесса, программ и планов работы школы.
- Актуализация психолого –педагогической поддержки воспитанника.
- программу мониторинга уровня воспитанности учащихся предлагается включить несколько видов методик:
- Оценка уровня воспитанности учащихся (Приложение №1)
- Методика выявления коммуникативных склонностей учеников (Приложение №2)
- Методика для изучения социализированности личности ученика (Приложение №3)
- Методика изучения удовлетворенности учеников жизнью в школе (Приложение №4)
- Методика изучения эффективности воспитательных средств (Приложение №5)
- Социометрический тест (Дж.Морено) (Приложение №6)
При изучении воспитанности особое внимание следует уделять выявлению тенденций изменения показателей в течение нескольких лет. В этой связи следует создать систему хранения и интерпретации получаемой в течение нескольких лет информации, учитывая, что информация об уровне воспитанности отдельного воспитанника хранится в течение всего срока обучения.
Обсуждение результатов диагностики, определение перспектив целесообразно проводить на заседании методического объединения классных руководителей, педагогическом совете. Об основных результатах исследования информируют родителей и воспитанников.
Полученные данные обязательно сравниваются с уже имеющимися показателями по предыдущему периоду, строится график личностного роста и диаграммы уровня развития классного коллектива.
Список литературы
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральная программа развития образования 2000 № 12 «Вестник образования».
- Типовые положения об общеобразовательном учреждении 2001г.
- Образовательная политика России на современном этапе 2002г. №2. «Официальные документы в образовании».
- Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. Гольдберг В.А. //Новая школа - 2001.
- Ильенко Л.П. Программа развития школы: структура, содержание, перспективное планирование работы. - 2001.
- Макаренко А.С. Воспитание гражданина- 1989
- Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
- Степанова Е.Н. Воспитательная система класса: Теория и практика: Методические рекомендации / / Е.Н. Степанова. - 2005. – С.160
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика, ч.1, ч.2 // Гуманит.изд.центр ВЛАДОС - 2003.
- Макаренко А.С. Воспитание гражданина- 1989
- Педагогу о воспитательной системе школы и класса // Учебно-методическое пособие. – 2004. С.224
- Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания - 2002.
Приложение №1
Оценка уровня воспитанности учащихся
№ п\п | Критерии | Уровень воспитанности | |||||||||||||||||||||||||||||||
высокий 3б | средний 2б | низкий 1б | |||||||||||||||||||||||||||||||
Проявления | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Внешний вид | Опрятный, не вызывающий, не раздражающий | Неопрятный, вызывающий, раздражающий | ||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Манера общения, речь | Общительный, открытый, вежливый | Стремится Навязать своё мнение, употребляет ругательства | ||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Отношения с учителями | Уважительные, доброжелательные, почтительные | Неуважительные, с элементами грубости | ||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Отношения с одноклассниками | Дружеские, сопереживающие, с симпатией | Конфликтные, издевательские, с антипатией | ||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Дисциплинированность (в плане выполнения поручений) | С особой тщательностью выполняет все требования учителя | Игнорирует требования учителя, воспитателя, поступает исходя из личных интересов | ||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Отношение к школьному имуществу, труду других | Бережное, ценит труд окружающих | Пренебрежительное (ломает, пачкает, не ценит труд других) | ||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Особенности поведения | Систематически совершает положительные поступки | Имеют место отрицательные поступки (грубость, драки, опоздания, нарушения дисциплины) | ||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Отношение к своим поступкам | Адекватно оценивает свои поступки | Равнодушен, оправдывается | ||||||||||||||||||||||||||||||
9. | Отношение к педагогическим воздействиям | Переживает, старается пересмотреть ситуацию и исправиться | С ожесточением | ||||||||||||||||||||||||||||||
Протокол оценки уровня воспитанности класса | |||||||||||||||||||||||||||||||||
№п/п | ФИ воспитанника | Критерии уровня воспитанности (оценка в баллах) | всего | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||||||||||||||||||||||
1. | Иванов С. | 3 б | 2 б | 3 б | 2 б | 1 б | 3 б | 1 б | 2 б | 2 б | 19 б | ||||||||||||||||||||||
2. | ….. |
Приложение №2
Методика выявления коммуникативных склонностей воспитанников Цель: выявление коммуникативной развитости воспитанника
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Ели Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «-». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».
Вопросы
- Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего решения?
- Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
- Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
- Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
- Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
- Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
- Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
- Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из - за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
- Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
- Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
- Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
- Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
- Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
- Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
- Принимаете ли Вы участие в общественной работе в классе?
- Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать сое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
- Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
- Часто ли Вы опаздываете на встречи, свидания?
- Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
- Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне коммуникативных способностей воспитанника:
Низкий уровень –0,1 –0,45 Ниже среднего –0,46 –0,55 Средний уровень –0,56 –0, 65 Выше среднего –0,66 –0, 75 Высокий уровень –0,76 –1
Протокол изучения коммуникативных склонностей учащихся
ФИО | количество положительных ответов на нечетные вопросы, х | количество отрицательных ответов на четные вопросы, у | х + у 20 |
Приложение №3
Методика для изучения социализированности личности воспитанника
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности.
Ход поведения. Учащимся предлагается прочитать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
- –всегда
- –почти всегда
- –иногда
- –очень редко
- –никогда
- Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
- Считаю, что всегда надо чем - то отличаться от других.
- За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.
- Я умею прощать людей.
- Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
- Мне хочется быть впереди других в любом деле.
- Я становлюсь упрямым, когда уверен, что прав.
- Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.
- Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
- Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
- Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
- Мне нравится помогать другим.
- Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
- Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
- Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
- Переживаю неприятности других, как свои.
- Стремлюсь не ссориться с товарищами.
- Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
- Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
- Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности воспитанника получают при сложении всех оценок первой строки и деления этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строкой. Оценка социальной активности - с третьей строкой. Оценка приверженности детей к гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строкой. Если получаемый коэффициент больше 3, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если он больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше 2 баллов, то можно предположить, что учащийся имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Протокол изучения социализированности личности
ФИО | коэффициент социальной адаптированности | уровень | коэффициент автономности | уровень | коэффициент социальной активности | уровень | коэффициент нравственной воспитанности | уровень | Уровень социализирован Ности ∑коэф.4 |
Приложение №4
Методика изучения удовлетворенности учащихся жизнью в школе
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся жизнью в школе
Ход проведения. ученикам предлагается оценить степень согласия с содержанием по следующей шкале:
4–совершенно согласен;
3–согласен;
2–трудно сказать;
1–не согласен;
0–совершенно не согласен.
- Я иду на занятия с радостью.
- В школе у меня обычно хорошее настроение.
- В нашем классе хороший классный руководитель.
- К нашим учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
- У меня есть любимый учитель.
- В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
- Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
- У меня есть любимые предметы.
- Я считаю, что школа по –настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
- На каникулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся жизнью в школе (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же
- больше 2, но меньше 3 или меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Приложение №5
Методика «Изучение эффективности воспитательных средств»
Цель: изучить эффективность воспитательных средств.
Ход проведения. Каждому ученику предлагается оценить степень влияния ниже перечисленных средств:
-на его отношение к жизни, формирование у него положительных качеств; Оценивать необходимо по следующей шкале:
- –положительно повлияло очень сильно;
- –почти не повлияло;
- –отрицательно повлияло.
- Общешкольные дела
- Классные дела.
- Взаимоотношения с учителями
- Взаимоотношения в классе.
- Взаимоотношения с родителями.
- Занятия в кружке, секции или другом объединении по интересам.
- Обстановка в классе.
- Пример родителей.
- Пример педагогов.
- Отношение к Вам Ваших товарищей.
- Ваше увлечение в свободное время.
Обработка результатов анкетирования.
Эффективность мероприятия можно выразить в процентах по формуле:
∑баллов по каждому показателю
- = ------------------------------------------------- x 100%
3 x кол-во опрошенных
Воспитательное мероприятие считается эффективным при показателе выше 50%
Приложение №6
Социометрический тест (Дж.Морено)
Предварительно на доске или на ватмане представить список группы (из тех, кто присутствует на данный момент) в виде таблицы:
№ п\п. | Фамилия И. |
Вопросы, задаваемые испытуемым:
Неформальные отношения
- а) С кем бы ты хотел участвовать в группе по подготовке внеурочного мероприятия? (5 выборов)
б) С кем бы ты не стал вместе готовить мероприятие? (5 выборов) Формальные отношения
- а) С кем из одноклассников ты бы пошел в другой класс при расформировании классов? (5 выборов)
б) с кем из одноклассников ты бы легко расстался при расформировании классов. (5 выборов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЮНОСТЬ» - Открытая социально-педагогическая система с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства
Презентация к областному семинару для директоров дополнительного образования....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.
В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...