3. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта
материал
3. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._vklad_v_povyshenie_kachestva_obrazovaniya_rasprostranenie_sobstvennogo_opyta.doc | 23 КБ |
jpg2pdf_6.pdf | 1.88 МБ |
jpg2pdf_7.pdf | 1.4 МБ |
jpg2pdf_5_pdf.io_.pdf | 1.91 МБ |
jpg2pdf_8.pdf | 2.18 МБ |
jpg2pdf_9.pdf | 2.5 МБ |
otchyot_posamobr._may_2019.doc | 28.5 КБ |
prikaz_377.pdf | 143.05 КБ |
Предварительный просмотр:
3. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта
3.1 Выступления на МО, семинарах
год | Название | Уровень | Ссылка на подтверждающий документ | |||||
Школьный | муниципальный | Республи канский | всероссийский | |||||
2018 | Создание образовательного пространства для самореализации учителя и учащихся | + | Протокол №4 от 28.03.2018 | |||||
2017 | Организация эффективной подготовки к ОГЭ, ЕГЭ | + | Протокол №4 от 28.03.2017 | |||||
2017 | Отчёт по самообразованию на тему: Воспитание у учащихся потребности использования в речи выразительных средств языка на уроках русского языка и литературы | + | От 23.10.2017 | |||||
2020 | Повышение качества знаний через активизацию внеклассной и внеурочной работы | + | Протокол №2 от 27.10.2020 | |||||
2019 | Организация проектной деятельности на уроках гуманитарного цикла | + | Протокол №2 от 25.10.2019 | |||||
2018 | Гражданско-правовое образование на уроках МО гуманитарного цикла |
+ |
| Протокол №3 от 25.01.2018 | ||||
2020 | Районный семинар учителей русского языка и литературы |
+ | Приказ № 377 от 21 декабря 2020 г. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию на тему:
Воспитание у учащихся потребности использования в речи выразительных средств языка на уроках русского языка и литературы
Подготовила:
учитель русского языка
и литературы
Долинская И. Ю.
«Наша речь --важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности , нашей души, ума»,--говорил Д.С.Лихачев. Лишь соблюдая все нормы литературного языка, мы можем говорить о правильной речи (орфоэпической, грамматической, лексической, орфографической, стилистической, пунктуационной).
Любому говорящему или пишущему трудно передать свои мысли и чувства во всей полноте, если его словарный запас мал, а из синтаксических конструкций он употребляет только простые предложения с главными членами.
Богатство речи—вот тот фундамент, на котором строятся все качества языка: и точность, и выразительность, и чистота , и уместность… Речь , привлекающая и поддерживающая внимание и интерес слушателя или читателя своим построением и отбором языковых средств, считается выразительной. Выразительность может создаваться любыми единицами языка, от звука до синтаксических конструкций. Наибольшими выразительными возможностями обладает лексика.
Наша задача –научить детей говорить и писать красиво , используя в речи выразительные средства языка. Эту работу и проводит учитель русского языка и литературы ежедневно на уроках. Ученики анализируют тексты ,составляют предложения, подбирают синонимические ряды, нужные антонимы, постоянно работая с выразительными средствами языка. Усиление выразительности речи достигается , в первую очередь, использованием тропов—оборотов речи, в которых слово или выражение употребление в переносном значении. Работу с эпитетами начинаю в пятом классе. Она более лёгкая, развивает творческое воображение ребёнка. Использую вопросы, подобные тем, которые предлагает поэтесса Н.Бромлей:
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик?
Какого цвета ветер?
Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима , весна и лето?
Уточняя видения учеников, использую картины художников, изображающих явления природы. Обучающиеся сравнивают , например, цветовое решение картин «Конец зимы» Юона , «Март» Левитана, «Голубая весна»Бакшеева,--и они убеждаются в том ,что одно и то же время года может быть совершенно разным по своим краскам.
При работе по вопросам, например, Какого цвета зима? Обучающиеся вспоминают стихотворение С.Есенина «Белая берёза под моим окном…» , а Майков создаёт иной образ : «Уходи, зима седая…»--серые, предвесенние дни.
И дождь бывает разного цвета; у Майкова , К.Симонова--он жёлтый:
Золото, золото падает с неба…
Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой
Мы стояли, точно в клетке золотистой;
По земле вокруг нас словно жемжуг прыгал…
Жди , когда наводят грусть жёлтые дожди.
В текстах , данных для анализа, учащиеся находят эпитеты:
Одинокий , гордый , мятежный –у М.Лермонтова,
Роковой – и у М.Лермонтова , и у А.Пушкина,
Голубой ; синий, золотой—у С.Есенина:
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь…
Обучающимся в 5-6-х классах сложно находить метафорическое выражение в стихотворении И.Бунина «Бушует полая вода…»
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой ,
А ветер , мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает
Понятнее есенинские строки:
В саду горит костёр рябины красной,
пушкинские: Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно.
« Сравнение—одно из выразительнейших и действительнейших средств для описания»,--указывал Л.Толстой . В работе по определению сравнений учащихся привлекает работа с поэтическим текстом.
Под ним Казбек ,как грань алмаза,
Снегами вечными сиял.
(М.Лермонтов)
Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи
( Ф.Тютчев )
Эти сравнения обучающиеся находят и объясняют быстро, сложнее со словосочетаниями с творительным падежом: снежная пыль стоит столбом в воздухе, формой сравнительной степени имени прилагательного или наречия : белее гор снеговых идут на запад облака. Интересно и просто работают учащиеся с метонимией…
Художественной выразительностью могут обладать и обычные слова: «Превратила всё в шутку сначала» (А.Блок)
Раскрыть душевное состояние героев, рассказать об их сложных отношениях помогают глаголы:
Подурнела, пошла, обернулась,
Воротилась, чего-то ждала,
Проклинала, спиной повернулась
И , должно быть, навеки ушла…
Неужели и жизнь отшумела,
Отшумела ,как платье твоё.
Рассматриваем синтаксические средства экспрессии, они разнообразны. К ним относятся обращения , вводные и вставные конструкции, односоставные и неполные предложения… Помимо этого, для усиления образно-выразительной функции речи рассматриваю стилистические фигуры. Экспрессивностью и эмоциональностью отличаются предложения, в которых звучит риторический вопрос. «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?—Все проклинали станционных смотрителей, все с ними бранивались.» В обоих предложениях обучающиеся находят одно и то же значение обобщённого утверждения.
Примером синтаксического параллелизма служит известное стихотворение М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» При изучении сложноподчинённого предложения можно взять этот пример…
Мелодичность и напевный характер стиха Н.Рыленкова достигается благодаря синтаксическому параллелизму. Не называя этого понятия, можно, разбирая это стихотворение в 5 классе, обратить внимание детей на это синтаксическое средство:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться…
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно.
Примеры градации можно имеются в стихотворениях О. Бергольц, Э. Багрицкого; нисходящая:
Присягаю ленинградским ранам,
Первым разорённым очагам:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Не крупицы не прощу врагам.
Или у Аксакова—создаётся нарастание производимого словами впечатления: «Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный , самобытный, ни с чем не сходный вид.»
При помощи языковых средств можно создать живописную картину любого явления природы: дождя, грозы, зимы.
Для создания словесной картины не нужны краски . В художественном произведении они могут быть представлены эпитетами: серые, лиловые, ясные. Используются не только основные тона, но и оттенки цветов: тёмно-лиловая туча, серовато-белые края тучи, бело-мутного цвета облака. С помощью эпитета можно передать и звуки: раздаётся величественный гул, слышится слабый гул, окрестность огласилась равномерным шумом падающего дождя. Читателю передаётся и настроение героя художественного произведения благодаря слову: мне становится жутко. Антоним—средство создания антитезы:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая ,
Ты и всесильная ,матушка –Русь .
Антонимы помогают показать широту охвата пространственных и временных границ:
С южных гор до северных морей.
Синонимы способствуют усилению признака действия: он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и решительный. Как он любил храбрых , стойких людей!
Нанизывание синонимов часто порождает градацию.
Обращаю внимание и на звуковую инструментовку –звуки воспроизводят природные явления и создают слуховой образ (находим примеры аллитерации в стихитворении В.Жуковского «Море»):
Ты бьёшься, ты веешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…
При чтении создаётся иллюзия шипения кипящих , клокочущих волн.
«Учиться хорошей ,выразительной , умной речи надо, долго и внимательно прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая» ,--писал Д.С.Лихачёв.
Именно изучение изобразительно- выразительных средств речи, которые выступают и как способ познания нового, и как форма осмысления окружающей действительности, и как логическая модель построения языковых структур, и как средство самовыражения играет особую роль в формировании образности речи учащихся.
Учитель: Долинская И. Ю.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта
3.1. Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, секциях.Таблица и программы мероприятий, доказывающие непосредственное участие педагога (не менее 3 выступлений): Тема высту...
3. 2. Вклад в повышение качества образования ,распространение собственного опыта
3.2 Открытые уроки и мастер-классыдата проведенияНазвание место проведениятип 16.12.2013 Путешествие в страну "Баскетболию" 8 классМБОУ "КНГ"открытый урок "Неде...
3.Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта
3.Вклад в повышение качества образования, распространения собственного опыта3.2.Открытые уроки и мастер-классы В рамках республиканского семинара «Организация внеурочной деятельности:...
3 Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта (Таблицы)
3 Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта (Таблицы)...
3. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта 3.2 Открытые уроки
3. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта3.2 Открытые уроки...
3. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта
3.1. Выступления на научно-практической конференции, семинаре, МО...
3. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта
3.5 Повышение квалификации...