Лаборатория "Почемучек"
опыты и эксперименты
Мини - лаборатория в детском саду , как средство формирования познавательной активности детей через опытно – экспериментальную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratoriya_pochemuchek.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
"Научная лаборатория «Почемучек» "
Если задаться вопросом, каким вы видите ребенка в детском саду, то вы мне наверняка скажите, что это здоровый, активный, общительный, любознательный ребенок, которому в детском саду комфортно, спокойно, интересно. И в нашем педагогическом арсенале есть такие инструменты, которые позволяют сделать жизнь наших детей насыщенной, интересной и увлекательной. Одним из направлений работы в детском саду является познавательное развитие дошкольников через детскую экспериментальную деятельность.
Дети всегда с увлечением и большим интересом ведут научную работу, проводят опыты и изучают явления и свойства объектов окружающего мира. А результаты своей работы фиксируют в дневниках наблюдений. Для ребят это очень важно, так как они получают таким образом практический результат своей деятельности. У нас накопился большой объем материалов по данной теме. И в результате появилась идея создать «Научную лабораторию», которая будет знакомить детей с объектами неживой природы.
Цель научно-исследовательской деятельности нашей лаборатории - создать у детей представления об объектах окружающего мира, а также познакомить с их свойствами.
Задачи, способствующие достижению поставленной цели:
- Формировать основные представления о предметах: свойства и качества.
- Формировать способность видеть взаимосвязь между предметами и явлениями.
- Формировать умения делать выводы и открытия.
- Развивать мыслительные способности: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
- Развивать речевые способности.
- Развивать визуальное, слуховое, сенсорное восприятие.
- Развивать мелкую моторику и координацию движения.
- Развивать внимание и память.
- Создавать положительные мотивации к самостоятельному экспериментированию.
- Создавать дружескую атмосферу в группе во время проведения исследований
- Воспитывать усидчивость.
В нашей работе мы выделяем несколько этапов научно-исследовательской деятельности:
- Выявление проблемного вопроса, который нужно решить;
- Постановка цели (что необходимо предпринять для решения проблемы);
- Поиск возможных путей решения проблемы;
- Проверка собранных данных, реализация их в действия;
- Анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- Сделать вывод.
В работе лаборатории мы используем такие актуальные методы по организации научно-исследовательской деятельности, которые лучше всего подходят для демонстрации в детских садах:
- проблемно-поисковый метод;
- наблюдения за объектами;
- опыты и эксперименты;
- игры-эксперименты;
- моделирование;
- опыты.
После каждого опытно-экспериментального занятия или наблюдения в нашей лаборатории проходит фиксация результатов - это обязательный этап. Дети фиксируют свои результаты на личных карточках. Этот этап необходим для того, чтобы результаты опыта закрепились в памяти воспитанников.
Способы фиксация результатов детского экспериментирования:
- Графический. Это самый простой способ зафиксировать результат. Его можно осуществлять при помощи уже готовых карточек, картинок, графических схем. Данный способ подходит для работы с детьми 3–4 лет, мы предлагаем детям выбрать ту картинку или карточку, на которой изображён результат проводимого опыта. С ребятами средней группы можно использовать графические схемы или мнемокарты.
- Ментальный. Здесь дети используют свои речевые навыки: дошкольники учатся самостоятельно рассказывать об итогах эксперимента, а так же сравнивают результаты с похожими опытами, которые проводили ранее.
- Практический. Заключается в том, что результат эксперимента дети фиксируют на бумаге — зарисовывая или записывая полученные данные. Зарисовка полученных данных, чаще всего осуществляется условными обозначениями. Старшие дошкольники могут вести различные дневники наблюдений за природными явлениями.
Наша Лаборатория с одной стороны позволяет привлечь внимание ребенка, заинтересовать его. А с другой стороны позволяет ребенку стать полноценным самостоятельным исследователем, главным действующим лицом.