Основные средства и методы применения мультимедийных и компьютерных технологий на уроках физической культуры.
методическая разработка

Аипов Гильфан Ахметшович

      На мой взгляд, школьный спортзал должен быть оснащён следующим  мультимедийным оборудованием:

  1. компьютером (лучше ноутбуком) в полной конфигурации с современной видеокартой, который должен позволять  воспроизводить на экране монитора видеоизображения и фотографии с видеокамеры и фотоаппарата, а так же позволяющий обрабатывать необходимый материал;
  2. мультимедийным проектором с настенным экраном или плазменным  телевизором  с  диагональю    не менее 100  дюймов;
  3. видеокамерой;
  4. планшетным сканером;
  5. лазерный принтером;
  6. хорошей  акустической  системой,  усилителем и  микрофоном;
  7. DVD – пишущий  плейер  с  жестким  диском  150gb.

Такое оборудование позволит:

  • хранить в электронном виде:
  1. большое количество необходимых программных  и  нормативных  документов  по  физической  культуре;
  2. всю  документацию  по  обеспечению  проведения спортивных соревнований  по  программным  видам  спорта ( карточки,  протоколы,  наградные  листы,  заявки  и  многое  другое);
  3. образцы экзаменационных билетов, конкурсных  и  олимпиадных заданий, материалов для  проведения  викторин, тематических вечеров и т.п.;
  • разрабатывать рабочие учебные программы и методические  пособия по обучению двигательным навыкам и умениям в видах спорта, входящих в школьную программу по физкультуре;
  • облегчить проведение календарно – тематического  планирования  и написание конспектов  уроков  по различной тематике;
  • накопить и применять в учебном процессе видеоматериалы и учебные программы по различным видам спорта, входящим в школьную программу для изучения и  освоения  элементов техники, изучаемых  видов  спорта.
  • создать  банк  видеоуроков  лучших  учителей по физкультуре. 

      Основные требования к учителю физкультуры по применению мультимедийных и компьютерных технологий:

  1. умение работать в основных мультимедийных приложениях, позволяющих воспроизводить, записывать, копировать и кодировать аудио и видеофайлы;
  2. умение работать с текстовыми файлами в программе «Office», что даёт возможность легко проводить календарно – тематическое, поурочное   планирование, годовое  планирование учебного процесса и тренировочных занятий, готовить все виды  текстовых документов: справки, заявки, отчеты, афиши, объявления, поздравления, протоколы соревнований, сдачи контрольных  нормативов  и т.д.;
  3. умение работать с таблицами в  программе  «Excel» позволяет  использовать  электронные таблицы  и  работать с ними  при проведении   соревнований   различного   уровня   и  различных   видов спорта с большим   количеством   участников,  быстрое   подведение итогов соревнований, мгновенное определение командного первенства и многое другое.

Возможности мультимедиа технологий:

  • Обработка  аудио файлов в программе  «Sound Forge»  или  аналоге.
  1. Создание аудиозаставок  и  рекламных  пауз  при  проведении  спортивно – массовых  мероприятий.
  2. Написание  музыки  с  использованием  музыкальных сэмплов  для  работы  в аэробике  и др.
  3. Озвучивание  видеоприложений.
  • Обработка  видеофайлов в программе  «Adobe Premiere»  или  аналоге
  1. Запись  и  обработка  видеоматериала  с  использованием  компьютера, создания  визуальных  эффектов  и  анимированной  графики,  редактирование  имеющегося  материала, создание видеоуроков.
  • Уникальный  способ  накопления  информации,  создание  собственной  электронной  библиотеки.
  1. Быстрый и легкий  способ  поиска информации  через  систему  интернета.
  2. Компактный  способ  хранения  информации, быстрый поиск необходимо-го  материала.
  3. Запись  видеоматериала  для  создания  видеоурока.
  4. Воспроизведение имеющегося материала на экран(возможность  покадро-вого  и  замедленного  показа).
  5. Сканирование текстов, фотографий,   рисунков, схем и сохранение их  в электронном виде.
  6. Копирование любого  документа, протоколов  соревнований и др.
  7. Распечатка  любых материалов, текстов, фотографий и др.

      Важнейшая дидактическая закономерность обучения – наглядность. Использование мультимедийных и компьютерных технологий на уроках физической культуры существенно повышает  наглядность путем  использования трехмерной графики, звука, мультимедиа и соответствующих  интерфейсов. Эти технологии могут значительно обогатить арсенал применяемых средств физического воспитания. Для младших классов должно носить игровой характер и быть максимально дозированным в соответствии с педагогическими принципами обучения. Но все эти  средства предъявляют высокие требования программно - аппаратным средствам, практически не реализуемым в силу экономических причин. Поэтому  подбор нужных средств нужно производить исходя из  возможностей материальной базы школы и наличия различного инвентаря, а применение  должно  носить  четко  направленный характер, исходя из задач данного периода  обучения.

        Таким образом, применение  мультимедйных технологий в преподавании физкультуры:

  1. Делает занятия более интересными и развивает мотивацию к обучению.
  2. Позволяет учащимся понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
  3. Предоставляет больше возможностей для развития личных и социальных навыков.
  4. Позволяет обращаться к всевозможным электронным ресурсам, приспосабливаясь к своим потребностям.
  5. Учит учащихся работать более творчески и становиться более уверенными в себе.

       

Литература:

 Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Образование в области физической культуры с помощью компьютерных технологий // Тезисы докл. междунар. конф. ЮНЕСКО "Образование взрослых - шаг России в XXI век (импульс V-ой Гамбургской конференции по образованию взрослых)". - Нижний Новгород: ННГАСУ, 1999. - Часть 2, с. 93-94.

 Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Использование современных информационных технологий в теоретической и методико-практической подготовке студентов по физическому воспитанию // Материалы Всероссийской научн.-практ. конф. "Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий". СПб.: СПб. гос. педаг. ун., 2000. - Часть 2, с. 23-24

Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. - Самара: СГАУ, 1995. - 138 с.

Бальсевич В.К. Основные положения Концепции инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России//Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 3.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аипов Гильфан Ахметшович

Учитель физической культуры филиала ОГКОУШ №39

Основные  средства  и методы  применения  мультимедийных и компьютерных технологий на уроках физической культуры.

      На мой взгляд, школьный спортзал должен быть оснащён следующим  мультимедийным оборудованием:

  1. компьютером (лучше ноутбуком) в полной конфигурации с современной видеокартой, который должен позволять  воспроизводить на экране монитора видеоизображения и фотографии с видеокамеры и фотоаппарата, а так же позволяющий обрабатывать необходимый материал;
  2. мультимедийным проектором с настенным экраном или плазменным  телевизором  с  диагональю    не менее 100  дюймов;
  3. видеокамерой;
  4. планшетным сканером;
  5. лазерный принтером;
  6. хорошей  акустической  системой,  усилителем и  микрофоном;
  7. DVD – пишущий  плейер  с  жестким  диском  150gb.

Такое оборудование позволит:

  • хранить в электронном виде:
  1. большое количество необходимых программных  и  нормативных  документов  по  физической  культуре;
  2. всю  документацию  по  обеспечению  проведения спортивных соревнований  по  программным  видам  спорта ( карточки,  протоколы,  наградные  листы,  заявки  и  многое  другое);
  3. образцы экзаменационных билетов, конкурсных  и  олимпиадных заданий, материалов для  проведения  викторин, тематических вечеров и т.п.;
  • разрабатывать рабочие учебные программы и методические  пособия по обучению двигательным навыкам и умениям в видах спорта, входящих в школьную программу по физкультуре;
  • облегчить проведение календарно – тематического  планирования  и написание конспектов  уроков  по различной тематике;
  • накопить и применять в учебном процессе видеоматериалы и учебные программы по различным видам спорта, входящим в школьную программу для изучения и  освоения  элементов техники, изучаемых  видов  спорта.
  • создать  банк  видеоуроков  лучших  учителей по физкультуре. 

      Основные требования к учителю физкультуры по применению мультимедийных и компьютерных технологий:

  1. умение работать в основных мультимедийных приложениях, позволяющих воспроизводить, записывать, копировать и кодировать аудио и видеофайлы;
  2. умение работать с текстовыми файлами в программе «Office», что даёт возможность легко проводить календарно – тематическое, поурочное   планирование, годовое  планирование учебного процесса и тренировочных занятий, готовить все виды  текстовых документов: справки, заявки, отчеты, афиши, объявления, поздравления, протоколы соревнований, сдачи контрольных  нормативов  и т.д.;
  3. умение работать с таблицами в  программе  «Excel» позволяет  использовать  электронные таблицы  и  работать с ними  при проведении   соревнований   различного   уровня   и  различных   видов спорта с большим   количеством   участников,  быстрое   подведение итогов соревнований, мгновенное определение командного первенства и многое другое.

Возможности мультимедиа технологий:

  • Обработка  аудио файлов в программе  «Sound Forge»  или  аналоге.
  1. Создание аудиозаставок  и  рекламных  пауз  при  проведении  спортивно – массовых  мероприятий.
  2. Написание  музыки  с  использованием  музыкальных сэмплов  для  работы  в аэробике  и др.
  3. Озвучивание  видеоприложений.
  • Обработка  видеофайлов в программе  «Adobe Premiere»  или  аналоге
  1. Запись  и  обработка  видеоматериала  с  использованием  компьютера, создания  визуальных  эффектов  и  анимированной  графики,  редактирование  имеющегося  материала, создание видеоуроков.
  • Уникальный  способ  накопления  информации,  создание  собственной  электронной  библиотеки.
  1. Быстрый и легкий  способ  поиска информации  через  систему  интернета.
  2. Компактный  способ  хранения  информации, быстрый поиск необходимо-го  материала.
  3. Запись  видеоматериала  для  создания  видеоурока.
  4. Воспроизведение имеющегося материала на экран(возможность  покадро-вого  и  замедленного  показа).
  5. Сканирование текстов, фотографий,   рисунков, схем и сохранение их  в электронном виде.
  6. Копирование любого  документа, протоколов  соревнований и др.
  7. Распечатка  любых материалов, текстов, фотографий и др.

      Важнейшая дидактическая закономерность обучения – наглядность. Использование мультимедийных и компьютерных технологий на уроках физической культуры существенно повышает  наглядность путем  использования трехмерной графики, звука, мультимедиа и соответствующих  интерфейсов. Эти технологии могут значительно обогатить арсенал применяемых средств физического воспитания. Для младших классов должно носить игровой характер и быть максимально дозированным в соответствии с педагогическими принципами обучения. Но все эти  средства предъявляют высокие требования программно - аппаратным средствам, практически не реализуемым в силу экономических причин. Поэтому  подбор нужных средств нужно производить исходя из  возможностей материальной базы школы и наличия различного инвентаря, а применение  должно  носить  четко  направленный характер, исходя из задач данного периода  обучения.

        Таким образом, применение  мультимедйных технологий в преподавании физкультуры:

  1. Делает занятия более интересными и развивает мотивацию к обучению.
  2. Позволяет учащимся понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
  3. Предоставляет больше возможностей для развития личных и социальных навыков.
  4. Позволяет обращаться к всевозможным электронным ресурсам, приспосабливаясь к своим потребностям.
  5. Учит учащихся работать более творчески и становиться более уверенными в себе.

       

Литература:

 Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Образование в области физической культуры с помощью компьютерных технологий // Тезисы докл. междунар. конф. ЮНЕСКО "Образование взрослых - шаг России в XXI век (импульс V-ой Гамбургской конференции по образованию взрослых)". - Нижний Новгород: ННГАСУ, 1999. - Часть 2, с. 93-94.

 Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Использование современных информационных технологий в теоретической и методико-практической подготовке студентов по физическому воспитанию // Материалы Всероссийской научн.-практ. конф. "Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий". СПб.: СПб. гос. педаг. ун., 2000. - Часть 2, с. 23-24

Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. - Самара: СГАУ, 1995. - 138 с.

Бальсевич В.К. Основные положения Концепции инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России//Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные компьютерные технологии на уроках физической культуры.

       В статье описываются цели и задачи использования ИКТ на уроках физкультуры в школе.   Компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на к...

Использование информационно-компьютерных технологий на уроках физической культуры

Государство предъявляет требование к учебному предмету «Физическая культура» и другим формам физического воспитания в общеобразовательной школе - целенаправленно формировать гармонично развитого...

Презентация по физической культуре на тему: "Информационные компьютерные технологии на уроках физической культуры"

Информационные компьютерные технологии на уроках физической культуры? Очень странно. Физкультура и компьютер. И каким образом педагогу по физической культуре использовать компьютерные технологии ...

Возможности компьютерных технологий на уроке физической культуры

   Компьютерные технологии давно нашли широкое применение в образовательном процессе современной школы. Но, несмотря на это, существующие разработки в области использования интерактив...

ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Анализ возможности применения на занятиях физической культуры информационных технологий...

«Использование компьютерных технологий на уроках физической культуры в старших классах»

Люди каждого нового поколения должны готовиться (развиваться) так, чтобы они могли эффективно и в достаточно короткие сроки овладеть не только той техникой, которая уже создана предшествующими поколен...