3.3 Опубликованные научные статьи и методические и дидактические разработки
материал
3.3 Опубликованные научные статьи и методические и дидактические разработки
Скачать:
Предварительный просмотр:
- 3.3 Опубликованные научные статьи и методические и дидактические разработки
(Сертификаты прилагаются)
год | Название | Уровень | |||
Школьный | муниципальный | Республи канский | всероссийский | ||
2020 | М.В.Хонинов народный поэт, драматург, прозаик РК Герой-партизан ВОВ. | + | |||
2020 | Технологическая карта урока Женские образы в романе Война и мир. | + | |||
2020 | Технологическая карта урока. Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро». | + | |||
2020 | Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. | + | |||
2020 | Технологическая карта урока по предмету Русский язык Доказательство в рассуждении. | + | |||
2020 | Внеклассное мероприятие по русскому языку Турнир знатоков русского языка. | + | |||
2020 | Мастер- класс по литературе в 10 класс Познание себя через литературу (Л. Н. Толстой «Воскресение»). | + |
Предварительный просмотр:
ЗОЛОТОЙ
ФОНД
ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАЗАМИ
КИНЕМАТОГРАФА
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Михаил Хонинов родился 1 января 1919 года в семье батрака. После начальной Цаган-Нурской школы окончил 7 классов Малодербетовской школы крестьянской молодёжи в 1934 году.
В 1934—1936 гг. обучался в Астрахани на актёрском отделении Калмыцкого техникума искусств, после окончания которого с ноября 1936 года по октябрь 1939 года работал в Калмыцком государственном драматическом театре в Элисте. Одновременно работал первым диктором Калмыцкого радиовещания, вёл передачи на калмыцком и русском языках.
14 октября 1939 года Михаил Хонинов был призван в Красную Армию из Элисты. Служил в Забайкальском военном округе в 646-м стрелковом полку 152-й стрелковой дивизии, в 1941 году закончил Сретинское военно-пехотное училище в звании младшего лейтенанта.
10 июля 1941 года, командуя стрелковым взводом в районе города Демидов Смоленской области, вступил в сражение с немецко-фашистскими захватчиками. В бою был ранен и укрывался у местных крестьян. С августа 1941 года по июль 1944 года сражался в рядах партизанской группы в Смоленской области, затем — в Белоруссии.
В Белоруссии Михаила Хонинова знали под боевым именем Миша Чёрный. Обезвредил около трёхсот карателей и полицаев. За голову Михаила Чёрного оккупанты давали 10000 оккупационных марок. Сохранил связи с Беларусью ,перевёл самое знаменитое стихотварение Янки Купалы "А хто там идёт?".
В период депортации калмыцкого народа Михаил Хонинов находился в Красноярском, а затем в Алтайском крае.
Вернувшись на родину, Михаил Хонинов с августа 1957 года по 18 сентября 1958 года работал диктором Калмыцкого радиовещания при Совете Министров Калмыцкой АССР. Затем был назначен директором Калмыцкого государственного драматического театра (19 сентября 1958 г. — февраль 1962 г.)
21 июня 1961 г. был принят в Союз писателей СССР. С марта 1962 г. по август 1967 г. работал литературным консультантом Союза писателей Калмыкии.
Учился на Высших Литературных курсах при Литературном институте им. А. М. Горького с 1 сентября 1967 г. по 30 июня 1969 г., затем заочно окончил этот институт в 1975 году.
С апреля 1969 г. Хонинов был внештатным корреспондентом всесоюзных журналов «Крокодил» и «Огонёк», республиканской газеты «Комсомолец Калмыкии».
Последнее место работы М. В. Хонинова — директор Калмыцкого краеведческого музея им. Н. Н. Пальмова (с мая 1970 г. по ноябрь 1971 г.).
М. Хонинов. Барельеф на доме писателя по ул. Илишкина10.
Скульптор-С. Ботиев.1994 г.
Награды Михаила Ванькаевича Хонинова
За личные подвиги в Великой Отечественной войне награждён
Орденом Боевого Красного Знамени (22 июня 1949 г.);
Медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени;
Медалью «За победу над Германией 1941 - 1945 г.г.» ;
Орденом Дружбы народов (2 января 1979 г.);
Почётный гражданин города Березино.
Мемориальная доска в Большецарынской средней школе № 2 им. М.В.Хонинова. Худ. В. Киштанов. 2003 г.
Михаил Ванькаевич Хонинова человек – легенда. Ещё при жизни он стал героем многих документальных и художественных произведений. Ему посвящены повести Александра Демидова « В атаку поднимался первым» , Андрея Дугинца « Искры под пеплом»; пьеса Цыдженова « Жаворонки везде поют одинаково». О нём писали очерки Д. Кугультинов « Его звали Михаилом Чёрным», А. Исбах « И друг степей – калмык», П. Брайко «Потомок Алого Хонгора». Ему посвятили поэмы В. Михановский «Баллада о горбатом мосте», Н. Поливанов «Миша Чёрный». Много стихотворений- посвящений, написанных Д. Кугультиновым, М. Дудиным, Б. Сангаджиевой, К. Эрендженовым, А. Кукаевым, Э. Лиджиевым, В. Нуровым и др.
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку
«Турнир знатоков русского языка»
(для учащихся 5 классов).
Цель: формирование у обучающихся словесно-логического мышления, творческих способностей на базе усвоенных определенных знаний о языке.
Задачи:
развитие умений полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;
творческих способностей учащихся, умения работать в группе;
воспитание любви и уважения к родному языку.
Оборудование: плакат «Турнир знатоков русского языка», плакаты с высказываниями о русском языке, карточки с заданиями для команд секундомер, на игровых столах – листы бумаги, ручки, карандаши; презентация MS Power Point, на которой отражены задания.
Ход турнира:
I. Вступительное слово.
Учитель. Здравствуйте, гости и участники нашего праздника. Мы рады приветствовать вас на «Турнире знатоков русского языка».
Сегодня в нашем турнире участвуют две команды, которые в честном поединке выяснят, какая команда лучше знает наш прекрасный русский язык.
Итак, за стол игроков приглашается команды 5 классов «Умнички», «Знатоки». (представляются участники команды).
Команду победителя турнира определит компетентное жюри в составе (представляются члены жюри).
Итак, команды готовы! Объявляю начало первого тура.
- Первый тур. «Проверка домашнего задания».
а) Название команды.
б) Приветствие команд. ( раздать)
Команда «Умнички».
Мы весёлые ребята, // И не любим мы скучать,
С удовольствием все будем // Мы в турнире выступать.
И пусть быстрей кипит борьба, // Сильней соревнование,
Успех решает не судьба, // А только наши знания.
Команда «Знатоки».
Мы отвечаем дружно, // И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба // Владычицей побед.
И, соревнуясь вместе с вами, // Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней – // И наша дружба крепнет с ней.
Учитель. Главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские и зарубежные писатели.
в)Высказывания о русском языке.
Учитель. Язык всем знаниям и природе ключ. Г. Р. Державин.
Язык – это история народа. Язык – это путь культуры… Поэтому изучение и сбережение русского языка ….является необходимостью.
А. И. Куприн.
( по 1 высказыванию о русском языке от класса). (заранее раздать)
Константин Георгиевич Паустовский: «Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему язык».
Александр Сергеевич Пушкин: …«русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».
Лев Николаевич Толстой: «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой».
Иван Сергеевич Тургенев: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».
Второй тур.
Конкурс 1.«Знаем ли мы мир?»
Учитель. Этот конкурс определит, как участники турнира ориентируются в окружающем нас мире.
Задание.
На карточках написаны названия стран, городов, села, посовещайтесь и запишите или
скажите, как называются жители этих стран, городов, села.
(Команды отвечают по очереди)
1 к. Франция, Япония, Испания, Тула, Элиста
(французы, японцы , испанцы, туляки, элистинцы)
2 к. Англия, Италия, Норвегия, Архангельск, Вознесеновка
(англичане, итальянцы, норвежцы , архангелогородцы, вознесеновцы)
( слайд) для проверки) За правильный ответ – 1 балл.
Слова называются -этнохоронимы
Конкурс 2. «Волшебные числа».
Учитель. Русский язык очень дружен с другими предметами, например с математикой. Он перенял кое – что из её словарных запасов. Больше всего ему понравились числа 100 и 3.
Задание.
Записать за 3 минуты наибольшее количество имён существительных, где русский язык применил эти числа. ( Это не корни слов. Сами придумывают, записывают). – листки.
Например,
(стон, стол, пистон, сток, стой, стоп, касторка, застолье, столик, столовая, стог, исток, листок, стойка, стопка, столяр, история, застой, устой, столешница; трико, тризна, триммер, трибунал, трибуна, триллер, Тристан, матрица, триумф).
За каждое слово – 1 балл.
Третий тур. «По страницам учебника «Русский язык».
Конкурс 1. « Лексика».
Учитель. В разделе «Лексика» мы изучили пока следующие понятия ( слайд:)
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слова.
Омонимы.
Синонимы.
Антонимы
Задание 1. «Третий лишний».
Учитель.
В каждой тройке слов одно слово не родственное, обнаружьте эти слова за 1 минуту. (распечатать)
1. Лес, лесничий, лестница.
Смешной, смешать, смешить.
Лев, левый, налево.
Водитель, водичка, водяной.
Честность, чесночный, чеснок.
(Лестница, смешать, лев, водитель, честность)
2. Дивный, удивлённый, диванный.
Рисунок, рисовать, рисовая (каша).
Водитель, вода, водить.
Запах, пахать, пахарь.
Море, измор, морской (берег).
(Диванный, рисовая, вода, запах, измор) За каждое слово -1 балл.
Учитель.
- Как называются слова одинаковые по произношению и написанию, но с разным лексическим значением? (Омонимы).
-Данные корни ? (омонимичны).
Задание 2. «Мой друг – антоним».
Учитель.
- Какие слова называются антонимами?
- Я называю слово, вы мгновенно должны ответить на него антонимом. При задержке ответа перехожу к другому участнику. (Тур проходит в быстром темпе. Учитель играет с каждым из участников команд)
Большой
высокий
длинный
широкий
толстый
глубокий
прямой
первый
верхний
тяжёлый
острый
горячий
светлый
белый
мокрый
громкий
сладкий
хороший
скупой
нежный
храбрый
умный
чистый
больной
За каждое слово – 1 балл.
Задание 3. «Аукцион синонимов».
Учитель.
- Какие слова называются синонимами? (слайд )
Задание:
- Подберите синонимы к словам, пришедшим к нам из других языков (иноязычным) словам.
Контракт —
Ситуация —
Коммюнике —
Лозунг—
Антракт —
Монумент —
Проверка:
Контракт — договор.
Ситуация — положение.
Коммюнике — соглашение.
Лозунг — призыв.
Антракт — перерыв.
Монумент — памятник.
Четвёртый тур.
Конкурс 1. «Озвучивание».
Учитель.
Задание:
В конкурсе «Озвучивание» каждой киностудии предлагается сымитировать звуки из предлагаемого отрывка.
1 к.
1, 2 и последнее предложения прочитать, в следующих сымитировать звуки из предлагаемого отрывка, распределите роли.
-Ночь. В деревне Кантемировка тихо. Завывает ветер. Прокукарекал петух. Тут же залаяли дворовые собаки. Им в ответ вяло закудахтали куры в курятнике. Послышался звук шагов. Из-за горизонта появилось солнце.
2 к.
1, 2 и последнее предложения прочитать, в следующих сымитировать звуки из предлагаемого отрывка, распределите роли.
-Раннее утро. Доктор Айболит сидит в комнате. Ласково похрюкивая, в комнате появляется свинья. Айболит нежно почесывает ей брюхо. Свинья повизгивает от удовольствия. Мерно постукивают дятлы. Шипящим шепотом попугай Кокаду выпрашивает сахар. Восходит солнце.
Конкурс 2. «Зашифрованное слово».
Учитель.
Задание:
1.назвать одно слово;
2. вспомнить и записать устойчивые сочетания слов, в которых есть это слово; ( они называются фразеологизмами);
3. объяснить значения этих фразеологизмов. (ответ – 1 слово). Команды отвечают по очереди.
1 команде. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает живая, мёртвая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то можете набрать её в рот. Но в ваших интересах на него ответить. Что это?
(Вода).
( Толочь воду в ступе – проводить время в пустых разговорах, в болтовне, говорить о всяких пустяках.
Носить воду решетом – заниматься чем – то бесполезным, попусту тратить время;
Спрятать концы в воду – дело сделано; невозможно разобраться в нём, скрыть следы преступления.
Вилами по воде писано – нечто непонятное, неточное, неопределённое, исчезающие так же быстро, как круги на воде( вилы – круги), исход не известен.
Как в рот воды набрал – молчит
Вода живая и мёртвая -
2 команде. Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. Глупый человек может искать её в стоге сена, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? (Иголка)
(Кощей - Бессмертный
Искать иголку в стоге сена – надеяться найти то, что безвозвратно минуло, чего нет, заниматься заведомо бесплодной деятельностью.
Сидеть, как на иголках – нервничать в ожидании чего – то, вести себя нетерпеливо.
Одет, как с иголочки – нарядиться в новое, только что сшитое.
Конкурс 3. «Назови фразеологизмы». (слайды - Фразеологизмы )
Учитель.
Задание:
По рисункам
1.назвать фразеологизм.
2. Объяснить, что это устойчивое выражение объясняет, рассказать происхождение данного фразеологизма.
| ||
Дамоклов меч (рис. 1). Дамокл — приближенный сиракузского тирана Дионисия, завидовал его богатству и счастью. Чтобы проучить завистника, Дионисий посадил его на свое место, повесив над ним на конском волосе острый и тяжелый меч. Испуганному Дамоклу он объяснил, что этот меч — символ опасностей, которым постоянно подвергается властитель, потому что волос можно перерезать (порвать) в любой момент. |
Семь пятниц на неделе (рис. 2). Так говорят о том, кто часто меняет свои решения.) |
Ахиллесова пята (рис. 3) — уязвимое место. Мать Ахилла богиня Фетида держала сына за пятку, окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой в пятку. |
Спустя рукава (рис. 4) означает «трудиться неохотно, небрежно». Раньше старинная русская одежда была с длинными рукавами. Поэтому во время работы приходилось подбирать их, засучивать. Отсюда и пошло выражение работать спустя рукава, т.е. неохотно, небрежно. |
На воре шапка горит (рис. 5) — от старинного анекдота. Искали вора и не могли найти, обратились к знахарю. Он повел потерпевших на базар и вдруг крикнул в толпу: «Поглядите, на воре шапка горит!» Какой-то человек невольно схватился за голову. Он и оказался вором. |
От доски до доски (рис. 6). В старину переплет книги делали не из картона, а из досок, обтянутых кожей. Выражение от доски до доски означает от начала до конца (выучить, прочитать...). |
Дамоклов меч – о нависшей над кем – то постоянной угрозе, реальной опасности.
Семь пятниц на неделе - Так говорят о том, кто часто меняет свои решения.)
Ахиллесова пята - уязвимое место.
Спустя рукава- означает «трудиться неохотно, небрежно».
На воре шапка горит – кто случайно сам обнаруживает , выдаёт то, что больше всего хочет скрыть.
От доски до доски - означает от начала до конца (выучить, прочитать...).
Пятый тур.
Конкурс 1. «Волшебница-пунктуация».
Учитель.
Задание 1.
По предложенным схемам составить предложения. (Распечатать).
- [ ], и [ ]. «П», - а. – 1 к.
- А: «П». [ О и О ]. – 2 к.
За правильный ответ – 1 балл.
Задание 2.
Учитель.
Соединив буквы ходом шахматного коня, вы прочитаете русскую народную пословицу, которую следует всем помнить. Первый ход надо сделать с белого поля в левом верхнем углу.
Какой знак препинания отсутствует на шахматной доске?
П | Ь | Е | Н | В |
Р | И | О | М | Н |
У | Е | Т | Т | Е |
Я | О | Ч | И | А |
(Повторение – мать учения. Отсутствует тире. Пунктограмма «Тире между подлежащим и сказуемым»)
Конкурс 2.
Задание 1. «Какого я рода?»
Учитель.
Этот конкурс проверит, насколько хорошо наши команды ориентируются в морфологических признаках имён существительных .
Задание:
Каждая команда получает карточку со словами. Ваша задача: за 30 секунд определить род имён существительных, записанных на карточке.
мебель, кофе, тюль, такси.
рояль, хрусталь, кенгуру, какао.
За каждое слово – 1 балл.
Задание 2.
Н.А.Некрасов завещал писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, то есть призывал говорить «экономно». Как вы думаете, какие слова в приведенных выражениях являются «лишними», то есть не содержат никакой информации. За 30 секунд найдите и зачеркните «лишнее» слово.( задания одинаковы для обеих команд).(слайд)
Май месяц, моя автобиография, два рубля денег, проливной ливень.
За каждое правильно зачёркнутое слово – 1 балл.
Задание 3.
Какая буква неофициально появилась в русском алфавите с приходом Интернета? (Буква @, которая часто используется в рекламе для обозначения звука «а» в некоторых словах: «соб@ка» вместо «собака)
Задание 4.
Этот конкурс проверит, насколько хорошо наши команды ориентируются в разделе русского языка «Морфемика».
Задание:
Каждая команда получит карточку с заданиями. Ваша задача: за 30 секунд составить слово!
Приставка такая же, как в слове полёт.
Корень такой же, как в слове дарить.
Суффикс такой же, как в слове дружок.
Окончание такое же, как в слове лес.
2.Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове подъехал,
Суффикс в слове лесник,
А окончание в слове ученики.
Задание 5.
Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?».
Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?
(Ответ издателя: «!»)
Конкурс 3: «Четвертое лишнее» (слайды)
Каждой команде даётся по четыре отрывка.
Задание1.
Среди четырёх отрывков, найдите 1 лишний, объясните, чем он отличается от других.
1) По улицам Слона водили В диковинку у нас. 2) Было у отца три сына: Два умных, а третий — дурак.
как лист перед травой! |
Да только воз и ныне там. 4) Тут Воробей, случась, Все ваша музыка плоха...» |
Ответ. I. Первый отрывок, так как это басня, а остальные сказки.
II. Первый отрывок, так как это стихотворение, а остальные басни.
1. Конкурс 4. «Конкурс художников».
Проиллюстрировать по поговорке.
1 команда: кот наплакал 2 команда: курам на смех
Учитель: Жюри подводит итоги всего турнира.
Учитель:
Итак, закончился наш турнир. И, как ни грустно, но нам пора расставаться.
Нам остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие, за отличное знание родного русского языка. Заключительное слово предоставляется председателю жюри.
(Объявляется команда - победитель)
Предварительный просмотр:
Мастер- класс по литературе в 10 классе
Познание себя через литературу
(Л. Н. Толстой «Воскресение»).
Каждый человек – алмаз...
В той мере, в которой он очищен,
через него светит вечный свет.
Стало быть,
дело человека не стараться светить,
но стараться очищать себя.
Л. Н Толстой.
Цель: рассмотреть понятие «воскрешение» на примере судеб героев литературных произведений;
Задачи:
1. развивать навыки анализа литературного текста ;
3. способствовать нравственному воспитанию через восприятие художественного произведения.
Форма проведения урока: групповое исследование текста.
Оборудование: тексты произведения, компьютерная презентация.
(на слайдах демонстрируются иллюстрация, портреты авторов произведений)
1 слайд -( иллюстрация к произведению А. Н. Толстого «Русский характер», портрет М. В. Хонинова);
2 слайд (иллюстрация к произведению Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», Б. Екимова «Ночь исцеления», А. Грин «Зелёная лампа»).
Учитель:
- Что объединяет иллюстрации 1 слайда ? - Что случилось с героями иллюстраций период ВОВ?
- Герой рассказа А. Н. Толстого в рассказе «Русский характер» чудом выжил, но лишился прекрасной внешности;
- Михаила Ванькаевича Хонинова выходила женщина из Белоруссии, которую в дальнейшем он считал своей второй мамой.
- Каким словом можно назвать то, что с ними произошло?
-Они выжили ( воскресли ) в период Великой Отечественной войны.
- Что объединяет героев произведений на 2 слайде ?
- Это герои литературных произведений Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», Б. Екимова «Ночь исцеления», А. Грина «Зелёная лампа»).
- Они тоже выжили ( воскресли ), переродились духовно.
- Слово «Воскресли « многозначное или однозначное ? - Многозначное.
Во втором слайде слово можно использовать в переносном значении.
- В первой группе – прямое и переносное значение.
Лексическое значение слова воскресение по словарю Ушакова — воскресения, ср. (книжн.). 1. По различным религиозным верованиям - возвращение мертвых к жизни. 2. перен. Внутреннее обновление, возрождение.
- А теперь обратимся к отрывкам из романа Л. Н. Толстого «Воскресение».
Фокус – группа на практике отрабатывает «Прозрение Нехлюдова» при помощи приёма
« чтение с остановками».
- Найдите в тексте главы ключевые слова, словосочетания и предложения, иллюстрирующие «Прозрение Нехлюдова».
Вариант 1
- «В том состоянии сумасшествия эгоизма, в котором он находился, думал он только о себе – о том, осудят ли его и насколько, если узнают о том, как он с ней поступил, а не о том. что она испытывает и что с ней будет… В глубине, самой глубине души он знал, что поступил так скверно, подло, жестоко, что ему, с сознанием этого поступка, нельзя не только самому осуждать кого-нибудь, но смотреть в глаза людям, не говоря уже о том, чтобы считать себя прекрасным, благородным, великодушным молодым человеком, каким он считал себя. А ему нужно было считать себя таким для того, чтобы продолжать бодро и весело жить. А для этого было одно средство: не думать об этом. Так он и сделал».
Вариант 2
- В глубине своей души он уже чувствовал всю жестокость, подлость, низость не только этого своего поступка, но всей своей праздной, развратной, жестокой и самодовольной жизни, и та страшная завеса, которая каким – то чудом все это время, все эти двенадцать лет скрывала от него и это его преступление и всю его последующую жизнь, уже колебалась, и он урывками уже заглядывал за нее».
Вариант 3
- «Господи, помоги мне, научи меня, приди и вселися в меня и очисти меня от всякия скверны!» Он молился, просил бога помочь ему, вселиться в него и очистить его, между тем то, о чем он просил, уже свершилось. Бог, живший в нем, проснулся в его сознании… Все, все самое лучшее, что только мог сделать человек, он чувствовал себя теперь способным сделать».
Учитель:
Обратимся к 1 слайду .
Мы сказали, что представители данной группы изменились физически.
- А произошли ли в их душах духовное перерождение?
- Герой рассказа А.Н. Толстого Егор Дрёмов переродился не только физически, но и душевно, смирился со своей внешность и научился с ней жить.
В нашей жизни мы тоже попадаем в различные ситуации. На долю многих соотечественников в 90 – годы выпали испытания, они потеряли работу, им тоже надо было переродиться, чтобы жить , приспособиться к другим условиям, другому статусу.
Работа по эпиграфу.
- Какова цель высказывания Л. Н. Толстого?
- Каждый человек должен стараться очищать себя ( видеть свои недостатки и искоренять их).
Рефлексия.
(Показать слайды с иллюстрациями и прочитать).
-Если вы считаете, что герои произведений М. М. Пришвина» Кладовая солнца», В. П.. Астафьева «Конь с розовой гривой», В. Г. Распутина «Уроки французского» переродились духовно поднимите зелёный круг, если нет – жёлтый.
Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель урока: формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст в контексте духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения, уметь определить значение картин природы в рассказе, давать характеристику герою, объяснять смысл названия рассказа, учиться ориентироваться в тексте, определять идею рассказа, расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности (сравнений и эпитетов).
Метапредметные УУД :Личностные: формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, обогащение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, воспитание любви к родному краю, любви к природе, родному языку; осознание значения природы в жизни человека.
Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, операции, действовать по плану, определять и формулировать цель на уроке, строить письменные высказывания в связи с изученным произведением, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Познавательные: извлекать фактуальную информацию из текста, понимать информацию, представленную в разных формах, находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
***Коррекционно-развивающая работа для обучающегося с ОВЗ (ЗПР) построена с учетом индивидуальных способностей и психологических особенностей:
индивидуальное домашнее задание (выполняет то, что лучше получается); на уроке работает с консультантом (спрашивает, обсуждает – формируется умение сотрудничать);
работа с тестом, иллюстрациями;
учитывая медленную запись в тетрадь и дневник, обучающийся получает распечатанный материал.
К уроку готовится презентация.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. | Приветствие учащихся. | Здороваются с учителем и улыбаются друг другу и учителю, показывают жетоны учителю | Личностные: |
2.Актуализация знаний, побуждение интереса к теме. | -Ребята, послушайте меня и догадайтесь о чем мы будем говорить сегодня на уроке!? ( На фоне таежной музыки учитель задает вопросы): Продолжаем слушать музыку тайги… | Слушают музыку тайги, пытаются понять тему урока. | Личностные: |
| Фронтальное обсуждение - Эпиграфом к нашему уроку станут слова Виктора Петровича Астафьева: «Природа - не только источник жизни. Она и воспитатель души». (Слайд № 3) А какова же тогда цель нашего урока? Попробуем сформулировать вместе. | . | Регулятивные: |
4. Самостоятельная работа с проверкой. Включение новых знаний в систему. | - Сегодня мы работаем в группах. Каждая группа получила индивидуальные задания, которые помогут нам, достичь цели урока. Задание для 2 группы Задание для 3 группы. Работа с пейзажем. ****Индивидуальное (коррекционное) «Узнай по эпитетам о чем говорится и назови одним словом»: Небольшое, унылое, подернутое ряской - ? Далекие, таинственные, мерцающие - ?Раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая - ? *** Какой эпизод иллюстрирует данный рисунок? Отсюда следует третий закон тайги. Запишите его на листе. Почему отец и дед считали тайгу кормилицей? Задание для 4 группы. | Слушают ответы одноклассников, высказывают свое мнение, корректируют результаты своей деятельности. | |
5.Динамическая пауза (этап физической разрядки). | Зрительная гимнастика. Зрительный тренажер Базарного В.Ф. | Учащиеся выполняют зрительную гимнастику | Личностное: |
Составить синквейн «Образ Васютки» | Измнился ли Ваютка после пяти дней, проведенных в тайге? | Составляют синквейн «Образ Васютки» ( Васютка оценил мудрость деда, те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.) | Познавательные: |
Природа преподнесла Васютке уроки мужества, уроки доброты: | |||
6. Подведение итогов урока | Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Любить, беречь и охранять природу родного края; выяснить значение природы в жизни человека, выяснить какова взаимосвязь человека и природы. Открыть для себя законы тайги, которые помогли Васютке выжить.) Выполнили ли мы эту цель? | Учащийся читает наизусть заранее подготовленное стихотворение В. Шефнера. Ты, человек, любя природу, | Познавательные: |
7.Рефлексия. Устно: | Сегодня на уроке я узнал, что… | Регулятивные: | |
8.Домашнее задание. | Домашнее задание: Спасибо за работу! Молодцы! Наше настроение? (Жетон) | Делают выбор, записывают домашнее задание. | Регулятивные: |
Предварительный просмотр:
Долинская И.Ю.
Учитель русского языка и литературы.
с. Вознесеновка
Технологическая карта урока по предмету «Русский язык и литература»
Тип урока: | Комбинированный (урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков). |
Авторы УМК: | Программа под редакцией В. Я. Коровиной. |
Цели урока: | Цель: на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; Задачи: Образовательные: определить авторскую позицию на роль женщины в обществе, в семье; совершенствовать навык поиска информации в предложенном отрывке художественного текста; научить оформлять результаты исследования в «Путеводитель урока»; совершенствовать навык монологической речи. Развивающие: развивать умение выделять главные особенности характеров героев художественного произведения; развивать умение сопоставлять, составлять план и пользоваться им; развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать; развивать умение сопоставлять факты и события; развивать умения правильно обобщить данные и сделать вывод; Воспитательные: обучение в сотрудничестве; обучение действием – стремиться к воспитанию чувства коллективизма, чувства такта, отзывчивости, умению управлять эмоциями. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): | Предметные: знать содержание текста; уметь анализировать характеры героев, поступки, особенности речи, противоречивость характеров, взаимоотношения с другими персонажами. Личностные: реализовать возможность личностного выступления; закрепить навык работы в группе на основе принципов взаимоуважения, поддержки; формирование навыка добиваться результата при ограниченном времени; Метапредметные: умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы; самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать для доказательства собственной позиции. |
Оборудование: | ПК, мультимедийный проектор, экран, иллюстрации портретов героинь романа – эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», компьютерная презентация, карточки с набором слов для задания; расставить парты в классе для работы в группах; заранее сообщить учащимся необходимое количество групп для реализации учебной задачи; « Путеводитель урока» для записей, ручки. |
Образовательные ресурсы: | Текст романа Л.Н.Толстого «Война и мир», фрагменты фильма «Война и мир», http://www.moi-universitet.ru/ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
РУССКОГО ЯЗЫКА
по теме: «Доказательства в рассуждении».
СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС
Учебник : русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [ Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др] - 36-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 317с.
Предметная область: русский язык
Класс: 5
Тип урока: открытие нового знания
Тема: «Доказательства в рассуждении».
Цель: повторить типы речи, развить понятие о рассуждении, научить писать сочинение рассуждение.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
- Умение применять в жизненных ситуациях приобретенные знания построения рассуждения
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
- формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);
- формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД);
- формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);
- формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- освоение знаний по теме: «Доказательства в рассуждении».
Оборудование урока : ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Мотивация к учебной деятельности
| - Добрый день, ребята! На столах у вас лежат светофорики. С их помощью мы сейчас проверим, как вы усвоили предыдущую тему. Я называю имя сущ-ное, а вы показываете красную сторону, если оно нарицое, а зеленую-если собственное. | Выбирают сторону светофора, демонстрируя усвоение знаний | Личностные: самоопределение, Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: анализ. Коммуникативные: умение выражать свои мысли |
2 | Актуализация и пробное учебное действие. | Ребята, скажите, пожалуйста, а какие типы речи вы знаете? Докажите свой ответ. Какие части речи чаще всего используются в каждом из типов? У вас на столах лежат карточки с тремя текстам, давайте определим типы речи этих текстов. 1-Через два дня он уже был дома, в своей избенке, к великому изумлению солдатки, которую туда поселили. Помолясь перед образами, тотчас же отправился к старосте. Староста сначала было удивился; но сенокос только что начинался: Герасиму, как отличному работнику, тут же дали косу в руки – и пошел он косить по-старинному, косить так, что мужиков только пробирало, глядя на его размахи да загребы… 2-Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле побелело, точно пеленою Все его одело. Темный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно… 3-Вечер, перед тем как лечь спать, подошел Колька к календарю, оторвал листочек и прочел на нем «Вторник». Посмотрел на оставшийся листок и прочел «Среда». «Завтра уже среда», - подумал Колька и похвалился: -А я знаю, мама, почему среда средой называется. Это потому, что она посередине недели висит. Верно я говорю? -Верно,- согласилась мать . 1. Вы обратили внимание на первый текст, узнали, откуда он? - Скажите, пожалуйста, какие тропы использует автор при описании зимнего дня? (Олицетворения, эпитеты, метафоры). 2. А тип третьего текста? Попробуйте доказать, что это рассуждение. | Отвечают на вопросы, выполняют задание. | Личностные: нравственно-этическое оценивание. Регулятивные: целеполагание Познавательные: применение методов информационного поиска, анализ. Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: построение речевого суждения. |
3 | Целеполагание к деятельности | Ребята, вы обратили внимание, о чем я вас прошу в течение урока? - Правильно, доказывать свое суждение. Вы уже догадались, какая сегодня тема урока? Сегодня мы с вами будем учиться строить рассуждение, приводить доказательства находить аргументы, делать вывод. | Выполняют задание, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, согласовывают тему урока | Личностные: смыслообразование Регулятивные: планирование Познавательные: структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение, рассуждение. Коммуникативные: разрешение конфликта, умение выражать свои мысли |
4 | Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее определение понятия рассуждения, запишите в тетради ( ЗАПИСЬ ПОД ДИКТОВКУ) 1.-умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логической последовательности; 2.-высказывание, обсуждение. Скажите, какое это слово, основываясь на знаниях лексики? (многозначное). Научимся правильно писать это слово (морфемный разбор): один ребенок идет к доске: РАС_СУЖД_ЕНИ_Е. | Обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, , выбирают способ, строят план достижения цели, определяют средства, ресурсы.
| Личностные: Осознание своих возможностей в учении Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, Познавательные: анализ, синтез, выбор эффективных способов решения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли. |
5 | Реализация построенного проекта. . | - В каких жизненных ситуациях необходимо использовать этот тип речи? (когда нужно что-то доказать, например, на уроках и т.д.) Основная задача этого типа текста? (объяснить, доказать, установить истину) Давайте вспомним, каково назначение повествования(рассказать) и описания (изобразить) | Выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Обсуждают и выбирают оптимальный вариант. | Личностные: нравственно-этическое оценивание. Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, структурирование знаний, классификация, подведение под понятие. Коммуникативные: разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли. |
6 | Первичное закрепление | Обратите внимание на доску – ваша задача определить тип текста по структуре: А)- 1-Общее впечатление о предмете. 2-Детали предмета. Б)-1-Начало события. 2-Развитие события. 3-Кульминация 4-Конец события, развязка. В)-1-Тезис 2-Доказательства 3- Вывод. Все верно. Скажите, пожалуйста, а вы сможете по той структуре построить рассуждение? А почему не сможете? Да. Вы не знаете, что означают термины. Посмотрите на экран и спишите определения в тетрадь: Тезис – основное положение, мысль, которую нужно доказать. Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса. Вывод – то, что следует из сказанного выше. - Чтобы ваше рассуждение было грамотно построено, следует использовать слова-шпаргалки, или слова-конструкторы: При формулировании тезиса- я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд… Для введения доказательств – во-первых, одна из причин, во-вторых, кроме того, вторым доказательством является, к примеру… В выводе логично использовать слова – Таким образом, вот почему, итак, следовательно, я пришел к выводу… | Личностные: Иметь возможность осваивать новые виды деятельности Регулятивные: Контроль, коррекция. Познавательные: Анализ, синтез, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, инициативное сотрудничество, разрешение конфликтов, управление поведением партнера. | |
7 | Динамическая пауза (этап физической разрядки). | Зрительная гимнастика. Зрительный тренажер Базарного В.Ф. | Учащиеся выполняют зрительную гимнастику | Личностное: |
8 | Самостоятельная работа в группах | Сейчас вы делитесь на пять (3) групп, и каждая группа получает задание. Докажите, что:
или Упр. 482; (483) | Самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, сравнивают с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их решить. Далее самопроверка по эталону. | Личностные: Участие в творческом, познавательном процессе Регулятивные: Контроль, коррекция, оценка. Познавательные: структурирование знаний, рассуждение, доказательство. Коммуникативные: умение выражать свои мысли |
9 | Включение в систему знаний и повторение. | Соревнование «Лучший редактор» Определите, являются ли данные тексты рассуждением. 1.-Кого можно назвать воспитанным человеком? Однажды я и мой друг Колька ехали в трамвае. На одной остановке вошла старушка. Коля быстро встал и сказал : «Садитесь, бабушка, пожалуйста». А когда мы вышли, помог старушке донести до дома тяжелую сумку. Вот что значит вежливый, воспитанный человек! ( Здесь нет тезиса) 2.-Различить ворону и галку совсем просто. Галка вдвое меньше, вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком подвязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост. (это сравнительная хар-ка). | Читают текст, доказывают свою точку зрения, делают вывод. | Личностные: осуществление личностного морального выбора Регулятивные: коррекция, оценка Познавательные: построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, рассуждение, доказательство Коммуникативные: умение выражать свои мысли |
10 | Рефлексия учебной деятельности.
| Организует рефлексию. Учитель уточняет, достиг ли цели каждый. -Что такое тезис? - Как строится рассуждение? -Какие слова помощники можно использовать?
Давайте еще раз воспользуемся светофориками: если урок понравился, показываем зеленую сторону, если нет – красную. Учитель оценивает работу учащихся на уроке. | Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Дают ответы на вопросы | Личностные: нравственно-этическое оценивание, осуществление личностного морального выбора. Регулятивные: оценка. Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
11 | Домашнее задание. | Домашнее задание: На основе упр.484 написать сочинение-рассуждение. Тему сочинения можно выбрать свою. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
испанцы японцы французы англичане итальянцы архангело - городцы туляки элистинцы норвеж цы вознесе- новцы
контракт ситуация коммюнике лозунг антракт монумен т договор положение соглашение призыв перерыв памят ник
Предварительный просмотр:
Вариант 1.
1.Разберите по составу слова:
желтоватый, сероватый, усатый, утеплять, располагался,
прояснение.
2.Укажите способ образования данных слов:
собеседник, пригорок, бессмыслица, сбежать, паровозный, ЦТ.
3.Одинаковы или различны корни в словах погрузка и нагружать?
Определите способ образования каждого из них.
4.Постройте словообразовательную цепочку слов:
заготовить, призадуматься.
5.Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы.
Вод..провод, жизн..описание, растен..водство, басн..писец, власт..любие, дальн..зоркость, песн..творчество, камен..тес, чест..любие, земл..делие, пр..интересный ра(с,сс)каз, пр..держиваться этой стороны, пр..остановить движение, пр..одолеть пр..тяжение земли, непр..ступная крепость, пр..слушаться к шуму, пр..емник поэта, пр..зреть сироту, пр..бывать на работе.
6.Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1) Чистая з..ря долго г..рела над лугами.
2) Опускаются ласточки к самой воде чуть к..саются влаги крылом.
3) Леса уходили в веселую даль где лежало среди зар..слей оз..ро.
4) Верейский, обратясь к Кириле Петровичу, спросил у него что значит это пог..релое строение и ему ли оно пр..надлежит.
Вариант 2
1.Разберите по составу слова:
беспринципный, чугунный, паровозный, встретился, прикрепить, похолодание.
2.Укажите способ образования данных слов:
соавтор, пригород, беспорядок, освежить, засухоустойчивый, КВН.
3.Являются ли однокоренными слова
наводнение и переводной?
Укажите способ образования этих слов.
4.Постройте словообразовательную цепочку слов:
затруднить, разважничаться.
5.Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы.
Пр..землиться в заданном районе, пр..творить мечту в жизнь, пр..готовиться к рапорту, пр..родные богатства, пр..обрести нужные навыки, пр..одолевать вредные пр..вычки, пр..непр..ятная телеграмма, пр..ключенческий фильм, пр..скучное занятие, относиться с пр..зрением, пр..творить мечту в жизнь, пр..обрести дом, пр..давать значение, пеш..ход, дальн..зоркость, растени..водство, дожд..мер, угл..коп, везд..ход, дыр..кол.
6.Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1) Сопр..к..сновение с пр..родой всегда пр..красно!
2)В лесу мы соб..раем р..стения подб..раем пр..чудливые корни деревьев.
3)Солнце к..снулось земли и на травы на опушк.. длинные тени л..гли. 4)Дождь прош..л трава бл..стит в небе радуга стоит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3.3 Опубликованные научные статьи и методические и дидактические разработки
3.3. Опубликованные научные статьи и методические и дидактические разработки...
3.3 Опубликованные научные статьи и методические и дидактические разработки
3.3 Опубликованные научные статьи и методические и дидактические разработки...
Раздел 3. Опубликованные научные статьи и методические и дидактические разработки
Раздел 3. Опубликованные научные статьи и методические и дидактические разработки...
3.3 Опубликованные научные статьи и методические и дидактические разработки имеющих выходные данные
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22448264","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22448271","attributes":{"alt":"","class"...
3.3.Опубликованные научные статьи и методические и дидактические разработки.
Методические и дидактические материалы.Выходные данные....
3.3.Опубликованные научные статьи и методические и дидактические разработки
Публикации педагога...