Психическая характеристика памяти учащихся и ее коррекция
материал

Гладких Алексей Андреевич

Психическая характеристика памяти

учащихся и ее коррекция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._osobennosti_pamyati_i_puti_eyo_korrektsii.docx829.01 КБ

Предварительный просмотр:

Психическая характеристика памяти

учащихся и ее коррекция

 «Все жалуются на свою память,  но никто не жалуется на свой ум.»

          Франсуа де Ларошфуко.

Среди многих способностей, которыми одарен каждый нормальный человек со дня своего рождения, одной из важнейших является возможность сохранять и воспроизводить по мере надобностей полученные впечатления. Эта способность составляет функцию памяти. Стоит только представить себе, кем бы был человек, лишенный памяти, чтобы  понять ее огромнейшее, ничем не заменимое значение. Ведь, не обладая памятью, человек не мог бы усваивать общественный опыт, передаваемый ему другими людьми, отложившийся в книгах, предметах искусства и культуры.

“Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком” (Ч.Айтматов.).

“Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы бы были существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом”.

Память лежит в основе способностей человека, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых сейчас он находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

  Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Человеческая память – явление сложное и многогранное, не раскрывшее до конца всех своих секретов.

Память это основа личности. Среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной памяти безграничной по своим возможностям.

Приведём несколько примеров:  

  1. Историки утверждают, что персидский царь Кир, А. Македонский и Ю. Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек.
  2. Такими же способностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч жителей греческой столицы Афины.
  3. Академик А.Ф.Иоффе по памяти знал таблицу логарифмов.
  4.  Современник А.Ф.Иоффе - академик А.А.Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один раз.
  5. «Книга Веды» -древнейший памятник индийской литературы — на протяжении веков передавалась устно, сохраняясь лишь в памяти индийцев. Некоторые из них и сейчас помнят народный эпос — все песни Махабхараты в 300 тысяч строк.

Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти.

Современный крупнейший математик и кибернетик фон Нейман сделал расчёты, которые показали, что в принципе человеческий мозг может вместить примерно 1020 единиц информации. Это означает, что каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире Российской государственной библиотеке. Поэтому можно уверенно заключить: никто не знает границу своей памяти. Мы никогда даже близко не подходили к границам наших возможностей и память мы используем на ничтожную долю своей мощности.

Природа отпустила каждому колоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им, или из-за того, что просто не умеем пользоваться, или из-за того что, ленимся заниматься интеллектуальной гимнастикой.

 

Под памятью обычно понимают запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, её прошлого опыта.

Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.

Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.

      Две тысячи лет спустя французский философ и естествоиспытатель Р. Декарт, создатель "гидравлической" модели нервной системы, предположил, что частое использование одних и тех же пустотелых трубок (так Декарт представлял себе строение нервных волокон) приводит к их растяжению и снижению сопротивления движению "жизненных духов", что сопровождается формированию навыков - т.е. запоминанием.  Позже - уже в 19 и начале 20 веков - в связи  с созданием таких систем, как телефонная сеть, электронно-вычислительные машины, магнитофоны и другие устройства, механизмы память трактовали в соответствии с принципами, на которых основаны механизмы действия перечисленных выше устройств.

Наконец, в связи с развитием исследований в области генетики и молекулярной биологии, раскрытием механизмов хранения генетической информации к объяснению механизмов памяти привлекли уже биологические аналогии. В частности, предполагали, что механизмы, по крайней мере, одного из видов памяти имеют молекулярную основу (запечатление информации сопровождается изменениями в системе ферментов, локализующихся в нервных клетках, увеличением содержания в них нуклеиновых кислот и т. д.).

Выделяют следующие процессы памяти:

  1. Запоминание начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).
  2. Хранение – накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется в эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.
  3. Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.

Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.

  1. Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.
  1. Классификация видов памяти

1. В зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения:

  1. двигательная память – это память на различные движения и их системы, позволяющая формировать практические и трудовые навыки;
  2. эмоциональная память – это память на чувства;
  3. образная память – включает зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память;

словесно-логическая (вербальная) память   связана с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением;

2. В зависимости от характера деятельности, в ходе которой  совершается запоминание и воспроизведение:

  1. непроизвольная – характеризуется  отсутствием заранее поставленной цели  и специальных  приемов запоминания, но при обязательном взаимодействии субъекта  с предметами;
  2. произвольная – преднамеренное заучивание или запоминание чего-либо.

3. По способу запоминания:

  1. механическая – не опирается на  понимание;
  2. смысловая – основана на обобщении и систематизации ассоциаций, отражающих  наиболее важные и существенные стороны  и отношения предметов.

4. По продолжительности запоминания и сохранения материала:

  1. кратковременная;
  2. долговременная.

Существуют и другие классификации видов памяти:

  1. Непосредственная. Она хранится около 0,25 сек. Позволяет осуществлять взаимосвязь между последующими интервалами времени.
  2. Оперативная. Это тот раздел памяти, который работает в настоящий момент. Характеризуется тем, что время обработки информации может доходить до 20 сек. Объем этой памяти значительно меньше непосредственной.
  3. Долговременная. В ней хранятся образы явлений и предметов внешнего мира, которые нужны человеку в течение длительного времени, которыми он пользуется периодически.

Долговременная память подразделяется:

           а) генетическая память - это все то, что накопили наши предшественники.

         б) наследственная память - память ближайших родственников.

     

  1. Совершенствование памяти

Исследователи установили, что в обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв расположенных не по алфавиту, 4-5 цифр, 5 синонимов. И перегрузок практически не бывает. Но объем памяти уменьшается, если альтернатива увеличивается. Так, например, объем памяти на различные предметы и цвета равен 3, на числа и точки - 8-9, на буквы - 6-9, на геометрические фигуры - 3-8 и т.д.

В принципе возможны 2 основных подхода к регулированию процессов памяти путем воздействия на функциональное состояние мозга: химический и физический.

Химический подход, который включает использование фармакологических средств, известен с незапамятных времен. Эти средства: чай, кофе (кофеин), стрихнин, нивалин, пилокарпин, фенатин, этимизол, этиразол, центрофеноксин, пирацетам, неотропил, пирамен. На благоприятные результаты от использования психофармакологических средств, активизирующих мозговую деятельность, можно рассчитывать лишь имея в виду людей со стабильной, уравновешенной психикой, а также людей с более или менее угнетенной психикой, инертных, малоинициативных, не уверенных в себе.

Можно использовать вещества - адаптогены. К ним относятся корень жень-шеня, препараты из китайского лимонника и элеутерококка. Действие адаптогенов весьма разнообразно. Человеку, занимающемуся физическим трудом, они помогают справиться с физическим перенапряжением, альпинисту - приспособиться к пониженному атмосферному давлению, литейщику - к высокой температуре и перегреванию организма, ткачихе - к шуму в цехе и т.п. Они помогают больному быстрее поправиться после операции. Одним словом, они "следят" за сохранением внутреннего равновесия в организме, а это очень важно для работы мозга, в т.ч. для эффективности обучения и запоминания. Кроме того, адаптогены обеспечивают более экономное расходование энергии мышцами, улучшает синтез белков, что имеет прямое отношение к биохимическому механизму памяти.

Ухудшают память: кокаин, метизергид, препараты резерпина и аменазина (хлорпромазина).

Второй подход к изучению и регулированию процессов памяти - физический. Заключается он в изучении влияния физических факторов на процессы запоминания и на фазы памяти вообще.

Важнейшим направлением в физическом подходе является электрическая стимуляция мозговых структур.

        Механизмы памяти должны быть всегда подвижны и всегда в "форме". Их нужно постоянно тренировать, ежедневно выделяя для этого час или хотя бы 20-25 минут, при совершенствовании памяти важно знать главный закон саморазвития: труд, настойчивость, регулярность.

    Лучше всего функционирует память между 8 и 12 часами дня, затем ее эффективность начинает постепенно падать. После 17 часов запоминание снова улучшается и, если человек не очень устал, к 19 часам достигает высокого уровня.

      Память  развивается  одним  путем – упражнениями.  Тренировка памяти будет эффективнее, если ставится конкретная задача - что нужно запомнить.

Существует и такое правило умственной работы — отдыхать, меняя занятия. Это верный путь избежать переутомления, что так же важно в процессе тренировки памяти. Одна из основных заповедей улучшения памяти – повторение.

      По возможности нужно использовать все способы восприятия информации. Комбинируйте их и через некоторое время память ваша станет надежней, лучше. Очень важно при запоминании новой информации не отправлять ее в дальние "кладовые памяти", а постараться сопоставить ее с полученной ранее, развивая тем самым ассоциативную память.

  1. Факторы, ухудшающие память 

1. Курение

Курение очень плохо воздействует на нервную систему человека, и в частности на работу головного мозга. Несколько исследований, проведенных независимыми друг от друга командами ученых показали, что курильщики показывают несколько худшие результаты в упражнениях на запоминание, чем некурящие люди.

Первоначально в малых дозах, никотин расширяет кровеносные сосуды и действует возбуждающе. Курильщик ощущает прилив энергии, лучше себя чувствует, его мысль течет быстрее. Но все это длится недолго. В больших дозах и при длительном употреблении никотин сужает сосуды. Под влиянием никотина и других составных частей табачного дыма (вовсе не безобидных) умственная деятельность постепенно ослабевает. У большинства курильщиков наступает ослабление памяти. Результаты исследований показали, что под влиянием курения табака, наступает ухудшение кровоснабжения мозга.

Никотин может временно улучшить функцию краткосрочной памяти, но долгосрочная память уходит в глубокий нокаут при длительном следовании вредной привычке.

2.Алкоголь.

 Алкоголики часто жалуются на забывчивость. Под удар алкоголя главным образом попадает кратковременная память. Люди с легкостью вспоминают давно происходившие события, но столь же легко забывают сиюминутные. Кроме того, алкоголь приводит к замедлению мозговой деятельности.

3. Недоедание

        Как и хороший автомобильный двигатель, ваш мозг нуждается в топливе - и высокооктановым горючим для клеток головного мозга является глюкоза - практически чистая энергия. Если глюкозы нет, мозг переходит в спящий режим, и естественно, высшие функции нервной системы тоже "засыпают".

         4. Стрессы

        Ежедневные стрессовые ситуации также приводят к ухудшению активности мозга, в том числе и к снижению способности что-либо запоминать. Стоит отдохнуть - и способности вновь восстановятся, однако самые нервные дни или даже недели забываются очень быстро - мы подсознательно стараемся избавиться от груза ненужной памяти.

        

Рекомендации учащимся  по улучшению и развитию памяти:

1. Сложный материал запоминайте по частям, выделяя смысловые разделы. Важно не механическое, а осмысленное заучивание     материала. Установлено,     что продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше механической.

2. Опирайтесь на свой тип памяти, активизируйте образные представления.

3. Систематически   повторяйте   и   воспроизводите   материал,   который запомнили. Лучше повторять перед сном, а также утром, на «свежую голову».

4. Выделите в объектах главное и  второстепенное,  найдите связи объектов друг с другом.

5. Очень   эффективен   метод   логического,   ассоциативного   запоминания, нужно не зазубривать факты и описания, а стараться подобрать к ним какие-либо известные

1. Общая характеристика памяти детей

Память - это форма психического отображения действительности, которая заключается в запоминании, сохранении, забывании и воссоздании прошлого опыта. Физиологичной основой памяти являются временные нервные связки в коре головного мозга, которые могут быть актуализированы под воздействием разнообразных раздражителей. К основным процессам памяти принадлежат запоминание, которое обеспечивает закрепление новой информации путем связывания ее с предыдущим опытом, сохранение-забывание, воссоздание.

В психологии различают несколько видов памяти. В зависимости от характера материала, который запоминается, память может быть вербальной, образной, эмоциональной. Учитывая то, какой анализатор больше всего задействован в восприятии информации, которая запоминается, выделяют зрительную, слуховую, тактильную и другие виды памяти. С учетом длительности сохранения память разделяется на долговременную, кратковременную и оперативную. Информация может фиксироваться непроизвольный и произвольно.

Проблемам памяти умственно отсталых учеников посвящено немало исследований. Длительное время считалось, что дети с умственной отсталостью имеют хорошую механическую память. Однако исследования показали, что количественные показатели запоминания разнообразного материала у учеников с нарушением интеллекта являются значительно ниже, чем у нормально развитых детей. Например, с 10 слов младшие школьники с нормальным психофизическим развитием могут усвоить 6-8, а для запоминания всего ряда им необходимо 2-3 повторения.

Умственно отсталые ученики младших классов с первого раза усваивают 3-5 слов, а для воссоздания всего ряда требуют четыре и больше повторений. Многократное повторение ряда слов часто не улучшает качества запоминания. И после первого, и после второго повторения дети могут называть то же количество слов. Б.І. Пинський объясняет это явление тем, что дети с умственной отсталостью не владеют мнемическим действием: они не знают, что надо делать, только бы запомнить, не пользуются мнемическими приемами.

Еще хуже у учеников вспомогательной школы развита логическая осмысленная память. Они не пытаются понять содержание того, что запоминают, не осуществляют попыток систематизировать определенным образом материал для облегчения усвоения, им кажется, что механически зазубрить текст легче, чем осмыслить его. Это приводит к формальному заучиванию материала без понимания его содержания. Формальное запоминание является очень вредным, поскольку усвоенная таким способом информация не может быть использована в практике, служить основой для развития.

Логично структурированную, доступную пониманию информацию ученики вспомогательной школы усваивают лучше, чем материал, лишенный логических связей. Вообще уровень конкретности материала существенно влияет на качество запоминания: слова, которые помечают конкретные предметы, дети усваивают лучше, чем абстрактные и обобщенные; простые предложения без сложных грамматических конструкций запоминаются лучше, чем те, которые содержат обороты, сравнение и тому подобное.

Своеобразным у умственно отсталых детей является процесс развития памяти. У нормально развитых детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное запоминание над произвольным: детям более легко усвоить информацию, если нет специального задания выучить наизусть, если процесс запоминания выступает как операция в составе какой-то другой деятельности, например игровой. В младшем школьном возрасте благодаря учебной деятельности постепенно повышается производительность произвольной памяти за счет овладения мнемическим действием и приемами мнемотехники.

Эффективность непроизвольного запоминания определяется, во-первых, местом, которое занимает материал, который запоминается, в деятельности: лучше всего усваивается та информация, которая занимает место цели, а хуже всего то, которое является фоном деятельности. Во-вторых, непроизвольное запоминание зависит от побудительной силы мотивации и степени включенности индивида в деятельность.

Свойственные ученикам с умственной отсталостью психическая пассивность, незрелость познавательных интересов, недостаточность осознания целей и осмысления содержания деятельности предопределяют низкую производительность непроизвольного запоминания. Познавательная инактивность трудно поддается коррекции, поскольку тесно связана с первичным дефектом, потому использование непроизвольной памяти детей с умственной отсталостью и попытки ее развить оказываются неэффективными.

Можно заинтересовать учеников вспомогательной школы использованием на уроке игровых моментов и других приемов развлекательного характера, который активизирует их, вызывает оживленную эмоциональную реакцию, но не дает ожидаемых результатов. Они запоминают не учебный материал, который использовался в игре, а саму игру.

Производительность произвольного запоминания зависит от осознание необходимости усвоения определенных знаний, обладания рациональными приемами заучивания, правильной организации мнемической деятельности. Все эти условия для учеников могут организовать педагоги, а впоследствии научить их пользоваться ими самостоятельно.

Качество произвольного запоминания повышается в случае подчинения его мышлению. Опосредованность памяти в психологии исследуется с помощью экспериментальной методики, за которой индивиду предлагают к каждому слову, которое нужно запомнить, добрать предметную картинку, которая облегчила бы этот процесс. Дальше связь между картинкой и словом помогает актуализировать последнее. Исследуемый смотрит на картинку и называет слово. Описанный прием значительно расширяет объем памяти дошкольника с нормальным психофизическим развитием.

С возрастом знаки, которые используются для облегчения запоминания, подлежат интериоризации и индивид уже не требует внешних опор.

Ученики вспомогательной школы, выполняя задание на опосредствованное запоминание, могут устанавливать лишь очень простые связки между словом и картинкой. Например: к слову окно добирается картинка с изображением дома, к слову фрукты - изображение яблока. Однако к словам мех, чистота и других добрать картинки сложнее. Установленные связки не всегда помогают детям актуализировать слово.

Они часто воссоздают не слово, которое нужно было запомнить, а предмет, изображенный на картинке, или весь комплекс : предмет - связь - слово (например: "У дома есть окна"; "Яблоко - это фрукты"). Слова, к которым ребенку было трудно добрать картинки, не вспоминались вообще. Трудности актуализации слова приводили к потере цели, упрощения задания. Дети удавались к названию изображений на картинках.

Производительность опосредованного запоминания у учеников с нарушенным интеллектом является значительно ниже (6-8 единиц - до 80 %), чем у детей с нормальным психофизическим развитием (10 единиц - 100 %). Однако так же, как и при нормальном развитию, при умственной отсталости опосредствованное запоминание преобладает над непосредственным.

2. Особенности забывания и хранение информации

Хранение - забывание - это процесс памяти, который заключается в селекции информации, которая должна остаться в памяти и которую необходимо стереть. Этот процесс с физиологичной точки зрения зависит от прочности временных нервных связей в коре головного мозга. Забывание является таким же важным, как и хранение, поскольку препятствует перегрузке памяти лишней информацией.

У детей с умственной отсталостью забывание преобладает над хранением. Причиной этого является свойственная им слабость нервных связей. Значительная часть усвоенного, если его не повторять многократно, не использовать постоянно в практике, быстро стирается. Например, дети, которые научились читать, после каникул не могут вспомнить отдельные буквы; хорошо усвоенные навыки устного счета после длительного перерыва в использовании придется возобновлять.

Забывание следует отличать от забывчивости. Забывание происходит через недостаточно качественное или несознательное, неосмысленное заучивание. Забывчивость возникает на фоне истощения нервной системы и нарастания переутомления, потому ребенку трудно актуализировать информацию, которая хранится в памяти. Забывчивость особенно часто имеет место у детей с ослабленной уязвимой нервной системой. Чтобы предотвратить забыванию, нужно повторить материал; чтобы устранить забывчивость, необходимо снять переутомление, создать условия для отдыха.

В процессе хранения информация может быть неправильно связана с предыдущим опытом, а также подлежать искажению. Ученикам вспомогательной школы предлагали ознакомиться с изображением двух рыб - щуки и окуня, которое сопровождалось рассказом об образе их жизни, разницу в их строении. После этого необходимо было изобразить изображение обеих рыб, а спустя некоторое время - нарисовать их по памяти. Сравнения рисунков, которые были сделаны из образца и по памяти, показали, что разница между изображениями щуки и окуня постепенно исчезала.

Это значит, что специфические признаки, за которыми отличается один объект от другого, со временем этими детьми забываются, обиды разных предметов уподобляются.

Еще одной особенностью процесса хранения у учеников с умственной отсталостью является отсутствие установки на срок сохранения. У детей с нормальным психофизическим развитием длительность удерживания в памяти определенной информации зависит от осознания того, через какое время ее нужно будет использовать. Это проверяется путем такого экспериментального исследования. Детям предлагают выучить два одинаковых по объему и сложности стихи. На изучение каждого стиха выделяется одинаковое время.

Исследуемым сообщают, что знания первого стиха у них будут проверять на следующий день, а второго - через неделю. Проверка прочности усвоения обоих стихов через неделю у детей с нормальным психофизическим развитием показала, что качество сохранения у памяти второго стиха является значительно выше, чем первого. Дети с недоразвитым интеллектом одинаково плохо воссоздавали и первый, и второй стихи. То есть качество сохранения информации у них не зависит от ее значимости.

Перечисленные особенности процесса хранения - забывания у учеников вспомогательной школы доводят необходимость организации для них в процессе учебы постоянного повторения.

Следовательно, у детей с умственной отсталостью независимо от возраста производительность непроизвольного и произвольного запоминания находится на одинаково низком уровне. Вместе с тем, коррекции легче поддается само произвольное запоминание.

3. Воссоздание усвоенного материала

Воссоздание - это процесс памяти, который заключается в актуализации материала, который запоминался. Воссоздание может быть непроизвольным, тогда это припоминание отдельных фрагментов прошлого опыта под воздействием определенных внешних обстоятельств. Произвольное воссоздание заключается в целеустремленном, логическом, последовательном изложении информации индивидом.

Особенности воссоздания при умственной отсталости зависят от того, как материал запоминался. При произвольном заучивании воссоздание оказывается более-менее логическим, последовательным и полным, а при непроизвольном - бессистемным, фрагментарным, хаотическим. Однако у умственно отсталых учеников непроизвольное воссоздание часто заменяет произвольное. Тогда припоминание учебного материала оказывается лишенным последовательности.

На актуализацию усвоенного материала часто влияют посторонние раздражители. Например, в экспериментальной ситуации с десяти предложенных слов ученики с интеллектуальными изъянами воссоздают 3-5; при этом некоторые из них повторяют несколько раз, некоторые искажают или заменяют близкими по звучанию или значению. А кроме этого, к предложенному ряду слов добавляют свои, которые помечают предметы, что их окружают.

В процессе воссоздания ученики вспомогательной школы не склонны самостоятельно пользоваться планом или каким-то другим материалом (опорными словами, картинками, схемами и тому подобное), который помогает придерживаться полноты, логики и последовательности изложения.

4. Коррекция недостатков памяти

Память занимает важное место в развитии и учебной деятельности учеников. Правда, иногда значение памяти в процессе усвоения знаний преувеличивается. Традиционная директивная педагогика основывается на представлении о том, что основным механизмом формирования знаний, умений, навыков является их многократное повторение вплоть до запоминания. Осмысление материала, который изучается, в этом контексте воспринимается как средство облегчения процесса усвоения. Соответственно успешность учебы зависит от качеств памяти ребенка.

Однако заученный наизусть материал еще не является присвоенным, поскольку не гарантирует успешного его использования на практике. И, наоборот, потребность учить правило наизусть отпадает, если ученик с нормальным интеллектом понял его, поскольку может пересказать своими словами.

Среди учеников с нормальным интеллектом есть такие, которые сначала запоминают материал и только впоследствии осмысливают его и присваивают. У детей с умственной отсталостью этого не происходят. У них выразительно наблюдается тенденция к формальному зазубриванию. Знания,  добытые таким способом, оказываются поверхностными, недействительным и, в конечном итоге,  ненужными. С другой стороны, ученики вспомогательной школы не в состоянии своими словами воссоздать даже тот учебный материал, который хорошо понимают.

Поэтому перед педагогом стоит задание сначала добиться осмысленного усвоения знаний умственно отсталыми детьми, а потом уже заучивание их наизусть.

Учитывая слабость памяти учеников вспомогательной школы, необходимо сначала создать условия для облегчения этого процесса. С этой целью информация подается малыми порциями, задействуется максимально возможное количество анализаторов при восприятии, новый материал связывается с опытом ребенка, организуются разнообразные формы повторения. Вообще повторение во вспомогательной школе занимает особенное место. Дети повторяют сразу после заучивания, в начале и в конце четверти и тому подобное. Однако все эти мероприятия являются лишь приспособлением к дефекту.

Как уже отмечалось, непроизвольное запоминание детей-олигофренов является очень слабым и плохо поддается коррекции, потому использовать распространенные в массовой школе для облегчения усвоения знаний приемы, такие как дидактичные игры, во вспомогательной школе следует очень осторожно.

Заданием "собственно коррекции" недостатков памяти является формирование рациональных приемов запоминания и воссоздания, развитие произвольности этих процессов, подчинения памяти мышлению.

Учитель должен не просто дать детям задания выучить наизусть, а научить, как это можно сделать, как облегчить этот процесс путем активного повторения, группирования материала, складывания плана, выделения главного, установления логических и образных связей и тому подобное. Следует обращать внимание детей на то, что отбор приема заучивания зависит от структуры учебного материала. Запоминания текста, таблички умножения, грамматического правила, стиха требуют разных приемов.

Интересные возможности памяти умственно отсталых учеников были выявлены Ю. Приян. Она предлагала им запомнить и впоследствии воссоздать группы слов, используя при этом разные вспомогательные приемы: классификацию, складывание со словами предложений, обозначения слов с помощью схематических и символических изображений (пиктограмм). Оказалось, что самым производительным является последний способ, который вызывал заинтересованность, стимулировал к творчеству, способствовал активизации мышления и воображения респондентов.

Эффективность запоминания с помощью пиктограмм была доказана не только в лабораторных условиях, но и во время уроков. Ученикам предлагали в процессе объяснения новой темы из естественных и гуманитарных учебных дисциплин делать схематические рисунки. Использования этих рисунков во время воссоздания значительно облегчали актуализацию знаний. Пиктограммы исполняли роль внешней опоры, которая способствовала мобилизации деятельности мозга в определенном направлении.

Большое значение для точности и прочности запоминания и длительности хранения имеет повторение. Повторение - это воссоздания знаний и умений с целью облегчения их усвоения. Исследованием роли повторения в процессе учебы умственно отсталых детей занимались Л. В. Занков, Б. Пинский, Х.С. Замский.

Для качественного запоминания умственно отсталым ученикам нужно значительно больше количества повторений, чем детям с нормальным психическим развитием. Первые воссоздания детей, как отмечалось, характеризуются неточностью, хаотичностью, ошибочными привнесениями. Через стереотипию, что свойственная умственно отсталым, эти ошибки оказываются очень стойкими - деть длительное время при воссоздании не исправляют их.

Повторяя материал, умственно отсталые дети в отличие от тех, которые развиваются нормально, не проверяются себя, не сосредоточивают внимания на тех местах, которые плохо или неправильно запомнили. Они повторяют весь материал от начала до конца много раз, не выявляя, какая часть материала усвоена лучше, а которая хуже, на запоминание что надо доложить больше усилий. Узнавание дети принимают за запоминание.

Чтобы предотвратить эти недостатки, процесс повторения на этапе "приспособления к дефекту" следует специально организовывать, а "собственно коррекция" сводится к формированию у школьников приемов эффективного повторения (модификация повторения).

Первым условием эффективности повторения является создание разнообразия его способов. Нужно сделать так, чтобы один и тот же материал дети повторяли, выполняя самые разнообразные задания. Изучая какое-то правило правописания, дети должны не только повторять его за учебником, но и добирать самостоятельно соответствующие примеры, находить в тексте слова, написанные по этому правилу; текстовую информацию можно повторять путем перечитывания, складывание плана, поиска ответов на вопрос и тому подобное.

Модификация приемов повторения связана из, активной работой мышления, требует от учеников сознания и самостоятельности и не возводит усвоения знаний к простого зазубриванию.

Важно научить умственно отсталых детей повторять материал не только весь в целом, к чему они всегда удаются, но и частями или комбинировано. Этими двумя способами умственно отсталым пользоваться очень трудно. Поскольку они плохо выделяют смысловые связки, не умеют разделять текст на смысловые части. Учеников надо учить самостоятельно проверять прочность усвоения, определять, что запомнилось лучше, а что стоит еще раз повторить.

Эффективность повторения в большой степени зависит от распределения его во времени. Например, индивид запомнит лучше, если будет повторять дважды на день в течение трех дней, чем шесть раз в течение одного дня. Объясняется это тем, что большое количество повторений одних и тех же раздражителей вызывает в коре головного мозга торможение и тем же усложняет выработку временных нервных связей, которые лежат в основе запоминания. У умственно отсталых детей торможение под воздействием повторений наступает быстрее, чем в нормально развитых.

Выработка нервных связей в заторможенной коре есть или слишком усложненным, или и совсем невозможным. Поэтому во вспомогательных школах организация повторения требует особенного внимания педагога.

Забывание изученного особенно интенсивно происходят сразу после заучивания, а дальше его темп замедляется. Следовательно, чтобы предотвратить забыванию, надо организовывать повторение сразу после заучивания. Во вспомогательных школах это имеет исключительное значение, поскольку временные нервные связки, которые лежат в основе памяти, производятся очень медленно и, если их сразу крепко не закрепить, они быстро угаснут, и тогда придется опять заучивать материал, а не закреплять.

Изучать во второй раз материал значительно тяжелее, ведь он воспринимается учениками уже без интереса, не вызывает у них ориентировочного рефлекса.

На повторение изученного в учебных программах вспомогательной школы выделяется много времени. Дети занимаются повторением в начале и в конце четверти и учебного года, повторяют только что усвоенный материал, а также тот, который изучался давно, но нужен для овладения новой темой.

Какие вещи, изображенные на рисунке, могли быть найдены архиологами во время раскопок?

C:\Users\Татьяна\Desktop\отсканирорванные\SCAN0940.JPG

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ СЕКЦИЯ “ПЕДАГОГИКА” «КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к социально-педагогической коррекции подростков, учащихся в  школе значительно возрос, что обусловило необходимость более...

Программа коррекционно-развивающих занятий Для развития психических процессов ( памяти, внимания , мышления, восприятия)

Программа коррекционно-развивающих занятийДля развития психических процессов( памяти, внимания , мышления, восприятия)...

Особенности психических процессов у учащихся класса компенсирующего обучения

Анализ работы педагога-психолога в классе компенсирующего обучения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....

Статья "Психотехнические игры и упражнения на уроках адаптивной физкультуры как средство активизации психических процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

Научно-методическая статья " Психотехнические игры и упражнения на уроках адаптивной физкультуры как средство активизации психических процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (...

обобщение опыта работы по теме самообразования «Мнемотехника как средство коррекции памяти учащихся с ОВЗ.»

обобщение опыта работы  по теме самообразования «Мнемотехника как средство коррекции  памяти учащихся с ОВЗ.»...

методическая разработка по самообразованию "Мнемотехника как средство коррекции памяти учащихся с ОВЗ"

Использование мнемотехники в воспитательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями....